ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КИНОПОКАЗА
COMPETITIVENESS CONTROL SYSTEM FORMATION OF ECONOMIC SUBJECTS OF THE CINEMA
УДК 338
КОЛОБОВА Евгения Юрьевна
старший преподаватель кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
KOLOBOVA, Evgeniya Yurievna
Assistant Professor at the Media Communications Technologies Department of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблеме управления конкурентоспособностью организаций кинопоказа в современных экономических условиях. В статье проанализированы наиболее эффективные подходы к управлению конкурентоспособностью, применимые в сфере оказания кинозрелищных услуг. Автором разработана система управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа на основе соблюдения принципов разнообразия, целостности, внешних дополнений и обратной связи. Успеху в достижении экономических и социальных целей организацией кинопоказа способствует эффективное функционирование таких подсистем в системе управления конкурентоспособностью, как управляемая, управляющая и обеспечивающая обратную связь в процессе управления конкурентоспособностью.
Ключевые слова: кинопоказ, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, система управления.
Abstract.
The article is devoted to the problem of competitiveness management of cinema organizations in current economic conditions. Scientific analysis of the most effective and widely practiced approaches to the competitiveness management are presented in the article. The author developed the system of competitiveness management inside the economic entities in the cinema industry which is based upon the principles of diversity, integrity, external additions and feedback. The effective functioning of managed, managing, and providing feedback in the process of competitiveness management subsystems in the system of competitiveness management leads to the success in achieving economic and social goals of the cinema organization.
Key words: cinema, competitive advantages, competitive ability, control system.
© Колобова Е. Ю., 2017.
Развитие сферы кинематографии, с одной стороны, свидетельствует об обеспечении доступа населения к услугам кинопоказа, с другой стороны, отражает усиление конкурентоспособности на рынке кинозрелищных услуг, в связи с чем возникает необходимость формирования универсальной системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа.
В современной научной литературе отсутствует методологически формальное законченное определение управления конкурентоспособностью. Ряд ученых-экономистов [1; 2; 3] под управлением конкурентоспособностью понимают воздействие на производственно-экономические системы, изменяющее оптимальным образом факторы конкурентоспособности товара для достижения поставленной цели в условиях воздействия среды. Р. А. Фатхутдинов отмечает, что управление конкурентоспособностью должно основываться на теории потребностей, ценностей, управления качеством, ресурсоемкостью и должно учитывать психологические, технические, административные, организационные элементы управления [4]. Таким образом, представляется целесообразным представить управление конкурентоспособностью организации в виде процесса беспрерывного анализа его возможностей, конкурентного окружения, разработки и реализации конкурентной стратегии, на основании которой формируются конкурентные преимущества, необходимые для достижения наилучших результатов по рынку в течение опреденного периода времени.
С учетом актуальных точек зрения в современных рыночных условиях, по мнению автора, управление конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта кинематографической отрасли представляет собой комплекс мер, направленных на повышение экономических результатов как формы выражения роста конкурентоспособности организации кинематографии, противодействия негативному влиянию факторов внешних и внутренних сред.
Задачи управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта в полной мере определяются рыночными условиями
и целевой аудиторией, сегментированной по соответствующим признакам. В зависимости от вида целевой функции Н. З. Сафиуллин и Л. Н. Сафиуллин [1, с. 120] рассматривают две задачи, стоящие перед управлением конкурентоспособностью: стабилизация запаса конкурентоспособности и слежение за запасом конкурентоспособности. Необходимо добавить не менее важную задачу - не только обеспечение, но и увеличение запасов конкурентоспособности. При этом на основе факторного анализа внутренней, внешней среды и конкурентов необходимо осуществить исследование окружения для обеспечения сравнимости состояния организации с этими конкурентами.
Разработка мероприятий для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта должна осуществляться на основе таких принципов, как системность; комплексная оценка факторов; функциональная направленность; учет специфики деятельности; иерархичность показателей; информационное обеспечение; обеспечение сопоставимости; непрерывность; использование современных технологий и инструментов; своевременность и оперативность принятия управленческих решений.
Принцип своевременности и оперативности принятия управленческих решений требует от системы управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии быстрой и качественной реакции на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде субъекта хозяйствования, что позволит в максимальной степени использовать ее конкурентный потенциал с целью создания благоприятных условий для роста основных показателей производственно-предпринимательской деятельности. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов необходимо своевременно использовать положительно влияющие внешние факторы, дающие возможность привлечь потенциальных кинозрителей, а также дополнительные финансовые ресурсы за счет средств инвесторов для развития предприятия.
Среди указанных принципов управления конкурентоспособностью организации наибольшее значение имеет принцип комплекс-
ной оценки факторов, предполагающий всестороннюю оценку их состава и механизма влияния, поскольку от этого зависит весь ход дальнейшей аналитической и практической деятельности.
Особенности деятельности хозяйствующего субъекта, а также внешние и внутренние факторы влияют на выбор метода управления, который должен обеспечить быстроту реагирования на изменения условий хозяйствования, а также повышение существующего уровня конкурентоспособности. Вместе с этим особенности управления конкурентоспособностью в сфере кинематографии предполагает возможность использования таких подходов, как системного, процессного, воспроизводственно-эволюционного, инновационного, комплексного (междисциплинарного), глобального, интеграционного, маркетингового, эксклюзивного, функционального, ситуационного (вариантного).
Учет особенностей деятельности организаций в киносфере связан с необходимостью применения системного и процессного подходов, являющихся универсальными для формирования системы управления конкурентоспособностью предприятия кинематографии. При этом процессный подход применим для тех кинокомпаний, которые реализуют весь спектр функций. Процесс управления является комплексом непрерывных взаимосвязанных действий по планированию, организации, учету и контролю, мотивации, регулированию, координации.
Функция планирования позволяет обеспечить взаимосвязь между поставленными целями и имеющимися ресурсами. Функция организации реализуется через комплекс управленческих и производственных процессов в ходе реализации кинопроектов по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы. Функции учета и контроля предполагают управление по расстановке экономических ресурсов на разных этапах создания кинопродукта и обеспечение выполнения планов, реализующих управленческие решения. Функция регулирования своим функциональным назначением направлена
на корректировку результатов деятельности из-за влияния факторов внешней среды посредством мер, приводящих в соответствие развитие организации кинопоказа с планируемыми экономическими и социальными результатами.
Функция мотивации отражается в побуждении сотрудников для достижения поставленных целей предприятия кинематографии. Подобное специфическое управление, направленное на развитие осознанного эффективного труда персонала, реализуется за счет материальных и нематериальных форм воздействия. Функция координации служит для установления взаимосвязей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы управления. В кинематографии ключевую роль играет функция координации полного цикла кинопроизводства, начиная от планирования и проектирования, предварительной подготовки и съемки и заканчивая пост-производством и распространением кинопродукции.
Системный подход предполагает построение системы управления, содержание которой в научной литературе регламентировано в разных аспектах. Система управления конкурентоспособностью является сложной стохастической системой, что вызвано влиянием внутренних и внешних факторов, таких как изменения ценности для кинозрителей, наличие и свойства конкурентов на рынке, сложность производства кинопродукции. Таким образом, повышение конкурентоспособности субъектов хозяйствования неразрывно связано с формированием системы управления с учетом неконтролируемых воздействий внешних факторов. Процесс управления конкурентоспособностью подразумевает взаимодействие объекта управления с управляющей подсистемой, заключающееся в обмене информационными, ресурсными и финансовыми потоками между собой, а также внутренней и внешней средой.
В современной экономической науке продолжаются попытки создания универсальной системы управления для такой отрасли, как кинематография. В этой связи возникает проблема необходимости создания общей
системы управления конкурентоспособностью с выявлением основных задач каждой подсистемы. Управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов осуществляется через оптимизацию показателей всех подсистем, взаимодействующих для достижения поставленных целей. При этом в процессе управления необходимо определить уровни конкурентоспособности субъекта хозяйствования, в частности, базы сравнения. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, например, в виде объема фильмотеки кинокомпании (количество прав на фильмы), величины кассовых сборов, экономических показателей результата хозяйственной деятельности организации.
Поскольку в процессе управления происходит взаимодействие между объектом управления, заключающееся в обмене информационными, материальными и финансовыми потоками между собой, внутренней и внешней средой [5], то управление конкурентоспособностью осуществляется на основе оказания управляющего воздействия на все этапы создания и реализации кинопродукции с целью изменения оптимальным образом факторов конкурентоспособности кинопродукции для достижения поставленных целей с учетом факторов влияния внешней среды. Поэтому важным аспектом управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинематографии является четкое определение всех ее структурных составляющих, отражающих следующие основные процессы деятельности организации: подготовительный этап процесса создания киноленты, съемочный процесс, создание кинопродукции, обеспечение финансирования, продвижение и продажа кинопроекта, PR и реклама кинопроекта, правовое обеспечение кинопроекта, а также осуществление кинопоказа через кинотеатр, телевидение, розничную сеть, торгующей DVD (рисунок 1).
Следует отметить, что кинокомпания достаточно редко реализует весь спектр таких функций, как все стадии производства фильма (pre-production, production, post-production); обеспечение финансирования съемочного процесса; продвижение на рынок и продажа
фильма; пиар и реклама кинопроекта, а также защита интеллектуальных прав на фильм. В связи с этим в доктрине менеджмента в сфере кинозрелищных услуг выделяются производственные, продюсерские и дистрибьюторские (прокатные) кинокомпании.
Производственная кинокомпания осуществляет планирование работы над фильмом и осуществляет производство кинопроекта. После получения средств от продюсера производственная компания начинает взаимодействие с различными вендорами, т. е. с дистрибьюторской (прокатной) кинокомпанией и ритейлами. При этом созданная добавленная стоимость базируется на консолидации различных ресурсов, привлеченных для работы над фильмом. Производственные компании представляют наибольший интерес как субъект реализации кинопроектов, финансируемых из средств государственного бюджета государства.
Производственная компания имеет портфель проектов с различными условиями создания кинопродукции и продолжительности, вследствие чего снижаются риски по всему портфелю проектов, стабилизируется денежный поток, а также появляется возможность перекрестного реинвестирования проектов. С течением времени портфель изменяется, однако оставшиеся права на кинопроекты продолжают обеспечивать положительным финансовым результатом. Поэтому главным конкурентным преимуществом производственной кинокомпании являются права на библиотеки проектов, как собственных, так и приобретенных. Таким образом, основное отличие схемы формирования прибыли отдельного кинопроекта от механизма формирования прибыли кинокомпании заключается во владении правами кинокомпаний на множество кинофильмов, способных обеспечивать постоянный доход.
Продюсерская компания занимается поиском и разработкой идеи, контролирует процесс создания фильма и рассчитывает оптимальные условия реализации прав на фильм. Продюсеры имеют существенную региональную специфику работы. В частности, по меркам американских экономистов, кино-
Внешняя среда
Рынок кинопроката
Рисунок 1
Схема взаимодействия структурных составляющих кинематографической отрасли с внешней средой
проект с бюджетом 15 млн долл. США считается низкобюджетным для национального рынка [6], но при оценке даже европейского кинопроекта с аналогичным бюджетом его вряд ли сочтут малобюджетным. Существенно влияет специфика регионального кинорынка и на структуру доходов продюсеров. Экономический эффект от деятельности продюсера фильма является результатом комплекса доходов: получения государственной поддержки, рекламы и размещения товара или торговой марки в киноиндустрии (product placement), реализации прав на выпуск фильмокопий на различных носителях, реализации прав на показ по телевидению, бокс-офис кинотеатров [7, с. 67-78]. Расходы на создание кинофильма образуются в результате заказа у авторов про-
изведений, необходимых для создания фильма или приобретения прав на экранизацию уже существующего сценария, затрат на съемку и монтаж, оплаты стоимости тиражирования копий и рекламной кампании кинопроекта.
Деятельность дистрибьюторской (прокатной) кинокомпании сводится к покупке прав на аудиовизуальные произведения с последующей их перепродажей или непосредственным осуществлением кинопроката. Дистрибьюторская кинокомпания формирует конкурентные преимущества по отдельному кинопроекту. На самом деле функции дистрибьютора намного шире и охватывают логистическое обеспечение кинопроекта, его таможенную очистку, создание маркетинговой схемы проката с учетом особенностей национального
кинорынка, разработку рекламной продукции и пиар кинопроекта. Затраты дистрибьюторской кинокомпании включают в себя покупку прав, расходы на логистику, тиражирование и маркетинг. Рентабельность каждого кинопроекта зависит от маржи, которая возникает между прямыми затратами и сборами от эксплуатации прав.
Дистрибьюторской кинокомпании необходимо управлять значительным количеством кинопроектов, находящихся в конкурентной среде. Конкуренция заставляет кинопрокатные компании быстро и правильно оценивать рыночный потенциал каждого фильма, определять его целевую аудиторию и точно рассчитывать время выхода на экран с учетом активности конкурентов в тот или иной период времени.
Между хозяйствующими субъектами кинематографии, имеющими отношение к созданию, продвижению и реализации кинопродукции зрительской аудитории, возникают конкурентные отношения, которые выражаются в столкновении экономических интересов субъектов, занимающих аналогичные ниши на рынке. При этом главная задача любой киностудии состоит в формировании интереса целевой аудитории и обеспечении тем самым высокого уровня конкурентоспособности кинокартины. В связи с этим студия ведет постоянный поиск новых способов и инструментов формирования и закрепления конкурентных преимуществ, трудно копируемых конкурентами, а также лоббирует административные барьеры для потенциальных конкурентов на национальном уровне.
Отметим, что особенность функционирования деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии предполагает выделение конечной организационной структурой по реализации кинопродукции - кинопроката, при котором различные формы кинопоказа выступают основными источниками получения дохода всеми предприятиями отрасли. Таким образом, от деятельности организаций кинозрелищных услуг зависит положительное развитие всей сферы кинематографии. В связи с этим возникает необходимость в повышении уровня конкурентоспособности
кинотеатральных организаций, что требует определения уровня взаимодействия элементов всей системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа для достижения конечной цели (рисунок 2).
Входная информация системы отражает все возможности, которые получает субъект хозяйствования для разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности, а именно: ресурсы всех видов, методические документы, нормативно-правовые акты. Важным компонентом системы управления конкурентоспособностью предприятия кинопоказа является степень воздействия государства на развитие кинематографии путем осуществления инвестиционной, налоговой политики, а также в результате формирования и реализации целевых программ по поддержке кинематографии.
Выходные целевые ориентиры системы управления представлены такими показателями, как объем оказанных услуг хозяйствующими субъектами, количество проданных билетов, БУБ-дисков. Для обеспечения конкурентоспособности при этом следует учитывать: качество стратегических маркетинговых исследований, обеспечение конкурентоспособных параметров процесса управления в системе, учитывающих потребности кинозрителя; применение эффективных стратегий рекламы кинопроекта, каналов его распространения.
В процессе формирования системы управления необходимо определить цели, функции, принципы, методы и структуру управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг. Система управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа сформирована на основе соблюдения принципов разнообразия, целостности, внешних дополнений и обратной связи.
По определению Р. Эшби, фундаментальный принцип кибернетики заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает некоторым разнообразием [8]. Такой принцип свидетельствует о необходимости упорядоченности
Внешняя среда
Контроллинг конкурентоспособности
Вход системы (ресурсы всех видов, методические документы, нормативно-правовые акты)
Управляющая подсистема (субъект управления)
Целевая функция управления
Принципы управления конкурентоспособностью
Организационная структура управления
Методы управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта кинопоказа
Функции управления конкурентоспособностью
Обеспечивающая подсистема: материальное,
финансовое, трудовое, технико-технологическое, информационное обеспечение
Процесс управления конкурентоспособностью
Определение факторов конкурентоспособности
Анализ уровня конкурентоспособности организации кинопоказа
Прогнозирование экономических результатов деятельности организации кинопоказа
Формирование конкурентного потенциала
Формирование конкурентных преимуществ организации кинопоказа
Формирование путей повышения уровня конкурентоспособности организации
кинопоказа
Управляемая подсистема (объект управления): хозяйствующие субъекты кинопоказа, структурные составляющие процесса реализации кинопродукции
Выход системы (объем реализованной кинопродукции)
к о я о я
s s
ü
s %
и &
о
s f-
o о я
Л
M «
M о
ä s
ев Ю Л О
ю О
§
ев И
Я
<ц
Я
О
Рисунок 2
Взаимодействие элементов системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа
сложной системы управления, которая должна состоять из необходимого управляемого числа таких подсистем, как управляемая, управляющая, обеспечивающая во взаимосвязи с
процессом управления конкурентоспособностью, - обеспечивающих выдачу каждого из них определенного результата в достижении конечной цели.
Принцип целостности отражает следующее свойство системы управления: чем больше система и чем больше различий в размерах и структуре между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут отличаться от свойств частей [8]. Такие различия возникают вследствие объединения в структуре системы однородных элементов, в результате чего возможны отклонения целостности и несовпадения отдельных целей подсистем с конечной целью всей системы. Поэтому принимать решения необходимо на основе анализа и синтеза, что обеспечит целостность всей системы.
Принцип внешних дополнений состоит в том, что любой план не в состоянии предусмотреть всех возможных отклонений, возникающих в процессе его реализации. В системе управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа необходимо учитывать влияние внешних факторов, при этом иметь существенный запас резервов, обеспечивающих эффективность реализации системы управления.
Принцип обратной связи свидетельствует о невозможности организации эффективного управления системой без наличия обратной связи. Формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа основано на технологической замкнутости ее структуры с учетом подбора необходимых подсистем.
Целевая функция данной системы управления организацией кинопоказа ориентирована на достижение планируемых экономических и социальных результатов, выявление существующих и возможных конкурентов на рынке кинозрелищных услуг, установление вероятной стратегии конкурентов, повышение спроса на отдельные киноленты, качества выполняемых услуг, расширение сети кинопоказа. Организационная структура системы управления необходима для достижения целей обеспечения конкурентоспособности организации кинозрелищных услуг во взаимосвязи с функциями и методами управления.
Управляемая подсистема представляет собой совокупность объектов воздействия управляющей подсистемы с использованием
обеспечивающей подсистемы на отдельные типы хозяйствующих субъектов кинематографии, в частности, организации кинопоказа. Объект управления состоит из структурных составляющих хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг, его внутренних процессов деятельности, включающих в себя процесс реализации кинопродукции.
Обеспечивающая подсистема состоит из методических, ресурсных, информационных и правовых компонентов обеспечения. Так, правовое обеспечение выражается в мерах государственной поддержки кинематографии в виде принятия законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии; частичном государственном финансировании производства, проката и показа национальных фильмов.
Процесс управления конкурентоспособностью организаций кинопоказа включает в себя управление факторами конкурентоспособности. Воздействие на факторы конкурентоспособности организации предполагает изменение уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа, при этом необходимо учитывать влияние каждого фактора на изменение показателей конкурентоспособности.
Специфическими факторами конкурентоспособности организаций кинопоказа могут выступать: географическое положение кинотеатра, удобство кинозалов, новизна оборудования, средняя цена билета, репертуарная политика, уровень качества обслуживания, наличие скидок, количество кинозалов кинотеатра, информативность ^еЬ-сайтов, наличие дополнительных услуг, время сеансов и время выхода премьерных кинолент.
Анализ уровня конкурентоспособности организации кинопоказа предполагает анализ специфических факторов рынка кинозрелищных услуг, определение показателей для оценки конкурентоспособности субъекта хозяйствования, оценки конкурентоспособности организации кинопоказа.
Прогнозирование экономических результатов деятельности организации кинопоказа подразумевает прогнозирование кассовых сборов как среднесрочных оценок уровней
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа, необходимого для планирования дальнейшего социально-экономического развития кинотеатральной организации.
Максимальное наличие конкурентного потенциала дает возможность формировать и реализовать конкурентные преимущества организации кинопоказа, повышая ее уровень конкурентоспособности на рынке кинозрелищных услуг. На конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинопоказа оказывают влияние конкурентоспособность предоставляемой ими кинозрелищных услуг и конкурентные преимущества организации, к которым могут относиться ее миссия, имидж, уровень культуры, система кадрового управления. После выявления факторов конкурентоспособности на начальном этапе процесса управления, необходимо разработать ряд мероприятий по превращению этих факторов в отдельное конкурентное преимущество, которое должно воплощаться в качестве предоставляемой киноуслуги организации кинопоказа для обеспечения ее конкурентоспособности.
Управляющее воздействие на внутреннюю среду хозяйствующего субъекта осуществляется посредством оптимизации использования технологий, материальных ресурсов, маркетинга, менеджмента, необходимых для формирования конкурентного потенциала. Внешняя среда влияет на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта посредством комплекса факторов, которые, в свою очередь, могут воздействовать прямым и косвенным образом. Факторами внешнего окружения в сфере кинематографии могут выступать политические, налоговые, экономические, научно-технические и социальные. Налоговая политика государства в сфере кинематографии оказывает положительное влияние на развитие кинокомпаний, тем самым формируя конкурентные преимущества для киностудий в виде льготного финансирования производства российских кинолент, а также для прокатных кинокомпаний в виде специального налогового режима (с. 149 Налогового кодекса РФ), согласно которому деятельность кинотеатров на территории Российской Федерации
освобождается от налогообложения, т. е. НДС составляет 0%.
Независимые кинокомпании создают специальную службу контроллинга для анализа влияния всех факторов на кинобизнес. Контроллинг является неотъемлемым элементом системы управления, координируя, интегрируя и направляя весь процесс управления конкурентоспособностью на достижение поставленных целей с учетом воздействия на внутреннюю и внешнюю деятельность субъекта хозяйствования. Служба маркетинга передает информацию о преимуществах и недостатках конкурентов, а также об изменениях в предпочтениях потребителей киноуслуг. Анализом представленной информации и управлением состояния подсистем производства и реализации кинопродукции занимается специальная подсистема контроллинга, которая предназначена для формирования оптимального управляющего воздействия, направленного на эффективность и оперативность управления конкурентоспособностью кинокомпании.
Контроллинг, реализуя свои функции, а именно: планирования, анализа, учета, контроля и регулирования, основывается на таких положениях системного подхода, как интеграция, взаимосвязь при определении комплексной методологии управления субъектом хозяйствования, учет всех уровней и сфер управления организацией.
Прогнозируемый уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта кинопоказа на «выходе» системы зависит от качества всех поступающих на «входе» системы ресурсов, методических документов и нормативно-правовых актов. Вследствие этого возрастает роль формирования обратной связи, эффективность которой зависит от качественной оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Данная система предоставляет возможность принимать во внимание существующие различия между отдельной отраслевой составляющей (кинопоказ) и в целом кинематографии, осуществлять конкретные меры, учитывающие индивидуальную отраслевую целевую ориентацию к достижению цели всей
кинематографии; принимать во внимание достижение экономических и социальных результатов, возможных отклонений, возникающих в процессе деятельности организации кинозрелищных услуг.
Таким образом, формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа предполагает учет таких особенностей, как применение инструментов управления конкурентоспособностью на основе принципов разнообразия, целостности, внешних дополнений и обратной связи; определение структурных составляющих хозяйствующих
субъектов кинематографии, направленное на оказание управляющего воздействия на этапы создания и реализации кинопродукции для изменения оптимальным образом факторов конкурентоспособности. Система управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа предполагает функционирование во взаимосвязи таких подсистем, как управляемая, управляющая, обеспечивающая во взаимосвязи с процессом управления конкурентоспособностью, которые предопределяют успех организации кинопоказа в достижении их экономических и социальных целей.
Список литературы
1. Сафиуллин Н. З., Сафиуллин Л. Н. Управление конкурентоспособностью препри-ятий: монография. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2008. 189 с.
2. West Churchman С., Ackoff R. L., Arnoff E. L. Introduction to Operations Research (New York: Wiley, 1957).
3. Davis P. Spatial competition in retail markets: movie theaters. London School of Economics, Applied Economics Ltd., and CEPR // The RAND Journal of Economics. 2006. December. Volume 37. Issue 4. Р. 964-982.
4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. 882 с.
5. Четыркина Н. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 128 с.
6. Крол А. Битва титанов. Часть 1: Модели прибыли крупного кинобизнеса // Сними Фильм. 2010. URL: http://snimifilm.com (дата обращения: 04.10.2016).
7. Колобова Е. Ю., Алексеев Г. В. Экономические и правовые аспекты сотрудничества и конкуренции в мировой киноиндустрии // Управленческое консультирование: научно-практический журнал. 2014. № 12 (72). С. 67-78.
8. Абчук В. А. Менеджмент: учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002. 463 с. (Серия «Высшая школа»).
9. Колобова Е. Ю. Методика анализа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал. 2015. №2. С. 74-80.