Научная статья на тему 'Особенности функционирования, тенденции и перспективы развития сетей кинотеатров в современных условиях'

Особенности функционирования, тенденции и перспективы развития сетей кинотеатров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
973
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОСЕТЬ / CINEMA THEATRES CHAIN / КИНО / MOVIE / ПРОКАТ / КИНОТЕАТРЫ / КИНОПОКАЗ / FILM SHOW / FILM DISTRIBUTION / ЦИФРО ВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MOVIE THEATRES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морщагина Нина Александровна, Скорчеллетти Дмитрий Сергеевич

В статье рассматриваются особенности функционирования российской киноиндустрии в период 2000-2012 гг. Анализируются тенденции и пер спективы развития сетей кинотеатров в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING, TENDENCIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF MOVIE THEATRE CHAIN IN MODERN CONDITIONS

This article considers features of functioning of Russian film industry during 20002012. It describes tendencies and development prospects of cinema theatres chain in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования, тенденции и перспективы развития сетей кинотеатров в современных условиях»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕЙ КИНОТЕАТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

FEATURES OF FUNCTIONING, TENDENCIES

AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF MOVIE THEATRE CHAIN

IN MODERN CONDITIONS

УДК 338.46

МОРщАГИНА Нина Александровна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, ena_gukit@mail.ru

MORSHCHAGINA Nina Alexandrovna

Associate Professor of the Social and Economic Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, ena_gukit@mail.ru

СКОРчЕЛЛЕТТИ Дмитрий Сергеевич

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, uesp@gukit.ru

SKORCHELLETTI Dmitry Sergeevich

Professor of the Social and Economic Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Doctor of Economics, uesp@gukit.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности функционирования российской киноиндустрии в период 2000-2012 гг. Анализируются тенденции и перспективы развития сетей кинотеатров в современных условиях.

Ключевые слова: киносеть, кино, прокат, кинотеатры, кинопоказ, цифро-визация, технологии, инновационное развитие.

Abstract.

This article considers features of functioning of Russian film industry during 20002012. It describes tendencies and development prospects of cinema theatres chain in modern conditions.

Key words: cinema theatres chain, movie, film distribution, movie theatres, film show, digitalization, technologies, innovative development.

Понятие «кинематография» рассматривается как отрасль культуры и хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю. Кинематография располагает средствами кинотехники, киностудиями, кинопромышленностью, а фильмы демонстрируются в кинотеатрах, на кинопередвижках, по телевидению. Также в определении кинематография рассматривается как наиболее массовый вид искусства, который является важным средством политической и научной пропаганды [1].

В настоящее время кинотеатры реализуют образовательные функции, осуществляя интеграцию образования и искусства в единое пространство, делая его увлекательным и актуальным; вместе с тем происходит приобщение населения к существующим культурным

Таблица 1

Число учреждений культуры, тыс. шт.

В таблице 1 приведены данные, отражающие особенности функционирования кинотеатров и их основных конкурентов в сфере культуры. За рассматриваемый период число учреждений культуры в целом сократилось, кроме музеев, театров и цирков, которые демонстрируют незначительный прирост. Это связано с развитием новых технологий, повсеместного внедрения мультимедиа, новых систем демонстрации изображений, интерактивности. Сокращение числа парков культуры и отдыха на 207 свидетельствует об увеличивающихся темпах строительства на их

ценностям, при этом повсеместно создаются новые. Среди ключевых социально-культурных функций кинотеатров следует отметить семейный досуг и социальную адаптацию молодежи, именно здесь у зрителей существует возможность коллективного сопереживания сюжетной линии или герою, которое способствует развитию гуманности, отзывчивости и патриотизма населения. Стоит подчеркнуть, что во многих городах и поселках именно кинотеатры являются единственными площадками для культурно-массовой работы с населением.

Для анализа текущего состояния кинематографии и киносетей, в частности, рассмотрим динамику платного обслуживания населения в России в период с 2000 по 2012 г. (таблица 1).

месте многоэтажных домой, коттеджей и торговых комплексов.

Отметим, что число учреждений культур-но-досугового типа в России сократилось на 11 тыс., но это сокращение лишь порядка 20%. К числу учреждений культурно-досу-гового типа отнесены клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, дома учителя, врача, агронома, ученых, туриста, молодежи, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и другие виды досуговых учреждений. Это свидетельствует о тенденции сокра-

Тип учреждения 2000 2005 2010 2011 2012

Культурно-досугового типа 54,8 51,4 46,6 45 43,7

Киноустановки 18,0 11,4 4,1 4,4 4,8

Из общего числа - киноустановки в сельской местности 15,2 9,4 2,8 3,1 3,2

Музеи 2,0 2,3 2,5 2,6 2,7

Театры 0,5 0,58 0,6 0,62 0,64

Парки культуры и отдыха 0,542 0,466 0,388 0,368 0,335

Цирки, цирковые коллективы 0,062 0,067 0,068 0,068 0,067

Примечание. Таблица составлена автором на основе [3].

щения коллективного времяпрепровождения и разделения интересов определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.

Отметим, что сокращение числа киноустановок в городах и в сельской местности составило 3,8 и 4,8 раз соответственно, что объясняется действием ряда факторов, среди которых ключевым является замена морально, а порой и физически устаревшего оборудования. Отметим, что в настоящее время происходит необратимый процесс цифро-визации кинофильмов, который приведет к тому, что в ближайшие несколько лет фильмы перестанут выходить в прокат на пленке. Данный переход потребует от собственников киносетей значительных материальных вложений и всесторонней поддержки, а игнорирование данного процесса может привести к тому, что кинотеатры останутся без кинопоказа и не смогут функционировать.

Наряду с этим существует положительная сторона цифровой модернизации кинотеатров, которая открывает новые возможно-

Детальный анализ показал, что сокращение числа мест в учреждениях культурно-досуго-вого типа и кинотеатров является следствием сокращения общего числа учреждений (таблица 1), однако, у кинотеатров наблюдаются разные темпы уменьшения. Так, уменьшение числа киноустановок в 3,75 раз привело к сокращению числа мест в 3,21 раз (анализ таблиц 1 и 2), что свидетельствует о сокращении кинотеатров с одним залом или с боль-

сти для российской киноиндустрии, создает условия для более широкого проката отечественных фильмов и их окупаемости в кинотеатральном прокате, значительным образом сокращает расходы продюсеров на выпуск фильмов в прокат, а также помогает кинотеатрам выполнять и создавать новые важнейшие социально-культурные функции. Также отметим, что цифровые фильмокопии российских фильмов обеспечивают практически 10-кратную экономию расходов на их производство, доставку и утилизацию, по сравнению с пленочными фильмокопиями. С учетом того, что цифровые копии будут получать даже те кинотеатры, которые ранее не могли обеспечить окупаемость пленочной копии, количество копий российских фильмов в кинотеатральном прокате будет увеличиваться [6].

Далее рассмотрим динамику числа мест в зрительных залах учреждений культуры (таблица 2), которое в первом десятилетии XXI века можно назвать убывающим трендом, кроме театров, численность мест в зрительских залах которых к 2012 г. увеличилась на 32 тыс. шт.

шим числом мест в залах. Также происходит повсеместное закрытие больших залов в действующих кинотеатрах. Небольшие залы быстрее наполняются, их можно сделать более удобными и комфортабельными, а значит более прибыльными. Кроме того, большинство кинотеатров стараются привлекать зрителей разных возрастных категорий, которые могут испытывать дискомфорт при одновременном кинопросмотре. Также для диверсификации

Таблица 2

Число мест в зрительных залах учреждений культуры, тыс. шт.

Число мест 2000 2005 2010 2011 2012

Учреждения культурно-досугового типа 10200 9300 8500 8500 8100

Кинотеатры 3716,0 2599,7 1018,7 1099,0 1158,7

Театры 235 247 253 258 267

Примечание. Таблица составлена автором на основе [3].

своих услуг часть киносетей стараются включать в репертуар интересные, фестивальные, «некассовые» фильмы, что экономически целесообразно в небольших залах. В настоящее время большие залы оснащаются дорогим цифровым оборудованием (IMAX 3D, Dolby

Хочется подчеркнуть, что несмотря на сокращение числа учреждений культуры и мест в них, численность зрителей демонстрирует стабильно положительный тренд. Так, прирост увеличения численности зрителей театров за рассматриваемые 13 лет составил 10%, (в среднем 20%) на одного жителя, что отражает результат стараний режиссеров театров и их руководства создавать актуальные, интерактивные мероприятия, привлекать в театр далекую от театральной жизни публику.

Отметим, что показатель численности участия зрителей в платных мероприятиях, проводимых в парках культуры и отдыха, в период 2000-2012 гг. сократился в 2,5 раза, что говорит о тенденции населения проводить досуг в узком кругу, в закрытых помещениях или на дачных участках. Численность зрителей музеев и численность в среднем на одного жителя за анализируемые 13 лет демонстрирует стабильный прирост около 25%, что говорит о положительных результатах мер по

АШоэ), которое рассчитано на масштабное действие.

Продолжим анализ текущей деятельности хозяйствующих субъектов культуры, для этого рассмотрим динамику численности зрителей, приведенную в таблица 3.

привлечению в музеи посетителей, в том числе иностранных; повсеместного внедрения интерактивности и аудиогидов, также на нескольких иностранных языках.

Показатель прироста численности зрителей цирка в период 2000-2012 гг. составил 26%, однако в абсолютном выражении - это 2,2 млн чел., в то время как прирост численности зрителей музеев составил 16,7 млн, что позволяет сделать вывод о том, что наиболее привлекательными и массовыми для посещения населением России являются музеи и кинотеатры.

Прирост зрителей киносеансов является максимальным из рассматриваемых показателей численности и составляет 57%, что обусловлено стремительным развитием технологий кинопоказа (3D, 5D, 7D, IMAX 3D, Dolby Atmos, D-BOX и др.), а также высокой степенью обновляемости репертуарной политики по сравнению с другими учреждениями сферы культуры. Отметим, что численность зри-

Таблица 3

Численность зрителей учреждений культуры, млн чел.

Число зрителей 2000 2005 2010 2011 2012

Театры 30,8 28,0 31,0 32,9 33,9

в среднем на одного жителя 0,2 0,19 0,21 0,23 0,24

Киносеансы 42 52 56 64 66

в среднем на одного жителя 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5

Музеи 73,2 75,6 81,0 85,9 89,9

в среднем на одного жителя 0,5 0,53 0,57 0,6 0,63

Платные мероприятия в парках культуры и отдыха 7,8 4,1 2,98 2,95 3,3

Цирк 8,6 6,8 11,3 11,5 10,8

Примечание. Таблица составлена автором на основе [3].

телей киносеансов с 2000 по 2012 г. в среднем на одного жителя увеличилась на 67%, что в абсолютных значениях составило практически 2 раза - с 0,3 до 0,5 млн чел. Вместе с тем кинотеатральная сеть России является одной из самых динамично развивающихся составляющих народного хозяйства, но экономический кризис, повлекший резкое удорожание кредитных ресурсов, существенно ограничивает потенциал интенсивного расширения киносети. Большинство населения не имеет возможности увидеть кинофильмы в том формате, для демонстрации в котором они были созданы.

Эксперты отмечают, что менее 60% граждан России имеют доступ к услугам кинопоказа, наша страна занимает последнее место в Европе по количеству кинозалов на 1 млн жителей (20), уступая даже Турции (26,3). Во Франции данный показатель составляет 84,2, Великобритании - 62,2, Германии - 56,7, в среднем в Европе - 55,2. В нашей стране развитие инфраструктуры кинопоказа находится на ранней стадии развития, для достижения среднеевропейского уровня необходимо утроить количество кинозалов [6].

Вместе с тем в современных условиях хозяйствования наблюдается интересная закономерность соотношения развития учреждений культуры и мест в них. Так, в учреждениях культурно-досугового типа число мест стабильное и в среднем составляет порядка 185 за рассматриваемый период 2000-2012 гг. В театрах количество мест на одно учреждение в 2000 и 2012 гг. составило в среднем 470 и 417 соответственно, что говорит о тенденции увеличения числа камерных и молодежных театров, театров-студий, которые могут проводить более креативные и яркие постановки, делать их в соответствии с интересами целевой аудитории, меняя и внося разнообразие в репертуар.

В 2000 г. в среднем в одном кинотеатре было 206 мест, а в 2013 г. этот показатель стал равным 241 (анализ данных таблиц 1 и 2), что отражает тенденцию создания сетей кинотеатров с большим количеством небольших по размеру залов. К вышеописанному добавим, что деятельность кинотеатрального сектора

обеспечивает занятость сотен тысяч россиян во всех регионах страны как в самих кинотеатрах, так и в огромном количестве организаций, являющихся поставщиками товаров и услуг, таких как: размещение рекламы, выпуск сувенирной продукции, буклетов и листовок, сферы общественного питания. Также следует отметить, что на экономическую результативность функционирования кинотеатров влияет деятельность кинобаров, ресторанов и других форм организации общественного питания, которые приносят по разным оценкам до 50% доходов.

Рассматривая текущую деятельность учреждений культуры, попробуем соотнести число зрителей в них с количеством мест. В результате прослеживаются следующие тенденции: в театрах на 1 место в 2000 г. в среднем приходилось 131 тыс. чел. в год, а в 2012 г. - 127 тыс. зрителей, следовательно, театры проводят политику сокращения проходимости зрителей; в кинотеатрах аналогичный показатель вырос с 11,3 до 57 тыс. чел. на место, что говорит о стремлении киносетей организовать функционирование с максимально высокой отдачей и плотностью показа. Эта гипотеза подтверждается тем, что в кинотеатрах, как правило, показывают версию кинофильма, по продолжительности составляющую в среднем 90-100 минут, а в пост-прокатный период на DVD выпускается режиссерская версия продолжительностью более 120 минут.

Также заслуживает внимания детальный анализ таблиц 1 и 3, показавший, что один цирк в 2000 г. посетило в среднем 139 человек, а в 2012 г. - 161 зритель, прирост составил 22 человека за 13 лет. Однако в музеях, театрах, парках культуры и отдыха наблюдался за рассматриваемые 13 лет убывающий тренд прироста, который составил порядка 10% зрителей на одно учреждение культуры. Число зрителей одного кинотеатра в 2000 г. в среднем составляло 2,3 человека, а в 2012 г. 13,8 зрителей, таким образом, рост составил шесть раз. Высокая проходимость современных сетей кинотеатров и рост числа зрителей на одну киноустановку связаны с покупательским потоком, генерируемым российскими кинотеатрами, расположенными в торговых

центрах, на центральных проспектах и улицах городов, вблизи развитой транспортной и социальной инфраструктур.

Далее рассмотрим перспективы и тенденции развития киносетей в России в современных условиях. Прежде всего, проанализируем факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие киносети, среди которых ключевым, по мнению ряда экспертов, является введение обязательной доли сеансов национальных фильмов в кинотеатрах. Как рассматривалось выше, кинопрокатчики стремятся максимально оптимизировать загруженность залов, а недостаточное для выполнения норм количество интересных, актуальных, качественных российских картин может привести к резкому снижению экономических результатов функционирования киносетей. Поэтому оптимальным способом привлечения зрителей и получения необходимых средств от проката российских фильмов является многоступенчатая поддержка киносетей.

Также отметим значимость для развития кинопоказа самого содержания художественного фильма, а именно: критерия «ограничение по возрасту». Так, кинофильмы, предназначенные для зрителей категории «0», «6+», и даже «12+», становятся более предпочтительными для семейного просмотра, проведения совместного досуга нескольких поколений, особенно в праздничные, выходные дни и дни школьных каникул. Как следствие, именно эти фильмы становятся лидерами по посещаемости и кассовым сборам. Детальный анализ показал, что фильмы для зрителей с ограничениями по возрасту «18+» уступают и по количеству изготовленных фильмокопий, и по сборам. Отсюда следует вывод, что для развития киносети следует акцентировать усилия кинематографистов на создании отечественных детских и семейных фильмов без ограничений по возрасту.

Отметим, что неоднозначную реакцию в киносреде вызвало создание ЕАИС (единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах), которая увеличила кинопрокатчикам объем выполнения отчетности

о деятельности кинотеатров. Назначение указанной системы состоит в сборе, учете и обработке сведений о публичной демонстрации кинофильмов в кинозалах российских кинотеатров. С помощью системы предлагается, с одной стороны, упростить взаимодействие участников кинорынка путем принятия на себя функций предоставления статистической отчетности от кинотеатров прокатчикам, а с другой стороны, увеличить эффективность работы их аналитических служб, что, в свою очередь, может служить дополнительным фактором развития бизнеса и совершенствования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов [5].

В настоящее время по причине практически неограниченного нелегального использования кинофильмов в интернет-среде доходы кинопродюсеров от всех видов использования аудиовизуальной продукции стремительно сокращаются. Принимая во внимание этот факт, кинопрокатчики рассматривают как возможность внебюджетное финансирование отечественного кино. В связи с этим актуальной становится потребность в мерах, направленных на стимулирование развития кинотеатров и создание условий для предоставления услуг кинопоказа.

Однако апробация услуг Premium Video on Demand (VOD) и Home Premiere в США и других странах показала, что происходит постепенная миграция контента из киносетей на другие площадки. Эксперты прогнозируют ближайшие перспективы одновременного релиза фильмов в кинотеатрах и на всех других платформах (телевидение, сеть Интернет, DVD), что будет означать ликвидацию кинотеатрального бизнеса в его нынешнем виде. Еще более опасная идея - легализовать интернет-пиратство путем введения налога на всех пользователей Интернет как часть оплаты доступа в Интернет, сборы от которого могут быть распределены между правообладателями. Отмечается, что в настоящее время в связи с бурным разви-

тием информационно-коммуникационных технологий киноиндустрия претерпевает кардинальные изменения [6].

Заметим, что развитие сети Интернет также вносит значительные позитивные изменения в функционирование киноиндустрии. Некоторые эксперты отмечают, что «...сеть Интернет постоянно и в возрастающем масштабе вовлекает в свое русло все большее число компаний и организаций. Создание новых сетевых форм организации деятельности предприятий, а также модернизация существующих, сопровождается снижением затрат и повышением конкурентоспособности их деятельности» [2].

Действительно, для повышения конкурентоспособности, а также в качестве ответной меры кинотеатров на стремительное развитие сети Интернет является создание интересных, технически и контентно насыщенных сайтов, всевозможных приложений на телефон, планшетов и прочих устройств, поддерживающих различные операционные системы. Так, с помощью сайта или приложения можно заказать или купить билет, узнать новости кинопоказа, получить скидки, бонусы, сувениры. Стоит отметить, что помимо лояльности потребителей, данная мера позволяет экономить на содержании касс по продаже билетов. Повсеместно в киносетях появляется возможность покупки билетов в терминалах, что облегчает для части зрителей процесс покупки билетов на сеанс, а также исключает необходимость общения зрителей с кассиром и получения возможных негативных эмоций ввиду усталости сотрудника или особенностей его характера.

Заслуживает внимания такой факт, что в мировой киноиндустрии была разработана и используется модель «выплаты за виртуальную копию» (УРБ) - совместный финансовый механизм для стимулирования перехода с пленки на цифровое оборудование. Классическая модель УРБ зависит от нескольких факторов: количества сеансов, количества дней показа, кассового сбора кинотеатра или сети, которые учитываются как некие условия выплаты УРБ [4]. По мнению авторов, на современном этапе развития кинобизнеса

существует возможность использовать указанные существующие модели взаимоотношений на рынке кинопроката и кинопоказа, для практической реализации которых необходим комплекс организационных и экономических мер.

К тенденции развития киносетей в России следует отнести то, что в связи с развивающейся «цифровизацией» кинотеатров и усложнением инфраструктуры киносети ряд организаций предлагают различные системы управления кинотеатром, которые имеют различную сложность, многозадачность и стоимость. Системы управления кинотеатром позволяют централизованно управлять контентом киносети (трейлеры, реклама, кинофильмы), расписанием показов, ключами шифрования контента, а также непрерывно проводить мониторинг установленного оборудования показа. Благодаря такой системе, улучшается качество обслуживания зрителей (не будет включен «случайно» другой фильм), а также повышаются экономические результаты деятельности, связанные с сокращением численности технического персонала, а также оптимизацией составления плейлистов перед началом сеансов [7].

Анализируя перспективы развития технической инфраструктуры киносети, следует отметить значимость экономических и финансовых результатов деятельности кинотеатров. Одной из последних тенденций кинобизнеса является возможность создания финансовой модели кинотеатра, которая позволяет создать математическую модель будущего или существующего предприятия, способную оценить изменение финансово-экономических показателей деятельности компании и эффективности проекта при изменении исходных параметров. Подобную модель можно создать силами киносети или пригласить сторонних специалистов [8].

Таким образом, в современных условиях хозяйствования существуют перспективы развития киносетей экономического и технического характера, а наметившиеся в коноотрасли тенденции свидетельствуют о необходимости принятия ряда мер, среди которых реформа городской и сельской киносети, разносторон-

ПЕтербургский экономический журнал • № 1 • 2014

125

няя и многоуровневая поддержка отечественной киноиндустрии, а также мероприятия по развитию дифференцированных малозальных кинотеатров и ограничению нелегального использования кинофильмов в интернет-среде. Цифровая модернизация и инновационное

развитие киносети являются приоритетными направлениями развития кинобизнеса, а также долгосрочными целями развития отечественной экономики и социальной сферы, в которых могут и должны быть задействованы все уровни власти и отрасли киноиндустрии.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Колтынюк Б. А., Вольфсон М. Б. Электронный бизнес и электронные предприятия в постиндустриальной экономике. Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». № 2 (42). 2012. С. 166-168.

3. Платное обслуживание населения в России. 2013: Статистический сборник / Росстат. M., 2013. 407 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бюллетень кинопрокатчика. URL: www.kinometro.ru/analytics (дата обращения: 31.01.2014).

5. Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). URL: www.ekinobilet.ru (дата обращения: 30.01.2014).

6. «Киноальянс» НП. URL: www.kinoalliance.ru (дата обращения: 30.01.2014).

7. Крисмарт-фильм. URL: www.chrismart.com/index.php (дата обращения: 29.01.2014).

8. Bizzplan.ru. URL: www.bizzplan.ru (дата обращения: 30.01.2014).

126

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.