Научная статья на тему 'Анализ организационно-экономического развития рынка кинозрелищных услуг на примере Москвы и Санкт-Петербурга'

Анализ организационно-экономического развития рынка кинозрелищных услуг на примере Москвы и Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПОКАЗ / FILM SCREENING / КИНОТЕАТР / CINEMA / КИНОПРОИЗВОДСТВО / FILM PRODUCTION / ОПЕРАТОРЫ КИНОПОКАЗА / CINEMA OPERATORS / ВИДЫ КИНОТЕАТРОВ / CINEMAS / КИНОЗРЕЛИЩНЫЕ УСЛУГИ / CINEMA SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алейченко Екатерина Дмитриевна

В статье анализируется сложившаяся в 2015 г. ситуация на рынке кинозрелищных услуг, характеризуемая деятельностью коммерческих кинотеатральных сетей и кинотеатров, а также организаций кинопоказа с организационно-правовым статусом государственных бюджетных учреждений культуры. Выделены по уровню средней цены кинотеатрального билета различные организации кинозрелищных услуг. Установлены тенденции интегрирования организаций кинопоказа, ведущие к изменению среднего числа залов на кинотеатр. Определена зависимость достижения планируемых экономических и социальных результатов организаций кинопоказа от уровня позиционирования на рынке кинозрелищных услуг операторов кинотеатральных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CINEMA MARKET IN MOSCOW AND ST. PETERSBURG

The article analyzes the existing in 2015 the situation on the market cinema services,characterized by the activities of commercial cinema circuits and cinemas, as well asassociations of cinema with the legal status of the state budget institutions of culture.Аllocated according to the level of the average price of a cinema ticket of differentorganizations cinema services. Tendencies of integration of organizations of cinemaleading to the change of the average number of halls in the cinema. The dependenceof achieving the expected economic and social results of the organizations from thecinema level of market positioning cinema services operators, cinema chains.

Текст научной работы на тему «Анализ организационно-экономического развития рынка кинозрелищных услуг на примере Москвы и Санкт-Петербурга»

анализ

организационно-экономического развития рынка кинозрелищных услуг на примере москвы

и санкт-петербурга

ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CINEMA MARKET IN MOSCOW AND ST. PETERSBURG

УДК 791.44.075

АЛЕйчЕНКО Екатерина Дмитриевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, e80808@ yandex.ru

ALEYCHENKO, Ekaterina Dmitrievna

Postgraduate Student the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье анализируется сложившаяся в 2015 г. ситуация на рынке кинозрелищных услуг, характеризуемая деятельностью коммерческих кинотеатральных сетей и кинотеатров, а также организаций кинопоказа с организационно-правовым статусом государственных бюджетных учреждений культуры. Выделены по уровню средней цены кинотеатрального билета различные организации кинозрелищных услуг. Установлены тенденции интегрирования организаций кинопоказа, ведущие к изменению среднего числа залов на кинотеатр. Определена зависимость достижения планируемых экономических и социальных результатов организаций кинопоказа от уровня позиционирования на рынке кинозрелищных услуг операторов кинотеатральных сетей.

Ключевые слова: кинопоказ, кинотеатр, кинопроизводство, операторы кинопоказа, виды кинотеатров, кинозрелищные услуги.

Abstract.

The article analyzes the existing in 2015 the situation on the market cinema services, characterized by the activities of commercial cinema circuits and cinemas, as well as associations of cinema with the legal status of the state budget institutions of culture. Аllocated according to the level of the average price of a cinema ticket of different organizations cinema services. Tendencies of integration of organizations of cinema leading to the change of the average number of halls in the cinema. The dependence of achieving the expected economic and social results of the organizations from the cinema level of market positioning cinema services operators, cinema chains.

Key words: film screening, cinema, film production, cinema operators, cinemas, cinema services.

Развитие инфраструктуры культурно-досу-говых учреждений и системы отечественного кинопроизводства становится важной задачей в части развития культурного пространства страны, экономики сферы услуг и содействия удовлетворению социально-культурных потребностей населения.

До недавнего времени для определения кинотеатров, осуществляющих регулярный коммерческий кинопоказ в комфортабельном зале с многоканальным звуком, использовался термин «современные кинотеатры». Однако с развитием киноиндустрии значение данного понятия несколько размылось ввиду установки цифровых проекторов, например, в ресторанах или закрытых клубах, и на первое место в определении дефиниции «кинотеатры», играющих реальную экономическую роль на отечественном рынке, вышла их направленность на получение основного дохода именно от кинопоказа. С учетом доминирования указанной роли трактование «современный кинотеатр» было заменено на «коммерческий кинотеатр», а критерием отбора таких кинотеатров стало то, что основным источником дохода коммерческого кинотеатра должен являться процесс оказания кинозрелищных услуг, в отличие от кинопоказа, например, в упомянутых выше ресторанах.

Организационно-экономическая ситуация российского рынка кинопоказа характери-

зуется функционированием таких основных типов организаций, как коммерческие кинотеатральные сети и кинотеатры, а также кинотеатры с организационно-правовым статусом государственных бюджетных учреждений культуры.

В начале 2015 г., по данным кинопортала «Кинобизнес сегодня», в нашей стране насчитывалось 3829 коммерческих кинозалов в 1187 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс - 3,2) (таблица 1).

Экономические результаты отечественного рынка кинопоказа в существенной степени зависят от его структурного фрагментиро-вания. Так, если общее количество операторов кинотеатров и киносетей на российском рынке кинозрелищных услуг к началу 2015 г. возросло до 600 (по итогам 2013 г. их число составляло 549), то распределение кинозалов между киносетями и независимыми кинотеатрами осталось в период 2013-2014 гг. неизменным: 53% кинозалов находилось в ведении федеральных операторов, 8% - региональных, 12% - местных и 27% экранов оставались в собственности независимых кинотеатров. При этом в 2015 г. 96% коммерческих отечественных кинозалов (3694 экрана) обладало цифровым оборудованием.

Важно отметить, что влияние на экономический рост кинотеатров оказывают значительные различия в среднем числе залов,

Таблица 1

Фрагментация рынка кинозрелищных услуг России по типам операторов кинотеатров (по состоянию на 01.01.2015)

Тип оператора Количество операторов, ед. Количество кинотеатров, ед. Количество залов, ед. Количество цифровых залов, ед. Доля кинотеатров с цифровыми залами, %

Федеральные сети 29 424 2033 1994 100

Региональные сети 19 72 302 296 100

Местные сети 57 196 457 430 99

Независимые кинотеатры 495 495 1037 974 95

Всего в России 600 1187 3829 3694 97

Примечание. Таблица составлена автором на основе данных [1]. петербургский экономический журнал • № 2 • 2016

приходящихся на кинотеатр в зависимости от типа оператора. Так, для федеральных сетей, например, среднее число залов составляет 4,79, для региональных - 4,2, а для местных сетей и независимых игроков - 2,33 и 2,09 зала, соответственно. При этом на российском рынке кинопоказа доминирует тенденция поглощения и слияния, что может привести как к уменьшению числа игроков, так и к снижению среднего числа залов на кинотеатр в крупных сетях.

Наиболее популярными среди отечественных кинотеатров выступают несколько форматов по числу залов: на одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмизальники приходится от 10 до 13% залов. Если рассматривать группы кинотеатров по количеству залов, то наибольшее число российских кинозалов расположено в миниплексах (кинотеатры с 2-7 экранами) -59% кинозалов и 52% кинотеатров.

Если по итогам 2013 г. самым большим кинотеатром в Российской Федерации был 20-зальный «киноцентр Соловей на красной Пресне» в Москве, ставший первым отечественным мегаплексом, то на начало 2015 г. кинотеатров такого типа стало три, и крупнейшим из них остался тот же, однако став уже 23-зальным. Также произошел рост количества однозальных кинотеатров (в декабре 2013 г. их было 409 против 449 кинотеатров в 2015 г.), что явилось причиной перехода в разряд коммерческих и цифровых муниципальных площадок в малых городах [1].

Рост экономических результатов структурных составляющих кинематографии наблюдается с расширением географии распространения мультиплексов. Так, в конце 2014 г. мультиплексы действовали уже более чем в 33 городах. Следует отметить, что рост достигался преимущественно за счет открытия мультиплексов в городах с численностью населения от 500 тыс. до миллиона. При этом в одном из 15 городов-миллионников - Волгограде в настоящее время отсутствуют мультиплексы, так как в восьмизальнике «Синема Парк» произошло объединение двух залов в один зал 1МАХ.

Следует отметить, что до 2011 г. крупнейшим оператором отечественных кинотеатральных сетей считалась компания «КАРО Фильм», обладавшая максимальным количеством экранов.

Однако начиная с 2011 г. лидером на рынке российского кинопоказа стало хозяйственное общество «Синема Парк», что повлекло за собой изменение «топ-10» крупнейших операторов киносетей. Также произошло приобретение инвестиционной компанией «Альфа-Групп», владеющей киносетью «Кронверк Синема», кинотеатров «Формула Кино» и объединение данных сетей. Изменения в структуре операторов произошли для большинства профессиональных участников российского кинорынка, что способствовало их экономическому развитию и успешному рыночному позиционированию [2].

Достижение планируемых экономических и социальных результатов на российском рынке кинопоказа непосредственно связано с региональными организационно-экономическими особенностями, выраженными в социально-экономическом доминировании ряда операторов кинотеатральных сетей.

Так, Москва явилась первым российским городом, где в 1996 г. был открыт современный кинотеатр - «Кодак-Киномир», который и в настоящее время занимает наибольшую долю рынка кинозрелищных услуг среди субъектов Федерации.

В настоящее время наиболее крупными операторами кинопоказа Москвы являются сеть «Каро», занимающая по количеству экранов 18% рынка (16 кинотеатров и 123 кинозала), «Формула Кино» с долей 14% (15 кинотеатров и 99 кинозалов) и «Синема Парк» с долей рынка 12% (8 кинотеатров и 84 кинозала). В Москве представлены также такие известные киносети, как «Люксор» (8%), «Синема Стар» (8%), «Киноцентр на Красной Пресне» (3%), «Центрфильм» (3%), «Пять Звезд» (2%), «Киномакс» (2%) и «Morí Cinema» (2%).

В рейтинге крупнейших сетевых операторов Санкт-Петербурга первое место занимает «Формула Кино» (20% доли рынка), а на второе поднялось хозяйственное общество «Мираж Синема» (15% доли рынка), с каждым годом занимающее все более высокую рыночную позицию. В 2014 г. общество «Мираж Си-нема» открыло два мультиплекса в торговых центрах.

Несмотря на рост влияния организационных факторов на увеличение объемов оказы-

ваемых кинозрелищных услуг жителям малых и средних городов, по-прежнему сохраняется отсутствие пропорциональности между ростом числа кинотеатров и долей населения, охваченного услугами кинопоказа.

Среди городов-миллионников Санкт-Петербург является более обеспеченным кинозрелищными услугами по сравнению с Москвой, так как плотность экранов в Санкт-Петербурге в 1,2 раза выше, чем в Москве. В то же время в результате перенасыщенности рынков крупных городов в стране увеличивается число закрывающихся кинотеатров, что способствует снижению темпов роста киносети в целом.

Так, например, в течение 2015 г. в Москве было открыто 13 новых кинотеатров (98 кинозалов), а закрыто 8 кинотеатров и 32 зала в действующих кинотеатрах. Тем не менее именно на столичные кинотеатры приходится 26% их открытий в 2015 г. Именно московский кинорынок показал наиболее быстрый рост числа экранов - прирост составил 10% [3].

В отличие от московского, рынок Санкт-Петербурга увеличил число своих залов в 2015 г. всего лишь на 3%. При этом три кинозала прекратили свою деятельность, два из которых были пленочными.

Изменение уровня организационно-экономического развития организаций кинозрелищных услуг зависит от ценообразования коммерческих и государственных кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга (таблица 2).

По результатам анализа ценообразования группы исследованных организаций кинопоказа средняя цена билета в Москве составила 378 руб. Увеличение цены на 2Б-сеансы (16%) и сокращение количества 3Б-сеансов (всего 6%) в 2014 г. оказали разнонаправленное влияние на общий ценовой рост, который составил всего 6,4% (378 руб.). Также наблюдалось сокращение 3Б-сеансов и в Санкт-Петербурге (на 3,5%) вкупе со смещением общей средней цены в сторону 2Б-сеансов, что привело к ее падению на 2,5%, в целом равной 267 руб. (таблица 2). При этом необходимо иметь в виду то, что рынок кинопоказа Санкт-Петербурга является самым насыщенным среди городов-мил-лионников (показатель плотности экранов на 100 тысяч жителей равен 6,7, что на 29% выше уровня Москвы).

В процессе анализа организационно-экономического развития рынков кинопоказа Москвы автором были выделены следующие виды кинотеатров, сгруппированные по эко-

Таблица 2

Показатели ценовой политики кинотеатров городов Москвы и Санкт-Петербурга на начало 2015 г.

Показатели Москва Санкт-Петербург

Средняя цена билета 378 руб. 267 руб.

Общий годовой рост 6,4% -2,5%

Максимальная цена билета 5500 руб. («Времена года») 2000 руб. (VIP-кинотеатр «Grand Palace» и VIP-зал в «Великан Парке»)

Минимальная цена билета 50 руб. («Галакс», «Иллюзион», «Люксор в Отрадном» и «Тула») 50 руб. («Дружба», «Заневский», «Восход»)

Число исследованных кинотеатров 122 кинотеатра и 663 зала 58 кинотеатров и 336 залов

Примечание. Таблица составлена автором на основе данных [4]. петербургский экономический журнал • № 2 • 2016

номическому развитию (уровню средней цены кинотеатрального билета):

• VIP-кинотеатры, представленные четырьмя площадками со сравнительно небольшим числом залов (всего три на кинотеатр), с высокой стоимостью входных билетов (в среднем 2900 руб. за кинобилет);

• обычные, самые многочисленные кинотеатры, в состав которых вошли 84 кинотеатра со средним числом залов для кинотеатров, равным 4,5 экрана на организацию кинопоказа, со средней ценой входного билета, равной 280 руб.;

• кинотеатры (5 ед.), получившие статус премиальных, имеющие У1Р-залы и залы 1МАХ, характеризующие достаточно высокой ценой кинозрелищной услуги (около 680 руб. за входной билет), а также близким расположением к центру города, достижением высокого конкурентного положения за счет собственных залов (в среднем 7,5 на кинотеатр);

• периферийные многочисленные кинотеатры (27 площадок) со средним числом залов, равным 8,5, расположенные на окраинах города (не менее 20 км от центра), обладающие высоким конкурентным экономическим преимуществом - ценой кинозрелищной услуги, равной 300 руб.;

• отдаленные кинотеатры (2 ед.), располагающиеся на максимальном удалении от города и имеющие относительно небольшое число залов, равное 5,5 на кинотеатр, обладающие высоким конкурентным преимуществом, со средней ценой билета на киносеанс, равной 310 руб. [4].

В остальных московских кинотеатрах, включенных в состав анализа организационно-экономического развития рынков кинопоказа, средняя стоимость оказываемой кинозрелищной услуги варьируется от 130 до 688 руб.

Средняя стоимость посещения кинотеатров в Санкт-Петербурге на начало 2015 г. составила 267 руб., что на 2,5% ниже по сравнению со стоимостью кинозрелищной услуги в декабре 2013 г. Однако в отличие от Москвы цены на демонстрацию кинофильма в Санкт-Петербурге отличались незначительной диф-ференцированностью [5].

В процессе анализа организационно-экономического развития рынка кинопоказа среди кинотеатров Санкт-Петербурга автором выделены пять групп на основе территориальных и функциональных характеристик организаций кинозрелищных услуг:

• «Grand Palace», имеющий VIP-статус и четыре зала, расположенный в центре города;

• центральные кинотеатры (19 ед.), часть из которых (3 ед.) являются мультиплексами, а среднее число экранов на кинотеатр равно пяти, имеющие высокий уровень ценообразования за оказываемые зрителям киноуслуги (275 руб.), благодаря своему местоположению (центр города) [2, 6];

• обычные многочисленные (31 ед.) периферийные кинотеатры, устанавливающие, исходя из своего территориального расположения, экономически приемлемые для кинозрителя цены за кинопоказ, равные 200210 руб.;

• периферийные кинотеатры-мультиплек-сы (3 ед.) с числом залов 10-11, обладающие такими характеристиками, как многозаль-ность и удаленность от центра, что позволяет выделить их в отдельную группу организаций кинопоказа с высокими конкурентными преимуществами и ценообразованием за кинозрелищную услугу, равную 325 руб.;

• отдаленные кинотеатры, расположенные в пригородах.

Результаты анализа организационно-экономического развития рынка кинопоказа свидетельствуют о том, что в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, маятниковая миграция выражена слабо, так как кинотеатры не могут рассчитывать на то, чтобы деньги, зарабатываемые в Санкт-Петербурге, тратились в Ленинградской области. Несмотря на отсутствие конкурентов у санкт-петербургских пригородных кинотеатров цена на кинобилеты является самой низкой среди всех групп и составляет 195 руб.

Таким образом, организационно-экономическое развитие рынка кинозрелищных услуг, ценовая политика кинотеатров Москвы и Санкт-Петербурга зависят не только от целевой аудитории, но и от размеров кинотеатра, его структурно-организационных преобразо-

петербургский экономический журнал • № 2

2016

103

ваний. Так, если для У1Р-кинотеатров и городских, как правило, малозальных кинотеатров первостепенным фактором, определяющим их экономическое развитие, является ориентация на аудиторию, то для групп от организаций

«премиум» до кинотеатров с ценой билета ниже средней более значимой организационной особенностью является количество кинозалов, способствующее расширению киноафиши.

Список литературы

1. Российский рынок кинопоказа. Итоги 2014 года. URL: http://www.kinobusiness.com/ cinema/2014/ (дата обращения: 15.03.2016).

2. Вольтова Т. С. Управление развитием инфраструктуры кинопоказа в условиях внедрения регулирующего организационно-экономического механизма: монография. СПб., 2014. 185 с.

3. Киноиндустрия Российской Федерации. URL: http://research.nevafilm.ru/reports/ eao/eao2014 (дата обращения: 25.11.2015).

4. Ценовая политика кинотеатров Москвы и Санкт-Петербурга. URL: http://research. nevafilm.ru/reports/cinema_prices/cenovaya-politika-kinoteatrov-moskvy-i-sankt-peterburga-dekabr-2014 (дата обращения: 02.02.2016).

5. Колобова Е. Ю. Методика анализа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 74-80.

6. Евменов А. Д., Чеснова О. А., Сорвина Т. А. Трансформация подходов к управлению объектами сферы культуры в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 4(17). С. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.