Научная статья на тему 'Организационно-экономические и классификационные особенности взаимодействия организаций кинематографии'

Организационно-экономические и классификационные особенности взаимодействия организаций кинематографии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПРОКАТ / КИНОКОНТЕНТ / FILM CONTENT / КИНОПРОИЗВОДСТВО / FILM / ОРГАНИЗАЦИИ КИНОЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ / CINEMA ORGANIZATION OF SERVICES / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ / CLASSIFICATION FEATURES / ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FILM DISTRIBUTION / INTERACTION FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алейченко Екатерина Дмитриевна

Рассматриваемые в статье особенности взаимодействия организаций кинематографии ориентированы на достижение планируемых экономических и социальных результатов в процессе создания фильмов, их кинопроката и кинопоказа. При этом экономическая особенность сотрудничества организаций кинематографии состоит в их совместном обеспечении конкурентоспособности кинофильмов и организаций по оказанию кинозрелищных услуг. Особенностью целевой ориентированности организаций кинопоказа выступает адекватность ее реальному положению и рационализация процесса соблюдения классификационных признаков, определяющих типы кинотеатров и характер их эффективной деятельности. Повышение конкурентоспособности кинозрелищных организаций нуждается в оптимизации распределения долей финансовых средств между кинопроизводством, прокатом и показом кинофильмов, в повышении уровня взаимной экономической и социальной заинтересованности органов исполнительной власти и организаций кинематографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS AND CLASSIFICATION PECULIARITIES OF INTERACTION BETWEEN ORGANIZATIONS OF CINEMATOGRAPHY

The relevance of the core of the article is that the author reflected the organization's engagement with cinema focused on achieving the desired economic and social outcomes in the process of creating films, the film distribution and exhibition. The economic feature of the cooperation organizations of Cinematography consists in their joint competitiveness of movies, and organizations to provide cinema services. Feature focusing on the organizations of the exhibition is the adequacy of its real position and the streamlining of the process in compliance with the classification criteria that define the types of theaters and the nature of their per formance. Improving the competitiveness of cinema organizations needs to optimize the distribution of shares of revenue between production, distribution and screenings, to increase the level of mutual economic and social interest of Executive authorities and organizations of Cinematography.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические и классификационные особенности взаимодействия организаций кинематографии»

организационно-экономические и классификационные особенности взаимодействия организаций кинематографии

BUSINESS AND CLASSIFICATION PECULIARITIES OF INTERACTION BETWEEN ORGANIZATIONS OF CINEMATOGRAPHY

УДК 791.44.075

АЛЕЙчЕНКо Екатерина Дмитриевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, e80808@ yandex.ru

ALEYCHENKO, Ekaterina Dmitrievna

Postgraduate student the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, e80808@yandex.ru

Аннотация.

Рассматриваемые в статье особенности взаимодействия организаций кинематографии ориентированы на достижение планируемых экономических и социальных результатов в процессе создания фильмов, их кинопроката и кинопоказа. При этом экономическая особенность сотрудничества организаций кинематографии состоит в их совместном обеспечении конкурентоспособности кинофильмов и организаций по оказанию кинозрелищных услуг. Особенностью целевой ориентированности организаций кинопоказа выступает адекватность ее реальному положению и рационализация процесса соблюдения классификационных признаков, определяющих типы кинотеатров и характер их эффективной деятельности. Повышение конкурентоспособности кинозрелищных организаций нуждается в оптимизации распределения долей финансовых средств между кинопроизводством, прокатом и показом кинофильмов, в повышении уровня взаимной экономической и социальной заинтересованности органов исполнительной власти и организаций кинематографии.

Ключевые слова: кинопрокат, киноконтент, кинопроизводство, организации кинозрелищных услуг, классификационные признаки, особенности взаимодействия.

Abstract

The relevance of the core of the article is that the author reflected the organization's engagement with cinema focused on achieving the desired economic and social outcomes in the process of creating films, the film distribution and exhibition. The economic feature of the cooperation organizations of Cinematography consists in

their joint competitiveness of movies, and organizations to provide cinema services. Feature focusing on the organizations of the exhibition is the adequacy of its real position and the streamlining of the process in compliance with the classification criteria that define the types of theaters and the nature of their performance. Improving the competitiveness of cinema organizations needs to optimize the distribution of shares of revenue between production, distribution and screenings, to increase the level of mutual economic and social interest of Executive authorities and organizations of Cinematography.

Key words: film distribution, film content, film, cinema organization of services, classification features, interaction features.

В процессе своего исторического развития киноиндустрия претерпела значительные инновационные технологические и социальные изменения. При этом необходимо учитывать, что кинематографическая отрасль свое экономическое развитие обеспечивает посредством реализации кинозрелищных услуг и создаваемых кинофильмов в процессах кинопроката фильмов и их демонстрации зрителям.

Являясь одним из основных видов экономической деятельности кинематографической отрасли, кинопрокат (кинодистрибьюция) представляет собой посредническую деятельность по приобретению, а затем и реализации прав на осуществление демонстрации распространяемых кинофильмов. Кинопрокатчик (кинодистрибьютор) осуществляет покупку фильмов у кинопроизводителя по цене, зафиксированной в договоре, как правило, на условиях долевого распределения доходов (роялти).

Наряду с посредничеством по приобретению созданных кинокартин и реализации прав на их демонстрацию, в состав функциональных назначений кинодистрибьюторов входит и решение ряда таких задач, расширяющих и дополняющих рамки кинопрокатной деятельности, как: формирование библиотеки фильмов для проката (закупка киноконтента); локализация копии фильма (перевод и дубляж иностранных картин); разработка средне-, долгосрочной стратегии продвижения кинофильма (определение даты релиза1, бюджета

1 Релиз - коммерческая эксплуатация копий фильма - выход в кинотеатральный прокат.

и плана рекламной кампании); организация рекламы и сбыта кинокартины; организация тиражирования, утилизации и логистики копий фильма, а также цифровых ключей к нему; контроль валовых кинотеатральных кассовых сборов [1].

В этой связи следует выделить успешно позиционирующиеся на российском рынке кинопрокатные организации. Во-первых, это представительства американских компаний-мейджеров Universal Pictures, The Walt Disney Company и XXth Century Fox. Во-вторых, это такие отечественные хозяйственные общества, представляющие интересы американских студий в стране, как Каро-премьер, Централ партнершип. Наряду с указанными хозяйственными обществами на российском кинорынке участвуют и такие независимые кинопрокатные компании, как A-One Films, «Панорама», «Кино без границ», «Русский репортаж».

Отметим, что, начиная с 2000 г., число участников кинопрокатного рынка постоянно меняется от максимального значения, равного 40 кинопрокатных участников, до 20 участников в 2006 г. По состоянию на конец 2015 г. на отечественном рынке кинопроката число кинодистрибьюторов возросло и составило 33 участника [2]. В то же время, исходя из существенных колебаний числа кинопрокатных организаций на отечественном кинематографическом рынке 2000-2015 гг., можно сделать вывод о наметившейся тенденции к их снижению в условиях экономического кризиса.

Поэтому в настоящее время, по мнению автора, наиболее вероятно развитие таких орга-

низационно-экономических взаимоотношении между кинопроизводителем и кинопрокатчиком, как: заинтересованное лицо (прокатчик) осуществляет поиск нужного ему кинофильма, соответствующего его главным запросам (например, стоимость кинокартины и ее потенци-альныи успех у кинозрителеи); производитель кинофильма ищет прокатчика еще на этапе его создания или написания сценария.

В указанных наиболее вероятных вариантах развития организационно-экономических взаимоотношении создателя фильма и кинопрокатчика последнии должен иметь полное право принять участие в развитии кинот-ворческои идеи, в том числе и участвовать в финансовом обеспечении кинопроизводства. Данный вид сотрудничества между производителем и прокатчиком, именуемыи на международном рынке «pre-sale», имеет широкое распространение, в том числе и на отечественном кинорынке. При этом следует отметить экономическую особенность сотрудничества «pre-sale», заключающуюся в предварительной продаже картины на любом этапе ее создания, один из которых состоит в том, что чем ближе к завершению создание кинокартины, тем дороже будет ее стоимость для кинопрокатчика (при условии, что это высокохудожественное кинопроизведение, учитывающее предпочтения и вкусы потребителей кинофильма).

Важно также учитывать и экономическую результативность киноконтента, характеризующую конкурентоспособность кинопроизводства. При этом основными участниками окупаемости создаваемых кинофильмов выступают организации, предоставляющие кинозрелищные услуги потребителям, так как кинозрелищные организации (кинотеатры) продают билеты на киносеансы и формируют валовые кинотеатральные сборы, выступая контрагентами сбыта кинопрокатчиков.

Кинопоказчик, осуществляющий деятельность по демонстрации фильмов в кинотеатре, обеспечивая население кинозрелищными услугами, является юридическим лицом, нормативно-правовой статус которого может быть приравнен к социально ориентированным коммерческим и некоммерческим организациям кинематографии.

Целевая ориентация организаций кинозрелищных услуг может быть представлена в такой содержательной логико-вербальной форме, как: достижение в текущем, средне-, долгосрочном периодах максимально возможных темпов экономического роста, социальных результатов, эффективности деятельности в условиях неустойчивого экономического и инновационного состояния внешней среды.

В состав целевых ориентиров организаций кинопоказа входят и такие из них, как: развитие зрительского и творческого интереса к киноискусству; культурно-научное просвещение потребителей кинозрелищных услуг; приобщение зрителя к решению социальных и экономических проблем, раскрывающихся в кинокартинах.

Достижение поставленных текущих, средне-, долгосрочных экономических и социальных целей организациями кинопоказа, на взгляд автора, может решаться посредством следующих задач: обеспечение наполнения залов разножанровым киноконтентом; формирование приемлемого и согласованного кинотеатрами со зрителями расписания сеансов, позволяющего достигать поставленные перед организациями кинозрелищных услуг целевые ориентиры, выражаемые экономическими и социальными результатами; популяризация отечественного и зарубежного кино среди целевой аудитории; формирование нового и расширение располагаемого контингента потребителей кинозрелищных услуг; внедрение технологических и продуктовых новшеств в деятельность кинотеатров, усиление их конкурентных преимуществ.

Кроме того, современные кинотеатры должны в целях повышения своих экономических результатов деятельности по оказанию потребителям кинозрелищных услуг предоставлять им сопутствующие товары и услуги (газированные напитки, попкорн, игрушки), концешн зоны (зоны отдыха и питания), а также сдача в субаренду помещений.

Важной составляющей обеспечения целевой ориентированности организаций кинопоказа выступает адекватность реальному положению и рационализация процесса соблюдения классификационных признаков, определяю-

щих типы кинотеатров и характер их эффективной деятельности.

Так, по признаку «время и характер эксплуатации» кинотеатры могут быть классифицированы, как: круглогодичной деятельности; сезонного действия (летние закрытые и открытые); комбинированные (круглогодичные совместно с сезонными).

Классификационный признак, распределяющий кинотеатры по «количеству мест в зрительном зале» делит их на кинотеатры круглогодичного действия и летние закрытые (50-1500 мест), на летние открытые площадки (до 2500 мест).

Однозальные, миниплексы (двух-, трехзальные), мультиплексы (от 4-х до 10-ти залов) и мегаплексы (от 11-ти залов и выше) следует отнесить к классификационному признаку деления кинотеатров по числу залов.

В целом определение уровня адекватности конкретного классификационного признака деления организаций кинозрелищных услуг, как представляется, должно сопровождаться реализацией тех организационно-экономических, маркетинговых и финансово-инвестиционных мер, которые в наибольшей степени корреспондируются с организационно-правовыми и экономическими, а также социальными особенностями целевой ориентации организации кинопоказа.

Классификационное деление организаций кинопоказа по признаку эксплуатационных особенностей на обычные и специализированные, в свою очередь, сопровождается их отнесением к различным специализированным видам. При этом специализированные кинотеатры могут быть премьерными, досуговыми, студийными, детскими, а также организациями с непрерывным кинопоказом, постоянной работой кинокафе. Указанные классификационные особенности кинотеатров предусматривают свой особый состав помещений. Так, например, помещения специализированных кинотеатров должны иметь особенные виды кинопроекции, в которые входят кинопанорама, циркорама, стерео, видео.

В условиях повышающегося уровня конкурентоспособности процессов оказания кинозрелищных услуг в настоящее время наиболее

распространенными, исходя из классификационного признака техники демонстрации, являются кинотеатры, осуществляющие кинопоказ пленкой шириной 35 мм (обычные и широкоэкранные); широкоформатные кинотеатры, демонстрирующие фильмы в формате 2D, 3D, а также Imax. Кроме того, большинство отечественных организаций кинопоказа используют системы Dolby (Digital, Atmos).

Разнообразие эксплуатационных классификационных особенностей демонстрации кинофильмов в настоящее время свойственно кинотеатрам универсального использования (кино, концерт, собрание), а также кинотеатрам большой вместимости, входящих в состав многофункциональных комплексов, проектируемых индивидуально по специально разрабатываемому заданию, как правило, расположенных в торгово-развлекательных комплексах.

Соответствие тех или иных классификационных признаков, наиболее полно характеризующих виды организаций кинопоказа, располагаемому конкурентному потенциалу и планируемой конкурентоспособности кинозрелищных услуг и в целом кинотеатров, по мнению автора, способствует достижению целевых ориентиров - экономических и социальных результатов в перспективном периоде времени.

Организационными особенностями выхода фильма в кинотеатральный прокат является получение прокатного удостоверения в Департаменте кинематографии Министерства культуры Российской Федерации, порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Для получения прокатного удостоверения фильму все права на материалы, используемые в нем, должны быть приобретены легально (музыка, архивные материалы, кинофрагменты, фотографии, изображения героев).

Важно отметить, что получение прокатного удостоверения не является цензурой, так как причиной отказа в выдаче прокатного документа является содержание в киноработе материалов, нарушающих законодательство Российской Федерации разной направленно-

сти [3]. Одна из копий кинофильма в качестве обязательного экземпляра должна сдаваться на хранение в Госфильмофонд - Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, который обеспечивает хранение коллекции кинокартин и других киноматериалов. При этом службы Госфильмофонда осуществляют логистическую, творческо-про-изводственную, культурно-просветительскую, искусствоведческую, фильмографическую, методическую и информационную деятельность.

Указанная нормативно-правовая и организационная регламентация деятельности организаций проката кинофильмов направлена на повышение качества оказания кинозрелищных услуг, упорядочение взаимоотношений между кинопроизводителями, кинопрокатчиками и организациями кинопоказа, на рост степени конкурентоспособности кинозрелищных услуг и в целом отрасли кинематографии.

Экономические особенности деятельности отечественных организаций кинопоказа заключаются в том, что валовые сборы в кинотеатрах по результатам проката фильма распределяются в таких долях, как: 50% от сборов принадлежат кинотеатрам (если фильм шел в них более трех недель, то доля сборов составляет 60%), оставшаяся часть средств представляет собой отчисления кинопрокатчику.

Повышение конкурентоспособности кинозрелищных организаций с полным основанием можно полагать нуждается в экономически приемлемой оптимизации распределения долей финансовых средств между кинопроизводством, прокатом и показом кинокартин, с повышением долей распределения средств в пользу создателей фильмов и организаций кинопоказа. Это связано с тем, что доля средств кинотеатра должна покрывать эксплуатационные расходы на содержание помещений, выплату заработной платы, на коммунальные услуги, рекламу, а также должна включать и такие средства, как экономические результаты (прибыль) кинопоказчика.

В свою очередь, отчисления, составляющие 40-50% от валовых кинотеатральных сборов за оказание потребителям кинозрелищных услуг, передаваемых кинопрокатчику, распределяются между кинопрокатчиками и про-

изводителями фильмов. Следует учитывать при этом то, что доля прокатчика (12-18% от валовых кассовых сборов) должна покрывать его совокупные прокатные расходы (печать копий, реклама, транспортировка, налоги). Продюсер, со своей стороны, тратит полученные средства (32-36%) на возврат денежных средств, направляемых в свое время на производство фильма, на уплату кредитов. Оставшаяся сумма средств является чистой прибылью кинокартины и распределяется, как правило, между инвесторами [4].

Одной из организационно-экономических особенностей взаимодействия между организациями кинопроизводителей, кинопрокатчиков и кинопоказа является доминирование в структуре кинопроката на российском рынке фильмов, созданных американскими кинопроизводителями. Это связано с тем, что представители студий-мейджоров заключают договоры с кинотеатрами на реализацию устанавливаемого ими состава фильмов, в котором в нагрузку к одной потенциально привлекательной у кинозрителя картине прилагается некоторое число фильмов с низким уровнем прокатного потенциала. Данное обстоятельство не только затрудняет прокат российских кинофильмов, но и определяет устойчивую тенденцию к снижению конкурентоспособности отечественных кинофильмов, а также влияет на достижение поставленных целевых ориентиров экономической результативности в планируемом периоде времени.

В условиях значительного проникновения иностранных кинофильмов на отечественный рынок кинематографической продукции и кинозрелищных услуг повышается не только роль государственной поддержки кинематографии, но и непосредственно участников кинопроизводства, создающих фильмы, осуществляющих их прокат, кинопоказ, исходя из востребованности их различными социальными слоями и группами населения, а также повышения качества фильмов на основе создания художественно-творческих, технологических, продуктовых новшеств и внедрения их на всех стадиях кинопроизводства, оказания кинозрелищных услуг [5].

Организационно-экономической особенностью развития отечественных организаций кинематографии является и то, что повышение конкурентоспособности создаваемых отечественных фильмов в существенной степени зависит от уровня взаимной заинтересованности между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами кинематографии достигать максимально

возможных экономических и социальных результатов. Указанная общая заинтересованность в настоящее время основана как на достижении кинематографией целевой ориентации роста экономических результатов в условиях развивающегося рынка, так и на повышении социальных результатов в процессе реализации основных положений государственной политики в области культуры.

Список литературы

1. Евменов А. Д., Данилов П. В., Какосьян Э. К. Дистрибьюция в кинематографии: учебное пособие. СПб.: СПбГУКиТ, 2013.

2. Обзор российского кинорынка. Итоги 2014 года. СПб.: НеваФильм, 2014.

3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2016).

4. Березин О. Российские кинотеатры: вызовы рынка и стратегии развития: материалы конференции «Стратегии развития бизнеса кинотеатров». СПб.: НеваФильм, 2008.

5. Евменов А. Д. Повышение эффективности инновационной деятельности в сфере услуг: монография. СПб.: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.