Научная статья на тему 'Маркетинговая деятельность высших образовательных учреждений как возможность минимизации рассогласования рынков труда и образовательных услуг в современной России'

Маркетинговая деятельность высших образовательных учреждений как возможность минимизации рассогласования рынков труда и образовательных услуг в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОТНИКОВ / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА И ПРЕДПРИЯТИЯ / LABOR POTENTIAL / A LABOR MARKET / THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / MARKETING ACTIVITY OF HIGH SCHOOLS / COMPETITIVENESS OF WORKERS / QUALIFICATION OF WORKERS / INVESTMENT APPEAL OF REGION AND THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватагина Марина Вениаминовна

Статья представляет собой результат научно-практического исследования состояния современных рынков труда и образовательных услуг, которые перешли в фазу развития, характеризующуюся значительным рассогласованием предложения и спроса. Система высшего образования в современной России, являясь одновременно субъектом и рынка труда, и рынка образовательных услуг, требует создания эффективных механизмов по активизации рыночной позиции вузов - это развитие маркетинговой деятельности высших образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing activity of the higher educational institutions as possibility of minimization of a mismatch of labor markets and educational services in modern Russia

Article represents result of scientifically-practical research of a condition of modern labor markets and educational services which have passed in the phase of development characterized by a considerable mismatch of the offer and demand. Higher education system in modern Russia, being simultaneously the subject and a labor market, and the market of educational services, demands creation of effective mechanisms on activization of a market position of high schools is a development of marketing activity of the higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая деятельность высших образовательных учреждений как возможность минимизации рассогласования рынков труда и образовательных услуг в современной России»

Список литературы

1. Анисимова, Г. В. Социально-экономическое неравенство. Тенденции и механизмы регулирования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. Бобылев, С. Н. Устойчивое развитие: методология и методика измерения : учебное пособие. — М.: Экономика, 2011.

3. Градов, Л. П. Национальная экономика : учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.

4. Курнышева, М. Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы. — Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2005.

5. Ыорт, А. Понимание процесса экономических изменений. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.

6. Олейников, Е. Л. Экономическая и национальная безопасность : учебник. — М., Экзамен, 2005.

7. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России : учебник. — М.: Дело, 2005.

8. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-запада России) / под ред. В.В. Окрепилова; Ин-т проблем региональной экономики РАН. — СПб.: Наука, 2010.

Literature

1. Anisimova, G. V. Socio-economic inequality. Trends and mechanisms of regulation. — Moscow, 2010.

2. Bobylev, S. N. Sustainable development: methodology and methods of measurement. — Moscow, 2011.

3. Gradov, A. P. National Economy. — St. Petersburg, 2005.

4. Kurnysheva, I. R. Macro Economic Development: Trends and Prospects. — Institute of Economics Academy of Sciences. — Moscow, 2005.

5. North, D. Understanding the process of economic change. — Moscow, 2010.

6. Oleynikov, E. A. Economic and national security. — Moscow, 2005.

7. Senchagov, V. K. The economic security of Russia. — Moscow, 2005.

8. Fundamental problems of spatial development of macroregion in the transition to innovation-based economy (on the example of North-West Russia), Ed. V V Okrepilov; Institute for Problems of Regional Economic Sciences. — St. Petersburg, 2010.

УДК 631.158:658.3 М.В. Ватагина*

Маркетинговая деятельность

высших образовательных учреждений

как возможность минимизации рассогласования

рынков труда и образовательных услуг в современной России

Статья представляет собой результат научно-практического исследования состояния современных рынков труда и образовательных услуг, которые перешли в фазу развития, характеризующуюся значительным рассогласованием предложения и спроса. Система высшего образования в современной России, являясь одновременно субъектом и рынка труда, и рынка образовательных услуг, требует создания эффективных механизмов по активизации рыночной позиции вузов — это развитие маркетинговой деятельности высших образовательных учреждений.

Ключевые слова: трудовой потенциал, рынок труда, рынок образовательных услуг, маркетинговая деятельность вузов, конкурентоспособность работников, квалификация работников, инвестиционная привлекательность региона и предприятия.

M.V. Vatagina*. Marketing activity of the higher educational institutions as possibility of minimization of a mismatch of labor markets and educational services in modern Russia. Article represents result of scientifically-practical research of a condition of modern labor markets and educational services which have passed in the phase of development characterized by a considerable mismatch of the offer and demand. Higher education system in modern Russia, being simultaneously the subject and a labor market, and the market of educational services, demands creation of effective mechanisms on activization of a market position of high schools is a development of marketing activity of the higher educational institutions.

* Ватагина, Марина Вениаминовна, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, начальник управления по персоналу и связям с общественностью, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected].

* Vatagina, Marina Veniaminovna, St.-Petersburg state agrarian university, head of department on the personnel and public relations, Cand.Econ.Sci. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Keywords: labor potential, a labor market, the market of educational services, marketing activity of high schools, competitiveness of workers, qualification of workers, investment appeal of region and the enterprise.

Уровень конкурентоспособности и квалификация работников агропромышленного комплекса (АПК) влияют на инвестиционную привлекательность как отдельного сельскохозяйственного предприятия, так и региона в целом. Сельское хозяйство является в Российской Федерации третьей отраслью по численности занятого населения и его доле в общей структуре. Результаты исследований показывают, что среди факторов, мотивирующих инвесторов АПК, значительную долю (около 40%) составляют те, которые прямо или косвенно связаны с качеством рабочей силы. Таким образом, решение проблемы целенаправленного формирования трудового потенциала имеет важное значение для развития экономики любого региона и требует выработки новых, адекватных рынку методов управления образовательными учреждениями, подведомственных МСХ РФ, важнейшим из которых является маркетинг.

Комплекс проблем, связанных с переходом к рынку, вопросы адаптации образовательных учреждений к новым экономическим условиям являются предметом глубокого исследования российских ученых экономистов: С.А. Кузьмина, А.А. Никифоровой, В.Д. Порошнева, В.В. Ухобышева, Р.И. Цвылева, Ф.Т. Прокопова, Е.М. Жиха, А.П. Панкрухина, В.А. Соловьева и других. Тем не менее практическое овладение маркетингом, его внедрение в деятельность хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений — это сложный процесс, требующий конкретных подходов, рекомендаций, предложений, и он еще далек от своего окончательного решения.

В современных условиях значительная часть сельской молодежи в связи с ограниченными возможностями продолжения образования и выбора рабочих мест трудоустраиваются в основном в качестве подсобной рабочей силы. Это приводит к насыщению сельского хозяйства неподготовленными работниками, что еще больше снижает и без того невысокий квалификационный уровень кадров в целом. Такие условия и перспективы формирования трудового потенциала сельскохозяйственного производства вступают в противоречие с общественными интересами, базирующимися на эффективной занятости и профессионализме кадров [1]. Негативные явления в формировании рынка труда и трудового потенциала отрасли усугубляются тем, что сложившаяся система кадрового обеспечения не согласуется с потребностями производства и качественно изменятся мало. Но, пожалуй, самое тревожное явление — это ослабление трудовой мотивации и снижение потребности в образовании у значительной части сельской молодежи и работников сельскохозяйственного производства.

Важнейшей закономерностью развития современного общества является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и совершенствования системы образования. В условиях интеграции России в мировую экономику профессиональное образование становится одним из основных факторов повышения производительности труда, обеспечения выпуска продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Рыночная экономика может успешно работать только при динамичной системе образования, способной готовить специалистов высокого уровня.

Мировая практика выработала механизм, с помощью которого субъекты образовательной системы оказываются способными реагировать на внешние воздействия, адаптировать свои внутренние структуры и аккумулировать дополнительные средства в соответствии с возникающими потребностями населения — это стратегия и тактика маркетинга [2].

Вышеуказанная аргументация обусловила выбор темы исследования, основные результаты которого изложены в данной статье.

В процессе исследования решались следующие задачи:

— изучить и обобщить теоретические основы и опыт регулирования и взаимодействия трудовой сферы и системы профессионального образования в условиях их реформирования;

— раскрыть особенности влияния динамики рынков труда и образовательных услуг, внешних и внутренних факторов на характер рыночного поведения высших аграрных образовательных учреждений, их маркетинговую активность;

— оценить возможности и направления развития маркетинга образовательных учреждений в формировании контингента молодых специалистов АПК (на примере Ленинградской области) и повышении их конкурентоспособности;

— разработать научные и практические рекомендации по внедрению эффективных методов регулирования маркетинговой деятельности высших отраслевых учебных заведений в современных условиях.

Основные результаты выполненного исследования изложены и одобрены на научнопрактических конференциях различного уровня; использованы при проведении авторских семинаров в ЦНТИ «Прогресс» в 2007-2010 гг.; при проведении курсов повышения квалификации для руководящего состава с 2007 по 2010 гг.; на международном конгрессе «АГРОРУСЬ — 2008, 2009, 2010»; на семинарах, совещаниях Ассоциаии «Агрообразование» МСХ РФ.

Маркетинговая деятельность вуза строится на основе концепции социально-этического маркетинга, базируется на конкретной методологической основе (модели), обеспечивающей эффективную реализацию связи «рынок труда — образовательное учреждение — рынок труда».

Для образовательных учреждений маркетинг — это разработка, реализация и оценка образовательных программ путем установления отношений обмена между образовательными

учреждениями и их клиентами с целью гармонизации интересов. Т.е. маркетинг — процесс управления, включающий в себя исследование, планирование, осуществление и контроль.

Эффективная маркетинговая деятельность образовательного учреждения должна основываться на исследовании, анализе и контроле базовых факторов, таких как динамика развития территориальноотраслевого рынка труда; конкурентоспособность товаров на рынке образовательных услуг; ценовые стратегии конкурентов; каналы и методы распределения и продвижения товара.

Все это в результате позволяет обеспечивать повышение конкурентоспособности образовательных продуктов и услуг и самого образовательного учреждения [2]. Динамика процессов в образовательной сфере во многом определяется особенностями развития территориально-отраслевых рынков труда, прежде всего их молодежного сегмента.

Исследования функционирования рынка труда в целом показывают необходимость дальнейшего развития существующей системы подготовки и переподготовки кадров, в т.ч. и системы высшего образования, которая, по сути, является одновременно субъектом и рынка труда, и рынка образовательных услуг. На этой основе возникает необходимость определения наиболее эффективного механизма реализации связи «рынок труда — рынок образовательных услуг — рынок труда».

Высшая аграрная школа играет важную роль в кадровом и научном обеспечении агропромышленного комплекса. Уровень квалификации и компетентность руководителей, специалистов и ученых во многом определяют темпы его развития и обуславливают эффективное управление сельскими территориями России.

Система высшего аграрного образования РФ включает 59 высших учебных заведений: 23 университета, 35 академий, институт и 3 филиала. Из них: в Северо-Западном федеральном округе — 4 вуза, Центральном — 18, Приволжском — 13, Уральском — 5, Сибирском — 7, Дальневосточном — 3 вуза.

В последние годы наблюдается значительный рост приема молодежи в вузы. Причем контрольные цифры приема за счет федерального бюджета снижаются, происходит увеличение приема на обучение за счет средств физических и юридических лиц.

Аграрные высшие учебные заведения реализуют профессиональные образовательные программы, разработанные в соответствии с новым поколением государственных образовательных стандартов, в которых предусмотрена наряду с федеральной составляющей региональная компонента, что позволяет готовить специалиста с учетом особенностей условий ведения сельскохозяйственного производства в различных природных зонах. Тем не менее, рынок образовательных услуг существенно отстает от потребностей рынка квалифицированного труда, углубляются диспропорции между профессиональным уровнем специалистов и изменяющимися потребностями рынка труда, обостряется структурное несоответствие рабочей силы количеству и структуре рабочих мест [6].

Складывается парадоксальная ситуация. Общий дефицит кадров руководителей и специалистов в целом по АПК составляет свыше 70 тыс. человек. При этом выпуск специалистов для АПК в последние годы растет как за счет очной формы обучения, так и заочной. По логике, этот дефицит реально мог бы быть ликвидирован за два-три года. Но этого не происходит из-за крайне низкого уровня закрепления кадров в сельскохозяйственном производстве, и особенно выпускников аграрных учебных заведений. Причины такой ситуации в следующем. Во-первых, это отмена государственного распределения. Во-вторых, это низкий престиж труда в сельском хозяйстве, невысокая и нерегулярно выплачиваемая зарплата, слабая социальная защищенность, крайне неудовлетворительные жилищные условия и кризисное состояние сельской социальной инфраструктуры [6]. В результате потенциал аграрных образовательных учреждений используется далеко не полностью. Лишь треть от выпуска молодых специалистов возвращается на работу в сельское хозяйство. Следует отметить довольно значительный разброс этого показателя по субъектам Российской Федерации.

Попытки изменения ситуации к лучшему (только через изменения структуры учебных заведений, объемов подготовки, пересмотра перечня профессий), которые сейчас повсеместно предпринимаются, определенные результаты все же дают, но, по существу. опять сталкиваются с остающимися проблемами, поскольку обоснованной и приемлемой концепции подготовки кадров пока не разработано. И в значительной степени это связано с тем, что система подготовки все еще рассматривается вне рыночных отношений и тем более в отделении от рынка квалифицированного труда.

Мы считаем, что главным содержанием реформы подготовки кадров для АПК является конкуренция учебных заведений. Реформа системы подготовки сельскохозяйственных кадров не самоцель, а средство (притом из самых радикальных) повышения эффективности экономики. В ходе развития рыночной экономики прежде всего должен быть сформирован адекватный рынок труда. В связи с этим нужны новые подходы к сфере подготовки кадров, которая является базовым звеном данного рыночного сектора. В связи с этим материальная заинтересованность у будущего специалиста (любого уровня) и государства должна определяться более конкретно [5, 7].

Со стороны государства это должно выражаться в обеспечении развития материальнотехнической базы всех учреждений системы подготовки, и при этом в основном за счет средств бюджета, со сторон, желающих получить специальное образование — оплата подготовки (за счет собственных средств и/или получения кредитов на учебу с последующей отработкой).

Такой подход к решению проблемы, во-первых, приведет к возможности регулирования потоков поступающих (например, снижение числа абитуриентов в вузах), а во-вторых, явится основой действительного повышения качества подготовки. Количественные возможности системы подготовки кадров для сельскохозяйственного производства превышают потребности отрасли, и такая

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

несбалансированность сохраняется очень долгие годы по причине отсутствия территориальных балансов кадров сельскохозяйственного производства. Т.е., сформировавшись, система подготовки кадров начала функционировать как самодостаточная система, ориентирующаяся только на такие важнейшие для нее показатели, как объем поступления, наполняемость, объем выпуска. С точки зрения «аппаратной» экономики система развивалась вполне логично, но с переходом к рынку принципиально меняются приоритеты, и все сферы так или иначе переходят в категорию товаропроизводителей с функциями производства и тем более реализации. К сожалению, такая точка зрения понятна и близка далеко не всем даже в сфере подготовки кадров. Отсюда попытки реформирования в большинстве случаев сводятся к некоторым структурным перекомпоновкам, изменениям названий (колледжи, лицеи и т.п.) и корректировкам учебных планов. Ни в одном отраслевом учебном заведении пока не создано эффективной маркетинговой службы, которая занималась бы проблемами рынка квалифицированного труда, т.е. определяла бы всю совокупность потребителей по категориям и территориям; выявляла бы учебные заведения-конкуренты и их потенциальные возможности; сегментировала рынок труда и образовательных услуг, прогнозировала тенденции по объемам и структуре вакантных рабочих мест и пр.

В ряду сложных социальных явлений, от которых зависит формирование и использование трудового потенциала отраслей экономики страны, важное место принадлежит демографическим процессам. Они определяют характер воспроизводства населения, являющегося источником пополнения рабочей силы, т.е. «сырьевой» базой рынков труда и образовательных услуг. Направление развития этих процессов влияет на увеличение или снижение численности населения, изменения в его возрастно-половой структуре и миграционной активности.

Таблица 1

Численность сельской молодежи (15-29 лет) по федеральным округам Российской Федерации (на начало года, тыс. чел.)

Территории 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г.

Российская Федерация - всего в том числе федеральные округа: 8588,4 8800,5 9029,2 8932,0 8464,0 8765,0

Центральный 1505,7 1536,8 1575,9 1513,0 1472,0 1463,0

Северо-Западный 571,4 587,7 606,5 557,0 532,3 523,0

Южный 2114,9 2165,5 2207,6 2449,0 2348,8 2472,0

Приволжский 1967,2 2020,3 2080,2 1972,0 1840,9 1963,0

Уральский 576,4 593,8 613,2 604,0 538,9 592,0

Сибирский 1442,5 1481,6 1521,3 1390,0 1325,0 1330,0

Дальневосточный 410,3 414,7 424,4 447,0 406,3 422,0

Демографическая ситуация во многом определяет количественные и качественные характеристики товара рабочая сила и возможности формирования контингента студентов, поступающих в образовательные учреждения; данные на федеральном уровне приведены в табл. 1, [4].

На региональном уровне данные по численности городского и сельского населения приведены в таблице 2, [4].

Таблица 2

Динамика численности населения, тыс. чел.

Область, республика 1991 г. 2000 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г.

Ленинградская область

всего населения 1662,8 1666,5 1633,3 1630,7 1629,6

в т.ч. городские 1098,2 1099,3 1085,0 1082,3 1081,2

сельские 564,6 567,2 548,3 548,4 548,4

РФ - всего населения 148543,0 146329,1 143434,2 141909,2 141914,5

в т.ч. городские 109795,0 106767,8 105022,2 103697,9 103705,3

сельские 38748,0 39561,3 38412,6 38211,4 38209,2

Удельный вес сельского населения Ленинградской области заметно превышает среднереспубликанский показатель и остается в течение 20 лет в пределах 33,7 — 33,9 %. Изменения же в численности и доле сельского населения по территории области происходили неравномерно, что определялось порайонными различиями в уровне социально-экономического развития.

Формирование молодежного рынка труда в сельском хозяйстве имеет свои особенности, обусловленные как демографическими и социальными факторами, так и степенью развитости сфер приложения труда, уровнем закрепляемости молодежи на сельхозпредприятиях после окончания учебных заведений. До сегодняшнего дня на селе основной сферой приложения труда сельского населения было и остается сельское хозяйство. Прослеживается тенденция увеличения занятых в сельском хозяйстве на фоне снижения занятости в остальных отраслях сельской экономики [1, 2]. Это свидетельствует о том, что здесь крайне низкий уровень разделения труда, и сужает и без того ограниченный выбор сфер приложения труда.

Высвобождаемые из предприятий и организаций сельской экономики работники переходят в основном в личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Численность занятых в этой сфере только за последнее двадцатилетие увеличилась с 1,8 до 4,4 млн. человек, а их доля в составе трудоспособного

населения с 11,3 % до 24,6 %. С учетом ЛИХ занятость в аграрном секторе села достигает 61 % от трудоспособного сельского населения [6].

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в связи с неразвитостью рынка рабочих мест на селе, сокращения объема работ и спада производства продукции молодежь вынуждена вовлекаться в сферы примитивного, малоквалифицированного труда, что, естественно, влечет за собой социальную деградацию и потерю профессиональной квалификации. Низкая конкурентоспособность сельской молодежи привела к снижению ее доли на рынке труда.

При изучении характера занятости было установлено, что молодежь на селе занята в основном трудоемким и малопривлекательным трудом. В 50 субъектах Российской Федерации среди руководителей сельскохозяйственных предприятий и организаций, которых насчитывалось почти 17 тыс. человек, удельный вес лиц в возрасте до 30 лет составил только 2 %, в числе главных специалистов таких было всего 7%, в числе прочих специалистов — 12 %. В целом среди руководителей и специалистов сельхозпредприятий удельный вес лиц в возрасте до 30 лет не превышает 10 %. Среди главных специалистов самая высокая доля молодежи отмечается по категории главных ветврачей (11 %), в числе главных агрономов и главных экономистов она составляет только 9 %. Самый низкий удельный вес молодежи наблюдается среди главных инженеров и главных бухгалтеров (по 6 % соответственно). Низкий процент молодежи, занимающей должности руководителей и специалистов на сельскохозяйственных предприятиях, сложился ввиду слабой закрепляемости на селе выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений [6].

Если на изменение структуры поступления молодых специалистов из вузов кадровые службы агрокомплекса области могут влиять слабо, поскольку объемы и структура корректируется в масштабе республики, то сбалансировать подготовку специалистов со средним образованием почти полностью в компетенции областного уровня.

Соотношение поступления специалистов в сельскохозяйственные предприятия с учетом дефицита фактического и перспективного должно быть следующее: на 1 специалиста с высшим образованием должно поступать примерно 2 со средним специальным. В настоящее время это соотношение составляет 1 : 1,40. Следствием структурных нарушений является большой удельный вес перераспределяющихся молодых специалистов, их текучесть, отток из отрасли.

В связи с тем, что в составе руководящих работников и специалистов в настоящее время работает 14% практиков (в среднем звене более 20 %), возникает важная проблема заочного обучения этого контингента работников. Однако удельный вес практиков, обучающихся заочно в вузах и техникумах, не превышает 5 %. Это ни в какой степени не может удовлетворить растущих потребностей производства в отношении квалификационного уровня руководителей. Поэтому повышение уровня профессиональной подготовки этой категории работников за счет более широкого вовлечения их в систему заочного образования — резерв, способный значительно влиять на процесс формирования высококвалифицированных, стабильных кадров [3].

Маркетинговая деятельность образовательного учреждения должна начинаться с профориентации, охватывать весь процесс движения товара «рабочая сила», включая его мотивацию, профессиональную подготовку, переподготовку и первую фазу трудоустройства.

Именно в этом направлении, основываясь на данной концепции, осуществляется профориентационная деятельность в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете (СПбЕАУ). Здесь также получают практическую реализацию образовательные процессы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой специалистов АПК [8]. В значительной степени решение вопросов по трудоустройству наших выпускников обеспечивает молодежная Интернет-биржа труда АПК, постоянно работающая на интернет-сайте нашего университета. В течение последних трех лет СПбЕАУ занимается повышением квалификации школьных учителей Ленинградской области по агробиологическим специальностям: происходит совмещение двух направлений — повышение квалификации и профориентационная деятельность. Комплексный подход к данной проблематике, который включает в себя несколько стадий (от разработки методики преподавания агробиологических специальностей в школах до мониторинга удовлетворенности всех участников образовательного процесса: старшеклассников, их родителей и самих учителей), позволяет расширить возможности как абитуриентов при поступлении в профильный вуз, так и самого вуза при продвижении своего продукта на рынке образовательных услуг. В конечном итоге это приводит к гармонизации интересов всех участников образовательного процесса.

Профессиональная ориентация — комплексная социально-экономическая проблема. Она затрагивает демографические, экономические, нравственные проблемы большой части населения. Расчет численности работников сельскохозяйственного производства и численности выпускников сельских школ показывает, что компенсационные условия пока сохраняются. В среднем по области численность выпускников в последнее десятилетие составляла почти 50 % от численности функционирующих в отрасли работников. Проблема заключается в профессиональной ориентации выпускников сельских школ и направленности их жизненных планов.

Выбор профессии человеком связан с его готовностью к труду. Поэтому общественное, производственное и педагогическое воздействие с целью подготовки для сознательного выбора профессии имеет большое значение, т.к. помогает наиболее рационально распределить трудовой потенциал по территориям и сферам.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маркетинговая деятельность высшего учебного заведения должна базироваться не только на оценке уровня профессиональной ориентации сельской молодежи (оценка возможностей), но и на комплексном анализе качественных характеристик и профессиональных установок и ориентиров своих абитуриентов и студентов, являющихся базой их будущего уровня профессиональной конкурентоспособности.

В ходе исследования нами была разработана методика определения уровня конкурентоспособности молодого специалиста, который предлагается рассчитывать по следующей

аР1 - аШШ! + аР2 - ашм2 + + аРп - атт„

, amaxi a mini a max2 a min2 amax n a min n

формуле: Ук =-----1-------1------2------2-------------n-----—, где

n

У — индивидуальный уровень конкурентоспособности работника; ap — оценка конкретного специалиста по признаку (1—ж) в баллах;

aminj 2...n — минимальная оценка данного признака в баллах; amaxj 2.n — максимальная оценка данного признака в баллах; n — число признаков оценки.

Значение У должно находится в интервале 0 < У. < 1. Естественно, чем выше значение У , тем выше уровень конкурентоспособности работника.

В качестве иллюстрации методики приведен пример из расчетов по оценке кадрового состава специалистов ЗАО «Выборгский» Всеволожского района Ленинградской области.

Исходная информация (форма Т-2 и анкета): профессия — агроном закрытого грунта, возраст

— 28 лет, образование — высшее, квалификация — высокая, стаж работы по специальности — 7 лет, свидетельство медицинской патологии — нет; нормальная физическая форма; уровень предприимчивости средний. Для данной группы специалистов (так же, как и для других категорий) была разработана оценочная таблица (см. табл. 3 на следующей странице).

Определение индивидуального уровня конкурентоспособности конкретного работника

5 -1 5 -1 3 -1 4 -1 1 -1 4 -1 4 -1

-----1----1-----1------1---1-----1---

У = 5 -1 5 -1 5 -1 5 -1 5 -1 5 -1 5 -1 =

осуществёяется сёедующим образом: 1,00 +1,00 + 0,50 + о,75 + о,75,+0,25 .

=-----------------------------= 0,61

7

Для определения уровня конкурентоспособности специалистов нами предлагается следующая шкала оценок (табл. 4).

Таблица 4

Шкала определения уровня конкурентоспособности специалистов

Числовое значение показателя конкурентоспособности Уровень конкурентоспособности работника

до 0,4 низкий

0,4-0,7 средний

0,8 и более высокий

Для нашего примера при значении У= 0,61 работника можно считать как обладающего средним уровнем конкурентоспособности в своей профессиональной группе.

Кроме оценки индивидуального уровня конкурентоспособности данный метод позволяет определять этот показатель по отношению к профессионально-квалификационным группам и всему трудовому коллективу предприятия. В этом случае формула будет иметь вид:

Ук + У + У + к + У к

у =—2__^2___^

У кобщ п ’ 1Ае

Укобщ — суммарный уровень конкурентоспособности групп работников или всего коллектива;

Ук! 23 п — индивидуальные уровни конкурентоспособности работников;

п — число работников, прошедших оценку.

Переход к внедрению технологии маркетинга следует начинать с анализа сложившейся структуры управления образовательным учреждением, т.е. решить ряд проблем, связанных с уточнением функций подразделений, обязанностей их руководителей и сотрудников, с перестановкой кадров.

Еоворя об изменениях во «внутренней» среде образовательного учреждения, надо иметь в виду, что эти изменения должны идти параллельно на двух основных уровнях — на уровне руководства образовательного учреждения и на уровне руководства среднего и низшего звена.

Одним из наиболее важных вопросов, от решения которого зависит практическая реализация технологии маркетинга, является вопрос о структуре, функциях, содержании работы службы маркетинга образовательного учреждения, которая в значительной степени определяется теми целями и задачами,

Таблица 3

Бальная оценка признаков определения уровня конкурентоспособности специалистов

Балльная

Признаки Градации признаков оценка признака

1. до 30 лет 5

2. 30-40 лет 4

3. 40-50 лет 3

1. Возраст 4. мужчины 50-59лет

женщины 50-54 лет 2

5. мужчины 60 лет и старше

женщины 55 лет и старше 1

1. неполное среднее и начальное 1

2. общее среднее 2

2. Образование 3. ПТУ 3

4. среднеспециальное и неполное высшее 4

5. высшее 5

1. менее 1 года 1

3. Стаж работы по специальности 2. 3. 4. 1-3 года 4-9 лет 10-15 лет 2 3 4

5. 15 лет и более 5

1. неквалифицированный 1

4. Квалификация 2. 3. малоквалифицированный квалифицированный 3 4

4. высококвалифицированный 5

1. не повышал 1

5. Повышение 2. повышал 5 лет назад 2

квалификации(во 3. повышал 3 года назад 3

времени) 4. повышал 1 год назад 4

5. постоянно повышает 5

6. Состояние здоровья 1. отличная физическая форма 5

2. нормальная физическая форма 4

3. ослабленное физическое состояние 3

4. профессиональное заболевание без

утраты трудоспособности 2

5. значительная патология 1

1. отрицательная мотивация 1

2. индеферентное отношение 2

3. низкий уровень инициативы и

7. Предприимчивость ответственности 4. средний уровень инициативы ответственности и 3 4

5. высокий уровень инициативы и

ответственности 5

которые ставит перед собой образовательное учреждение по совершенствованию своей деятельности на основе принципов методологии и технологии маркетинга.

Минимальный вариант такой службы — организация исследовательских консультационных групп силами образовательного учреждения. Основная задача такой группы — подготовка для руководства образовательного учреждения практических рекомендаций по вопросам организации маркетинговой деятельности, исходя из анализа поступающей информации. В данном случае образовательное учреждение вправе использовать свой кадровый потенциал: преподавателей экономических дисциплин, маркетинга, менеджмента, социологии и психологии.

Максимальный вариант — это создание отдела маркетинга и полная перестройка системы, функций и взаимосвязей подразделений образовательного учреждения. В обязанности отдела входит разработка маркетинговой политики образовательного учреждения, его стратегии и тактики. Отдел занимается комплексным изучением рынков, разработкой маркетинговых программ, координацией маркетинговой деятельности всех служб образовательного учреждения.

В разработанной нами схеме с учетом специфики образовательных услуг, кадрового потенциала образовательного учреждения, крайней ограниченности их ресурсов предлагается матричная «товарнофункциональная» структура маркетинговой службы.

Главная задача маркетинговой службы образовательного учреждения — обеспечить координацию действий «внутренней» и «внешней» среды в целях удовлетворения потребностей населения в образовании и подготовке кадров для АПК.

Закрепление подготовленных молодых специалистов в аграрном секторе экономики России —

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

важнейшая на сегодняшний день задача, которая требует незамедлительных действий со стороны структур законодательной и исполнительной власти. Решать поставленную задачу предполагается через создание единого информационного пространства по использованию существующих в субъектах Федерации инструментов стимулирования молодых сельских кадров, разработку и внедрение организационно-экономического механизма дополнительного поощрения молодых специалистов, трудоустраивающихся и работающих в аграрном секторе экономики России, в т.ч. за счет предоставления единовременных денежных пособий (выплат) на принципах софинансирования с субъектами РФ; через создание дополнительных инструментов для поощрения работодателей, вкладывающих средства в строительство жилья для молодых специалистов.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

— при складывающейся демографической ситуации и резком сокращении сельского населения заметно меняются условия формирования рынков труда и образовательных услуг. Их динамика и конъюнктура являются важным объектом образовательного мониторинга и маркетинговых исследований, которые должны регулярно проводиться высшими профессиональными отраслевыми учебными заведениями, поскольку определяют характер их маркетинговой деятельности;

— маркетинговая деятельность образовательного учреждения должна строиться на основе единой концепции и базироваться на конкретной методологической основе, обеспечивающей эффективное взаимодействие в системе «рынок труда — образовательное учреждение — рынок труда»;

— для образовательных учреждений маркетинг — это возможность оперативного продвижения товара «рабочая сила» и обеспечение нормальных воспроизводственных процессов в трудовой сфере в целом;

— целенаправленная маркетинговая деятельность высшего учебного заведения должна основываться на исследовании, анализе и контроле влияющих факторов, определяющих его рыночную политику, обеспечивающую повышение конкурентоспособности образовательных продуктов и услуг и самого образовательного учреждения.

Реализация выработанных рекомендаций и предложений может способствовать совершенствованию формирования кадрового потенциала аграрной сферы экономики, повышению его конкурентоспособности и эффективности использования как в настоящее время, так и в перспективе.

Список литературы

1. Кочерова, Л. М. Социологические исследования повседневной деятельности сельских жителей // Доклады 5-й международной научной конференции Ирана и России по проблемам развития сельского хозяйства. — СПб: СПбГАУ, 2009.

2. Москалев, М. В., Герасимов, М. Е. Маркетинговые проблемы в сельскохозяйственном производстве // Экономика сельского хозяйства России. — 2001. — № 3.

3. Спиридонов, Л. М. Кадровый потенциал агрономической службы АПК Ленинградской области // Доклады 5-й международной научной конференции Ирана и России по проблемам развития сельского хозяйства. — СПб: СПбГАУ, 2009.

4. www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики.

5. Нормативно-правовая база исследования: Федеральный закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

6. Информационные и отчетные материалы Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу ЛО, Комитета общего и профессионального образования ЛО, Комитета по труду и занятости Ленинградской области, материалы пленарных заседаний международной выставки «Агрорусь — 2009, 2010», региональных ярмарок вакансий АПК, Первой отраслевой молодежной биржи труда на базе СПбГАУ.

7. Методические и инструктивные документы федерального и отраслевого уровней: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы; Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»; Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года».

8. Локальные акты: Соглашение о сотрудничестве и стратегическом партнерстве, между СПбГАУ, Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, Комитетом общего и профессионального образования, Комитетом по труду и занятости Ленинградской области, № 33/с, от 7 июля 2008 г.; Соглашение о взаимодействии Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области и ФГОУ ВПО СПбГАУ по реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», от 14 июля 2008 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literature

1. Kocherova, A. M. Sociological research of daily activity of countrymen // Reports of 5th international scientific conference of Iran and Russia on problems of development of agriculture. — St.-Petersburg, 2009.

2. Moskalev, M. V., Gerasimov, M. E. Marketing problems in agricultural production // Agricultural economics of the Russia. 2001. — № 3.

3. Sflmhmv,A.M Personnel potential of agronomical service of agrarian and industrial complex of Leningrad region // Reports

of 5th international scientific conference of Iran and Russia on problems of development of agriculture. — St-Petersburg, 2009.

4. www.gks.ru Federal Agency of the state statistics.

5. Federal law of the Russian Federation «About state regulation of agroindustrial manufacture» from July, 14th, 1997 № 100-FZ; Federal law from 29.12.2006r. № 264-FZ «About agriculture development».

6. Information and accounting materials of Committee on agroindustrial complex of Leningrad region, Committee of the general and vocational training of Leningrad region, Committee on work and employment of Leningrad region, materials of plenary sessions of the international exhibition «Agrorus — 2009, 2010», regional fairs of vacancies of the agrarian and industrial complex, the First branch youth labor exchange.

7. Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuffs for 2008-2012; Federal target program «Social development of village till 2012»; Federal target program «Preservation and restoration of fertility of soils of the earths of agricultural purpose and agrolandscapes as national property of Russia for 2006-2010 and for the period till 2012».

8. Cooperation agreement and strategic partnership, between SPbSAU, Committee on agroindustrial complex, Committee of the general and vocational training, Committee on work and employment of Leningrad region, № 33/with, from July, 7th, 2008; the Agreement on interaction of Committee on agroindustrial complex of Leningrad region and SPbSAU on realization «Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuffs for 2008-2012», from July, 14th, 2008.

УДК 338.981; 339.443; 340.1 Ю.А. Кудрявцев*

Государственные режимы управления

экономическими отношениями: сущность, виды, признаки

В статье рассматривается сущность категории «государственный экономический режим», анализируются соотношение понятий «экономическая система» и «экономический режим», существующие подходы к классификации государственных (экономических) режимов. Большое внимание уделяется сущности и признакам директивно-плановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов. Государственные режимы управления экономическими отношениями рассматриваются в контексте взаимодействия экономики, политики и права.

Ключевые слова: экономическая система, государственный режим, государственный режим управления экономическими отношениями, директивно-плановый экономический режим, рыночный экономический режим, государственный (экономический) режим переходного типа.

Y.A. Kudryavtsev*'. State management regimes economic relations: the nature, types, symptoms.

The article deals with the essence of the category of «government economic regime, examines relations between the concepts» economic system» and «economic regime», the existing approaches to the classification of government (economic) regime. Much attention is paid to the nature and grounds of a directive-planning, market and transition state (economic) regime. State management regimes economic relations are considered in the context of the interaction of economics, politics and law.

Keywords: economic system, state regime, the state management mode of economic relations, policy and planning economic regime, the market economic regime, the state (economic) mode transition.

В науке при характеристике экономики страны ученые оперируют такими категориями, как «экономическая система», «экономический строй», «экономический уклад». Под экономической системой государства в экономической теории чаще всего понимают совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм. Категории «экономический строй» и «экономический уклад», как правило, означают одно и то же, либо принципиальных отличий между ними не проводится. Такая же неопределенность существует и в вопросе типологии указанных явлений. Так, Г.Н. Муртазаева и А.И. Гречаный совершенно справедливо подчеркивают, что «современная отечественная и зарубежная литература изобилует различными подходами, классификациями и периодизациями социальных систем, функционирующих в истории развития человечества»1. Авторы, к примеру, ссылаются на А.М. Ходачека, предложившего следующую типологию экономических укладов:

* Кудрявцев, Юрий Анатольевич, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел.: (812) 744-70-93. E-mail: [email protected]

* Kudryavtsev, Yuriy Anatolievich, senior lecturer chair of economy and management of social and economic processes Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, candidate of juridical science, the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel: (812) 744-703. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 5 июля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.