Научная статья на тему 'Стратегические направления в развитии маркетинговой деятельности вузов'

Стратегические направления в развитии маркетинговой деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА / MARKETING / VOCATIONAL GUIDANCE / EMPLOYMENT / MODEL OF THE COMPETITIVE EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватагина Марина Вениаминовна

Современные рынок труда и рынок образовательных услуг перешли в фазу развития, характеризующуюся превышением предложения над спросом. Очевидна необходимость внедрения маркетинга всеми рыночными операторами; от вузов требуется освоение стратегии, тактики и методов маркетинга, разработка соответствующего инструментария деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic directions in development of marketing activity of high schools

Modern labor market and the market of educational services have passed in the phase of development characterized by sellers over. Necessity of introduction of marketing by all market operators is obvious; from high schools development of strategy, tactics and marketing methods, working out of corresponding toolkit of activity is required.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления в развитии маркетинговой деятельности вузов»

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 659 : 631.1

М.В. Ватагина*

Стратегические направления в развитии маркетинговой деятельности вузов

Современные рынок труда и рынок образовательных услуг перешли в фазу развития, характеризующуюся превышением предложения над спросом. Очевидна необходимость внедрения маркетинга всеми рыночными операторами; от вузов требуется освоение стратегии, тактики и методов маркетинга, разработка соответствующего инструментария деятельности.

Ключевые слова: маркетинговая ориентация вуза; профориентация; трудоустройство; модель конкурентоспособного специалиста; трудовой потенциал отрасли.

M.V. Vatagina*. Strategic directions in development of marketing activity of high schools

Modem labor market and the market of educational services have passed in the phase of development characterized by sellers over. Necessity of introduction of marketing by all market operators is obvious; from high schools development of strategy, tactics and marketing methods, working out of corresponding toolkit of activity is required.

Keywords: marketing orientation of high school; vocational guidance; employment; model of the competitive expert; labor potential of branch.

Исследования показывают, что переход на маркетинговую ориентацию позволяет образовательным учреждениям улучшать результативные показатели без привлечения значительных дополнительных ресурсов, создать условия для альтернативного развития и тем самым снизить риск и возможные потери от неверной стратегии в деятельности. Для рынков труда и образовательных услуг эта проблема весьма актуальна, поскольку они перешли в фазу развития, характеризующуюся превышением предложения над спросом. Поэтому повышается необходимость более широкого внедрения маркетинга всеми рыночными операторами.

Развитие и применение на практике маркетингового подхода труда требует от современного вуза освоения стратегии, тактики и методов маркетинга, разработку соответствующего инструментария деятельности.

Обобщая первые научные наработки в этой сфере и зарубежную практику, можно сформулировать следующие принципы стратегического развития маркетинга в образовательной сфере:

- включение в систему маркетинга всех рыночных субъектов (их взаимодействие и координация на этой основе);

- налаживание механизма согласования спроса и предложения с максимальной ориентацией на работодателя;

- реализация стратегии и тактики маркетинга с максимальным учетом интересов (профессионально-квалификационных, экономических, социальных) молодых специалистов и образовательных систем;

- обеспечение полного информационного охвата всех сегментов рынка и оперативной обратной связи между всеми его субъектами;

- ориентация на перспективу в сочетании с эффективными методами работы в текущий момент.

* Ватагина, Марина Вениаминовна, начальник управления кадров и социальных вопросов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, соискатель. Тел. 470-05-40; 8 (921) 980-82-72, AGRO@SPBGAU.RU

* Vatagina, Marina Veniaminovna, the head of department of shots and social problems of the St.-Petersburg state agrarian university. The contact information: 470-05-40; 8 (921) 980-82-72, AGRO@SPBGAU.RU.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Экономика, финансы, менеджмент

Исходя из сформулированных принципов, маркетинг образовательного учреждения можно рассматривать как систему деятельности, позволяющей субъекту оценивать состояние рынка, тенденции его изменения и принимать обоснованные управленческие решения в сфере подготовки и трудоустройства специалистов. Тем самым в задачи маркетинга включается не только проведение соответствующих исследований, но и доведение их результатов до субъектов рыночных отношений, которые могут на их основе осуществить экономический выбор, скорректировать свое поведение и т.п. Следовательно, маркетинг выступает тем базисом, на основе которого принимаются стратегические и тактические решения с целью обеспечения эффективной деятельности субъектов на рынке. Использование системы маркетинга позволяет уменьшить степень неопределенности при принятии управленческих решений, выявить причины, по которым прежние действия оказались ошибочными, оценить ситуацию на рынке и дать с достаточной степенью достоверности прогноз изменения рыночной конъюнктуры.

Результатом маркетинговой деятельности на рынке должно стать обеспечение гарантий стабильности положения его субъектов, причем такая ситуация выступает как порождение конкурентного взаимодействия субъектов. Исходная посылка маркетинга заключается в том, чтобы каждый субъект рыночных отношений, с одной стороны, мог максимально приспособиться к рынку, а с другой - активно воздействовать на него, формируя его в выгодном для себя направлении. Тем самым маркетинг выступает как управляющая и управляемая системы. Применительно к объекту нашего исследования, эта общая исходная предпосылка должна быть адаптирована с учетом особенностей данного вида рынка. Задача маркетинга на рынке образовательных услуг и труда, безусловно, включает приспособление каждого субъекта к рыночной ситуации, осуществление на основе маркетинговых исследований необходимых ему перестроек. Что касается обратной связи -воздействия на рынок, то возможности самих субъектов здесь сужены, хотя в определенной мере можно говорить и о них. Возможностями формировать рынок в выгодном для себя направлении обладает далеко не каждый его субъект и далеко не в полной мере. Такие возможности могут иметь крупные образовательные формирования -университетские комплексы или холдинги. Не следует упускать из вида, что рынки труда и образовательных услуг относятся к социально защищенным и в основном регулируемым [1].

Поэтому возможности поведения субъектов в определенных условиях могут детерминироваться государственной регламентацией. Следовательно, доминирующий стороной маркетинга выступает максимальная адаптация его субъектов к рыночным условиям и ситуациям [2, 3, 5].

Если говорить о маркетинговой функции конкретного образовательного учреждения, то в своей деятельности оно должно ориентироваться прежде всего на увеличение прибыли через повышение качества выпускаемой продукции (подготовки конкурентоспособных специалистов). Эта цель может быть достигнута только в том случае, когда в учебном процессе будут сведены соответствующие по количеству и особенно качеству ресурсы.

Сложившаяся к настоящему моменту практика работы вузов очень далека от маркетингового подхода, поскольку в большинстве случаев эта сфера деятельности пока не включилась полностью в систему рыночных отношений.

Маркетинговая деятельность образовательного учреждения должна начинаться с профориентации, охватывать весь процесс движения товара рабочая сила, включая его мотивацию, профессиональную подготовку, переподготовку и первую фазу трудоустройства. При этом должен осуществляться мониторинг на рынке труда и образовательных услуг в отраслевом и территориальном аспектах. Стратегический маркетинг в вузе должен включать реализацию мероприятий по следующим направлениям:

1. Разработка маркетинговой программы вуза и реорганизация его деятельности с ориентацией на маркетинг.

2. Формирование устойчивых и обоюдовыгодных договорных отношений учебных заведений, готовящих специалистов разного уровня квалификации, при активном участии в процессе подготовки самого предприятия, через привлечение будущих специалистов на практику, заказы на разработку в курсовых проектах и дипломе конкретных проблем предприятия. По существу это явление - одна из форм контрактной системы найма и оплаты работника, позволяющая в процессе формирования рабочей силы более четко ориентироваться на желания и условия ее потребителя.

3. Разработка модели конкурентоспособного специалиста, адаптированной на конкретные условия деятельности предприятия, что в маркетинговой деятельности позволяет лучше понимать оценочные критерии и мотивацию, а также проверять правильность своих представлений и действий в сфере кадрового маркетинга и предсказывать возможные последствия и результаты.

Предприятие уже не желает брать на работу человека, который не в полной мере удовлетворяет его потребности. Моделирование позволяет избежать этих ошибок при найме [4].

Модель конкурентоспособного специалиста - это взаимосвязанная развивающаяся система свойств и качеств, необходимых квалифицированному работнику для эффективного выполнения профессиональных функций в условиях динамично изменяющейся рыночной среды [4].

Ценность модели конкурентоспособного специалиста заключается в нахождении эффективных способов обучения и воспитания кадров, максимально удовлетворяющих потребности. Практическая

ценность является основой маркетинговой деятельности на рынке труда. Теоретическая ценность -нахождение путей оптимизации соединения производственных ресурсов и прежде всего рабочей силы с позиций максимизации прибыли предприятия и его устойчивой работы.

К важнейшим принципами построения модели конкурентоспособного специалиста можно отнести принцип адекватности (соответствие социально-экономическим условиям предприятия) и принцип динамичности (постоянная корректировка структурных элементов модели при изменении действия внешних и внутренних факторов).

Как видно из схемы, уровень конкурентоспособности специалиста определяется психофизиологическими, демографическими, квалификационными, социальными параметрами (рис.1). Именно такая комплексная оценка позволяет судить о его состоянии и развитии.

Достигнутое и перспективное состояние конкурентоспособности каждого конкретного специалиста зависит от влияния большой совокупности факторов и условий, которые можно сгруппировать следующим образом.

1. Политические условия, степень экономической и политической свободы индивида.

2. Экономические условия, возможности трудовой реализации и стимулы деятельности.

3. Демографические условия, возрастно-половые характеристики работника.

4. Образовательные условия, развитие системы профессиональной подготовки, достигнутый уровень квалификации.

5. Социально-психологические условия, состояние развития социальной инфраструктуры, психофизиологические параметры работников.

Все эти факторы в совокупности определяют характер и содержание труда, которые, в свою очередь, и формируют качественные параметры работника и его конкурентоспособный уровень.

В качестве основного информационного инструмента системы совершенствования и развития образовательных услуг в аграрной сфере необходимо рассматривать образовательный мониторинг, организацию и использование которого следует проводить в следующей последовательности.

Первый этап - практическая реализация системы мониторинга в сфере образовательного процесса на основе предоставления дополнительных образовательных услуг вне рамок образовательных стандартов. Цель данного этапа - обеспечить повышение квалификации и интеллектуального уровня специалистов и руководящих работников, через улучшение их количественно-качественных параметров и структурных соотношений.

Второй этап - трансформация и практическая реализация системы образовательного мониторинга в системе интеграции высших и средних специальных сельскохозяйственных учреждений региона и дальнейшее развитие образовательных услуг в аграрной сфере. Цель этапа - комплексное обеспечение аграрного сектора образовательными услугами и содействие созданию эффективной системы кадрового обеспечения АПК в целом.

Третий этап - диагностика конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг, а также оценка количественно-качественных характеристик трудового потенциала отрасли и уровня конкурентоспособности работников в разрезе уровней управления и профессиональных групп специалистов. Цель - оперативная адаптация деятельности вуза к динамике рыночных изменений.

«В настоящее время агропромышленному комплексу требуются профессионалы нового типа, владеющие современными высокоэффективными технологиями, умением организовать производство, а также реализовать произведенную продукцию», - подчеркнула министр сельского хозяйства России Елена Борисовна Скрынник на совещании ректоров высших учебных заведений Минсельхоза РФ при обсуждении проекта Программы антикризисных мер, предложенных Правительством РФ на 2009 г. министр отметила, что главным в оценке работы аграрных вузов должно быть трудоустройство их выпускников на селе.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет более трех лет активно работает на тех направлениях, которые сейчас являются приоритетными и входят в систему антикризисных мер. В настоящее время СПбГАУ ориентирован на комплексный подход к системе образования: от профориентации школьников до трудоустройства выпускников и повышения квалификации специалистов, что позволит сформировать трудовой потенциал села в Северо-Западном регионе и является важнейшим условием стабилизации сельскохозяйственного производственного потенциала в масштабах страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Виктория-плюс, 2000.

2. Маркетинг образовательных услуг / Литвинова Н.П., Шереметова В.В., Пилипенко В.И., Андреев В.И.; СПб. гос. ун-т пед. мастерства. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Респекс, 1997. -С. 18-30

3. Маркетинг рынка профессионального образования / под ред. Мысника. Дальневосточный государственных университет путей сообщения РАН. Дальневосточное отделение. Ин-т комплексного анализа региональных проблем. - Хабаровск, 1998.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Экономика, финансы, менеджмент

4. Саруханов, Э. Р., Сотникова, С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. - СПб.: Изд-во сПбУЭФ, 1995. - 145 с.

5. Червень, В. П. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов. - М.: Экономика, 1989. - 197 с.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation. - SPb., 2000.

2. Marketing of educational services / Litvinova N.P., Sheremetova V.V., Pilipenko V.I, Andreev V.I; S-Petersburg. gos. un. of pedagogical skill. - 2 ed., processed and added. - SPb., 1997.

3. Marketing of the market professional education / Ed. Mysnik. Far East state university of means of communication of the Russian Academy of Sciences. Far East branch. In complex analyses of regional problems. - Khabarovsk, 1998.

4. Saruhanov, E. R., Sotnikova, S. I. Marketing of a labor: socio-economic analysis. - SPb., 1995. - 145 p.

5. Cherven, V. P The equation ofjobs and a manpower. - M., 1989. - 197 p.

УДК 347.736 С.Ю. Ковтунова*

Корпоративные конфликты: от защиты прав до захвата бизнеса

Корпоративные конфликты, будь то шантаж или захват предприятия, которые сейчас называются современными терминами «гринмейл» и «рейдерство» соответственно, негативным образом сказываются на функционировании как самого предприятия, так и на экономике страны. Для того чтобы грамотно бороться с этим явлением, необходимо уяснить факторы, способствующие его возникновению и столь стремительному распространению. Любой конфликт, в т.ч. и корпоративный, легче предотвратить на начальной стадии, для чего в статье и рассмотрен перечень превентивных мер, способных помочь предприятию выстроить грамотную линию защиты от нападения или снизить риск атаки мошенников.

Ключевые слова: шантаж, гринмейл, рейдерство, корпоративный конфликт, недружественное (агрессивное) поглощение, захват.

S.Y. Kovtunova*. Corporate conflicts: from protection of the rights before capture of business

Corporate conflicts, whether it is blackmail or grab of the enterprise which now have modern names like «greenmail» and «M&A» accordingly, have a bad influence as on the enterprise’s functioning, as on the whole national economy. It is necessary to understand the factors encouraging its occurrence and so prompt distribution in order to struggle with this phenomenon in the right way. It is easier to prevent any conflict including corporate at the initial stage, that’s why the list of the preventive measures, capable to help the enterprise to build a competent line of protection against the attack or to minimize risk of swindlers’ attack, is considered in the article.

Keywords: blackmail, greenmail, M&A, corporate conflict, hostile takeover, grab.

Радикальная трансформация политических и социально-экономических отношений в современной России была и остается постоянным источником возникновения различных конфликтов

- политических, социальных, экономических1. Они оказывают значительное влияние на все сферы жизни общества, но в нашем случае интересным объектом анализа выступают конфликты по поводу прав собственности. Подобные конфликты можно определить как корпоративные2. Термин «корпоративные конфликты» получает в современной России все большее распространение, и для нас привычными становятся сообщения об агрессивных поглощениях, силовых захватах, шантаже со стороны миноритарных акционеров, преднамеренном банкротстве и т.д. Что же такое корпоративные конфликты? В чем их причина и как не допустить возникновения конфликтов, а если таковой случился - как максимально безболезненно для компании его погасить?

Корпоративные конфликты - споры, возникающие между компанией, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над компанией. В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьёзный ущерб

* Ковтунова, Светлана Юрьевна, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, лейтенант внутренней службы. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-70-68. E-mail: kisal3_13@mail.ru.

* Kovtunova, Svetlana Yurievna, adjunct of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant of internal service. Russia, St.-Petersburg. Ph. (812) 744-70-68. E-mail: kisal3_13@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.