Научная статья на тему 'Корпоративные конфликты: от защиты прав до захвата бизнеса'

Корпоративные конфликты: от защиты прав до захвата бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1946
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНТАЖ / ГРИНМЕЙЛ / РЕЙДЕРСТВО / КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / НЕДРУЖЕСТВЕННОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ / ЗАХВАТ / M&A / BLACKMAIL / GREENMAIL / CORPORATE CONFLICT / HOSTILE TAKEOVER / GRAB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтунова Светлана Юрьевна

Корпоративные конфликты, будь то шантаж или захват предприятия, которые сейчас называются современными терминами «гринмейл» и «рейдерство» соответственно, негативным образом сказываются на функционировании как самого предприятия, так и на экономике страны. Для того чтобы грамотно бороться с этим явлением, необходимо уяснить факторы, способствующие его возникновению и столь стремительному распространению. Любой конфликт, в т.ч. и корпоративный, легче предотвратить на начальной стадии, для чего в статье и рассмотрен перечень превентивных мер, способных помочь предприятию выстроить грамотную линию защиты от нападения или снизить риск атаки мошенников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate conflicts: from protection of the rights before capture of business

Corporate conflicts, whether it is blackmail or grab of the enterprise which now have modern names like «greenmail» and «M&A» accordingly, have a bad influence as on the enterprise's functioning, as on the whole national economy. It is necessary to understand the factors encouraging its occurrence and so prompt distribution in order to struggle with this phenomenon in the right way. It is easier to prevent any conflict including corporate at the initial stage, that's why the list of the preventive measures, capable to help the enterprise to build a competent line of protection against the attack or to minimize risk of swindlers' attack, is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Корпоративные конфликты: от защиты прав до захвата бизнеса»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

4. Саруханов, Э. Р., Сотникова, С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. - СПб.: Изд-во сПбУЭФ, 1995. - 145 с.

5. Червень, В. П. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов. - М.: Экономика, 1989. - 197 с.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation. - SPb., 2000.

2. Marketing of educational services / Litvinova N.P., Sheremetova V.V., Pilipenko V.I, Andreev V.I; S-Petersburg. gos. un. of pedagogical skill. - 2 ed., processed and added. - SPb., 1997.

3. Marketing of the market professional education / Ed. Mysnik. Far East state university of means of communication of the Russian Academy of Sciences. Far East branch. In complex analyses of regional problems. - Khabarovsk, 1998.

4. Saruhanov, E. R., Sotnikova, S. I. Marketing of a labor: socio-economic analysis. - SPb., 1995. - 145 p.

5. Cherven, V. P The equation ofjobs and a manpower. - M., 1989. - 197 p.

УДК 347.736 С.Ю. Ковтунова*

Корпоративные конфликты: от защиты прав до захвата бизнеса

Корпоративные конфликты, будь то шантаж или захват предприятия, которые сейчас называются современными терминами «гринмейл» и «рейдерство» соответственно, негативным образом сказываются на функционировании как самого предприятия, так и на экономике страны. Для того чтобы грамотно бороться с этим явлением, необходимо уяснить факторы, способствующие его возникновению и столь стремительному распространению. Любой конфликт, в т.ч. и корпоративный, легче предотвратить на начальной стадии, для чего в статье и рассмотрен перечень превентивных мер, способных помочь предприятию выстроить грамотную линию защиты от нападения или снизить риск атаки мошенников.

Ключевые слова: шантаж, гринмейл, рейдерство, корпоративный конфликт, недружественное (агрессивное) поглощение, захват.

S.Y. Kovtunova*. Corporate conflicts: from protection of the rights before capture of business

Corporate conflicts, whether it is blackmail or grab of the enterprise which now have modern names like «greenmail» and «M&A» accordingly, have a bad influence as on the enterprise’s functioning, as on the whole national economy. It is necessary to understand the factors encouraging its occurrence and so prompt distribution in order to struggle with this phenomenon in the right way. It is easier to prevent any conflict including corporate at the initial stage, that’s why the list of the preventive measures, capable to help the enterprise to build a competent line of protection against the attack or to minimize risk of swindlers’ attack, is considered in the article.

Keywords: blackmail, greenmail, M&A, corporate conflict, hostile takeover, grab.

Радикальная трансформация политических и социально-экономических отношений в современной России была и остается постоянным источником возникновения различных конфликтов

- политических, социальных, экономических1. Они оказывают значительное влияние на все сферы жизни общества, но в нашем случае интересным объектом анализа выступают конфликты по поводу прав собственности. Подобные конфликты можно определить как корпоративные2. Термин «корпоративные конфликты» получает в современной России все большее распространение, и для нас привычными становятся сообщения об агрессивных поглощениях, силовых захватах, шантаже со стороны миноритарных акционеров, преднамеренном банкротстве и т.д. Что же такое корпоративные конфликты? В чем их причина и как не допустить возникновения конфликтов, а если таковой случился - как максимально безболезненно для компании его погасить?

Корпоративные конфликты - споры, возникающие между компанией, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над компанией. В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьёзный ущерб

* Ковтунова, Светлана Юрьевна, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, лейтенант внутренней службы. 19S206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (S12) 744-70-6S. E-mail: kisal3_13@mail.ru.

* Kovtunova, Svetlana Yurievna, adjunct of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant of internal service. Russia, St.-Petersburg. Ph. (S12) 744-70-6S. E-mail: kisal3_13@mail.ru.

и самим их участникам, и компании в целом3. Зачастую они сопровождаются нарушением законодательства и практически всегда - нарушением или ущемлением прав компании или её акционеров. Поскольку корпоративные конфликты влекут за собой негативные последствия как для функционирования предприятия, так и для экономики, и их количество в последние годы в России только увеличивается - стоит задуматься о причинах возникновения и способах их преодоления.

Итак, одной из сторон конфликта всегда являются акционеры, менеджмент или само предприятие как юридическое лицо. В отдельных случаях участником конфликта становится государство или территориальные властные структуры (как правило, по поводу доли участия иностранного капитала в российских компаниях-монополистах или предприятиях оборонного профиля, что связано с проблемами экономической безопасности страны).

Существуют различные типы конфликтов. Рассмотрим наиболее распространённые: корпоративный шантаж и рейдерство.

«Шантаж (фр. chantage) - вид преступления, заключающийся в требовании ценностей, денег, имущества или требовании совершения каких-либо действий под угрозой разглашения компрометирующих сведений»4.

В нашей современной жизни это слово мы слышим довольно часто применительно к различным ситуациям: политике, семейным спорам, корпоративным отношениям. Шантаж часто отождествляют с вымогательством, ведь он представляет собой принуждение к выполнению каких-либо требований. Естественно, что использование этого средства принуждения должно быть ограничено правовыми рамками, а в практике должны сложиться способы защиты от воздействия шантажа. В современном российском уголовном законодательстве шантаж - это не самостоятельное преступление, а средство совершения других преступлений. Шантажом называется «угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких»5. Сегодня шантажом называют любое вымогательство, влекущее за собой негативные последствия. Расчёт атакующего при этом заключается в том, что последствия являются для шантажируемой стороны более тяжёлыми и неприемлемыми, чем выполнение его требований.

Шантаж является одним из универсальных способов навязывания своей воли другим лицам, в т.ч. и в интересующей нас сфере экономической деятельности. Существуют различные виды шантажа. Наиболее часто применяемый в развязывании корпоративных конфликтов - так называемый корпоративный шантаж. В нашей стране этот вид «зарабатывания» денег появился около десяти лет назад. То, что в России является «наездом на бизнес», на Западе называют красивым словом «гринмэйл» (от англ. greenmail - буквально «зеленая почта»). В чём же он заключается?

«Толковый словарь рыночной экономики» трактует этот термин как «корпоративный шантаж путем скупки значительного числа акций какой-либо компании с предложением продать их по повышенным ценам при условии, что другие компании подписывают соглашение о невмешательстве»6. Современные экономические словари позиционируют это явление также и как «зелёный шантаж». Так, например, «Словарь по антикризисному управлению» даёт определение «зелёного шантажа» как ситуации, при которой фирма, пытаясь предотвратить поглощение, предлагает агрессору выкупить акции по цене выше рыночной7. Экономический же словарь расширяет наше понимание гринмейла:

1) активная скупка акций компании, которая становится объектом попытки поглощения с целью вынудить ее выкупить свои акции по высокой цене;

2) выкуп компанией собственных акций по завышенной цене у фирмы, скупившей значительный пакет ее акций и угрожающей поглотить компанию.

Итак, под «зелёным шантажом» мы понимаем покупку значительного пакета акций компании, которая планируется либо стать объектом поглощения, при захвате предприятия посредством перехвата управления (в этом случае гринмейл является зачастую лишь составной частью целенаправленной кампании так называемого недружественного поглощения - рейдерства), либо объектом шантажа, целью которого является выкуп своих акций по завышенной цене.

Данный термин происходит от blackmail («черная почта»), что, в отличие от гринмейла, - уже уголовно наказуемый шантаж на уровне вымогательства. Видимо, поэтому полноправному экономическому понятию изначально придается негативный оттенок. Однако между «зеленой» и «черной почтой» существует принципиальное различие: классический гринмейл всегда осуществляется в рамках закона, хотя в юриспруденции такого понятия не существует. Корпоративный шантаж - весьма распространенное и неоднозначное явление современной российской экономической жизни, рассматриваемое с одной стороны, как противоправная деятельность, а с другой - как фактор разрушения экономики.

Между тем практика корпоративного шантажа быстро распространяется по стране. Объектом «наезда» со стороны мелкого акционера могут стать компании, к которым, казалось бы, шантажист не имеет никакого отношения - жертвой «зеленой почты» может стать любая компания. Как правило, выбор падает на компанию, в которой имеется хоть какой-то намек на нестабильные отношения внутри между акционерами. Схема действий гринмейлера очень проста. Она предполагает, что на фондовом рынке происходит скупка пакета акций преуспевающей компании, который и дает гринмейлеру совершенно законные права (в зависимости от размера купленного пакета). После этого новоиспеченный акционер начинает ими пользоваться, причем не всегда с целью реализации своих законных прав и интересов, а с целью вынудить руководство компании - объект шантажа -выкупить у него этот пакет. Он может публично критиковать руководство компании. Затем в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

контролирующие и правоохранительные органы поступают различного рода жалобы, а также судебные иски по любому поводу. Результатом такой деятельности является либо получение отступных за отказ от претензий, либо продажа своего пакета акций по завышенной цене.

Рассмотрим несколько примеров действий «отца гринмейла» американского предпринимателя Кеннета Дарта, поскольку считается, что именно он разработал схему корпоративного шантажа. Самым ярким примером является ситуация, происшедшая в 1992 г. во время экономического кризиса, когда Дарт выкупил 4% многомиллиардного долга Бразилии стоимостью 40 центов за доллар. По прошествии двух лет путём реструктуризации бразильское правительство решило отсрочить выплату долга, т.к. оказалось под угрозой дефолта. И поскольку немедленное погашение кредитов губительно бы сказалось на экономике государства, все 700 кредиторов протестовать против отсрочки не стали, за исключением, как его прозвали после этого, «стервятника» Дарта. Формально он был абсолютно прав, поэтому дело дошло до суда, который он выиграл, получив от Бразилии отступные.

Когда в США были приняты законы, облагающие полученные от «гринмейла» доходы налогами до 80%, Кеннет Дарт отказался и от американского гражданства, став гражданином Белиза и Ирландии одновременно, но живет постоянно в международных водах на своей яхте, откуда и совершает сделки.

Действия Дарта в России были менее удачны, несмотря на то, что всё происходило по его обычной схеме: скупил пакеты акций сразу нескольких российских нефтяных компаний и пообещал начать подрывную работу, блокируя решения советов акционеров. Отказаться от реализации своих планов он соглашался только за серьёзные отступные. Через некоторое время руководство «Сибнефти» отказалось от борьбы и по соглашению сторон - пакет акций Дарта был выкуплен компанией. А вот ЮКОС решил стоять до конца, развернув против Кеннета Дарта настоящую информационную войну. Через год открытого противостояния гринмэйлер был вынужден пойти на уступки, продав свой пакет акций по более низкой цене, чем рассчитывал получить. Даже если не рассматривать итоговую сумму, которой добивается гринмэйлер, то урон компании он наносит уже на стадии предъявления претензий, поскольку сотрудники вынуждены реагировать на запросы разных инстанций, а не заниматься своими прямыми обязанностями. Также часть акций по требованию миноритария может быть подвергнута аресту, что, в свою очередь, затрудняет стопроцентное распоряжение ими и ведёт к упущению возможностей и финансовым потерям.

В данной ситуации поучителен опыт Японии, где в 2000 г. корпоративные шантажисты объединились в настоящую ОПГ - так называемую «сокайя» - и своими требованиями стали настоящей помехой экономике государства. К борьбе с ними пришлось привлечь местную полицию, которая должна была присутствовать на всех акционерных собраниях японских компаний. В ходе операции, которая стоила японским налогоплательщикам сотни миллионов долларов, выяснилось, что члены «сокайя» проникли в крупнейшую японскую инвестиционную компанию и третий по величине японский банк. Правда, борьба была успешной: по данным «Financial Times», число членов мафии, специализирующейся на корпоративном шантаже, снизилось с 1982 до 2000 гг. более чем в 15 раз8.

Но это один вариант развития событий. Действия миноритария зависят от размера его доли. Например, при владении 10% акций он имеет право чуть ли не каждый день требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, инициировать проверки при помощи жалоб, - и все это на законных основаниях. Поэтому шантажиста легко спутать с обиженным мелким акционером. И то и другое может быть отнесено к более ёмкому понятию - Shaiehold Activism - проявление активности миноритариев.

Граница между финансовым шантажом и защитой интересов мелкого акционера от произвола, осуществляемого мажоритарием, едва ощутима. Известны случаи, когда в процессе допэмиссии пакет акций размывается, когда представителей миноритария не допускают в совет директоров к управлению, принудительно выкупают акции миноритариев, искусственно занижают цены приобретаемых активов и т.д.

Схема может выглядеть приблизительно так (рис. 1).

Рис. 1.

«Зелёную почту» многие связывают с цветом долларовых купюр, но бесспорным остаётся то, что неотъемлемой составляющей понятия «greenmail» являются деньги. Действия классического гринмэйлера направлены прежде всего на финансовое обогащение, для чего используются различные методы, способы и уловки. И хотя универсальных мер защиты от шантажистов не существует, нужно так же индивидуально, как они планируют каждую свою операцию, выстраивать и линию защиты.

Согласно утверждённому 31 июля 2008 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым национальному плану противодействия коррупции9, проблема рейдерства определяется как угроза экономической безопасности страны, и противодействие этому явлению является задачей общегосударственного масштаба. Правовая защита хозяйствующих субъектов и обеспечение их безопасносного функционирования, а также соблюдения прав акционеров (инвесторов) являются одними из приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение продуктивного экономического развития страны.

Понятие «рейдерство» появилось в США в 60-70-х гг. прошлого столетия и в современном понимании отождествляется с недружественным поглощением компаний и перераспределением собственности. Считается, что первым рейдером был Джон Рокфеллер, который различными способами скупал акции своих конкурентов с целью укрепить положение своего бизнеса еще в конце XIX в. Рейдерами, как правило, называются люди, осуществляющие рейдерский захват предприятия по заказу со стороны.

Известный автор многих книг по корпоративным спорам Александр Молотников в статье для журнала «Враждебные поглощения в Украине» отмечает, что «недружественное поглощение», каковым является рейдерство, - это «установление контроля над хозяйствующим субъектом с применением противозаконных методов и средств, сопровождающееся завладением акциями (долями) в уставном капитале и иными имущественными активами против воли их собственников»10.

И похожих трактовок множество, хотя все они объединены в одном: рейдерство - установление контроля над чужим бизнесом вопреки желанию собственника.

Правда, различается по смыслу его применение в России и за рубежом. В западных развитых странах под рейдерством подразумевают именно недружественное поглощение одной компанией другой (как правило, более сильной компанией - слабой). В России это тоже своего рода «недружественное поглощение» компании, но которое осуществляется с помощью криминальных средств.

Рейдерский захват сегодня стал видом бизнеса, причём самостоятельным. Привлекает в первую очередь его высокая доходность, несмотря на значительные вложения на подготовительном этапе. Схемы действий рейдеров очень разнообразны. Чаще всего они используют пробелы в законодательстве, связанные с оборотом акций, захватывают реестр акционеров, скупают задолженность компании и затем требуют единовременного и полного её погашения - это всё же относительно законные способы действий. Также захватчики не гнушаются и криминальных методов: силовой захват компании без правовых оснований, подкуп сотрудников компании, судебных, правоохранительных органов, подделка реестров, подписей печатей, шантаж и другие виды мошенничества.

Рейдерство, так же, как и гринмейл, - явление неоднозначное. Является ли оно губительным для экономики или, наоборот, оздоравливает её - нам и предстоит разобраться путём сравнительного анализа (табл. 1).

Как мы видим из таблицы, рейдерство является более обширным понятием, что и не удивительно, ведь гринмейл - лишь отправная точка, которую используют захватчики, чтобы завладеть интересующей их целью. Этих понятий нет в нормативно-правовых актах, но в Уголовном кодексе РФ существуют ряд статей, под которые подпадают действия рейдеров и шантажистов. Законодатели начали резко сужать поле деятельности рейдеров и шантажистов: разрабатываются «антирейдерские пакеты», вносятся поправки в Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Закон об акционерных обществах11. В Следственном комитете при МВД России рейдерство считают проблемой всероссийского масштаба, поэтому там были разработаны и внесены в Госдуму проекты норм Уголовного кодекса РФ, направленных на защиту корпоративного управления в компании. Также стали создаваться специальные антирейдерские органы в составе УВД субъектов Федерации, межведомственные комиссии, регулирующие деятельность различных органов в деле предотвращения и преодоления последствий недружественных захватов компаний.

Конечно, в первую очередь, оборона - дело рук самой компании. Искоренить гринмейл и рейдерство вряд ли удастся, учитывая внешнюю правомерность действий миноритариев и умелые схемы захватчиков. Однако у компаний существуют различные способы оградить себя от этих явлений, и прежде всего - использование превентивных мер. Анализируя случаи корпоративного шантажа и недружественного захвата, можно разработать комплекс мероприятий для их предотвращения, с учётом грамотной работы по двум направлениям:

Первое. При работе с внутренней информацией компании:

- оценка уязвимых мест в собственной компании;

- оценка надёжности работников (с целью противодействия утечке информации, исключения возможности вербовки так называемого «инсайдера») и постоянная проверка лояльности менеджеров, соблюдение прав акционеров, предусмотренных законодательством и прописанных в уставе компании;

- консолидация пакетов акций компании (уменьшение числа миноритарных акционеров) -превентивная мера в случае с шантажом, а для профилактики захвата лучше размещать активы не в одном юридическом лице (т.к. легче захватить одну компанию), а в нескольких и диверсифицировать тем самым риски;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Таблица 1

Сравнительный анализ корпоративного шантажа и рейдерства

Корпоративный шантаж Рейдерство

Цель Получение материальной выгоды без установления контроля над компанией Получение материальной выгоды с установлением контроля над компанией

Объект Малый и средний бизнес (где экономят на обеспечении безопасности, но существует стабильный доход) — Малый и средний бизнес (где экономят на обеспечении безопасности, но существует стабильный доход) — Слабый неэффективный (но перспективный) бизнес (лёгкость захвата)

Сфера интересов Бизнес-сектор — Бизнес-сектор — Жилищный сектор — Земельный сектор

Угроза В большей степени компании Как для компании, так и для экономики страны

Прибыль Как правило, от 200 - 300 % (по разным оценкам) Может достигать 1000 % и более (по разным источникам)

У головно наказуемый 1 іравовой Уголовно наказуемый Правовое

(blackmail) Получение материальной выгоды путём незаконных действий (инициирования проверок, жалобы в соответствующие органы, саботаж, недовольство руководством) (greenmail) Требование соблюдения своих прав миноритарием (выплата реальных дивидендов, нераз-мывание активов, право голоса на собрании) («чёрное» рейдерство) использование исключительно незаконных действий для установления контроля над предприятием: шантаж, подделка документов, подкуп должностных лиц, мошенничество, силовой захват и т.д. («белое» рейдерство) исключительно законные действия для запланированного поглощения компании, хоть и против воли собственника: срыв собрания акционеров, использование пробелов в законодательстве, забастовки, организация проверок контролирующими органами

Можно ввести по аналогии с «серым» рейдерством понятие gray mail, когда акционер действует ничего не подозревая с подачи за-интересованого лица, а впоследствии его действия, играя на руку мошенникам, ведут к развалу на предприятии и развязыванию корпоративной войны. пограничным является «серое» рейдерство — сочетание законных и незаконных мер: инициирование проверок различных органов, подкуп судей для ускорения принятия законного решения на основании поддельного реестра акциионеров, шантаж контрагентов предприятия для создания ситуации невозможности продолжения деятельности и так далее. Как правило, редко привлекаются к ответственности, поскольку доказать противоправность умысла внешне законных действий очень сложно.

Наличие понятия в ПИЛ Отсутствует Отсутствует

Схожие понятия Шантаж - УК РФ Мошенничество, подделка документов, разбой - УК РФ

Возникно вение США (Кеннет Дарт) США (Джон Рокфеллер)

- усиление контроля за хранением документов, печатей, внимательное чтение подписываемых договоров, доверенностей, уточнение порядка хранения документов и доступа к ним во внутренних регламентах;

- защита внутренней - финансовой отчётности компании, сведений, составляющих коммерческую тайну;

- пополнение информации об акционерах компании;

- регулярный анализ кредиторской задолженности компании и сделок с ней, чтобы обезопасить себя от скупки всех долгов и дальнейшего давления на руководство;

- применение компенсационных парашютов, т.е. контрактов, заключаемых с работниками компании и гарантирующих им выплату значительной денежной суммы в случае его досрочного увольнения из компании из-за смены собственника. На практике наибольшее распространение получили так называемые золотые парашюты (golden parachutes). Золотой парашют - это компенсационный парашют, заключаемый с топ-менеджментом корпорации. Помимо золотых парашютов, на практике встречаются также серебряные (silver parachutes), заключаемые со средним звеном менеджмента. Жестяные парашюты (tin parachutes) получают все работники компании. То, как работают золотые парашюты, можно проследить на примере компании ОГК-2. Когда её владельцем стал «Газпром», вслед за её генеральным директором из компании ушли ещё 15 топ-менеджеров. По контрактам менеджеры при увольнении по соглашению сторон получили право на золотой парашют — единовременные выплаты в размере 24-36 месячных окладов. Общая сумма компенсации стала самой большой в истории энергореформы - 557 млн. рублей на 16 человек12.

- создание собственной службы безопасности и наличие в штате компании корпоративных юристов.

Второе. При работе с внешней информацией:

- мониторинг конкурентной среды;

- контроль за движением имущества в регистрирующем органе, а также наличие письменного заявления об отказе совершения каких-либо операций с личным счётом собственника без его личной подписи;

- проведение приватизации предприятия в соответствии с правовыми нормами;

- передача реестра акционеров независимому реестродержателю;

- мониторинг состояния личных лицевых счетов в реестре;

- борьба с коррупцией;

- обеспечение максимально возможной гласности в случае атаки мошенников.

Хочется ещё раз обратить внимание на то, что все эти мероприятия наиболее эффективны до момента нападения на компанию, ведь если за дело возьмутся опытные корпоративные «акулы», да ещё и используя правовые методы, то принятые меры могут оказаться бесполезными. Необходимо учитывать, что зачастую шантажисты и мошенники, проявив интерес к компании, могут «добивать» её несколько лет, поэтому она должна подготовиться, если не успела предотвратить атаку.

Все перечисленные меры требуют определённых затрат, которые руководителям и владельцам компании приходится направлять на эти сделки, а не на нужды и развитие предприятия. Это, конечно, вынужденные меры, которыми придётся пользоваться, пока не будут ликвидированы пробелы в законодательстве, которыми так любят пользоваться мошенники.

Меняется время - совершенствуется преступность. Появляются всё новые и новые способы и схемы, начиная от обмана отдельных граждан и заканчивая захватами холдингов и корпораций. Но это не всегда плохо, ведь, как сказал У. Черчилль: «Разного рода проходимцы и мошенники, совершая свои неблаговидные поступки, даже не осознают, какую помощь они тем самым оказывают обществу. Анализируя их действия, общество совершенствует законы, по которым живёт»13.

Возможно, реальным способом борьбы с «зеленой почтой» станет принятие в нашей стране Корпоративного кодекса, регламентирующего поведение всех сторон в акционерных взаимодействиях. Ведь в странах с развитым корпоративным правом, где гринмейл законодательно считается мошенничеством, например в США, большая часть прибыли, полученной в результате применения технологий корпоративного шантажа, если это доказано в суде, изымается в доход государственного бюджета.

Но первоочередная и самая необходимая мера в борьбе с мошенниками - это борьба с коррупцией, и если искоренить её нельзя, то минимизировать её долю не просто можно, а нужно. В этом и пытается помочь государство путём реализации уже обозначенной выше программы президента. Кстати, существует положительный опыт вмешательства государства в регулирование рейдерской агрессии, когда в Управлении по экономической безопасности г. Москвы был создан «штаб» по борьбе с рейдерством, по результатам деятельности которого большинство «ярких» представителей ушли с рынка, возможно, обратив своё внимание на регионы.

В последнее время слова «рейдерство», «гринмейл» существуют как самостоятельные полноправные понятия и стали неотъемлемой частью делового словаря. Одной из особенностей современного рынка является то, что рано или поздно, любая компания может выступить либо в роли цели, либо в роли атакующей. Очевидно, что в определенный момент практика «гринмэйла» выйдет за рамки единичных случаев корпоративного шантажа и превратится в систему, как и рейдерство, которое за очень короткие сроки распространилось по стране и начинает продвигаться из крупных городов в глубинку. Успешная реализация схем мошенников приводит к появлению

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

многочисленных последователей во всех странах мира. Опасность корпоративных войн достаточно велика прежде всего в силу их неожиданности и неспособности компании выдержать давление, поскольку рейдеры и гринмейлеры практически никогда не нападают на сильные структуры. Поэтому одним из наиболее эффективных методов борьбы с корпоративным шантажом являются мероприятия профилактического характера, использование превентивных мер, отмеченных выше, суть которых заключается в организации максимально эффективной системы защиты до момента нападения.

Итак, главный совет для компаний - никогда не терять бдительности и ни в коем случае не расслабляться, т.к. на любую мастерски выстроенную защиту всегда может быть осуществлено неотразимое нападение шантажистов. И не всегда это будет полностью отрицательным явлением. Гринмейл - это и злоупотребление миноритарных акционеров своими правами, и шантаж, но в этом явлении также усматривается один из очень немногих способов мелких держателей акций защититься от произвола. Более того, многие полагают, что в условиях настоящей рыночной экономики корпоративные мошенники выполняют функцию «санитаров леса», являясь реальной угрозой для компаний, не соблюдающих права своих акционеров. Эти явления стали мощным фактором естественного отбора для руководителей компаний. Выживают сильнейшие.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня. 1996 г. № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г.) (в ред. от 13 февраля 2009 г.).

2. Ионцев, М. Г. Корпоративные захваты. Слияния, поглощения, гринмейл. - М.: Ось-89, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Семёнов, А. С., Сизов, Ю. С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. - М.: Норма-М, 2002.

4. Филина, А., Коноплицкий, В. Это - бизнес: Толковый словарь экономических терминов. -М.: Альтепресс, 1996.

5. Тарасова, В. П. и др. Толковый словарь рыночной экономики / под общ. ред. Ф.А. Крутикова

- Изд. 2-е. - М.: Глория, 1993. - 301с.

6. Юнг, Г. Б., Таль, Г. К., Григорьев, В. В. Словарь по антикризисному управлению. - М.: Дело, 2003.

7. Афанди, Д. «Зеленая почта» - черная метка отечественному бизнесу // Эксперт. - 2001. -№ 18 (278).

8. Богданов, В. Рейдерство уравняют с разбоем // Российская газета. - 2008. - № 4612.

9. Бондарева, Н. Рейдеры: санитары леса идут в регионы // Экономическое обозрение. -2009. - № 12.

10. Каррингтон, Т., Нельсон, М. СМИ в условиях переходной экономики: приоритет экономических факторов // Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / пер. с англ. - М., 2005.

11. Молотников, А. Е. Корпоративные конфликты: современные особенности и способы разрешения // Враждебные поглощения в Украине. - 2008. - № 3 (6).

12. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета. - 2008. - № 4721.

Literature

1. The Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (GD FS of the Russian Federation 24.05.1996 is accepted) (red. from 13.02.2009).

2. Iontsev, M. G. Corporate grabs. Merges, absorption, greenmail. - M., 2006.

3. Semyonov, A. S., Sizov, Y. S. Corporate conflicts. The reasons of their occurrence and methods of overcoming. - M., 2002.

4. Filina, A., Konoplitsky, V. It is a business. An explanatory dictionary of economic terms. - M., 1996.

5. Tarasova, V. P., etc. Explanatory dictionary of market economy / Ed. F.A. Krutikov. - M., 1993. - 301 p.

6. Yung, G. B., Tal, G. K., Grigoriev, V. V. Dictionary of anti-recessionary management.

- M., 2003.

7. Afandi, D. «Green mail» - a black label to domestic business // Expert. - 2001. - № 18 (278).

8. Bogdanov, V. M&A will equalize with robbery // Rossijskaja gazeta. - 2008. - № 4612.

9. Bondareva,N. Raiders: hospital attendants of wood go to regions // Economicheskoje obozrenije.

- 2009. - № 12.

10. Karrington, T., Nelson, M. Mass-media in the conditions of transitive economy: a priority of business factors // Right to a freedom of speech. A role of mass-media in economic development. - M., 2005.

11. Molotnikov, A. E. Corporate conflicts: modern features and dealing methods // Hostile takeovers in Ukraine, 2008. - №3 (6).

12. National plan of counteraction of corruption // Rossijskaja gazeta. - 2008. - № 4721.

Богданов В. Рейдерство уравняют с разбоем // Российская газета. 2008. № 4612.

2См.: Бондарева Н. Рейдеры: санитары леса идут в регионы // Экономическое обозрение. 2009. № 12. 3Ионцев М.Г. Корпоративные захваты. Слияния, поглощения, гринмейл. М.: Ось-89, 2006. С. 224.

4 Каррингтон Т., Нельсон М. СМИ в условиях переходной экономики: приоритет экономических факторов // Право на

свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. М., 2005. С. 286-287.

5 Семёнов А.С, Сизов Ю.С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. М., 2002. С. 286-287.

6 Там же. С. 224.

7 См.: Филина А., Коноплицкий В. Это - бизнес: Толковый словарь экономических терминов. М., 1996.

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 6Э-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г.) (в ред. от 13

февраля 2009 г.).

9 См.: Тарасова В.П. и др. Толковый словарь рыночной экономики / Под общ. ред. Ф.А. Крутикова. М.: Глория, 1993.

10 См.: Юнг Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2003.

11 Афанди Д. «Зеленая почта» - черная метка отечественному бизнесу // Эксперт. 2001. № 18 (278). С. 14-15.

12 См.: Национальный план противодействия коррупции // Российская газета. 2008. № 4721.

13 Молотников А.Е. Корпоративные конфликты: современные особенности и способы разрешения // Враждебные поглощения в Украине. 2008. № 3 (6).

УДК 378.1 Л.В. Сикорская*

Элементы системы управления вузом

Статья посвящена анализу функционирования высшего учебного заведения как системы. Автор рассматривает элементы управления вузом. Акцент сделан на проблеме дифференцирования целей управления в зависимости от субъектов управления. В заключении сделан вывод о необходимости перехода от традиционных моделей управления к инновационному управлению вузом.

Ключевые слова: управление, высшее учебное заведение, экономика, образовательные услуги.

L.V. Sikorskaya*. Elements of a control system of high school

Article is devoted the analysis of functioning of a higher educational institution as systems. The author considers elements of management of high school. The accent is made on a problem of differentiation of the purposes of management depending on subjects of management. In the conclusion the conclusion is drawn on necessity of transition from traditional models of management to innovative management of high school.

Keywords: management, a higher educational institution, economy, educational services.

Высшее учебное заведение (вуз), как и любая организация, требует эффективного построения основных управленческих функций. Вместе с тем вуз - слабо изученная с точки зрения теоретического и практического менеджмента организация. В настоящее время отсутствуют единые научно обоснованные и эмпирически апробированные стандарты и методы управления в российских вузах в условиях рыночной экономики в России. Научное и практическое направление исследований под условным названием «университетский менеджмент» еще только формируется. При этом западные теории и методики университетского менеджмента, по нашему мнению, не во всем применимы, поскольку условия существования образовательной системы на Западе и в России разные [1].

В качестве объекта данной статьи рассматриваются высшие учебные заведения как основной элемент системы высшего и послевузовского профессионального образования РФ и их системы управления. Анализируя природу деятельности любого вуза, необходимо отметить, что для данного типа организаций характерны особенности, как присущие любому типу хозяйственных систем, так и специфичные именно для образовательных учреждений. Кроме того, в зависимости от формы собственности и его ведомственной принадлежности, вуз может обладать как общими, характерными для вузов в целом особенностями управления, так и уникальными, присущими только ему особенностями. В этой связи стоит уточнить, что в качестве объекта исследования выступает именно государственный вуз, более того, в числе задач исследования мы ставим уточнение полученных результатов в применении к ведомственным вузам системы МВД России.

Абстрагируясь от характеристики управления, свойственного любому субъекту рыночной экономики, проанализируем специфику управления именно высшими образовательными учреждениями.

Вуз является хозяйствующей системой и обладает как общесистемными, так и экономическими свойствами.

Системные признаки вуза представлены в табл. 1.

Основные экономические особенности системы высшего профессионального образования в контексте применения методологии управления для вузов:

* Сикорская Лидия Васильевна, доцент кафедры тылового обеспечения органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 744-13-63.

* Sikorskaya Lydia Vasilievna, the senior lecturer of faculty of rear maintenance of law-enforcement bodies of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.