Научная статья на тему 'Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Алтайском крае'

Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / САМОЗАНЯТОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / LABOR / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / YOUNG EXPERT / SELF-EMPLOYMENT / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бавыкина Е. Н., Гущина С. С., Дзюина Г. М., Мельникова О. В., Позднякова Т. В.

В настоящее время самым главным и социально значимым является взаимодействие рынка труда и образовательных услуг. От этого зависит развитие государства, как единой целостной системы, включающей все сферы деятельности. Начальным этапом динамичного развития и функционирования государства является рынок образовательных услуг, как отправная точка в создании грамотных, профессиональных трудовых ресурсов на всех уровнях образования. Не менее важным является рынок трудовых ресурсов. Именно из отношений, возникающих на рынке труда, начинается функционирование всех сфер деятельности государства. Насколько такое функционирование является успешным, зависит уровень развития государства. Таким образом, только тесное взаимодействие и грамотное регулирование рынков труда и образовательных услуг позволит решить проблемы кадрового обеспечения с учётом требований социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTERACTION OF THE LABOR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN ALTAI KRAI

The interaction of the labor market and of the market of educational services is socially very important. This type of interaction determines the development of a state as a complete system including all fields of activity. The initial stage of dynamic development and functioning of a state is a market of educational services. In the paper this market is treated as a starting point in forming competent, professional manpower on all education levels. Another market, which is not less important for the development of a state, is the one of manpower. The researchers note that functioning of all fields of activity in any state begins out of the relations that occur in the labor market. The work shows that only close interaction and competent regulation of the labor market and of the market of educational services allow solving problems of need for particular professional workers in accordance with social and economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Алтайском крае»

(ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Второй подход - исследовательский (расширенный), опирающийся на неформальную характеристику квалификации, сформированную по результатам целевых исследований (в частности, приоритетов кадровой политики анализируемых организаций), необходимую работнику для осуществления в определенных условиях конкретного вида профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что примеры «исследовательского позиционирования квалификации» при оценке конкурентоспособности работников встречались в профильной литературе с середины 90-х годов. Масштабное внедрение в последние 5 - 7 лет компетентностного подхода в систему персонал-менеджмента организаций обусловило:

1. Развитие исследовательского подхода, ориентированное на компетентностную характеристику квалификации (то есть, на описание квалификации посредством профессиональных компетенций, соответствующих занимаемой должности и/или виду профессиональной деятельности).

2. Модернизацию под реалии современного этапа развития экономики «типового» понятия «квалификация», сопряженную, во-первых, со смещением «бывшего» содержательного (уточняющего) аспекта («подготовленность работника....., определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта») на уровень сущностного (ключевого), а, во-вторых, с переносом акцента «с конкретного вида работ» на «определенный вид профессиональной деятельности».

Подтверждением является введённая в сентябре 2013 года статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» [Трудовой кодекс РФ, глава 31]:

«Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих,

Библиографический список

наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

3. Трансформацию доминирующего параметра конкурентоспособности работника в следующем направлении: «квалификация» ^ «квалификационно-компетентностная составляющая конкурентоспособности» ^ «компетенция».

Позиционирование компетенции работника как доминирующего (основного, стержневого) параметра его конкурентоспособности, с каждым годом приобретающее все больше сторонников, нашло отражение в энциклопедическом издании [2]: «Под конкурентоспособностью работника следует понимать компетенции работника, проявляющиеся в функциональном качестве труда и определяющие его успех в рыночной конкуренции... Компетенция выступает как главный фактор конкурентоспособности работника, составляя её стержень».

Таким образом, два взаимосвязанных обстоятельства -масштабное внедрение компетентностного подхода в систему управления персоналом организаций, обусловившее трансформацию параметра «квалификация» в параметр «компетенция», с одной стороны, и, с другой стороны, безусловное признание компетенции работника доминирующим (стержневым) фактором его конкурентоспособности - обосновывают правомерность введения в научный оборот понятия «компетентностная конкурентоспособность работника». Опираясь на концептуальные моменты авторской позиции, под компетентностной конкурентоспособностью работника следует понимать способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за «хорошее» (качественное) рабочее место, соответствующее профилю профессиональной подготовки, за счет наилучшего соответствия сформированных профессиональных компетенций разработанной модели компетенции, отражающей требования функционального потенциала рабочих мест и субъективные предпочтения работодателей.

В заключение по результатам проведённого критического анализа правомерно констатировать следующее: на современном этапе экономического развития ключевым оценочным показателем качества рабочей силы (работника, персонала организации) выступает уровень компетентностной конкурентоспособности (соответственно, индивидуальный или корпоративный).

1. Миляева Л.Г.,. Бавыкина Е.Н. Анализ развития профессиональной карьеры специалистов, базирующийся на составлении карьеро-грамм. Кадровик. 2014; 1.

2. Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. Диагностика и управление уровнем развития профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации. Мотивация и оплата труда. 2013; 4.

References

1. Milyaeva L.G.,. Bavykina E.N. Analiz razvitiya professional'noj kar'ery specialistov, baziruyuschijsya na sostavlenii kar'erogramm. Kadrovik. 2014; 1.

2. Milyaeva L.G., Bavykina E.N. Diagnostika i upravlenie urovnem razvitiya professional'noj kar'ery kak vazhnejshim motivom truda personala organizacii. Motivaciya i oplata truda. 2013; 4.

Статья поступила в редакцию 22.01.15

УДК 331.5

Bavykina E.N., senior teacher, Biysk Technological Institute, Affiliate Branch of Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]

Gushchina S.S., senior teacher, Biysk Technological Institute, Affiliate Branch of Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]

Melnikova O.V., senior lecturer, Biysk Technological Institute, Affiliate Branch of Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]

Dzyuina G.M., senior lecturer, Biysk Technological Institute, Affiliate Branch of Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]

Pozdnyakova T.V., senior lecturer, Biysk Technological Institute, Affiliate Branch of Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]

INTERACTION OF THE LABOR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN ALTAI KRAI. The interaction of the labor market and of the market of educational services is socially very important. This type of interaction determines the development of a state as a complete system including all fields of activity. The initial stage of dynamic development and functioning of a state is a market of educational services. In the paper this market is treated as a starting point in forming competent, professional

manpower on all education levels. Another market, which is not less important for the development of a state, is the one of manpower. The researchers note that functioning of all fields of activity in any state begins out of the relations that occur in the labor market. The work shows that only close interaction and competent regulation of the labor market and of the market of educational services allow solving problems of need for particular professional workers in accordance with social and economic development of the region. Key words: labor, unemployment, employment, labor market, young expert, employment, self-employment, competence.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В настоящее время самым главным и социально значимым является взаимодействие рынка труда и образовательных услуг. От этого зависит развитие государства, как единой целостной системы, включающей все сферы деятельности. Начальным этапом динамичного развития и функционирования государства является рынок образовательных услуг, как отправная точка в создании грамотных, профессиональных трудовых ресурсов на всех уровнях образования. Не менее важным является рынок трудовых ресурсов. Именно из отношений, возникающих на рынке труда, начинается функционирование всех сфер деятельности государства. Насколько такое функционирование является успешным, зависит уровень развития государства. Таким образом, только тесное взаимодействие и грамотное регулирование рынков труда и образовательных услуг позволит решить проблемы кадрового обеспечения с учётом требований социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: рабочая сила, безработица, занятость, рынок труда, молодой специалист, трудоустройство, самозанятость, компетенция.

Ситуация на рынке труда Алтайского края определяется влиянием социально-экономических и демографических факторов. Данные рисунка 1 свидетельствуют о ежегодном снижении численности населения. Это связано со сложной демографической ситуацией, сложившейся в 90-е гг. XX века, когда резко снизились показатели рождаемости. К этому привела нестабильная экономическая ситуация и экономический кризис 1995 - 1998 гг. Не смотря на это отмечается рост среднегодовой численности занятого в экономике населения, что в основном происходит за счёт числа работающих пенсионеров. Число безработных граждан за рассматриваемый период ежегодно снижается. Пик роста численности безработных приходится на 2009 г., причиной тому становится сложная экономическая ситуация, связанная с мировым экономическим кризисом 2008 - 2009 гг.

Сложная ситуация обстоит с регистрацией безработных граждан (рис. 2). Увеличение числа граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости, происходит волнообразно. Этот фактор не зависит от каких-либо причин.

На самом деле, граждане, оставшиеся без работы, либо ищущие работу впервые, предпочитают проводить поиски работы самостоятельно, не обращаясь в органы занятости для поддержки и получения помощи в поиске работы. Многие считают, что сами в силах найти работу, соответствующую своим требованиям.

С увеличением экономически-активного населения происходят изменения в среднегодовой численности занятых граждан в экономике по формам собственности. Численность занятых в государственной и муниципальной формах собственности к концу 2014 г. снизилась на 2,7 %. Тогда как число занятых в частной собственности увеличивается на 5,8 %. Так же происходит снижение в секторе смешанной формы собственности - на 3,2 %.

Такие изменения связаны с увеличением частной формы собственности, а так же переходом государственной и муниципальной форм собственности в частную, более привлекательными условиями труда у частных работодателей.

2439,8 2419,7 2417,3 2407,2 2398,7

2500 2000 1500 1000 500 0

2390,6

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Динамика показателей занятости населения за 2009 - 2014 гг. в Алтайском крае (тыс. человек)

14 12 10 8

6 4 2 0

12,2

-8-8

1,9

1,6

А- s п

а

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Уровень регистрируемой безработицы за 2009-2014 гг. в Алтайском крае

Доля частной собственности на рынке труда Алтайского края, превышает государственную - в 2,5 раза, что позволяет частным работодателям диктовать условия при найме персонала в рамках законодательства Российской Федерации. Так у работодателей появляется всё больше требований к знаниям и навыкам, которыми должен обладать претендент на вакантную должность, называемыми компетенциями. Появляются всё более модные и престижные профессии, предложение которых на рынке выше, чем спрос на них. Что формирует дисбаланс между объемами подготовки кадров и реальными потребностями в них.

Профессиональное образование в Алтайском крае, как в целом и в стране, фактически не ориентируется на потребности рынка труда, приём в учебные заведения не согласуется с прогнозами его развития. Зачастую в технических, аграрных, строительных учебных заведениях ведётся необоснованная подготовка специалистов гуманитарного и экономического профиля. В настоящее время роль государства в регулировании деятельности системы профессионального образования значительно снизилась, что повлекло за собой появление в этой сфере коммерческого сектора, действующего без учёта реальных потреб-

ностей рынка труда. Все эти обстоятельства усиливают профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Предпочтения молодежи в выборе будущей профессии отдаются преимущественно вузовской форме обучения, так как в большинстве случаев в выборе будущей профессии лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи [1].

Выявляя потребности рынка труда в квалифицированных специалистах различных сфер деятельности важно обращать внимание не только на количественные характеристики полученных данных. Немаловажную роль играет уровень подготовки данных специалистов.

Анализируя данные таблицы 1, нельзя с полной уверенностью утверждать о преобладании на рынке труда граждан с определённым уровнем образования. Доля численности населения, имеющая высшее профессиональное и среднее профессиональное образование, имеет тенденцию к увеличению за весь анализируемый период, тогда как доля населения с начальным профессиональным образованием, за рассматриваемый период, сократилась на 10 %.

Таблица 1

Структура численности экономически активного населения по уровнюобразования(впроцентахкитогу)

за 2009-2014 гг. в Алтайском крае

Численность экономически активного населения по уровню образования Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Экономически активное население 100 100 100 100 100 100

В том числе имеют образование: Высшее профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее общее Основное общее 19,3 25,3 30,8 15,7 5,9 17,0 25,9 36,0 14,7 4,9 20,9 25.8 32.9 15,0 5,1 20,8 26,3 32,1 15,0 4,9 22,1 29,3 20,9 20,9 6,1 22,3 29,5 23.1 21.2 5,8

Образование Алтайского края - это отрасль со значительными материальными и человеческими ресурсами, находящаяся в процессе динамичного, комплексного и системного развития. Сложившаяся система по объёму подготовки специалистов, их квалификационно-профессиональной структуре способна обеспечить постоянное обновление и воспроизводство кадрового потенциала, решение стратегических задач кадровой политики в Алтайского края.

Численность обучающихся в учебных заведениях Алтайского края ежегодно снижается. Причиной этому послужила низкая рождаемость 90-х гг. XX в., которая связана с нестабильной социально-экономической ситуацией и экономическим кризисом 1995 - 1998 гг.

Формирование, распределение и эффективное использование трудовых ресурсов Алтайского края возможно при тесном взаимодействии органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций и учебных заведений профессионального образования.

Среди работодателей растёт спрос на молодых специалистов. Рассмотрим результаты опроса работодателей Алтайского края. Количество работодателей, заявивших о своей готовности принять на работу молодых специалистов, составило 61% от общего числа опрошенных, что на 5% больше, чем в 2013 году.

Наиболее высок спрос на молодых специалистов в здравоохранении - 80% организаций данной сферы готовы принять на работу молодых специалистов без опыта работы. Востребованы молодые специалисты и в сфере образования - 73% работодателей, оказывающих образовательные услуги, готовы принять на работу выпускников учреждений профессионального образования без опыта работы. Сложнее всего для молодого специалиста без опыта работы трудоустроиться в организацию сферы финансов и страхования - лишь 40% работодателей данной сферы выразили готовность принять специалистов без опыта работы. Безусловно, молодым специалистам чаще всего не хватает практической подготовки - так считает почти половина работодателей. А среди личных качеств, которыми, зачастую, они

80 70 60 50 40 30 20 10 0

рабочие

специалисты

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей спроса и предложения вакансий нарынке труда Алтайского края за2014г.

не обладают, были назвдныответственность,самостоятельность и инициативность.

В настоящий период в Алтайском крае высококвалифицированная рабочая сила объективно не может быть полностью восбреНьвана, рынок запрашивает в онновньмнньтн ясалифими-рованную рабочую силу. Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективно требу-нтспннзннрвблифицбреньнаая рнбочан HTnae Дсня вакантно рабочим специальностям по Алтайскому краю устойчиво растёт

(риснбокЯ).

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что за рассма-нривомыйеериод спаоннараОачибсснциарннонти тнрмбке труда Алтайского края превышает предложение на 40 %. Для донпиженирВалнвнамеюту сеноснми прерннженибмна сынкс труда Алтайского края, а так же рационального использования трудовых ресурсов необходимо усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда. Это позволит своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.

Регулирование отношений социально-значимых рынков следует начинать на микроуровне, включающем в себя вузы, предприятия и организации, дальше следует выделить мезоуровень,

в который входят субъекты регионального звена управления, главным уровнем регулирования взаимодействия будет макроуровень. Выявляя потребности рынка труда на микроуровне, и регулируя их на последующих уровнях можно добиться сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов, что повлечет за собой более высокую эффективность реализации государственной политики во всех сферах деятельности.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что, именно на микроуровне выявляются зачатки спроса и предложения на рынке труда.

В течение последних лет система профессионального образования Алтайского края претерпела ряд изменений, а именно сократилось количество вузов, признанных Министерством образования РФ неэффективными. Несмотря на эти изменения, в системе профессионального образования Алтайского края ежегодно происходит совершенствование структуры специальностей и направлений подготовки, формируется система непрерывного профессионального образования. В связи с этим необходимо разработать механизм многоканального финансирования высшего образования (средства федерального, областного бюджетов, предприятий-заказчиков, грантовая поддержка и

др.).

Одной из актуальных проблем сферы профессионального образования является оптимизация территориальной структуры профессионального образования. На сегодняшний день важно знать не только чему и как учить, но и где эффективнее с точки зрения территориальной организации общества, интересов регионов и страны в целом создавать и развивать соответствующие учебные заведения. Таким образом, очевидно, что при разработке стратегии развития профессионального образования на территории конкретного региона необходимо учитывать все сложившиеся характеристики новой системы профессионального образования, а также возможности научно-образовательного комплекса территории и перспективы его дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Миляева Л., Подольная Н. Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона. Маркетинг. 2001; 6.

2. Беглова Е.И. Безработица молодёжи: первоочередная проблема современного рынка труда. Экономические науки. 2010; 11.

References

1. Milyaeva L., Podol'naya N. Marketingovye issledovaniya na lokal'nom rynke truda depressivnogo regiona. Marketing. 2001; 6.

2. Beglova E.I. Bezrabotica molodezhi: pervoocherednaya problema sovremennogo rynka truda. 'Ekonomicheskie nauki. 2010; 11.

Статья поступила в редакцию 22.01.15

УДК 332.122

Kotenev A.D., teacher, Department of Socioeconomic and Humanity Studies, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Ivanchenko M.I., Head of Financial and Economic Office, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Orazaliev A.A., teacher, Department of Product Studies and Customs Service, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

TOURISTIC DESTINATIONS AND THEIR ROLE IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION. The articles research focuses on such economic phenomenon as a touristic destination, which is the basis of a tourism industry. It is noted that destination development in Russia is in a controversial state because of a few factors: due to the extremely poor quality of tourist services, offered in the country, and instability of the national Russian currency against major world currencies, accompanied by a decrease in the welfare of Russian citizens. The authors pay particular attention to the differences in the method of determining the economic impact of tourism and recreation activities in a region. The article emphasizes the role of tourism in the life of a region based on the duality of its nature: economic and social. A doubtless component of the development of tourism is an image of a territory, which depends on security of recreation areas in tourist destinations.

Key words: destination, tourism and recreation market, region, influencing factors, service, tourist service.

А.Д. Котенев, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] М.И. Иванченко, начальник финансово-экономического отделения ФГКОУ ВПО «(Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.