УДК 338.4+378.015.6
ТЕНДЕНЦИИ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
© 2013 А.Д. Хоменко, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье выявлены и обоснованы тенденции рынка образовательных услуг высших учебных заведений: предоставление высшей школой образовательных услуг потребителям с целью удовлетворения образовательных потребностей в виде знаний, умений, навыков; выпуск высококвалифицированных специалистов; соотношение спроса и предложений на рынках образовательных услуг и труда; разнообразие в высшем образовательном учреждении специальностей и разных уровней образования (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант) и т.п.
Ключевые слова: конъюнктура, образовательные услуги, высшее учебное заведение, тенденции, рынок услуг, потребители, товар.
На современном этапе экономическое развитие общества заключается в том, что каждый производитель тех или иных услуг, в том числе и образовательных, должен строить свою политику, выходя не только из собственных возможностей, а и из потребностей потенциальных пользователей. В условиях современной рыночной экономики сформировался стабильный и динамичный рынок образовательных услуг. Он имеет все атрибуты понятия «рынок»: товар (услуги), спрос, предложение, конкуренция субъектов. В связи с этим, высшее учебное заведение выступает реальным базовым субъектом образовательного рынка.
Вопросы современной конъюнктуры рынка образовательных услуг раскрыты в работах украинских и российских исследователей, в частности: С. Б. Семенюка, Т. Е. Деревянка, В. Г. Клинова М. В. Ниязова,
А. В. Балашова.
Образовательные услуги как фактор рыночной экономики рассматриваются в исследованиях таких ученых, как В. А. Карпов, Е. П. Голубков, Э. С. Бабошена [1], А. А. Руденко [2].
Тем не менее, целостное и комплексное исследование относительно проблемы конъюнктуры рынка образовательных услуг требует, на наш взгляд, дальнейших разработок.
Цель статьи - выявить и обосновать тенденции конъюнктуры рынка образовательных услуг высших учебных заведений.
Несмотря на становление рынка образовательных услуг, сегодня среди теоретиков и практиков еще остаётся мнение о признании за сферой образования только социальной эффективности и недооценка ее в экономических отношениях, а также то, что лишь она использует в своих целях национальный доход в виде государственного бюджета и не берет участия в его наполнении. Вместе с тем, появляется все больше исследований, которые доказывают высокую экономическую эффективность образования [3].
Тенденции реформирования общества свидетельствуют о том, что «высшие учебные заведения обречены на самостоятельность и автономию». Они должны «занимать активную рыночную позицию» [4], развивая потенциал самоуправления и саморегуляцию с целью выявления возможных резервов повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования. Перед бюджетными высшими учебными заведениями приоткрываются новые возможности, которые приводят к функционированию их как хозяйственных субъектов. В результате постепенного отказа от методов администрирования и понимание вузов, как «кузницы кадров».
Каждое высшее учебное заведение, как субъект хозяйствования, действует в определенной экономической среде. Именно внешняя экономическая среда является совокупностью отношений между производителями (ВУЗ) образовательных услуг, государством, потребителями (предприятиями) и студентами (молодыми специалистами), которая во многом определяет темпы и пропорции развития системы высшего образования.
Эффективность работы высшего учебного заведения зависит не только от того, как учреждение использует имеющиеся в распоряжении ресурсы, но и от того, как перестраивается и совершенствуется учебный процесс, изменяется структура образовательных программ, организовывается научно-исследовательская деятельность вуза.
Ситуация, которая возникает во внешней экономической среде в определённый момент, может характеризоваться как конъюнктура. Высшему учебному заведению, которое функционирует на рынке образовательных услуг, крайне необходимая информация о конъюнктуре рынка и тенденции развития данного рынка.
Систематизированную информацию о конъюнктуре рынка образовательных услуг может дать специальная служба организованная в самом учебном заведении, или учреждение которое специализируется в этой области. В задачи таких служб входит своевременное выявление важных изменений во внешней экономической среде высшего учебного заведения.
Успех деятельности такой службы во многом зависит от умения прогнозировать возможные тенденции рынка образовательных услуг в условиях рыночной экономики. Эти организации могут решать следующие вопросы: разработка рекомендаций с увеличением или сокращением подготовки специалистов по группам специальностей; контроль потребностей рынка работы в специалистах по отраслях и специальностей; контроль учебных образовательных программ вуза, учет рекомендаций экспертов (руководителей предприятий, организаций, кадровых агентств).
Знание конъюнктуры рынка необходимо каждому высшему учебному заведению для выживания и успешного функционирования на рынке образовательных услуг, в частности необходимо определение своего конкурентного положения на рынке, относительно существующей конъюнктуры с целью разработки и реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности собственных услуг.
Конъюнктура, в широком смысле слова, рассматривается как «обстановка, ситуация, состояние вещей... стечение обстоятельств или событий» [5]. В этом понимании термин «конъюнктура» широко используется во всех областях деятельности человека, и сам по себе не несет экономической нагрузки. Термин «конъюнктура» часто используют для характеристики разных политических, социальных процессов, а также он встречается и в быту. Основной сферой применения является экономическая деятельность, где данный термин служит для характеристики экономического положения, ситуации, складывающейся в определенный момент или период времени на рынке. Именно с этим связано появление категории «конъюнктура рынка» [6].
В. А. Карпов и В. Р. Кучеренко рассматривают конъюнктуру как теорию экономического равновесия. Они анализируют соотношение спроса и предложения в аспекте отдельных фаз экономического цикла [7].
Следующее трактование конъюнктуры приводит в
своей работе С.П. Никитин: «Конъюнктура - это временное объединение конкретных экономических, социальных, погодных и других факторов, которые влияют на формирование и взаимодействие спроса и предложения» [8].
В итоге, целью исследования конъюнктуры является осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, которое сложилось на том или ином рынке [9].
Согласно такому определению рынок, как объект исследования, рассматривается, как подсистема по отношению к более общей системы - экономики страны.
Рынок услуг - сфера обращения или совокупность актов купли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющих потребности отдельного человека, группы людей, организаций. Различают материальные и нематериальные услуги. В общем понимании, услуги (материальные и нематериальные) - это товар. Данное утверждение выходит из определения товара, предложенного Ф. Котлером, а именно: товаром есть «все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынком с целью привлечения внимания, приобретение, использование или потребление» [10]. Более конкретное описание услуги - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не приводит к овладению чем-либо. Производство услуг может быть связано, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде [10]. Под образовательной услугой подразумевается комплекс целенаправленно созданных или предложенных возможностей для получения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей конкретных лиц [11].
Образовательные услуги не подвергаются непосредственному денежному измерению. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг, они трудно формализиру-ются и разделяются по направлениям. Высшие учебные заведения выполняют не только образовательную функцию, но и развивают научную, проектную деятельность, которая способствует их превращению в составную, нередко центральную часть системы, осуществляют взаимосвязь процесса обучения, науки и экспериментально -го производства.
Учебные заведения тесно связанные с другим рынком, - рынком труда. На данном рынке они предлагают высококвалифицированных работников, удовлетворяя потребности частных предприятий и государства вце-лом.
Понятие спроса и предложения взаимозаменяемые в зависимости от того, с какой точки зрения проводится анализ. Другими словами: если анализировать оба рынка с точки зрения вузов, можно сказать, что на рынке образовательных услуг, в сфере высшего образования, им «нужны» студенты для того, чтобы заполнить учебные места, а на рынке работы - рабочие места для выпускников.
Таким образом, рынок образовательных услуг и рынок труда носят целостный характер, и не всегда удается учесть разные нюансы: так, например, на самом деле рынок образовательных услуг делится на составляющие, что соответствует разным специальностям и разным уровням образования (бакалавр, специалист, магистр, аспирантур и докторант).
Рынок образовательных услуг большинство ученных рассматривают только как «сектор потребительского рынка» [4], но это не совсем так. Безусловно, образование необходимо человеку, в основном, для удовлетворения его жизненных потребностей, но в первую очередь оно должно увеличивать успешность дальнейших продаж знаний (товар), принадлежащих человеку и реально имеющихся возможностей для их реализации.
С учетом вышеизложенного, понятие рынка образовательных услуг наиболее четко сформулированы Г. И. Лазаревым: «Рынок образовательных услуг - это
особый подраздел рынка, где номенклатура услуг, спрос и предложение определяются конъюнктурными требованиями рынка труда, а также доминирующими тенденциями научно-технического прогресса и модернизации в целом» [12].
Под конъюнктурой рынка образовательных услуг в сфере высшего образования подразумевается соотношение спроса и предложения в определенный период времени, а также тенденции развития этого соотношения и динамика цен на особом подразделении рынка, где номенклатура образовательных услуг определяется требованиями рынка труда, а также доминирующими тенденциями научно-технического прогресса.
Вопрос изучения конъюнктуры рынка образовательных услуг и его прогнозирование в сфере высшего образования имеют особое значение для системы высшего образования, которая является основным поставщиком квалифицированных кадров на рынок труда.
Решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский процесс третьего элемента этой системы - непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой сфере. В данном случае такой потребитель выступает не как пассивный носитель социально-трудовых отношений, который характеризуется определенными демографическими и социальными параметрами, а как активный, самостоятельный субъект, которой имеет свои интересы, установи и цел, что касается получения образования и путей трудоустройства, а также удовлетворение своих нужд.
Конъюнктура рынка образовательных услуг в сфере высшего образования в каждый момент или период времени есть следствием некоторого явления и одновременно причиной некоторого нового явления. Анализ таких причин, которые приводят к изменению конъюнктуры, обеспечивает полное изучение её природы.
Существуют многочисленные классификации методов изучения конъюнктуры и прогнозирование, в основе которых использованые конкретные сферы их применения, форма выражения результата, принятая процедура формирования конъюнктуры и соответствующего прогноза.
При всем многообразии методов можно выделить несколько основных видов: методы экспертной оценки, построения динамических временных рядов (экстраполяции), логического и математического моделирования.
Метод экспертной оценки используется чаще всего для составления прогнозов и является основоположным в исследованиях конъюнктуры. Суть данного метода заключается в том, что результаты исследования и прогнозы делаются на основе заключений соответствующих квалифицированных экспертов самостоятельно или в сочетании с другими [13].
Несмотря на то, что данный метод является наиболее важным он должен логически сочетаться и подкрепляться другими методами прогнозирования.
Экстраполяция может носить: статистическую форму (математические функции), концептуальную, логическую и ситуационную.
Методы экстраполяции основаны на изучении закономерностей развития экономического явления и распространении их на прогнозируемое будущее. Термин «экстраполяция» заимствован из математики, под которым подразумевают значение функции (х) в точке х (п + 1), если известные значения данной функции на отрезке х (0)...х (п). Возможности указанного метода особенно широко реализуются, когда информация представлена динамическими рядами, при этом выделение тренда (тренд - это изменения, которые определяют общее направление развития (рост, стабильность или снижения уровней динамического ряда) чаще всего осуществляется по методу наименьших квадратов. Необходимо отметить, что прогнозирование данным методом без
усиления другими методами возможно только на очень ограниченный период времени [14].
Методы логического и математического моделирования занимают важное место при исследовании конъюнктуры, поскольку «само моделирование экономических процессов, объединяя преимущества всех других методов познания, логически аккумулирует все необходимые элементы качественного и количественного анализа» [15].
Примером логического моделирования может быть создание многоуровневых «сценариев», которые включают описание значимости, последовательности события и факторов характеризующих изучаемое явление. Элементы такого «сценария» могут быть следствием прогноза осуществляемого, например, методами экспертной оценки. Логическим дополнением «сценариев» часто является «древо целей» «древо проблем» и др.
Методы математического моделирования базируются на широком применении средств компьютерной техники и есть одними из наиболее эффективных инструментов анализа и прогноза развития конъюнктуры рынка.
Перед исследователями конъюнктуры каждый раз возникает задача выбора наиболее оптимального комплекса методов для анализа и прогноза тенденций развития конкретного рынка, поскольку, именно это во многом определяет качество конечных результатов, масштабы затрат работы и времени.
Надежные результаты исследования и прогнозирование развития конъюнктуры рынка могут быть обеспечены при умелом, творческом объединении разных методов как традиционно качественных, которые включают разновидности методов индивидуальной и коллективной экспертной оценки, так и количественных, экономико-математических, таких, которые основываются на использовании средств компьютерной техники. Эффективной будет та система разных методов, в которой наилучше аккумулируют положительные стороны их применения и взаимно компенсируются недостатки. Большое значение в повышении качества и надежности конъюнктурного исследования имеет целенаправленное использование комплексных методов системного анализа, создание системы изучения конъюнктуры рынка образовательных услуг, который постоянно действует в сфере высшего образования.
Одним из оптимальных путей создания и усовершенствования системы изучения конъюнктуры рынка образовательных услуг в сфере высшего образования есть использование принципов системного подхода. Под системным подходом в данном случае необходимо понимать методологические принципы исследования объектов, являющихся сложными системами выявления их внутренней структуры законов и механизмов функционирования их развития [16-18]. Такой подход направлен на изучение процессов разных иерархических уровней структуры системы и на раскрытие взаимосвязи составляющих ее элементов.
Таким образом, при исследовании конъюнктуры рынка образовательных услуг, системный подход предусматривает использование такой совокупности методов и средств, которые разрешают рассмотреть не только развитие отдельных его составляющих факторов, но и рынка в целом. При этом нужно исходить из того, что рынок как система, с присущей ей сложным взаимодействием факторов, владеет интеграционным качеством.
Итак, анализ научно-педагогических трудов дал возможность выявить и обосновать тенденции конъюнктуры рынка образовательных услуг высших учебных заведений. В частности, нужно назвать: предоставление высшей школой образовательных услуг потребителям с целью удовлетворения образовательных потребностей в виде знаний, умений, навыков; выпуск высококвалифицированных специалистов; соотношение спроса и предложений на рынке образовательных услуг и рынка рабо-
ты; разнообразие в высшем образовательном учреждении специальностей и разных уровней образования (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант) и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабошина Э.С. Реализация внутреннего контроля системы управления государственными образовательными учреждениями / Э. С. Бабошена // Вектор науки Тольятинского госуниверситета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 7-12.
2. Руденко А. А. Об особенностях управления конкурентоспособностью и инновационной деятельностью вуза на рынке образовательных услуг / А. А. Руденко // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 1. С. 55-56.
3. Балашов А. В. Реализация оплаты образовательных услуг в вузах с использованием ценных бумаг [Текст] / А. В. Балашов, X. З. Бадаш // Экономика образования. - 1998. - № 1 (4). - С. 3-7
4. Микуленко Т. Образование как товар [Текст] / Т. Микуленко // Вестник высшей школы - 2001. - № 10.
- С. 49-52.
5. Клинов В. Г. Экономическая конъюнктура: факторы и механизмы формирования : учеб. пособие для вузов [Текст] / В. Г. Клинов. - М. : Экономика. - 2005.
- 277 с.
6. Економічна енциклопедія [Электроний ресурс] // Режим доступу : // http://studentbooks.com.ua/
7. Карпов В. А., Кучеренко В. Р. Маркетинг прогнозування кон’юнктури ринку. - К. : «Знання», КОО, 2001.
- 215 с.
8. Никитин С. П. Конъюнктура мировых товарных рынков : преемственность и специфіка / С. П. Никитин.
- М. : Международные отношения. - 1982. - 124 с.
9. Барабанова А. Д. Изучение конъюнктуры рынка в условиях формирования и регулирования рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования [Текст] / А. Д. Барабанова // Современные проблемы экономики, информатики, образования и методы их решения: Сб. тр. всероссийской научно-практической конференции. - М. : МГУПИ. - 2007. - С. 5-16.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер : перевод с англ. В. Боброва. - М. : Прогресс.
- 1990. - 736 с.
11. Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг / Т. А. Сон // [Электронный ресурс] // Режим доступа : // http://marketing.spb.ru
12. Лазарев Г. И. Управление современным университетом : кол. монография [Текст] / А. В. Калачинский,
B. В. Крюков, Е. М. Аврамова, Г. П. Старкова и др. // Под общ. ред. Г. И. Лазарева. - Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2005. - 324 с.
13. Лихачева В. В. Математическая статистика и методы экспертных оценок : учеб. пособие [Текст] / В. В. Лихачева. - Владивосток : Дальрыбвтуз, 2002. -124 с.
14. Бобров В. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие [Текст] / В. Н. Бобров, Е. Е. Можаев. - М. : [Б. и.], - 2006. - 154 с.
15. Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании [Текст] / Н. В. Дрантусова, Е. А. Князев // Университетское управление. - 1999. - № 1 (8). - С. 41-44.
16. Котлярова Е.А. Инструменты внутривузовского механизма совершенствования образовательной услуги // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4.
C. 157-163.
17. Гармашов В.С. Особенности инновационного развития региональных муниципальных услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 12-15.
18. Кочеткова Н.В., Крамин Т.В. Интеллектуальный
капитал в сфере образовательных услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. С. 75-80.______
19. Гамбаров Г. М. Статистическое моделирование и прогнозирование: учеб. пособие / Г. М. Гамбаров [и др.] // Под ред. А. Г. Грамберга. - М. : Финансы и статистика. 2000. - 383 с.
20. Гинзбург А. И. Экономический анализ: предмет и методы; моделирование ситуаций; оценка управленческих решений : ученик / А. И. Гинзбург. - СПб. : Питер, 2003. - 480 с.
21. Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: де-
сять лет спустя [Текст] / М. Лукашенко // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 40-52.
22. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц. - М. : Изд-во МГУ: Инфра-М. - 1997. - 206 с.
23. Хюфнер К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его предоставления [Текст] / Клаус Хюфнер // Высшее образование в Европе. - 2003.
- № 3. - Том XXVIII.
TENDENCIES OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET ECONOMIC CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
© 2013 A.D. Khomenko, postgraduate student
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University (Ukraine)
Annotation: The tendencies of educational services market economic condition of higher educational institutions had been identified and grounded. Such tendencies as the concession of educational services by higher school to costumers in order to meet the educational needs in form of knowledge and skills; highly qualified specialists graduation; the ratio of supply and demand on the market of educational services and labour; diversity of specialties and different levels of education (bachelor, specialist, master, postgraduate student, doctoral candidate) in higher educational institution had been characterized.
Keywords: economic condition, education services, higher educational institution, tendencies, market services, consumers, goods.
УДК 334.732.2
ИНТЕГРАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В УКРАИНЕ
© 2013
О.Г. Чирва, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинга и управления бизнесом» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тичины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье сделана попытка адаптации зарубежного опыта и проанализированы особенности осуществления кредитной поддержки аграрных предприятий в мире через создание системы сельской кредитной кооперации. Выявление причин, тормозящих ее развитие, а также определение перспектив и путей ее адаптации до отечественных условий развития экономики. Проведенный анализ позволяет утверждать, что осуществления кредитной кооперативной поддержки товаропроизводителей в аграрном секторе экономики Украины чрезвычайно важно для формирования жизнеспособного конкурентоспособного сельского хозяйства.
Ключевые слова: аграрные предприятия, сельский кредитный кооператив, кредитный союз, кредитная кооперация.
Сельскохозяйственный кредит в зарубежных странах является важным элементом экономического развития сельскохозяйственных предприятий, а уровень привлечения заемного капитала, в современном сельском хозяйстве развитых стран, является высоким. В некоторых западноевропейских странах его доля в аграрном капитале приблизилась к 50%. К числу стран с наиболее высоким удельным весом заемных средств в основном капитале сельского хозяйства относятся Англия,
Германия, Франция, Италия, Бельгия и скандинавские страны. Доля общей кредитной задолженности в аграрном капитале этих стран (без недвижимости ) достигает в Англии и Германии около 50%, во Франции - более 40% , Италии и Бельгии - более 30% [1].
Сельскохозяйственный кредит является действенным стимулом развития сельского хозяйства, его структурных преобразований, повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Именно кредитование, признается в экономически развитых странах основным способом финансово - кредитного обеспечения сельского хозяйства. Многие государственные программы поддержки сельского хозяйства имеют форму кредитования.
Теоретическим, методическим и практическим вопросам развития сельскохозяйственной кредитной кооперации посвящено значительное количество работ, а именно: Алексейчук В.М., Артеменко А.М., Гайдука П.И., Гудзь Е.Е., Демьяненко Н.Я., Малика М.И.,
Непочатенко Е.А., Пантелеймоненко А.А., Саблука Р.П., Саблука П.Т., Стецюка П.А.
Целью статьи является исследование зарубежного опита кредитования сельскохозяйственных производителей путем создания эффективной системы кредитной
кооперации в Украине.
Основные результаты исследования. Основную роль в финансово -кредитном обеспечении сельскохозяйственных предприятий в ряде стран играют кооперативные банки. В Финляндии их доля в кредитовании сельского хозяйства составляет 58%, в Нидерландах -90%, Японии - 80%, Франции - 75%, Австрии - 65%, Португалии - более 60%, Бельгии - 50%, Швеции - 45%, ФРГ - 44%, Испании - 30%.
В США кооперативная система фермерского кредита предоставляет фермерам треть кредитов на покупку земли и составляет шестую часть кратко- и среднесрочных кредитов ( рис. 1.) [1].
Рис. 1. Доля кооперативных банков зарубежных стран в кредитовании сельского хозяйства в 2012 году
Помимо кредитования текущей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, кооперативные банки финансируют инвестиции в их основной капитал и строительные проекты, предоставляют своим пайщикам льготные кредиты под низкие проценты по государственным программам финансирования. Также большинство банков занимаются торговлей: они осу-