Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ'

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / принципы маркетинга / маркетинговая деятельность предприятия / машиностроение / продвижение товаров / marketing / principles of marketing / marketing activity of the enterprise / engineering / promotion of goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Бобыкина, Р.А. Брюханов, Н.В. Федорова

В статье рассматривается маркетинг в машиностроении, а также особенность организации маркетинговых программ на предприятиях. Рассмотрены основные направления маркетинговой деятельности и основные вопросы, связанные с низкой эффективностью маркетинговой деятельности, предложены направления решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ACTIVITIES IN MECHANICAL ENGINEERING ENTERPRISES AND THE SPECIFICS OF ITS ORGANISATION

The article deals with marketing in mechanical engineering, as well as the peculiarities of the organization of marketing programs at enterprises. Considered the main directions of marketing activities and major issues related to low efficiency of marketing activities, as well as proposed areas to address these problems.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 658.8

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В. А. Бобыкина, Р.А. Брюханов Научный руководитель - Н.В. Федорова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: valentinabobykina@yandex.ru

В статье рассматривается маркетинг в машиностроении, а также особенность организации маркетинговых программ на предприятиях. Рассмотрены основные направления маркетинговой деятельности и основные вопросы, связанные с низкой эффективностью маркетинговой деятельности, предложены направления решения выявленных проблем.

Ключевые слова: маркетинг, принципы маркетинга, маркетинговая деятельность предприятия, машиностроение, продвижение товаров.

MARKETING ACTIVITIES IN MECHANICAL ENGINEERING ENTERPRISES AND THE SPECIFICS OF ITS ORGANISATION

V. A. Bobykina, R.A. Bryukhanov Scientific supervisor - N.V. Federova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: valentinabobykina@yandex.ru

The article deals with marketing in mechanical engineering, as well as the peculiarities of the organization of marketing programs at enterprises. Considered the main directions of marketing activities and major issues related to low efficiency of marketing activities, as well as proposed areas to address these problems.

Key words: marketing, principles of marketing, marketing activity of the enterprise, engineering, promotion of goods.

Маркетинг в машиностроительной компании отвечает за организацию производства и сбыта выпускаемой продукции, основываясь на результатах интенсивных исследований и прогнозирования сбыта, цен, рекламы и широкого спектра стимулирования продаж. Современная, рационально структурированная и эффективная система управления может вывести машиностроительную компанию из кризиса, обеспечив повышение ее рентабельности и конкурентоспособности.

В современном мире в условиях жесткой конкуренции предприятиям необходимо внедрять организацию маркетинговых программ, проводить различные исследования и ввести правильную рекламную кампанию для стимулирования продаж и эффективности производства.

Происходящие в настоящее время в экономике и обществе изменения предъявляют повышенные требования к способности предприятий адаптироваться к изменяющимся

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

условиям рынка. В связи с этим, в условиях динамично изменяющейся среды, усиления конкуренции возрастает потребность в маркетинге. Маркетинг используется предприятиями как инструмент увеличения доли рынка и максимально полного удовлетворения потребностей клиентов [1]. В учебной и научной литературе отсутствует единое определение маркетинга, однако в целом можно утверждать, что маркетинг представляет собой особую отрасль экономической науки, занимающуюся изучением и решением проблем рационализации производства товаров и услуг путем разработки и применения соответствующих инструментов. Иными словами, целью маркетинга является создание условий для наибольшей адаптации производства к требованиям рынка, производства именно того, что нужно покупателям.

Условно маркетинговая деятельность машиностроительного предприятия реализуется по четырем основным направлениям:

1) Сбор маркетинговой информации о внутренней и внешней среде организации -маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.д.;

2) Анализ собранной маркетинговой информации; дальнейшее принятие маркетинговых решений (оценка конкурентоспособности, сегментирование и выбор целевых сегментов, позиционирование и т.д.);

3) Планирование маркетинговых мероприятий (разработка плана маркетинга и маркетинговой стратегии);

4) Формирование и реализация комплекса маркетинга.

Следует отметить, что вышеуказанные направления маркетинговой деятельности предприятия машиностроительной отрасли не являются последовательными этапами маркетинговой деятельности. Напротив, они действуют как взаимодополняющие области. Маркетинговая деятельность должна обеспечивать:

1) Надежную, достоверную и актуальную информация о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, т. е. информация о внешних условиях деятельности компании;

2) Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно, чем товары конкурентов, отвечает требованиям рынка;

3) Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы сбыта.

В основе организации маркетинговой деятельности машиностроительного предприятия лежит необходимость соблюдения ряда принципов. В данной статье рассмотрим лишь некоторые из них. Маркетинговая деятельность предприятия должна быть построена таким образом, чтобы ее реализация обеспечивала достижение практического результата производственно-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта. Компания в целом и её маркетинговая деятельность должны быть нацелены на долгосрочные результаты. Для машиностроительной компании также важно использовать стратегии и тактики активной адаптации к требованиям потенциальных клиентов, наряду с целенаправленным воздействием на них.

При организации маркетинговой деятельности на предприятии рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1) Проведение анализа текущей маркетинговой ситуации;

2) Изучении возможностей и угроз маркетинговой среды;

3) Проработка маркетинговой цели;

4) Разработка стратегии маркетинга.

Итак, прежде всего, необходимо изучить текущую маркетинговую ситуацию. Для этого необходимо провести комплексное исследование рынка, на котором функционирует машиностроительное предприятие, а именно - проанализировать специфику и результаты

реализации продукции, в том числе спрос, уровень цены, условия продажи и пр., изучить конкурентов и определить особенности продвижения товара на рынок сбыта.

Вторым шагом является анализ угроз и возможностей, представленных маркетинговой средой предприятия. Основным аналитическим инструментом в данном случае выступает SWOT-анализ, при помощи которого определяются и оцениваются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы его окружения.

На третьем этапе основное внимание уделяется постановке целей. В идеале цели маркетинговой деятельности, поставленные перед машиностроительной компанией, должны соответствовать критериям SMART, то есть быть конкретными, измеримыми, достижимыми, важными и ограниченными во времени.

Наконец, на основе общей стратегии компании разрабатывается маркетинговая стратегия, которая будет контролировать всю маркетинговую деятельность машиностроительной компании [2].

Управление маркетинговой деятельности машиностроительного предприятия требует также проработки механизмов ее мониторинга, контроля и совершенствования. Важную роль при этом играет управление маркетинговой деятельностью. Управление маркетинговой деятельностью машиностроительных предприятий осуществляется в несколько этапов.

Применение маркетинга зависит от многих факторов, в том числе и от формы собственности и специфики организации управления конкретным машиностроительным предприятием.

В нашей стране применение маркетинга как цельной концепции рыночного управления является скорее исключением, чем правилом. В современных условиях российские предприятия в основном применяют в своей деятельности только отдельные элементы маркетинга. На эффективность применения маркетинга в России оказывает влияние информационная непрозрачность рыночных операций, что означает отсутствие информации обо всех рыночных операциях как для государства, так и для других субъектов рынка. Это приводит к тому, что во многих случаях отсутствуют достоверные данные о производстве, импорте, товарообороте, уровне жизни и т.п. [3].

Библиографические ссылки

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие / Басовский Л. Е. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 260с. — Текст: непосредственный (дата обращения 14.02.2022).

2. Маркетинг как основа конкуренции на рынке товаров легкой промышленности / Н. В. Мирко // Вопросы структуризации экономики. — 2012. — № 2. — С. 77-79. — Текст: непосредственный (дата обращения 14.02.2022).

3. Маркетинг Учебное пособие / И. С. Минко, А. А. Степанова. — СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. — 155 с. Текст: непосредственный (дата обращения 14.02.2022).

© Бобыкина В. А., Брюханов Р. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.