Научная статья на тему 'Влияние маркетинговой стратегии на деятельность промышленного предприятия в условиях цифровизации'

Влияние маркетинговой стратегии на деятельность промышленного предприятия в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
индустриальная цепочка / промышленный маркетинг / маркетинговое управление / маркетинговая политика / industrial chain / industrial marketing / marketing management / marketing policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Пашоликов Максим Александрович

Цифровизация экономики обеспечивает применение информационных технологий и создает условия для эффективного управления. Внедрение платформы Промышленность 4.0 оказывает большое влияние на развитие различных отраслей экономики и промышленности, так как соотношение сил в современном обществе постепенно смещается от аналоговых технологий к цифровым. Промышленный сектор является базисом развития экономики страны. Формирование промышленного рынка направлено на построение системы эффективного сотрудничества посредством добросовестной конкуренции. Спрос на промышленных рынках оказывает влияние на функционирование индустриальной цепочки и выбор инструментария промышленного маркетинга. Маркетинговое планирование промышленного предприятия предусматривает решение задач стратегического характера и направлено на реализацию инструментальных маркетинговых решений. Механизм формирования маркетинговой политики – это совокупность методов, приемов, средств, благодаря которым субъектами планируется, формируется, координируется и реализуется маркетинговая деятельность промышленного предприятия. Маркетинговая политика промышленного предприятия – это система реагирования на вызовы внешней среды. На промышленных предприятиях маркетинговая политика реализуется в виде плана маркетинговых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Marketing Strategy on the Activities of an Industrial Enterprise in a Digitalization Environment

The digitalization of the economy ensures the use of information technologies and creates conditions for effective management. The introduction of the Industry 4.0 platform has a great impact on the development of various sectors of the economy and industry, since the balance of forces in modern society is gradually shifting from analog technologies to digital ones. The industrial sector is the basis for the development of the country’s economy. The formation of the industrial market is aimed at building a system of effective cooperation through fair competition. The demand in industrial markets influences the functioning of the industrial chain and the choice of industrial marketing tools. Marketing planning of an industrial enterprise provides for the solution of strategic problems and is aimed at the implementation of instrumental marketing solutions. The mechanism for the formation of a marketing policy is a set of methods, techniques, means through which the subjects plan, form, coordinate and implement the marketing activities of an industrial enterprise. The marketing policy of an industrial enterprise is a system for responding to challenges from the external environment. At industrial enterprises, marketing policy is implemented in the form of a marketing action plan.

Текст научной работы на тему «Влияние маркетинговой стратегии на деятельность промышленного предприятия в условиях цифровизации»

DOI: 10.24412/2071-3762-2021-4290-10-16

ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Красюк Ирина Анатольевна,

профессор, д.э.н., Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-

Петербург, ул. Политехническая, 29

¡ri-krasjuk@yandex.ru

Пашоликов Максим Александрович,

к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 vicerector.dm@spbstu.ru

Цифровизация экономики обеспечивает применение информационных технологий и создает условия для эффективного управления. Внедрение платформы Промышленность 4.0 оказывает большое влияние на развитие различных отраслей экономики и промышленности, так как соотношение сил в современном обществе постепенно смещается от аналоговых технологий к цифровым. Промышленный сектор является базисом развития экономики страны. Формирование промышленного рынка направлено на построение системы эффективного сотрудничества посредством добросовестной конкуренции. Спрос на промышленных рынках оказывает влияние на функционирование индустриальной цепочки и выбор инструментария промышленного маркетинга. Маркетинговое планирование промышленного предприятия предусматривает решение задач стратегического характера и направлено на реализацию инструментальных маркетинговых решений. Механизм формирования маркетинговой политики - это совокупность методов, приемов, средств, благодаря которым субъектами планируется, формируется, координируется и реализуется маркетинговая деятельность промышленного предприятия. Маркетинговая политика промышленного предприятия - это система реагирования на вызовы внешней среды. На промышленных предприятиях маркетинговая политика реализуется в виде плана маркетинговых действий.

Ключевые слова: индустриальная цепочка; промышленный маркетинг; маркетинговое управление; маркетинговая политика.

В современных условиях на В2В рынке наблюдается значительный рост конкуренции. Данные обстоятельства требуют, чтобы все субъекты промышленного рынка не только быстро реагировали на изменения в окружающей среде, но и применяли соответствующие инструменты управления и коммуникации для более гибкого реагирования. Однако в рамках становления цифровой экономики, предприятия зачастую не имеют целостной концепции выстраивания взаимоотношений на рынке с применением маркетинговой политики. Поэтому целью данной статьи является углубление теоретических основ маркетинговой промышленной политики в рамках

построения стратегии и исследования функционального содержания и доказательство роли и важности маркетинговой политики для разных функциональных уровней управления.

Построение цифровой экономики оказывает влияние на процесс стратегического управления, управленческие решения и корпоративные стратегии. Внедрение новейших информационных технологий обеспечивает условия эффективного управления, в основе которого формирование новых методов управления, управление изменениями и лидерское мировоззрение. Построение цифровой модели управления повышает эффективность управления

в различных отраслях и сферах деятельности. Важную роль в экономике страны играет промышленный комплекс, он формирует ее конкурентные преимущества на мировом рынке. Конкурентоспособность промышленных предприятий зависит от эффективности системы стратегического управления, имеющей адаптивный характер [1].

Переход российской экономики на цифровую платформу обеспечивает экономическую безопасность нашей страны, прозрачность экономических решений, социальную стабильность и качество жизни. Понятие «Промышленность 4.0» соответствует четвертой промышленной революции

и достаточно быстро распространилось и в науке, и в технике. Основной новой технологией «Промышленность 4.0» в области производства являются киберфи-зические системы, которые оснащены программным обеспечением, связанные с интернетом и между собой, взаимодействующие с умными или интеллектуальными материалами. «Умные» материалы содержат информацию о своих характеристиках, таких как качество и необходимые технологические операции, на встроенном носителе данных (чипе). Благодаря использованию технологии радиочастотной идентификации материалы могут практически самостоятельно определять себе направление движения в сфере производства. Если одна из киберфизических систем выходит из строя, ее задачи автоматически начинает выполнять другая система. Высокая универсальность киберфизических систем позволяет добиться значительной индивидуализации производства, поскольку переоборудование системы осуществляется без потери времени и дополнительных затрат. Другой важной технологией является малозатратное хранение большого объема производственных данных. Аналитические методы оценки позволяют не только объяснять прошлые параметры системы, но и использовать ее текущее состояние для оперативного вмешательства и прогнозирования состояния в будущем.

1. Влияние платформы «Промышленность 4.0» на развитие промышленного рынка

Новые технологии, в том числе трехмерная печать, повышают скорость разработки новых видов продукции за счет более быстрого создания опытных образцов.

Глубокие изменения, инициированные новыми технологиями платформы «Промышленность 4.0», окажут влияние на развитие многих секторов экономики. Цифровая революция в экономике способствует развитию электронной коммерции, что создает условия для цифровой трансформации промышленных и торговых бизнес-процессов, дальнейшей их интеграции и активизации роли потребителя в формировании потребительской цепочки создания ценности. Омниканальность способствует экономической и территориальной доступности товаров, снижению затрат связанных с введением товаров на рынок. Растущая мобильность населения, изменение образа жизни оказали влияние на характер поведения потребителей, которое стало гибридным. Потребитель в зависимости от сложившейся ситуации в его жизни, может рассмотреть разные торговые предложения, соответствующие его потребностям, используя различные каналы сбыта. Если один продавец не может удовлетворить их, то клиент оперативно меняет его на другого. В рамках программы «Промышленность 4.0» наиболее активно используемой технологией являются решения для больших объемов данных. Современные приложения для работы с большими данными позволяют осуществлять интеграцию данных о распродажах, движении товаров, жизненном цикле продукта и поведении клиентов в режиме реального времени и через все каналы сбыта.

Комплексность различных каналов коммуникации в сочетании с различными каналами сбыта, а также относительно большое количество информации о клиентах требуют новые формы организации работы с клиентами [2].

Возможность отождествлять себя лично с клиентом через мобильные приложения и электронные площадки компаний позволяет предлагать востребованные услуги и персонифицированные продукты. Онлайн-торговое предложение удовлетворяет спрос потребителей на индивидуальные продукты. Использование «умных» материалов не ограничивается одним лишь процессом производства в рамках промышленного предприятия. Внедрение радио чипов создает условия для формирования «цифровой памяти изделия», которая включает в себя данные о жизненном цикле отдельных товаров и информацию об их транспортировке, качестве и проведенном контроле. Данные могут использоваться продавцом совместно с производителями, логистическими компаниями и сервисными центрами для быстрой идентификации и отслеживания изделий [3].

Соотношение сил в современном обществе постепенно смещается от аналоговых технологий к цифровым. Цифровая трансформация охватила все стороны бизнеса, начиная от высокотехнологического сектора промышленности и заканчивая традиционной торговлей. Многие успешные компании мирового уровня ориентированы на работу в цифровой среде (Google, Facebook, Alibaba). Хорошо разработанная бизнес-модель, в основе которой электронные процессы создания стоимости, становится базисом при разработке бизнес-стратегии, формировании конкурентных преимуществ. Информационные технологии открывают новые возможности для ведения традиционного и электронного бизнеса, появления сетевой цепочки создания стоимости, что обусловливает

необходимость применения инструментария промышленного маркетинга. Промышленный маркетинг — это процесс взаимодействия предприятий различных организационно-правовых форм собственности в отношении товаров и услуг, приобретаемых для деловых целей. В целом объемы продаж промышленного рынка значительно превосходят потребительский. Глобализации промышленного рынка или рынка В2В способствуют следующие факторы: отраслевые особенности рынка, конкуренция, состояние и уровень развития экономики. Развитие промышленного рынка создает условия для активного применения инструментария промышленного маркетинга, что обусловлено преобладанием спроса над предложением, уровнем конкуренции в отрасли, ростом жизненного уровня населения, омника-нальностью сбыта. На маркетинговую конъюнктуру современного промышленного рынка оказывают

Конечные потребители

Спрос на изделия

Ц

Конечная трансформация -спрос на оборудование

влияние отраслевой и региональный масштаб, турбулентность рыночной конъюнктуры, конкуренция. Потребительское поведение на промышленных рынках характеризуется рациональностью поведения, наличием специализированной закупочной структуры, устойчивостью рынка. Спрос на промышленных рынках связан с индустриальной цепочкой, которая включает все этапы производства (рис.1) [4].

Большое влияние на промышленный рынок оказывает спрос, образовавшийся на потребительском рынке. Особенности спроса на промышленном рынке определяются: производным или вторичным характером, неэластичностью, перекрестной эластичностью, связанностью или парностью, нестойкостью, сезонностью спроса на рынке В2В, возможностью производства, разнородностью. Трехуровневая модель взаимодействия участников промышленного рынка включает в себя:

Спрос на полуфабрикаты

Рис. 1. Индустриальная цепочка

1. Уровень: построение связей (потребности, решение);

2. Уровень: убеждение (лучший выбор, максимальная отдача, минимальный риск);

3. Уровень: сотрудничество (что делать, как вести). Алгоритм маркетингового

управления взаимодействием компаний на промышленных рынках, последовательная реализация этапов которого повышает эффективность маркетинговой деятельности, представлен на рисунке 2.

Формирование и развитие промышленного рынка опирается на эффективное соперничество на основе добросовестной конкуренции, что впоследствии создает условия для функционирования экономической системы государства. По мнению А.Г. Макушкина. маркетинговая ориентация современных промышленных предприятий должна быть направлена на обеспечение фундаментальных конкурентных преимуществ [5].

Спрос на сырье

з

Первая трансформация

Этап 1. Построение системы отношении на основе маркетинговом интеграции компании

1.1 Маркетинговая оценка мотивации развития партнерских взаимоотношении

1.2 Обоснование стратегических маркетинговых сценариев развития отношении

V

Этап 2. Определение уровня маркетинговой интеграции и координации маркетинга партнерских отношении на основе критериев:

2.1 Оценка однородности и неоднородности маркетинговои среды компании

2.2 Маркетинг взаимоотношении, развитие долгосрочного сотрудничества

-

Этап 3. Маркетинговый аудит существующих взаимоотношении и создание условии для привлечения новых участнико!

О -

Этап 4. Цифровизация межфирменных отношении, регулирование омниканальнои среды взаимодеиствия, оценка результативности маркетингового управления

Рис. 2. Алгоритм маркетингового управления взаимодействием компаний на промышленных рынках

Российская Федерация в качестве перспективного направления выбрала путь инновационного развития.

2. Особенности маркетингового планирования на промышленном предприятии

В России высокотехнологичные производства сосредоточены в основном в машиностроительной отрасли. Успешное развитие машиностроительных предприятий базируется на внедрении инновационных технологий, разработке и реализации маркетинговых стратегий. Использование концепции маркетинга инноваций позволяет снизить риски инновационной деятельности, провести исследования рынка инноваций, разработать маркетинговую стратегию. На процесс маркетингового планирования промышленного предприятия оказывают влияние конъюнктура рынка, уровень конкуренции, потребители, жизненный цикл предприятия и продукта. Маркетинговое планирование промышленного предприятия ориентировано на решение задач стратегического характера и реализацию инструментальных маркетинговых решений. Маркетинговое планирование имеет оперативный (тактический) и стратегический уровни управления. Формализация маркетингового планирования предусматривает разработку плана маркетинга, который включает совокупность мероприятий по совершенствованию применения инструментов комплекса маркетинга, направленных на достижение целей предприятия, реализацию маркетинговой стратегии и повышение конкурентоспособности. Для того чтобы эффективность маркетингового планирования была высокой, необходимо избегать типичных ошибок в про-

цессе разработки плана маркетинга. А.М. Чернышева и Т.Н.Якубова систематизировали ошибки маркетингового планирования, представленные в книге «Управление продуктом» Д.Р. Леманн и Р.С. Вин-нер, что позволяет менеджерам разрабатывать и принимать эффективные маркетинговые решения (рис. 3) [6].

Традиционно план маркетинга включает в себя следующие разделы: аннотацию для руководства, описание текущей маркетинговой ситуации, анализ опасностей и возможностей, цели маркетинга, стратегии маркетинга, программы действий, бюджет маркетинга, контроль [7].

Рынок В2В характеризуется своей глобальностью, так как промышленные предприятия стремят-

О

Нестыковка плана маркетинга и разрабатываемых бюджетов

ся расширить географию своей деятельности, усилить конкурентные позиции. Осуществление региональной политики на промышленном рынке базируется на следующих принципах:

♦ выбор регионов с наибольшей привлекательностью,

♦ продолжение работы на промышленных рынках, на которых уже сложились определенные договорные отношения.

3. Маркетинговая политика промышленного предприятия

Осуществление маркетинговой промышленной политики базируется на современной концепции маркетинга, в основе которой потребитель — активный участник процесса создания потребительской ценности [8]. Запросы

Типичные ошибки в процессе маркетингового планирования на предприятии

Скорость процесса планирования

О

Объем

анализируемых данных

О

Уровень

квалификации

специалистов

ЗЕ

Структура разрабатываемого

ТУ

Сбалансированность объема плана

Периодичность планирования

Неэффективная система

вознаграждения

специалистов-

планировщиков

Рис. 3. Типичные ошибки маркетингового планирования

потребителей постоянно меняются, требуется разработка новых товаров. Ориентация на существующие товары не является правильной, формирование новых потребностей имеет рисковый характер, поэтому, чтобы избежать данной ситуации, необходимо разрабатывать маркетинговую политику. В основе маркетинговой политики лежит модель 3С (стратегический треугольник Кеничи Омае) — это модель построения бизнес-стратегии, при разработке которой должны быть учтены цели и интересы: компании,клиентов, конкурентов (рис. 4) [9].

Маркетинговая политика промышленного предприятия имеет стратегический и оперативный уровни (рис. 5). Стратегическая маркетинговая политика формирует конкурентные преимущества. Базисом оперативной маркетинговой политики является процессное управление, направленное на разработку и реализацию маркетинговых решений.

Маркетинговая политика промышленного предприятия оказывает влияние не только на эффективность маркетинговой, но и производственно-коммерческой деятельности. Вопросы теории и методологии маркетинговой политики изучали такие ученые, как Ф. Котлер [10], Ж.-Л. Ламбен [11], А. Зозулев [4], Н. Моисеева [12], А. Воронов [13], и др. [14]. Под механизмом формирования маркетинговой политики промышленного предприятия понимается совокупность методов, приемов, средств, благодаря которым субъектами планируется, формируется, координируется и реализуется маркетинговая деятельность предприятия в соответствии с постоянно изменяющимися потребностями и конъюнктурой рынка. Промышленным предприя-

тиям необходимо проводить мониторинг рыночной ситуации, чтобы объективно оценивать собственные маркетинговые возможности, рыночную силу конкурентов, определить перспективные пути развития [15]. Применение маркетинговых инструментов в формировании промышленной политики имеет большое значение, позволяет анализировать спрос и предложение, обеспечивать удовлетворение текущего и прогнозируемого спроса.

Маркетинговая политика промышленного предприятия является частью процесса управления, включает в себя совокупность последовательно реализуемых маркетинговых мероприятий по реализации стратегических маркетинговых решений и использования

Формирование имиджа как нематериального актива

комплекса тактических приемов в системе маркетингового управления. Маркетинговая политика определяет правила и принципы осуществления маркетинговой деятельности, исходя из стратегических и тактических целей промышленного предприятия. Она обеспечивает единство корпоративной и маркетинговой стратегии, определяет маркетинговые инструменты достижения целей (рис. 6).

Маркетинговая политика промышленного предприятия — это система реагирования на вызовы внешней среды. Данная система маркетингового реагирования должна формироваться уже на стадии маркетингового проектирования, что позволит решить производственные, воспроизводственные

Маркетинговый контроль

Цель: формирование маркетинга партнерских отношений

Рис. 5. Маркетинговая политика промышленного предприятия

Компания (СогрогаИоп)

Конкуренты (Competitors)

Конкурентное преимущество (недостаток) Рис. 4. Стратегический треугольник Кеничи Омае

Маркетинговая политика

Маркетинговая стратегическая политика

Применение маркетинговых инструментов

5Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение сферы хозяйственной деятельности

Повышение деловой активности

Маркетинговая оперативная политика

Маркетинговая информационная система

Маркетинговое планирование

Организация выполнения маркетинговых мероприятий

Стратегическая цель

Корпоративная стратегия

Маркетинговые цели и стратегия

Маркетинговая политика

Товарная

Ценовая

Сбытовая

Коммуникационная

Рис. 6. Маркетинговая политика промышленного предприятия в системе стратегического управления

и социальные задачи в сфере рыночного товарообмена. Маркетинговый базис промышленной политики Российской Федерации направлен на удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей в промышленной продукции. Активизация маркетинговой деятельности промышленных предприятий создает благоприятные условия для стимулирования внутреннего спроса, им-портозамещения, ресурсосбережения, увеличения занятости населения и дальнейшей цифровизации промышленного производства.

ВЫВОДЫ

1.Цифровизация экономики оказала влияние на формирование процесса стратегического управления. Применение цифровых технологий, использование в качестве концепции развития «Промышленность 4.0» создает условия для формирования системы эффективного стратегического управления промышленными предприятиями. Построение цифровой модели управления повы-

шает результативность управления промышленного сектора экономики.

2. На формирование промышленного рынка оказывает влияние спрос, образовавшийся на потребительском рынке. Спрос на промышленном рынке имеет производный или вторичный характер. Цифровизация промышленного рынка создает новые возможности для ведения традиционного и электронного бизнеса, применения инструментария промышленного маркетинга.

3. Маркетинговая политика про-

мышленного предприятия оказывает большое влияние на эффективность производственно-коммерческой деятельности. Благодаря механизму формирования маркетинговой политики реализуется маркетинговая деятельность промышленных предприятий, формируются конкурентные преимущества. Активизация маркетинговой деятельности промышленных предприятий создает условия для стимулирования внутреннего спроса, развития базиса национальной экономики — отечественной промышленности.

ИСТОЧНИКИ

1. Крымов С.М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) // В сборнике: Глобализация экономики и российские производственные предприятия. Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2015. — С. 10—14.

2. Крымов С.М., КольганМ.В. Анализ приоритетных функциональных составляющих инновационного потенциала предприятий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - № 6. - С. 182-194.

3. Красюк И.А., Кольган М.В. Направления и формы организации маркетинга в условиях цифровизации // Практический маркетинг. - 2019. - № 7 (269). - С. 3-9.

4. ЗозулевА.В. Промышленный маркетинг: рыночная стратегия. - К.: ЦУЛ, 2010. - 576 с.

5. МакушкинА.Г. Как сделать Россию конкурентоспособной в мировой среде инновационного развития? - Сборник: Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию //Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.cea.gov.ru/ Дата обращения: 20.02.2021.

6. Чернышева А.М., Якубова Т.Н. Промышленный маркетинг. - М.: Юрайт, 2019. - 433 с.

7. Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс. - М.: Юраи?т, 2017. - 474 с.

8. МедведеваЮ.Ю. Маркетинг сотворчества как направление инновационного развития розничной торговли // Практический маркетинг. - 2019. - № 7 (269). - С. 17-23.

9. Кеничи Омае. Мышление стратега [The Mind of the Strategist]: искусство бизнеса по-японски. - 3-е изд. - М.: Альпи-на Паблишер, 2014. - 210 с.

10. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2019. - 448 с.

11. ЛамбенЖ.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. - М.: Юпитер, 2016. - 928 с.

12. Моисеева КК, Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.

13. Воронов А.А., Костецкий В.А., Мартыненко О.В. Стратегические и операционные маркетинговые аспекты промышленного импортозамещения в экономике России // Экономика устойчивого развития. — 2017. — № 2 (30). — С. 100-110.

14. Маркетинговая политика организаций: теория, методология и практика : коллективная монография / [Артемьева О.А. и др.]; под общ. ред. С.В. Карповой; Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. — 211 с.

15. Герасимяк Н.В. Механизм формирования и реализации маркетинговой товарной политики промышленного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 8. — С. 57—61.

DOI: 10.24412/2071-3762-2021-4290-10-16

The Impact of Marketing Strategy on the Activities of an Industrial Enterprise in a Digitalization Environment Krasyuk Irina Anatolyevna,

Professor, Doctor of Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnic str., 29, St. Petersburg, Russia, 195251 (iri-krasjuk@yandex.ru)

Pasholikov Maxim Alexandrovich,

Ph.D., Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnic str., 29, St. Petersburg, Russia, 195251 (vicerector.dm@spbstu.ru)

The digitalization of the economy ensures the use of information technologies and creates conditions for effective management. The introduction of the Industry 4.0 platform has a great impact on the development of various sectors of the economy and industry, since the balance of forces in modern society is gradually shifting from analog technologies to digital ones. The industrial sector is the basis for the development of the country's economy. The formation of the industrial market is aimed at building a system of effective cooperation through fair competition. The demand in industrial markets influences the functioning of the industrial chain and the choice of industrial marketing tools. Marketing planning of an industrial enterprise provides for the solution of strategic problems and is aimed at the implementation of instrumental marketing solutions. The mechanism for the formation of a marketing policy is a set of methods, techniques, means through which the subjects plan, form, coordinate and implement the marketing activities of an industrial enterprise. The marketing policy of an industrial enterprise is a system for responding to challenges from the external environment. At industrial enterprises, marketing policy is implemented in the form of a marketing action plan.

Keywords: industrial chain; industrial marketing; marketing management; marketing policy.

REFERENCES

1. Krymov, S.M. (2015) Production enterprise management strategies: evolution, trends, prospects (information model). In the collection: Globalization of the economy and Russian manufacturing enterprises. Materials of the 13th International Scientific and Practical Conference. South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M. I. Platov, 2015, pp. 10-14.

2. Krymov, S.M.; Kolgan, M.V. (2017) Analysis of priority functional components of innovative potential of enterprises. Scientific and Technical Bulletin of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences, 2017, Vol. 10, No. 6, pp. 182-194.

3. Krasyuk, I.A.; Kolgan, M.V. (2019) Directions and forms of marketing organization in the conditions of digitalization. Practical marketing, 2019, No. 7, pp. 3-9.

4. Zozulev, A.V. (2010) Industrial marketing: market strategy. Kiev: TSUL Publ., 2010, 576 p.

5. Makushkin, A.G. How to make Russia competitive in the global environment of innovative development? Collection: Interdisciplinary problems of the environmental approach to innovative development. Electronic resource. Access mode: URL: http://www.cea.gov.ru / Date of reference: 20.02.2021.

6. Chernysheva, A.M.; Yakubova, T.N. (2019) Industrial marketing. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019, 433 p.

7. Golubkov, E.P. (2017) Marketing for professionals: a practical course. Moscow: Yurayt Publishing House, 2017, 474 p.

8. Medvedeva, Yu.Yu. (2019) Marketing of co-creation as a direction of innovative development of retail trade. Practical marketing, 2019, No. 7, pp. 17-23.

9. Kenichi, Omae (2014) The Mind of the Strategist: the art of business in Japanese. 3rd ed. [In Russian] Moscow: Alpina Publisher, 2014, 210 p.

10. Kotler, Ph.; Keller, K. (2019) Marketing management. [In Russian] St. Petersburg: Peter Publ., 2019, 448 p.

11. Lambin, J-J. (2016) Market-oriented management. 2nd ed. [In Russian] Moscow: Publishing House Jupiter, 2016, 928 p.

12. Moiseeva, H.K.; Konysheva, M.V. (2002) Marketing management: theory, practice, information technologies. Moscow: Finance and Statistics Publ., 2002, 304 p.:

13. Voronov, A.A.; Kostetsky, V.A.; Martynenko, O.V. (2017) Strategic and operational marketing aspects of industrial import substitution in the Russian economy. The economy of sustainable development, 2017, No. 2, pp. 100-110.

14. Marketing policy of organizations: theory, methodology and practice: a collective monograph [Artemyeva O. A. et al.]; under the general editorship of S.V. Karpova; Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow: University textbook INFRA-M Publ., 2015, 211 p.

15. Gerasimyak, N.V. (2012) The mechanism of formation and implementation of the marketing commodity policy of an industrial enterprise. Problems of economics and management, 2012, No. 8, pp. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.