Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КУЗБАССЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КУЗБАССЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / КУЗБАСС / РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазалов С.А.

Статья посвящена основным проблемам и тенденциям в развитии малого и среднего бизнеса в Кузбассе. Предлагается перечень актуальных вопросов о поддержке малого и среднего бизнеса, а также его влияния на ВРП Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КУЗБАССЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»

организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ.

На сегодняшний день информационные технологии в бизнесе являются одним из необходимых условий для его успешного развития и функционирования. Практически все сферы предпринимательства используют автоматизированные компьютерные системы, это приводит к максимально эффективному и достаточно динамичному развитию, как общества, так и бизнеса.

В настоящее время применение различных информационных технологий можно встретить практически в любой фирме или организации, в любой сфере деятельности. Это связано с необходимостью обработки больших объемов информации и систематизации их.

Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем месте могут практически мгновенно получать исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной или рыночной ситуации. Оформление потоков информации, применение методов обработки данных и предоставление баз данных - все это приняло совершенно новые способы реализации.

Для того чтобы информационные технологии заработали в полном объеме и стали приносить отдачу от вложенных в них средств, необходимо научиться пользоваться и управлять информацией, прикладными пакетами программ для ее обработки, техническими компонентами. Это стало возможно только благодаря глубокому изучению, как самих информационных технологий, так и способов их применения в той или иной сфере деятельности. В экономической сфере необходимо знание различных прикладных программ (офисных программ, программ ведения бухгалтерского учета, программ для обработки статистических данных и выполнения математических вычислений), необходимо уметь применить их возможности при решении конкретных задач.

Мазалов С.А. студент 1 курса группа БЭс-134 Кузбасский Государственный Технический Университет имени Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КУЗБАССЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена основным проблемам и тенденциям в развитии малого и среднего бизнеса в Кузбассе. Предлагается перечень актуальных вопросов о поддержке малого и среднего бизнеса, а также его влияния на ВРП Кемеровской области.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, Кузбасс, развитие и поддержка.

Кузбасс является ведущим промышленным регионом Сибирского федерального округа. На небольшой территории Кемеровской области - 95,5 тысячи кв. километров - сосредоточен мощный многоотраслевой комплекс, треть основных производственных фондов Западной Сибири. Мировой экономический кризис проявился в экономике региона в сокращении объема ВРП, который в 2009 году составил 500,6 млрд. руб., ниже уровня 2006 году на 7,7 % (в среднем по РФ падение ВВП к уровню 2006 году - 7,9 %). Тем не менее, в последние годы в области сложилась благоприятная экономическая ситуация, обеспечившая положительную динамику изменения макроэкономических показателей. Одновременно с высокими темпами роста производства удалось достичь повышения доходов населения. Кемеровская область прогнозирует сохранение объема инвестиций на уровне 2012 года. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, объем инвестиций в основной капитал в регионе в 2012 году составил 264,4 млрд. руб. в фактически действовавших ценах, объем иностранных инвестиций - $1,3 млрд.[8]

Структура ВРП Кемеровской области характеризуется преобладанием сырьевых отраслей (рис. 1). Основной «отраслевой» вклад в ВРП области вносят предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства. При этом, в экономике региона растет роль малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в области действует 19,2 тыс. малых предприятий - главным образом, в сфере торговли и общественного питания, строительстве и промышленном производстве. Численность занятых в них работников - 169,2 тыс. чел., т. е. 12 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики области. Еще более 50 тыс. человек работают как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. В 2009 году оборот малых предприятий составил 327,1 млрд. руб. [7].

■ Добыча полезных ископаемых

■ Обрабатывающие производства

■ Оптовая и розничная торговля,сервис

■ Гостиницы и рестораны

■ Транспорт и связь

Рис. 1. Отраслевая структура инвестиций, млрд. руб. ( составлено автором по [8])

Валовой региональный продукт Кемеровской области в 2013 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %, в то время как прирост ВРП в целом по РФ составил 1,8 %. В 2014 году рост регионального ВРП составил 1,4 %, к 2016 году ВРП превысит 1 трлн. руб., и дальше будет его превышать. [2]

Сложившаяся структура регионального хозяйства закрепляет специализацию Кузбасса на мировом рынке и одновременно порождает угрозы экономической безопасности региона, многократно усиливая зависимость от импорта. Необходимо комплексная поддержка импортозамещающих производств, в т. ч. за счет развития малого и среднего бизнеса. В связи с этим в Кузбассе создан Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области, который занимается вопросами развития и государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности в области.

Поддержка малого и среднего бизнеса в Кузбассе осуществляется, прежде всего, в форме введения государством существенных региональных льгот, уменьшение ставки налога по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий в 3 раза (с 15 до 5 %); снижение региональной части ставки налога на прибыль по отдельным видам деятельности с 18 % до 13,5 %, предоставление налоговых льгот для субъектов инвестиционной, инновационной и производственной деятельности (по налогу на имущество, на прибыль; отсрочка, рассрочка, предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам). [5] Используются также:

- грантовая поддержка начинающих субъектов МСП на создание собственного бизнеса (размер гранта за счет средств областного бюджета - до 300 тыс. руб.);

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, затрат по договорам финансовой аренды (лизинга), в целях реализации инвестиционных проектов, затрат по договорам, заключенным с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП на выполнение работ по разработке бизнес-планов, проведению экспертизы инвестиционных, инновационных проектов, предоставлению консультаций, затрат, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

- развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП;

- предоставление субсидий субъектам МСП на развитие производственных и инновационных малых предприятий, субъектам МСП, осуществляющим ремесленную деятельность, а также муниципальным образованиям субсидий для реализации принятых в

установленном порядке муниципальных программ развития субъектов СП;

- имущественная поддержка;

- реализация образовательных программ для субъектов

МСП;

- продвижение продукции малых и средних предприятий Кузбасса на региональные и международные рынки (ЕвроИнфоКорреспондентский Центр);

- создание бизнес-инкубаторов;

- предоставление льготных займов субъектам МСБ на реализацию инвестиционных проектов под 5 % годовых на срок до 2 лет;

- предоставление льготных займов начинающим субъектам МСБ под 5 % годовых на срок до 3 лет;

- кредитно-гарантийный механизм. Предоставление Гарантийным фондом поручительств по кредитам (до 70 % от требуемого залога). [4]

Благодаря этим инструментам, доля поддержки МСП возросла. В промышленности объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (всеми категориями производителей) за 2011 год составил 132 526,0 млн. рублей. В 2011 году в городе Кемерово открылось новое производство ООО «Натуральное молоко» - первый в Кузбассе молочный завод модульного типа (площадь -220 кв. м). Создано 25 рабочих мест. Продукция с девизом «Натурально Вкусно Полезно» поступает в реализацию под собственной торговой маркой «Молокошко». ИП Волков А.П. (Крестьянское хозяйство Волкова А.П.) ведет активную инвестиционную деятельность (5 инвестпроектов со сроком реализации до 2020 года). В 2012 году объем инвестиций в размере 375,0 млн. руб. планируется направить на реконструкцию птицефабрики (корпус выращивания бройлера, кормозавод), развитие торговой сети, модернизацию производства.

Среди предприятий строительной отрасли следует отметить ООО «Стройндустрия». За 2011 год объем производства на предприятии вырос в 2,5 раза. В 2012 году ООО «Кемеровский ДСК» планирует реализацию проекта по модернизации производства (объем инвестиций - 500,0 млн. рублей) [6].

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса эффективно развивается. К ее важнейшим элементам можно отнести:

- Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области (оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, осуществление функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов МСП и инфраструктуры);

- Кузбасский технопарк (создает условия эффективного обмена потоками знаний и технологий между образовательными учреждениями, НИИ и проектными институтами, предприятиями, упрощает создание и рост инновационных организаций);

- 34 центра поддержки предпринимательства во всех городах и районах области (создание необходимых условий для полного охвата всех направлений комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований);

- Центр поддержки предпринимательства Кемеровской области (обеспечение комплексного взаимодействия органов власти, контрольно-надзорных органов, научных и образовательных учреждений, торгово-промышленных палат, общественных объединений предпринимателей, финансовых организаций);

- 6 бизнес-инкубаторов(сопровождение проектов резидентов бизнес-инкубатора, услуги субъектам МСП, развитие многоуровневой инфраструктуры поддержки предпринимательства, взаимодействие с организациями, образующими систему поддержки предпринимательства);

- ЕвроИнфоКорреспондентский Центр (содействие малым и средним предприятиям в установлении и развитии делового сотрудничества с предпринимателями из стран ЕС);

- Общественно-экспертный Совет по малому и среднему предпринимательству Кемеровской области (привлечение субъектов МСП, организаций, к участию реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса, проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Кемеровской области, регулирующих развитие МСП, выработка рекомендаций исполнительным органам государственной власти области при определении приоритетов в области развития МСП);

- советы предпринимателей при главах в каждом городском округе и муниципальном районе (анализ причин сдерживания развития малого и среднего бизнеса, выработка предложений по развитию предпринимательства, формирование предложений в муниципальную программу по развитию малого и среднего бизнеса);

- 21 муниципальный фонд поддержки предпринимательства (консалтинговые услуги, выдача льготных займов) [3]. Тем не менее, интенсивному развитию малого и среднего бизнеса в регионе препятствуют существенные проблемы.

Основными проблемами являются:

1. Нестабильность федерального налогового законодательства.

Частая смена налоговых условий требует постоянного переучивания

работников финансовых служб малых предприятий и налоговых органов городов, увеличиваются издержки на работу с фискальными службами, растет количество непреднамеренных ошибок со стороны налогоплательщиков и со стороны налоговых инспекций, затрудняется возможность перспективного планирования бизнеса.

2. Административные барьеры в т. ч. коррупционные действия, создаваемые территориальными подразделениями федеральных контролирующих органов и органами местного самоуправления. Выдача согласований органами санитарно-эпидемиологической службы, пожарной охраны, архитектуры и градостроительства, землеустройства и пр. часто обставляется противозаконными требованиями, которые для малых предприятий, особенно начинающих деятельность, такие издержки часто сопоставимы с объемом официально установленной фискальной нагрузки.

3. Недоступность длинных и дешевых кредитов коммерческих банков, обусловленная более высокими рисками кредитования малого бизнеса, чем крупного. Негативную роль для малого бизнеса играют высокие ставки, делающие убыточными любые инвестиционные проекты в случае их финансирования за счет банковских кредитов. При этом, выбора финансовых организаций и услуг в малых городах ограничен -предприниматели сталкиваются с финансовым диктатом со стороны одного-двух банков и отсутствием конкуренции на локальном рынке кредитов.

4. Недостаток взаимопонимания бизнеса и муниципальных властей в вопросах аренды муниципального имущества. Сегодня практикуется краткосрочный характер аренды, облегчающий контроль предпринимателей, повышение арендной платы и введение дополнительных условий при перезаключении договоров.[1]

В связи с этим, мероприятия поддержки МСП должны включать: во-первых, регулярную статистическую и аналитическую поддержку развития малого предпринимательства Администрациями территорий; во-вторых, корректировку местных программ мероприятий поддержки малого бизнеса, с уточнением конкретных сроков; в-третьих, налаживание оперативного контакта с малыми предпринимателями (регулярные «горячие линии», заседания комиссий по преодолению административных барьеров, проведение встреч глав города с представителями бизнеса, организация специализированных коллегий, реальная деятельность советов по предпринимательству); в-четвертых, развитие инфраструктуры поддержки, особенно муниципальных фондов поддержки.

Использованные источники:

1. Баштанов А.Н. Тенденции и перспективы устойчивого развития малого предпринимательства Кемеровской области. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/mag rp/archive/6712/

2. Бизнес-портал Кузбасса. Деловые новости от 6 ноября 2013 -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avant-partner.ru/news/7437.html

3. Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gfppko.ru/

4. Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dprpko.ru

5. Закон Кемеровской области «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков» (от 26.11.2008 № 101-0З) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. gdezakon.ru/article/text/id/4158

6. Решение Кемеровского городского Совета народных депутатов 5 созыва, 13 заседание от 23.12.2011 «О внесении изменений в постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.04.2007 N 137 "Об утверждении концепции развития города Кемерово до 2025 года"» -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990311960

7. Совет народных депутатов Кемеровской области. Документ «Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года» -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sndko.ru/section/475.html

8. Федеральная служба государственной статистики по Кемеровской области - [Электронный ресурс] - Режим доступа: kemerovostat.gks.ru

9. Центр поддержки предпринимателей г. Кемерово Постановление от 29 сентября 2008 г. - № 421. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.csbkem.ru/section/131.html

Мазько Е.С.

студент Плакса О.И. студент Бруй К.В. ассистент

Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

В данной статье рассмотрены основные проблемы организации аудита в Республике Беларусь, возникающие при переходе к международным стандартам, а также возможные способы их решения.

Ключевые слова: аудит, аудиторская организация, национальные стандарты аудита, международные стандарты аудита.

Внедрение международных стандартов аудита в настоящее время является необходимым условием активного вхождения Республики Беларусь в мировое бизнес-сообщество. Актуальность данной темы состоит в том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.