Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ'

ФИНАНСОВАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБСИДИЯ / ГРАНТ / ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ / МИКРОЗАЙМЫ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бачек Юлия Александровна, Лебедева Анастасия Эдуардовна

В данной статье была рассмотрена тема финансовой и инновационной поддержки малого предпринимательства в регионе Красноярского края. Описаны формы и методы оказания финансовой и инновационной помощи малому бизнесу. Представлены статистические данные, о количестве действующих программ поддержки в регионе и средствах, выделяемых для этого. Были выявлены недостатки программы поддержки малого бизнеса в регионе и предложены мероприятия для их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бачек Юлия Александровна, Лебедева Анастасия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND INNOVATIVE SUPPORT OF SMALL BUSINESSES IN THE KRASNOYARSK TERRITORY AS A FACTOR OF INCREASING EMPLOYMENT

In this article, the topic of financial and innovative support for small businesses in the region of the Krasnoyarsk Territory was considered. the forms and methods of providing financial and innovative assistance to small businesses are described. Statistical data on the number of existing support programs in the region and the funds allocated for this purpose are presented. the shortcomings of the small business support program in the region were identified and measures were proposed to eliminate them

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ»

УДК 338.246.02

Бачек Юлия Александровна Bachek Yuliya Aleksandrovna

Студент Student

Лебедева Анастасия Эдуардовна Lebedeva Anastasia Eduardovna

Студент Student

Красноярский институт железнодорожного транспорта, г. Красноярск Krasnoyarsk Institute of Railway Transport, Krasnoyarsk

ФИНАНСОВАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ

ЗАНЯТОСТИ

FINANCIAL AND INNOVATIVE SUPPORT OF SMALL BUSINESSES IN THE KRASNOYARSK TERRITORY AS A FACTOR OF INCREASING

EMPLOYMENT

Аннотация. В данной статье была рассмотрена тема финансовой и инновационной поддержки малого предпринимательства в регионе Красноярского края. Описаны формы и методы оказания финансовой и инновационной помощи малому бизнесу. Представлены статистические данные, о количестве действующих программ поддержки в регионе и средствах, выделяемых для этого. Были выявлены недостатки программы поддержки малого бизнеса в регионе и предложены мероприятия для их устранения.

Abstract: In this article, the topic of financial and innovative support for small businesses in the region of the Krasnoyarsk Territory was considered. the forms and methods of providing financial and innovative assistance to small businesses are described. Statistical data on the number of existing support programs in the region and the funds allocated for this purpose are presented. the shortcomings of the small business support program in the region were identified and measures were proposed to eliminate them.

Ключевые слова: малый бизнес, субсидия, грант, льготный кредит, микрозаймы, инвестирование, инновации, инновационный потенциал.

Keywords: small business, subsidy, grant, soft loan, microloans, investment, innovation, innovation potential.

Малые и средние компании дополняют деятельность крупных компаний, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, ориентируясь на наиболее крупные рынки сбыта и максимально учитывая местную ситуацию. Поэтому особая роль отводится малому и среднему предпринимательству, а поддержка предпринимательства занимает важное место в антикризисном комплексе Российской Федерации.

Развитие малого и среднего предпринимательства будет влиять на более полноценное использование трудовых ресурсов, использование местного трудового потенциала, способствовать развитию самозанятости и формированию кадрового потенциала.

Открытие новых предприятий малого бизнеса предполагает появление новых рабочих мест, а это поспособствует снижению безработицы и увеличению занятого населения.

Малый бизнес также в большей степени влияет на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем.

Несомненно, развитие малого бизнеса способствует увеличению ВВП страны, формированию среднего класса, усилению модернизации экономики.

Все эти факторы и приводят к тому, что развитие малого предпринимательства возводится в ряд важнейших государственных задач и становится частью реформирования экономики.

В России используются следующие формы и методы финансовой поддержки малого предпринимательства:

Государственные и муниципальные гарантии по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малого бизнеса;

Предоставление финансовой поддержки начинающим предпринимателям;

Финансирование инвестиционных проектов;

Вложение бюджетных средств в основные и оборотные средства.

Для малого предпринимательства действует упрощенная система налогообложения. В Красноярском крае, для реализации государственной

программы поддержки организовано муниципальное автономное учреждение «Центр содействия малому и среднему предпринимательству». В настоящее время в Красноярском крае действует 61 муниципальная программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства [2].

Сейчас поддержку в Красноярске можно получить в различных учреждениях, а именно: Центр содействия малому и среднему предпринимательству; Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания; Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор; Отдел предпринимательства министерства экономики и регионального развития Красноярского края.

В таблице 1, представлена динамика основных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае в с 2014 года по 10 декабря 2020 года. Данная динамика составлялась на основе данных официальной статистики Федеральной службы государственной статистики и на основе данных Единого реестра субъектов МСП, представленных Федеральной налоговой службой. Также некоторые данные в таблице преставлены оценочно.

Таблица 1. Показатели деятельности малого и среднего предпринимательства

Показатель Год

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

¡.Количество субъектов 126150 126181 107351 109664 110493 107215 101230

МСП, в т.ч:

- Юр. лица 53838 54014 51177 51537 50702 46491 42428

- ИП 72312 72167 56174 58127 59791 60724 58 802

2.Численность 258498 257630 293510 287259 283552 269170 266362

работников, чел.

З.Оборот, млрд.р. 515,2 525,5 540,0 710,3 895,7 1021,6

4.ВРП, млрд.р. 1410,7 1667,0 1745,7 1882,3 2316 2408,64

Источник: Единый реестр субъектов МСП, представленный Федеральной налоговой службой. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/

150 100 50 0

107,9 112,2 101,9 118,2 102,9 104,2

131,5

-126,1 123,04 ......

107,8 114

06

104

2014 2015 2016 2017 2018 2019

□ Оборот малых предприятий □ ВРП

Рисунок 1. Динамика взаимосвязи между оборотом предприятий и ВРП

Красноярского края, %

Источник: Расчет авторов на основании статситкики Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: https://krasstat.gks.ru

Можно заметить связь между оборотом предприятий малого бизнеса и ВРП Красноярского края, данная связь представлена на рисунке 1. Они увеличиваются примерно в одном и том же темпе.

В Красноярском крае для развития малого предпринимательства был введен проект «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства», срок реализации которого 2014-2030-е годы.

Проект включает подпрограммы: «Развитие инновационной деятельности»; «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Государственная поддержка инвестиционной деятельности».

В паспорте Государственной программы Красноярского края предоставлена информация по ресурсному обеспечению программы. Распределение средств финансирования программы по годам представлено в таблице 2 [1].

Таблица 2. Финансирование программы поддержки малого бизнеса в

Красноярском крае

Средства бюджета Финансирование программы по годам ее реализации, тыс. руб.

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 20 21 20 22

Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2022 годах за счет всех источников составит 8221473,7 тыс. рублей. 2119267,0 1736453,7 779652,2 317944,9 265886,5 815584,8 1025914,1 442525,5 718245,0

Источник: Постановление от 30 сентября 2013 г. N 505-п Об утверждении государственной программы красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» (212 МБ) (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 20.10.2020 N 745-п)

Правительство обсуждает вопрос о введении нового механизма финансирования федерального малого и среднего бизнеса. Минэкономразвития РФ предлагает заменить прямую докапитализацию малых и средних предприятий субсидированием потерь по неплатежеспособным кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит сократить бюджетные расходы на финансирование предприятий и увеличить гарантированный объем кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства.

Сегодня технологии вокруг нас постоянно меняются и обновляются. Чтобы поддерживать конкурентоспособность каждой компании, необходимо следить и идти в ногу с инновационными информационными технологиями. Внедрение цифровых инноваций - неотъемлемая часть современного общества, без которой оно уже не может существовать.

В настоящее время в Красноярском крае сформирована следующая инновационная инфраструктура:

- краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор»;

- территориальный инновационный кластер в ЗАТО г. Железногорск;

- строительство первой очереди Промышленного парка в ЗАТО г. Железногорск;

- в период с 2014 по 2018 годы в Красноярском крае создано и функционирует 17 центров молодежного инновационного творчества.

Существует несколько факторов, препятствующих развитию предпринимательства [5]:

- трудности в доступе к финансовым, кредитным и другим жизненно важным ресурсам;

- недостаточная развитость инфраструктуры для поддержки и развития

МСП;

- высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;

- нехватка квалифицированных кадров и имеющихся информационно -консультационных ресурсов;

- недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, способной обеспечить эффективную коммерциализацию научных разработок, осуществляемых в образовательных и научных учреждениях, действующих на территории региона;

- низкая степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационный процесс создания базы для развития импортозамещающих альтернатив;

- низкая готовность молодежи в возрасте до 35 лет заниматься деятельностью в образовательных и научных учреждениях и заниматься трудовой деятельностью в инновационной сфере.

Для устранения недостатков финансовой и инновационной поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае необходимо внедрить

комплексную программу поддержки малого бизнеса, представленную в таблице 3.

Таблица 3. Программа поддержки малого бизнеса в Красноярском крае

Направление поддержки Меропрития поддержки

Финансовая поддержка - Упростить процесс предоставления финансовой поддержки предприятиям малого бизнеса, сократить количество документов для подачи заявки и для отчета о потраченных средствах. - Расширить условия отбора для получения субсидии и гранта. Следует выбирать несколько победителей конкурсов на грант. - При планировании финансирования программы поддержки малого бизнеса следует увязывать размер выделяемых средств с темпами роста количества субъектов МСП и количества занятых в данном секторе. - Финансовая поддержка предприятий в области обучения новых сотрудников. - Предоставление кредитов на зарплату (80%). Которые вследствие трансформируются в гранты. - Антикризисная поддержка малого бизнеса. Оказание помощи МСП при бедствиях, авариях и катастрофах.

Развитие МСП - Частичная передача на аутсорсинг субъектам МСП государственных и муниципальных полномочий. - Вовлечение молодежи в развитие малого бизнеса, соршенствование молодежной политики региона, предоставление возможности молодым людям предлагать свои идеи для развития деятельности субъектов МСП. - Проводить в колледжах и университетах специальные обучающие курсы по малому и среднему бизнесу с целью привлечения молодежи к развитию экономики. - Создать условия для сокращения «теневой» деятельности. - Создать систему государственных закупок у торговых предприятий МСП. Регулировать также отношения купли-продажи между МСП и крупными предприятиями. - Поддержка безработных, решивших начать свой бизнес. Семинары, дополнительное обучение, отсрочка по уплате налогов на несколько лет (3 года). - Финансовая и информационная поддержка субъектов МСП в оснащении свего предприятия современными технологиями. - Кластерно-сетевой подход. Содействие объединениям близкорасположенных и связанных между собой предприятий и сопутствующих им организаций, работающих в определенной отрасли, которые будут дополнять друг друга. - Создание специальных деловых информационных центров для содействия применению новых высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе, с применением современных технологий, коммуникационных систем и программного обепечения. - Бесплатное консультирование по техническим, организационным и финансовым проблемам предпринимателей на различных этапах развития их предприятий.

Развитие инновационного - Создать нормативно-правовую базу, регулирующую инновационные процессы. Также создать инвестиционный фонд для финансирования

Направление поддержки Меропрития поддержки

потенциала МСП инновационных проектов МСП, создать соответствующую для этого инфраструктуру. - Поддержка МСП в вопросах регистрации и защиты интеллектуальной собственности [4]. Специальные патентные сборы, создавать специальные центры по продвижению патентов за рубежом, расширить перечень предоставляемых консультаций и информационных услуг и т. д.. - Снижение налоговых ставок для инновационных субъектов МСП, упрощение ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, создание льгот для инвестиционного капитала в научно-технический сектор, в том числе из-за рубежа [4]. - Привлечение субъектов МСП к публикациям своих исследований в ежеквартальных сборниках научных отчетов. - Создание центра поддержки испытаний произведенных товаров, предоставление бесплатно использовать оборудовние для исследований. - Центр защиты технологий малого и среднего бизнеса. - Фонд коммерциализации технологий и научных разработок. - Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями. - Использование потенциала МСП для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР.

Источник: разработана авторами на основании изученного зарубежного и

отечественного опыта поддержки МСП

Если все меры будут соблюдены, то в дальнейшем будет заметен рост числа предприятий малого бизнеса, следовательно, и денежный оборот предприятий малого бизнеса увеличится в совокупности, что поспособствует увеличению ВРП Красноярского края, увеличению занятости населения в малом бизнесе, а это позитивно скажется на развитии экономики Красноярского края и России в целом [3].

В Красноярском крае почти каждый третий работающий житель занят в сфере малого и среднего предпринимательства - более 300 тысяч человек. Они производят около 20 процентов всего ВРП.

В субъектах малого и среднего предпринимательства работает 101 тысяча юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их поддержка сегодня является одной из важнейших задач региональных властей.

Результатами развития малого и среднего бизнеса к 2030 году станут:

- увеличится доля занятых в МСП от общей численности занятых на 35%;

- в 2 раза увеличится производительность труда МСП;

- увеличится в 1.5 раза доля МСП в ВРП края.

- увеличится доля производственной сферы в обороте МСП до 45%.

Малые и средние предприятия способны компенсировать снижение

занятости на крупных предприятиях, обеспечить новые места и наиболее эффективно удовлетворить внутренний спрос населения, который зачастую очень быстро меняется.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Красноярский край. Малый и средний бизнес. Информационная система поддержки: http: //www.smb24 .ru

2. Центр содействия малому и среднему предпринимательству: http: //www.smbkras .ru

3. Формы и методы финансовой поддержки малого бизнеса в Красноярском крае / Бачек Ю.А., Лебедева А.Э. // Молодежная наука Сибирского региона: труды XXIII Межвузовской научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС (г. Красноярск, 24.05.2019 г.) - 2019. - С. 198203.

4. Пономарева, Г. Т. Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России / Г. Т. Пономарева, А. Р. Рафикова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2018. -№ 51 (237). - С. 269-273.

5. Постановление от 30 сентября 2013 г. N 505-п Об утверждении государственной программы красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» (212 МБ) (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 20.10.2020 N 745-п).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.