Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2246
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КЛАСТЕР / РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короткевич А. И., Стефанович А. И.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с условиями деятельности малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, проведен анализ данного сегмента экономики и дана оценка вклада в экономику страны. Проанализированы институциональная среды и инструменты государственной поддержки предпринимательства, рассмотрены причины, сдерживающие рост этого сегмента и ограничивающие его вклад в ВВП страны. Предложены возможные пути повышения эффективности развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BELARUS: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article deals with issues related to the conditions for the activities of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus, analyzes this segment of the economy and assesses the contribution to the country's economy. The institutional environment and instruments of state support for entrepreneurship are analyzed, the reasons hindering the growth of this segment and limiting its contribution to the country's GDP are considered. Possible ways to increase the effective development of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus are proposed.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 334.722 JEL D04

https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-57-72

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А. И. Короткевич

Alexeyk75@mail.ru доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой банковской экономики Белорусский государственный университет г. Минск, Республика Беларусь

А. И. Стефанович Andreystefanovich777@gmail.com соискатель кафедры банковской экономики Белорусский государственный университет г. Минск, Республика Беларусь

В статье рассмотрены вопросы, связанные с условиями деятельности малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, проведен анализ данного сегмента экономики и дана оценка вклада в экономику страны. Проанализированы институциональная среды и инструменты государственной поддержки предпринимательства, рассмотрены причины, сдерживающие рост этого сегмента и ограничивающие его вклад в ВВП страны. Предложены возможные пути повышения эффективности развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, инновации, финансирование, кластер, риски, экономическое стимулирование.

Цитирование: Короткевич, А. И. Малый и средний бизнес Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития/ А. И. Короткевич, А. И. Стефанович // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2022. - Вып. 15. -С. 57-72. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-57-72

Введение. Деятельности малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) уделяется большое внимание в современных условиях хозяйствования большинства стран мира. Формирование этого сегмента представляется важным, поскольку МСБ является частью национальной экономической системы, вносит существенный вклад с социально-экономическое развитие государства. Реализуемые в этом направлении мероприятия носят характер национальных проектов, для реализации которых разрабатываются различные государственные программы финансовой и иной поддержки предпринимательства в различных формах, совершенствуется институциональная среда в целях создания условий, стимулирующих развитие МСБ.

МСБ развивается по определенным экономическим и социальным законам, имеет свои закономерности. Понятие МСБ принято отождествлять с понятием предпринимательства и предпринимателя. Это обусловлено тем, что этим сегментом управляют, как правило, сами учредители, собственники. Они определяют миссию, стратегические цели и задачи своей деятельности, непосредственно участвуют в реализации этих целей, управляя производством, сбытом и иными направлениями работы созданного предприятия. Склонность к предпринимательству - это, безусловно, особое свойство отдельной части граждан. Это люди, способные генерировать идеи, рисковать собственным имуществом, а порой и здоровьем, зарабатывающие сами и предостав-

ляющие возможность зарабатывать другим, несущие социальную ответственность посредством создания рабочих мест и уплаты налогов.

Изучению деятельности МСБ, иными словами, предпринимательства уделено большое внимание в экономической науке. Одним из первых фундаментальный анализ сущности предпринимательства сделал Й. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия». По его мнению, основным элементом, характеризующим предпринимателя, является использование в своей деятельности новых комбинаций факторов производства. Предпринимательская деятельность по своей сущности качественно отличается от любой другой деятельности, в том числе деятельности по управлению и умственного труда [1]. Необходимо также отметить, что ключевым элементом предпринимательства, как правило, является наличие новизны в процессе осуществления деятельности, т. е. создание инноваций. Формирование сектора МСБ необходимо рассматривать и с точки зрения его важной составляющей в социально-экономическом развитии страны, в связи с чем органы государственного управления должны быть заинтересованы в создании необходимых условий для динамичного развития этого сегмента. Для Республики Беларусь проблема формирования эффективной деятельности МСП является особенно актуальной, так как несмотря на создаваемые государством условия вклад МСБ в экономику страны находится на невысоком уровне.

Результаты и их обсуждение. В Республике Беларусь МСБ осуществляет свою деятельность в двух формах: индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие определенным критериям. Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в форме создания предприятий, более прогрессивна и эффективна. Поэтому говоря о проблематике развития МСБ, в первую очередь, акцент в данной работе будет сделан на деятельности МСБ в форме юридических лиц. Для этих целей проанализируем динамику количества предприятий МСБ в Республике Беларусь в 2012 - 2020 гг. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика количества субъектов малого и среднего бизнеса

в Республике Беларусь в 2012-2020 гг. Источник: на основе данных Национального статистического комитета

Республики Беларусь1.

1 Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 2022. - Режим доступа : https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/statis-tika-predprinimatelstva/statisticheskie-izdamya_/mdex_15937/. - Дата доступа : 10.01.2022.

Как видно из рисунка 1, в Республике Беларусь в 2020 г. осуществляли свою деятельность 111 405 предприятий МСБ. Анализ динамики количества предприятий МСБ свидетельствует о том, что за последние 9 лет их количество изменялось с незначительной волатильностью. В 2020 г. по сравнению с 2012 г. их количество увеличилось на 11 %, в том числе малых - на 7 %, микро- - на 13 %, а число средних предприятий уменьшилось на 13 %.

Сложившийся тренд свидетельствует об отсутствии развития и роста предприятий МСБ. Это подтверждается также статистикой индивидуальных предпринимателей. В 2020 г. осуществляли свою деятельность 269 501 индивидуальных предпринимателей, что на 12 501 больше, чем в 2019 г. Вообще численность индивидуальных предпринимателей превышает количество предприятий МСБ. Конечно, это положительный момент, что растет количество индивидуальных предпринимателей, но если мы говорим о влиянии на экономику, то предпочтительным для ее развития будет являться рост малых и средних предприятий.

Необходимо отметить, что существенный рост предприятий МСБ отмечается в 2013-2014 гг., что было обусловлено благоприятной макроэкономической ситуацией. Так, например, за этот период, т. е. в 2014 г. по сравнению с 2013 г., номинальный ВВП вырос на 20 %. Благоприятная макроэкономическая ситуация явилась триггером роста МСБ, хотя, с другой стороны, можно говорить и о том, что сами предприятия МСБ обеспечивали рост экономики. Вклад предприятий МСБ в ВВП республики на протяжении последних лет остается на примерно одном уровне. В 2020 г. доля МСБ в ВВП составила 26,4 %. Причиной отсутствия роста вклада МСБ в ВВП является, как уже было указано выше, отсутствие роста этого сегмента: снижение числа средних предприятий, значительное количество индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.

В тоже время малые и средние предприятия вносят существенный вклад в экономики развитых стран. В странах Европейского союза МСБ - это 99 % всех компаний и 85 % всех рабочих мест [2]. Более 90 % всех предприятий в мире относятся к категории МСБ и обеспечивают половину глобального ВВП. МСБ обеспечивает 70 % всех рабочих мест в мире, а его доля в мировом ВВП составляет 50 Доля малого и среднего бизнеса в ВВП экономически развитых стран составляет 50-60 %, в Великобритании - 51 %, Германии - 53 %, Финляндии - 60 %, в Нидерландах - 63 %2.Таким образом, МСБ является основой экономики развитых стран, занимая значительную долю в формировании ВВП.

Во всех экономически развитых странах МСБ оказывается различная организационная и финансовая господдержка, результатом которой является динамичное развитие этого сегмента экономики и, как следствие, значительные поступления в бюджет, что в совокупности приводит к эффективному функционированию экономической системы и высокому уровню жизни населения. Т. е. МСБ является одним из источников экономического роста развитых стран. В свою очередь, несмотря на осуществляемые реформы в системе предпринимательства, вклад МСБ в экономику Республики Беларусь остается неизменным и неоправданно сравнительно низким на протяжении последних лет.

Сегодня существуют различные точки зрения о том, почему складывается такая ситуация с МСБ. Необходимо отметить, что анализу состояния предпринимательства уделено внимание в утвержденной Советом Министров Республики Беларусь «Стра-

1Предприятия малого бизнеса обеспечивают половину глобального ВВП [Электронный ресурс]. -2021. - Режим доступа : http:// www.finmarket.ru/news/5499061. - Дата доступа : 15.01.2022.

2Большой расчет на малых [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/11/01/5db9abe99a794773c1ibd2e0. - Дата доступа : 15.01.2022.

тегии развития МСБ на период до 2030 года». Так, в указанном документе выделены следующие основные причины сложившейся ситуации в МСБ:

1) нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, отсутствие надлежащей оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет МСБ осуществлять перспективное планирование своей деятельности;

2) отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных организаций;

3) неразвитость институциональных условий ведения бизнеса, недостаточно развитая инфраструктура его поддержки;

4) недостаточный доступ к финансированию, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций;

5) недостаточно четкое определение понятия субъектов МСП в законодательстве, что часто приводит к искажению данных и невозможности определить реальное состояние и тенденции развития, а также адекватные меры поддержки.

Проанализируем вышеуказанные причины и их влияние на развитие МСБ в Республике Беларусь.

1. Неразвитость институциональной среды. Государство выражает свою позицию в отношении регулирования каких-либо общественных отношений посредством принятия нормативных правовых актов. В Республике Беларусь приняты и действуют нормативные правовые акты, направленные на развитие МСБ. Эти документы определяют и регулируют как институциональную основу развития предпринимательства как в целом, так и конкретные отношения, в том числе отношения по порядку создания и регистрации предприятий, по условиям предоставления финансовой поддержки, льготам и т.д. Заинтересованность государства реализуется, прежде всего, в создании институциональных основ какого-либо процесса, его правого регулирования и материального стимулирования. Не исключением является сфера МСБ в Республике Беларусь. Так, в нашей стране принят ряд важных нормативных документов, направленных на развитие МСБ, важнейшими из которых являются:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», которым утверждено «Положение об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства». Данный документ является важным в силу того, что регулирует вопросы предоставление финансирования в различных формах, в том числе на безвозмездной основе.1

2. Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В этом документе определены категории предприятий малого и среднего бизнеса, к которым относятся:

- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

1О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 12 дек. 2021 г. - 2020. - Режим доступа : https://pravo.by/document/?guid=3871&-p0=P30900255. - Дата доступа : 04.01.2022.

- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно;

- средние организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно1.

В Законе Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» также определены условия и направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса, к которым относятся финансовая, имущественная, информационная поддержка субъектов МСБ, оказание содействия внешнеторговой деятельности, содействия подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

В условиях реализации указанных документов приняты нормативные правовые акты, в рамках которых в стране созданы и функционируют центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, основной целью деятельности которых является оказание субъектам МСБ содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности путем применения различных инструментов.

Одними из важнейших документов, демонстрирующих внимание и государства к МСБ, являются Государственные программы, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь, определяющие ключевые параметры развития этого сегмента.

Совет Министров Республики Беларусь 17 октября 2018 г. принял постановление № 743 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства "Беларусь - страна успешного предпринимательства" на период до 2030 года». Целью данного документа является формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

В результате реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства на период до 2030 года» при согласованных действиях органов государственной власти и бизнеса планируется к 2030 г. довести долю субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости до 50 %2.

Сущность этих документов позволяет сделать вывод, что государство заинтересовано в развитии МСБ, выполняя свою роль регулятора правил игры. И эти правила носят не контролирующий (запретительный), а стимулирующий характер. Для всех субъектов МСБ гарантируются основные экономические свободы, прежде всего, возможность осуществления в различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности и свобода выбора сферы деятельности, защита права собственности и т. д. Выбор же поведения, направления приложения бизнес-инициатив, генерирование идей, оценка рисков, реализация бизнес-моделей - это задача предпринимателя. Так, на сегодняшний день субъекты могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, за исключением запрещенной законом. Абсолютно логично, что запрещена только деятельность, которая несет угрозу безопасности, жизни и здоровью граждан. Это естественный запрет, который существует во всех странах.

1О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 10 янв. 2022 г.. - 2020. -Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000148. - Дата доступа: 04.01.2022.

2Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Беларусь -страна успешного предпринимательства на период до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743.- 2021. - Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=c21800743. - Дата доступа: 18.10.2021.

В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» Республика Беларусь заняла 49-е место среди 190 экономик мира. Одновременно наша страна получила 74,3 баллов из 100 возможных по показателю благоприятности условий ведения бизнеса. Согласно новой методологии Всемирного банка, именно показатель благоприятности условий ведения бизнеса является абсолютными отражает приближенность страны к лучшим передовым практикам1.

2. Налоговая система. Установленная в стране определенная налоговая система, безусловно, оказывает существенное влияние на рыночную конъюнктуру, спрос и предложение товаров и услуг, стимулирование того или иного направления деятельности. Посредством установления налогов государство решает задачи по справедливому распределению ограниченных ресурсов, заключающихся в финансировании государственных расходов, необходимых для нормального развития общества в данное конкретное время при складывающейся экономической ситуации, в связи с чем указанные расходы различны у разных стран. При этом необходимо отметить, что поскольку на налоговую политику государств оказывает влияние множество факторов, сравнивать налоговое бремя различных стран некорректно также в силу того, что каждое отдельное государство располагает различными по объему и цене ресурсами. Прежде всего, налогообложение должно быть эффективным и справедливым.

В Республике Беларусь налоговый кодекс аккумулировал и структурировал нормативную базу, определил структуру налогов, порядок их уплаты и иные существенные аспекты налоговых отношений между заинтересованным субъектами. В процессе его использования в связи с объективной необходимостью, продиктованной складывающейся экономической ситуацией, в налоговый кодекс вносились необходимые изменения и дополнения, позволяющие улучшить налогообложение бизнеса и повысить эффективность налогового администрирования. Проводимая работа дала положительный эффект, в том числе на международном уровне. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Налогообложение» Республика Беларусь постоянно улучшала свое положение. Так, если в 2009 г. Республика Беларусь занимала 183 (последнее) место, то в 2020 г. - 99 место. Улучшение позиций в рейтинге обусловлено в том числе существенным сокращением количества основных налогов. Так, если в 2009 г. их количество составляло 124, то в 2020 г. - 7 [3].

Согласно данным, полученным по результатам всестороннего исследования различных аспектов предпринимательской активности «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), Центром экономических исследований BEROC и Представительством Международной финансовой корпорации (IFC), в Республике Беларусь в части бюрократии и налогов ситуация республике выглядит значительно лучше, чем в России и Польше. Большинство белорусских экспертов согласны с тем, что размер налогов не является бременем для новых и растущих фирм, а применяемые к новым и растущим предприятиям требования в области налогообложения и государственное регулирование в других областях являются предсказуемыми и последовательными2.

Опросы частного бизнеса, проводимые Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента, свидетельствуют о том, что неудовлетворенность налоговой системой (величиной ставок налогов, временными затратами на заполнение налоговой отчетности и т. п.) на сегодня уже не является ключевой проблемой [4].

Сегодня можно констатировать, что налоговая система в Республике Беларусь не идеальна, однако она также проходит трансформацию в целях оптимизации, сни-

1Отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа : https://economy.gov.by/ru/doing_busines-ru/. - Дата доступа : 10.01.2021.

2Глобальный мониторинг предпринимательства: GEM Беларусь 2019/2020 [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа : https://beroc.org/publications/working_papers/globalnyy-monitoring-predprinimatelstva/. - Дата доступа : 27.11.2021.

жения издержек по администрированию для того, чтобы соответствовать международным стандартам, обеспечивая справедливое распределение ресурсов.

3. Недостаточность финансирования. Любой бизнес для своего динамичного развития нуждается в финансировании. Объектами финансирования могут быть как создание, пополнение оборотных средств предприятия, так и инвестиции в объекты основных средств и нематериальных активов. Поиск источников получения капитала должен быть одной из задач для предпринимателей. Без осуществления финансовых вливаний не может быть роста, а рост объемов производства и продаж необходим, поскольку это обеспечивает конкурентность предприятий на рынке и оказывает основное влияние на их финансовый результат.

Финансирование может осуществляться из различных источников. Условно эти источники можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования относятся собственные средства предприятия или средства его собственников. К внешним источникам относится финансирование, приходящее от третьих лиц, не связанных с данным предприятием. В Республике Беларусь источники внешнего финансирования МСБ можно разделить на 2 группы:

- финансирование, предоставляемое государством в качестве поддержки предпринимательства на льготных условиях;

- финансирование, предоставляемое банками и иными субъектами на рыночных условиях.

Учитывая важность и понимание со стороны государства роли МСБ, в рамках реализации утвержденных государственных программ предусмотрены различные варианты финансовой поддержки этого сегмента экономики. Финансирование субъектов МСБ осуществляется уполномоченными органами и организациями. Государство, приняв решение о финансовой поддержке предприятий МСБ, как и любой заимодавец, определяет цели направления этой поддержки. Принимая во внимание то, что на эти цели расходуются бюджетные средства, т. е. средства налогоплательщиков, государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам МСБ на конкурсной основе с оценкой и экспертизой инвестиционных проектов и бизнес-планов. Исходя из целей финансирования следует, что задача стоит в стимулировании инвестиционной деятельности МСБ, что может обеспечить рост в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Оказание поддержки субъектам МСБ в нашей стране осуществляет ОАО «Банк развития Республики Беларусь» посредством предоставления специальных кредитных продуктов через партнерскую сеть и льготных экспортных кредитов для поддержки отечественных предприятий-экспортеров. Для этих целей указанная кредитная организация сформировала необходимую продуктовую линейку в соответствии с приоритетными направлениями развития МСБ.

Учитывая динамичность развития рынка, на сегодняшний день направления поддержки МСБ не статичны и меняются в зависимости от приоритетных задач государства. Финансирование предпринимателей осуществляется также за счет инновационных фондов при условии наличия инновационных проектов соответствующих приоритетным направлениям научных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь.

Анализ изложенного свидетельствует, что существует и реализуется на практике государственная финансовая поддержка МСБ. Она представлена в таких формах, как:

1) прямое финансирование, т. е. непосредственно предоставление денежных средств, в том числе на безвозмездной основе или по льготной процентной ставке;

2) предоставление имущества в лизинг;

3) предоставление субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей

по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя, субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

4) предоставление гарантий исполнения обязательств со стороны предприятий МСБ по кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь.

Кроме государственной поддержки, финансирование деятельности МСБ осуществляется путем кредитования в банках, для которых процентные доходы являются основным источником формирования финансового результата. Банки также прямо заинтересованы в поиске эффективных проектов для кредитования.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день имеется ряд источников и форм финансирование предприятий МСБ. При этом предприниматель должен понимать, что финансирование - это средство для достижения конкретных экономических целей, которые, как правило, формулируются собственниками предприятий. На основе этих целей должны быть разработаны стратегические планы развития, частью которых должен стать финансовый план и план денежных потоков. В свою очередь, финансирование должно способствовать увеличению объемов производства, выручки, производительности труда и прибыли. На основании этого может быть принято решение о выборе той или иной приемлемой формы финансирования. При этом стоит учесть преимущества деятельности МСБ, о котором говорилось выше, в форме юридического лица при обращении за получением финансирования. Предприятия ведут бухгалтерскую отчетность установленной формы, согласно которой банки проводят оценку кредитоспособности, т. е. способности субъекта МСП в срок и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами и эффективно использовать предоставленные кредитные ресурсы.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что зачастую декларируемые причины отсутствия роста МСБ в стране не соответствуют действительности. На сегодняшний день созданы и продолжают совершенствоваться институты, деятельность которых направлена на стимулирование и поддержку деятельности МСБ. Имеются различные инструменты получения финансирования. Безусловно, существуют определенные проблемы и недостатки в рассмотренных областях поддержки и деятельности МСП, но в большинстве своем условия для ведения бизнеса приемлемые, институциональная среда существует и развивается.

В целом причины отсутствия роста МСБ, с нашей точки зрения, можно условно разделить на объективные и внутренние (субъективные).

1. Объективные причины.

1.1. Исторические (социальные) причины. Главной причиной отсутствия значительного темпа роста развития МСБ является то, что для формирования любого класса общества требуются определенные исторические предпосылки, в том числе время, в течение которого у определенной категории граждан формируется потребность и желание стать собственником своего дела. Проблема заключается в том, что в нашей стране отсутствуют исторические традиции предпринимательства. На протяжении долгого временного отрезка Республика Беларусь существовала в рамках экономической модели, установленной в СССР, с ее достоинствами и недостатками. К числу недостатков можно отнести отсутствие частного предпринимательства. Первые нормативные правовые акты, дающие возможность заниматься частным предпринимательством, были приняты после 1985 г. Таким образом, существенная часть сегодняшнего поколения экономически дееспособных людей была рождена и воспитывалась в СССР, где отсутствовало понимание возможности частного бизнеса, а во многих случаях культивировалось даже его неприемлемость и отрицание. Учитывая то, что во многом люди впитывают картину мира, формируемую в семье и окружении, -это главный фактор сдерживания предпринимательской деятельности.

В то же время в экономически развитых странах становление и развитие МСБ происходило постоянно на протяжении значительного периода времени. Исторически сложившаяся форма развития этих стран способствовала формированию и становлению данного сегмента бизнеса. Развитие МСБ в странах Западной Европы фактически началось еще в XVII в., когда стало развиваться на своем начальном этапе промышленное производство, что с течением времени вызвало необходимость к разделению труда. Началось развитие и появилось понимание роли торговли и функций денежного обращения. Складывающаяся практика вступала в противоречие с действующей экономической системой, ее традициями в экономической сфере, что стало предпосылками революций в Нидерландах, Англии и Франции, в ходе которых произошло закрепление политического статуса нового класса собственников - наиболее прогрессивного на тот момент класса, который и стал фундаментом для развития МСБ и свободного рынка. Одним из главных положительных факторов развития МСБ в развитых странах явилось непрерывность развития частного предпринимательства.

Рост количества предпринимателей на территории нашей страны приходится на начало 90 гг. XX в. Это связано со временем распада СССР, повлекшим экономический кризис, падение жизненного уровня и доходов населения. Осуществление предпринимательской деятельности в этот период в большей части было скорее вынужденной мерой, поскольку являлось единственным источником существования для отдельных категорий граждан, т. е. бизнес по необходимости в целях обеспечения удовлетворения элементарных базовых потребностей, собственно выживаемости. Ни о каких задачах роста бизнеса, перспектив его развития речь не шла.

В экономической теории есть такой термин как экономическая мобильность, т. е. переход людей с одной группы доходов в другую. Одним из способов оценки экономической мобильности является устойчивый экономический успех, передаваемый из поколения в поколение. Так, если отец зарабатывал больше среднего дохода своего поколения, его сын будет получать доход, превышающий заработок сверстников. В нашей стране пока такие традиции только зарождаются.

1.2. Экономические причины. На развитие МСБ, как и любой составляющей экономической системы государства, оказывают влияние экономические условия, ключевыми из которых, определяющими развитие МСБ, являются:

1) объем предложения товаров (услуг) и величина спроса;

2) ассортимент товаров (услуг), востребованных потребителем;

3) объем денежных средств, которые могут быть истрачены потенциальными потребителями.

Одним из важнейших триггеров роста бизнеса является наличие платежеспособного спроса на производимые товары и услуги. Платежеспособный спрос предполагает наличие у потребителя желания и, самое главное, финансовой возможности приобрести тот или иной товар или услугу. В структуре распределения МСБ по отраслям экономической деятельности на протяжении всего времени основная концентрация сложилась в сфере оптовой розничной торговли, ремонте автомобилей и мотоциклов. Предпочтение МСБ заниматься торговлей и оказанием услуг вполне логично, поскольку этот сегмент не требует больших капитальных вложений, в то же время обеспечивает быстрый оборот денег. На рисунке 2 показано соотношение распределения предприятий МСБ по видам экономической деятельности.

мотоциклов; 43%

Рисунок 2 - Распределение предприятий МСБ по видам экономической деятельности Источник: разработка автора на основе данных Национального статистического

комитета Республики Беларусь.

Согласно статистическим данным, на долю МСБ приходится 74 % деятельности в сфере оказания услуг, 26 % - в сфере производства.

Конечный потребитель при приятии решения о покупке товара и услуги, т. е. осуществлении расходов, действует рационально, оценивая свои доходы, стоимость товара или услуги и степень удовлетворения собственных потребностей, т. е. полезность как меру удовлетворения потребностей в целях максимизации совокупной полезности. Таким образом, размер дохода оказывает существенное влияние на объем потребления. Основная доля расходов домашних хозяйств направлена на продукты питания (38,6 % в 2020 г.), т. е. удовлетворение базовых необходимых потребностей. Складывающаяся сегодня инфраструктура розничного рынка продовольственных товаров не способствует росту МСБ. В этом сегменте МСБ не сможет выдержать конкуренцию у развивающихся крупных торговых сетей. Обороты указанных предприятий за счет их объема позволяют снизить издержки на единицу закупки товара, позволяют использовать эффект масштаба, также получать оптовые скидки, бонусы. Это же касается торговых организаций, осуществляющих торговлю одеждой и бытовой техникой. В целом МСБ может реализовать свой потенциал в сфере услуг транспорта, образования, общественного питания. Однако на сегодняшний день, с учетом имеющихся доходов потенциальных покупателей эти сегменты не способствуют росту бизнеса. Как будут развиваться эти отрасли в условиях складывающейся экономической и эпидемиологической ситуации предположить достаточно сложно.

2. Внутренние (субъективные) причины.

2.1. Отсутствие самой цели роста, удовлетворение текущим доходом и своим экономическим положением. В качестве цели определяется не собственно рост бизнеса, реализация новых идей, а экономическое положение, которое выражается в наличии различных материальных благ (квартира, машина, возможность отдыха за границей и т. д.). Это подтверждает структура сегмента МСБ в части количества индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.

2.2. Неспособность генерировать идеи, позволяющие сформировать новый продукт или услугу, которые могут стать драйверами роста. Именно бизнес-идея и ее реализация формирует концепцию развития предпринимательства. Однако многие предприниматели как занимались одним видом деятельности на заре зарождения рыночных отношений, так и продолжают заниматься до настоящего времени. При этом не принимаются во внимание изменения конъюнктуры рынка, развитие новых технологий, изменения предпочтений потребителей, уровень конкуренции. Здесь же

также следует упомянуть то, что часто у субъектов МСБ отсутствуют достаточные познания в микроэкономике в части понимания сущности зависимости издержек и результата, расчета потребностей в финансировании, влиянии запрашиваемого объема финансирования на способность к увеличению производства товаров и услуг в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также незнание самих возможностей получения финансирования в той или иной форме, в том числе рамках государственных программ.

2.3. Боязнь принимать на себя дополнительные риски. Этот субъективный фактор схож с вышеперечисленными. Рассуждения владельца МСБ сводятся к тому, что имеющийся результат деятельности предприятия, который удалось достичь, важнее всего сохранить на устоявшемся уровне. Попытка захотеть большего может привести к потере имеющегося. Негативным фактором также является периодически появляющаяся информация в СМИ о проверках, проводимых контролирующими органами, наложении штрафов, закрытии предприятий. И здесь срабатывает рациональный выбор конкретного индивида, основанный на оценке возможных последствий указанного выбора.

На основании проведенного анализа можно сформулировать основные предложения и перспективные направления развития МСБ в нашей стране. Эффективность того или иного направления предпринимательства определяется востребованностью производимых и реализуемых товаров, работ, услуг потребителями. При этом такая востребованность должна иметь место даже при неблагоприятных экономических условиях.

Важной составляющей является эффективность бизнеса, под которой понимается соотношение между экономическим результатом деятельности и понесенными затратами или размером привлеченных ресурсов. Принимая во внимание специфику функционирования МСБ с учетом базовой финансовой составляющей, предприниматели должны стремиться в отрасли с небольшими затратами при вхождении в рынок и небольшой концентрации участников отрасли. Учитывая эти обстоятельства одним из направлений деятельности на сегодняшний день может стать в определенной степени инновационная деятельность, т. е. создание инновационных продуктов, технологий, способов производства, реализация которых позволят пользователям удовлетворить свои потребности, если речь идет о продукте, либо увеличить производительность труда при использовании новых технологий.

Как показал мировой опыт, в XXI в. источниками получения прибыли и, соответственно, обогащения предпринимателя явились успешные внедрения инновационных продуктов и технологий. Т. е. основу богатства формируют знания, авторские права, разработки. Одна из главных доходных статей бюджета США формируется за счет экспорта знаний в виде технологий, программного обеспечения, изобретений и открытий, обеспечивающих производство более 1/3 всей мировой наукоемкой продукции [5]. Таким образом, интеллектуальный капитал становится основой эффективного развития.

Как уже было указано выше, в Республике Беларусь существует и совершенствуется инфраструктура поддержки МСБ. В состав этой инфраструктуры входят центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, учреждения финансовой поддержки предпринимателей и т. д. Все указанные структуры имеют различные функции - от консультационных услуг до предоставления имущества, помещений для нужд МСБ. Среди указанных субъектов выделяются технопарки, организации, которые призваны осуществлять координацию взаимодействия субъектов хозяйствования, научных организаций, конечных потребителей, направленную на развитие инновационной деятельности, и в конечном итоге для получения прибыли. Одной из основных задач технопарков является стимулирование притока предпринимателей в наукоемкие технологичные сегменты рынка, генерирование проблемных вопросов для применения новых технологий в целях реализации новых идей

и разработки конченого конкурентоспособного продукта. Технопарк должен стать связующим звеном инновационной инфраструктуры, которое объединит органы государственного управления, производителей и потребителей товаров и услуг. Технопарк должен стать уникальной территорией с наличием инновационной инфраструктуры и экономических инструментов, которые способствуют рождению и дальнейшему развитию новой идеи в итоговый коммерческий результат. В качестве стратегической цели технопарка как инновационной инфраструктуры должно стать повышение инновационной активности региона путем создания рынка проблемных ситуаций и инноваций и активная работа на этом рынке. Основным товаром будут являться проблемные ситуации с одной стороны и способы их разрешения с другой [6].

Результаты работы технопарков подтверждают их эффективность. По различным данным, на рынке выживают до 70-80 % компаний, работающих в технопарке, в тоже время 75 % стартапов, осуществляющих свою деятельность вне зоны технопарка, прекращают деятельность в первые полтора года своего существования1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя экономическую теорию инноваций, можно выделить основанные составляющие инновационной деятельности:

1) использование нового сырья;

2) формирование новых рынков сбыта;

3) использование новых средств производства или новых технологий производства и сбыта;

4) изменение в организации производства и управления предприятием;

5) внедрение новых продуктов с новыми свойствами.

Исходя из указанных составляющих, можно сформировать основные направления реализации инновационной деятельности:

1. Создание инновационного продукта, т. е. абсолютно нового или существенно измененного в сторону усовершенствования продукта. Очевидно, что этот продукт должен быть востребован на рынке.

2. Создание новых технологий. В данном случае речь идет о существенном усовершенствовании какого-либо производственного процесса, позволяющего значительно увеличить производительность труда при помощи различных факторов, к числу которых относятся снижение издержек производства, увеличение объема производства.

При разработке инновационного продукта, как правило, выделяются следующие основные стадии:

1) формирование идеи продукта, создание опытного экземпляра;

2) наладка производства;

3) внедрение на рынок.

Необходимо отметить, что несмотря на достаточно исчерпывающее сегодня определение «инноваций», оно ограничивается, прежде всего, их технологической сущностью, только внедренческой деятельностью, тогда как под инновацией следует понимать объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный объект. Критерием успешности этого внедрения является получение положительного экономического эффекта, определяемого как разность между результатами деятельности и произведенными для их получения затратами на изменение условий деятельности. В более конкретном случае в отношении организации экономический эффект определяется абсолютным значением финансово-экономического результата от реализации организационно-экономических, маркетинговых, технико-технологических и иных мероприятий, проектов, программ и т. п. в различных сферах (снабженческой, производственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной и т. д.) хозяйственной деятель-

1 Донцова, О. И. Инновационная экономика : учебник / О. И. Донцова. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 217 с.

ности предприятия, направленных на его совершенствование. При этом экономический эффект, рассчитываемый как разница между дополнительно полученными выгодами (доходами) и дополнительно понесенными затратами (расходами) от реализации мероприятия, принято называть «положительным» (как правило, речь идет о прибыли), если указанная разница имеет положительное значение, и «отрицательным» если данная разница имеет отрицательное значение (в данном случае речь идет об убытке).

Перспективность инновационной деятельности для МСБ, с одной стороны, имеет определенные проблемы и риски с другой. Инновационная деятельность предполагает значительное капиталовложение, поскольку требует осуществления комплекса различных мероприятий, начиная от производства научных изысканий, опытно-конструкторских работ, проведения экспериментов и т. д. Кроме того, инновации сопряжены с риском по сравнению с обычным ведением бизнеса, связанным с тем, что предполагают разработку и внедрение ранее не испытанного. Также следует принимать во внимание, что при начале разработки инновационного продукта будут иметь место отрицательные денежные потоки при повышенных рисках дальнейшей работы. В таблице 1 приведены доли издержек стадий процесса внедрения инноваций.

Таблица 1 - Распределение издержек стадий процесса внедрения инноваций

Стадия инновационного процесса Доля в общих издержках, %

Идея продукта до создания прототипа 53

Наладка производства 26

Внедрение на рынок 21

Источник: [7].

Несмотря на описанные выше риски, создание инноваций, безусловно, является перспективным направлением деятельности предпринимателей. Большим плюсом для МСБ в этом является то, что первичным для инновации является идея, т. е. использование интеллекта. Идея должна отвечать на классические вопросы внедрения продукта на рынок, а именно что будет результатом, как это будет реализовано, кто будет потребителем. Далее следует разработка бизнес-плана, оценка затрат и планируемой прибыли, срока окупаемости. При соблюдении этих условий возможно решение вопроса о финансировании, в качестве источников которого можно рассмотреть:

1) государственное финансирование через инновационный фонд;

2) кооперацию с иными заинтересованными субъектами. Организацию этого процесса можно эффективно можно осуществлять на базе технопарка.

3) венчурное финансирование. Пока данный инструмент еще не используется в нашей стране. Однако эта форма показала свою эффективность в США, Западной Европе, Японии. Инвестором могут выступать как национальные субъекты, так и иностранные. Учитывая опыт венчурного финансирования и концентрацию капиталов, отечественным предпринимателям, в первую очередь, следует ориентироваться на иностранных инвесторов. При их заинтересованности они смогут получить как инвестиции на разработку самого проекта, так и в случае успеха - возможность выхода на внешние рынки. Венчурный бизнес - по своей сути рисковый бизнес, однако и выгоды при успешной коммерциализации идеи достаточна велики.

Кроме инновационной деятельности МСБ, мировой опыт показывает, что одним из направлений его устойчивого развития является участие в деятельности кластеров. Кластерная теория сегодня рассматривается как одна из основ модели экономического развития государства. Указанная деятельность подразумевает концентрацию предприятий определенных секторов в границах определенной территории, что позволяет минимизировать издержки при производстве своей продукции. Кластеры предполагают развитие форм кооперации между предприятиями, результатом которых является по-

вышение их конкурентоспособности на рынке. М. Портер, исследуя вопросы развития кластеров, сделал вывод о том, что в основе успешного развития кластера стоит эффективная деятельность предприятия «лидера», вокруг которого кооперируются другие компании, что также обеспечивает их эффективное развитие и конкурентоспособность [8]. Проблема развития кластеров в Республике Беларусь заключается в том, что в нашей стране недостаточное количество предприятий, которые могут быть основой кластера, т.е. предприятий - лидеров. Также необходимо отметить, что крупные предприятия находятся в собственности государства, что оказывает влияние на процедуры принятия управленческих решений, в том числе направленных на организацию сотрудничества с частными предприятиями МСБ.

Выводы. МСБ является составной частью экономической системы различных стран. Анализ развития предпринимательства в странах с развитой экономикой свидетельствует о том, что этот сегмент вносит значительную долю в ВВП и, как следствие, во многом он определяет социально-экономическое развитие государства. Успешная и эффективная деятельность МСБ в странах ЕС и США во многом определена историческими предпосылками, поскольку его развитие началось еще в XVII в. и непрерывно продолжается в настоящее время. Это обусловило формирование сегмента предпринимателей и его связей между поколениями. Кроме того, положительное влияние на развитие МСП оказывает государственная поддержка в различных формах, а также уровень благосостояния этих стран, благодаря которому формируется спрос на товары и услуги.

В Республике Беларусь в целом сложилась институциональная среда, которая сегодня обеспечивает условия для осуществления предпринимательской деятельности в различных формах, объемах и отраслях. Сформирована законодательная база, которая предусматривает права свободно создавать новые предприятия, условия государственной поддержки МСБ с использованием различных финансовых и нефинансовых инструментов, обеспечивает защиту прав и законных интересов бизнеса. Условия регулирования предпринимательства не статичны, а изменяются и оптимизируются с учетом складывающейся экономической конъюнктуры. Вместе с тем участие МСБ в экономике нашей страны остается на невысоком уровне на протяжении последних лет. Основными причинами этого являются:

1) относительно короткий срок развития предпринимательства в современной истории, что не позволило до конца сформировать предпринимательскую культуру, мировоззрение, иными словами, систему ценностей, убеждений, знаний в указанной сфере;

2) отсутствие генерации стимула для роста, нежелание нести дополнительные риски;

3) не высокий уровень благосостояния населения, и, соответственно, ограниченный спрос на товары и услуги;

4) наличие конкуренции и отсутствие кооперации с крупными предприятиями.

Вместе с тем сегодня имеются ниши, где МСБ может начать устойчивый рост

с учетом его ограниченных собственных финансовых ресурсов. Основой указанного роста может стать использование интеллектуального капитала, который сегодня становится одним из факторов производства. Он позволяет реализовать перспективную идею в востребованный на рынке инновационный продукт или технологию. При этом предприниматель самостоятельно либо в кооперации с другими предпринимателями или предприятиями должен генерировать эффективную комбинацию факторов производства с целью получения оптимального результата. Немаловажным аспектом является получение специальных знаний в области экономики предприятия, финансов, юриспруденции, защиты прав интеллектуальной собственности. МСБ должен использовать свои ключевые конкурентные преимущества, такие как оперативность приня-

тия решений, гибкость, адаптивность к изменениям. Важно для предприятий МСБ правильно формулировать стратегические цели, которыми должны быть создание уникальных продуктов, обеспечения сервиса и услуг. Таким образом, важнейший вопрос в развитии МСБ стоит в плоскости побудительных мотивов самих предпринимателей, их желании и умении.

Список использованных источников

1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер; пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. - Москва: Эксмо, 2008. - 864 с.

2. Баринова, В. А. Статистика сферы малых и средних предприятий в России и в мире / В. А. Баринова, С. П. Земцов / Малый и средний бизнес, как фактор экономического роста России : Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 166 с.

3. Рябова, С. С. Актуальные вопросы налогообложения в Республике Беларусь / С. С. Рябова, Н. А. Мельникова // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции -2021. - № 1. - С. 47-51.

4. Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К. В. Рудый [и др.] ; под общ. ред. К. В. Рудого - Минск : Звязда, 2016. - 464 с.

5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 624 с.

6. Короткевич, А. И. Организационно-экономические трансформации национальной экономической системы / А. И. Короткевич. - Минск : Изд. центр БГУ, 2020. - 351 с.

7. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Й. Х. Пихлер [и др.] ; под общ. ред. Й. Х. Пихлера, пер. с нем. И. С. Алексеевой, Г. И. Токаревой. -М. : Междунар. отношения, 2002. - 280 с.

8. Портер, М. Конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

_Статья поступила в редакцию 19 февраля 2022 года

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BELARUS:

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

A. I. ^^tkevich

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Banking Economics Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus A. I. Stefanovich

Postgraduate student for the Department of Banking Economics

Belarusian State University Minsk, Republic of Belarus

The article deals with issues related to the conditions for the activities of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus, analyzes this segment of the economy and assesses the contribution to the country's economy. The institutional environment and instruments of state support for entrepreneurship are analyzed, the reasons hindering the growth of this segment and limiting its contribution to the country's GDP are considered.

Possible ways to increase the effective development of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus are proposed.

Keywords: small and medium business, entrepreneurship, innovation, financing, cluster, risks, economic incentives.

References

1. Schumpeter, J. (2008) Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya Transl. V. S. Avtonomova, M. S. Lyubskii, A. Yu Chepurenko. [Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy]. Moscow : Eksmo. (In Russian).

2. Barinova, V. A., Zemtsov, S. P. (2019) Statistika sfery malykh i srednikh predpri-yatii v Rossii i v mire [Small and medium business as a factor in the economic growth of Russia]. Moscow, Publishing House of the Institute of Gaidar. (In Russian).

3. Ryabova, S. S., Melnikova, N. A. (2021) Aktualnye voprosy nalogooblozheniya v Respublike Belarus [Topical issues of taxation in the Republic of Belarus]. Finance, banks, investments. (1), 47-51. (In Russian).

4. Rudy, K. V. et. al. (2016) Finansovaya dieta: reformy gosudarstvennykh finansov Belarusi [Financial diet: public finance reforms in Belarus]. Minsk, Zvyazda. (In Russian).

5. Milner, B. Z. (2022) Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektualnye resursy, upravlenie znaniyami [Innovative development: economics, intellectual resources, knowledge management]. Moscow, INFRA-M. (In Russian).

6. Korotkevich, A. I. (2020) Organizatsionno-ekonomicheskie transformatsii natsio-nalnoi ekonomicheskoi sistemy [Organizational and economic transformations of the national economic system]. Minsk, BSU. (In Russian).

7. Pichler, J. H. et. al. (2002) Malye i srednie predpriyatiya. Upravlenie i organizatsi-ya trans. Alekseevoi, I. S, Tokarevoi, G. I. [Small and medium enterprises. Management and organization]. Moscow, Intern. relations. (In Russian).

8. Porter, M. (2005) Konkurentsiya [Competition]. Mocsow, Williams Publishing House. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.