Научная статья на тему 'Основные направления развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт'

Основные направления развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маширова Т. Н., Сабенова Б. Н., Сихымбекова А. М.

Становление и развитие малого и среднего бизнеса, наряду с крупным бизнесом, является основной стратегией развития экономики в Республике Казахстан. Много внимания в республике уделяется развитию среднего и малого бизнеса. Без формирования этого сектора практически невозможно создание и укрепление рыночной экономики. О возможностях малого можно судить по опыту промышленно развитых стран, где на малый бизнес в общей численности предприятий приходиться до 70-90 % валового национального продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт»

к.э.н., доц. Маширова Т.Н., к.э.н. Сабенова Б.Н., Сихымбекова А.М.

ЮКГУ им.М.Ауезова, Шымкент, Казахстан

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Становление и развитие малого и среднего бизнеса, наряду с крупным бизнесом, является основной стратегией развития экономики в Республике Казахстан. Много внимания в республике уделяется развитию среднего и малого бизнеса. Без формирования этого сектора практически невозможно создание и укрепление рыночной экономики. О возможностях малого можно судить по опыту промышленно развитых стран, где на малый бизнес в общей численности предприятий приходиться до 70-90 % валового национального продукта.

Сектор малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом развитой экономики, одной из движущих сил экономического развития, без которого экономика в целом даже не может нормально существовать. В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в формировании ВВП Республике Казахстан составляет более 1/3, что позволяет формировать и развивать средний класс. Количество субъектов среднего класса составляет на сегодняшний день более 900 тыс.

Динамичный рост казахстанской экономики за последние десять лет, берущий истоки от стабильных цен на природные ресурсы, явил на свет имущую прослойку общества, которая активно начала искать пути инвестирования своих капиталов. Если подавляющая масса новоиспеченных обладателей денег просто отнесла свои сбережения в банки или приобрела недвижимость, то остальная часть, огорченная курсовыми колебаниями мировых валют и ввиду «перегретости» рынка жилья, предпочла купить собственное дело, что выражалось в инвестировании в малый и отчасти средний бизнес.

Государство особое внимание уделяет укреплению экономики регионов в контексте развития в них малого и среднего бизнеса. Пока он в основном сосредоточен в Астане, Алматы и в их пригородах. В других регионах малый и средний бизнес представлен пока слабо, в основном из-за отсутствия представительств, так как финансовые институты предпочитают работать в больших городах. Многие банки закрыли свои филиалы в регионах, из-за того, что они оказались убыточными. Однако из-за этого страдают предприниматели: если в регионах не присутствуют финансовые институты, то там сложно развивать малый и средний бизнес.

В зарубежных странах развитию малого и среднего бизнеса придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.

V_/

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно малый и средний бизнес нуждается в государственной поддержке. При этом решающее значение имеют форма и цель государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса. Она должна сводиться не к защите бизнеса от конкуренции или созданию для него особых, «тепличных» условий, а обеспечению таких условий, которые бы постоянно стимулировали внутрифирменный процесс генерации технологического развития и обучения персонала для повышения конкурентоспособности фирмы. Об этом говорит и практика многих стран, которые сделали прорыв в экономике в последнее время.

Меры поддержки малого и среднего бизнеса обычно бывают направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

• облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучения);

• облегчения доступа к рынкам капитала (предоставления налоговых льгот, применения особых норм амортизации, выделение государственных инвестиционных субсидий, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготными кредитными ставками и т.д.).

Страны, в которых реализованы успешные программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса - это: США, Япония, Германия, Италия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия. Для примера приведем реализацию в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, программ поддержки малого и среднего бизнеса:

1. США. Более 50% ВНП, более половины инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в малом предпринимательстве. Малое предпринимательство в США сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны. Для этого в США существует структура, оказывающая помощь развитию данного

сектора - администрация малого бизнеса США (создана в 1953 году). Смысл деятельности - в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ, и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

2. Япония. Доля малого и среднего бизнеса составляет 99,6% от общего числа компаний, обеспечивает производство 55% ВВП и 80% численности занятых в промышленности. Для реализации государственной политики в отношении малых предприятий создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого и среднего предпринимательства.

Основными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии являются: облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05% сроком на 20 лет);

Ведущую роль по уровню развития исследований играют технопарки Японии. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого предпринимательства в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

3. Германия. Основной принцип поддержки германского подхода - это упор на следующие рыночные механизмы:

• приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку;

• неэффективные предприятия должны уйти с рынка;

• основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.

4. Корея. Насчитывается около 3 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет 99,5% всех компаний. В том числе доля малых компаний составляет 97%. Малые компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято 87 % экономически активного населения

страны (свыше 10 миллионов человек). На долю малого и среднего бизнеса приходится половина производства ВВП страны и 43% южнокорейского экспорта.

5. Израиль. Созданы объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, многие из них государственные. Существует целый ряд фондов, как государственных, так и частных, оказывающих помощь в финансировании предприятий, а государственные субсидии составляют примерно 3/4 необходимых для раскрутки бизнеса средств, 1/4 средств - это вклад самого предпринимателя. Имеются венчурные фонды, которые поддерживают бизнес-инкубаторы, в них выращивают новые, прежде всего инновационные проекты.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малый бизнес нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она предоставляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот тем отраслям производства и сферы услуг, что составят конкуренцию зарубежным товарам, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации системы материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация программ конкретных комплексных программ. Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства.

Во-первых, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень

организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяй-

ственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Весьма остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса.

Изучение зарубежного опыта развития предприятий малого и среднего бизнеса позволяет выделить следующие основные направления компенсации недостаточности ресурсов у предприятий:

1. Поиск прямых отечественных и иностранных инвестиций под свой бизнес-план или другой инвестиционный проект путем выпуска акций и других ценных бумаг. Однако следует учитывать возможность низкого спроса на акции новых эмиссий малоизвестных предприятий и фирм. Недооценка при первичном размещении акций может достигать минимум 10% от стоимости их реализации, что, по сути, является прямыми убытками для эмитентов при привлечении внешнего финансирования. Кроме того существует риск утраты контрольного пакета акций своего предприятия. В Казахстане недостаточное развитие рынка ценных бумаг затрудняет доступ на него предприятий малого бизнеса и осложняет привлечение ими финансовых ресурсов из этого источника. В перспективе представляется возможным содействие государства в расширении сети посреднических акционерных обществ, специализирующихся на распространении акций малых предприятий или их скупке и выпуске вместо них собственных.

2. Прямое льготное кредитование предприятий малого и среднего финансово-кредитными учреждениями, предусматривающее более продолжительное по сравнению с нынешними сроками кредитова-

V_/

ния и более низкие проценты для стимулирования образования новых предприятий наиболее приоритетных для страны и её регионов видов деятельности.

3. Гарантии государства и предоставление льгот при кредитовании (сезонных, инвестиционных, страховых и беспроцентных кредитов) через развитие небанковского финансового сектора. В республике уже накоплен определенный опыт функционирования гарантийных фондов, например, таких как банковский Фонд гарантирования вкладов, Республиканский инновационный фонд, первоначальный капитал, Фонд развития малого предпринимательства и ряд других инновационных, страховых, лизинговых компаний, финансово-кредитных учреждений. Предприняты шаги по созданию сети венчурных фондов. Также представляется целесообразным создание и развитие депозитариев малого бизнеса, тендерных центров и инвестиционных компаний малого предпринимательства.

4. Содействие со стороны крупных предприятий, банков, бизнес-центров и других специализированных организаций путем предоставления на возвратной основе ресурсов. Развитие франчайзинга и аутсорсинга совместно с ведущими мировыми производителями и крупными национальными компаниями.

5. Действенная государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса, основанная на четких законодательных актах на долгосрочную перспективу. В настоящее время в Казахстане подготовлены предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, формирующие необходимую мотивацию для предприятий к созданию новых высокотехнологичных производств, технологическому перевооружению, внедрению международных стандартов качества.

Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса тесно связана с финансовым обеспечением. В настоящее время проблема финансирования данной категории предприятий решена не полностью. Современное состояние рынка кредитных ресурсов Казахстана характеризуется недостаточной доступностью финансовых и

кредитных ресурсов для малых предприятий, что обусловлено высокой процентной ставкой, коротким сроком, на который выдается кредит, а также отсутствием у субъектов малого предпринимательства ликвидного, с точки зрения банков, залогового обеспечения.

На данном этапе возрастает активность отечественных банков в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, но все-таки этот процесс сдерживается рядом объективных причин:

• во-первых, их деятельность слабо диверсифицирована, кредиты выдаются в основном предприятиям сферы торговли;

• во-вторых, отсутствует высоколиквидное залоговое обеспечение, которое необходимо при получении кредита.

В кредитной политике отечественных коммерческих банков одной из приоритетных задач является кредитование предприятий малого и среднего бизнеса. В силу своей массовости, эти предприятия в качестве клиентов представляют для банков большой интерес. С целью улучшения кредитования многие коммерческие банки активно развивают сотрудничество с международными финансовыми институтами, ориентированными на поддержку частного предпринимательства (линии ЕБРР, АБР).

Для улучшения и совершенствования схем кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, необходимо использовать инструменты кредитования, которые еще не получили широкого применения, в частности через кредитные товарищества и микрокредитных организации.

В развитых странах микрокредитование решает целый спектр задач - от поддержки малоимущих слоев населения до стимулирования предпринимательства. При этом оно осуществляется как неправительственными организациями, так и специализированными государственными учреждениями.

Охват микрокредитованием в Казахстане не превышает 1% населения, в то время как в других странах его доля достигает 40%. Поэтому становлению системы микрокредитования государство ответит особую роль. Однако, несмотря на

широкий спектр государственной поддержки, до 80% субъектов малого и среднего бизнеса испытывает трудности с финансированием. В соответствии с Концепцией развития финансового спектра необходима трехуровневая система кредитования: банки второго уровня: организации, осуществляющие отдельные виды банковских услуг, кредитные товарищества и микрокредитные организации. Микрокредитные организации являются одними из наименее регулируемых государством, где отсутствуют четко определенные механизмы и принципы их деятельности.

Главной спецификой рынка микрокредитования следует назвать особый контингент заемщиков: слой населения, не имеющей свободного доступа к кредитным ресурсам банка. Из общего числа зарегистрированных организаций претендующих на микрокредитование - до 70% бездействуют по причинам:

• недостаточность собственных средств;

• отсутствие стабильного доступа к источникам кредитования;

• высокие операционные расходы при обслуживании кредитов.

К примеру, сельские товаропроизводители, ведущие личное подсобное хозяйство в настоящее время практически не имеют доступа к финансовым ресурсам банков. Это связано с недостаточностью высоколиквидного залогового обеспечения, опыта ведения бизнеса, навыков пользования финансовыми услугами, отдаленностью многих аулов и т.д.

Основным фактором, сдерживающим развитие системы микрокредитования до настоящего времени служило отсутствие концептуального подхода к ее развитию, комплексной поддержки со стороны государства потенциальных инвесторов.

К существующим проблемам микрокредитования можно отнести также слабую заинтересованность банков в кредитовании индивидуальных предпринимателей; высокие проценты за предоставление банковских услуг; производственные риски; отсутствие залогового имущества у большинства заемщиков.

Становлению системы микрокредитования государством в Казахстане отводится значительная роль. Законодательством страны предусмотрены упрощенные процедуры создания и регистрации микрокредитных организаций, отменено лицензирование и надзор со стороны Национального банка.

В Казахстане важным этапом развития микрокредитных организаций стало принятие Закона Республики Казахстан «О микрокредитных организациях», согласно которому введена упрощенная процедура их создания для ускоренного развития данного вида организаций. В соответствии с ним микрокредитные организации подлежат регистрации лишь в органах статистики и юстиции. Деятельность микрокредитных организаций не подлежит лицензированию и надзору со стороны Национального банка, а минимальный размер уставного капитала составляет не менее 1000 месячных расчетных показателей.

Главными участниками рынка микрофинансирования в Казахстане являются микрофинансовые организации, к которым относятся микрокредитные организации, кредитные товарищества, другие небанковские организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального банка РК, и банки - посредством программы ЕБРР и собственных программ.

Микрофинансирование в Казахстане в целом имеет хорошую нормативно-правовую базу, но на современном этапе есть отдельные вопросы, требующие законодательного урегулирования, где нужно разработать стратегию помощи микрофинансовым организациям.

В связи с вышеизложенным, действенными моментами в решении проблем развития микрокредитования можно определить такие как:

• увеличение разнообразия сети микрофинансовых организаций;

• расширение видов финансовых услуг для широкого спектра клиентов;

• обеспечение общедоступности необходимой информации и повышении ее качества;

• формирование благоприятной законодательной базы.

Значительно расширить перспективы развития микрофинансирования в Казахстане может инициирование нового Закона РК «О микрофинансировании в РК». Решая проблему микрофинансирования в целом, решается и весь комплекс ее составляющих, как микрокредиты, микролизинг, микрострахование и т.д.

В перспективе предполагается, что микрокредитные организации будут расширять свое присутствие в регионах, тем самым будут увеличивать доступ конечных заемщиков к различным формам финансовых услуг, начиная от микрокредитования до проектного финансирования и лизинга. В последующем сеть микрокредит-

ных организаций будет расширять услуги за счет взаимодействия на основе агентских соглашений с различными финансовыми институтами, в том числе с банками второго уровня. Все эти мероприятия помогут в решении социальных проблем в части увеличения доходов населения и снижения глубины бедности.

Действия, направленные на усовершенствование рабочих моментов, и доработка пунктов законодательства о микрофинансировании дадут новые возможности развития бизнеса в Казахстане стране, а следовательно - ее процветание. Реализация этих мероприятий, ранее проверенных в более развитых странах, определит тенденцию к развитию малого и среднего бизнеса.

Список литературы:

1. Закон Республик Казахстан "О кредитных товариществах"

2. http://www.bussines.zakon.kz/

3. Сорокина В. Малый бизнес в зарубежных странах. «Мировая экономика» 2010 год, №3. с.39-40

4. http://www.government.kz/

5. Цветова И. Политика стимулирования малого бизнеса: азиатский опыт. «Мировая экономика» 2011 год, №6.

6. Международные валютно-кредитные и финансовые отно-шения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.