Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ДЕЛОВОЙ УСПЕХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Е.А., Рейфе А.Е., Базелюк В.В.

Обоснован процесс бизнес-планирования физкультурно-спортивной деятельности и выявлены его этапы. Основное внимание уделено особенностям малого бизнеса в сфере ФКиС национальной экономики. Объект исследования - предприятия малого бизнеса данной сферы, а предмет исследования - общая методология, особенности становления, развития, проблемы и роль в экономике ФКиС малых предприятий. Целевая установка - разработка рекомендаций по формированию основных направлений бизнес-планирования в условиях кризиса роста физкультурно-спортивной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Е.А., Рейфе А.Е., Базелюк В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS: DEVELOPMENT TRENDS AND SPECIFICS OF PLANNING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES

The article substantiates the process of business planning of physical culture and sport activity and reveals its stages. The main attention is paid to the peculiarities of small business in the sphere of physical culture and sport of the national economy. The object of the study - small business enterprises of the sphere, and the subject of the study: the general methodology, peculiarities of formation, development, problems and the role of small businesses in the economy of FKiS. The target is development ofrecommendations on formation of main directions of business-planning in conditions of growth crisis of physical culture and sport organization.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 334.021

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попова Е.А.,

доктор экономических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск, e-mail: 73519045153@yandex.ru

Рейфе А.Е.,

кандидат экономических наук, Балтийский институт экологии, политики и права, г. Санкт-Петербург, e-mail: areife@edu.buepl.ru

Базелюк В.В.,

доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск, е-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru

Обоснован процесс бизнес-планирования физкультурно-спортивной деятельности и выявлены его этапы. Основное внимание уделено особенностям малого бизнеса в сфере ФКиС национальной экономики.

Объект исследования - предприятия малого бизнеса данной сферы, а предмет исследования - общая методология, особенности становления, развития, проблемы и роль в экономике ФКиС малых предприятий. Целевая установка - разработка рекомендаций по формированию основных направлений бизнес-планирования в условиях кризиса роста физкультурно-спортивной организации.

Ключевые слова: бизнес-планирование, малые предприятия, организационное куль-туростроение, тенденции развития, деловой успех.

SMALL BUSINESS: DEVELOPMENT TRENDS AND SPECIFICS OF PLANNING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES

E.A. Popova,

Doctor ofEconomics Sciences, Associate Professor, South Ural State University (SUE), Chelyabinsk, e-mail: 73519045153@yandex.ru

A.E. Reife,

PhD (Economic Sciences), Baltic Institute of Ecology,

Politics and Law, Saint-Petersburg, e-mail: areife@edu.buepl.ru

V.V. Bazelyuk,

Doctor ofPedagogical Sciences, Professor, South Ural State University (SRU), Chelyabinsk, e-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru

The article substantiates the process of business planning of physical culture and sport activity and reveals its stages. The main attention is paid to the peculiarities of small business in the sphere of physical culture and sport of the national economy.

The object of the study - small business enterprises of the sphere, and the subject of the study: the general methodology, peculiarities of formation, development, problems and the role of small businesses in the economy ofFKiS. The target is development ofrecommendations on formation of main directions of business-planning in conditions of growth crisis of physical culture and sport organization.

Keywords: business-planning, small enterprises, organizational culture-building, tendencies of development, business success.

Введение

Малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может эффективно развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в развитых странах на 40-50%. Это своего рода инфраструктурный компонент практически всех сфер национальной экономики.

В странах Запада малые предприятия составляют 95% от общего их количества. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом внедрения различных нововведений [1].

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает рыночное развитие нашей страны, где постепенно (не сразу и во всем объеме) снимаются ограничения и препятствия, особенно если речь идет о физкультурно-спортивной деятельности, развитии организации предпринимательского типа [3].

Малому бизнесу в сфере ФКиС присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Данный элемент рыночной

инфраструктуры создает благоприятные условия для оздоровления экономики данной сферы, совершенствуя конкретную среду, создавая дополнительные рабочие места, расширяя потребительский сектор и улучшая использование местных ресурсов.

Результаты исследования и их обсуждение

В России малый бизнес поддерживается законодательно в соответствии с реализацией установленного Конституцией права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением подчеркивается важная социальная роль малого бизнеса в сфере ФКиС.

Малый бизнес в данной сфере важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи физкультурно-спортивной деятельности, о которых мы уже вели речь ранее. Следует указать и на его качественные особенности: личностный (не опосредованный) характер организационных взаимоотношений, ограниченное влияние на ценообразование на рынке товаров и услуг, характер финансирования (малые кредиты и собственные

средства), высокая доля оборотного капитала (по сравнению с основным), единство права собственности и непосредственно управление физкультурно-спортивной деятельностью.

Создание малых форм хозяйствования не вызывает особых трудностей. Оно (это хозяйствование) имеет четко сформулированную миссию, стратегические цели и планы по удовлетворению конкретных потребностей.

На специфику планирования физкультур-но-спортивной деятельности оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Последние для малого бизнеса играют важное значение (как источник ресурсов, потребитель результатов деятельности и фактор, определяющий поведение и образ действий, что отражается в целеполагании). Эти факторы определяются: 1) возможностями развития малого бизнеса; 2) наличи-

ем рисков (угроз) и высокой степенью неопределенности в системе отношений с государством на региональном уровне и финансово-кредитными институтами.

Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, также влияет на его планирование в силу наличия ряда отличий (в способах разделения труда, расстановке кадров, распределении прав и ответственности, проведении маркетинговой политики, налаживания информационных и финансовых потоков). Особую роль при этом играют вопросы лидерства, организационного культуростроения и доверительности социальных и организационно-экономических отношений.

Бизнес-план должен учитывать влияние всех этих факторов как в ближайшей, так и отдаленной перспективе. По своему содержанию он является важнейшим средством: коммуникаций во внутренней и рабочей

Рисунок 1. Процесс бизнес-планирования физкультурно-спортивной деятельности

среде физкультурно-спортивной организации (ФСО), снижения риска осуществления предпринимательской деятельности и обеспечения культуры управления реализацией производимых услуг.

Говоря иначе, бизнес-планирование (особенно если речь идет о стратегической его направленности) является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования ФСО и объединяются усилия всего коллектива по их достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности организации (устойчивости, снижения риска, адаптированности к внешней среде).

На рисунке 1 представлен процесс бизнес-планирования, который включает формирование системы планов, их выполнение, контроль и анализ результатов, а также распределение прибыли между ФСО и инвесторами (при их наличии). Он определяется также наличием обратных связей, характеризующих непрерывность бизнес-планирования.

Цели бизнес-планирования физкультур-но-спортивной деятельности определяются концентрацией перспектив (расчет ожидания конкретных результатов) в виде системы показателей развития ФСО. Это также привлечение внимания потенциальных инвесторов и приобретение опыта в сфере

развития перспективного взгляда на инновационные перспективы физкультурно-спортивной деятельности.

В обобщенном виде бизнес-планирование определяется разработкой разнообразных планов, в том числе стратегических и текущих (рисунок 2). Важны также этапы предплановой подготовки и внутренние проекты организационного культуростро-ения [2].

Основной принцип бизнес-планирования - адаптивность, что предполагает наличие альтернатив и стратегий, на которые переходит ФСО. Это своего рода реакция хозяйствующего субъекта на перемены, происходящие в его внешнем окружении.

В стратегическом аспекте бизнес-планирование устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает качественный рост и конкурентоспособность ФСО. Такого рода деятельность имеет смысл только тогда, когда она увязана с наличием необходимых ресурсов. Процесс данного вида планирования включает в себя: формирование задач перспективного функционирования, анализ внешней среды (ее возможных изменений и учет факто-ров, порождающих опасность и открывающих дополнительные возможности обеспечения синергетического эффекта в будущем); анализ внутренней среды, позволяющий определить внутренние возможности ФСО.

Этапы предплановой подготовки:

- анализ и оценка внутренней и внешней среды (1)

- подбор наиболее приемлемых методов прогнозирования (2)

- определение стратегических целей (3)

Стратегическое бизнес-планирование:

- обоснование стратегических альтернатив

(4)

- выбор стратегии развития ФСО (5)

- разработка стратегических (перспективных) планов (6)

Тактическое бизнес-планирование:

- годовое (текущее) планирование (7)

- оперативное планирование (8)

- внутренние проекты организационного культуростроения (9)

Рисунок 2. Основные этапы процесса бизнес-планирования физкультурно-спортивной деятельности (1-9)

Стратегический бизнес-план, в отличие от других его видов, не имеет жесткой структуры (к выбору его разделов и показателей каждая организация подходит с собственных позиций). Однако в основе его лежит функция планирования инноваций и инвестиций. Именно поэтому данный план можно назвать генеральным планом ФСО, который является ориентиром для принятия решений на низших уровнях управления физкультурно-спортивной деятельностью, связанных с тактическим бизнес-планированием.

Как уже отмечалось, реализация выбранной стратегии расширения масштабов производства услуг (или любых инновационных преобразований) происходит в условиях неопределенности, которая появляется в результате изменчивости внешней среды. Поэтому в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого результата (или же риск будет неоправданным, связанным с потерями и неудачами).

Поэтому важны действия со стороны руководства ФСО по оценке размеров риска и планированию мероприятий по его предотвращению до минимально возможного уровня (технические, правовые, организационно-экономические).

Под риском понимается вероятность ошибки или успеха при выборе той или иной стратегической альтернативы, образ действий в неопределенной обстановке, а также один из критериев предпочтений при формировании плановых решений. Его планирование представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций. При этом необходимо: количественно оценить прогнозные величины потерь (материальные, трудовые, финансовые); выявить обстоятельства и зоны возникновения; вероятность наступления и последствия для успеха стратегии.

Бизнес-планирование органически связано с финансами, объемом их поступления и расходования, фиксацией баланса доходов, включая платежи в бюджет на планируемый период. Важна ответственность финансовых работников ФСО за качество принимаемых ими плановых решений, включая оценку риска. В этой связи все более обращает на себя внимание опыт зарубежных и отечественных предприятий по моделированию финансовых планов стратегической и тактической направленности.

Рисунок 3. Основные компоненты организационного поведения

Подчеркнем, что тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Решения, принимаемые при этом, отличаются меньшей субъективностью (они более конкретны и привязаны к показателям работы структурных подразделений ФСО).

Тактический план, представляя собой развернутую программу деятельности по выполнению заданий стратегического плана, связан с показателями эффективности и качества работы коллектива ФСО (рост производительности труда, снижение себестоимости, экономия ресурсов). В целом он выполняет функции прогнозирования, координации и контроля. Его отличительной чертой является то, что он заставляет менеджеров направлять свои усилия на поиск путей организационного и делового культуростроения, связанных с реализацией установок стратегического плана.

Под организационным понимается поведение персонала организации, занимающейся производством товаров или услуг. В более глубоком понимании речь идет об установках и ожиданиях членов трудового коллектива в определенной организационной обстановке.

На рисунке 3 названы основные компоненты организационного поведения, направленного на обеспечение конкурентоспособности физкультурно-спортивной организации (ФСО). Среди путей его совершенствования - организационное куль-туростроение, оперирующее такими понятиями, как ценности, нормы, правила поведения в коллективе, а также тенденции и обычаи, разделяемые его членами. Данное положение особенно важно в условиях реализации установок стратегического плана, поскольку при этом неизбежны изменения в сфере организационного поведения.

В качестве обобщения отметим, что развитие малого бизнеса в сфере физкультур-но-спортивной деятельности связано как с внешними, так и внутренними процессами,

совершаемыми при этом. Именно поэтому особый акцент в нашем исследовании сделан на организационном культуростроении как составной части бизнес-плана развития конкретного хозяйствующего субъекта.

Заключение

1. Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса в сфере ФКиС национальной экономики можно считать 1989 год - год создания в стране Союза малых государственных предприятий. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Численность работников ФСО ограничивалась размером в 15 человек.

2. В 1994 г. Правительство РФ утверждает Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства, отражающей политику. Прежде всего это создание льготных условий в сфере использования ресурсов (в том числе финансовых), повышение квалифицированных кадров, установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования, поддержка внешнеэкономической деятельности. В стране создается также государственный комитет по поддержке и развитию малого бизнеса, основной задачей которого является разработка и реализация соответствующих федеральных программ.

3. Размер предприятий теперь уже стал оцениваться численностью работников в 50 человек (не более). К субъектам малого предпринимательства стали относиться физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Важно также и положение о том, что субъекты РФ решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

4. Постановлением Правительства в 1998 году была утверждена новая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации, которая предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне. В 2007 году на федеральном уровне приняты другие положения, углубляющие значимость малого бизнеса в нашей стране (и прежде всего по линии местного самоуправления с учетом особенностей правового регулирования субъектов малого предпринимательства).

5. Малый бизнес в сфере ФКиС обеспечивает высокую мобильность и глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в данной сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавая при

этом атмосферу конкуренции, обеспечивающую деловой успех и адаптированность к текущим условиям рынка.

6. Особую роль во всем этом играет бизнес-планирование физкультурно-спортив-ной деятельности, органически связанное с организационным культуро строением. Именно этой специфике планирования посвящена заключительная часть данной работы.

7. Как показано в работе, под бизнес-планированием следует понимать процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений физкультурно-спортивной деятельности, эффективность которой в условиях инновационных процессов органически связана с организационным культуростроени-ем, затрагивающим не только внутреннюю, но и внешнюю среду ФСО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блинов, А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности / А.О. Блинов. М.: Ось, 2006. 336 с.

2. Деловая и организационная основа экономической культуры / Под ред. А.Н. Попова. Челябинск: ЧелГУ, 2004. 60 с.

3. Организация внутрифирменного планирования делового успеха / Под ред. А.А. Поповой. Челябинск: УралГУФК, 2010. 112 с.

REFERENCES

1. Blinov, A.O. Maloe predprinimatel'stvo. Organizacionnye i pravovye osnovy deyatel'nosti / A. O. Blinov. M.: Os', 2006. 336 s.

2. Delovaya i organizacionnaya osnova ekonomicheskoj kul'tury / Pod red. A.N. Popova. Chelyabinsk: ChelGU, 2004. 60 s.

3. Organizaciya vnutrifirmennogo planirovaniya delovogo uspekha / Pod red. A.A. Popovoj. Chelyabinsk: UralGUFK, 2010. 112 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Попова Елена Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики промышленности и управления проектами, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск e-mail: 73519045153@yandex.ru

Рейфе Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, ректор, Балтийский институт экологии, политики и права, г. Санкт-Петербург. e-mail: areife@edu.buepl.ru

Базелюк Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры современных образовательных технологий, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск. е-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena A. Popova, Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Professor of Industrial Economics and Project Management Department, South Ural State University (SUE), Chelyabinsk. e-mail: 73519045153@yandex.ru

Alexander E. Reife, PhD (Economic Sciences), Rector, Baltic Institute of Ecology, Politics and Law, Saint-Petersburg.

e-mail: areife@edu.buepl.ru

Vladimir V. Bazelyuk, Doctor ofPedagogical Sciences, Professor, Professor Department of Modern Educational Technologies, South Ural State University (SRU), Chelyabinsk. e-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 16.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.