Научная статья на тему 'Методологические основы спортивного менеджмента: культуростроительный аспект'

Методологические основы спортивного менеджмента: культуростроительный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ / КОГНИТАРИАТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SPORTS MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL CULTURAL ENGINEERING / COGNITIVE SCIENCE / METHODOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульмин Сергей Алексеевич, Попов Александр Николаевич

Представлены методологические основы спортивного менеджмента, ориентированного на организационное культуростроение. Обоснованы особенности культуростроительного менеджмента в сфере физической культуры и спорта в структуре национальной экономики. Дана оценка когнитариата спортивного менеджмента и выявлено его влияние на организационное культуростроение хозяйствующего субъекта, занимающегося физкультурно-спортивной, оздоровительной или адаптивной деятельностью.The methodological foundations of sports management focused on organizational cultural development are presented. The features of cultural management in the field of physical education and sports in the structure of the national economy are substantiated. The assessment of the cognitive nature of sports management is given and its influence on the organizational culture of an economic entity engaged in sports, recreational or adaptive activities is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы спортивного менеджмента: культуростроительный аспект»

УДК 796.01:796.075 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10516

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: КУЛЬТУРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

С.А. Шульмин, А.Н. Попов

Представлены методологические основы спортивного менеджмента, ориентированного на организационное культуростроение. Обоснованы особенности культуростроительного менеджмента в сфере физической культуры и спорта в структуре национальной экономики. Дана оценка когнитариата спортивного менеджмента и выявлено его влияние на организационное культуростроение хозяйствующего субъекта, занимающегося физкультурно-спортивной, оздоровительной или адаптивной деятельностью.

Ключевые слова: спортивный менеджмент, организационное культурострое-ние, когнитариат, методологический анализ.

Актуализируя тему нашего исследования, отметим, прежде всего, следующее. Понятие «менеджмент», по сути, является аналогом «управление». Оно появилось в обороте в теории и на практике не менее 150 лет назад в английском языке, активно используется у нас в стране, перешедшей в свое время на рыночное ведение хозяйства.

В сфере ФКиС речь идет о спортивном менеджменте как системе (определенным образом структурированной). Менеджеры в данной сфере национальной экономики (высшего, среднего и низшего звена) справед -ливо признаются специфическим фактором физкультурно-спортивной (оздоровительной, адаптированной) деятельности. Благодаря им капитал организации, занимающейся данной деятельностью, находит выгодное применение в виде производства разнообразных услуг. Здесь особенно выделяется педагогический, экономический и культуростроительный менеджмент [8].

В этой связи обращают на себя внимание следующие высказывания: «Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин может уволить руководство» (В. Хойер) или «Каждая отрасль предпринимательской деятельности имеет определенную специфику работы, но с позиций бизнеса можно всех менеджеров разделить на три группы» (Л. Макаревич). Имеется в виду: 1) менеджеры, основная функция которых связана с выживанием и процветанием организации предпринимательского типа; 2) менеджеры по руководству персоналом (подбор требуемых специали-стов, оценка результатов работы); 3) менеджеры по работе с клиентами (определяются производимыми услугами). Для них важно слушать, разговаривать, объяснять, рассуждать, убеждать, сочувствовать, рекомендовать.

В представленном нами исследовании рассматриваются и другие виды менеджмента. Однако его основная цель определяется методологиче -скими основами спортивного менеджмента.

Результаты исследования представлены ниже в соответствии со следующим алгоритмом: 1) теоретические основы спортивного менеджмента; 2) организационный (методологический) подход к менеджменту; 3) спортивный менеджмент: когнитариат и организационное культуро-строение; 4) особенности культуростроительного менеджмента в сфере ФКиС национальной экономики; 5) критерии успеха спортивного менеджмента.

Данный алгоритм построен исходя из синергетической методологии развития самоорганизующихся систем сферы ФКиС национальной экономики. В соответствии с данной методологией те, кто занимается педагогикой спорта, главной и первостепенной своей задачей видят усовершенствование прогнозов экономического и социокультурного поведения, а также событий и ориентаций интересов персонала и организаций данной сферы.

Разные аспекты данной методологии определенным образом распределяются на поле количественного и качественного анализа [1]. Речь также идет о понятиях «модель» и «базисная теория». Именно с этих позиций нами рассматриваются «теоретические основы спортивного менеджмента».

Последний обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Для нас также особый интерес представляет институциональная оценка сочетания страха и интереса в процессе осуществления управленческой деятельности [10]. Страх при этом (как и интерес) есть метод воздействия на персонал, нося при этом позитивное звучание, связанное с оценочной функцией и функцией активизации деятельности конкретного сотрудника организации.

Ориентация интереса более широкая, связанная не только с персоналом. Имеется в виду: ролевая и проблемная ориентация [12]. В этом плане можно согласиться с мнением В. Зигерта и Л. Ланга, что людям нравится ощущать собственную значимость и обращать внимание не на страх, а на интерес в процессе их трудовой деятельности [8]. Отметим также: у сотрудников существует страх перед контролем их действий (и особенно у менеджеров перед их тестированием).

Сочетание страха и интереса мы относим к числу принципов спортивного менеджмента [9]. Теоретический идеал управления персоналом характеризуют и другие принципы, а именно: поддержание у работников организации сферы ФКиС чувства самоуважения; подкрепление желатель -ного поведения в процессе трудовой деятельности; концентрация внимания на проблеме (а не на личности), выдвижение ясных требований (в условиях личностного контакта с работником).

Можно также согласиться с П. Друкером в том, что людьми в организации лучше вообще не управлять [2]. Задача спортивного менеджмента - направлять их по пути делового успеха, но они должны

знать и понимать структуру того учреждения, где они трудятся. Последнее полностью соответствует мнению Р. Салмана, согласно которому внимание к человеческому фактору и уважение личности остаются в управлении тем ориентиром, который имеет большое будущее [11].

В связи с отмеченным можно дать следующее определение спортивного менеджмента - это творчество, основанное на определенных принципах.

Назовем далее основные направления (теории) менеджмента, которые мы выделяем из ряда других. В сфере ФКиС это, прежде всего,:

1) рациональный подход к управлению, основанный на административной и поведенческой концепциях;

2) предпринимательский, основой которого является экономическая свобода и ответственность в принятии решений и действий на уровне среднего звена менеджмента;

3) метафизический, основанный на организационном культуро-строении («духе» хозяйствующего субъекта, занимающегося физкуль -турно-спортивной, оздоровительной или адаптивной деятельностью). Именно об этом направлении спортивного менеджмента и будет идти речь далее.

Управление - это процесс, а не единовременное действие. Это непрерывное действие по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих целей. Отсюда и перечень следующих функций управления (рис. 1).

Планирование -► Организация -► Мотивация -► Контроль

Рис. 1. Схема процесса управления

Планирование, организация и контроль - функции вполне понятные по определению. Несколько в стороне в этом плане находится мотивация, имеющая в качестве источника внешнюю и внутреннюю среду организации. В тесной связи с мотивами находится такое понятие, как стимулы. Каждому из них «приходится пробиваться через борьбу мотивов, стимулирование включает мотивацию как реальность, в результате которой осуществляется воздействие на работников, в связи с этим мотивация более соответствует содержанию практической деятельности в сфере управления» [6].

В спортивном менеджменте следует различать четыре вида мотивов: органические, связанные с индивидуально психологическими качествами личности; социальные (стремление к контактам, власть); деятельностные (потребность в опыте, интеллектуальная деятельность) и эмоциональные, основой которых является организационная культура (страх, стремление к безопасности и деятельности, основанной на определенных нормах и правилах поведения).

На рис. 2 организационная культура представлена в координатах управленческой системы организации сферы ФКиС.

Рис. 2. Организационная культура в координатах управленческой системы хозяйствующего субъекта

Речь идет об определенной модели организационной культуры, содержание которой следующее:

- кадровый потенциал управления структур сферы ФКиС;

- формирование оптимальной структуры состава кадров управле -

ния;

- оценка профессионального уровня кадров управления;

- мотивация и стимулирование в деятельности организации сферы

ФКиС;

- культура делового общения и групповое поведение;

- культура разрешения конфликтов;

- исследование организационной культуры в системе менеджмента;

- формирование прогрессивной системы ценностей в структуре организационной культуры;

- культура организации переговоров и заключения контрактов;

- культура поведения бизнес-субъектов в условиях конкуренции;

- организационная культура и эффективность деятельности организационной сферы ФКиС;

- организационная культура во внешнеэкономическом сотрудничестве;

- организационная культура и стратегии коммуникативного взаимодействия;

- культура управления персоналом;

- культурная социально-управленческая компетенция;

- коммуникативные средства информации и ролевые модели дело -вой культуры;

- современные концепции маркетинга, обусловленные спецификой организационной культуры.

Заключая данный раздел исследования, назовем основные концепции организационной культуры: 1) случайное образование; 2) подсистема; 3) аспектовая система; 4) организационная культура - сама организация. Именно так ее мы и представляем в потенциале. Организационное культуростроение, во всяком случае, направлено на реализацию на практике данной концепции.

Следующий блок представленного ранее алгоритма - «спортивный менеджмент: когнитариат и организационное культуростроение». Когни -тивные возможности определяются целерациональным поведением или научной рациональностью [9]. Кроме когнитивных возможностей руководитель (лидер) организации должен еще иметь определенный объем нужной информации, чтобы добиться коллективного успеха в рамках определенной деятельности по производству услуг или в сфере организационного культуростроения.

О задачах развития организационной культуры можно судить по схеме, изображенной на рис. 3. Они касаются обеспечения как эффективности, так и надежности, осуществляемой конкретной организацией деятельности.

Снижение системного риска Создание условий для творческого труда Обеспечение конкурентоспособности

Обеспечение эффективности деятельности

Развитие культуры физкультурно-спортивной, оздоровительной или адаптивной деятельности

Создание условий для социального мира и партнерства Обеспечение устойчивого развития организации Соблюдение интересов общества и государства

Обеспечение надежности деятельности

Рис. 3. Задачи развития организационной культуры

Руководитель (лидер) организации, в соответствии со своими когнитивными возможностями, должен оценить деятельность персонала по трем направлениям: участие в разработке стратегических планов, умение оценивать изменения внешней среды (и, соответственно, реакцию на них) и эффективность организационного культуростроения (непрерывный процесс, определяющий результаты инновационной деятельности по линии педагогического менеджмента).

С позиций методологии основным принципом организационного культуростроения является соответствие его всем элементам системы управления организацией сферы ФКиС [4]. На практике этот принцип означает, что при разработке или внедрении изменений в стратегии, структуре и в других элементах системы управления менеджеры должны оценивать степень их реализуемости в рамках существующей культуры и при необходимости предпринимать шаги по ее изменению. При этом нужно учитывать, что культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы (системы управления). Поэтому действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования, понимая, что результаты будут видны не сразу (С. Дафтян). Схематично отмеченное можно представить следующим образом (рис. 4).

Параметры состояния

Вход организационной Выход

системы: культуры: системы:

Потребности - затраты по органи- Результаты

Импульс, требующийся зационному культу- функционирования

к действиям персонала ростроению Эффективность

организации (ценности, - элементы, опреде- функционирования

цели, планы) ляющие духовную жизнь в организации

Рис. 4. Обобщенное графическое изображение организационной культуры как «системы», обеспечивающей самоорганизацию хозяйствующего субъекта в сфере ФКиС

Алгоритм организационного культуростроения, в свою очередь, включает в себя: изменение стиля руководства и системы вознаграждения за труд, обучение, новая кадровая политика (особый подход к подбору кадров), внимание к артефактам, построение системы внутреннего PR. При этом следует назвать наиболее проблемную зону - инерция мышления и стереотипы поведения. Поэтому, по справедливому мнению специалистов, важно следующее: 1) создание комплекса ценностей, отражающих специфику бизнеса и положительно влияющих на его эффективность и конкурентоспособность (топ-менеджмент при этом должен подавать

пример); 2) внедрение новых сотрудников в культурный организационный контекст акционерного предприятия (они не должны быть инициаторами «движения сопротивления»); 3) создание единого пространства ОК (без формирования локальных субкультур). С этой целью необходимо четко представить организационную культуру в виде функции, фактора, метода и средства проводимых реформ (с учётом особенностей объекта исследования (речь, по сути, идет о концепции организационного культуростроения или, конкретно, культуростроительном менеджменте).

Следующий блок (аспект) исследования определяется выявлением особенностей культуростроительного менеджмента (КМ) в сфере ФКиС национальной экономики.

Данный вид спортивного менеджмента, базируясь на теории общего менеджмента организации, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике управ -ления организационной культурой. По своему содержанию - комплексная система действий, состоящая из разработки взаимосвязанных управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в рост конкурентоспособности и устойчивости деятельности организации (таблица).

Комплексный подход к понятию «Культуростроительный

менеджмент»

Раздел Содержание

1. Сущность, функции и стратегия культуро-строительного менеджмента 1.1. Сущность, цель и задачи культуростроительного менеджмента. 1.2. Функции и механизм культуростроительного менеджмента. 1.3. Стратегия культуростроительного менеджмента, ее содержание и последовательность разработки

2. Построение алгоритма исследования эволюционных процессов в организационном куль-туростроении 2.1. Культуростроительный анализ внешней среды организации. 2.2. Культуростроительный анализ внутренней среды организации. 2.3. Сопоставление соответствия и необходимость корректировки действий в сфере организационного куль-туростроения

3. Организационные основы культурострои-тельного менеджмента 3.1. Выбор системообразующих элементов внутреннего и внешнего культуростроения. 3.2. Выбор предмета организационной культуры. 3.3. Согласование предмет организационной культуры

В наиболее общем виде функции любой управленческой системы сводятся к следующему алгоритму: анализ - планирование - организация исполнения принятых управленческих решений - мотивация - учет -контроль исполнения - регулирование (обратная связь). Эти функции имеют непосредственное отношение к КМ (с учетом его конкретных объектов управления и задач).

Структура механизма культуростроительного менеджмента при этом определяется: внешним и внутренним механизмом регулирования от -ношений в сфере организационной культуры, информационным обеспечением КМ, системой методов управления и контролем за реализацией управленческих решений в сфере организационного культуростроения. Исследование эволюционных процессов в организационном культуро-строении имеет определенный алгоритм (рис. 5).

Рис. 5. Исследование эволюционных процессов в организационном культуростроении организации сферы ФКиС

Организационное культуростроение при этом захватывает не только внутреннюю среду организации, но и ее рабочую среду, определяемую отношениями с контрагентами. Следует назвать наиболее проблемную зону: инерция мышления и стереотипы поведения. Поэтому, по справедливому мнению специалистов, важно следующее:

1) создание комплекса ценностей, отражающих отраслевую специфику и положительно влияющих на его эффективность и конкурентоспо -собность (топ-менеджмент при этом должен подавать пример их поддержания);

2) внедрение новых сотрудников в культурный организационный контекст (они не должны быть инициаторами «движения сопротивления»);

3) создание единого пространства организационной культуры (без формирования локальных субкультур). При этом важно, чтобы развитие хозяйствующего субъекта сопровождалось системными изменениями (по сути, в данном случае речь идет о развитии конкретной самоорганизую -щейся системы).

Следующий - пятый - блок исследуемой проблемы: критерии успеха культуростроительного менеджмента. В рамках определенного обобщения результатов нашего исследования отметим по данному вопросу следующее.

Устойчивость и долговременный успех хозяйствующего субъекта сферы ФКиС в значительной степени определяется его экономической эффективностью и действенностью. Последняя относится к успешному достижению организационных целей. Именно в этом направлении и должны действовать представители культуростроительного менеджмента.

Об этом, в частности, пишут Т. Питерс и Р. Уотерман в своей работе «В поисках эффективного управления». По их мнению, ключевой характеристикой менеджмента является «ориентация на действие, на достижение успехов». Этими же авторами отмечается, что поиск блестящих успехов начинается с задач управления. Другими факторами, способствующими деловому успеху, являются: технологические преимущества хозяйствующего субъекта и организационная культура, что также связано с менеджментом (и, прежде всего, культуростроительным).

Заключение.

1. Методологические основы определяют то важное, что подлежит исследованию со стороны научного сообщества. В нашем случае - это теоретические основы спортивного менеджмента, организационный (метафизический) подход к формированию данных основ, когнитариат менеджмента организации и организационного культуростроения, особенности культуростроительного менеджмента и критерии его успеха в кратко- и долгосрочной перспективе.

2. Объектом исследования являются системы микроуровня, одни из которых умирают, другие плодотворно адаптируются во все более агрессивной - с позиций конкуренции - внешней среде. Как показано в исследовании, этот факт демонстрирует наличие или отсутствие в организациях сферы ФКиС комплекса активных структурных элементов, благодаря которым делается правильный выбор менеджерских решений с ожидаемым позитивным результатом. Речь, прежде всего, идет об организационном культуростроении, чему и посвящено настоящее исследование.

3. Изучение и понимание культуростроительного менеджмента имеет (с позиций методологического анализа) огромное значение для успешной деятельности организаций сферы ФКиС национальной экономики. Указанное обстоятельство существенно видоизменяет требования, предъявляемые к подготовке спортивных менеджеров в вузе физической культуры, вызывая необходимость расширения и изменения изучаемых дисциплин по соответствующим специальностям. Прежде всего, это касается методологических основ спортивного (в том числе -культуростроительного) менеджмента.

Список литературы

1. Двенадцать принципов спортивного менеджмента / А.Н. Попов [и др.]. Челябинск: УралГУФК, 2019. 164 с.

2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. М.: Экономика, 2002. 202 с.

3. Зигерт В., Лонг Д. Руководить без конфликтов / пер. с нем. М.: Экономика, 1990. 335 с.

4. Культура организации предпринимательских структур: препринт / Р.Х. Гибадулин [и др.]. Челябинск: ЮУрГУ, 2003. 23 с.

5. Макаревич Л.М. Управление без страха и упрека // БАКС - 2005. № 12. С. 26-27.

6. Менеджмент: теория и практика в России / под ред. А.Г. Поршнева. М.: Прогресс, 2003. 528 с.

7. Митин А.Н. Культура управления // Теория и механизмы управле -ния. Екатеринбург: УрГЮУ, 2017. 388 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Попов А.Н. Дидактика и философия спортивного менеджмента. Челябинск: УралГУФК, 2018. 197 с.

9. Попов А.Н. Об особенностях профессиональной жизнедеятельности научного сообщества: препринт. Челябинск: УралГУФК, 2007. 36 с.

10. Попова А.Ф. Менеджмент физкультурно-оздоровительной деятельности. Челябинск: УралГУФК, 2018. 304 с.

11. Салмон Р. Будущее менеджмента / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004.

260 с.

12. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000.

368 с.

Шульмин Сергей Алексеевич, канд. экон. наук, доц., SAShulmin@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

Попов Александр Николаевич, д-р экон. наук, проф., timpm-chair@uralgufk.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPORTS MANAGEMENT:

CULTURAL ASPECT

S.A. Shulmin, A.N. Popov

The methodological foundations of sports management focused on organizational cultural development are presented. The features of cultural management in the field of physical education and sports in the structure of the national economy are substantiated. The assessment of the cognitive nature of sports management is given and its influence on the organizational culture of an economic entity engaged in sports, recreational or adaptive activities is revealed.

Key words: sports management, organizational cultural engineering, cognitive science, methodological analysis.

Shulmin Sergey Alekseevich, candidate of economic sciences, associate professor, SAShulmin@yandex. ru, Russia, Tula, Tula Branch of G.V. Russian University of Economics Plekhanov,

Popov Alexander Nikolaevich, doctor of economic sciences, professor, timpm-chairauralgufk. ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture

References

1. Dvenadcat' principov sportivnogo menedzhmenta [The twelve principles of sports management] / A.N. Popov [et al.]. Chelyabinsk: UralGUFK, 2019. 1664 p.

2. Druker P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Tasks of management in the XXI century] / trans. from English. M.: Economics, 2002. 220 p.

3. Zigert V., Long D. Rukovodit' bez konfliktov [Lead without conflict] / trans. with him. M.: Economics, 1990. 335 p.

4. Kul'tura organizacii predprinimatel'skih struktur [The culture of the organization of entrepreneurial structures: preprint]: preprint. / R.H. Gibadulin [et al.]. Chelyabinsk: SUSU, 2003. 23 p.

5. Makarevich L.M. Upravlenie bez straha i upreka [Management without fear and reproach] // BAKS - 2005 No. 12. P. 26-27.

6. Menedzhment: teoriya i praktika v Rossii [Management: theory and practice in Russia] / ed. A.G. Porshneva. M.: Progress, 2003. 528 p.

7. Mitin A.N. Kul'tura upravleniya [Management Culture] // Teoriya i mekhanizmy upravleniya [Theory and Management Mechanisms]. Ekaterinburg: Ural State Law University, 2017. 388 p.

8. Popov A.N. Didaktika i filosofiya sportivnogo menedzhmenta [Didactics and philosophy of sports management]. Chelyabinsk: UralGUFK, 2018. 197 p.

9. Popov A.N. Ob osobennostyah professional'noj zhiznedeyatel'nosti nauchnogo soobshchestva [On the features of the professional life of the scientific community]: preprint. Chelyabinsk: UralGUFK, 2007. 36 p.

10. Popova A.F. Menedzhment fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti [Management of fitness activities]. Chelyabinsk: UralGUFK, 2018. 304 p.

11. Salmon R. Budushchee menedzhmenta [The Future of Management] / trans. from English. St. Petersburg: Peter, 2004. 260 p.

12. Tomilov V.V. Kul'tura predprinimatel'stva [The culture of entrepreneurship]. St. Petersburg: Peter, 2000. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.