Научная статья на тему 'Культура корпоративного построения и логистизации физкультурно-спортивной деятельности'

Культура корпоративного построения и логистизации физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / КОРПОРАТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ / CORPORATE ORGANIZATION / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / LOGISTIZATION / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА / ENTREPRENEURIAL ORGANIZATION / DEMUTUALIZATION / СИСТЕМА / SYSTEM / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ЛОГИСТИЗАЦИЯ / АКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова А. А.

Every year more and more attention is paid to organizational building of culture as a factor that increases efficiency and competitiveness of physical training and sports organization (PTSO). This is particularly important in the context of globalization, when technical and technological, product, economic, organizational innovations not always help to achieve long-term benefits due to their potential imitation by competitors and when the search for new ways to achieve long-term competitive advantages is actualized. However, it should be noted that the concept of «organizational culture» in Russian science is used relatively recently and therefore is perceived ambiguously in society. It can be assumed that it means mainly the culture of physical training and sports activity and the culture of rules of behavior of workers of PTSO. As rightly considered by A. Franz, it is important because purposefully formed culture effectively mobilizes staff to make maximum profit, wage growth, to maintain the high reputation of any organization and its competitiveness. The purpose of the study was to determine the nature and content of the culture of corporate organization and logistization of physical training and sports activity. Organizational culture is an integral part of the management culture in socio-economic systems (its another part business culture). These kinds of culture help to be free from managerial stereotypes, develop creative thinking and ability to solve a wide range of tasks to ensure the synergies by realizing the potential of PTSO. The «hard core» of organizational culture organization is defined by the following three statements: the limits of coverage of the management culture are determined by control of internal integration, adaptation to environment and ideas of physical and social realities; the PTSO management culture is always wider than "management culture"; leadership in management depends on the ability of organizational thinking of leaders of these organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура корпоративного построения и логистизации физкультурно-спортивной деятельности»

mm

управление в спорте

УДК: 65.011

культура

корпоративного построения и логистизации физкультурно-спортивной деятельности

Докторант A.A. попова

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

CULTURE OF CORPORATE ORGANIZATION AND LOGISTIZATION OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY A.A. Popova, doctoral student Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCO-LIPhC), Moscow

Key words: sports activity, corporate organization, organizational culture, lo-gistization, entrepreneurial organization, demutualization, system, monitoring. Every year more and more attention is paid to organizational building of culture as a factor that increases efficiency and competitiveness of physical training and sports organization (PTSO). This is particularly important in the context of globalization, when technical and technological, product, economic, organizational innovations not always help to achieve long-term benefits due to their potential imitation by competitors and when the search for new ways to achieve long-term competitive advantages is actualized. However, it should be noted that the concept of «organizational culture» in Russian science is used relatively recently and therefore is perceived ambiguously in society. It can be assumed that it means mainly the culture of physical training and sports activity and the culture of rules of behavior of workers of PTSO. As rightly considered by A. Franz, it is important because purposefully formed culture effectively mobilizes staff to make maximum profit, wage growth, to maintain the high reputation of any organization and its competitiveness.

The purpose of the study was to determine the nature and content of the culture of corporate organization and logisti-zation of physical training and sports activity. Organizational culture is an integral part of the management culture in socio-economic systems (its another part - business culture). These kinds of culture help to be free from managerial stereotypes, develop creative thinking and ability to solve a wide range of tasks to ensure the synergies by realizing the potential of PTSO. The «hard core» of organizational culture organization is defined by the following three statements: the limits of coverage of the management culture are determined by control of internal integration, adaptation to environment and ideas of physical and social realities; the PTSO management culture is always wider than "management culture"; leadership in management depends on the ability of organizational thinking of leaders of these organizations.

Ключевые слова: физкультур-но-спортивнаядеятельность, корпоративное построение, организационная культура, логистизация, организация предпринимательского типа, акционирование, система, мониторинг.

Организационному культуро-строению, как фактору повышения эффективности и конкурентоспособности физкультурно-спортивной организации (ФСО), с каждым годом уделяется все больше внимания. Это особенно важно в условиях глобализации, когда технико-технологические, продуктовые, экономические, организационные нововведения не всегда позволяют добиться долговременных преимуществ из-за возможной их имити-руемости конкурентами и когда актуализируется поиск новых способов достижения долговременных конкурентных преимуществ.

Следует, однако, отметить, что понятие «организационная культура» в российской науке употребляется сравнительно недавно и поэтому воспринимается в обществе неоднозначно. Можно предположить, что в основном оно обозначает культуру физкультурно-спортивной деятельности и культуру норм поведения сотрудников ФСО. По справедливому мнению А. С. Франца, это важно потому, что целенаправленно формируемая культура эффективно мобилизует персонал на создание максимально высокой прибыли, рост заработной платы, на поддержание высокой репутации любой организации и ее конкурентоспособности.

Цель исследования - определить сущность и содержание культуры корпоративного построения и логистизации физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Впервые в истории профессиональных отношений организационную (или корпоративную) культуру начали изучать в 30-е гг. XX в., ибо стало ясно, что если приходится работать, то лучше работать умно и осмотрительно. Основой системы корпоративных ценностей, по описанию Г. Форда, является верность персонала предприятию, заинтересованность в его процветании, готовность к эффективному труду во имя достижения деловых успехов; со стороны предпринимателя это «отвращение к расточительности в отношении материала и рабочей силы»

Понятие «корпоративное построение» имеет отношение к акционерным физкультурно-спортивным орга-

управление в спорте

ii

низациям. Речь идет о круге отношений и распределении соответствующих обязанностей как внутри физкультурно-спортивной организации (с позиций организационного культуростроения), так и во взаимодействии с внешней средой. Основные параметры данного построения представлены в таблице.

Корпорация в сфере ФКиС рассматривается как ФСО акционерного типа, действующая ради общественного блага (подчеркивая тем самым социальную значимость поставленных перед собой целей). Ее также считают юридическим лицом, действующим на основе договорной парадигмы (теории контрактов).

Корпоративную ФСО называют также институтом, совокупностью социально-экономических правил, предназначенных для определения внутреннего организационного культуростроения (его направленности с позиций отмеченного выше). Это своего рода регулятор экономических функций физкультурно-спортивной деятельности, отношений производства товаров и услуг и их обмена (отношений экономической власти, зависящих от эволюции согласования интересов социальных групп).

Термин «корпорация» буквально означает объединение (в рамках акционерной ФСО) ради достижения - в результате использования корпоративной собственности -синергетического эффекта. Последний надо понимать в качестве синонима усиления (умножения) корпоративной собственности.

В современных условиях корпоративного построения физкультурно-спортивной деятельности все большее внимание уделяется разумно сформированным принципам ОК и нравственно-психологическим установкам. К числу последних можно отнести:

- ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей;

- надежную работу на данном предприятии;

- уважительное отношение к руководству предприятием;

- доброжелательное отношение к сотрудникам;

- внимательное, доброжелательное и взыскательное отношение к подчиненным (если таковые имеются);

- доброжелательное отношение к получателям профессиональных услуг;

- внимательное отношение и отслеживание их действий к конкурентам;

Основные параметры культуры корпоративного построения

- требовательное и ответственное отношение к самому себе как работнику данного предприятия (ФСО, в частности).

А. С. Франц (2011) справедливо отмечает, что каждая морально-психологическая установка наполняется конкретным содержанием и представляет собой внутреннюю мотивацию работника на выполнение профессиональных обязанностей. Непротиворечивая совокупность морально-психологических корпоративных установок работника способствует созданию у него позитивной мотивации к работе на данном предприятии. Именно принятие персоналом ФСО оптимального варианта ценностных ориентации гарантирует восприятие каждым сотрудником корпоративного интереса в качестве своей личной потребности, обеспечивает ФСО максимальное использование личностного потенциала сотрудников в решении уже упомянутых задач.

Кроме того, следует подчеркнуть, что организационная культура все более связывается современными авторами с логистизацией физкультурно-спортивной деятельности. Особое место при этом отводится функции сцепления организационной культуры.

Если рассматривать ФСО целиком, никогда не удается узнать природу конкурентного преимущества. Есть смысл в разделении (декомпозиции) ее функционала. Осуществление множества процессов, входящих в разработку, производство, маркетинг, доставку и обслуживание каждого продукта, позволяет проследить, каким образом создается ценность, предлагаемая для продажи. Каждый из этих видов физкультурно-спортивной деятельности может способствовать выработке конкурентной позиции в отношении издержек и даже составить основу для дифференциации выпускаемого продукта.

Логистизация физкультурно-спортивной деятельности на сегодняшний день является интегрированным инструментом управления материальными и информационными потоками и важной сферой компетентности ФСО. Когда все функции в ее рамках интегрированы (сцеплены воедино), они служат источником конкурентных преимуществ. Как справедливо отмечает Д. Бауэрсокс (2000), уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляет основополагающую парадигму логистики и сопутствующей ей организационной культуры.

Параметр построения Содержание параметра

1. Составные части Система отношений в структуре институционального управления физкультурно-спортивной деятельностью Механизм взаимодействия Институциональная система корпоративного построения

2. Принципы построения Институциональный подход к разделению собственности и организационного управления Адекватное раскрытие информации о физкультурно-спортивной деятельности Защита прав инвесторов Эффективный контроль за менеджерами со стороны совета директоров Соблюдение норм корпоративного права

3. Ключевые факторы успеха в корпоративном построении Доверие Интерес Институты внутренней среды

4. Соответствующий тип корпоративной культуры Культура участия Акционерная культура Предпринимательская культура

5. Участники корпоративной структуры Акционеры (собственники) Совет директоров Исполнительные органы Наемные работники физкультурно-спортивной организации Контрагенты (заказчики, поставщики, инвесторы) Институты внешней среды

mm

управление в спорте

Организационная культура может быть определена как набор коллективных базовых представлений, обретаемых группой при решении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Эффективность этих представлений все более связывается с логистизаци-ей предпринимательской деятельности в условиях внедрения на практике инновационных стратегий осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

Некоторые авторы, определяя сущность организационной культуры, выделяют ее наиболее существенные признаки. Она многогранна, социальна, принимаема (осознанно или неосознанно) всем коллективом, способна изменяться (если это необходимо) под воздействием целевых установок, задаваемых руководителем (лидером) организации предпринимательского типа.

Последнее особенно важно в условиях логистизации, нередко в корне меняющей «цепочку создания ценности», втягивая в нее не только «твердые», но и «мягкие» факторы предпринимательской деятельности. В числе последних особую роль играет организационная культура с ее функцией сцепления отдельных бизнес-процессов в единую -логистическую - цепочку создания ценности, цепочку формирования предпринимательского дохода.

Можно утверждать, что данные цепочки имеют сложные взаимосвязи, выражающиеся в наличии так называемых «сцеплений», то есть эффективность логистизации физкультурно-спортивной деятельности все более определяется организационным культуростроением, осуществляемым лидером (руководителем) организации.

Речь идет об управленческой деятельности по «настройке» этих сцеплений между отдельными бизнес-процессами. Задачи логистики в данном случае сводятся к координации и оптимизации связей в цепочке создания стоимости. Это позволяет добиться наиболее рациональных потоковых процессов, наиболее отвечающих требованиям потребителя. Оптимизация при этом подразумевает достижение успеха (позитивного результата) с помощью компромисса между различными видами предпринимательской деятельности. Эта координация, осуществляемая в процессе организационного культуростроения, позволяет значительно повысить конкурентные преимущества организации. Такого рода координация сцеплений снижает товароматериальные запасы, уменьшает время исполнения заказа и доставки продукции ее потребителям. Иначе говоря, речь идет о философии культуростроитель-ного менеджмента, основой которой является обеспечение на практике данного фактора получения конкурентных преимуществ.

Однако ее реализация на практике не всегда является простым делом. Осуществление сцеплений требует новых лидеров, способных строить цепочки создания стоимости в органической связи с организационным культурострое-нием. На практике это означает активизацию процессов поиска сцеплений, обнаружения таких видов деятельности, где практически каждый работник ФСО оказывает влияние на другие виды деятельности или сам испытывает влияние других видов деятельности. В этом прежде всего и состоит суть культуростроительного менеджмента, примером которого является «построение карт потоков ценности VSM».

Кроме внутренних следует различать и внешние «сцепления», являющиеся также неиссякаемыми источниками конкурентных преимуществ. Речь идет о координации с поставщиками и потребителями. Координация в этом деле представляет собой «трудные переговоры о том, кому достанется добыча». И далее: «наличие «сцеплений» между

двумя цепочками говорит о том, что взаимодеиствие с поставщиком - это не игра, в которой побеждает один за счет другого; в этой игре выигрывают оба».

Для того чтобы в полной мере использовать эффект от использования «сцеплений», необходимо своевременное поступление качественной информации. Следует констатировать, что именно благодаря созданию корпоративных информационных систем логистика получила мощный толчок к своему развитию (это дало возможность облегчить координацию и оптимизацию различных видов физкультурно-спортивной деятельности, повысить управляемость процессом организационного культуростроения).

Заключение. Организационная культура является составной частью культуры управления в социально-экономических системах (другая ее часть - деловая культура). Именно эти виды культуры позволяют освободиться от управленческих стереотипов, развить творческое мышление и способность решать широкий круг задач по обеспечению синергетического эффекта за счет реализации потенциала ФСО. «Жесткое ядро» организационного культуростроения при этом определяется следующими тремя утверждениями: границы простираемости культуры управления определяются управлением внутренней интеграцией, адаптацией к окружающей среде и представлениями о физической и социальной реальности; культура управления ФСО всегда шире «культуры менеджмента»; лидерство в управлении определяется способностью организационного мышления руководителей этих организаций.

Использованная литература

1. Бауэрсокс Д. Логистика: интегрированная сеть поставок. Пер. с англ. / Д. Бауэрсокс. - М.: Дело, 2000. - 280 с.

2. ВуманДж. Бережливое производство. Пер. с англ. / Дж. Вуман. -М.: ИНФРА-М, 2002. - 186 с.

3. Жестянников Л.В. Экономическое регулирование системы физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития / Л.В. Жестяников. - СПб.: СПбГУЗФ, 2000. - 166 с.

4. Корпоративные ценности образовательных учреждений: сб. статей. - Екатеринбург: РГППУ, 2008. - 233 с.

5. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. Пер. с англ. / Г. Форд. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 206 с.

6. ФранцА.С. Корпоративная культура учреждений профессионального образования / А.С. Франц. - Екатеринбург: РГППУ, 2011. - 92 с.

7. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. / Э. Шейн - СПб.: Питер, 2002. - 335 с.

8. Широнина Е.М. Совершенствование методического инструментария управления организационной культурой предприятия: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук / Е.М. Широнина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 22 с.

References

1. Bowersox, D. Logistics: integrated supply chain. Transl. from English. / D. Bowersox. - Мoscow: Delo, 2000. - 280 P. (In Russian)

2. Vuman, J. Lean production. Transl. from English. / J. Vuman. - Мoscow: INFRA-M, 2002. - 186 P. (In Russian)

3. Zhestyannikov, L.V. Economic regulation of the system of physical culture and sport: experience and prospects of development / L.V. Zhestyanikov. - St.Petersburg: SPbSUEF, 2000. - 166 P. (In Russian)

4. Corporate values of educational institutions: Collected papers. -Ekaterinburg: RSPPU, 2008. - 233 P. (In Russian)

5. Ford, H My Life. My achievements. Transl. from Engl. / H. Ford. . -Мoscow: Finansy i statistika, 1989. - 206 P. (In Russian)

6. Franz, A.S. Corporate culture of vocational training / A.S. Franz. -Ekaterinburg: RSPPU, 2011. - 92 P. (In Russian)

7. Schein, E. Organizational Culture and Leadership. Transl. from Engl. [Edgar H. Schein. - St.Petersburg: Piter, 2002. - 335 P. (In Russian)

8. Shironina, E.M. Improviement of the methodologies of company organizational culture management: abstract of Ph.D. thesis / E.M. Shironina. - Ekaterinburg: Institute of Economics of UrR RAS, 2013. -22 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: nana2684@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.