Т.В. ЧЕРНОВА
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
Муниципальные районы региона находятся в неравном положении относительно природного, ресурсно-производственного, трудового потенциалов и, прежде всего, эффективности их использования. Поэтому политика региональных властей должна быть ориентирована на создание условий
для выхода территорий на стратегию устойчивого развития, самозанятости и самообеспечения. Особое значение приобретает реализация концепции выравнивания социально-экономического положения муниципальных районов региона на основе формирования сети малых предприятий.
Малые предприятия, муниципальные районы, инфраструктура поддержки малого бизнеса.
Возрастающая роль территориальных факторов развития национальной экономики обусловлена наличием существенных диспропорций в региональном хозяйстве. Региональный ландшафт современной России характеризуется высоким уровнем дифференциации социально-экономического положения административно-территориальных образований. Неравномерное развитие регионов-субъектов РФ объясняется, как правило, географическими и природно-климатическими различиями, исторически сложившимися условиями и ресурсным потенциалом функционирования регионального хозяйства, эффективной или неэффективной работой региональных и местных властей.
Под региональным хозяйством следует понимать конституционно закрепленный территориально-хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность организаций и домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности [1, с.26]. Таким образом, региональное хозяйство являет собой совокупность домашних хозяйств и институциональных единиц, функционирующих в рамках существующих видов экономической деятельности, которые расположены на административно управляемой территории, представленной различными типами муниципальных образований: города, городские округа, сельские поселения, муниципальные районы. Системная методология рассматривает региональное хозяйство как вое -производимую целостность, обеспечивающую вое -производство природной среды, условий существования и т.п. на основе различного рода взаимодействий и взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов территории.
Экономика регионального хозяйства выступает в качестве промежуточного звена между макро- и микроуровнями организационно-экономического устройства страны и обеспечивает выполнение социально-экономических программ развития в рамках установленных полномочий региональных властей и органов местного самоуправления.
Экономические отношения региона как особого субъекта хозяйствования и его муниципальных образований рассматриваются в контексте установления эквивалентного обмена между ними, сохранения окружающей среды и обеспечения интересов населе-
ния каждой территории. Главная задача региональной политики заключается в совмещении комплекс -ного развития региона с разграничением сфер деятельности, собственности и бюджетов региона и органов самоуправления различных уровней.
Муниципальные районы региона находятся в неравном положении относительно природного, ресурсно-производственного, трудового потенциалов и, прежде всего, эффективности их использования. Поэтому политика региональных властей должна быть ориентирована на создание условий для выхода территорий на стратегию устойчивого развития, самозанятости и самообеспечения. Особое значение приобретает проблема разработки концепции и выбора методов управления региональным хозяйством на основе сочетания разнородных интересов - федеральных, отраслевых, территориальных. Базовым элементом, позволяющим выстроить и реализовать концепцию выравнивания социально-экономического положения муниципальных районов региона, является формирование сети малых предприятий.
Малое предпринимательство играет решающую роль в росте территориальной производительности труда, поскольку, представляя собой механизм вовлечения населения в социально-экономический процесс, способствует увеличению производства товаров (работ, услуг), содействует занятости населения муниципальных районов и осуществлению гибкой перестройки производства, поддержке на должном уровне экономической состязательности всех субъектов хозяйствования.
В широком смысле малый бизнес определяют как мобильную совокупность юридических и физических лиц (микропредприятий, индивидуальных предпринимателей), не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждой отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах и нормативных актах. В настоящее время отечественная практика хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса регулируется Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно законодательс тву под субъектами малого и
среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели, крестьянские/фермерские хозяйства), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям [2].
Развитие малого бизнеса в муниципальных районах региона имеет большое значение, поскольку позволяет удовлетворять потребности населения в разнообразных товарах и услугах в отдаленных от центра территориях. Для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения, они проще в управлении, им нет нужды создавать сложные управленческие структуры; мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новые технологии, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда. И самое главное, развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему без -работицы, повысить уровень жизни населения сельс-ких районов.
Однако у малых предприятий есть и уязвимые места, главное из которых - небольшая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Для малого бизнеса характерен низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов, что усиливает зависимость от кредита. И если начинаются проблемы с выручкой, то несвоевременный возврат кредита однозначно приводит к банкротству. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
В этой связи развитие малого бизнеса в муниципальных районах, особенно в сельских поселениях региона, должно происходить в условиях государственной поддержки и формирования соответствующей инфраструктуры.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Существует достаточно большой перечень объектов инфраструктуры, создаваемых на региональном и муниципальном уровнях. К наиболее распространенным субъектам инфраструктуры относятся:
- финансовые институты, ориентированные на
взаимодействие с МП (микрофинансирование);
- системы информационного и консультационного обслуживания МП, включая бизнес-центры и агентства по развитию МП;
- учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы на малых предприятиях;
- бизнес-инкубаторы, производственные и технологические парки, технические центры и т.п., осуществляющие разработку и коммерциализацию инновационных продуктов, производство которых размещается на базе малых предприятий;
- специализированные фирмы по оказанию услуг малым предприятиям (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортноэкспедиционные фирмы и т.п.)[3].
Региональные фонды и центры поддержки малого
предпринимательства, которые осуществляют отбор и экспертизу предпринимательских проектов, а также их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. В настоящее время такие фонды созданы практически во всех субъектах РФ. С помощью региональных фондов и центров поддержки малого предпринимательства осуществляется финансирование региональных программ, а также федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды могут осуществлять помощь в выборе деловых партнеров и порой выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.
Учебно-деловые и социально-деловые центры нацелены на реализацию образовательных программ, подготовку кадров, их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. Чаще всего они создаются при центрах занятости. Задачей социально-деловых центров является образование новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства.
Бизнес-центры осуществляют сервисные услуги для предпринимателей и бизнесменов, основной сферой их деятельности является предоставление на платной основе помещения для переговоров, средств связи, компьютерной и оргтехники, а также сдача в аренду офисных помещений.
Региональные информационно-аналитические центры финансируются из регионального и федерального бюджетов, а также за счет средств, получаемых в результате собственной деятельности. Задачами информационно-аналитических центров являются предоставление информационных услуг для предпринимателей; проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов; осуществление рекламной и издательской деятельности; осуществление образовательной деятельности; предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники; разработке компьютерных программ.
Субконтрактация - форма кооперационного сотрудничества между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональ-
ному использованию имеющихся производственнотехнологических мощностей и оптимизации использования всех ресурсов. Как правило, в роли контрактора (заказчика) выступает крупное предприятие, в роли субконтракторов (поставщиков) - специализированные малые предприятия, производящие комплектующие, выполняющие работы и услуги. Например, крупное предприятие может выпускать готовое изделие, а малые предприятия поставлять ему детали.
Вышеприведенные субъекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства не охватывают всего разнообразия данных структур. Причем в различных регионах может быть разный «набор» инфраструктурных субъектов, и зависит это как от заинтересованности региональных властей в развитии и поддержке малого предпринимательства, так и от экономической активности населения, его готовности рисковать при организации собственного дела.
Малый и средний бизнес в Ростовской области с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции. Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области - обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной прив-лекательности области и благосостояния жителей Донского края.
По данным федеральной службы государственной статистики в Южном федеральном округе по числу малых предприятий Ростовская область занимает первое место, как видно из табл. 1, однако к концу 2013 г. их число несколько уменьшилось. К сожалению, хоть и существует большое количество фирм, по качественным показателям (обороты, численность занятых) Ростовская область уступает Краснодарскому краю, а по темпам роста малого предпринимательства на первое место выходит Волгоградская область.
В Ростовской области достаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса. Количество
объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства ежегодно возрастает. Это агентства поддержки малого переднего бизнеса, некоммерчес-кие партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств и предпринимателей, оказывающие информационно-консультационные услуги, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, технопарки и бизнес-инкубаторы. В области на сегодняшний день действует достаточно развитая инф-раструктура поддержки предпринимательства, в которую входят 6 лизинговых компаний, включая агролизинг; 11 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития; 20 муниципальных агентств поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; 18 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестъянско-фермер-ских хозяйств и личных подсобных хозяйств; 7 бизнес-инкубаторов, 2 технопарка и 3 инновационнотехнологических центра.
Также в области осуществляют деятельность региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр.
Совместно с региональными и муниципальными властями принимаются меры по повсеместному распространению ярмарок выходного дня, когда в Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск и другие города области приезжают сельские товаропроизводители, что способствует развитию фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и малых предприятий пищевой промышленности (производство молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.п.). По данным муниципальной статистики были рассчитаны показатели удельного веса оборота крупных, средних и мелких предприятий (табл.2) по ряду близкорасположенных друг к другу муниципальных районов. Из таблицы видно, какую долю в обороте розничной торговли муниципальных районов занимают предприятия малого бизнеса.
Таблица 1
Сравнительные характеристики предприятий малого бизнеса ЮФО
Регион Число предприятий на 1 января, тыс. Численность работников списочного состава, тыс. чел. Оборот, млн рублей
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Республика Адыгея 0,4 0,4 13,6 12,8 23245,9 14769,0
Республика Калмыкия 0,2 0,2 4,3 4,8 3277,5 3451,8
Краснодарский край 6,0 6,1 190,3 198,3 447428,0 388571,3
Астраханская область 1,3 1,1 32,7 29,7 34875,3 27658,1
Волгоградская область 2,9 3,4 76,6 82,4 100538,0 114680,0
Ростовская область 6,5 6,3 174,8 155,5 335336,4 260464,0
Таблица 2
Оборот розничной торговли муниципальных районов РО в 2011 г.,%
Показатели оборота Куйбышевский Матвеево-Курганский Мясниковский Не клино в ский
Оборот крупных и средних организаций 38,1 30,0 27,8 21,5
Оборот субъектов малого предпринимательства 26,0 51,9 62,9 58,1
Розничные рынки и ярмарки 35,9 18,1 9,3 20,4
Итого 100 100 100 100
В тех муниципальных районах, где условия благоприятны, удельный вес малых предприятий в общем обороте розничной торговли значительно выше, а значит, выше и уровень жизни населения. В городах и сельских поселениях муниципальных районов необходимо создавать соответствующие условия для обес-печения деятельности небольших магазинов «шаговой доступности» и сельскохозяйственных рынков.
В Ростове-на-Дону создан и действует Ростовский центр субконтрактации. Он осуществляет комплекс услуг, направленных на поиск и привлечение заказ -чиков и поставщиков по производственной кооперации, установлению надежных кооперационных связей в территориальном аспекте.
С 2008 г. принята и реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, согласно которой в 2009-2014 гг. предусмотрено проведение 120 мероприятий, нацеленных на достижение к концу 2014 г. запланированных параметров. Так, темпы роста числа малых и средних предприятий должны быть не менее 102,6%; среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 103,6%; объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее 111,0% и т.д.
Для достижения указанных параметров представителям малого бизнеса в муниципальных районах необходимо оказывать большую поддержку со стороны региональных и муниципальных властей. Самым главным является обеспечение спроса на продукцию малых предприятий, расположенных в сельских районах. Таким инструментом может стать формирование регионального заказа или квотирование ввозимой продукции из других регионов, при условии, что на данной территории производится подобная продукция хорошего качества. Только при задействовании всех механизмов поддержки малого бизнеса и обеспечении благоприятных условий для его развития можно реализовать концепцию выравнивания социально-экономического положения муниципальных районов региона и роста уровня жизни его населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
2. Жизненный цикл малого предприятия /под. ред. О.М. Шестоперова М.: Фонд «Либеральная мис -сия»; Новое литературное обозрение, 2009.
3. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов// Финансы. 2009. №3.