УдК 911.3 ББК 26
Иван Иванович Кротов,
аспирант,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
(614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15) e-mail: krotov700@yandex.ru
Вовлечение малого предпринимательства в систему государственных
и муниципальных закупок как элемент развития территориальных (пространственно-временных) общественных систем
Для пространственно-организованной жизни общества характерна сложная комбинация разных по масштабу производств. Особенно важны для регионов такие элементы территориальных общественных систем, как малые предприятия. На основе различных методик приводятся примеры выделения регионов с лучшими условиями для ведения бизнеса. Рассматриваются последствия «обмена санкциями» России и зарубежных стран, в результате которых рынок государственных и муниципальных закупок постепенно становится «фундаментом» для развития малого бизнеса. Вместе с тем, существует проблема неравномерной территориальной организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на разрешение которой должна быть направлена региональная политика. Уделяется внимание вопросу о недопустимости предоставления равных преференций в сфере госзакупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Предлагается включить в отдельные целевые программы применение индивидуального подхода, обязывающего заказчиков руководствоваться проведёнными территориальными органами Росстата исследованиями в части распределения малых фирм по видам экономической деятельности. Делается вывод о том, что норма о квотировании закупок для малого предпринимательства в последние годы соблюдается лишь на уровне муниципальных закупок, а государственными заказчиками при отсутствии объективных причин игнорируется.
Ключевые слова: территориальные общественные системы, малое предпринимательство, государственные и муниципальные закупки, инфраструктура поддержки малого бизнеса, инвестиционный климат.
Ivan Ivanovich Krotov,
Postgraduate Student, Perm State National Research University (15 Bukirev St., Perm, Russia, 614990) e-mail: krotov700@yandex.ru
Small Enterprises Involvement into the State and Municipal System of Customs as the Element of Territorial (Place-Time) Development
Place-organized community life is noted by the complicated combination of different scale enterprises. Such elements of the territorial community systems as small enterprises are especially important for regions. Various strategies show the ways of choosing regions with the best conditions for business dealing. The consequences of «changing sanctions» between Russia and some foreign countries come to the result that state and municipal custom market gradually becomes the «foundation» for the small business development. At the same time there is the problem of uneven territorial framework of small enterprises support infrastructure, to solving of which the regional politics should be aimed. The attention in the state custom sector is paid to the question of the exception of giving the equal preferences for the small enterprises entities and socially aimed nonprofit organizations. It is offered to include into goal programming the individual approach obliging customers to follow the Russian Statistics Committee territorial bodies research on the allocation of small scale firms in accordance with their economic activities. It is concluded that in recent years the norm of quoting customs for small enterprises is obtained only on the level of municipal customs, but state customers ignore it without any objective reasons.
Keywords: territorial community systems, small enterprises, state and municipal customs, small business support infrastructure, investment climate.
Территориальные общественные системы (ТОС), являющиеся предметом исследования социально-экономической (общественной) географии, включают в свой состав социальные, экономические, технические, политические компоненты и элементы. Они отличаются целевой ориентацией функционирования, антропоцентричностью, подвижностью.
86
© И. И. Кротов, 2015
К категории «территориальная общественная система» исследователи пришли в ходе поиска новых форм пространственно-временной организации общества. Содержание ТОС значительно шире содержания ТСЭС (территориальных социально-экономических систем) за счёт включения духовного, психологического, нравственного и других аспектов жизни людей. М. Д. Шарыгин определяет территориальные общественные системы (ТОС) как пространственную форму организации ойкумены (заселённой части геоверсума), в которой взаимосвязанно и взаимообусловленно сочетаются все сферы жизни людей, включённые в процессы общественного развития и воспроизводства [6].
Для пространственно-организованной жизни общества в тесном сочетании с окружающей средой характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. Особенно важны для регионов такие элементы ТОС, как малые предприятия, поскольку, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, в том числе занятости и увеличению доходов населения. Именно малые фирмы создают благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия [3].
Будущее развитие малого предпринимательства нацелено на обеспечение более высокого качества жизни населения путём повышения эффективности производства и реализации потенциальных возможностей территории [4]. Малые фирмы представляют собой открытую социально-экономическую систему, где потребителями могут выступать не только граждане или коммерческие организации, но и государственные (муниципальные) заказчики, наделённые правом заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Существенную роль в развитии и региона, и малого предприятия играет фактор времени. Небольшая фирма не может позволить себе долго работать над продвижением товара. Сам цикл от научной идеи до выпуска товара на рынок длится в среднем 7-8 лет, и лишь один вид товара из сотен задуманных проходит стадии НИОКР, проектных разработок, выпуска опытных образцов и поступает к потребителю. Для большинства мелких фирм - это неприемлемый путь, небольшие усовершенствования для них - более конструктивный подход [7].
По состоянию на 1 января 2014 года в России зарегистрировано 2062,4 тыс. малых предприятий, что на 3,3 % больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 42,8 ед. по сравнению с предыдущим годом и составило 1 438,7 ед. (табл. 1). Во всех федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий как в абсолютных значениях, так и в пересчёте на 100 тыс. жителей. Наибольший рост отмечен в Сибирском, Уральском, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах1.
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий на 1 января 2014 года
Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1 января 2014 г. в расчёте на 100 тыс. чел. населения (исходя из численности населения на 1 января 2013 г.)
единиц прирост / сокращение за период 01.01.2013 - 01.01.2014 в % от среднего по РФ
РФ 1 438,7 42,8 100,0
Центральный ФО 1 478,7 29,5 102,8
Северо-Западный ФО 2 409,1 39,3 167,5
Южный ФО 1 119,4 24,8 77,8
Северо-Кавказский ФО 547,5 16,9 38,1
Приволжский ФО 1 257,1 54,5 87,4
Уральский ФО 1 571,3 60,3 109,2
Сибирский ФО 1 504,8 62,9 104,6
Дальневосточный ФО 1 536,3 57,6 106,8
1Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия). Данные Национального института системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://nisse.ru/business/article/article_2131.html (дата обращения: 19.12.2014).
За 2011-2013 гг. объём продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос более чем на 42 % и составил 33 536 млрд руб. или 233,7 тыс. руб. на одного жителя. При этом среднедушевые значения данного показателя превышены в 21 регионе, которые сосредоточили у себя более половины (51,2 %) совокупного оборота.
Таблица 2
Регионы-лидеры по сводному индексу оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями
Место Субъект РФ Объём* Темп**
1. Омская область 249,8 187,3
2. Нижегородская область 282,6 183,0
3. Ханты-Мансийский а.о. 284,8 176,9
4. Астраханская область 177,8 209,0
5. Свердловская область 335,3 173,1
6. Республика Башкортостан 206,8 195,9
7. Краснодарский край 218,6 185,7
8. Республика Татарстан 236,1 174,4
9. Республика Дагестан 130,2 1564,8
10. Пермский край 264,3 163,8
Место Субъект РФ Объём* Темп**
11. Забайкальский край 142,7 197,4
12. Тюменская область 277,3 161,0
13. Республика Ингушетия 35,4 443,2
14. Сахалинская область 367,5 157,5
15. Чеченская Республика 69,9 208,0
16. Ставропольский край 173,4 171,0
17. Республика Северная Осетия 110,7 193,8
18. Ульяновская область 183,2 161,7
19. Республика Бурятия 161,6 165,4
20. Республика Саха 223,5 156,3
* Среднее значение за 3 года, тыс. руб. ** Рост за 3 года, %
Наибольший объём оборота в расчёте на одного жителя наблюдается в г. Москве -437,5 тыс. руб., что практически в 2 раза выше среднероссийского уровня, в Магаданской, Нижегородской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях, г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе - более 300 тыс. руб. (рис. 1).
Рис. 1. Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями в 2013 году (тыс. руб. на одного жителя)
В 2013 году рост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, отмечен в 74 субъектах РФ, в том числе опережающий среднероссийский уровень - в 45 регионах. Наибольший рост зафиксирован в регионах с невысоким уровнем развития малого предпринимательства, в частности в Чукотском автономном округе - на 70,8 %, Республике Ингушетия - на 35,8 %, в Амурской области - на 34,9 %. Снижение наблюдалось в 9 регионах, в том числе значительное в Ярославской области - на 12,9 %.
Только за 2011-2013 гг. оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос на 42,1 %. Рост отмечен во всех субъектах Российской Федерации, кроме г. Санкт-Петербурга, где обороты остались на уровне 2010 года (темп роста 99,9 %). Рост, превышающий среднероссийский, отмечен в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе наибольший в Республике Дагестан -в 15,6 раза, Республике Ингушетия - в 4,4 раза, Чеченской Республике и Астраханской области - в 2,1 раза, Республике Башкортостан и Забайкальском крае - в 2 раза.
Таблица 3
Регионы-лидеры по динамике оборота малого бизнеса
Место Субъект РФ Темп* Объём**
1. Республика Дагестан 1564,8 130,2
2. Республика Ингушетия 443,2 35,4
3. Астраханская область 209 177,8
4. Чеченская Республика 208 69,9
5. Забайкальский край 197,4 142,7
6. Республика Башкортостан 195,9 206,8
7. Республика Северная Осетия 193,8 110,7
8. Омская область 187,3 249,8
9. Краснодарский край 185,7 218,6
10. Нижегородская область 183 282,6
Место Субъект РФ Темп* Объём**
11. Ханты-Мансийский а.о. 176,9 284,8
12. Республика Татарстан 174,4 236,1
13. Свердловская область 173,1 335,5
14. Ставропольский край 171 173,4
15. Карачаево-Черкесская Республика 167,7 91,1
16. Республика Бурятия 165,4 161,6
17. Пермский край 163,8 264,3
18. Ульяновская область 161,7 183,2
19. Республика Марий Эл 161,4 160,4
20. Тюменская область 161 277,3
* Рост за 3 года, %
** Среднее значение за 3 года, тыс. руб.
Рост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в Республике Дагестан в 15,6 раза связан с недоучётом оборота продукции (услуг) субъектов малого предпринимательства в 2010 году (снижение значения показателя по отношению к 2009 году составило 9,8 раза).
В Чеченской Республике рост рассматриваемого показателя обусловлен активизацией существующих малых предприятий, в том числе в рамках мероприятий программ «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011-2013 гг.», «Поддержка начинающих фермеров в Чеченской Республике на период 20122014 гг.», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в Чеченской Республике на 2012-2014 гг.», «Содействие занятости населения». При реализации мероприятий программ (при выдаче грантов индивидуальным предпринимателям) одним из условий была обязательная отчётность, что, в свою очередь, заставило индивидуальных предпринимателей «выйти из тени».
Рост этого же показателя в Астраханской области связан с принимаемыми мерами по обеспечению инвестиционной привлекательности региона, снижению административных барьеров. На территории Астраханской области реализуется целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы». Только в 2013 году в рамках программы государственную поддержку получило более 9,6 тыс. субъектов малого предпринимательства. Образовательными программами было охвачено 4,8 тыс. субъектов малого предпринимательства.
В последнее время наибольшая плотность субъектов малого предпринимательства наблюдается в г. Санкт-Петербурге - 55,9 единиц на тысячу жителей, Калининградской области - 47,8, Сахалинской области - 45,8, Краснодарском крае - 44,7, Ростовской области - 43,3 (среднероссийский уровень при этом - 32,1).
Путём сопоставления показателей оборота продукции и его роста, а также плотности малого предпринимательства на тысячу жителей, представляется возможным определить регионы с лучшими условиями для малого бизнеса: Республика Татарстан, Камчатский, Краснодарский и Пермский края, Ивановская, Калининградская, Магаданская, Омская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Ярославская области1.
1Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года. URL: http://www.minec-rd.ru/data/cont/1304499569/1402408704.pdf (дата обращения: 19.12.2014).
В 2014 году Правительством РФ во исполнение Указа Президента России от 10 сентября 2012 года № 1276 была оценена эффективность деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Около 5 тыс. опрошенных предпринимателей из 77 субъектов федерации оценили условия для ведения бизнеса в России в 2013 году на 5,6 балла по десятибалльной шкале. В аналогичном опросе об улучшении условий для предпринимательства по итогам 2012 года средняя оценка составила 4,2 балла.
Для оценки работы 83 глав регионов были определены 14 показателей, регионы разделены на три группы по социально-экономическим базам. Лучшим для ведения бизнеса среди регионов с высокой базой стал Татарстан, со средней - Ростовская область, с низкой - Пензенская область1.
С ноября 2014 года Агентство стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями осуществляет формирование полномасштабного развертывания Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на всей территории страны. Методология рейтинга включает в себя 50 показателей по четырём направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства».
Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей (табл. 4).
Таблица 4
национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (по результатам пилотного апробирования Агентства стратегических инициатив в 21 регионе)
№ Регион Итоговый рейтинг Регуляторная среда Институты для бизнеса Инфраструктура и ресурсы Поддержка МСП
1 Калужская область I 1 1 1 1
2 Ульяновская область I 2 1 4 1
3 Красноярский край I 1 2 1 3
4 Республика Татарстан I 2 3 2 1
5 Костромская область I 2 2 3 2
6 Тульская область II 2 2 3 3
7 Краснодарский край II 1 4 2 4
8 Томская область II 3 4 3 2
9 Алтайский край II 3 1 4 5
10 Владимирская область III 4 3 3 4
11 Ростовская область III 3 4 2 5
12 Челябинская область III 4 4 3 2
13 Ленинградская область III 5 1 2 5
14 Самарская область IV 4 4 5 1
15 Хабаровский край IV 5 3 3 3
17 Москва IV 5 3 2 4
18 Республика Саха IV 5 4 3 1
19 Свердловская область V 4 5 2 4
20 Ставропольский край V 4 5 4 2
21 Санкт-Петербург V 5 5 2 3
22 Приморский край V 5 5 5 5
1Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации в создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности по итогам 2013 года. URL: http://government.ru/orders/13587/ (дата обращения: 19.12.2014).
Подобный рейтинг позволяет оценить состояние инвестиционного климата, включая результаты внедрения основных инструментов государственной политики и работу региональных властей в области его улучшения. К данным инструментам относятся федеральные и региональные нормативно-правовые акты, дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы, мероприятия, нацеленные на совершенствование инвестиционного климата, а также Региональный инвестиционный стандарт, включающий 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами1.
В последние годы произошёл значительный рост числа предприятий малого бизнеса в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоёмких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективному функционированию в структуре региональной экономики малого бизнеса способствуют экономические, социальные, политические, правовые и другие условия. В числе экономических условий можно выделить предложение товаров и спрос на них, объёмы денежных средств, которые могут быть выделены на покупки и т. д.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования и развития малого предпринимательства. В первую очередь это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие современным тенденциям, а также нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Существенную роль в деятельности малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, компетентного в современных методах ведения предпринимательской деятельности [1].
На развитие малого бизнеса оказывает своё влияние и политический аспект. В ответ на санкции со стороны США, Евросоюза и «примкнувших» к ним стран, применённые к российской экономике в 2014 году, руководством нашей страны были приняты соответствующие меры в виде запрета ввоза в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, местом происхождения которых являются указанные страны. Данный «обмен санкциями» неоднозначно повлиял на деятельность малого бизнеса в России. Так, субъекты малого предпринимательства, вовлечённые в сферу сельского хозяйства, получили дополнительный импульс к развитию, а, например, фирмы, желающие привлечь заёмные деньги, напротив, столкнулись с трудностями при получении кредитов, проценты за предоставление которых уже значительно увеличились.
Действуя в рамках правового поля, субъекты малого бизнеса напрямую зависят от государственной и региональной политики. На практике реализация целей и принципов политики в области развития малого предпринимательства достигается за счёт государственных и муниципальных закупок, стимулирующих производство небольшими фирмами конкурентоспособных товаров высокого качества, наукоёмкой и инновационной продукции. Рынок госзакупок постепенно становится «фундаментом» для развития субъектов малого предпринимательства, привлечённых к выполнению строительных, монтажных, пусконаладочных работ и оказанию различных услуг.
Новеллы законодательства, в частности ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с 1 января 2014 года, предусматривают обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее, чем пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок. Ещё одним нововведением, заимствованным из зарубежного опыта, явилась возможность установления заказчиками требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса2.
Сектор малого предпринимательства укрепляет свои позиции благодаря отсутствию в новом законе перечня товаров (работ, услуг), в соответствии с которыми осуществляются закупки у небольших фирм. Данное обстоятельство обусловлено широким спектром сфер малого бизнеса, ограничение которого не согласуется с принципом свободы предпринимательской деятельности.
Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. URL: http://www.asi.ru/regions/ rating/ (дата обращения: 19.12.2014).
2Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 10.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=171284;div=LAW;dst=100004,1;rnd=0.07456177845597267 (дата обращения: 19.12.2014).
Участие субъектов малого бизнеса в государственных и муниципальных заказах становится возможным благодаря инфраструктуре поддержки малого предпринимательства (рис. 2), под которой следует понимать систему организаций, деятельность которых направлена на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации программ бизнес-развития1.
акционерные инвестиционные фонды
и закрытые паевые инвестиционные фонды
государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства
бизнес-инкубаторы
агентства по поддержке экспорта товаров
центры коммерциализации и технологий
иннновационно-технологические центры
маркетинговые и учебно-деловые центры
промышленные, индустриальные и агропромышленные парки
центры прототипирования промышленного дизайна
центры поддержки субподряда
консультационные центры
инжиниринговые центры
государственные фонды поддержки научно-технической, инновационной деятельности
центры кластерного развития
Рис. 2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Наибольшее количество данных субъектов наблюдается в Центральном и Сибирском федеральных округах (233 и 114 субъектов соответственно), в то время как в Северо-Кавказском федеральном округе действует лишь один фонд поддержки малого предпринимательства [2].
В системе инфраструктуры развития малого предпринимательства ведущее место занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации, идея возникновения которой зародилась ещё при Петре I и в дальнейшем нашла поддержку Екатерины I, издавшей в 1727 году Указ, предписывающий «известному числу фабрикантов... хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться»2. Сегодня наличие в данной структуре территориальных отделений активизирует не только интегрирование национальной экономики в мировую хозяйственную систему, но и, в первую очередь, развитие региональной экономики.
Заметный вклад в укрепление региональной экономики также вносят появившиеся на территории России в 1990 году бизнес-инкубаторы, осуществляющие, наряду с предоставлением в аренду субъектам малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности (до 3-х лет) помещений, почтово-секретарские, юридические, бухгалтерские, консультационные, образовательные услуги. Также бизнес-инкубаторы готовы оказывать содействие в получении кредитов на развитие собственного дела и в выходе на местные рынки.
'Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=157188;div=LAW;dst=100005,0;rnd=0.7655722140334547 (дата обращения: 19.12.2014).
2Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Исторический очерк. URL: http://www.tpprf.ru/ru/history/ (дата обращения: 19.12.2014).
Представляется, что вовлечение субъектов малого предпринимательства в государственные и муниципальные закупки направлено на решение проблем не только малого бизнеса, но и региона в целом. Выявлению и устранению проблем развития субъектов РФ может способствовать выработка оптимальной стратегии развития региональной экономики, где главной целью является улучшение (повышение) условий, уровня, образа и качества жизни каждого человека, благоприятности места жительства людей, а также обеспечение комплексного и сбалансированного развития региона. Под комплексным развитием в данном случае следует понимать динамику полной, охватывающей все приоритетные сферы и направления развития региона совокупности общественно признанных показателей, измеряющих результаты социальных и экономических процессов. На пути к сбалансированному развитию, в первую очередь, нужно уделять внимание согласованности действий по основным направлениям социально-экономического развития, при которой улучшение показателей достигается путём максимально эффективного использования ограниченных ресурсов.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд неотложных задач, в число которых входит формирование среднего класса в структуре экономически активного населения, обеспечение конкурентоспособности (на уровне как предприятий, так и регионов), создание условий для развития всех форм собственности и хозяйствования, поддержка отечественного производителя. Учитывая важную роль малых предприятий в развитии региона, необходимо разрешить вопрос о предоставлении дополнительных преференций участникам государственных и муниципальных закупок, относящихся к субъектам малого бизнеса.
На сегодняшний день преимущества при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд распространяются в равной степени как на малые предприятия, так и на социально ориентированные некоммерческие организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Вместе с тем, именно преследование извлечения прибыли субъектами малого предпринимательства способствует формированию в структуре экономически активного населения среднего класса, отличающегося более высокой социальной устойчивостью.
Обеспечение равенства участия в государственных и муниципальных закупках субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям препятствует формированию конкурентной среды в региональной экономике, обеспечению занятости населения и развития самозанятости, увеличению доли товаров (работ, услуг) в объёме валового регионального продукта. Кроме того, отсутствие разграничения в преимуществах, которыми наделены коммерческие (малые предприятия) и некоммерческие (социально ориентированные) организации при осуществлении госзакупок, может привести к стагнации инфраструктуры развития малого предпринимательства и, как следствие, к потере у предпринимателей интереса реализовывать имеющийся потенциал в сфере госзаказа.
Важным механизмом в решении данной проблемы является реализация целевых комплексных, межфункциональных и функциональных программ, заложенных в стратегии развития регионов [7]. С учётом идей и общего замысла концепции регионального развития представляется возможным включить в отдельные целевые программы применение индивидуального подхода при осуществлении государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Так, государственные и муниципальные заказчики при определении предмета закупки товаров (работ, услуг), в которой должны принять участие субъекты малого предпринимательства, должны руководствоваться проведёнными территориальными органами Росстата исследованиями в части распределения малых фирм по видам экономической деятельности. Данное нововведение избавит от существующего формального подхода, при котором государственные и муниципальные заказчики имеют целью реализовать требования законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок, не ориентируясь при этом на истинные интересы малого бизнеса.
Проведённый статистический анализ показывает, что в 2012 году количество контрактов, заключённых в России с субъектами малого предпринимательства по процедурам, проведённым государственными и муниципальными заказчиками для субъектов малого предпринимательства, достигло 157 тысяч, что составило 14 % от общего количества заключённых контрактов. Несомненно, заключению контрактов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предшествовал сложный и длительный процесс, требующий наличие большого количества квалифицированных специалистов, силами которых в указанный период для малого предпринимательства было проведено 3673 конкурса, 76738 аукционов, 88179 запросов котировок, по результатам которых заключены контракты на общую сумму 117 млрд руб.
Вместе с тем затраты на обучение и оплату труда рабочих, специализирующихся на проведении торгов и запросов котировок, компенсируются той экономией, которая достигается благодаря наличию здоровой конкуренции в сфере госзаказа. Только в 2012 году при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства разница между суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов и ценой, предложенной малыми фирмами, составила 25 млрд руб.1
Данные показатели свидетельствуют о целесообразности поддержки субъектов малого предпринимательства, которая должна оказываться с учётом наиболее интересных и востребованных для малого бизнеса видов экономической деятельности.
Как показывают проводимые статистические исследования, наиболее актуальными сферами деятельности для малых фирм являются:оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий (39,3 %); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (20,4 %);строительство (11,5 %); обрабатывающие производства (9,6 %); транспорт и связь (6,5 %);сельское и лесное хозяйство (3,1 %); гостиницы и рестораны (2,8 %).
Включение в стратегию регионального развития рекомендаций государственным и муниципальным заказчикам по учёту этих исследований при определении предмета закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, позволит исключить случаи, когда предметом торгов для малого бизнеса становятся несвойственные для него товары, работы или услуги.
Следует признать, что реализация предложенных правил согласуется с региональными интересами, носителями которых помимо прочих субъектов являются и малые предприятия, функционирующие на наиболее подходящей для них по ряду показателей территории и стремящиеся к достижению своих экономических целей.
В современных условиях удельный вес закупок у СМП в рамках специализированных торгов заметно различается по федеральным заказчикам (табл. 5) и субъектам Российской Федерации (табл. 6). В 2013 году установленная квота для закупок у СМП (от 10 до 20 % общего объёма поставок) при проведении специальных торгов соблюдалась только двумя федеральными органами исполнительной власти - Росаккредитацией и Росимуществом.
Таблица 5
Топ-10 федеральных заказчиков у субъектов малого предпринимательства в рамках специализированных торгов в 2013 г.
Орган власти / госучреждение Объём заключённых контрактов и договоров с СМП в рамках спецторгов, млн руб. Доля в совокупном объёме заключённых контрактов с СМП в рамках спецторгов всех заказчиков, % Орган власти / госучреждение Доля стоимости контрактов и договоров с СМП в рамках спецторгов в общем объёме закупок органа / организации, %
Росавтодор 9726,1 22,2 Росак-кредитация 10,3
Минздрав 5515,4 12,6 Росимущество 10,0
МВД России 2767,7 6,3 Росстат 7,8
ФСС России 2227,7 5,1 ФСТ России 6,9
ФМБА России 2215,6 5,1 ФСТ России 6,9
Минобразования России 2066,0 4,7 Рособорон-поставка 6,8
Управление Президента Российской Федерации 1054,5 2,4 ФСС России 6,6
1Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. 124 с.
Судебный департамент при ВС РФ 942,9 2,2 ФМБА России 6,4
ПФР 839,1 1,9 КС РФ 5,9
ФСИН России 817,6 1,9 Минсельхоз России 5,8
Итого 28172,4 64,3 В среднем 1,8
В разрезе субъектов РФ можно отметить, что ни в одном регионе объём контрактов, заключённых в результате спецторгов с субъектами МП, в удельном весе не достигали 10 % от общего объёма заключённых контрактов. У региона-лидера - Калининградской области - этот показатель в 2013 году составлял 7,6 %, у субъектов РФ в последней десятке колебался от 0,6 % до 2,0 %. При таких обстоятельствах должны активизировать свою работу контролирующие органы всех уровней власти, в частности ФАС России и её территориальные управления, наделённые полномочиями не только признать факт несоблюдения предусмотренной для СМП квоты, но и привлечь к ответственности конкретных должностных лиц за нарушения, влекущие за собой нарушение прав и законных интересов малого бизнеса.
Таблица 6
Субъекты РФ с наибольшей долей стоимости контрактов, заключённых с СМП в рамках специализированных торгов, в общем объёме заказа и субъекты РФ с наименьшими значениями показателя
С наибольшей долей (топ-10 в порядке убывания) С наименьшей долей (топ-10 в порядке возрастания)
Субъект РФ Доля, % Субъект РФ Доля, %
Калининградская область 7,6 Республика Калмыкия 0,6
Республика Алтай 6,9 Белгородская область 0,8
Чувашская Республика 6,3 Чеченская Республика 1,2
Липецкая область 6,0 Амурская область 1,3
Вологодская область 5,7 Карачаево-Черкесская Республика 1,4
Ульяновская область 5,5 Еврейская а. о. 1,6
Волгоградская область 5,5 Республика Татарстан 1,7
Курская область 5,4 Московская область 1,8
Воронежская область 5,3 Ямало-Ненецкий а.о. 1,8
Владимирская область 5,2 Республика Тыва 2,0
В среднем по субъектам РФ - 4,4 %
В настоящее время имеет место проблема статистического учёта и отслеживания установленных для участия малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках квот. При этом существует два официальных источника информации - статистическое наблюдение Росстата и официальный портал государственных и муниципальных закупок - в соответствии с которыми к преимущественной статье для СМП в 2013 году относились закупки, проводимые в форме котировок (до 500 тыс. руб.) и так называемые закупки в малых объемах (до 100 тыс. руб.). Суммарно в этот период доля этих двух форм закупок составила в общем государственном и муниципальном заказе 6,5 % и различалась в зависимости от уровня и вида закупки.
В разрезе муниципальных закупок заметное место занимают закупки путём котировок. Муниципальные закупки характеризуются меньшими средними значениями стоимости контракта, чем государственные - 1,3 млн руб. и 3,1 млн руб. соответственно. Суммарно доля контрактов и договоров, заключенных по итогам специализированных торгов для субъектов МП, котировок и с единственным поставщиком в малых объемах, по государственным закупкам составила в 2013 году 7,0 %, в то время как по муниципальным - 20,1 %.
На основе приведённых данных возможно презюмировать, что норма о квотировании закупок для субъектов МП соблюдалась на уровне муниципальных закупок, в тоже время в отношении государственного заказа так утверждать нельзя - доля котировок, закупок малого объёма и закупок на специализированных торгах в сумме до нижнеи границы квоты (10 %) не доходит1.
Рис. 3. Доля отдельных форм закупок в общем объёме государственных и муниципальных закупок
за 2010-2013 годы
Вышеизложенное доказывает, что малые предприятия, выступая первичной ячейкой региональной экономики, способны активно развиваться на основе системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Непростая экономическая ситуация в нашей стране послужила поводом для смены «полюсов интереса» малых фирм, которые вместо традиционного ведения предпринимательской деятельности вынуждены были переориентироваться на выполнение государственных и муниципальных заказов, приносящих гарантированный доход.
Можно сделать вывод о том, что в ближайшей и среднесрочной перспективе является необходимым разработать меры по снижению размеров (цены) проводимых торгов и дроблению их на лоты в целях повышения возможности участия в государственных и муниципальных закупкахмалого предпринимательства, не обладающего большим арсеналом финансовых, трудовых и других ресурсов. Следует объективно разобраться в причинах, препятствующих привлечению малого бизнеса к госзаказу на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
Установлено, что значительная территориальная дифференциация проявляется при рассмотрении условий для ведения малого бизнеса по субъектам РФ. Большее внимание следует уделить и проблеме неравномерной территориальной организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на разрешение которой должна быть направлена региональная политика, реализуемая при разработке и внедрении программ развития.
1О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу. URL:http://tpprf.ru/ru/business/materials/ (дата обращения: 19.12.2014).
Список литературы
1. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 495 с.
2. Ершова И. В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение. М: Юриспруденция, 2014. 460 с.
3. Тупчиенко В. А. Государственная экономическая политика: учеб. пособие. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2010. 663 с.
4. Шарыгин М. Д., Балина Т. А., Столбов В. А. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. иссл. ун-та, 2012. 272 с.
5. Шарыгин М. Д., Ковылов В. К. Регионоведение: учеб. пособие. Воронеж: Лексикон, 2004. 200 с.
6. Шарыгин М. Д. Современные проблемы экономической и социальной географии: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. 427 с.
7. Шарыгин М. Д., Гагарский М. Д. Теоретические основы размещения производительных сил и экономика районов: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. 227 с.
References
1. Gorfinkel' V. Ya., Shvandar V. A. Malyi biznes. Organizatsiya, ekonomika, upravlenie: ucheb. posobie. Izd. 3-e, pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2012. 495 s.
2. Ershova I. V. Maloe i srednee predprinimatel'stvo: pravovoe obespechenie. M: Yurisprudentsiya, 2014. 460 s.
3. Tupchienko V. A. Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika: ucheb. posobie. M.: YuNITI-DANA, 2010. 663 s.
4. Sharygin M. D., Balina T. A., Stolbov V. A. Regional'naya ekonomika i upravlenie: ucheb. posobie. Perm': Izd-vo Perm. gos. nats. issl. un-ta, 2012. 272 s.
5. Sharygin M. D., Kovylov V. K. Regionovedenie: ucheb. posobie. Voronezh: Leksikon, 2004.
200 s.
6. Sharygin M. D. Sovremennye problemy ekonomicheskoi i sotsial'noi geografii: ucheb. posobie. Perm': Izd-vo Perm. un-ta, 2008. 427 s.
7. Sharygin M. D., Gagarskii M. D. Teoreticheskie osnovy razmeshcheniya proizvoditel'nykh sil i ekonomika raionov: ucheb. posobie. Perm': Izd-vo Perm. un-ta, 2005. 227 s.
Статья поступила в редакцию 19.12.2014