Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства в регионах России на основе бизнес-инкубирования'

Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства в регионах России на основе бизнес-инкубирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS INFRASTRUCTURE / BUSINESS INCUBATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анненкова Алла Анатольевна, Давыдова Лариса Владимировна, Самостроенко Георгий Максимович

Рассмотрены тенденции развития субъектов малого предпринимательства ЦФО, обобщены проблемы бизнес-инкубирования в России, приведена классификация бизнес-инкубаторов по целям создания, предложены меры содействия развитию объектов инфраструктуры малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анненкова Алла Анатольевна, Давыдова Лариса Владимировна, Самостроенко Георгий Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR SMALL BUSINESS IN THE REGIONS OF RUSSIA ON THE BASIS OF BUSINESS INCUBATION

The tendencies of development of small business CFO, summarized the problems of business incubation in Russia, a classification of business incubators for the purposes of creation, proposed measures to promote the development of infrastructure of small businesses at the federal, regional and municipal levels.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства в регионах России на основе бизнес-инкубирования»

УДК [334.012.64:334.021](470.3)

АННЕНКОВА А.А., ДАВЫДОВА Л.В., САМОСТРОЕНКО Г.М.

Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства в регионах России на основе бизнес-инкубирования

Рассмотрены тенденции развития субъектов малого предпринимательства ЦФО, обобщены проблемы бизнес-инкубирования в России, приведена классификация бизнес-инкубаторов по целям создания, предложены меры содействия развитию объектов инфраструктуры малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктура малого предпринимательства, бизнес-инкубирование.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью национальной экономики. Вместе с тем доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 20-22%, тогда как в странах ЕС этот показатель составляет в среднем порядка 70%, в Японии - 60%, в США - 40%, в Китае - более 60%.1 То есть мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в нем малого, среднего и крупного бизнеса.

По состоянию на 01.01.2012 г. в России было зарегистрировано 6 млн. субъектов малого предпринимательства, в том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей. Растет вклад малых предприятий в основные экономические показатели: доля малого бизнеса в ВВП выросла с 21% в 2008 г до 22,5% в 2012 году, доля экономически активного населения, занятого в секторе малого предпринимательства, достигает 25% (16,8 млн. чел.)2.

В настоящее время лидером среди федеральных округов по числу малых предприятий и количеству занятых в них выступает ЦФО. В округе сосредоточено 30,7% малых предприятий страны. Весомую

долю вносят г. Москва и Московская область, где в совокупности действуют почти 17% всех малых предприятий России и работают более 12,5% занятых в данном секторе по стране (таблица 1).

Более полное представление о размере сектора МСП в регионах ЦФО дают относительные показатели: количество субъектов МСП на 1 тыс. чел.; количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. чел.; доля занятых в секторе МСП в общем количестве занятых в экономике и некоторые другие.

По числу малых предприятий на 1 тыс. чел. населения в ЦФО на первом месте находится Ярославская область (19), на втором - г Москва (18), на третьем - Ивановская область (16). По числу индивидуальных предпринимателей на каждую тысячу жителей на первом месте находится Брянская область (33), на втором месте - Белгородская (29), на третьем - Курская область (28).

Отраслевая структура МСП в ЦФО, как и в стране, имеет существенный перекос в сторону оптовой и розничной торговли. Оборот МСП в данном секторе на порядок превышает его величину в других секторах, включая обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в ЦФО в 2012 г3.

Число малых предприятий 2012 г: Число замещенных рабочих мест Инвестиции в основной капитал

тыс. единиц в % к итогу по России тысяч в % к итогу по России млн. рублей в %к итогу по России

Российская Федерация 231,2 100 6228,9 100 98135,4 100

ЦФО 71 30,7 1788,7 28,7 19833,9 20,2

Белгородская область 1,7 0,7 53,1 0,9 1212,4 1,2

Брянская область 1,6 0,7 44,8 0,7 543,8 0,6

Владимирская область 3 1,3 119,7 1,9 709,8 0,7

Воронежская область 3,1 1,4 147,3 2,4 2508,5 2,6

Ивановская область 2,2 1 52,2 0,8 439,5 0,4

Калужская область 1,9 0,8 62,6 1 613,2 0,6

Костромская область 1,2 0,5 37,1 0,6 295,9 0,3

Курская область 1,5 0,7 42,9 0,7 272,5 0,3

Липецкая область 1,5 0,6 44,1 0,7 389,9 0,4

Московская область 15,2 6,6 350,2 5,6 5987,7 6,1

Орловская область 1 0,4 32,8 0,5 104 0,1

Рязанская область 2,2 1 60,8 1 510,5 0,5

Смоленская область 1,6 0,7 45,5 0,7 2214,7 2,3

Тамбовская область 1,5 0,6 43,5 0,7 1000,6 1

Тверская область 2,5 1,1 63 1 1072,8 1,1

Тульская область 3 1,3 82,5 1,3 888 0,9

Ярославская область 2,6 1,1 69,4 1,1 489,3 0,5

г Москва 23,7 10,3 437,3 7 580,6 0,6

Результативность региональных систем поддержки малого предпринимательства по-прежнему остается невысокой.

Подобная ситуация зачастую объясняется тем, что при создании субъекта малого предпринимательства потенциальный российский предприниматель сталкивается с целым рядом проблем, основными из которых являются:

- выбор оптимальной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, создание и оформление уставных и регистрационных документов;

- аренда производственных, складских и офисных помещений;

- подбор персонала;

- поиск источников финансирования;

- организация качественного бухгалтерского учета и налоговой отчетности;

- оформление земельных, энергетических, имущественных и иных отношений;

- выбор оптимальной схемы управления;

- взаимоотношения с контролирующими организациями;

- коррупция и организованная преступность.

Большинство из отмеченных проблем возможно разрешить путем создания и развития в российских регионах бизнес-инкубаторов - организаций, создающих благоприятные условия на стартовой стадии развития малого предпринимательства путем предоставления комплекса услуг с тем, чтобы предприниматели могли сконцентрироваться на росте своего бизнеса.

Мировой и российский опыт показывает, что бизнес-инкубаторы ускоряют развитие малого предпринимательства в 7-22 раза, снижая число неудач в бизнесе до 20%4.

При реализации концепции бизнес-инкубирования на практике возникают такие проблемы, как отсутствие единого понятийно-категориального аппарата, неурегулированность вопросов организации финансирования и кредитования бизнес-инкубатора и др. Спектр основных проблем бизнес-инкубирования в России представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Проблемы бизнес-инкубирования в России

Проблема Содержание проблемы

Несовершенство нормативно-правового регулирования Правовая неопределенность статуса БИ; отсутствие понятийного определения налогооблагаемой базы; нерешенность вопроса по статусу, функциям, правам и обязанностям управляющей компании и взаимоотношений с собственником.

Отсутствие серьезной финансовой поддержки Необходимость серьезной финансовой поддержки государством создания БИ; неопределенность источников финансирования эксплуатации БИ; отсутствие утвержденного источника средств на обеспечение текущей деятельности БИ; неразвитость долгосрочного кредитования малого бизнеса; отсутствие страховки на имущество БИ.

Несовершенство организационно-финансовых механизмов деятельности Необходимость выбора оптимальной формы эксплуатации БИ; отсутствие четкого механизма обновления оборудования БИ; жесткая регламентация приобретаемого в рамках конкурса оборудования, ограничивающая возможности БИ; отсутствие инфраструктурных механизмов поддержки предприятия, вышедшего из БИ; слабая координация вновь создаваемых структур с действующей инновационной инфраструктурой - технопарками, инновационно-технологическими центрами, агентствами поддержки малого и среднего бизнеса, коучинг-центрами.

Несовершенство кадрового обеспечения Отсутствие системы подготовки компетентных кадров для работы в БИ (администрация, консультанты, эксперты); кадровое обеспечение инкубируемых малых предприятий и обучение предпринимателей; повышение компетентности государственных служащих и сотрудников организаций, осуществляющих поддержку предпринимательства.

Таблица 3 - Типология бизнес-инкубаторов по целям создания

Цель создания бизнес-инкубатора Характеристика бизнес-инкубатора

Ориентация на формирование и развитие бизнеса Бизнес-инкубаторы создаются для обеспечения начинающих предпринимателей помещениями и услугами на льготных условиях, чтобы облегчить создание новых фирм. В них реализуются программы обучения стартующих предпринимателей, профессиональной психологической поддержки и др. Генеральная цель - создание новых рабочих мест Пробные программы активно поддерживаются местными властями

Ориентация на специфический сегмент клиентов или определенный сектор Бизнес-инкубаторы работают лишь с узкой группой клиентов: сельским населением, молодежью, женщинами. Программы решают социальные проблемы, связанные с адаптацией в обществе отдельных групп населения

Ориентация на развитие продукта Бизнес-инкубаторы создаются для поддержки и развития идей по созданию нового продукта (технологии), как правило при инновационных и технологических центрах, университетах, научных парках при содействии власти территории, образовательных и промышленных структур

Ориентация на предоставление помещений Бизнес-инкубаторы ориентированы на получение прибыли от сдачи в аренду малым предприятиям площадей. Большинство из них функционируют на коммерческой основе как бизнес-центры

Ориентация на получение прибыли Цель бизнес-инкубирования - получение прибыли от аренды и предоставления услуг или от долевого участия или доходов от авторских прав малых предприятий

Ориентация на коммерциализацию технологий Бизнес-инкубирование ориентировано на перевод исследовательской работы на коммерческую основу и передачу технологий для использования в новых областях деятельности

Ориентация на экономическое развитие территории Бизнес-инкубирование направлено на стимулирование экономики территории, создание новых рабочих мест и расширение экономической базы на местах

В большинстве стран (Италия, Германия, Китай, США и др.) бизнес-инкубаторы получают существенную государственную помощь, причем в некоторых из них приняты специальные законы, определяющие статус и регламентирующие деятельность бизнес-инкубатора.

Для осуществления координации деятельности в 1997 году российские бизнес-инкубаторы создали ассоциацию - НП «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», в рамках которого насчитывается свыше 70 организаций в 40 регионах России.

Классификация бизнес-инкубаторов, основанная на определении целей их создания, представлена в таблице 3.

Основными критериями эффективности деятельности бизнес-инкубатора являются его финансовая устойчивость, число фирм, «выпущенных» за время существования, число рабочих мест, созданных предприятиями-арендаторами, их успешность. Как правило, время пребывания малых предприятий в инкубаторе составляет около 3-х лет. Этот срок считается достаточным для выяснения степени жизнеспособности.

Инкубирование предпринимательских структур является одним из инфраструктурных механизмов поддержки предпринимательства, рассчитанных на долгосрочный период. Бизнес-инкубаторы содействуют развитию малых и средних предприятий, как правило, инновационного типа.

Государственные приоритеты в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. представлены в таблице 45.

Вместе с тем объём инновационной продукции в целом в России пока составляет

3% от общего объема промышленной продукции. Основной проблемой остается отсутствие частного венчурного капитала, который отпугивают высокие системные риски. В качестве первоочередных задач для развития венчурного инвестирования следует назвать:

- поиск новых организационно-правовых форм для венчурного инвестирования;

- развитие системы экспертизы, юридических, информационных и бухгалтерских услуг;

- расширение направлений финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий с использованием механизмов грантового и возвратного финансирования.

В целях содействия повышению активности малого инновационного предпринимательства целесообразно рекомендовать:

на макроуровне

1. Разработать механизмы формирования фондов венчурных инвестиций и правила входа инвесторов в малые инновационные предприятия, учитывающие особенности венчурного бизнеса и передовой мировой опыт.

2. Разработать методику определения малого инновационного предприятия, закрепить его правовой статус.

3. Принять решения, предусматривающие для бюджетных организаций науки и образовательных учреждений право предоставлять создаваемым ими хозяйствующим субъектам, бизнес-инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имуще-ствова в аренду на льготных условиях.

Таблица 4 - Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства (в части развития объектов инфраструктуры)

Мероприятие Цэлевые показатели 2009-2011 гг Средства федерального бюджета, млрд руб. Целевые показатели 2020 г.

Региональные и муниципальные бизнес-инкубаторы 120 объектов 4,8 500 объектов

Региональные венчурные фонды 30 фондов 10,0 30 фондов

Региональные фонды прямых инвестиций 30 фондов 4,8 85 фондов

Гранты стартующим предпринимателям 100 000 грантов 10,8 250 000 грантов(ежегодно)

Региональные фонды поручительств 85 фондов 5,0 85 фондов

Промышленные парки, технопарки 40 объектов 6,3 100 объектов

4. Предоставить бюджетным организациям науки и образовательным учреждениям право вносить в уставный капитал создаваемых ими хозяйствующих субъектов не только права интеллектуальной собственности, но и материальные активы, находящиеся в их собственности.

5. Разработать меры налоговой поддержки для малых инновационных предприятий, включая введение налоговых каникул (освобождение от налога на имущество, в части нематериальных активов, на срок до достижения безубыточности).

6. Разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых инновационных предприятий:

- крупными промышленными предприятиями;

- государственными и муниципальными заказчиками.

7. Создать нормативно-правовую базу для расширения практики паритетного (50% центр - 50% регион) финансирования региональных научных и инновационных проектов.

8. Разработать нормативно-правовую базу, позволяющую использовать имущество промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности, для нужд бизнес-инкубирования малых предприятий, стимулирующую развитие бизнес-инкубаторов малого бизнеса на промышленных площадях.

на мезоуровне:

1. Активизировать возможность принятия региональных законов о государственной поддержке инновационной деятельности.

2. Разработать областные целевые программы, направленные на создание целостной системы инновационного развития, обеспечивающие развитие малого, среднего и крупного бизнеса и насыщение рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукцией. В рамках программы предусмотреть разделы:

- поддержка инновационных проектов и развитие научно-технологической базы территориально-производственных кластеров, в том числе в сфере технологий машиностроения, энергосберегающих и информационных технологий;

- подготовка специалистов в сфере инновационной деятельности.

3. При реализации кластерной политики учитывать приоритетные направления развития инновационной сферы, сформулированные Президентом РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Осуществить меры по созданию благоприятных условий (законодательные, организационные, финансовые, имущественные) для формирования муниципальных инновационных кластеров, создание новых и развитие (рост) существующих малых инновационных предприятий с участием молодежи.

5. Сформировать реестр малых инновационных предприятий региона и предусмотреть перечень возможных льгот, государственных гарантий для данной категории хозяйствующих субъектов.

6. Создать профильные тематические информационные ресурсы:

- региональный портал, объединяющий инновационные проекты и разработки, информационные ресурсы региональной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства и иные ресурсы по данной тематике;

- тематические сайты по различным аспектам инновационного предпринимательства, в том числе направленные на развитие территориальных инновационных кластеров, продвижение продукции инновационных предприятий.

на муниципальном уровне:

1. Сформировать механизмы, которые могут эффективно использовать 20% квоту малых предприятий в государственных и муниципальных закупках, в частности малых инновационных предприятий, определяемую Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Разработать и согласовать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии, программы развития инновационного предпринимательства и молодежного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение.

3. Обеспечить информирование молодых предпринимателей об условиях, правилах работы, элементах государственной

инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, действующих на территории соответствующего муниципального образования.

4. Осуществить дополнительные меры по поддержке и развитию субъектов инновационной инфраструктуры:

- выделение помещений, средств на софинансирование расходов бизнес-инкубатора на ремонт помещений, оснащение необходимым оборудованием и техникой;

- оказание содействия созданию сети бизнес-инкубаторов на муниципальном уровне через подготовку кадров, организационно-методическое обеспечение;

- рассмотреть возможность выделения помещений под создание молодежных бизнес-инкубаторов на базе крупных производств, государственных научных центров с возможностью пользования оборудованием арендодателя для производства опытно-конструкторских работ.

Подобные меры позволят повысить эффективность инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства, усилить правовые и эконо-

мические механизмы, обеспечивающие вовлечение субъектов предпринимательства в инновационную сферу экономики.

Таким образом, реализация на региональном уровне такого инструмента содействия развитию предпринимательства, как создание бизнес-инкубаторов, позволит региональным органам власти проводить эффективную политику в сфере развития сектора малой экономики.

1 Виленский А.В. Малый и средний бизнес в крупном мегаполисе. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. 488 с. С. 15.

2 Глебов С.Н., Петраков М.А. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России // Российское предпринимательство. 2013. № 9 (231). С. 63-68.

3 cfo.gov.ru/media/files/d3c8/3b8c/facd

4 Борисоглебская Л.Н., Викторова Н.Г., Не-хорошков В.Ю. Налоговые риски малых предприятий бизнес-инкубатора // Российское предпринимательство. 2012. № 20. С.180-188.

5 Анненкова А.А., Поздняков А.В. Государственная политика содействия развитию инфраструктурного обеспечения малого инновационного предпринимательства // Креативная экономика. 2011. № 7. С. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.