Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Владимирской области)'

Стратегия инновационного развития малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Владимирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / INNOVATION / FORMS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Ю., Шустров Л.

Рассматриваются проблемы развития малого и среднего предпринимательства на субфедеральном уровне на примере Владимирской области. Дается оценка действующих программ по совершенствованию управления малыми и средними предприятиями в регионе. Представлены варианты инновационных проектов развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев Ю., Шустров Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGY FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION (ON AN EXAMPLE OF VLADIMIR REGION)

The paper is dedicated to the issues of small and medium entrepreneurship at the sub federal level on an example of Vladimir region. The author offers an assessment of existing programs for management improvement of small and medium enterprises in the region as well as variants of innovative projects for small and medium business development.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Владимирской области)»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2012

Ю. ДМИТРИЕВ доктор экономических наук, профессор Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Л. ШУСТРОВ кандидат экономических наук, заместитель директора Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕГИОНЕ (на примере Владимирской области)

Рассматриваются проблемы развития малого и среднего предпринимательства на суб-федеральном уровне на примере Владимирской области. Дается оценка действующих программ по совершенствованию управления малыми и средними предприятиями в регионе. Представлены варианты инновационных проектов развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова; малое и среднее предпринимательство, инновационная деятельность, формы поддержки малого и среднего бизнеса.

Одной из возможностей по формированию национальных инновационных систем и получению инновационных преимуществ за счет объединения усилий государства и бизнеса в исследованиях и внедрении инноваций на предприятиях является создание благоприятных условий для развития инновационного бизнеса на предприятиях малых и средних форм. Опыт США, Японии и других стран с развитой рыночной экономикой показывает, что стимулирование развития малого и среднего инновационного предпринимательства способно вывести страну в мировые лидеры. Это наиболее эффективный и быстрый путь разработки и внедрения научнотехнической продукции, а также новых технологий, получение конкурентных преимуществ на федеральном и региональном уровнях.

Владимирская область обладает достаточно большим научно-техническим и инновационным потенциалом. Этому способствует наличие

многоотраслевой экономики, значительное сосредоточение предприятий оборонного комплекса, а также сотрудничество местных ученых с научными центрами Москвы и соседними регионами.

По данным комитета по промышленной политике и науке администрации Владимирской области, на территории области находятся 38 организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками (без учета малых предприятий). Среди них: 65,8% составляют научно-исследовательские институты и конструкторские бюро; 21,15% -промышленные предприятия, выполняющие научные исследования и разработки; 5,3% - высшие учебные заведения.

На территории региона расположены следующие научные организации: ГУП РФ Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей; Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья; ОАО «Полимерсинтез»; ГНИИЦ РФ «Радуга»; ГУ «Российский научноисследовательский институт импульсных тепловых машин»; ГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал»; филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»; Конструкторское бюро «Арматура»; Владимирский государственный университет; Ковровская государственная технологическая академия; ГНУ «Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

Общая численность работников в организациях науки составляет около 10 тыс. чел. Однако следует отметить, что по сравнению с 1990 г. численность научных работников уменьшилась вдвое, и всего одну треть исследователей составляют научные работники в возрасте до 40 лет. Сокращение численности научных кадров отразилось на инновационной деятельности предприятий. Инновационной деятельностью в промышленности занимаются только около 8% предприятий. По экспертным оценкам, доля научно-технической и инновационной составляющей в ВРП составляет 3%, без учета деятельности ВУЗов.

В целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в инновационной сфере во Владимирской области принят и действует областной Закон от 24.03.99 № 58 «О научно-технической политике, мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области». Также функционирует Комиссия по рассмотрению предложений о государственной аккредитации научных организаций Владимирской области, создана комиссия по нанотехнологиям.

Начиная с 1995 г. деятельность государственных и региональных структур Владимирской области по поддержке и развитию предпринимательства инновационной сферы строилась в рамках Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого пред-

принимательства в Российской Федерации». Данный закон устанавливал критерии определения малых инновационных предприятий, закреплял основы их поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В 1998 г. на территории Владимирской области был принят областной закон от 06.03.1998 № 9-ОЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области». В рамках этого закона создавалась и строилась региональная система поддержки предпринимательской деятельности, в которую составной частью встраивались интересы инновационной сферы. Главным координирующим органом на уровне области являлся Центр поддержки предпринимательства (ЦПП), который впоследствии был реорганизован в Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области.

В июле 2007 г. принят федеральный закон № 209-ФЗ от 14.07.07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в законную силу с 01.01.08 г. Данным законом были определены новые направления формирования данного сектора экономики, разграничены полномочия федеральной, региональной и местной власти по развитию МСП, определены меры по обеспечению равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке.

На основании положений данного закона разработана областная целевая программа содействия развитию МСП. Она представлена тремя блоками: государственным, общественным и обеспечивающим.

Государственный блок представлен Департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг. Его задачи сводятся к формированию и осуществлению государственной политики администрации области в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса (МСБ), включая инновационную сферу.

В общественный блок входят:

- Общественный Совет по развитию МСБ торговли и сферы услуг при Губернаторе области, в задачи которого входит построение эффективных механизмов по взаимодействию органов государственной власти с представителями МСБ;

- Общественные объединения МСБ;

- Проектный антикризисный комитет Владимирской области, который отвечает за экспертизу бизнес-проектов, включая проекты инновационной сферы, являющихся соискателями государственной финансовой и иной поддержки;

- Владимирская областная ассоциация специалистов по управлению и экономике, которая обеспечивает МСБ услугами в области консалтинга, мониторинга экономического состояния и уровня развития

бизнеса организаций области, находящихся в кризисной ситуации. Оказывает помощь по финансовому оздоровлению, реформированию и реструктуризации предприятий, проводит маркетинговые исследования рынка;

- НП «Ассоциация операторов рынка алкогольной продукции Владимирской области» представляет интересы МСБ, включая инновационную сферу, при формировании законодательных и иных нормативно-правовых актов, областных целевых программ и проектов; построение конструктивного диалога между бизнес-сообществом и государством.

Обеспечивающий блок представлен:

- Владимирским областным фондом поддержки малого предпринимательства, который осуществляет кредитно-финансовую поддержку бизнес-проектов и программ;

- Владимирским инновационно-технологическим центром, который поддерживает развитие МСБ в наукоемкой и инновационной сфере;

- Межрегиональным маркетинговым центром, который отвечает за содействие в продвижении производимых МСБ товаров и услуг;

- Бизнес-инкубаторами в городах Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром, которые будут предоставлять начинающему бизнесу на льготных условиях коммунальные услуги, производственные площади, офисные помещения, бухгалтерское, консультационное, информационное и иное сопровождение бизнеса.

В стадии становления находятся ГАО «Фонд развития и гарантий малого и среднего бизнеса». Перед ним поставлены задачи по обеспечению субъектов МСБ, включая МСБ инновационной сферы, гарантиями, необходимыми для получения кредитных ресурсов, оборудования в лизинг, а также предоставление МСБ микрозаймов.

Действующие областные целевые программы также предусматривают финансовую помощь предпринимательским структурам, реализующим бизнес-проекты, использующие наукоемкие технологии. В рамках данных программ реализуются (и уже показали положительные результаты) механизмы льготной финансовой поддержи субъектов МСП, использующих наукоемкие технологии.

Ежегодно на поддержку инновационной деятельности в сфере МСП из средств областного бюджета выделяется от 1,5 до 4,0 млн руб. Кроме того, на реализацию инновационных пилотных проектов выделяются и средства самих предприятий - в объеме более 20 млн руб. ежегодно. Финансирование инновационных проектов содействовало техническому перевооружению предприятий, способствовало созданию новых наукоемких продуктов на сумму более 90 млн руб.

Итоги реализации областных целевых программ содействия развитию МС показали, что применяемые финансовые механизмы поддержки

Таблица 1

ЭШОТ-анализ развития МСП во Владимирской области

Сильные стороны

- Областные целевые программы содействия развитию малого и среднего бизнеса, включающие и механизмы поддержки инновационного бизнеса;

- Механизмы предоставления обеспечения (гарантий) по обязательствам субъектов МСБ инновационной сферы перед кредитными организациями, лизинговыми компаниями;

- Действенные механизмы прямого субсидирования инновационных проектов, а также возмещения части затрат, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры, а также предоставления МСП инновационной сферы грантов на создание собственного бизнеса;

- Возможности предоставления субъектам МСП мест в создающихся бизнес-инкубаторах.

Возможности

- Особое внимание со стороны органов государственной власти региона к развитию МСП;

- Наличие высокого промышленного потенциала;

- Равномерное распределение по территории Владимирской области промышленных предприятий;

- Развитая транспортная сеть - комплексное развитие дорожного сервиса и логистики;

- Формирование и развитие рыночноориентированной инфраструктуры по поддержке научной и инновационной деятельности;

- Формирование системы саморегулирования предприятий МСБ научной и инновационной сферы;

- Наличие отработанных механизмов участия Владимирской области в федеральных программах по софинансированию региональных программ поддержки МСБ;

- Развитая сеть межрегиональных связей.__________

Ю Дмитриев, А. Шустрое

Окончание табл. 1

Слабые стороны

- Отсутствие активно действующего научного «ядра», способного генерировать новые научные и инновационные разработки;

- Отсутствие государственных механизмов по снижению инновационных рисков;

- Низкая квалификация управленческого персонала МСП;

- Отсутствие механизмов саморегуляции в инновационном бизнесе;

- Низкий уровень фондовооруженности субъектов МСП;

- Затрудненный доступ МСП к финансовым ресурсам как для финансирования принципиально новых разработок, так и разработок, связанных с улучшением производимого продукта;

- Затрудненный доступ МСП к имущественным комплексам, находящимся в федеральной, региональной и муниципальной собственности;

- Низкий спрос на инновационные продукты у большинства предприятий;

- Высокая стоимость нововведений;

- Длительные сроки окупаемости нововведений._____________

Угрозы

- Отсутствие рынка новых технологий и инновационных разработок;

- Отсутствие необходимых мотивов для развития научной и инновационной составляющей в секторе МСБ экономики региона;

- Значительная инертность бизнес-сообщества;

- Рост цен на энергоносители;

- Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов;

- Инновационная инфраструктура не отвечает современным требованиям.

Стратегия инновационного развития малого и среднего предпринимательства...

бизнес-проектов, использующих наукоемкие технологии, зарекомендовали себя с положительной стороны, подтвердили свою эффективность и способствовали освоению новых видов технологий, а также повышению конкурентоспособности производимой продукции.

В настоящее время, в рамках действующих областных целевых программ содействия развитию инновационного бизнеса, в значительной степени расширяется перечень форм и видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В том числе обеспечивается возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по привлеченным кредитам, для пополнения основных фондов в кредитных организациях (в форме субсидий). Осуществляется возврат части затрат субъектов предпринимательской деятельности по лизинговым платежам (в форме субсидий), а также затрат, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - к электросетям, водоснабжению, теплоснабжению, канализации и др. (в форме субсидий). Предоставляются микрозаймы субъектам МСП и проводится софинансиро-вание муниципальных программ (в форме субсидий).

В результате проводимой политики общее количество организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, увеличилось до 35 единиц. Из них, по экспертным оценкам, около 30 предприятий относятся к сфере малого инновационного предпринимательства, то есть от 0,35% до 0,40% от общего числа малых предприятий. Доля малого предпринимательства в объеме ВРП области возросла по сравнению с 2000 г., на 5,2 процентных пункта и составила 10,7%. При этом среднесписочная численность работников малого предпринимательства, включая инновационные, выросла в 2 раза, что означает создание 53 тыс. дополнительных рабочих мест.

Следует отметить, что за последние годы повысилась социальная эффективность деятельности МСП. Доля работников этой сферы от среднесписочной численности работников Владимирской области возросла с 9,3% в 2000 г. до 40,1% в 2010 г. Объем отгруженных товаров собственного производства на поддержку МСП области возрос в 2,9 раза и составил 34270,8 млн руб. в действующих ценах. Доля оборота этого сектора от общего оборота организаций области составляет в настоящее время 20%. По этому показателю Владимирская область занимала 3 место в ЦФО после Москвы и Московской области. Оборот предприятий МСП в обрабатывающих производствах увеличился в 3 раза и составил 20757,4 млн руб. Объем инвестиций в основной капитал малого предпринимательства в 2011 г. составил, по предварительным оценкам, более 7 млрд руб., что, в действующих ценах, более чем в 12 раз больше аналогичного показателя 2000 г. Изменилась структура инвестиций. Наибольшую долю в них занимают обрабатывающие производства - 31,3% и строительство - 29,7%.

Вместе с тем развитие МСП инновационной сферы в значительной степени сдерживается из-за наличия определенных проблем. Для оценки перспектив развития инновационных малых и средних предприятий региона, по мнению авторов, необходимо рассмотреть основные возможности и угрозы для предприятий этой сферы, а также сильные и слабые стороны социально-экономического состояния Владимирской области, с учетом ее географического положения, имеющегося научного, промышленного, человеческого и историко-культурного потенциала. Данные материалы представлены в табл 1.

Необходимо заметить, что успешное выполнение программы развития МСП инновационной сферы во многом зависит от ресурсного и финансового обеспечения. За последние годы доля расходов регионального бюджета на развитие МСП составила от 0,2 до 0,3%. Доля же расходов на развитие МСП инновационной сферы на порядок меньше. В дальнейшем финансовое обеспечение мероприятий по развитию МСП региона намечено осуществлять в качестве основного приоритета. В целом финансовое обеспечение мероприятий развития МСБ инновационной сферы до 2020-2027 гг., по экспертным оценкам, составит от 395 до 433 млрд руб., в том числе средства областного бюджета - в объеме 19-21,5 млрд руб., привлеченные средства из иных источников - 375410 млрд руб. (см. табл. 2).

В целях повышения эффективности реализации намеченных мер разработчик программы - Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области наделен функциями координатора по выполнению программных мероприятий, по обобщению и анализу сводной финансовой информации. Объемы финансирования программ носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.

В ходе выполнения предложений, направленных на развитие МСП научной и инновационной сферы, может изменяться финансовое обеспечение мероприятий, проектов и программ.

В этих случаях пропорции смещения и конкретные объемы и формы финансирования программ и проектов, а также мероприятий, направленных на поддержку инновационного предпринимательства, определяются соответствующим органом в рамках утвержденных порядков формирования портфеля научных и инновационных проектов, представляемых МСП, а также регламентом внедрения инноваций.

Особое значение для выполнения намеченных мер по развитию предприятий МСП инновационной сферы имеет подготовка высококвалифицированных кадров. Подготовку кадров для инновационного бизнеса планируется осуществлять через специализированные объекты инфраструктуры, выбранные на конкурсной основе для исполнения соответ-

Таблица 2

Ресурсное обеспечение приоритетов развития МСП региона (в млрд руб.)

Приоритеты Ресурсное обеспечение

област- ной бюджет иные источ- ники всего

Законодательная и нормативно-правовая поддержка развития МСП. - 0,01 0,01

Формирование мер по кредитно-финансовой поддержке инновационного МСП.

Формирование и развитие инфраструктуры поддержки и развития инновационного МСП. 0,25-0,3 2,25-2,7 2,5-3,0

Формирование благоприятных условий для создания на территории Владимирской области системы саморегулирования субъектов МСП инновационной сферы. 0,001-0,015 0,35-0,42 0,36-0,43

Развитие системы подготовки кадров для инновационного бизнеса. 0,3-0,35 2,7-3,1 3-3,45

Содействие в повышении фондовооруженности и создание условий для обновления основных фондов субъектов МСП инновационной сферы за 3-5 летний период. 19 - 21 370 - 405 389 - 426

ИТОГО: 19,5-21,5 375 - 410 395 - 433

ствующих государственных задач. Как один из возможных вариантов, на роль объектов инфраструктуры по данному направлению могут претендовать бизнес-инкубаторы, ВУЗы, научно-исследовательские организации и иные заинтересованные структуры.

Как показывают расчеты, выполнение намеченных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства инновационной сферы позволит к 2020-2027 гг. создать благоприятный инновационный климат в регионе, побуждающий МСП к инновационному развитию. Итогом создания благоприятного климата и роста инновационной активности в регионе станет:

- увеличение доли предприятий МСП, использующих инновационные технологии до уровня западных стран с развитой рыночной экономикой - до 45-50% от общего числа субъектов МСП;

- повышение уровня эффективности и конкурентоспособности данного сектора экономики региона;

- увеличение количества занятых на предприятиях МСБ, деятельность которых связана с инновационными технологиями до 40-45% от общего числа занятых на предприятиях МСБ;

- рост доли МСБ инновационной сферы в ВРП, до 40-45% от общего вклада данного сектора экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планируется сформировать рынок инновационной продукции, новых технологий и инновационных разработок, а также обеспечить потребность экономики региона в этих продуктах. Создать эффективную комплексную рыночноориентированную инфраструктуру поддержки МСП инновационной сферы, способную обеспечить эффективную модернизацию производственного потенциала региона. Повысить уровень социальной ответственности предпринимательского сообщества и сформировать саморегулируемую систему государственно-частного партнерства в инновационной сфере, способную привлечь для решения государственных задач финансовые и материальные средства крупного бизнеса.

С учетом инновационного бизнеса, за период 2020-2027 гг. вклад доли предприятий этого вида деятельности в ВРП должен возрасти до 50-55%, а оборот инновационного бизнеса малых и средних форм - увеличиться до 800-1000 млрд руб. И, наконец, поставлена задача создать к 2015-2017 гг. «ядро» экономики инновационного типа и переориентировать к 2020-2027 гг. экономику региона на инновационную траекторию.

Реализация стратегии инновационного развития МСП Владимирской области позволит осуществить «структурный поворот» экономики региона на инновационный тип и создать надежную платформу для повышения производительности труда, качества и уровня жизни населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.