[1
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Главным стимулом для развития ГЧП в сфере общественного транспорта является возможность удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон в равной степени (см. табл.2). Однако, это возможно только при соблюдении ряда основополагающих принципов:
1. Существенный горизонт планирования в рамках ГЧП.
2. Высокая социальная ориентированность проектов ГЧП.
3. Взаимовыгодный характер партнёрства государства и коммерческой стороны в части прав, доходов, рисков и обязанностей.
4. Инициатива государственного партнёра для решения частным партнёром задач публичной власти.
5. Ограничение сферы партнёрства исключительно экономическими интересами.
Переход на принципы ГЧП открывает существенные перспективы и возможности для модернизации системы общественного транспорта региона/муниципалитета, что в свою очередь, позволит снизить негативные тенденции на анализируемом рынке и повысит удовлетворённость заинтересованных сторон в процессе достижения своих целей. Особенно важным в рамках данного исследования видится потенциал для повышения качества услуг общественного транспорта, возникающий за счёт использования механизмов ГЧП.
Литература
1. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества: ГОСТ Р 51004-96 — 1996. — Введ. 1997-01-01. — М. : Изд-во стандартов, 2012. — 12 с.
2. Уровень автомобилизации в России достиг 270 машин на 1 тыс. человек // Газета.ги. 2014. 24 марта. URL: http://www.gazeta. ru/auto/news/2014/03/24/n_6034053.shtml (дата обращения: 21.07.2014).
3. Берлин П.А. Городской общественный транспорт: как создать условия развития // Транспорт Российской Федерации. — 2012. — №3-4 — С. 4-5.
4. Шмарин А.А., Шмарин А.П. Оптимизация модели взаимодействия участников рынка пассажирских перевозок (на примере Оренбурга) // Региональные исследования / Смоленский гуманитарный университет. — 2014. — №2 (44) — С. 45-50.
5. Горячий С.А. Концессионная модель организации рынка коммунальных услуг // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». — 2012. — Вып.1. URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/441.pdf (дата обращения: 21.07.2014).
6. Поровская А.Я. Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнёрства // Вестн. Томского гос. ун-та. — 2009. — №328 — С. 131-134.
7. Максимов В.В. Государственно-частное партнёрство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов. — М.: Альпина Паблишер, 2010. — 178 с.
8. Аристов С.А. Пассажирский транспорт — сфера государственно-частного партнёрства // Транспорт Российской Федерации. — 2007. — №8 — С. 2-4.
9. Петухов К.А. Частно-государственное партнёрство в области общественного транспорта г. Перми: проблемы взаимодействия сторон // Вестн. Пермского ун-та. — 2010. — №1 — С. 123-137.
10. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. — М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. — 13 с.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.В. Шварова,
доцент кафедры государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье проводится исследование уровня развития малого бизнеса в Брянской области, проанализирована динамика и структура оборота малых предприятий региона. Обоснована роль и значение малого предпринимательства в региональном развитии. Определены субъекты институциональной структуры поддержки малого бизнеса в Брянской области и разработаны направления поддержки развития малого бизнеса в регионе.
Ключевые слова: Брянская область, малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, региональное развитие, региональная политика, инфраструктура предпринимательства
УДК 334 ББК 65.29
На современном этапе развития экономики любого региона большое значение имеет развитие малого бизнеса. Это обусловлено тем, что предприятия малого бизнеса не требуют крупных первоначальных инвестиций, гарантируют достаточно высокую скорость оборота используемых в их деятельности ресурсов, а потому они способны в наиболее короткие сроки решать проблемы, связанные с диверсификацией региональной экономики, формированием и насыщением регионального рынка потребительских товаров и услуг. Предприятия малого бизнеса способствуют поддержанию конкуренции в экономике региона, создают социальную опору общественному устройству, участвуют в формировании нового социального слоя общества.
1 68
Малое предпринимательство в настоящее время является тем ведущим сектором экономики, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового регионального продукта, состояние уровня занятости населения в регионе, что обусловливает необходимость разработки инструментов региональной политики, направленных на поддержание развития малого бизнеса.
Проведем анализ структуры и динамики основных показателей развития малого бизнеса в Брянской области в сравнении с другими регионами, входящими в состав Центрального федерального округа. В целом по ЦФО число малых предприятий за период 2008-2012 гг. увеличилось на 36,64% или на 151,4 тыс. предприятий. На протяжении исследуемого
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Таблица 1
Удельный вес малых предприятий в общем количестве предприятий региона за 2008—2012 гг., %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Абсолютное отклонение, п.п. 2012 г. к 2008 г.
Белгородская область 46,87 52,28 51,91 55,59 65,43 18,57
Брянская область 29,66 32,94 50,89 51,36 52,78 23,12
Владимирская область 26,04 47,45 48,68 54,49 51,10 25,06
Воронежская область 26,50 34,71 37,97 42,23 40,76 14,26
Ивановская область 25,90 28,45 51,64 55,03 59,61 33,71
Калужская область 34,96 41,62 39,43 42,97 46,70 11,75
Костромская область 27,00 38,28 41,36 45,01 46,89 19,89
Курская область 36,13 38,22 34,59 38,11 43,19 7,05
Липецкая область 36,75 47,15 49,77 56,94 59,33 22,58
Московская область 24,04 31,10 30,33 30,81 31,80 7,77
Орловская область 26,69 41,36 43,61 43,74 47,97 21,28
Рязанская область 22,48 32,71 36,26 38,70 44,78 22,30
Смоленская область 23,59 38,34 48,48 51,69 53,62 30,03
Тамбовская область 33,40 37,83 43,54 46,86 48,52 15,12
Тверская область 20,51 29,35 31,44 32,04 53,27 32,76
Тульская область 30,41 41,94 48,65 52,41 62,33 31,93
Ярославская область 32,83 50,10 52,42 57,24 58,39 25,56
г. Москва 20,41 18,78 17,37 20,02 18,83 -1,58
Рассчитано автором по [7]
периода (2008-2012 гг.) число предприятий малого бизнеса в Брянской области увеличилось на 80,95%. В 2008 г. по этому показателю в ЦФО Брянская область занимала 15 место (6,3 тыс. предприятий), а в 2012 г. — 14 место (11,4 тыс. предприятий). При этом темп прироста предприятий малого бизнеса в Брянской области находится на достаточно высоком уровне на фоне увеличения числа малых предприятий во всех регионах, входящих в ЦФО. Наибольший темп прироста предприятий малого бизнеса показывают Владимирская (в 2,02 раза), Ивановская (в 2,43 раза) и Смоленская области (в 2,41 раза), наименьший — г. Москва (10,89%). По темпам прироста предприятий малого бизнеса в 2012 году по сравнению с 2008 годом Брянская область занимает 8 место в ЦФО.
Рассмотрим долю предприятий малого бизнеса в общем числе предприятий в регионах ЦФО за 2008-2012 г. (Табл.1).
Как видно из табл.1, в целом за период 2008-2012 гг. наблюдается увеличение доли предприятий малого бизнеса в общей
структуре предприятий в каждом регионе (за исключением г. Москвы). Наибольшее увеличение произошло в Ивановской, Смоленской, Тверской областях. Наименьшее — в Курской, Калужской и Московской областях. В Брянской области имеется тенденция к увеличению доли предприятий малого бизнеса (по всем предприятиям). Так, в 2008 г. она составляла 29,66%, а к 2012 г. увеличилась на 23,12 п.п. и составила 52,78%. Увеличение числа предприятий малого бизнеса, сопровождающееся ростом их доли в общей структуре предприятий Брянской области, свидетельствует о значительном уровне развития этого экономического сектора.
Согласно данным официальной статистики в 2012 г. общая численность работников малых предприятий Центрального федерального округа составляла 3372,3 тыс. человек. Данная величина по сравнению с 2008 г. сократилась на 6,16%. Такая динамика обусловлена сокращением численности работников малого бизнеса в трех регионах — г. Москва (на 21,42%), Москов-
Таблица 2
Удельный вес численности работников малых предприятий в общей численности занятых в регионах
ЦФО за 2008-2012 гг., %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Абсолютное отклонение, п.п. 2012 г. к 2008 г.
Белгородская область 8,72 9,99 14,44 13,90 13,64 4,92
Брянская область 10,51 11,98 13,42 12,44 12,39 1,88
Владимирская область 14,87 20,29 18,25 16,23 15,60 0,73
Воронежская область 14,11 13,10 15,07 19,81 17,86 3,74
Ивановская область 12,68 14,10 19,24 16,77 17,47 4,79
Калужская область 15,29 14,94 17,63 14,24 17,08 1,79
Костромская область 14,56 15,06 19,13 16,03 15,88 1,32
Курская область 13,15 11,59 12,48 10,24 10,43 -2,71
Липецкая область 8,85 11,86 14,76 14,83 14,37 5,52
Московская область 13,40 15,83 13,02 12,12 12,21 -1,18
Орловская область 10,89 12,34 14,57 13,13 13,32 2,42
Рязанская область 15,34 13,63 18,67 17,14 15,73 0,39
Смоленская область 9,08 12,10 16,27 16,16 14,70 5,62
Тамбовская область 11,17 12,11 13,40 12,27 12,29 1,12
Тверская область 10,97 11,52 17,30 13,06 12,27 1,30
Тульская область 12,73 13,47 15,56 13,93 13,81 1,08
Ярославская область 15,23 16,03 19,93 13,98 15,87 0,65
г. Москва 29,56 26,15 20,07 19,26 21,73 -7,83
Рассчитано автором по [7]
169
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ская область (на 7,45%) и Курская область (на 23,6%). Этот факт объясняется, с одной стороны, снижением деловой активности субъектов экономической деятельности, а также банкротством части из них в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. С другой стороны, часть малых предприятий перешла в другие организационно-правовые формы (индивидуальные предприниматели) или на упрощенную систему налогообложения (т.е. область, не наблюдаемую органами статистики). [3]
Брянская область демонстрирует устойчивый рост общей численности работников предприятий малого бизнеса. Так, в 2008 г. общая численность работников малых предприятий составила 64,3 тыс. человек, а к 2012 г. выросла на 17,88% и составила 75,8 тыс. человек. Таким образом, наряду с положительным приростом количества малых предприятий Брянской области наблюдается и увеличение численности работников малых предприятий.
Рассмотрим долю численности работников малых предприятий в общей численности занятых в регионах ЦФО. Данные представлены в таблице 2.
За анализируемый период наибольший прирост доли работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых наблюдается в Белгородской (на 4,92 п.п.), Ивановской (на 4,79 п.п.), Липецкой (на 5,52 п.п.) и Смоленской (на 5,62 п.п.) областях. Снижение этого показателя наблюдается в г. Москве, Курской и Московской областях. В Брянской области доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых возросла с 10,51% в 2008 г. до 12,39% в 2012 г.
Одним из показателей уровня развития малого бизнеса является их оборот в стоимостном выражении. В 2012 г. оборот малых предприятий ЦФО составил 6809,3 млрд руб. При этом необходимо отметить, что в основном показатель оборота малых предприятий ЦФО формируется московскими малыми предприятиями, доля оборота которых в ЦФО составляет более 60%.
Оборот малых предприятий Брянской области в 2012 г. составил 141750,9 млн руб. Прирост оборота малых предприятий Брянской области в 2012 г. по сравнению с 2008 г. составил 86,47%. Самый незначительный прирост наблюдался в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что явилось в значительной степени результатом влияния финансово-экономического кризиса. (рис.1)
Структура оборота предприятий малого бизнеса Брянской области в 2012 г. представлена на рис. 2.
Как видно на рис. 2, наибольший удельный вес в структуре оборота малых предприятий Брянской области в 2012 г. занимает оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Доля этого вида экономической деятельности в структуре оборота составляет 76,72%. Удельный вес обрабатывающих производств и строительства составляет 11,77%
Рис. 1. Динамика оборота малых предприятий Брянской области за 2008-2012 г., млн руб. [1]
Обрабатывающие ^
Оптовая п розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоцгаслов, бытовых изделийн предметов личного Поль зованпя
Рис. 2. Структура оборота малых предприятий Брянской области по видам экономической деятельности за 2012 г., %
и 11,51% соответственно. Такое соотношение в структуре оборота малого бизнеса поддерживалось в Брянской области на протяжении последних 5 лет и является обоснованным в силу специфики функционирования малых предприятий по рассматриваемым видам экономической деятельности.
Показателем эффективности деятельности малых предприятий является удельный вес оборота малых предприятий в валовом региональном продукте. Наибольший удельный вес оборота малых предприятий в ВРП в ЦФО имеет Ярославская область (68,21%), а наименьший — Курская область (30,57%). Удельный вес оборота малых предприятий в ВРП от 30% до 40% имеют следующие области: Курская, Белгородская, Тверская, г. Москва, Воронежская, Орловская. В Московской, Липецкой, Тульской, Тамбовской, Владимирской, Калужской и Костромской областях удельный вес оборота малых предприятий в ВРП колеблется от 40% до 50%. Лидерами по этому показателю стали Смоленская, Ивановская, Брянская, Рязанская и Ярославская области (показатель составил от 50% до 70%). Оборот малых предприятий Брянской области составляет 55,48% от ВРП. По этому показателю среди регионов ЦФО Брянская область в 2012 г. занимает 3 место. Такая доля оборота малых предприятий Брянской области в валовом региональном продукте и ее рост на протяжении последних лет объясняется значительным превышением темпов роста оборота малых предприятий над темпами роста предприятий среднего и крупного бизнеса.
Рассмотренные показатели деятельности малых предприятий Брянской области объясняют исключительную важность данного экономического сектора в региональном развитии. Предприятия малого бизнеса Брянской области, развиваясь, способствуют созданию рабочих мест, снижению уровня безработицы в регионе, вносят значительный вклад в валовой региональный продукт и формируют в значительной степени доходную часть бюджета.
В Брянской области в целях реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства разработана, утверждена и действует программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2013-2015 годы). Объем финансирования программы составляет 743762,7 тыс. руб., в том числе за счет средств Федерального бюджета — 568313,746 тыс. руб. [5]
В программе предусмотрен комплекс мероприятий по 4 направлениям:
1. формирование региональной политики развития малого и среднего предпринимательства;
2. финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности;
1 70
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
а
4. создание и развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки на районном уровне в Брянской области действуют районные целевые программы, например, районная целевая программа «Муниципальная поддержка малого предпринимательства в Комаричском районе» (2010-2014 годы). [6]
В целях содействия развитию бизнеса, и в частности малого, в Брянской области был создан Брянский фонд микрозаймов, который предоставляет займы предпринимателям на льготных условиях. Целью создания Фонда является развитие системы микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Брянской области, повышение потенциала малого и среднего предпринимательства в экономике Брянской области, решение задач занятости и роста благосостояния населения, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Брянской области к финансовым ресурсам. Учредителями Фонда выступили Департамент экономического развития Брянской области и Государственное Автономное Учреждение «Брянский Гарантийный Фонд». [2]
В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса в Брянской области был создан Фонд устойчивого экономического развития территорий Брянской области, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС «Новый мир», который предлагает займы на выгодных условиях для развития малого бизнеса для жителей Брянской области.
В Брянской области осуществляют деятельность:
• Государственное Автономное Учреждение «Брянский Гарантийный Фонд», предоставляющее поручительства (гарантии) по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;
• Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и Региональное Представительство «Евро Инфо Корреспондентский Центр» — Брянская область, содействующие в поиске потенциальных деловых партнеров и продвижении российских компаний на европейский рынок и рынки регионов РФ, способствующие информационному обмену коммерческими предложениями, запросами и деловой информацией, информирующие предприятия региона о предстоящих международных и региональных событиях (выставках, ярмарках, конференциях, форумах), оказывающие содействие в участии предпринимателей области в данных мероприятиях;
• Государственное Автономное Учреждение «Брянский областной бизнес-инкубатор», оказывающее государственные услуги начинающим субъектам малого предпринимательства инновационной направленности (консалтинговые, образовательные, информационные, юридические, офисные и иные услуги в сфере малого предпринимательства).
Функционирует в Брянской области и Брянское региональное общественное движение «Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса Брянщины». Работает портал малого и среднего предпринимательства Брянской области. [4]
Успешно реализуется в Брянской области программа «У.М.Н.И.К.» (участник молодежного научного инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В конкурсе принимают участие молодые исследователи (студенты, аспиранты, преподаватели вузов, сотрудники НИИ и организаций области). Победители программы получают по 200 тыс. рублей в год. Соглашение с данным Фондом позволило Брянской области участвовать в программе «СТАРТ», которая призвана содействовать тем предпринимателям, которые стремятся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги. [8]
Как показывает проведенный анализ действующей системы поддержки малого бизнеса в Брянской области, в регионе созданы и работают субъекты институциональной структуры поддержки малого бизнеса, но недостаточно уделяется внимания процессам обеспечения их эффективного функционирования, что обусловливает необходимость сосредоточения усилий на поддержке развития малого бизнеса по следующим направлениям:
• разработка самостоятельной законодательной, нормативной базы, определяющей специфические условия деятельности предприятий малого бизнеса в их отношениях не только с органами власти, но и с другими хозяйствующими субъектами;
• оптимизация административной и контролирующей системы относительно ведения малого бизнеса;
• создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов в сферу малого бизнеса;
• оптимизация условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации малого бизнеса;
• разработка смежных программ социально-экономического развития региона, которые должны включать мероприятия по привлечению предприятий малого бизнеса к их реализации;
• создание условий для активного привлечения бизнес-ангелов как владельцев финансовых ресурсов, организаторских способностей и деловых связей для развития малого бизнеса;
• развитие системы финансирования субъектов малого бизнеса через венчурные фонды;
• консолидация государственных, общественных, коммерческих учреждений и организаций с целью развития инфраструктуры информационного обеспечения малого бизнеса.
Очевидно, что для дальнейшего развития малого предпринимательства в регионе администрация Брянской области должна проводить сбалансированную политику, направленную на законодательную, инфраструктурную, ресурсную, информационную и кадровую поддержку малого бизнеса.
Литература
1. Брянская область. 2013: Стат. сб. / Брянскстат. — Брянск, 2013. — 420 с.
2. Брянский фонд микрозаймов: [Электронный ресурс] URL: http:// www.mfo-fond.ru/ (Дата обращения 26.04.2014 г.)
3. Итоги деятельности предприятий малого бизнеса Брянской области: [Электронный ресурс] URL: http://www.bryanskobl.ru/ economy-total (Дата обращения 25.04.2014 г.)
4. Портал малого и среднего предпринимательства Брянской области: [Электронный ресурс] URL: http://www.mb32.ru/ (Дата обращения 24.04.2014 г.)
5. Программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2013-2015 годы): [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/ (Дата обращения 26.04.2014 г.)
6. Развитие малого предпринимательства России: [Электронный ресурс] URL: http://www.allmedia.ru/ (Дата обращения 25.04.2014 г.)
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2013. — 990 с.
8. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: [Электронный ресурс] URL: http://www. fasie.ru/ (Дата обращения 26.04.2014 г.)
1 7 1