Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия: формирование понятийного аппарата'

Малые инновационные предприятия: формирование понятийного аппарата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов М. В., Анищенко Ю. А.

Рассматриваются проблемы формирования понятийного аппарата, применимого в диссертационных исследованиях, рассматриваются существующие определения малого инновационного предприятия, предлагается авторское определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия: формирование понятийного аппарата»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

6. План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 годы (утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 35 от 19 декабря 2009 года).

7. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (утв. Решением Межгосударственно-

го Совета Евразийского экономического сообщества № 65 от 9 декабря 2010 года).

8. Курочкина О. Защита и охрана интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза. Перспективы и риски [Электронный ресурс]. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. URL: http://www.zollru.ru/ en/news/2672.htm.

© Рудь С. Н., 2012

УДК 334.012.64

М. В. Сафронов Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

Рассматриваются проблемы формирования понятийного аппарата, применимого в диссертационных исследованиях, рассматриваются существующие определения малого инновационного предприятия, предлагается авторское определение.

Понятие - это совокупность суждений, обобщенно отражающих исследуемые объекты путем фиксации их существенных отличительных признаков. Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия [1].

Целью рефлексивного анализа базовых понятий в научных экономических исследованиях является формирование системы понятий, с помощью которых исследователем будут описываться и моделироваться изучаемые проблемы, явления, процессы, объекты. Иными словами, процедуры анализа базовых понятий предполагают формирование рабочего поля понятий, используемых в исследованиях на основе систематизации и критического анализа исходного поля понятий и их исторической динамики [1].

О роли и значении малых предприятий в инновационном секторе мирового хозяйства говорится повсеместно. Вместе с тем, научное сообщество до сих пор в затруднении относительно определения понятия «Малое инновационное предприятие» (МИП).

Исследуя особенности МИП, необходимо исходить из того условия, что малые инновационные предприятия представляют собой структурную часть малого предпринимательства, со свойственными ему особенностями и функциями. На таких предприятиях формируется особый тип предпринимательского поведения, обусловленный инновационной составляющей. В этом случае, допустимо рассматривать малое инновационное предпринимательство как самостоятельное экономическое явление [2].

В трудах зарубежных авторов можно встретить различные варианты названий подобных предприятий: инновационное малое предприятие (innovative SME); высокотехнологичная фирма или наукоемкая фирма (high technology firm); фирма новейшей технологии (new technology-based firm (NTBF)); фирма, основанная на использовании знаний (knowledge-based firm); хайтек стартап (hi-teck start-up) - молодая быст-

рорастущая компания, нашедшая эффективную стратегию получения прибыли от использования инновационной идеи; фирма «эксплерент» (explerent firms) -фирма-новатор, которая сознательно идет на значительный риск, а получение прибылей от продажи новых товаров и технологий ставит в зависимость от одаренности интеллектуалов, работающих в фирме, и их не неординарных плодотворных идей, предложений [3].

В Руководстве Осло [4], технологическая продуктовая и процессная инновационная фирма (Technological product and process innovating firm) определяется как организация, которая внедрила технологически новые или значительно усовершенствованные продукты, процессы или их комбинации в течение отчетного периода. В США к малому инновационному предпринимательству относятся организации с количеством сотрудников менее 500 человек и имеющие не менее 15 патентов в течение пяти исследуемых лет.

Отечественными авторами обычно применяется комбинированный подход к определению МИП, в котором используются критериальные признаки субъектов малого бизнеса, т. е. количество сотрудников и (или) финансовые показатели деятельности, и показатели инновационной активности организации - количество научных сотрудников, количество нововведений, количество публикаций по результатам исследований, объем средств, направляемых на научные исследования.

В российском законодательстве нет четкого определения МИП, как, соответственно, нет и адекватных критериев отнесения организации к разряду МИП, кроме того что малое предприятие должно иметь не более 100 человек персонала (согласно ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). А. Н. Асул определяет МИП как «небольшой коллектив профессионалов, действующий самостоятельно или в

Секция «Экономика и бизнес»

составе крупной организации, специализирующийся на узком направлении инновационной деятельности и имеющий возможность быстрой переориентации» [2]. Д. В. Богачева предлагает следующее определение МИП: «Малые предприятия, представляющие собой самостоятельные бизнес-единицы, реализующие мероприятия по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления». С. Е. Шкуратов в своем диссертационнои исследовании рассматривает МИП, как коммерческие организации с численностью сотрудников до 100 чел., осуществляющие практическую реализацию технологий (продуктов), содержащих конфиденциальные сведения технического, экономического, административного, финансового или иного характера и получающие наибольшую долю доходов от производства и реализации инновационной продукции.

Приведенные определения, на наш взгляд, отчасти чрезмерно абстрактны, отчасти их объем шире определяемого понятия. Таким образом, обоснована необходимость введения собственного определения понятия МИП, отвечающего требованиям диссертационного исследования.

Существует много способов определения понятий, но наиболее рациональным и распространенным является определение через ближайший род и видовые отличия т. е. признаки, которые выделяют малые инновационные предприятия среди всей общности малых предприятий. В процессе дефинирования следует опираться на следующие базовые понятия и их определения:

- инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами;

- малое предприятие - коммерческое предприятие с ограниченными для каждого вида деятельности численностью работников и объемом хозяйственного оборота.

Таким образом, предлагаемое определение принимает следующий вид: «Малое инновационное предприятие - малое предприятие, которое осуществляет преимущественно деятельность, направленную на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования».

Библиографические ссылки

2. Михалев Г. С. Методология научных исследований. СибГАУ. Красноярск, 2011. 260 с.

3. Асаул А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. [и др.]. СПб. : АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

4. Полещенко К. Н. Верхогляд Е. В. Малые инновационные предприятия: особенности, классификация, институализация // Вестник Омского университета. Омск, 2011. № 3. С. 336-343.

5. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

© Сафронов М. В., 2012

УДК 574:658

И. Ю. Светлакова Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются сущность, составляющие и последовательность проведения эколого-экономической оценки деятельности предприятия, обоснована необходимость совершенствования применяемых методов оценки.

Создание и улучшение хозяйственного механизма природопользования невозможно без оценки сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и экологии, а также без представления возможных путей эколого-экономического развития в будущем.

Каждое предприятие решает задачи по широкому кругу вопросов: определение перечня выпускаемой продукции; на какой рынок или его сегмент выходить с этой продукцией; какие технологии использовать для производства и реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и каким образом распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, например, по качеству и характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т. д.

Растущая обеспокоенность относительно качества окружающей среды акцентировала внимание предприятий на возможные экологические последствия их деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью ликвидировать их негативный результат. Для предотвращения возможных негативных последствий на окружающую среду каждое предприятие должно проводить эколого-экономическую оценку своей деятельности.

Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия проводится в следующей последовательности: местоположение и природно-климатическая характеристика территории, анализ размеров и специализации предприятия, обеспеченность и использование трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, просле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.