Научная статья на тему 'Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия'

Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1781
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлакова И. Ю., Юрковская Г. И.

Рассматриваются сущность, составляющие и последовательность проведения эколого-экономической оценки деятельности предприятия, обоснована необходимость совершенствования применяемых методов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия»

Секция «Экономика и бизнес»

составе крупной организации, специализирующийся на узком направлении инновационной деятельности и имеющий возможность быстрой переориентации» [2]. Д. В. Богачева предлагает следующее определение МИП: «Малые предприятия, представляющие собой самостоятельные бизнес-единицы, реализующие мероприятия по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления». С. Е. Шкуратов в своем диссертационнои исследовании рассматривает МИП, как коммерческие организации с численностью сотрудников до 100 чел., осуществляющие практическую реализацию технологий (продуктов), содержащих конфиденциальные сведения технического, экономического, административного, финансового или иного характера и получающие наибольшую долю доходов от производства и реализации инновационной продукции.

Приведенные определения, на наш взгляд, отчасти чрезмерно абстрактны, отчасти их объем шире определяемого понятия. Таким образом, обоснована необходимость введения собственного определения понятия МИП, отвечающего требованиям диссертационного исследования.

Существует много способов определения понятий, но наиболее рациональным и распространенным является определение через ближайший род и видовые отличия т. е. признаки, которые выделяют малые инновационные предприятия среди всей общности малых предприятий. В процессе дефинирования следует опираться на следующие базовые понятия и их определения:

- инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами;

- малое предприятие - коммерческое предприятие с ограниченными для каждого вида деятельности численностью работников и объемом хозяйственного оборота.

Таким образом, предлагаемое определение принимает следующий вид: «Малое инновационное предприятие - малое предприятие, которое осуществляет преимущественно деятельность, направленную на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования».

Библиографические ссылки

2. Михалев Г. С. Методология научных исследований. СибГАУ. Красноярск, 2011. 260 с.

3. Асаул А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. [и др.]. СПб. : АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

4. Полещенко К. Н. Верхогляд Е. В. Малые инновационные предприятия: особенности, классификация, институализация // Вестник Омского университета. Омск, 2011. № 3. С. 336-343.

5. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

© Сафронов М. В., 2012

УДК 574:658

И. Ю. Светлакова Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются сущность, составляющие и последовательность проведения эколого-экономической оценки деятельности предприятия, обоснована необходимость совершенствования применяемых методов оценки.

Создание и улучшение хозяйственного механизма природопользования невозможно без оценки сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и экологии, а также без представления возможных путей эколого-экономического развития в будущем.

Каждое предприятие решает задачи по широкому кругу вопросов: определение перечня выпускаемой продукции; на какой рынок или его сегмент выходить с этой продукцией; какие технологии использовать для производства и реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и каким образом распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, например, по качеству и характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т. д.

Растущая обеспокоенность относительно качества окружающей среды акцентировала внимание предприятий на возможные экологические последствия их деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью ликвидировать их негативный результат. Для предотвращения возможных негативных последствий на окружающую среду каждое предприятие должно проводить эколого-экономическую оценку своей деятельности.

Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия проводится в следующей последовательности: местоположение и природно-климатическая характеристика территории, анализ размеров и специализации предприятия, обеспеченность и использование трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, просле-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

живается динамика себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции, проводится оценка финансового состояния, затем, анализируется экологическая деятельность, а именно, использование и загрязнение природных ресурсов, плата за загрязнение [2].

Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия должна включать [3]:

1. Оценку и анализ состояния окружающей среды и природоохранной деятельности;

2. Технико-экономический анализ использования природных ресурсов;

3. Оценку воздействия на окружающую среду при технико-экономическом обосновании инвестиций и проектов.

По нашему мнению главной составляющей эколо-го-экономической оценки деятельности предприятия является оценка эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, так как он показывает фактические или возможные убытки. Она применяется при технико-экономическом обосновании инвестиций и проектов, а также при расчете платы за загрязнение окружающей среды.

Под эколого-экономическом ущербом понимается стоимостное выражение социально-экономических последствий, вызванных загрязнением окружающей среды, потерей или ухудшением качества природных ресурсов и объектов, продуцируемых ими благ и экологических услуг, и связанных с этими факторами, ухудшением здоровья людей, потерей доходов, снижением стоимости недвижимости, а также затратами на ликвидацию негативных последствий и иные будущие расходы, использованием, выбросом или потенциальным выбросом вредных веществ или иной деятельностью, негативно влияющей на окружающую среду [1].

Эколого-экономическая оценка ущерба, причиняемого окружающей среде, осуществляется по видам загрязнений: от загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения водоемов, загрязнения земель, загрязнения природы физическими факторами, определяется

ущерб, наносимый биоресурсам. На сегодняшний день разработаны методики определения всех видов ущерба от загрязнения природной среды.

Поскольку эколого-экономический ущерб является единой мерой оценки техногенного влияния на различные области общественной жизни, его расчет требует большого количества исходных данных, многие из которых либо практически не фиксируются, либо просто не поддаются формализации. Такие виды ущерба, как, например, моральный, эстетический и прочие, имеют некий экономический эквивалент и, теоретически, его, возможно, выразить некоторыми стоимостными оценками. Однако на сегодняшний день методика расчета таких оценок не разработана, поэтому расчетный эколого-экономический ущерб всегда несколько занижен по отношению к реальному. Таким образом, существующая ситуация приводит к необходимости совершенствования применяемых методов оценки.

Применение адекватной эколого-экономической оценки деятельности предприятий позволит предоставлять более качественную аналитическую информацию для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду.

Библиографические ссылки

1. Медведева О. Е. Методические рекомендации по осуществлению эколого-экономической эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности. М. : Союзэкспертиза, 2004.

2. Чечевицына Л. Н., Чуев И. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник. 2-е изд. М. : Маркетинг, 2002. 352 с.

3. Экологическая оценка деятельности предприятия. URL: http://sec4u.ru/text/3-zakon/171/index.shtml (дата обращения: 10.04.2012).

© Светлакова И. Ю., 2012

УДК 334.7 (571.51)

С. Ю. Ситникова Научный руководитель - А. С. Данилова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск Аэрокосмический колледж, Красноярск

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Раскрыта сущность и значение бизнес-инкубаторов для развития субъектов малого предпринимательства Красноярского края, их особенности, проблемы функционирования.

Инкубирование бизнеса является одним из инфраструктурных механизмов поддержки предпринимательства, рассчитанных на долгосрочный период. Бизнес-инкубаторы помогают созданию малых предприятий, как правило, инновационного типа. В макрорегионах эта функция становится все более важной, так как выход предприятий на старые и новые рынки усложняется из-за усиления внутренней и внешней конкуренции [1].

Инкубаторы новых фирм - форма поддержки развития местных небольших новых компаний со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров, которые контролируют и направляют работу «инкубаторов» [4]. Клиентами «инкубаторов» являются инновационные фирмы, производители новой техники, консалтинговые фирмы. «Инкубаторы» часто участвуют в собственности фирм-клиентов [1; 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.