Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия как составляющая развития российской экономики'

Малые инновационные предприятия как составляющая развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова А.

Рассматривается комплекс теоретических и прикладных вопросов функционирования малых предприятий в инновационных секторах экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия как составляющая развития российской экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2013

А. ВОЛКОВА

аспирантка Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКИ

Рассматривается комплекс теоретических и прикладных вопросов функционирования малых предприятий в инновационных секторах экономики.

Ключевые слова: предпринимательство, критерии малого предпринимательства, малые инновационные предприятия.

Классификация JEL: M130, O310, O380.

Опыт развитых стран подтверждает возможность реализации инновационного сценария развития российской экономики с использованием потенциала малого предпринимательства, способного привлекать в инновационную сферу частный капитал, осуществлять трансфер научных разработок в жизнеспособные продукты и технологии, в короткие сроки осваивать нововведения и продвигать их на рынок.

Термин «малое инновационное предприятие» (МИП) в последнее время применяется достаточно широко. Однако в научной литературе и нормативной базе отсутствует единство взглядов на определение данного понятия. В зарубежной практике используются различные варианты названий для такого рода компаний: инновационное малое предприятие (innovative small and medium enterprises), высокотехнологичная фирма (high technology firm), фирма новейшей технологии (new technology-based firm NTBF), фирма, основанная на использовании знаний (knowledge-based firm)1.

Неоднозначное понимание инновационности малого бизнеса размывает группу предприятий, выполняющих целевую функциюнужда-ющихся в дополнительной государственной поддержке и претендующих на налоговые и законодательные послабления. Традиционно малые инновационные предприятия, являясь составной частью малого пред-

1 Нестеренко Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики» // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 11. С. 80.

принимательства, определяются на основе критериев численности работающих, объема хозяйственного оборота (товарооборота) и доли участия других лиц. Однако для МИП этих трех критериев недостаточно. Должны быть и другие, характеризующие МИП как самостоятельное экономическое явление. Например, уровень инновационной активности, который можно измерить как удельный вес новой продукции в общем ее объеме. Другим критерием может служить наличие активной инновационной стратегии. Степень активности такой стратегии может описываться следующими составляющими: доля вновь созданной продукции в общем ее объеме; доля инвестиций в создание продуктовых и процессных инноваций в общем объеме капиталовложений; относительный вклад новых видов продукции и технологий в основные показатели финансовой деятельности предприятия.

В Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения №4-Инновация под малым предприятием в сфере инноваций понимаются субъекты рыночного хозяйствования, ведущие инновационную деятельность, имеющие внедренные на рынке революционные, либо значительно усовершенствованные товары или услуги в отчетном периоде2. Именно на такие инновационно активные малые и средние предприятия возлагаются функции самостоятельного решения вопросов по структурной перестройке производства и повышению эффективности показателей социально-экономического развития через разработку и реализацию различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих), по повышению конкурентоспособности продукции и производства, по созданию обстановки инновацион-ности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

Сравнивая потребность крупного и малого бизнеса в инвестициях для реализации того или иного проекта, можно с уверенностью отметить, что потребность в начальном капитале для реализации проектов у малого бизнеса значительно ниже. Как показывает практика, малые фирмы часто принимают на себя риски в разработке новых продуктов и технологий, выведении их на рынок, тогда как крупные компании считают инновации слишком неопределенными с точки зрения потенциальной коммерческой ценности и более рискованными по затратам.

Успех малых инновационных компаний объясняется их мобильностью, гибкостью, простотой организационной и управленческой структуры. Малые предприятия отличаются оперативностью в принятии управленческих решений и высокой мотивацией предпринимателя в результатах своего труда. Отсутствие объемной иерархической управ-

2 Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения №4-Инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.

ленческой структуры (свойственной крупным фирмам) позволяет малым инновационным предприятиям относительно быстро внедрять инновационные разработки в жизнь. Так, из 70 важнейших изобретений ХХ в. более 50% осуществлены мелкими фирмами и самостоятельными изобретателями. При этом за последние 20 лет малые фирмы произвели в 2,5 раза больше нововведений в расчете на одного занятого по сравнению с крупными предприятиями3. Таким образом, как свидетельствует многолетняя практика, малые инновационные предприятия являются самой массовой и наиболее динамичной институциональной структурой экономически развитых стран4.

Существенной особенностью малых инновационных предприятий являются конкретные пути достижения экономических целей, таких как разработка и реализация инноваций, повышение конкурентоспособности продукции и производства. Заметим также, что важным отличительным признаком малого инновационного бизнеса являются кадры, способные генерировать идеи, грамотно управлять процессами исследований и внедрения инноваций в производство. Среди сотрудников малых инновационных компаний преобладают специалисты с высшим образованием, профессиональные исследователи, разработчики и аналитики. Кроме того, кадровый состав этих предприятий, как правило, обладает высоким уровнем мотивации и нацеленности на успех.

С учетом отмеченных особенностей считаем наиболее полным и отражающим специфику рассматриваемой категории следующее определение малого инновационного предприятия:

Малые инновационные предприятия - это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся небольшими размерами, независимостью, адаптивностью, склонностью к риску, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего, принципиально новых) в предпринимательскую деятельность через их коммерциализацию и создание обстановки восприимчивости к инновациям.

По мнению отечественного исследователя Н.Г. Зяблюка, «на современной стадии развития экономики малый бизнес обрел свое особое поле деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что в ответ на возникшие и возникающие потребности обнаруживал и обнаружи-

3 Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПб. гос. ун-та, 2006. С. 406.

4 Башкирцева С.А. Специфика функционирования малого инновационного бизнеса (на примере химической отрасли республики Татарстан). Дисс.... канд. экон. наук. Казань, 2011.

вает определенные качества, обеспечивающие ему жизнедеятельность»5. К этим «качествам» можно отнести следующие:

- коммерциализация знаний за счет переноса научно-технических достижений, базирующихся на интеллектуальной собственности и накопленных в академической, вузовской, отраслевой науке, на рынок товаров и услуг;

- обеспечение занятости наиболее активной части научно-технических работников;

- наличие высокой инновационной активности, способствующей технологическому развитию отраслей, регионов;

- быстрое реагирование на изменение рыночного спроса;

- независимость и наличие творческого, инновационного духа (характерно для малых предприятиях, учредителями которых являются частные лица - ученые, инженеры, изобретатели);

- широкое совмещение функций управления и труда;

- необходимость небольшого начального капитала для реализации проектов.

Наряду с достоинствами малого инновационного бизнеса существуют и недостатки, слабые места, к которым следует отнести6:

- относительную неустойчивость малых предприятий при резком изменении экономической конъюнктуры;

- ограниченные возможности для накопления капитала;

- сложности с получением кредитных ресурсов. Высокие риски, низкая предсказуемость инновационных результатов делают кредитование МИП весьма проблематичным;

- трудности с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше - престиж, более высокая заработная плата, стабильность);

- высокую интенсивность труда, часто сверхурочную работу персонала.

Особая роль малого инновационного предпринимательства в рыночной экономике объясняется выполнением ряда специфических функций экономического, социального и политического характера. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, следовательно может обеспечить снижение уровня безработицы в стране. Особенно существенна эта функция малого предпринимательства во время кризисов и спадов производства. Например, в 1970-1980 гг. малые предприятия во всех развитых странах смогли предоставить около 80% всех новых рабочих мест7. В США кризис 1980-1987 гг. вызвал сокращение

5 Зяблюк Н.Г. Государство и малый бизнес США. М., 1987. С.20.

6 Журавлева Н.Ю. Экономические отношения в сфере малого инновационного предпринимательства. Автореферат диссертации. СПб. 2006.

7 Ичитовкин Б.Н. Под прессом большого бизнеса. М., 1985. С.36.

занятых в крупных компаниях, тогда как все 984 тыс. рабочих мест, созданных в американской экономике за этот период, пришлись на мелкие предприятия с числом занятых менее 20 чел.8

Развитие малого предпринимательства способствует насыщению рынка инновационными товарами и услугами, внедрению инноваций в производство, их активной коммерциализации, так как именно МИП находятся на гребне научно-технической революции и нередко совершают величайшие открытия в различных областях.

Малый бизнес обслуживает крупные предприятия, изготавливает для них комплектующие изделия, отдельные узлы, занимается организацией сбыта готовой продукции, а также разработкой и изготовлением новых видов товаров или совершенствованием старых. Малые предприятия являются своеобразным «промышленным тылом гигантов индустрии»9.

Малое предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг с использованием инновационных технологий, заполняет ниши, не рентабельные для крупного производства, а также выполняет функцию демонополизации. Крупный бизнес в основном ориентируется на серийное производство и не может в полной мере обеспечивать динамично прогрессирующий рост индивидуальных потребностей населения из-за высоких издержек производства, неэффективного использования наличных ресурсов.

Становление и развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров населения; предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства.

Можно утверждать, что экономические функции малых предприятий позволяют хозяйственной системе функционировать в более динамичном и гибком режиме, выполнять задачу сглаживания экономической конъюнктуры, обеспечивать сохранение экономического равновесия за счет реализации и развития предпринимательского потенциала населения.

Современный сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом хозяйственной системы. Значение малого инновационного предпринимательства для экономического развития страны объясняется его способностью коммерциали-зовать инновации, выводить на рынки новые товары и услуги, выполняя при этом множество других экономических, социальных и политических функций.

8 Савченко П,. Жигунова Ю. Социальные аспекты малого бизнеса // Человек и труд. 2004. № 9. С. 54.

9 Лушина Н.А. Мелкое производство и социализм. М., 1988. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.