взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства, 69 % учащихся ответили, что представители коренного большинства населения не должны иметь преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.
Результаты исследования приводят к мысли о том, что воспитание этнического самосознания и чувства гражданина России, повышение качества образования, как основное требование ФГОС нового поколения, глубоко взаимосвязаны и способствуют социализации детей самой жизнью и трудом, универсальной учебной и творческой деятельностью. В частности, осмысление своей истории в культуре каждого народа представляет собой своеобразную народную философию жизни. Например, весьма интересна народная память о каждом историческом этапе в конкретных личностях или природно-культурных достопримечательностях и т.д. В героическом эпосе Олонхо народа Саха, признанном ЮНЕСКО мировым нематериальным духовным шедевром, дети воспитываются на примере благородных образов богатырей-заступников народа.
Выводы. Формирование этнической идентичности младших школьников посредством образовательной онлайн-платформы по культуре народов Якутии характеризуется их теоретическими знаниями о понятиях «Этнос», «Народ», «Родина»; они осознают свою этническую идентичность и принадлежность к родному этносу. У них формируются также представления о разных этнических культурах и их особенностях, что и является основой конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Новизна образовательной онлайн-платформы заключается в этнокультурной направленности содержания и форм ее рабочей программы, которая включает систему целевых блоков с 1 по 4 классы, которые последовательно и логически между собой взаимосвязаны, т.е. речь идет о целостном педагогическомпроцессе формирования личности младшего школьника, как представителя родного народа и гражданина России. При этом каждый класс имеет свою соответствующую тематическую программу, как часть образовательной онлайн-платформы.
Результаты экспериментальной работы показали, что формирование этнической идентичности младших школьников обеспечивается на основе этнокультурного образования и этнического самосознания, проявления детьми активности, заинтересованности и участия в жизни класса, школы, города; гуманности в поведении по отношению к одноклассникам и педагогам, способности к управлению собой. Личность младшего школьника приобретает такие новые качества как: расположенность к другим людям, чуткость, доверие, уважение ко всем народам, способность к сопереживанию, терпимость к различиям, альтруизм.
Литература:
1. Борисенков В.П. Экономика, культура и образование в эпоху глобализации // Научные основы развития образования в XXI веке / сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. - СПб: СПбГУП, 2011. - 672 с.
2. Новицкая М.Ю. Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной отечественной культуры // Начальная школа. - 2018. - № 8.
3. Панькин, А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
5. Татуйко И.Н., Сартакова Е.Е. Этапы развития этнического сознания и этнической идентичности у детей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.
6. Ушаков Д.В. Роль семьи в воспроизводстве этничности народов Республики Алтай // Социологические исследования. - 2009. - № 3. - С. 101-108.
7. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. - 592 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 г.
9. Файзуллин Ф.С. Этничность и этническая идентичность в современном обществе // Философские проблемы этнонационального развития современного общества / сост. Махаров Е.М. и др. - Якутск: Сайдам, 2010. - 246 с.
10. Hernández, M.M., Robins, R.W., Widaman, K.F., & Conger, R.D. Ethnic pride, self-esteem, and school belonging: A reciprocal analysis over time. // Developmental Psychology - №53 (12) - 2017. - С. 2384-2396.
11. Lewis J.A. et al. Early adolescents' peer experiences with ethnic diversity in middle school: Implications for academic outcomes // Journal of youth and adolescence. - 2018. - Т. 47. - №. 1. - С. 194-206.
12. Webb, Lauren D., Elementary Student Perceptions of School Climate after Implementing a Multi-Cultural Curriculum in Kindergarten through Fifth Grades // PCOM Psychology Dissertations - 2016. - С. 382.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор Неустроев Николай Дмитриевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Анна Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА СЕВЕРА И АРКТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Проблемы и перспективы развития малокомпленктной школы в условиях Севера и Арктики особо актуализируются в условиях реализации ФГОС нового поколения. Школа данного типа, как массовая и мобильная форма школьной сети, обеспечивающая доступность образования для детей-северян в условиях кочевого и полукочевого образа жизни народов Севера, представляет собой социально-экономическую закономерность и востребованность. Все это требует адекватного подхода к планированию и организации деятельности сельской малокомплектной школы с учетом специфических условий арктического Севера, самобытного традиционного уклада жизнедеятельности коренных народов. На основе образовательной
политики и директивных документов Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) малокомплектная школа становится социокультурным центром национального возрождения и процветания. Обеспечивается эффективность организации и качество учебно-воспитательного процесса на основе этнопедагогической теории и практики,прогрессивных традиций народного воспитания. Формируется компетентная саморазвивающаяся личностьдетей-северян, как представителей родного народа и гражданина России.
Ключевые слова: Арктика, народы Севера, закономерность, самобытность, малокомплектная школа, ФГОС, традиция, дети, воспитание, развитие.
Annotation. The problems and prospects of a small school in the North and the Arctic are especially actual in the context of the new educational standart implementation. The school of this type, as a mass and mobile school model, ensuring accessibility of education for northern children in conditions of nomadic and semi-nomadic way of life of the Northern people, represents a socio-economic pattern and demand. All this requires an adequate approach to the planning and organization of rural small schools, taking into account the specific conditions of the Arctic North, the unique traditional way of indigenous peoples life . On the basis of educational policy of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia) Governments, a small school becomes a sociocultural center for national revival and prosperity. The efficiency of organization and quality of educational process is ensured by using ethnopedagogic theory and practice, progressive traditions of folk education. As a result competent self-developing person and representative of the native people and citizen of Russia occurs.
Keywords: Arctic, peoples of the North, pattern, identity, small school, educational standarts, tradition, children, upbringing, development.
Статья выполнена в рамках гранта РФФИ по проекту № 19-013-00730 от 28.12. 2018 г.
Введение. В современном мире, наряду с быстрыми темпами развития цивилизации, есть другая жизнь -умеренная, тихая, в духе традиций предков. Речь идет о жизни кочевых коренных малочисленных народов Российской Федерации в согласии с природой, по законам природы и традиционного бережного природопользования. Кочующие народы Севера создали уникальную самобытную культуру, которая непосредственно связано с их традиционным укладом жизни и хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, оленеводство, скотоводство, коневодство, земледелие); способностью выживания в экстремальных условиях Севера и Арктики.
На территории Республики Саха (Якутия) проживают 6 коренных малочисленных народов Севера: народ саха, эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи. Эти народы, сохраняя свои традиционные территории хозяйствования, развиваются по пути активного национального возрождения. Речь идет о самобытном традиционном укладе жизни и деятельности народов Севера. Так, «... Якутское село, каким бы отдаленным оно ни было, не выживает, а живет. Это удивительное, странное ощущение, которое не оставляло меня во время всех моих путешествий: куда бы я ни заезжал, я видел духовно процветающие села. Села, в которых живут счастливые люди, чья жизнь наполнена смыслом. ... И якутская школа как часть общероссийской вынуждена жить по федеральным правилам и законам. Однако, вопреки этому ее естественный, органический дух - это дух социальной парадигмы, когда качество образования измеряется не тем, какие знания оказались вложены в голову ученика, а тем, какой дом, какое общество, какой мир удалось этим ученикам построить [3, с. 20-22].
В постсоветское перестроечное время северное сельское хозяйство, особенно оленеводство переживало значительный спад поголовья оленей. Новые рыночные отношения и связанная с ними социальная ситуация тех времен подтолкнула малочисленных народов Севера к возвращению традиционным истокам, возникла как возможность, так и необходимость возрождения самобытной материальной и духовной этнической культуры и родного языка. Появились молодые кочевые семьи и родовые общины [7, с. 29-48; 4].
В стране стал активно разворачиваться процесс «этнизации» образования. Следует отметить, что в научно-педагогической литературе зарубежных стран с полиэтническим составом населения используется термин «образование этнических (национальных или языковых) меньшинств» [1, с. 3].
Изложение основного содержания статьи. Создание Арктической модели образования связано с новой ролью северных регионов в глобальном развитии, разработкой концепции об Арктике - как международного региона, как одной из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям цивилизаций и гипотезой о возможности приобретения арктических знаний как модели жизнеспособности, адаптированности, выживания в условиях возрастания глобальных, экологических и технологических проблем [10, с. 346].
В условиях нового прочтения смыслов и задач, поиска новых целевых установок арктическое образование предполагает расширение и углубление сотрудничества как внутри, так и вне северных регионов. При этом в качестве основополагающего ориентира рассматривается взаимосвязанная нерасторжимая триада «человек - общество - природа», в которой каждый элемент равнозначен.
Особо значимо в этой триаде понятие «коренные народы», так как общая стабильность может быть достигнута, в первую очередь, при межкультурном изучении особенностей мировосприятия, этнокультурных традиций, самобытности, учета ментальности этих народов. Сходство опыта, культуры и профессиональных взглядов народов, населяющих Арктику, служит залогом полноценного сотрудничества и наращивания потенциала.
Проблема коренных малочисленных народов Севера (КМНС) является основополагающей для России, потому что в ней отражается огромный мир, состояние экономики, политики, духовности и нравственности страны, государства в целом. В частности, на выездном заседании Президиума Госсовета в Салехарде при обсуждении проблемы коренных народов Севера много говорилось о качестве их жизни, возрождении президентской программы «Дети Севера». На этом же заседании Президент В.В. Путин говорил о значимости так называемой «социальной ответственности бизнеса» и «политической воле местных властей». «Мы не должны растерять самое большое богатство страны»,- сказал Президент, имея в виду северную культуру и традиции людей [10, c. 350].
Далее, в своем выступлении на 4-ом Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» в Архангельске глава государства Владимир Путин обозначил свое видение в том, что экономическая программа развития Арктики рассчитана в перспективе и включает в себя свыше 150
проектов. При этом он выделил одной из опорных зон государственной программы развития Арктики Северо-Якутскую [6, с. 3].
Согласно Указу Президента В.В. Путина с 2019 г., восемь районов (улусов) Республики Саха (Якутия) относятся к арктической зоне страны. В каждом из арктических районов Якутии есть свое крайнее село - то, что ближе всего стоит к морю, откуда начинается Северный ледовитый океан. Как правило, здесь живут настоящие вышеупомянутые аборигены Севера и даже русские старожилы. Все эти небольшие деревушки по-своему уникальны и живут по своим традициям и особому, выработанными веками укладу.
Как заявил глава республики Айсен Николаев 22 июля с.г. на закрытии стратегической сессии по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития Арктики до 2030 г., наиболее остро сейчас стоят демографические вызовы: на сегодня на одного человека здесь приходится 23 с лишним квадратных километра, и каждый годнаселение уменьшается на 1%. Для того, чтобы улучшить демографические показатели в арктической зоне республики и, соответственно, обеспечить социально-экономическое развитие этих территорий, необходимо коренным образом перестроить применяемую схему производительных сил [12, с. 9].
Как следствие, малокомплектность (малочисленность учащихся) сельских школ Севера и Арктики является социально-экономической закономерностью, обусловленной природно-климатическими, национально-региональными, социокультурными и демографическими факторами развития Республики Саха (Якутия). Коренными исследователями-учеными глубоко аргументированно и убедительно доказано, что школа в небольших селах является селообразующим, производственным, национально-культурным и демографическим фактором [8, 9, 10].
Согласно требованиям ФГОС нового поколения, особое внимание уделяется воспитанию личности гражданина России на основе традиционного этнокультурного образования и воспитания детей коренных малочисленных народов Севера. Актуальная проблема в том, что молодежь на Севере не желает идти по стопам родителей. Поговорка «Нет оленя - нет эвенка», которую так любит повторять старшее поколение, уже не столь волнует молодежь. Например, старшеклассник Альберт Колесов из села Иенгра Нерюнгринского района - сын оленевода. Их некогда большое стадо сейчас по многим причинам вынужденно объединяют с другим. Сам Альберт мечтает выучиться на стоматолога и уехать. Он не один такой. Многие не желают существовать на зарплату оленевода, молодым хочется жить в городе, путешествовать, пользоваться благами цивилизации. И мы не имеет права их осуждать. А тех, кто всей душой болеет за северного оленя и хотел бы продолжить дело родителей просто единицы. В одном из арктических улусов выпускникам школ, пожелавшим пойти работать в оленеводческие бригады, муниципалитет решил выдавать по 30 тысяч рублей, а после трех лет работы оплатить стоимость учебы в вузе. За три года на такие условия согласился только один человек. Налицо острая востребованность традиционного воспитания детей Севера самой самобытной жизнью и трудом с малых лет [2, с. 11; 7].
Между тем, оленеводов готовят в двух учебных заведениях - Тиксинском многопрофильном колледже и Арктическом колледже народов Севера. По данным мониторинга Госкомитета РС(Я) по занятости и трудоустройстшлива выпускников 2017 г. профессиональную подготовку по профессии «оленевод» прошли 22 человека. Из них шестеро трудоустроились на предприятия кочевых родовых общин, а куда подевались 16 выпускников неизвестно. Получается, что даже минимальное количество специалистов-оленеводов не возвращается работать в стадо, а предпочитают оставаться в городах и районных центрах.Чтобы как-то выйти из данной ситуации, Арктический колледж народов Севера Нижнеколымского улуса начал уникальный опыт по обучению молодых людей профессии оленевода по месту жительства, были созданы образовательные пункты в селах УлаханЧистайМомского, Тополином Томпонского и ИенграНерюнгринского районов. Выпускники параллельно получают дополнительные навыки: заготовитель продуктов сырья, основы предпринимательства, приготовление сувенирной продукции. В 2014 г. провели первый конкурс профессионального мастерства по компетенции «оленевод-механизатор», а через год приняли участие в конкурсе, который провел Таймырский колледж. 2018 г. проведен чемпионат молодых профессионалов «ArktikSkШs», что становится большим стимулом в подготовке оленеводов [2, с. 11].
Проблемно-дискуссионные вопросы по развитию школьного образования Якутии обострились в связи с реализацией постановления Правительства республики под № 202 от 2018г., где указывалось о существенной оптимизации финансирования бюджетных организаций (максимальное сокращение штатов школ, больниц, учреждений культуры и спорта с целью экономии). Министерства и местные улусные управления приступили к обязательному выполнению без соответствующего социально-экономического, социологического анализа и обоснования. В частности, по Министерству образования дана установка, что все сельские школы, которые имеют контингент учащихся меньше 100 учащихся, переводятся со статуса общего среднего в основные, а некоторые вообще в начальные школы. При этом известно, что 53% сельских школ составляют малокомплектные наслежные школы, которые имеют контингент в среднем от 50 до 120 учащихся. Основными аргументами всех этих преобразований приводились экономия средств и повышение качества образования. За короткое время все это вылилось как массовое возмущение населения через средства массовой информации. Основные причины недовольства населения заключались в следующем: есть сельские малокомплектные школы, которые хорошо работают на уровне улуса и республики; простое сокращение с целью экономии никак не влияет на качество образования, снижение статуса этих школ в основные и начальные грозит переселением родителей и учащихся в райцентры и города. В результате со временем многие населенные пунктыи производственные участки просто закрываются и сельское хозяйство идет в упадок, работать там будет некому и т.д. В условиях такой критической ситуации Глава республикиА.С. Николаев принял решение об отмене выполнения постановления Правительства под № 202 от 2018 г.и поручил председателю нового Правительства ВладимируСолодову организовать комплексное изучение и обоснование по каждому улусу конкретно, главы улусов должны защищать свои программы развития с реальным экономическим расчетом.
В ходе работы правительственной комиссии с участием широкой общественности, журналистов и активистов на местах выявляются те или иные проблемы и принимаются соответствующие перспективные мероприятия. Следует отметить, что на местах нередко выявляются непредвиденные факты и обстоятельства.В качестве типичного примера приводим Улахан-Чистайскую среднюю школу имени Н.С. Тарабукина арктического Момского улуса республики. В школе учатся 136 детей, в среднем в классе сидят 12 учащихся, т.е. не выполняется установленная для сельской местности норма на 14 учащихся. Всего в
селе проживают 670 человек. Добрая половина учащихся - дети из малообеспеченных семей. Имеется пришкольный интернат. Количество учащихся с каждым годом становится все меньше, рождаемость детей сокращается. Школьное здание из-за нехватки денег на ремонт в некоторых кабинетах остается холодным, невозможно там учиться.А между тем, данная школа за последние годы подготовила более 20 оленеводов для отрасли, что является хорошим показателем, когда молодые еще не спешат идти в оленеводы. Далее, вопреки всем обстоятельствам педагогический коллектив добивается хороших результатов. Так, в 2017 г. школа вошла в число 100 лучших школ России и признана среди образовательных организаций страны, реализующих проекты по оленеводству. Школа является республиканской инновационной площадкой поразвитию ранних трудовых навыков в дошкольном образовании в кочевых классах. С 2016 г. школа имеет статус агропрофильной и развивается по направлениям оленеводства, агрономии и разведения крупного рогатого скота. Летом работают четыре лагеря: два кочевых - для детей, работающих в оленеводческих стадах, эколого-трудовой «Ойкос» и сенокосно-трудовой «Эрчим». Все это, в первую очередь, приучает детей к труду, навыкам самообеспечения и выживания в условиях Севера.К сожалению, остается хроническая проблема - в школе не хватает учителей. Это временно решается за счет республиканской программы по предоставлению жилья учителям, проработавшим в течение 5 лет в арктических и северных улусах. Так, в школу приехали учителя иностранного языка, физики, биологии, химии. Когда они уедут, детей некому будет учить. Жить молодым учителям негде, общежития нет, где их расселить головная боль директора. Понятно, что удержать хорошего учителя в таких условиях невозможно [3, с. 12].
Исследования показывают, что сельское население, руководители школ, органы управления образованием, главы улусов и наслегов сходятся к мнению о том, что вечная проблема малокомплектной школы заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа» не прописано ни в одном нормативном правовом документе. В этом отношении группа ученых-исследователей внесли предложение,как дополнение в Закон Республики Саха (Якутия) «Об учителе» в следующем содержании:дополнить отдельным пунктом 5: Права и обязанности учителя сельской малокомплектной школы в условиях Севера:
а) учитель имеет право:
- на дополнительные льготы в суровых условиях Севера;
- на подготовку и переподготовку по широкому профилю для преподавания по 2-3 предметам гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов;
- свободу выбора форм и методов обучения и воспитания, адекватных условиям малочисленности контингента и малой наполняемости классов сельских школ на основе этнопедагогичес20кой теории и практики народов Севера.
б) учитель обязан:
- знать специфику жизни села, сельского населения и сельскохозяйственного производства;
- непрерывно повышать квалификацию, быть профессионально мобильным, компетентным и универсально подготовленным в условиях дефицита учителей-предметников;
- проявлять чувства долга и ответственности за судьбу родного села, улуса; родных и близких.
Необходимость принятия нового пункта 5. Закона обосновывается следующими положениями:
- в Республике Саха (Якутия) малокомплектность (малая наполняемость классов) сельских школ, в том числе и кочевых школ, характеризуется как социально-экономическая закономерность, обусловленная природно-климатическими, производственно-хозяйственными и национально-региональными особенностями;
- прогнозируется на обозримое будущее стабильность сохранения и развития наслежных малокомплектных школ как селообразующий, производственный и демографический фактор;
- существует социальный заказ населения, особенно в северных улусах, о подготовке учителей широкого профиля для преподавания 2-3 предметов гуманитарного, естественно-научного, технического циклов на оснвемежпредметных связей, востребованность которого вызывается острым дефицитом учителей-предметников.
Выводы. Арктика, как международный регион и одна из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям цивилизаций, становится уникальной моделью жизнеспособности, адаптированности, выживания при возрастании глобальных, экологических и технологических проблем.
Малокомплектность (малочисленность учащихся) школ Севера и Арктики является социально-экономической закономерностью, обусловленной природно-климатическими, национально-региональными, социокультурными и демографическими факторами развития Республики Саха (Якутия). Школа в небольших селах является селообразующим, производственным, национально-культурным и демографическим фактором.
Актуальность проблемы в том, что молодежь на Севере не желает идти по стопам родителей. Назрела острая востребованность традиционного воспитания детей Севера самой самобытной жизнью и трудом с малых лет.
Исследования показывают, что вечная проблема малокомплектной школы вообще заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа» не прописано ни в одном нормативном правовом документе по стране. В этом отношении группой ученых-исследователей вносится предложение, как дополнение отдельным пунктом в Законе Республики Саха (Якутия) «Об учителе», в следующем содержании: «Права и обязанности учителя сельской малокомплектной школы в условиях Севера».
Литература:
1. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РФ / Под ред. проф. Насилова Д.М. - М.: ИНПО, 2001. - 72 с.
2. Кондратьева М. О главной проблеме оленеводства. Газ. «Якутия», 19 апреля 2018 г.
3. Кондратьева М. Как выживает арктическая школа. Газ. «Якутия», 26 июля 2019 г.
4. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. - Якутск: Компания «Дани-АлмаС, 2007. - 176 с.
5. Модель кочевой школы: метод. Пособие / [Н.Д. Неустроев, и др.]; М-во образования Респ. Саха (Якутия), науч.-исслед. ин-т нац. школ. - Якутск: Офсет, 2006. - 36 с.
6. Мартынова И. Опираясь на Арктику. Газ. «Якутия», 18 мая 2017 г.
7. Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования // Научные основы развития образования в ХХ1 веке. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 672 с.
8. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 241 с.
9. Неустроев Н.Д., Саввин А.С. Национальные традиции российского образования в контексте Болонского процесса. - М.: Academia, 2009. - 223 с.
10. Роббек В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера / В.А. Роббек. - Новосибирск: Наука. 2007. - 58 с.
11. Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса. - Санкт-Петербург: Астерион, 2005. - 536 с.
12. Фоменко Г. Мы должны построить Арктику практически с нуля. Газ. «Якутия», 26 июля 2019 г.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Никейцева Ольга Николаевна
Институт иностранной филологии Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы реализации профессиональной подготовки будущих менеджеров туристической сферы в высшей школе с учетом современных требований. В работе обоснована потребность разработки модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза, проанализированы ее основные методологические составляющие и структурные компоненты.
Ключевые слова: профессиональная иноязычная практико-ориентированная подготовка студентов, будущие специалисты туристической сферы, иноязычная профессиональная компетентность, метод педагогического моделирования, модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of implementation of professional training of future managers of the tourism sector in higher education in accordance with modern requirements. The paper substantiates the need to develop a model of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism in the socio-cultural environment of the University, analyzes its main methodological components and structural components.
Keywords: professional foreign language practice-oriented training of students, future specialists of tourism, foreign language professional competence, method of pedagogical modeling, model of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism.
Введение. Изменения, происходящие в мировой и отечественной туристической индустрии, диктуют необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма. В этой связи перед высшей школой возникает задача поиска и разработки эффективных путей, технологий, методов и средств реализации профессионального образования будущих менеджеров по туризму и всех его составляющих, среди которых одним из ключевых является иноязычная подготовка студентов.
На основе учета современных подходов к управлению и организацией процесса образования мы считаем, что для разработки эффективной методической системы реализации профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов туристической отрасли необходимо обращение к методу педагогического моделирования с целью разработки модели очерченной подготовки.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем обратиться к конструированию и анализу модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза, целесообразно, по нашему мнению, изучить основные теоретические понятия и аспекты исследуемой проблемы.
Так, профессиональная подготовка будущих специалистов для сферы туризма - это процесс получения студентами специальных знаний, приобретения умений и навыков, опыта работы, что позволяет сформировать высококвалифицированного специалиста для отрасли туризма.
На современном этапе к подготовке будущих специалистов отрасли туризма выдвигаются новые требования, что предполагает обновление содержания процесса профессионального образования студентов указанной специализации.
На основе анализа теоретической литературы заключим, что ведущей рекомендацией по оптимизации и повышению эффективности профессиональной подготовки будущих менеджеров туристической сферы является увеличение доли практической направленности содержания образования. Сегодня данная рекомендация, скорее, обретает черты государственного требования к реализации профессиональной подготовки специалистов туристической отрасли, так как «государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. В результате чего особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка» [8, с. 3051.
Вслед за П.И. Образцовым, практико-ориентированный подход будет рассматривать как методологию преподавания и обучения в сочетании с практической деятельностью с целью ориентации учебного процесса на конечный продукт профессиональной подготовки - формирование и развитие компетенций [71.
На основе изложенного уточним, что на современном этапе развития образования и общества перед высшей школой стоит задача реализации практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в области туризма, направленной на формирование профессиональной компетентности студентов. Вслед за Т.С. Калиновской, профессиональную компетентность специалистов туристической