государственной поддержки научных исследований и
др.
Дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета будет способствовать внедрению современных технологий, генерированию инновационных разработок и знаний, выпуску конкурентоспособных специалистов и менеджеров в области инноваций. Это позволит осуществить эффективную интеграцию науки, образования и бизнеса, которая так необходима для современной экономики нашего региона и России в целом. Создание современного инновационного кластера на Северо-Востоке страны позволит изменить имидж региона, который сегодня рассматривается, в основном, как поставщик сырья и мировой «полюс холода», даст импульс его превращению в стратегический форпост российского государства.
Л и т е р а т у р а
1. Постановление Правительства Российской Федерации №218 от 09 апреля 2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий».
2. Материалы докладов Международной научно-
практической конференции «Актуальные вопросы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности» (Якутск, 19-20 июня 2013 г.)». - Якутск, Издательский дом СВФУ, 2013. - 138 с.
3. Симонов Б. П. Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности // Инновационное развитие через рынок ИС: Сб. документов и материалов международного форума: Электронное издание. - М., 2010. - 279 с.
4. Мухамедшин И. С. Проблемы и перспективы правового регулирования инновационной деятельности в РФ / Тезисы докладов научно-практической конференции «Совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области правовой охраны, защиты и использования РИД» (Москва, Роспатент, 10-11 октября 2012 г.). - М.: Изд-во ФИПС, 2012. - С. 58-61.
5. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября (№ 214).
6. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 г. // Российская газета. 2012. 25 октября (№ 5919).
7. Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // Российская газета. 2011. 9 декабря (№ 5654).
УДК 371(571.56)
В. Н. Егоров
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Рассмотрены наиболее оптимальные формы работы школ (малокомплектные сельские, кочевые и общинные школы) коренных народов Республики Саха (Якутия). Содержание воспитания и обучения в этих школах должны способствовать возрождению и сохранению народной педагогики, фольклора, родного языка, традиций и обычаев народов Крайнего Севера.
Ключевые слова: этнические группы, этнопедагогика, сельские малокомплектные школы кочевые и общинные школы, народная педагогика, традиции и семейное воспитание.
ЕГОРОВ Владимир Николаевич - к. п. н., доцент кафедры общей и экспериментальной физики ФТИ СВФУ, член - корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
V. N. Egorov
Social-pedagogical peculiarities of educational process organization at schools of indigenous peoples of the North
The most optimal forms of work at school (ungraded, nomadic and communal schools) of the indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) are observed. The content of education in these schools should stimulate the reserving and keeping the folk pedagogics, folklore, native language, traditions and customs of the peoples of the North.
Key words: ethnic groups, ethnic pedagogics, ungraded schools, nomadic and communal schools, folk pedagogics, traditions and family education.
Суровые природно-климатические условия проживания, кочевой и полукочевой образ жизни, социально-этнические особенности региона, территориальная разбросанность населенных пунктов, транспортные трудности и т. д. составляют специфику самобытности жизни и деятельности народов Севера.
Эти обстоятельства, в свою очередь, требуют особого подхода к организации учебно-воспитательного процесса в школах коренных народов Севера. Воспитание современного человека, сочетающего в себе национальное духовное богатство, нравственную чистоту, природную мужественность и честность, является составной частью демократического общества, построенного на гуманистической основе, дающей высшее право на «память предков, передающих нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» [1]. В течение всей жизни человек находится под постоянным воздействием общественных отношений, условий окружающей природы и социальной среды. Особую тревогу вызывает положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства порождают проблему разрыва между поколениями, между школой и семьей.
Прежде всего программы и методики воспитания и обучения должны быть ориентированы на специфические потребности этнических групп с учетом их истории, культуры, жизненных ценностей, этнопедагогики. Отрыв обучения и воспитания от жизни нередко связан с размещением школ, с их местонахождением. Если школа расположена вдали от хозяйственной жизни, от производства, всякая попытка установить связь обучения и воспитания с жизнью будет искусственной и малоэффективной. В. И. Ленин осуждал отвлеченность в культурной работе, отрыв ее от жизни. Он всегда подчеркивал, что «...необходимо везде и всюду связывать общий подъем культуры и знания с наболевшими экономическими нуждами» [2].
Поэтому должны быть найдены и определены наиболее оптимальные формы работы школ Севера (малокомплектные сельские, кочевые и общинные школы). Все это будет способствовать возрождению и сохранению народной педагогики, фольклора, родного
языка, традиций и обычаев народов. Только школа и семья в тесном контакте смогут подготовить подрастающее поколение к полноценной жизни в будущем. От их совместных целенаправленных усилий во многом зависит социальное самочувствие личности и то, какое место она займет в российском и мировом сообществе.
Практика работы малокомплектных кочевых школ Анабарского и Оленекского улусов показала, что в условиях тундры и лесотундры осуществляется непосредственная связь школы (учителей, воспитателей и руководства) с родителями (оленеводами, охотниками и рыбаками). В фактории Улахан-Кель Анабарского улуса, где уже ряд лет функционирует кочевая малокомплектная школа, старшеклассники (7-11 класс) во время летних каникул работают непосредственно в оленеводческих, охотоведческих, рыболовецких бригадах, т. е. в родном хозяйстве, оказывая огромную помощь своей семье. Дети с 1 по 6 класс учатся в малокомплектной кочевой школе. Родители очень довольны тем, что детей не нужно водить из фактории в дальний поселок учиться, что их можно воспитать в родной стихии и привлекать в свободное время на помощь в промыслах и домашнем хозяйстве. Сами дети также очень рады, что остались в кругу семьи. Девочки у своих матерей учатся обработке шкур, замши, шитью шапок, сумок, проходя полный производственный цикл от начала до конца. Таким образом, участие родителей в работе школы, их к жизни и учебе детей помогают обеспечить своевременное начало занятий, охватить всех детей обучением, организовать быт и отдых, привлекая внимание и помощь общественности и органов государственного управления.
Для воспитания будущего поколения нужно шире применять этнокультурные традиции. Традиции - это исторически сложившиеся относительно устойчивые и наиболее обобщенные формы и принципы поведения людей, отражающие их образ жизни, опыт, взгляды, идеи, передаваемые от поколения к поколению в силу определенного социального значения, соблюдаемые на основе внутреннего убеждения и охраняемые общественным мнением. Традиции
отражали и отражают многовековой опыт, накопленный старшими поколениями и их использование в учебно-воспитательном процессе будет способствовать повышению национального самосознания учащихся. Опора на традиционную культуру и ее творческое использование может создать реальные условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Традиции способствовали формированию такого типа личности, который хорошо приспособлен к жизни и деятельности в определенных природных, социально-экономических условиях. Потому сельские малокомплектные (с малой наполняемостью классов) школы народов Севера РС (Я) должны содействовать реализации задач воспитания подрастающего поколения на основе традиционной культуры, раскрыть своеобразие этнического облика разных этносов, традиционные особенности их материальной и духовной культуры, также уважительного отношения к другим нациям, их культуре, языку и обычаям.
1. Основное внимание сейчас уделяется деятельности сельских малокомплектных школ, в том числе и кочевых школ Севера в тесной связи с семейным воспитанием. Семья в любом обществе
- первичная ячейка многогранных человеческих отношений (хозяйственных, нравственных, духовнопсихологических, эстетических). При использовании народных традиций и духовной культуры в воспитательном процессе необходимо знать психологическое, эмоциональное воздействие на воспитанника и пути их применения. По своей психологической сущности народная традиция представляет собой канал, по которому старшие поколения передают младшим нравственные убеждения и чувства, способы и приемы деятельности, опыт социально-этических ценностей. Сам термин «традиция» (от латинского) означает «передача», передача ценностей, общественных установлений, норм поведения. Традиции обеспечивают особую психологическую среду и выступают важнейшим средством воспитания людей. Развитие происходит путем присвоения общественноисторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы четко зафиксированы в традициях. Особое внимание уделяется возрождению и развитию традиционных отраслей производства, видов занятий и промыслов коренных народов Севера с максимальным приближением детей к родной стихии, приобщением их к самобытной материальной и духовной культуре предков [3, 4].
В последние годы среди коренных народов Севера РС (Я) наблюдается интенсивное образование общин, крестьянских хозяйств, частных предприятий и т. д. Многие семьи возвращаются в прежние стойбища. Образовательные учреждения также пошли по пути
организации кочевых и общинных школ-садов, а где возможно по условиям расселения - сельских малокомплектных школ (школы с малой наполняемостью классов).
В процессе создания новой модели школы возникают и проблемы, требующие скорейшего решения. К ним относятся вопросы, касающиеся содержания и объема образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработки учебно-методической литературы нового поколения. Содержание образования должно быть национально ориентированным, то есть определяться не только наличием отдельных предметов - родной язык и литература, география и история родного края, но и должно включать другие элементы культуры коренных народов Севера: быт, традиции, обычаи родного
народа и т. д. Возможен и вариант интеграции материала как внутри предмета, так и межпредметной. При этом необходимо не нарушать логику предмета и обеспечить минимум знаний, достаточного для продолжения образования на следующих ступенях обучения.
Организация традиционно-трудовой практики и отдыха старшеклассников всегда являлась одной из главных проблем школ Севера. В целях эффективного решения столь важного и нужного дела в жизни детей коренных народов Севера полезно было бы организовать непосредственно в факториях и родовых общинах проведения трудовой летней практики учащихся среднего и старшего возраста. При этом должна проводиться целенаправленная совместная работа администрации улуса, наслега, фактории, родовой общины, бригад и школ по трудоустройству старшеклассников в оленеводческих, охотничьих, рыболовецких бригадах и других организациях в качестве:
- помощников пастухов, охотников, чумработниц, мастеров пошивцехов, рыбаков;
- сборщиков северных ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.;
- воспитателей кочевой школы-сада;
- помощников фельдшеров в фактории и в общине;
- организаторов культурного досуга и т.п.
Тогда каждый ученик в фактории, в общине, в бригадах и стадах занимается по своему усмотрению, т. е. тем, чем занимаются его родители (рыбаки, оленеводы, охотники) и специалисты факторий и общин.
Национально-региональная самостоятельность
создает благоприятную почву для синтезирования в образовательных программах национальных школ этнокультурной традиции и современных научных знаний естественно-природных дисциплин. Это направление привлекательно еще и тем, что такие программы формируются на конкретном региональном материале и дают учащимся всеобъемлющие
знания о природе и ее современном состоянии именно в их регионе, подсказывают пути ее сохранения, восстановления и разумного использования. Это именно те знания, которые будут нужны выпускникам школ в последующей жизни на своей земле, на своих промысловых участках, в составе своих сельских общин, в фактории, в своих поселках и селах.
Ведя разработку месторождений полезных ископаемых на территории расселения коренных народов РС (Я), новое промышленное население должно иметь представление об этнокультурных традициях региона и его природе. Тем более что имевшее место в предшествующие десятилетия в ходе освоения природных ресурсов во многом было связано с экологической неграмотностью приезжих рабочих и инженерно-технического персонала. В целом содержание школьного образования должно способствовать формированию у подрастающих поколений цивилизованного, с нравственной и исторической точек зрения, отношения к национальным ценностям, включению национальных идеалов в общую систему ценностных ориентации личности.
Функционирование малокомплектных кочевых и общинных школ-садов в общинах и факториях РС (Я) способствуют повышению производительности труда, так как родители (оленеводы, охотники, рыбаки) не оставляют свои рабочие места и спокойно работают, охотятся, рыбачат, их дети дошкольного и младшего школьного возраста живут с ними. Создание таких типов школ потребовало составления вариативных учебных планов для них. Особенность учебного плана заключается в реализации следующих двух идей.
Первая идея заключается в объединении в единый блок родственных предметов: математика и всех
естественные науки составляют один блок, гуманитарные предметы с основами культурологии - другой. Таким образом, с учетом начальных классов получается три блока предметов. Вторая идея заключается во введении в учебный план часов, отводимых на
самостоятельную работу учащихся и контроль за их деятельностью. В связи с этим возникает проблема подготовки учителей широкого профиля для сельских малокомплектных школ. Для более глубокого решения этой проблемы следует начать целевую подготовку в педагогических группах студентов с участием естественных и гуманитарных факультетов университета в соответствии со специализациями по блокам или профилям предметов.
Таким образом, во-первых, для коренных народов Севера РС (Я) возрождение и развитие традиционных видов деятельности в комплексе с другими традиционными аспектами жизнедеятельностью - непросто политический лозунг, а одно из необходимых условий выживания в нынешних экономических условиях, когда трудно рассчитывать на дотации со стороны государства.
Во-вторых, в связи с разбросанностью населенных пунктов, ограниченностью транспортных возможностей и особенностью быта коренных народов Севера РС (Я) неприемлемо сокращение количества сельских малокомплектных школ, ибо это вызывает нежелательные социально-экономические последствия. Ликвидация сельских малокомплектных школ в поселках и селах, общинах и факториях создает обстановку бесперспективности не только для развития поселка или села, общины или фактории, но и отрасли хозяйства, во имя которой они существуют.
Л и т е р а т у р а
1. Конституция РФ. - М., 1993. - С. 1
2. Ленин В. И. Соч. Т. 40. - С. 165.
3. Винокурова У. А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск, 1997. - 102 с.
4. Мультикультурное образование: Материалы международной конференции «Методология и практика
мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов РС (Я)». - Якутск, 1996. - 144 с.