Научная статья на тему 'Малокомплектная школа арктического Севера: проблемы и перспективы развития'

Малокомплектная школа арктического Севера: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малокомплектная школа / Арктика / специфика / развитие / ФГОС / традиции / народы Севера / воспитание детей. / underfilled school / the Arctic / specifics / development / federal state educational standards / traditions / peoples of the North / parenting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Д. Неустроев, А Н. Неустроева, А С. Саввин

В статье раскрываются актуальные проблемы и пути развития малокомплектной школы в условиях Арктики, обусловленные специфическими трудностями и сложностями, связанными с суровыми природно-климатическими, социально-экономическими, региональными, национально-культурными особенностями. В связи с реализацией национального проекта «Образование» приоритетной задачей становится обеспечение качественного арктического образования, результатом которого является воспитание этнокультурной личности детей коренных народов Севера и гражданина России. Обосновывается положение о том, что малокомплектность арктических школ Севера является социально-экономической закономерностью традиционного уклада самобытной жизни и деятельности коренных народов. Показывается процесс их максимального сохранения и развития как селообразующего, производственного, социокультурного, демографического фактора. Идет расширение социальной функции сельских малокомплектных школ, воспитание детей самой жизнью и трудом на самобытных традициях народов Севера как основные пути их перспективного развития в условиях масштабного освоения арктических территорий страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Д. Неустроев, А Н. Неустроева, А С. Саввин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN UNDERFILLED SCHOOL OF THE ARCTIC NORTH: THE PROBLEM AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT

The article reveals current problems and ways of developing a underfilled school in the Arctic, due to specific difficulties and some other difficulties associated with severe climatic, socio-economic, regional, national and cultural features. In connection with the implementation of the national project “Education”, the priority task is to ensure high-quality Arctic education, the result of which is to educate the ethnocultural personality of the children of the indigenous peoples of the North and a citizen of Russia. It substantiates the position that the small number of Arctic schools in the North is a socio-economic regularity of the traditional way of life of the original people and the activities of indigenous peoples. The process of their maximum preservation and development as a village-forming, production, sociocultural, demographic factor is shown. The social function of rural ungraded schools is expanding, children are being educated by life and work on the original traditions of the peoples of the North, as the main ways of their long-term development in the context of large-scale development of the country’s Arctic territories.

Текст научной работы на тему «Малокомплектная школа арктического Севера: проблемы и перспективы развития»

УДК 371

Neustroev N.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University, Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Neustroeva A.N., Cand. Sc. (Education), senior lecturer, North-Eastern Federal University, Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Savvin A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University, Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

AN UNDERFILLED SCHOOL OF THE ARCTIC NORTH: THE PROBLEM AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT. The article reveals current problems and ways of developing a underfilled school in the Arctic, due to specific difficulties and some other difficulties associated with severe climatic, socio-economic, regional, national and cultural features. In connection with the implementation of the national project "Education", the priority task is to ensure high-quality Arctic education, the result of which is to educate the ethnocultural personality of the children of the indigenous peoples of the North and a citizen of Russia. It substantiates the position that the small number of Arctic schools in the North is a socio-economic regularity of the traditional way of life of the original people and the activities of indigenous peoples. The process of their maximum preservation and development as a village-forming, production, sociocultural, demographic factor is shown. The social function of rural ungraded schools is expanding, children are being educated by life and work on the original traditions of the peoples of the North, as the main ways of their long-term development in the context of large-scale development of the country's Arctic territories.

Key words: underfilled school, the Arctic, specifics, development, federal state educational standards, traditions, peoples of the North, parenting.

НД. Неустроее, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: [email protected]

А.Н. Неустроева, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: [email protected]

А.С. Саввин, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: [email protected]

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА АРКТИЧЕСКОГО СЕВЕРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются актуальные проблемы и пути развития малокомплектной школы в условиях Арктики, обусловленные специфическими трудностями и сложностями, связанными с суровыми природно-климатическими, социально-экономическими, региональными, национально-культурными особенностями. В связи с реализацией национального проекта «Образование» приоритетной задачей становится обеспечение качественного арктического образования, результатом которого является воспитание этнокультурной личности детей коренных народов Севера и гражданина России. Обосновывается положение о том, что малокомплектность арктических школ Севера является социально-экономической закономерностью традиционного уклада самобытной жизни и деятельности коренных народов. Показывается процесс их максимального сохранения и развития как селообразующего, производственного, социокультурного, демографического фактора. Идет расширение социальной функции сельских малокомплектных школ, воспитание детей самой жизнью и трудом на самобытных традициях народов Севера как основные пути их перспективного развития в условиях масштабного освоения арктических территорий страны.

Ключевые слова: малокомплектная школа, Арктика, специфика, развитие, ФГОС, традиции, народы Севера, воспитание детей.

На стратегической сессии по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития Арктики до 2030 г (22 июля 2019 г) Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев заявил, что в настоящее время остро проявляются демографические вызовы в арктических улусах республики: на одного человека здесь приходится 23 с лишним квадратных километра, и каждый год население уменьшается на 1%. Для того чтобы улучшить демографические показатели в арктической зоне республики и, соответственно, обеспечить социально-экономическое развитие этих территорий, необходимо коренным образом перестроить применяемую схему производительных сил [1].

Модернизация системы образования на северных территориях становится одной из важнейших социально-педагогических проблем. По официальным данным Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) 72,3% всех школ республики составляют сельские школы. Большинство из них (63%) являются малокомплектными, т.е. с малым контингентом учащихся или с малой наполняемостью классов [2, с. 4].

Малокомплектность сельских школ в условиях арктического Севера Якутии является социально-экономической закономерностью, обусловленной специфическими природно-климатическими условиями, социально-экономическими и национально-региональными особенностями развития коренных народов. Основное их назначение - сделать школу доступной для детей, родители которых ведут традиционные отрасли хозяйства, связанные с кочевым и полукочевым образом жизни скотоводов, оленеводов, охотников и рыболовов [2, с. 32].

На современном этапе основной проблемой малокомплектной школы Севера является растущая миграция местного населения в города и районные центры из-за трудных условий жизни, связанных с отсутствием социального благоустройства, сокращением сельскохозяйственного производства, безработицей, с желанием родителей учить детей в лучших школах и т.д. Как следствие, идет значительное уменьшение числа учащихся в сельских школах, в результате функционируют некоторые средние школы с контингентом менее 50 школьников. С этим связаны постоянная нехватка и текучесть педагогических кадров, что имеет и свои проблемы: неполная учебная нагрузка по предмету специальности, вынужденное преподавание по 2 - 3 другим предметам, для которых изначально мало часов нагрузки согласно учебному плану и др.

Решение данной социально-педагогической проблемы малокомплектной школы Севера особо актуализируется в настоящее время. В послании Прези-

дента В.В. Путина Федеральному Собранию отмечается острая демографическая ситуация в стране, связанная со значительным сокращением численности населения за счет снижения естественного роста, рождаемости детей, миграции людей в зарубежные страны и др. Социальная политика направлена на оказание помощи малообеспеченным слоям населения и семьям. Увеличен материнский капитал на 150 тыс. рублей и продлевается, начиная с первого ребенка до 2026 г., детям до трех лет предусмотрена помощь на 11 тыс. рублей, а с трех до 7 лет - половина прожиточного минимума. Учащиеся начальных классов обеспечиваются бесплатным питанием, классным руководителям дополнительно оплачивается 5 тыс. рублей и др. Все расходы финансируются из федерального бюджета. В Республике Саха (Якутия) работают 5 программ национального проекта «Демография» на общую сумму 4,535 миллиардов рублей за 2019 г В частности, за счет этого финансирования построены 12 домов детского творчества [3].

Кардинальным решением существующих проблем становится реализация грандиозных программ в рамках основных направлений Национального проекта. Решение Президента страны о включении в состав Арктической зоны РФ 13 районов Якутии воодушевило местное население. Новая государственная политика по развитию Арктики должна оживить экономику и социальную сферу данных территорий. Глава Якутии А.С. Николаев подчеркнул, что 13 арктических улусов республики занимают почти половину площади на 1 миллион 600 тысяч кв. километров. Республика уже занимается реализацией новых подходов, которые в первую очередь направлены на улучшение качества жизни местного населения арктических районов.

Глобальная перспектива прорывного развития связана с построением моста через реку Лену, проект строительства которого поддержан Президентом В.В. Путиным и Правительством РФ. В ближайшие годы мост сможет объединить Западную Якутию с Магаданом, появится возможность выйти на Иркутскую область. У страны появится возможность автомобильного выхода на Охотское море и Тихий океан не только через порты в районе Владивостока и Хабаровска, а уже через северные точки в районе Магадана. Для этого нужно еще решить ряд крупных инфраструктурных проблем. Появление Ленского моста позволит увеличить круглогодичную транспортную доступность региона в четыре раза - с 23% до 83%. Снизятся затраты на северный завоз в размере более 4 миллиардов рублей. Будут объединены три региональные федеральные дороги - «Лена»,

«Колыма», «Вилюй»; доступными станут железная дорога и международный аэропорт [4, с. 3].

В пятилетнем перспективном плане развития Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы, в частности по развитию арктических улусов, отмечается, что будут работать 14 пунктов государственных программ с общим финансированием на 35 миллиардов рублей до 2024 г Так, в 2020 г предусмотрено 5,5 миллиардов рублей. В течение пятилетки в арктических улусах будут переселены из ветхих домов 8,5 тысяч человек. Для привлечения и закрепления кадров работают программы «Учитель Арктики», «Молодой оленевод» и другие. Для создания новых дел и рабочих мест предусмотрено стартовое финансирование в сельскохозяйственном производстве. Открываются бизнес-центры на базе аграрных техникумов и аграрных школ для обучения населения тайнам и мудростям ведения коммерческих дел, прибыльной хозяйственной деятельности. Каждый житель села имеет возможность владеть землей и получить государственную поддержку в зависимости от количества крупного рогатого скота и лошадей [5].

Глава Республики Саха А.С. Николаев, говоря о развитии села, сельскохозяйственного производства, качестве жизни северян, подчеркивает решающую роль качественного образования в развитии общества. С 2019 г осуществляется новый подход к модернизации образовательной системы в сторону цифро-визации и гуманитарного направления. В течение года 1 000 учащихся и 100 педагогов прошли специализацию по программам «Компьютерная графика» и «Программирование», что направлено на овладение учащимися информационными технологиями со школьной скамьи. В настоящее время многие компании стремятся к высокой технологии и нуждаются в специалистах для IT-индустрии. Наши ребята, овладевшие информационными технологиями, успешно работают во всемирно известных фирмах по разработке компьютерных игр и программ, таких как «Майтона», «inDriver». Для этого необходимо создать соответствующую материально-техническую и учебно-методическую базу. Так, в 2020 г. будут введены в эксплуатацию 10 школьных зданий и 24 детских сада. Открываются образовательные организации повышенного уровня обучения и воспитания «Малая Академия» и «Международная арктическая школа» [5].

Далее, А.С. Николаев обратил особое внимание на актуализацию патриотического воспитания молодежи. Как поется в песне, чувство патриотизма начинается с родного дома, этнического самосознания и до гражданина России. В первую очередь дети должны воспитываться на традициях родного народа, на родном языке и культуре; самой жизнью и трудом по принципу от родных истоков к общероссийской гражданской идентичности и мировой цивилизации. При этом мы должны сохранить свое национальное достоинство в развитии традиционных отраслей хозяйства предков: скотоводство, коневодство, оленеводство, охотоведение, растениеводство, народный промысел и др. на основе современных технологий, дифференциации и индивидуализации, этнопедагогизации образовательно-воспитательного процесса в малокомплектных школах арктического Севера [6, с. 92 - 115].

Говоря о текучести педагогических кадров в школах арктического Севера, мы обращаем внимание на подготовку учителей из числа представителей коренных народов, которые чувствуют себя вполне адекватно в родной стихии и всегда тянутся к родным местам. В качестве позитивного примера приведем разговор с учителем русского языка и литературы улусной гимназии арктического Анабар-ского улуса Еленой Игнатьевной. Она искренне говорила о следующем: «Родилась и росла в арктическом улусе. В студенческие годы очень хотелось побыть среди родных и близких, в родных просторах, но было так далеко, что трудно добраться до тех мест. После учебы вернулась к родным, работаю в гимназии, где училась. В начале трудовой деятельности были трудности, но с помощью моих учителей-наставников набралась опыта работы. В условиях жизни села Севера много трудностей, но у молодого человека с его энергией и планами на будущее все получается. Я уверена, что надо найти общий язык с ребятами, быть всегда в сотрудничестве, мыслить и творить вместе с ними. Занимаюсь с ребятами в танцевальном кружке, имеем в гимназии ансамбль танца. Нынче в Саскылахе торжественно открыли новый спортивный комплект. Школьники и молодежь села активно занимаются спортом, проводятся культурные мероприятия и спортивные соревнования. Постоянно работаем с родителями по воспитанию детей трудом, приобщению их к традиционным занятиям предков, чтобы они побольше общались с природой. Хорошо, что дети даже во время пурги с удовольствием играют в футбол. Считаю, что каждый человек в жизни должен стремиться ко всему светлому, лучшему и прогрессивному. Хочу, чтобы все мои близкие люди были всегда здоровыми и счастливыми, а мои воспитанники радовали нас своими успехами и становились достойными гражданами страны» [7].

В этом отношении типичный опыт функционирования малокомплектной школы арктического Севера можно продемонстрировать на примере Улахан-Чи-стайской средней школы имени Н.С. Тарабукина арктического Момского улуса республики. В школе учатся 136 детей. В селе проживают 670 человек. 50% учащихся составляют дети из малообеспеченных семей. Имеется пришкольный интернат. Количество учащихся с каждым годом становится все меньше, рождаемость детей сокращается. Школьное здание из-за нехватки денег на ремонт в некоторых кабинетах остается холодным, невозможно там учиться. Между тем данная школа за последние годы подготовила более 20 оленеводов для отрасли, что является хорошим показателем, когда молодые люди не спешат в выборе данной профессии. Вопреки всем обстоятельствам педагогический коллектив

добивается хороших результатов, в 2017 г. школа вошла в число 100 лучших школ России и признана лучшей среди образовательных организаций страны, реализующих проекты по оленеводству С 2016 г школа стала агропрофильной и развивается по направлениям оленеводства, агрономии и разведения крупного рогатого скота. Летом работают четыре лагеря: два кочевых - для детей, работающих в оленеводческих стадах, эколого-трудовой «Ойкос» и сенокосно-трудовой лагерь «Эрчим». Идет процесс приучения детей к труду, навыкам самообеспечения и выживания в суровых условиях Севера. Как отмечено выше, остается проблема нехватки учителей. Временно это решается за счет республиканской программы по предоставлению жилья учителям, проработавшим в течение 5 лет в арктических и северных улусах. В рамках этой программы работают учителя иностранного языка, физики, биологии, химии. Когда они уедут, проблема останется. Жить молодым учителям негде, общежития нет Понятно, что удержать хорошего учителя в таких условиях невозможно [8].

В опыте работы Улахан-Чистайской средней школы заслуживает особого внимания и поддержки ее деятельность по круглогодичному воспитанию детей самой жизнью и трудом на основе традиционных отраслей хозяйства Севера, привитию им умения жить и трудиться в суровых условиях тайги и тундры, а также воспитания труженика-хозяина родной земли при повседневной совместной деятельности с родителями по семейному хозяйству. Это созвучно с тем, что в условиях развития рыночных отношений, внедрения новых форм хозяйствования, создания родовых общин, возрождения исконных земель обитания предков стала востребованной система трудового производственного воспитания А.С. Макаренко с её глубоким социально-экономическим содержанием. Речь идет о воспитании школьников в коллективе, самой жизнью и трудом; формировании личности труженика и рачительного хозяина в процессе производительного труда с получением реального продукта как ценности жизни и нравственности. Каждый ребенок является полноправным членом семейного хозяйства. В последующем ему обязательно придется в жизни принимать участие в общегосударственном хозяйстве. Будучи подготовленным к этому делу с ранних лет, он принесет больше пользы обществу и самому себе. «Хозяйственное воспитание наших детей должно заключаться в воспитании не только хозяйственного члена семьи, но и хозяина-гражданина» [9, с. 385].

На современном этапе возрастает роль семейного воспитания и ответственность родителей. В перестроечные 90-е годы с изменением ценностей жизни и духовно-нравственным кризисом в стране мы многое потеряли в воспитании подрастающего поколения. В результате деидеологизации образовательно-воспитательных учреждений, отрицания общественного воспитания выросло целое поколение, не обремененное сколько-нибудь общественно ценными идеями (безыдейное) и с эгоистическим настроением все для себя и вседозволенности. В принципе, идеи-ценности и должны были составлять практическое содержание воспитания, т.е. речь идет о российской национальной идее (православие, патриотизм, народность) [10, с. 206].

Правомерно то, что в настоящее время Министерство просвещения РФ восстановило воспитание в коллективе, лидерство, трудовое воспитание, общественно полезный производительный труд в образовательных организациях. Ответственность родителей особо возрастает в современной жизненной ситуации, связанной с тем, что если раньше многие из них всячески ограждали своих детей от любых трудовых обязанностей, то сейчас они должны воспитать нового человека - гражданина России, духовно-нравственного, социально ориентированного, творческого, конкурентоспособного, умеющего работать в коллективе, полезного обществу и самому себе. С другой стороны, в условиях интенсивной информационной кибератаки в глобальной сети Интернет дети быстро попадают в жизненно опасные ситуации. Разумеется, что судьба ребенка зависит от ежеминутной заботы и контроля родителей.

В условиях арктических улусов у коренных жителей все еще сохранились традиции семейного воспитания. Дети с ранних лет приучаются к выполнению посильного труда в домашнем хозяйстве, старшие дети заботятся о младших, воспитываются в совместном труде с родителями по принципу «Делай как я». В качестве примера приводим семью потомственных оленеводов Екатерины и Дмитрия Дьячковых родовой общины «Магир» Момского улуса. Они росли с малых лет в оленеводческом стане с родителями, продолжая традиции исконных занятий их предков. Сегодня в оленеводческом стане они работают всей семьей, имеют двух сыновей, двух дочерей и 9 внуков. Большая надежда на старшего сына Максима, который с женой работает здесь вместе с двумя сыновьями. Старшая дочь Диана является работницей чума, имеет пятерых детей. Летом все дети и внуки собираются вместе. Им очень нравится в родных просторах, свободно отдыхают и трудятся. В стаде пасутся 900 голов оленей и 2 табуна лошадей на 20 - 30 голов. Основная проблема - убытки от нападения волков. Их стало много. Раньше их истребляли охотники вертолетными рейдами, несмотря на дороговизну вылетов. Сейчас финансы уже не позволяют, охотятся на буранах. Но тут имеются свои трудности: при преследовании на буранах волки уходят в горы, а бураны часто ломаются, запасные части и топливо стоят дорого. Тем не менее в течение года истребляют до 10 волков.

Жизнь оленеводов имеет свои особенности: постоянно приходится кочевать по пастбищным угодьям. Сами шьют зимние и летние палатки, торбаза, пальто, штаны, спальные мешки из обработанных оленьих шкур. Искусство жизни заключается в том, что от оленя отходов не бывает, все идет в пользу: лапки -

торбаза, унты; шкура - теплая одежда; рога, копыта - сувениры; летные молодые рога - панты и т.д. Оленеводы приходят в теплую палатку к готовой пище. Все это обязанности чумработницы. Свое исконное традиционное занятие им нравится, гордятся своей самобытной материальной и духовной культурой.

Патриотический настрой семьи Дьячковых заключается в том, что они в течение 17 лет организовали летний лагерь труда и отдыха, чтобы в будущем выросло новое поколение оленеводов. Из года в год ребята с удовольствием отдыхали и трудились в летнем лагере, имели заработную плату. К сожалению, получилось так, что молодежь все равно не заинтересована идти в оленеводы. Радует только то, что они во время отпуска и отдыха приезжают и помогают [11].

Сейчас на правительственном уровне в республике принимаются меры по привлечению молодежи в северные отрасли хозяйства. Так, в 2020 г. Якутия запустила программу социальной поддержки «Молодой оленевод» Оленеводам в возрасте до 35 лет планируется единовременная выплата по 1 млн рублей для улучшения жилищных условий в рамках региональной государственной программы «Социально-экономическое развитие арктической зоны Якутии и коренных малочисленных народов Севера Якутии до 202 - 2024 гг». Подчеркивается, что оленеводство остается не только отраслью хозяйства, но и образом жизни семей оленеводов, где работают практически только коренные малочисленные народы Севера [10, с. 29].

Далее, как упомянуто выше, текучесть и острый недостаток учителей в школах арктических улусов остается хронической проблемой, обусловленной сложными как объективными, так и субъективными причинами. Нынче для решения данной проблемы по заказу Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» готовит с 2012 г. учителей нового, совмещенного профиля бакалавриата «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера» и по магистерской программе «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера». Выпускники этих специальностей являются в основном представителями коренных народов Севера.

Говоря о развитии производительных сил в арктических улусах Якутии, Ай-сен Николаев имел в виду грандиозные планы страны по освоению недровых богатств Арктики, где наша республика примет самое действенное участие. Активное участие коренного населения важно тем, что поиски и разработки полезных ископаемых будут проводиться в суровых условиях северных территорий со значительными сложностями и дорогостоящими издержками. В целом масштабный процесс освоения Арктики окажет большое благотворное влияние на социально-экономическое развитие арктических улусов Республики Саха (Якутия).

Северяне с большим воодушевлением встречают этот процесс возрождения Арктики, потому что они на себя испытали, как после распада СССР закрылись многие промышленные предприятия, опустели заброшенные рабочие поселки, исчезло непрерывное товарное и продовольственное обеспечение, ослабла транспортная связь. В частности, поселок городского типа Тикси Бу-лунского улуса был портом международного значения с высоким социальным благоустройством: прекрасная школа, больница, приоритетное обеспечение населения всем необходимым. Сейчас пос. Тикси после глубокой разрухи вновь восстанавливается.

В связи с возрастанием роли среднего профессионального образования и рабочих профессий молодежь массово поступает в колледжи и техникумы. В последующем, после окончания СПО они станут востребованными студентами высших учебных заведений. При поступлении федерального финансирования по модернизации СПО были организованы 10 кластеров профессионального образования. Например, в г. Мирном создан кластер производства и обучения по нефти и газу. Как следствие, социальная ориентированность школьников неБиблиографический список

посредственно связана с профессионально ориентационной работой не только по традиционным отраслям северного хозяйства, но и по техническим специальностям, чтобы они были востребованными в тех промышленно-технологических предприятиях, которые занимаются сервисом, разработкой и добычей недровых богатств в арктических улусах республики. Так, в колледже технологии сервиса поваров-кондитеров нынче большой конкурс: после 9 класса на одно место 8 претендентов-школьников. Подобная ситуация наблюдается и в автодорожном техникуме, где ребята массово выбирают специальность мастера по ремонту автомобилей и другие [12].

В настоящее время в связи освоением арктических территорий страны требуется развитие производительных сил, улучшение демографической ситуации и качества жизни населения в арктических улусах республики. Как следствие, это связано с модернизацией системы арктического школьного образования в рамках реализации идей национального проекта «Образование». В частности, малокомплектность сельских школ (малочисленность контингента учащихся) в условиях арктического Севера Якутии является социально-экономической закономерностью, обусловленной специфическими природно-климатическими условиями, социально-экономическими и национально-региональными особенностями развития коренных народов. Основное их назначение - сделать школу доступной для детей, родители которых ведут традиционные отрасли хозяйства, связанные с кочевым и полукочевым образом жизни скотоводов, оленеводов, охотников и рыболовов.

Основной проблемой малокомплектной школы Севера является растущая миграция местного населения в города и районные центры из-за трудных условий жизни, связанных с отсутствием социального благоустройства, сокращением сельскохозяйственного производства, безработицей, с желанием родителей учить детей в лучших школах и т.д.

Кардинальным решением существующих проблем становится реализация грандиозных программ в рамках основных направлений Национального проекта РФ. Решение Президента страны о включении в состав Арктической зоны РФ 13 районов Якутии воодушевило местное население. Новая государственная политика по развитию Арктики должна оживить экономику и социальную сферу данных территорий. Глава Якутии А.С. Николаев подчеркнул, что республика уже занимается реализацией программ, направленных на улучшение качества жизни местного населения арктических улусов.

Для привлечения новых и закрепления местных кадров работают программы «Учитель Арктики», «Молодой оленевод», для создания новых специальностей и рабочих мест предусмотрено стартовое финансирование в сельскохозяйственном производстве. Открываются бизнес-центры на базе аграрных техникумов и аграрных школ для обучения населения ведению хозяйства и коммерческих дел.

Особое внимание обращено на актуализацию патриотического воспитания молодежи. Дети должны воспитываться на традициях родного народа, на родном языке и культуре; самой жизнью и трудом по принципу от родных истоков к общероссийской гражданской идентичности и мировой цивилизации.

Масштабный процесс освоения Арктики окажет благотворное влияние на социально-экономическое развитие арктических улусов Республики Саха (Якутия), активное участие коренного населения важно тем, что поиски и разработки полезных ископаемых будут проводиться в суровых условиях северных территорий со значительными сложностями и дорогостоящими издержками.

В связи с возрастанием роли среднего профессионального образования и рабочих профессий молодежь массово поступает в колледжи и техникумы. После окончания СПО выпускники становятся востребованными студентами высших учебных заведений.

1. Фоменко Г. Мы должны построить Арктику практически с нуля. Якутия. 2019. 26 июля.

2. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013.

3. Мекумянов Ю. Послание Президента Федеральному собранию. Туймаада. 2020; 30 января.

4. Пресс-конференция Айсена Николаева в Москве. Жизнь Якутска. 2019; 12 - 19 декабря.

5. Пресс-служба Главы и Правительства республики: Ил Дархан илдьитэ (Послание Главы республики). Кыым. 2019; 19 декабря.

6. Nikolai Neustroev, Anna Neustroeva, Tuyaara Shergina. Individualization and Ethnopedagogy at Small Elementary Schools: Components of Vocational Training for University Tutors. Sibirica. 2018; Vol. 17, Issue 3.

7. Захарова У. Дойдутун туИугар улэлиир учуутал (Учитель, работающий ради родного села). Саха сирэ. 2020; 6 февраля.

8. Кондратьева М. Как выживает арктическая школа. Якутия. 2019; 26 июля.

9. Макаренко А.С. Семейное хозяйство: в 7 т. Москва, 1958; Т. 4.

10. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Гелиос АРВ, 2000.

11. Багынанова С. Муома табаИыттара ыалдьыттыыллар (В гостях оленеводы Момы). Кыым. 2019; 12 декабря.

12. Орто анал уерэх: сака соруктар уонна бугукку турук (Среднее профессиональное образование: новые задачи и нынешнее состояние). Кыым. 2019; 12 сентября. References

1. Fomenko G. My dolzhny postroit' Arktiku prakticheski s nulya. Yakutiya. 2019. 26 iyulya.

2. Neustroev N.D. Sel'skaya malokomplektnaya shkola Yakutii v usloviyah innovacionnogo razvitiya. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2013.

3. Mekumyanov Yu. Poslanie Prezidenta Federal'nomu sobraniyu. Tujmaada. 2020; 30 yanvarya.

4. Press-konferenciya Ajsena Nikolaeva v Moskve. Zhizn' Yakutska. 2019; 12 - 19 dekabrya.

5. Press-sluzhba Glavy i Pravitel'stva respubliki: Il Darhan ild'it'e (Poslanie Glavy respubliki). Kyym. 2019; 19 dekabrya.

6. Nikolai Neustroev, Anna Neustroeva, Tuyaara Shergina. Individualization and Ethnopedagogy at Small Elementary Schools: Components of Vocational Training for University Tutors. Sibirica. 2018; Vol. 17, Issue 3.

7. Zaharova U. Dojdutun tuhugar yl'eliir uchuutal (Uchitel', rabotayuschij radi rodnogo sela). Sahasire. 2020; 6 fevralya.

8. Kondrat'eva M. Kak vyzhivaet arkticheskaya shkola. Yakutiya. 2019; 26 iyulya.

9. Makarenko A.S. Semejnoe hozyajstvo: v 7 t. Moskva, 1958; T. 4.

10. Nikandrov N.D. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij. Moskva: Gelios ARV, 2000.

11. Bagynanova S. Muoma tabahyttara yald'yttyyllar (V gostyah olenevody Momy). Kyym. 2019; 12 dekabrya.

12. Orto anal yer'eh: sara soruktar uonna Ьудукку turuk (Srednee professional'noe obrazovanie: novye zadachi i nyneshnee sostoyanie). Kyym. 2019; 12 sentyabrya.

Статья поступила в редакцию 09.03.20

УДК 371

Zargaryan I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta,

Е-mail: [email protected]

METHODS OF PERFORMING GLASS PAINTING IN THE CLASSROOM FOR DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The article discusses the educational potential of decorative and applied art and its separate component - art painting of glass in the process of teaching schoolchildren and students of special artistic directions. The technology (technique) for performing artistic painting of glass in the classes on decorative and applied art is presented, the main tasks of the teacher at each stage are identified, as well as the features necessary for the formation of artistic experience through such work. At the end of the article, a conclusion is drawn about the need for theoretical knowledge, mastery of the technique as decorative and applied art and its elements, which contribute to the active formation of a holistic view of the artistic potential of such art, its artistic content.

Key words: art culture, arts and crafts, execution technique, artistic experience, pedagogy, glass art painting.

И.В. Заргарян, канд. пед. наук, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ СТЕКЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье рассмотрены вопросы образовательного потенциала декоративно-прикладного искусства и его отдельного составного элемента - художественной росписи стекла в процессе обучения школьников и студентов специальных художественных направлений. Представлена технология (методика) выполнения художественной росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству, определены основные задачи педагога на каждом ее этапе, а также особенности, необходимые для формирования художественного опыта посредством такой работы. В конце статьи сделан вывод о необходимости теоретических знаний, владения методикой как декоративно-прикладного искусства и его элементов, которые способствуют активному формированию целостного взгляда на художественный потенциал такого искусства, его художественное содержание.

Ключевые слова: художественная культура, декоративно-прикладное искусство, методика выполнения, художественный опыт, педагогика, художественная роспись стекла.

Занятия по декоративно-прикладному искусству являются неотъемлемой частью художественного образования не только младших школьников, но и студентов разных художественных направлений подготовки. Они помогают в оптимизации образовательного процесса, формировании художественно-эстетического вкуса и художественной культуры человека, влияют на его мироощущение и восприятие опыта, накопленного народом в течение определенного периода времени.

Учебная программа в области декоративно-прикладного искусства, его художественной специфики и средств его создания и реализации направлена на усвоение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих специалистов-художников (педагогов, художников, дизайнеров и т.д.), а также на воспитание уважительного отношения к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду прошлых поколений, оставленных ими знаний фундаментального и прикладного характера.

Художественная роспись стекла - важный и своеобразный элемент в системе декоративно-прикладного искусства, занимающий особую нишу в образовательном процессе как школьников, так и студентов художественных направлений подготовки. С давних времен этот вид деятельности получил широкое распространение и в современном мире пользуется популярностью, на его основе даже строится бизнес по созданию рукотворных витражей. Это позволяет обучающимся актуализировать необходимость знаний и навыков в области художественной росписи, поскольку сегодняшние тенденции предполагают умение человека приспосабливаться к реалиям посредством трансформации знаний в коммерческую выгоду [1 - 9].

Рассмотрению теоретических основ и изучению специфике декоративно-прикладного искусства в целом и росписи стекла в частности посвящены труды некоторых отечественных ученых, таких как М.О. Синеглазовой, В.Б. Ка-шаева, В.В. Корешкова, Л.В. Новиковой, А.В. Игнатьевой, В.П Власова и других.

Декоративное и прикладное искусство в совокупности с дизайном часто называют предметным творчеством, которое предназначено, в отличие от изящного искусства, носящего исключительно эстетический характер, для практического употребления (отсюда термин «прикладное») и для украшения чего-либо («декоративное»). Именно поэтому такая декоративная функция позволяет объединить декоративно-прикладное искусство с дизайном, который частично перенял его функции, а также функции народных промыслов и художественных ремесел [5].

В.П Власов выделяет несколько характеристик, которым отвечают произведения декоративно-прикладного искусства (в том числе и художественно расписанное стекло): эстетическая ценность; специфическая художественная образ-

ность; обладание важным историко-культурным значением; являются средством оформления быта человека и жилого интерьера [2].

В работе с любым материальным предметом или произведением искусства необходимо обращать внимание на типологию, поскольку она, основываясь на понятии типа как дефиниции расчленения изучаемого предмета, позволяет сформировать полноценное мнение о предмете исследования и проанализировать его место и роль в системе научного исследования. В контексте настоящей работы типология необходима для понимания специфики занятий по декоративно-прикладному искусству в школе и вузах, поскольку именно она позволяет сформировать методику выполнения росписи стекла. Так, декоративно-прикладное искусство различают по функциональной структуре на утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы; по способу производства - на изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы; по объемно-пространственной структуре - на плоскостные изделия, объемные формы, объемно-пространственные композиции; по функции - на мебель, посуду, одежду, игрушки; по материалу - на металл, керамику, текстиль, дерево, стекло; по технике выполнения - на резьбу, роспись, вышивку, набойку, литье, чеканку.

Если относить расписанное стекло как итог художественной росписи к этой типологии, то можно составить следующую характеристику:

- по функциональной структуре - это декоративный предмет;

- по способу производства - уникальный предмет;

- по объемно-пространственной структуре - плоскостное изделие либо объемно-пространственная композиция;

- по функции - элемент мебели, посуда, игрушки и любые другие предметы, одним элементом которых могут быть художественно расписанные стекла;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по материалу - соответственно стекло;

- по технике выполнения - роспись.

Такую типологическую характеристику можно обусловить важностью роли материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека. [2].

В.Б. Кошаев, говоря о специфике такого вида искусства, отмечает: «Особенность декоративно-прикладного искусства состоит в том, что искусство вещи не свободно от бытовых вопросов жизни. И в точке своего возникновения, и на протяжении всей истории декоративно-прикладное искусство формируется благодаря двум причинам: 1) оптимизации формы предмета, зависящей от назначения и технологической эволюции, и 2) необходимости передачи образов мира в условно-изобразительной форме» [7].

В связи с этим декоративно-прикладное искусство составляет особое направление подготовки в высших учебных заведениях, предполагающее подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.