© 2007 г. С.В. Пожидаева
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Малое предпринимательство - это объективно сложившийся сектор национальной, региональной, местной экономики, играющий важную роль в формировании рыночных отношений, выявлении источников их развития. Оно представляет собой единство внутренне взаимосвязанных сторон, отношений, что неизбежно с самого его возникновения, изначально содержит в себе определенные противоречия иногда в скрытом, неразвернутом виде. Сколько бы ни было сторон в малом предпринимательстве, оно раздваивается на противоположности.
А.А. Шулус определяет основное экономическое противоречие малого предпринимательства как противоречие между его объективно высокой социально-экономической значимостью и относительно невысокой жизнеспособностью
[1]. Первое связано с функциями малых форм хозяйствования в рыночной экономике, представляющими собой обратное воздействие данного сектора экономики на его внешнюю среду и весь сектор социально-экономических процессов. Многочисленные исследования подтверждают факт постоянного возрастания экономической роли и социального значения малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. Для подтверждения воспользуемся показателями изменения абсолютного числа малых предприятий и численности постоянно работающих.
Число зарегистрированных малых предприятий в РФ за последние годы значительно увеличилось (рисунок), а численность постоянно занятых в 2004 г. по сравнению с 1998 г. составила 126 % [2].
Количество зарегистрированных малых предприятий [2]
Вторая сторона экономического противоречия вытекает из сущности маломасштабного производства - относительно низкой экономической жизнеспособности. Так, по нашим расчетам, за период с 2001 по 2003 г. число разорившихся малых предприятий в строительстве, транспорте, промышленности, науке и научном обслуживании было больше, чем вновь образованных, и только в 2004 г. наметилась положительная тенденция.
Следует отметить также низкий уровень диверсификации производства в малом предпринимательстве России: удельный вес основного вида деятельности - торговли и общественного питания - в выпуске товаров и услуг всех отраслей составляет 46,3 % [2].
Из основного экономического противоречия вытекает множество частных, важнейшим из которых является про-
тиворечие между независимостью собственности и государственным регулированием малого предпринимательства.
Российские и зарубежные исследователи отмечают важную качественную характеристику малого предпринимательства - независимость собственности, т.е. предприниматель является непосредственным собственником своего бизнеса. Так, закон РФ «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» выделяет один количественный критерий отнесения предприятий к числу малых - численность работающих с учетом сферы деятельности. При этом дополнительно устанавливаются количественно-качественные ограничения: доля участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, в уставном фонде малого предприятия не должна превышать 25 %.
Ограничение доли участия дает определенные гарантии малому бизнесу в том, что ни при каких изменениях конъюнктуры рынка не может поменяться собственность малого предприятия.
Малое предпринимательство не может существовать и функционировать без государственного регулирования, при отсутствии которого в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они «наводят порядок» в малом бизнесе, восстанавливают определенное равновесие и пропорциональность, но ценой кризисов, спадов производства, социальных напряжений.
Государственное регулирование в последние пять лет оказалось избыточным, что породило много административных барьеров, при организации и осуществлении деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемых отдельными должностными лицами в органах исполнительной власти. Наиболее трудный возникает в процессе регистрации предприятия. Уже на этой стадии предприниматели вынуждены нести большие организационные расходы в связи с наличием посредников.
Результаты исследований, проведенных консультативной службой по иностранным инвестициям, совместной службой международной корпорации и Всемирного банка по Сахалинской, Томской, Ростовской, Иркутской областям, которые обсуждались на конференции, посвященной проблемам малого бизнеса в городе Ростове-на-Дону, в ноябре 2005 г., показали, что в Ростовской области органы государственной регистрации активно навязывают посредничество, рекомендуя соответствующие фирмы, которыми фактически руководят работники регистрационной службы. Это приводит к дополнительным организационным расходам у предпринимателя. Законодательство Российской Федерации определило, что денежные затраты на государственную регистрацию малых предприятий, составляют 400 - 200 р. [3]. Фактически затраты, по данным исследований консультативной службы по иностранным инвестициям, при использовании посредников, составили 10200 р. На основании формулы средневзвешенной оценки средние затраты, предусмотренные законодательством, не должны превышать 1080 р., в то время как дополнительные составляют 9120 р.
В Ростовской области в 2004 г. зарегистрировано 25680 малых предприятий [4]. Из них 20 % воспользовались услугами посредников. Таким образом, дополнительные расходы предпринимателей Ростовской области в 2004 г. достигли 46,8 млн р.
Широко навязываются посреднические услуги при сертификации товаров и услуг. Только 28 % предпринимателей самостоятельно занимаются получением сертификатов [5], что обходится каждому в 7046 р. При обращении к услугам посредников затраты составляют 12061 р. [5]. По нашим расчетам, дополнительные затраты при использовании посреднических услуг при полуРостовский государственный экономический университет
чении сертификата в среднем на одного предпринимателя доходят до 5015 р., а в целом по Ростовской области до 40,8 млн р.
Усиление противоречия между независимостью собственности индивидуального предпринимательства и государственным регулированием происходит по вине государства, поэтому смягчить его в целях повышения экономической жизнеспособности малых предприятий обязаны органы государственной власти путем сокращения различного рода административных барьеров, препятствующих развитию маломасштабного сектора экономики страны.
Полагаем, что основными направлениями снижения уровня анализируемых барьеров является отказ от услуг посреднических фирм при регистрации предприятия, а также при сертификации продукции. Сэкономленные средства предприниматели могли бы направить на укрепление экономической жизнеспособности своего предпринимательского дела. В связи с этим регистрирующие органы должны разработать типовые документы, необходимые при регистрации, такой степени сложности, чтобы предприниматели смогли самостоятельно их заполнять и представлять в регистрирующие органы.
В целях ограничения произвола чиновников необходимо проводить аттестацию административных работников в службах государственной регистрации не раз в 5 лет, как это сейчас предусмотрено законодательством, а раз в 2 года, что позволит усилить контроль за соблюдением ими законодательства по вопросам регистрации и сертификации. Главным показателем, характеризующим квалификацию работника регистрирующего органа, должно стать отсутствие жалоб на их действия.
Литература
1. Шулус А.А Объективные основы и направления развития системы поддержки малого предпринимательства в России: Дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 1997.
2. Россия в цифрах 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 166— 167.
3. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2. М., 2002. Ст. 333.33, п. 1,8.
4. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе - мае 2005 г.: Доклад Рост. стат. управления. Ростов н/Д, 2005. С. 171.
5. Административные барьеры на пути инвестиций в Ростовской области: Анализ опроса 716 предприятий и ПБОЮЛ и информации от государственных учреждений 2004 г. // Консультативная служба по иностранным инвестициям, совместная служба международной корпорации и Всемирного банка. Ростов н/Д, 2004. С. 20.
11 декабря 2006 г