Научная статья на тему 'Административные барьеры малого предпринимательства'

Административные барьеры малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1785
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры малого предпринимательства»

С. В. Пожидаееа

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Результаты различных социологических опросов предпринимателей свидетельствуют, что одной из самых острых проблем в развитии предпринимательства являются так называемые административные барьеры.

В начале 1990-х гг. вслед за либерализацией экономики последовала отмена множества запретов, мешавших частной инициативе в сфере предпринимательства. Правительство, занятое глобальными реформами и уверовавшее во врожденную способность рынка к саморегуляции, по существу, выпустило из рук многие контрольно-надзорные функции. По мере расширения российской рыночной стихии все сильнее стала ощущаться необходимость в создании надежного государственного регулирующего механизма.

В середине 1990-х гг. федеральные ведомства вместе с органами власти субъектов Федерации и местного управления всё же приняли на себя инициативу регулирования, однако начавшийся процесс регламентации зашёл слишком далеко. За короткое время в результате их нормотворческой деятельности, особенно усилившейся во второй половине десятилетия, было воздвигнуто огромное количество факторов воздействия на малое предпринимательство .

Малое предпринимательство можно исследовать традиционно, то есть, анализируя слабые и сильные стороны. Такого рода исследования в научной литературе встречаются часто. И этот вопрос уже довольно полно освещён. Заслуживает внимания исследование малого предпринимательства в концепции экономических противоречий.

В научной литературе, вопрос о системе экономических противоречий малого предпринимательства освещён крайне недостаточно. В докторской

диссертации А.А. Шулуса «Объективные основы и направления развития системы поддержки малого предпринимательства в России» (Санкт-Петербург, 1997г.) сформулировано основное экономическое противоречие малого предпринимательства - противоречие между объективно высокой социально-экономической значимостью малого предпринимательства и относительно невысокой его жизнеспособностью. В докторской диссертации Г.И. Шепеленко «Малое предпринимательство в промышленности в концепции экономических противоречий» (Ростов-на-Дону, 2003г.) сформулированы некоторые частные экономические противоречия малого предпринимательства.

Рассмотрение экономических противоречий относится к числу актуальных проблем российской экономики, решение которой позволит конкретизировать государственную поддержку малых предприятий на федеральном и региональном уровне.

Административные барьеры есть суть такого важного противоречия малого бизнеса, как малого бизнеса - противоречие между независимостью собственности и государственным регулированием предпринимателя. Концепция экономических противоречий имеет важное методологическое значение для рыночной экономики России, которая постоянно сталкивается с противоречивой природой экономических явлений в процессе перехода от общественной собственности к частной.

В исследовании, проведённом Ресурсным центром малого предпринимательства, под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпри-

нимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти [5].

Административные барьеры возникают, как правило, в следующих ситуациях:

- при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них, то есть при входе предпринимателя на рынок (регистрация, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);

- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности и допуск товаров на рынок (лицензирование, сертификация товаров и услуг и т.п.);

- в процессе текущей деятельности (санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролируемыми организациями, получение различных льгот, инспекционная деятельность).

Таким образом, административные барьеры проявляются в различных сферах деятельности. С одной стороны, это проблемы нашего федерального законодательства, например, федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» уже устарел и не стыкуется с рядом положений Бюджетного и Налогового кодекса Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях также несовершенен, потому что позволяет представителям контролирующих органов «играть с предпринимателями» на сумме штрафных санкций, применяемых к малым предприятиям.

Примером нарушения органами власти действующего законодательства может служить федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000г. №29-ФЗ, который в числе прочих мер по усилению гарантий безопасности предполагает введение государственной регистрации новых пищевых продуктов. Эта мера обладает многими негативными чертами ад-

министративного барьера. Во-первых, непонятно, что считать «новыми» пищевыми продуктами, подлежащими регистрации, с учетом того, что до введения в действие этого закона подобная регистрация не проводилась. Во-вторых, регистрация представляет собой контроль качества документов, а не товаров как таковых. Кроме того, регистрация вводится в дополнение к иным способам контроля безопасности пищевых продуктов, а именно: лицензированию, сертификации и текущему контролю и надзору.

Кроме того, существуют и другие нарушения со стороны органов власти и местного самоуправления. Это совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, соглашения органа местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами и предоставление им преимущества на рынке товаров и услуг, создание барьеров при доступе к финансовым и имущественным ресурсам.

Существование административных барьеров создаёт коррупционные основы установления особых личностных отношений определенной части чиновников и заинтересованных предпринимателей. Традиционно под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду "просящая" сторона, например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерными признаками коррупции являются: принятие решения, нарушающего закон или неформальные общественные нормы; действие партнеров по обоюдному согласию; получение обеими сторонами незаконных выгод и преимуществ; сокрытие своих действий всеми участниками сделки.

Благодаря неразвитости современного российского законодательства ряд

распространенных нарушений явно коррупционного характера не попадает под действие нынешнего Уголовного кодекса РФ. Наиболее характерными тенденциями развития коррупционной основы взаимодействия предпринимателей и чиновничества являются:

- предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли;

- использование служебного положения для "перекачки" в коммерческие структуры бюджетных средств с целью получения личной выгоды с использованием для этого подставных лиц и родственников;

- участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли.

Согласно результатам исследования «Коррупция в России», проводившегося фондом «Информатика для демократии» (ИНДЕМ) при поддержке Всемирного банка, общая сумма взяток, выплачиваемых российскими предпринимателями чиновникам, составляет, по минимальным оценкам, 33,5 млрд. дол. в год, что приближается к размеру доходной части федерального бюджета за 2001г. По подсчетам экспертов общественной организации «Технологии - XXI век», малые предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам не менее 500 млн. дол. в месяц, что в сумме составляет 6 млрд. дол. в год [4].

По данным многочисленных опросов индивидуальных предпринима-

телей Ростовской области, наиболее высокий уровень коррупции из 12 контролирующих органов зафиксирован в УБЭП -63%, органах МВД - 52%, участковой милиции- 46%, пожарной инспекции - 44%, органах санэпиднадзо-ра - 41%, госторгинспекиции - 30%, в налоговых органах - 14%, что, кстати, коррелирует с данными о числе осуществляемых этими органами проверок предпринимателей [3] (таблица 1.1).

Регистрация бизнеса, по оценкам собственников малых предприятий, не выступает непреодолимым административным барьером для входа на рынок. Однако уже на этой стадии можно говорить о больших организационных расходах предпринимателей.

По данным, полученным в ходе углубленных интервью представителей малых предприятий, а также на основании информации от государственных учреждений, в 2004г. около 13% опрошенных предпринимателей Ростовской области остались недовольны регистрацией и постановкой на налоговый учёт [3].

Одним из административных барьеров, с которым сталкиваются предприниматели при прохождении государственной регистрации, являются навязанные посреднические услуги. На основании опроса 716 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выяснилось, что в субъектах Федерации при прохождении процедуры государственной регистрации навязываются посреднические услуги (таблица 1.2).

Таблица 1.1. Регулярность посещения индивидуальных предпринимателей Ростовской области представителями контрольных органов, 2004г. [3]

Проверяющий орган Среднее число проверок в год, приходящееся на одного предпринимателя

01 02

Органы МВД (милиция) 3

Участковый милиционер 3

Пожарная инспекция 2

Органы санэпиднадзора 2

Местные органы власти 2

Налоговые органы и другие 1

По данным таблицы 1.2 становится ясно, что только в Ростовской области органы государственной регистрации могут рекомендовать в качестве посредников либо знакомых, либо работников этой же государственной организации, что является самым настоящим навязыванием посреднических услуг со стороны государственных органов регистрации.

Финансовые затраты в 2004г. на государственную регистрацию малых предприятий, указанные в законе, - 4002000 руб., фактические затраты при самостоятельном способе прохождения государственной регистрации - 7943 руб. и через посредников - 10200 руб. [3]. Используя формулу средней оценки, определяем средние официальные затраты на прохождение государственной регистрации по формуле:

^ шт + 3погт + тах

Средняя оценка =--------------------=

400 + (3,1°00> + 2000 = 1080 (руб.) (1.1)

Следовательно, предприниматель несёт финансовые потери в размере 6863 рублей.

По данным официальной статистики Ростовской области, в 2004г. было зарегистрировано 25680 малых предприятий [7]. На основании анализа оп-

роса предпринимателей Ростовской области, проведенного в 2004г., выявлено, что в 80% случаев предприниматели прошли процедуру государственной регистрации самостоятельно, а в 20% случаев воспользовались услугами посредников. Таким образом, число предпринимателей, воспользовавшихся услугами посредников - 5136 единиц. Общие потери собственников малых предприятий Ростовской области в 2004г., которые воспользовались услугами посредников, 11592 тыс. руб.

Процесс регистрации должен быть упрощён настолько, чтобы учредители малых предприятий или индивидуальные предприниматели могли самостоятельно заполнить разработанные заранее бланки, касающиеся государственной регистрации. Либо регистрацию должна производить общественная организация, которая, в свою очередь, будет перечислять деньги в фонд поддержки малого предпринимательства.

Фактические затраты времени на прохождение регистрации предпринимателей оказались также значительно выше: по принятым законам - 5 дней; фактические затраты - 11 дней; затраты, заявленные представителями малых предприятий, которые воспользовались услугами посредников, - 29 дней [3].

Таблица 1.2. Распределение числа предпринимателей по областям,

которые прибегали к услугам посредников при прохождении государственной регистрации, 2004 г. [3]

Регион % от числа ответивших

Самостоятельно воспользовались услугами посредников Посредники навязанные, но выбранные самостоятельно Посредники по рекомендации органов регистрации Специалисты органов регистрации

01 02 03 04 05

Сахалинская обл. 91 9 0 0

Томская обл. 86 14 0 0

Ростовская обл. 58 21 18 3

Иркутская обл. 82 18 0 0

При прохождении лицензирования отдельных видов деятельности предприниматели также сталкиваются с административными барьерами, (таблица 1.3).

На основании опросов представителей малых предприятий 6 областей Российской Федерации, а именно: Ростовской, Сахалинской, Иркутской, Ленинградской, Нижегородской, Томской областей выявлено, что сложнее всего получить лицензию в Ростовской области. 32% предпринимателей остались недовольны прохождением процедуры лицензирования [3].

Навязывание предпринимателям посредников при лицензировании отдельных видов деятельности является серьёзным административным барьером, который влечёт за собой значительные финансовые потери

представителей малого бизнеса (таблица 1.4).

Средняя стоимость получения лицензии на строительство без использования услуг посредников:

Средняя оценка =

1300 + 3*10000 + 20000 5

= 10260 (руб.) (1.2)

Следовательно, потери предпринимателя при получении лицензии на строительство через посредника составляют 2774 рубля. Потери предпринимателя, получающего «транспортную» лицензию через посредника, составляют 4660 рубля.

Обязательная сертификация товаров и услуг, под которую подпадает около 80% товарной номенклатуры, является еще одним административным барьером.

Таблица 1.3. Рейтинг негативных явлений, связанных с процедурой

лицензирования отдельных видов деятельности в 2004 г. [3]

Фактор % от числа ответивших

Всегда часто редко Очень редко

01 02 03 04 05

Очереди 30 48 20 2

Многочисленные согласования 22 40 28 10

Намёки на взятки 5 50 24 21

Необходимость использования связей 9 38 34 19

Бюрократический произвол 2 43 36 19

Требование избыточных документов 5 36 41 18

Непредставление информации 3 38 39 20

Неудобный график работы 3 26 46 25

Разночтения в законодательстве 3 22 57 18

Нетактичное поведение чиновников 1 24 60 15

Таблица 1.4. Структура финансовых затрат при лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемых самостоятельно и через посредников,2004 г. [3]

Вид лицензии Средние финансовые затраты без посредников, руб. Средние финансовые затраты при обращении к фирмам-посредникам, руб.

01 02 03

Строительная 1300-20000 13034

Транспортная 1300 5960

По минимальным оценкам, рассчитанным по рекомендациям Госстандарта РФ, плата за сертификацию продукции промышленности и торговли составляет 120-150 млн. дол. в год [4].

В Ростовской области по сравнению с некоторыми другими регионами сертификация самая - проблематичная процедура. Около 38% предпринимателей Ростовской области относятся к сертификации как к значительному и непреодолимому административному барьеру [3].

Снятие «входящих» административных барьеров необходимо начать с упрощения процедуры регистрации малого предприятия. Надо реализовать концепцию «одного окна», осуществить переход к уведомительному принципу регистрации. Возложить обязанности уведомлять налоговые и иные органы о создании нового малого предприятия на регистрационные органы. Вместе с тем необходимо повысить ответственность учредителей за достоверность сведений, представленных при регистрации.

До 2005г. существовал Фонд поддержки малого предпринимательства. Затем он был расформирован и образован в Ростовской области Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Такого рода преобразования не привели к значительным положительным результатам. Поддержку малого предпринимательства необходимо конкретизировать, например, создав фонд поддержки малых предприятий при регистрации и лицензировании. Этот Фонд будет заниматься осуществлением государственной регистрации и лицензированием представителей малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. В результате индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям не придётся обращаться к услугам посредников при прохождении процедур регистрации.

Необходимо сокращать список лицензируемых видов деятельности и

упрощать процедуру получения лицензии. Для этого необходимо значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности, снизить число законодательно установленных документов, представляемых в лицензирующий орган. Необходимо также повысить ответственность лицензирующего органа за незаконный отказ в выдаче или продлении лицензии.

Необходимо провести структурную модернизацию контрольнонадзорной системы, которая предусматривала бы создание постоянно действующих органов с чётко предписанными функциями. Это позволит исключить дублирование. В этом же аспекте, на наш взгляд, необходимо сократить число проверок.

В целях ограничения произвола чиновников необходимо: повысить профессиональные качества государственных и муниципальных служащих; разграничить функции, уточнить области компетенции и уменьшить сферы действия личного усмотрения служащего; упорядочить процедуры взаимодействия чиновников с представителями малого и среднего бизнеса; усилить внутренний и внешний общественный контроль над деятельностью государственных служащих; перейти к конкурсному подбору и ротации кадров чиновников с неформальной аттестацией по результативности их деятельности и отсутствию рекламаций.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделки» от 17.05.1997г. №601.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г. №29-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Административные барьеры на пути инвестиций в Ростовской области. Анализ опроса 716 предприятий и ПБОЮЛ и информации от государственных учреждений 2004г. Консультативная служба по иностранным инвестициям, совместная служба международной корпорации и Всемирного банка, 2004г. - С. 10, 11, 12, 20, 25, 26.

4. Дегтярёв А., Маликов Р. Коррупционная основа административных барьеров // «Вопросы экономики» 2003. №11.-С. 75, 85.

5. Носков Б.П., Симонова Е.В. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации // «Безопасность бизнеса» 2005 г. - №3. -С. 12.

6. Проблему административных барьеров предпочитаем не прятать, а решать //Город >1, 2003г. -№39. - С. 15.

7. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе -мае 2005 г.: Доклад / Ростов стат. Ростов н/Дону, 2005г. - С. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.