Региональные особенности функционирования субъектов малого предпринимательства в промышленно - строительном секторе экономики Чеченской Республики.
Назирова Я. И. старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» Чеченского государственного университета
Проблема развития малого предпринимательства в Чеченской Республике стоит очень остро, т.к. восстанавливающийся промышленностроительный комплекс испытывает грандиозную необходимость в эффективном функционировании. В связи с этим после принятой и реализованной программы с 2006 по 2010 годы, сразу же была принята «Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2011 - 2013 годы».
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) обладает стабилизирующим эффектом для региональной экономики - это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) является продолжением реализации государственной политики в области развития МСП.
Программа сформирована на следующих принципах: приоритетность развития МСП при реализации программ социальноэкономического развития Чеченской Республики;
соответствие мер и форм поддержки и развития МСП реальным потребностям социально-экономического развития Чеченской Республики; обеспечение комплекса услуг для субъектов МСП, возможность
получения поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных действующим законодательством;
обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;
полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки МСП в Чеченской Республике;
непрерывность мониторинга состояния МСП в Чеченской Республике; ответственность органов государственной власти Чеченской Республики за обеспечение благоприятных условий для развития МСП.
В целях создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, как основного инструмента восстановления разрушенной экономики и вообще предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки малых предприятий (с изложением механизма практических действий), ориентированной на восстановление инфраструктуры промышленно-строительного комплекса Республики [1]. Разработка должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого круга специалистов.
На современном этапе Чеченская Республика представляет собой территорию с выгодным географическим положением, развитыми промышленным, научно-образовательным и историко-культурным комплексами. Однако, соседствуя с динамично развивающимися регионами, республика вынуждена конкурировать с ними за трудовые ресурсы, рынки сбыта и
инвестиции.
Источники и объем финансирования предпринимательской
деятельности
Табл.1
Источники финансирования Год
2005 2006 2007 2008
Общий объем финансирования, всего: 155,68 млн руб. 57,53 млн руб. 98,15 млн руб 184 387,15 тыс. руб.
Средства федеральной субсидии, тыс. руб. 141,9 12658,15
Финансовые средства областного бюджета, тыс. руб. 2 702 2 605 19 369 29 855
Финансовые средства местных бюджетов, тыс. руб. 902
Привлеченные финансовые средства кредитных организаций, лизинговых компаний и областного Фонда поддержки малого предпринимательства, тыс. руб. 53 925 95 400 23 725 98 780
Исходя из данных таблицы 1, хочется подчеркнуть, что Чеченская Республика - зона особого внимания федерального Центра. Ускоренное социально-экономическое развитие, активизация инвестиционной деятельности, создание рабочих мест - основные условия, которые должны снять напряжение в регионе (табл. 1). Для этих целей в республику направляются определенные дотации за основу региональных прогнозов в данном исследовании были взяты данные показателей числа промышленных предприятий и численность сотрудников промышленных предприятий республики в 1991—2007 гг. Далее по имеющимся данным был составлен прогноз исследуемых показателей на 2008—2013 гг. с помощью метода анализа основных тенденций в рядах динамики (рис. 1, 2).
Основной предпосылкой прогноза является сохранение динамики экономического развития в будущем т. е. неизменность положительного
воздействия внешних факторов. Для наибольшей точности проведенного прогноза числа промышленных предприятий полученный показатель добавлялся в фактические данные, что позволило увеличить показатель достоверности аппроксимации.
Прогнозирование на 2008—2013 гг. числа промышленных предприятий проводилось по уравнению:
Г= 0,264л4- 11,11 х3+183,2х2-1162х+9 180.
Фактическое число промышленных предприятий на конец 2008 г. составило 8 455 единиц. Прогнозируемое число промышленных предприятий на 2009 г. составило 8 475 предприятий (темп роста 100,24%). Аналогичным образом проведен прогноз на 2010 г. Прогнозируемое число промышленных предприятий — 8 839 (темп роста 104,31%).
Прогнозирование на 2013 г. числа промышленных предприятий проводилось по уравнению:
У=0,263х4-11,10х3+183,1хЧ162х+9179.
Прогнозируемое число промышленных предприятий на 2013г. составило 9 231 (темп роста 104,45%). Прогноз числа промышленных предприятий до 2010 г. в Чеченской Республике представлен на рисунке 1.
Автором составлен прогноз среднесписочной численности работников промышленных предприятий (без внешних совместителей) за исследуемый период. При этом полученный прогнозируемый показатель добавлялся в фактические данные, что позволило увеличить точность полученного прогноза.
к,г!.
Рис. 1. Прогноз числа малых предприятий до 2013 года
Прогнозирование среднесписочной численности работников промышленных предприятий на 2010г. проводилось по уравнению:
Г= - 0,022х*+0,850х3-9,993х2+41,78х+7,742.
Фактическая среднесписочная численность работников промышленных предприятий (без внешних совместителей) на конец 2008 года составила 103 тыс. чел. Прогнозируемый показатель на 2010 г. составил 121,3 тыс. чел. (темп роста 117,77%).
Прогнозирование среднесписочной численности работников
промышленных предприятий на 2013 г. проводилось по уравнению:
Г= - 0,01 7х4+0,73 8JC3-9,046x2+38,84x+10,24.
Прогнозируемый показатель на 2009 г. составил 187,6тыс. чел. Рост среднесписочной численности в 2009 г. в сравнении с 2008 г. составил 154,66%.
Прогнозирование среднесписочной численности работников
промышленных предприятий на 2010 г. проводилось по уравнению:
Y= - 0,001хЧ0,195х3-4,121х2+22,66х+24,68.
Прогнозируемый показатель на 2010 г. составил 196,5 тыс. чел. Рост среднесписочной численности в 2010 г. в сравнении с 2009 г. составил 104,75%. Данные прогноза среднесписочной численности работников
промышленных предприятий до 2010 г. в Чеченской Республики представлен на рисунке 2.
Прогноз развития показателей промышленности Республики построен на основе общероссийского прогноза с учетом «вклада» регионов в общую статистику. Основным преимуществом данного метода является его простота.
Рис. 2. Прогноз среднесписочной численности работников малых
предприятий до 2013 года
В полученном прогнозе наблюдается положительная динамика роста, как числа промышленных предприятий, так и численности работников, зарегистрированных на них. В перспективе предполагается ежегодный рост числа промышленных предприятий в среднем на 259 предприятий, а среднесписочной численности работников — на 31 тыс. чел. в год. Данное увеличение показателей, исследуемых в работе, может оказать благоприятное действие на развитие промышленного комплекса в регионе, а также повысить уровень социально-экономического развития республики.
Для дальнейшего стимулирования развития промышленного комплекса необходимо создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
Таким образом, результатом успешного функционирования промышленного комплекса Чеченской Республики станут действующие
промышленные предприятия, способные занять устойчивое положение на рынке. Вновь созданные промышленные предприятия будут функционировать на основе современных управленческих моделей и технологий, что в целом позитивно повлияет на конкурентоспособность этой сферы экономики.
Это позволит учесть ситуационные особенности территории, более правильно разработать пути и механизм достижения определяющей роли — формирование и развитие инфраструктуры строительного комплекса и экономики в целом, создание устойчивой среды активных собственников, решающих проблемы удовлетворения общества.
Основной целью разработки подробной структуры стратегического управления является определение поведения МСП в критических фазах ее развития, при высокой вероятности ухудшения стабильности работы и принятия неудачных управленческих решений.
Деятельность фирмы связана со следующими факторами:
1) внешней средой (внешнее окружение);
2) внутренней средой (факторы, непосредственно связанные с МСП -
кадры, научно-технический потенциал, портфель заказов, кадровый
потенциал, эффективность структуры управления.);
3) товарной продукцией реализуемой предприятия (строительная
продукция и услуги). Особенность деятельности фирмы связана с тем, что именно продукция является основным опосредствующим звеном, которая связывает МСБ и внешнюю среду. Продукция - это основной, важнейший фактор связи. Каждый из элементов продукции выступает в двух
диаметрально противоположных качествах:
а) как элемент новых шансов, возможностей;
б) как фактор неожиданностей, опасностей, мало или плохо
предсказуемых скачков, которые способны вызвать нестабильность и крах фирмы.
Внутренняя среда также содержит группы факторов, как создающих
потенциальные возможности, так и содержащих потенциальные угрозы. Обе группы факторов органически вытекают из характера деятельности фирмы, из особенностей содержания труда.
Динамика и непредсказуемость внешней среды обуславливают необходимость изменения внутренней среды, целенаправленное формирование ее адаптивных свойств к внешней среде. Основным фактором выступает товарная политика, продукция фирмы; Внешняя система по отношению к МСБ выступает как большая система, в качестве подсистем (факторов) выступают и проявляются следующие:
1) Политическая подсистема. Абсолютное большинство малых предприятий испытывают большие сложности в условиях политической нестабильности.
2) Социальная подсистема. Она связана с уровнем общей культуры, традициями, обычаями, представлениями о социальной значимости морально-этических ценностей, формами сосуществования различных этносов, культур и т.д.
3) Общеэкономическая подсистема. Связана с существованием общемировой экономики как единого целого и отражает экономические интересы больших масс людей, экономические взаимосвязи между регионами, странами, международными компаниями.
4) Производственная подсистема. Она характеризует производство как единую мировую систему, технологическое приложение науки, как синтез факторов общественного развития, уровень господства человека над стихийными процессами природы и одно временно подчинения человека законам природы.
5) Технологическая подсистема. Технология характеризует все сферы жизнедеятельности человека, в т.ч. все его связи с природой.
6) Природная подсистема. Все процессы происходят в природе, подчиняются природным законам и вытекают из них. Общество - это органический компонент природы.
7) В сфере экономики должна быть выделена подсистема (рынок), которая обладает определенной и достаточно самостоятельной логикой развития.
Внешние факторы оказывают воздействие на деятельность МСБ только в комплексе, системно. Малые строительные предприятия могут предугадать действия внешней среды лишь относительно приближенно. Именно потому они должны формировать механизм внутренней устойчивости, внутренней адаптации к изменившимся внешним условиям, а это требует значительного отвлечения капиталов, усилий работников от непосредственно производственно сбытовой деятельности.
На основе сравнительного анализа результатов перечисленных исследований выявлены основные административные барьеры и степень их влияния на функционирование субъектов малого предпринимательства:
Первая проблема для малых предприятий связана с регистрацией, хотя сама регистрация не является, по оценкам предпринимателей, непреодолимым барьером для входа на рынок. Высокие административные барьеры на входе в рынок стали причиной отказа от занятий бизнесом еще до старта только 2,5% респондентов, что свидетельствует, вопреки распространенному мнению, об относительной проходимости барьеров на входе в рынок для стартующих предприятий.
I в се гд а
I ч асто □ред ко
очень редко
очереди (N=692)
многочисленные согласования ^ =688)
намеки на взятки ^ =642)
бюрократический произвол (N=666)
0%
20%
40%
60%
80%
1 0 0 %
Рис 3. Основные особенности прохождения процедуры регистрации [2]
На рисунке 3 приведены элементы административных препятствий, свойственных прохождению этапов регистрации.
Вторая проблема связная с административными барьерами лежит в сфере лицензирования. Большинство проблем в области лицензирования и проверок связаны не с федеральным законодательством, а с его применением на местах, что подтверждает вывод автора о необходимости учета региональной специфики при разработке механизма деблокирования административных барьеров. Лицензирование является одним из самых трудоемких и затратных административных барьеров. Результаты ростовского опроса показывают, что у 39,5% респондентов возникли проблемы при получении лицензий, свидетельств, заключений (рис.4). [3]
бюрократические барьеры при выдаче -свидетельств, лицензий, заключений
сложности в получении кредитных ресурсов отсутствие производственных площадей
отсутствие первоначального капитала
отсутствие информации о реальных потребностях -регионального рынка
отсутствие консультационной и информационной поддержки
длительный процесс регистрации предприятий
0
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «С какими
проблемами Вам пришлось столкнуться при организации своего
дела?» (в %)
Третья проблема порождающая административные барьеры упирается в согласовательные процедуры и издержки координации деятельности экономических субъектов. Согласование характеризуется тем, что вместо установления единого общего для всех четкого правила по отношению к той или иной процедуре (виду деятельности) чиновниками вводится
■ш н
39,5
24,6
ь 14,4
29,6
17 ,7
1 31 , 3
1 27 ,2
5 1 0 1 5 20 25 30 35 40 45
непрозрачная, полуформальная и, соответственно, взяткоемкая процедура. Особое распространение институт согласования получил на муниципальном уровне.
Четвертый источник административных барьеров лежит в сфере сертификации. Обязательная сертификация является весьма дорогостоящей для предпринимателей процедурой, что выступает источником формирования административных барьеров. Кроме того, существует масса барьерных платежей на относительно узких сегментах потребительского рынка. Наибольший общественный резонанс имеют обязательное государственное и региональное маркирование товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделки, государственная регистрация лекарственных средств и предметов медицинского назначения, многочисленные согласования с органами исполнительной власти регионального и местного уровней в сфере инвестиционной деятельности. По данным опроса ростовских предпринимателей, 38% из них относятся к сертификации как к большой или непреодолимой проблеме.
Самый ощутимый источник административных барьеров лежит в сфере контрольных и оценочных функций госорганов. Из общего числа органов, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, следует выделить наиболее часто указываемые респондентами: налоговые органы, органы внутренних дел (милиции), органы противопожарного надзора, органы санитарно-эпидемиологического надзора, торговая инспекция, органы лицензирования, органы административно-технического надзора, антимонопольные органы, инспекция по труду, архитектурная служба и пр.
При этом проверки со стороны органов внутренних дел лидируют по созданию тяжелых и почти непреодолимых проблем. С этим соглашаются малые предприниматели практически всех опрошенных регионов. Минимальные проблемы создают налоговые органы. Лишь 7,4% предпринимателей считают, что проверки налоговыми органами создают тяжелые и почти непреодолимые проблемы для текущей хозяйственной
деятельности и развития предприятия (табл. 2 ).
Влияния административных проверок на текущую деятельность и развитие малых предприятий в ЧР 2010г.
Табл. 2
Процедура Не создает проблем, создает минимальные проблемы или создает проблемы средней тяжести, % Создает тяжелые проблемы и почти непреодолимые проблемы, %
Проверки налоговыми органами 91,6 8,4
Проверки органами противопожарного надзора 70,3 29,7
Проверки органами санитарноэпидемиологического надзора 80,2 19,8
Проверки со стороны органов внутренних дел 70,8 29,2
Проверки торговой инспекцией 80,7 10,3
Проверки органами лицензирования 80,2 19,8
Проверки других органов 70,0 30,0
В целом по видам процедур 80,9 19,1
Разумеется, система административных барьеров сложна и противоречива. Кроме того, возможности по созданию новых барьеров чиновниками весьма широки: проведение аттестации деятельности
хозяйствующих субъектов; введение дополнительного сертифицирования на местном уровне; организация дополнительных сборов; проведение всевозможных экспертиз; введение региональных и муниципальных марок; введение непредусмотренной отчетности; создание неравных условий деятельности конкурирующих хозяйствующих субъектов (например, запрет на продажу предпринимателями спиртного на данной территории при одновременной организации торговли спиртным через муниципальную
структуру); ограничение на расширение производства и ведение строительно-монтажных работ; ограничение на часы работы фирм (например, на работу в ночное время) и др.
Оценка предпринимателями доли в конечной цене продукции, которую составляют расходы, связанные с преодолением административных барьеров малых предприятий неоднародна в региональном разрезе. Так, по мнению респондентов Нижегородской области, в среднем эти затраты достигают 15%, в Самарской области - 20%. По итогам исследования, проведенного ИНП «Общественный договор», затраты на преодоление административных барьеров применительно к российской экономике в целом оцениваются на уровне 10% конечной цены товаров.
Таким образом, трансакционные издержки предпринимателей, связанные с этими барьерами, зачастую либо отрицательно сказываются на рентабельности, либо перекладывают соответствующее бремя на потребителей. Устранение или сокращение масштабов административных барьеров способно повысить уровень благосостояния общества за счет активизации предпринимательства, повышения степени конкурентности экономической среды и эффективности аллокации ресурсов общества. В этой связи в целях уменьшения отрицательного влияния административных барьеров на развитие малого предпринимательства в России необходима разработка и обеспечение эффективного функционирования механизма их деблокирования, что является предметом исследования третьей группы проблем.
Обосновывая направления деблокирования административных барьеров, воздействующих на развитие малого предпринимательства в России, используют основы теории игр, с помощью которой показано, что в сложившихся институциональных условиях 1990-х годов для основных участников стратегического взаимодействия по поводу преодоления административных барьеров равновесной (по Нэшу) и эффективной была стратегия сговора и дачи взяток чиновникам, осуществляющим контроль за
входом на рынок. Это позволило обосновать необходимость создания широкой организации предпринимателей, выступающей институциональным инноватором, заинтересованным в изменении такого сложившегося в условиях слабого государства равновесия.
Сложность решения задачи по устранению институциональной структуры, генерирующей формальные и неформальные институциональные барьеры, усиливается институциональной инерцией, которая обусловливает низкую эффективность любых мер дерегулирования без формирования новой институциональной структуры, как в отношении административного аппарата, так и частного бизнеса. Здесь возникает важный вопрос о том, кто, какие группы выступят институциональными инноваторами на пути ликвидации или снижения ограничений со стороны государства и теневых структур на товарных рынках.
Отличительные особенности интересов наемных работников и хозяина-предпринимателя в малом предпринимательстве
Табл.3
Факторы Интересы наемного работника Интересы хозяина-предпринимателя
Отношение к риску избежать или минимизировать использовать для получения большего дохода даже в ущерб работникам
Отношение к средствам производства чтобы облегчали труд выявить резервы и интенсифицировать труд работников
Цели получать максимальную зарплату получать максимальный доход
Мотивация зарплата, принадлежность к социально защищенной группе населения доход, принадлежность к среднему классу
Характер Труда последовательность, равномерность импульсивный темп работы с учетом условии заказа
Сверхусилия эпизодически, в крайнем случае в зависимости от состояния дела и своей заинтересованности
Отношение к коллегам, подчиненным выполнять инструкции вызвать энтузиазм
Изменение производства настороженное отношение стремление к совершенствованию производства
Г арантии верхняя граница нижняя граница
Контроль нижняя граница верхняя граница
Исследований относительно внутренней среды малых предприятий не много, что объясняется ее спецификой, персонифицированностью, неформальностью, клановостью и т.д.
В тоже время следует отметить основную ось напряженности во внутренней среде малых предприятий - интересы хозяина-предпринимателя и наемных работников, которые не совпадают, т.к. у них разные отношения к организации производственной деятельности на малом предприятии, к основным средствам, мотивации и содержанию труда, социальным гарантиям. Отличительные особенности интересов наемных работников и хозяина-предпринимателя в малом предпринимательстве отражены в табл.3.
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что по всем сравниваемым позициям имеет место несовпадение интересов предпринимателя и работника. Из этого следует вывод о наличии в малом предпринимательстве экономического противоречия между интересами хозяина-предпринимателя и интересами наемных работников.
Большую роль в экономическом развитии малого предприятия играют складывающиеся социально-экономические отношения. От того, как будут сориентированы эти отношения, зависит направление энергии хозяина-предпринимателя и наемного работника: на оздоровление социальнопсихологического климата в коллективе предприятия, способствующее укреплению экономической жизнеспособности малого предприятия, или на конфронтацию; на смягчение экономического противоречия интересов хозяина-предпринимателя и интересов наемных работников малого предприятия в промышленности или на его обострение.
Несовпадение интересов является естественным как для хозяина-
предпринимателя, так и наемных работников. Если предприниматель (это владелец средств малого предприятия) стремится обеспечить стабильность и экономическую жизнеспособность предприятия, то наемные работники отвечают перед хозяином только за лучшее использование предоставленных ресурсов. Хозяину-предпринимателю необходимо постоянно осуществлять выбор компромиссного решения на основе обеспечения баланса его интересов и интересов наемных работников, чтобы не допустить ухудшения социально-психологического климата в коллективе и обострения здесь противоречий.
Основными условия реализации механизма деблокирования административных барьеров являются:
- наличие равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию порядка и процедуры предоставления лицензий, а также государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ, для отдельных хозяйствующих субъектов;
- повсеместное использование конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов;
- устранение региональной обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы, не допускающей принятия антирыночных административных решений;
- усиление контроля за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов.
Таким образом, проблема деблокирования административных барьеров в современной региональной экономике может быть успешно решена с учетом траектории предшествующего развития институциональной структуры экономики, а также реализации интересов групп и индивидов, участвующих в хозяйственных процессах. Снижение административных барьеров ведет к минимизации трансакционных издержек на национальных рынках, способствуя повышению их эффективности, открывает
благоприятные перспективы для усиления деловой активности населения и развития малого предпринимательства в России.
Список использованной литературы:
1. Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. «От выживания - к процветанию!» розный, 2006 г.
2. Шестоперов О., Алимова Т., Пуга Д., Пушканова М. Исследование административных барьеров в 4 регионах (Санкт-Петербург, Калининградская, Новгородская, Свердловская области). М.: АНО “ИКЦ “Бизнес-Тезаурус”. 2005. С. 72, 74-75.