Научная статья на тему 'Административные барьеры субъектам малого предпринимательства и их издержки по преодолению'

Административные барьеры субъектам малого предпринимательства и их издержки по преодолению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры субъектам малого предпринимательства и их издержки по преодолению»

С. В. Пожидаева

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ ИЗДЕРЖКИ ПО

ПРЕОДОЛЕНИЮ

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического явления, как малое предпринимательство, предполагают осуществление его государственного регулирования. Малое предпринимательство не может существовать и функционировать без государственного

регулирования. С одной стороны, государственное регулирование предполагает наличие специальных правовых актов, направленных на регулирование общих вопросов деятельности малых предприятий.

С другой стороны, государственное регулирование включает в себя во-

2008 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

просы, связанные с формированием системы государственной поддержки малых форм хозяйствования. Однако слабость и порой неэффективность структур государственного регулирования и контроля порождают ряд специфических трудностей в развитии малого предпринимательства, определяемых

большинством исследователей как «административные барьеры».

По итогам опроса «ОПОРА России» выяснилось, что предприниматели вынуждены тратить значительный объём денежных средств на преодоление административных барьеров: в 23%

случаев предприниматели тратят около 1 тыс. руб. в месяц; в 38% случаев - от 1 до 3 тыс.; в 24% случаев - от 3 до 10тыс.; в 15% случаев малым формам хозяйствования приходится нести расходы на преодоление административных барьеров в сумме более, чем 10 тыс. руб.[5]. В 2006г. в Ростовской области функционировало свыше 31 тыс. малых предприятий [7], в месяц потери собственников малых предприятий в Ростовской области от высокого уровня административных барьеров составляют 121,99 млн. рублей.

В научной литературе встречаются разные определения административных барьеров. В исследовании, проведённом Ресурсным центром малого предпринимательства, под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти [6].

В статье А. Аузана и П. Крючковой «Административные барьеры: задачи деблокирования» отмечается, что административные барьеры - это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие

платежи за прохождение бюрократических процедур, которые обычно не поступают в бюджет [2]. Отличительным признаком в этом определении административных барьеров выступает принцип платности прохождения бюрократической процедуры, а также разделение субъекта-получателя платежа от бюджета государства. Такое определение понятия «административные барьеров» мы считаем более точным.

Административные барьеры можно классифицировать по различным признакам. С точки зрения присвоения ренты, то есть дохода, административные барьеры бывают рентные и нерентные. Рентные административные барьеры - такие барьеры, от существования которых могут извлекать материальную выгоду определённые лица или группа лиц. «Барьерные» доходы могут поступать в частные компании, которые помогают за определённую плату преодолевать барьер предпринимателю.

Не все административные барьеры приводят к извлечению выгоды определённой группой лиц. Такие административные барьеры относятся к группе нерентных. Появление таких административных барьеров связано с ограничительной рациональностью законодателя и изменениями институциональной среды. Например, наличие и несовершенство противоречий в действующем законодательстве РФ затрудняют деятельность предпринимателей, но отсутствуют лица, извлекающие материальную выгоду от наличия этих противоречий.

Наиболее часто встречается классификация административных барьеров с точки зрения их возникновения. Административные барьеры обычно возникают в следующих ситуациях:

-при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них, то есть при выходе предпринимателя на рынок;

- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности и допуск товаров на;

-в процессе текущей деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

По нашему мнению следует классифицировать административные барьеры также с точки зрения возможных потерь для собственника малого предприятия:

- ведущие к увеличению материальных затрат;

- ведущие к увеличению временных затрат.

Административные барьеры, ведущие к увеличению материальных затрат. По данным, полученным в ходе углубленных интервью представителей малых предприятий, а также на основании информации от государственных учреждений, в 2004 году около 13% опрошенных предпринимателей Ростовской области остались недовольны регистрацией и постановкой на налоговый учёт [1]. Регистрация бизнеса, по оценкам собственников малых предприятий, хотя и не выступает непреодолимым административным барьером для выхода на рынок, однако уже на этой стадии можно говорить о больших организационных расходах предпринимателей. Эти расходы субъекты малого предпринимательства вынуждены нести из-за навязанных посреднических услуг в ходе осуществления государственной регистрации.

Чиновники выдвигают к предпринимателю при прохождении государственной регистрации неформальные требования - обратиться за консультацией к определённой фирме, которая за плату оформит необходимые документы. В противном случае любая, даже самым тщательным образом подготовленная заявка, определяется соответствующим чиновником как неправильно оформленная. Чиновники ставят предпринимателей в такие условия, при

которых они вынуждены обязательно обращаться к посредникам.

Финансовые затраты на государственную регистрацию малых предприятий, указанные в законе, должны составлять от 400 до 2000 руб. [1]. Фактические затраты при самостоятельном способе прохождения государственной регистрации - 7943 руб. и через посредников - 10200 руб. [1]. Следовательно, предприниматель несёт финансовые потери в размере 6863 рубля.

На основании анализа опроса предпринимателей Ростовской области, проведенного в 2004 году, выявлено, что в 80% случаев предприниматели прошли процедуру государственной регистрации самостоятельно, а в 20% случаев воспользовались услугами посредников [1]. Общие потери собственников малых предприятий Ростовской области в 2004 году, которые воспользовались услугами посредников, составили

11592тыс. руб. Лицензирование касается по разным оценкам от 10 до 30% субъектов малого бизнеса и является ещё одной проблемой для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в ходе образования предприятия. На основании опроса предпринимателей Ростовской области выяснилось, что 32% предпринимателей воспользовались услугами посредников при прохождении процедуры лицензирования, что потребовало значительных финансовых расходов представителей малого бизнеса [1].

Средняя стоимость получения лицензии на строительство по нашим расчётам без использования услуг посредников составляет 10260 рублей. Общие затраты предпринимателя при получении лицензии на строительство через посредника составляют 13034 рубля [1]. Дополнительные издержки предпринимателя, получающего лицензию на строительство через посредника, составляют 2770 рублей.

Обязательная сертификация товаров и услуг, под которую подпадает около 80% товарной номенклатуры, является одним из административных барьеров, ведущих к увеличению организационных расходов предпринимателей. Эти расходы также связаны с необходимостью обращаться к услугам посредников. Самостоятельный способ прохождения процедуры обходится предпринимателю в 7046 руб. Предприниматели, которые воспользовались услугами посредников, при получении сертификата затратили 12061 руб. [1]. Таким образом, финансовые потери предпринимателей составляют в среднем 5015 рублей.

В процессе хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возникают проблемы, связанные с текущим контролем их деятельности. В процессе проводимых проверок представители контролирующих органов не всегда беспристрастно относятся к предпринимателям, что является основной проблемой проверок в Ростовской области. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью неформальных платежей. По данным «ОПОРЫ России» средние суммы расходов в 2003 г. на вынужденные платежи чиновникам в Ростовской области составили 4400 руб. [8]

По данным многочисленных опросов собственников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей Ростовской области, проведённых в 2004г., наиболее высокий уровень коррупции из 12 контролирующих органов зафиксирован в УБЭП -63%, органах МВД - 52%, участковой милиции- 46%, пожарной инспекции - 44%, органах санэпиднадзора - 41%, госторг-инспекиции - 30%, в налоговых органах

- 14% [1].

По данным социологического опроса о проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в 19

муниципальных образованиях Ростовской области в 2006г., по заказу Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области выяснилось, что коррупционное давление на субъекты малого предпринимательства продолжает оставаться одной из самых острых проблем. Самый высокий уровень коррупции, как и в 2004г., отмечается среди сотрудников правоохранительных органов. Имеются и положительные тенденции - снижение уровня коррупции среди сотрудников Федеральной налоговой службы [4].

Вторая группа административных барьеров - это барьеры, которые ведут к значительным потерям времени субъектами малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации физических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 02.07.2005 №83-ФЗ государственная регистрация должна осуществляться в срок не более, чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. На практике выяснилось, что фактически государственная регистрация при самостоятельном способе прободения процедуры занимает не меньше 11 дней. Значительно выше затраты времени, которые несут субъекты малого предпринимательства в Ростовской области при использовании услуг посредников, - до 29 дней.

На основании опроса 716 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей Ростовской области выяснилось, что при прохождении лицензирования отдельных видов деятельности предприниматели вынуждены сталкиваться с многочисленными проблемами, носящими характер административных барьеров, многие из которых ведут к потерям времени малых форм хозяйствования. Самой распространённой проблемой при прохождении про-

цедуры получения лицензии являются очереди, с которыми предприниматели сталкиваются довольно часто, в среднем в 78% случаев. Часто возникает необходимость многочисленных согласований

- 62% случаев [1].

Важной проблемой в процессе текущей деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей является взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» вменяется, что «каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не больше, чем 1 раз в 2 года», причём в отношении субъектов малого предпринимательства с 1 октября 2003 года действует норма, устанавливающая мораторий на такие мероприятия в течение трёх лет с момента государственной регистрации».

На практике же количество плановых проверок малых предприятий и индивидуальных предпринимателей превышает указанное в законе. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии - 10 раз [3]. Среднее число проверок субъектов малого предпринимательства варьируется в зависимости от проверяющего органа. Среднее число проверок в год органами МВД, участковым милиционером составляет 3 раза в год, пожарной инспекцией и органами санэпиднадзора - 2 раза в ггод.

Чрезмерное количество проверок деятельности малых форм хозяйствования ведёт к значительным временным потерям.

В 2007 г. принят новый Федеральный закон. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства

в РФ», который полностью отменил действие ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 1995 года. Изменилось не только название «базового» закона малого предпринимательства, значительно изменилось его содержание.

Однако и в новом законе определённые вопросы малого предпринимательства не решены. В статье 8 закона содержится информация о том, что при получении какой бы то ни было поддержки со стороны государственных органов власти должна быть внесена информация в Реестр субъектов малого предпринимательства - получателей поддержки. Конечно, систематическое внесение этой информации позволит государственным органам власти проследить об объёмах осуществляемой поддержки по отношению к субъектам малого предпринимательства, а также вести статистический учёт в этой области государственного регулирования малого предпринимательства.

Вместе с тем в законе не определено, сами ли федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления будут вносить записи в Реестр об оказании поддержки. Необходимо ли будет предпринимателям проходить дополнительное «окно», необходимое для сдачи документов, указанных в законе, не станет ли это ещё одним административным барьером, только уже на стадии получения государственной поддержки.

Библиографический список

1) Административные барьеры на пути инвестиций в Ростовской области. Анализ опроса 716 предприятий и ПБОЮЛ и информации от государственных учреждений 2004 г. Консультативная служба по иностранным инвестициям, совместная служба международной корпорации и Всемирного бан-

ка.- 2004.- С.10,12,21,24.

2) А. Аузан, П. Крючкова Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики.- 2001.- №5.-С.73.

3) В. Вожич Малый бизнес боится чиновников // Малое предприятие.-2005.- №10 - С.15

4) Информационноаналитические материалы по итогам социологического опроса о проблемах и перспективах развития предпринимательства в 19 муниципальных образованиях Ростовской области. - 2006г.

5) Кузнецова Т. Барьер! Ещё барьер! // Малое предприятие- 2005/-№11.-С.12.

6) Носков Б.П., Симонова ЕВ. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации // Безопасность бизнеса.- 2005.- №3 - С. 12.

7) Отчёт о ходе реализации в 2006г. Областной целевой программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008гг.

8) Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей в регионах страны // Человек и труд.-2004.- №9.-С.66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.