Научная статья на тему 'Совершенствование поддержки малого предпринимательства в концепции экономических противоречий'

Совершенствование поддержки малого предпринимательства в концепции экономических противоречий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование поддержки малого предпринимательства в концепции экономических противоречий»

© 2004 г. Ю.Г. Чернышева, Г.И. Шепеленко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Применительно к малому предпринимательству (МПР) следует фиксировать следующие аспекты его возникновения: предпосылки, начало, становление.

Каждое экономическое явление имеет свои предпосылки, созданные предшествующим развитием, они не вытекают из его внутренней природы, не им созданы, а существовали до него и независимо от него, т. е. являются его предысторией.

Так, МПР в нашей стране появилось тогда, когда имевшиеся условия вновь возникший сектор экономики преобразовал сообразно собственной природе. Предпосылки МПР многообразны и имеют различное значение. Одни играют решающую роль в возникновении и непосредственно входят в МПР, другие - опосредованно, но все они - моменты его бытия и условия развития. Так, предпосылками малого бизнеса в нашей стране явились приватизация и появление на ее основе различных форм частной собственности, либерализация цен, расширение номенклатуры маломасштабного производства, невыгодного для средних и крупных предприятий, высвобождение значительной части квалифицированных работников в результате падения объемов производства на крупных и средних предприятиях, проявление личностных предпринимательских качеств у населения, их мировоззрение и ряд других.

Малый бизнес начинается с момента приобретения им следующих черт: встречается не эпизодически, не в виде исключения, а систематически; обретает определенную устойчивость и достаточную широту распространения; появившись в каком-либо месте, не исчезает, а развивается, раскрывая свою сущность как целостный, хотя еще и не закончивший свое формирование сектор рыночной экономики.

Становление МПР - это превращение его в развитый, в полной мере сформировавшийся сектор экономики страны, который ассимилирует предпосылки, подчиняя их и делая моментами своего движения, приобретает новые, элементы и качества. Характерными особенностями этого процесса в России являются:

- существование одновременно нового и старого, связанного с ломкой прежней хозяйственной системы;

- обилие различных социальных и экономических противоречий, их сочетание и взаимодействие.

В настоящее время российское предпринимательство находится именно в фазе становления. В стране на начало 2003 г. насчитывалось 880,6 тыс. малых предприятий, заключающих в себе множество социальных, экономических противоречий внешнего и внутреннего порядка [1]. А по нашим расчетам, для нормального функционирования рыночной экономики в России должно быть свыше 2,0 млн единиц малых предприятий.

Рассмотрение каждого из аспектов возникновения МПР в промышленности как особого сектора экономики страны очень важно для выработки направлений его государственной поддержки.

Подчеркнем, что в таком социально-экономическом явлении, как МПР, содержание господдержки определяется человеческим субъективизмом, целями и стремлениями действующих лиц, противоречиями между ними, а также оно часто включает в себя противоборство определенных исторических форм и видов отношений - собственности, права, морали.

Государственная поддержка МПР формировалась в период начала развития малого бизнеса в стране и носила общий характер. Особенно это характерно для программ поддержки малого бизнеса на региональном и местном уровнях. Так, «Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2000 - 2002 гг. [2] включала всего четыре раздела:

- нормативно-правовое обеспечение МПР;

- развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки МПР;

- повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки МПР и информационных систем;

- научно-методическое и образовательное обеспечение МПР, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности.

Областной закон «Об утверждении программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003 - 2005 годы» (далее Программа) [3] помимо вышеназванных содержит следующие главы:

- устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства;

- развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов МПР в АПК;

- оказание государственной поддержки малого предпринимательства в шахтерских территориях области.

Такое содержание программ не конкретизирует проблемы, которые будут решаться в период их действия, не позволяет делать выводы о влиянии их выполнения на повышение экономической жизнестойкости малых предприятий, т. е. об эффективности региональной поддержки МПР. Программы поддержки и развития создаются, а МПР в регионе стагнирует.

За последние четыре года после экономического кризиса 1998 г. число малых предприятий в Ростовской области оставалось на прежнем уровне. В 2002 г. отмечается некоторый рост, однако главным образом за счет абсолютного их числа в розничной торговле и бытовом обслуживании. При этом 47 % малых предприятий фактически не ведут хозяйственную деятельность [4].

Процесс предметной деятельности людей в рамках МПР, усиление общественного разделения труда настойчиво ставит вопрос исследования малого бизнеса в концепции экономических противоречий, которая имеет важное методологическое значение для рыночной экономики России, постоянно сталкивающейся с противоречи-

вой природой экономических явлений в период перехода от общественной собственности к частной и позволяет рассматривать МПР в промышленности через проявление его социально-экономических противоречий, анализируя малый бизнес как целостное экономическое явление.

Изучение МПР в концепции экономических противоречий как системы, в которой присутствует основное и множество частных экономических противоречий предполагает формулирование последних, раскрытие их содержания, оценку остроты, предотвращение перехода их в застойные (кризисные) явления через программу целенаправленной государственной поддержки малых предприятий. При этом любое экономическое противоречие МПР исследуется с учетом интересов взаимодействующих сторон как субъектов отношения противоречия, столкновения их целей и стремлений. Воспринимая первое не как отдельное свойство или простое отношение противоположных сторон, а как системосозидательный процесс, как развертывающиеся экономические противоречия МПР, позволяет конкретизировать как федеральную, так и региональные программы поддержки малых предприятий.

В научной литературе сформулировано основное экономическое противоречие МПР между объективно высокой его социально-экономической значимостью и относительно небольшой жизнеспособностью [5], а также наиболее важные частные экономические противоречия [6]. По данному научному направлению раскрыты содержание и обоснованность последних между:

- интересами государства и интересами МПР. В рыночной экономике отдельные интересы государства и МПР совпадают, но существуют и противоречия, вытекающие из различных целей их деятельности, состав и структура которых определяется специфическими условиями каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов;

- ограниченностью размера предприятия (масштаба производства) и постоянной необходимостью повышения эффективности производства. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия должны постоянно повышать свою экономическую жизнеспособность, прежде всего за счет внутренних резервов производства, так как они не могут воспользоваться эффектом от расширения его масштабов;

- все возрастающим экономическим потенциалом МПР в рыночной экономике и личной ответственностью предпринимателя за результаты хозяйственной деятельности. Возрастающий экономический потенциал МПР подтверждается хозяйственной ситуаций в экономике России и зарубежных стран и оказывает позитивное влияние на расширение производства товаров без существенных капитальных вложений, на трудоустройство незанятого населения и другое, вместе с тем успех МПР зиждется только на инициативе, интенсификации труда, способности владельца-менед-жера улавливать конъюнктуру рынка;

- независимостью собственности и государственным регулированием МПР. Качественная характерная черта МПР - собственник непосредственно владеет и управляет малым предприятием, и ни при каких измене-

ниях конъюнктуры рынка собственность предприятия не меняется. Однако в современной рыночной экономике развитие МПР становится объектом регулирования, более того, оно не может функционировать без госрегулирова-ния, ибо тогда в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы, которые наводят равновесие ценой частых кризисов, социальной напряженностью;

- хозяйственной самостоятельностью и зависимостью малого предприятия от состояния внешней среды. Важной чертой МПР является его хозяйственная самостоятельность, т. е. сам предприниматель контролирует свой бизнес. Этот процесс в условиях рыночной экономики постоянно возрастает, однако его экономическая жизнеспособность в российской экономический ситуации в значительной мере зависит от сегодняшнего состояния внешней среды, которая порождает для предприятия ряд трудностей во взаимоотношениях со своими хозяйственными партнерами, углубляет недостатки МПР - возрастает зависимость от государственной поддержки, повышает чувствительность к экономическим и правовым изменениям и другое;

- интересами хозяина-предпринимателя и наемного работника. По таким позициям, как изменение производства, отношение к средствам производства, риску, мотивация, гарантии, и другим - интересы их не совпадают.

Изучение МПР в концепции экономических противоречий стало возможным, так как это объективно сложившийся сектор национальной, региональной, местной экономики, играющий важную роль в формировании рыночных отношений в стране. Деятельность малых предприятий позволяет решать важные экономические задачи: перестройку структуры промышленного производства, насыщение рынка товарами и услугами, ибо именно первые способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за короткое время наладить производство с учетом этого спроса; расширение сферы приложения труда, трудоустройства незанятого населения и работников, высвобождаемых с предприятий и организаций по различным причинам; укрепление экономической базы местных органов власти благодаря поступлениям значительной части прибыли малых предприятий в бюджет; становление нового экономического мышления, развитие деловой инициативы.

Все это требует новых подходов в определении целей Программы поддержки малых предприятий, выделения в ней подцелей (разделов).

Областной закон определил следующие цели Программы развития МПР на 2003 - 2005 гг.:

- рост числа субъектов малого бизнеса с одновременным увеличением количества рабочих мест, организацией предпринимательской деятельности незанятым населением, увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и доли в выпуске продукции (работ, услуг);

- выравнивание потенциала и условий для развития МПР в различных территориях области.

Полагаем, что в экономической ситуации, когда МПР составляет значительную часть национальной экономики в размере 10 - 11 % ВВП и имеет все предпо-

сылки к дальнейшему развитию, целью программы его государственной поддержки на федеральном и региональном уровне должно стать смягчение основного экономического противоречия, т.е. - между объективно высокой социально-экономической значимостью МПР и относительно низкой экономической жизнеспособностью малых предприятий.

Критериями, характеризующими состояние основного экономического противоречия (смягчение или обострение) могут быть:

- динамика развития МПР, выражающаяся в росте числа малых предприятий, численности работающих, оптимизация отраслевой структуры, рост выпуска продукции (работ, услуг);

- достижение достаточного уровня развития МПР в регионах страны, выражающееся в количестве малых предприятий (на 1000 жителей), в удельном весе на них работающих в общей численности трудоспособного населения.

Показателями, характеризующими состояние частных экономических противоречий, могут быть:

- смягчение экономического противоречия, т.е. имеет место позитивное развитие его сторон, например, усиливается независимость собственности в системе МПР в противоречии - независимость собственности и государственное ее регулирование;

- обострение экономического противоречия, т. е. имеет место негативное развитие его сторон, например, растет количество инстанций (или количество проверок), осуществляющих контроль за ходом деятельности малых предприятий.

Исходя из данной концепции, программа поддержки МПР должна включать разделы, отражающие состав частных экономических противоречий малого бизнеса.

Раздел 1. Государственное регулирование МПР на федеральном и региональном уровнях.

Раздел 2. Система льгот малым предприятиям, повышающая их экономическую жизнеспособность в конкурентной борьбе со средними (крупными) предприятиями.

Раздел 3. Повышение экономической ответственности государственного аппарата за вмешательство в хозяйственную деятельность малого предприятия.

Раздел 4. Совершенствование состояния внешней среды МПР.

Раздел 5. Совершенствование состояния внутренней среды малого предприятия.

Раздел 6. Сближение интересов хозяина-предпри-нимателя и наемных работников.

Раздел 7. Сближение интересов государства и МПР.

Каждый раздел Программы поддержки МПР должен содержать перечень конкретных мероприятий, направленных на смягчение частных экономических противоречий. Например, раздел 1 «Государственное регулирование малого предпринимательства» может включать следующее:

- определение состава органов исполнительной и законодательной власти, имеющих право проводить плановый контроль за деятельностью малых предприятий;

- определение условий, при которых отдельные органы власти имеют право на проведение внеплановой проверки малых предприятий;

- установление предельного количества плановых проверок малых предприятий каждым контролирующим органом с учетом сферы деятельности;

- установление норм льготного бесконтрольного периода для вновь образуемого малого предприятия с учетом сферы деятельности;

- каждая плановая и внеплановая проверка должна фиксироваться в специальном журнале учета контрольных проверок;

- регистрация вновь создаваемого малого предприятия должна осуществляться только сотрудниками службы регистрации без привлечения посреднических фирм;

- установление предельно допустимого срока регистрации малого предприятия при ориентации его на нели-цензируемую деятельность.

Выполнение вышеперечисленного позволит снизить уровень бюрократизации МПР, легко контролировать осуществление запланированных мероприятий.

Раздел 2. Система льгот МПР может устанавливаться с учетом:

- сферы деятельности (выделяются 4 сферы деятельности в соответствии с принятым законодательством);

- численности работников предприятия.

Малым предприятиям в промышленности, строительстве и транспорте, определена предельно допустимая численность работников в размере 100 человек. Здесь следует выделить три группы малых предприятий: с численностью работающих до 10 чел; от 11 до 40; от 41 до 100 чел.

Льготы малым предприятиям (минипредприятиям) с численностью работающих до 10 чел., предоставляемые на бесплатной основе:

- оформление документов при регистрации предприятия;

- обучение предпринимателя по 28-часовой программе с учетом выбранной сферы деятельности, с выдачей лицензии на право заниматься этой деятельностью;

- юридическая защита экономических интересов предпринимателя;

- результаты маркетинговых исследований состояния рынка с учетом выбранной сферы деятельности;

- представление производственной площади на определенный срок с учетом сферы деятельности с правом выкупа на льготных условиях;

- и др.

Представляется, что разработка программы поддержки МПР в концепции экономических противоречий соответствует современному этапу его развития в стране, позволит повысить конкурентоспособность малых предприятий, которые по сравнению с крупными находятся в относительно худших экономических условиях.

Последнее проявляется уже на первой стадии производственного цикла. При закупке материальных ресурсов складываются причины низкой экономической жизнеспособности малых предприятий:

- малому бизнесу недоступен широкий рынок материально-технических ресурсов ввиду мелких партий поставок, тогда как крупные предприятия могут действовать в области закупок ресурсов как в ближнем, так и дальнем зарубежье, располагая значительным штатом специалистов;

- малое предприятие ввиду небольшого масштаба производства имеет незначительное число поставщиков, а следовательно, и малое поле маневра, что резко увеличивает зависимость именно от этих источников сырья;

- дисциплина поставок в отношении малого предприятия существенно ниже, чем в отношениях с крупными потребителями, более часты задержки поставок по чисто финансовым причинам;

- малые предприятия при организации системы поставок материальных ресурсов не могут рассчитывать на длительные договорные связи, что оборачивается для них более высокими ценами на сырье, материалы из-за отсутствия различного рода скидок;

- рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережает их увеличение на продукцию малого бизнеса. К тому же малые предприятия часто не в состоянии технически осуществлять входной контроль состояния закупаемого сырья (что грозит снижением качества продукции, а также спроса), а небольшие объемы закупок обусловливают более высокие, чем у крупных предприятий, накладные расходы на транспортировку, хранение материалов.

Все эти особенности организации обеспечения материальными ресурсами малых предприятий резко сокращают их экономическую жизнеспособность.

Большие проблемы и со сбытом продукции у малых предприятий в промышленности, которые вынуждены ориентироваться (учитывая размеры производства) прежде всего на местный рынок. Все обычно сводится к установлению и поддержке деловых контактов с небольшим числом постоянных клиентов. Такая система организации сбыта порождает высокий уровень зависимости, чреватый кризисом для предприятия в случае нахождения потребителем более выгодного поставщика. Можно утверждать, что малые предприятия чаще выживают в условиях подъема спроса. С наступлением периода застоя, снижения спроса они в первую очередь разоряются, так как в этих условиях ранее выполняемые ими работы крупные предприятия начинают выполнять сами, что в полной мере соответствует теории антикризисного управления производственно-хозяйственной деятельностью на крупном предприятии. Многие исследователи справедливо называют МПР «конъюнктурным буфером».

Существует еще ряд факторов, влияющих на ситуацию со сбытом: разрыв хозяйственных связей на

территории бывшего СССР, неподготовленность самих предпринимателей (незнание ими основ маркетинга, методов изучения рынка), неотработанность механизма участия МПР в реализации госпрограмм и выполнении госзаказа.

Большие проблемы со сбытом продукции у малых предприятий, ориентированных на межрегиональные рынки. Они не могут проводить активную ценовую политику в среде стандартных товаров, так как цены диктуются крупными производителями аналогичных товаров или производителями товаров-заменителей, которые способны в течение длительного времени реализовывать свои товары даже себе в убыток, покрывая временные потери прибылью по другим товарным группам. Выход на межрегиональный рынок связан с большими расходами на рекламу, обусловленными как ценами на данные услуги, так и небольшими объемами производства рекламируемых товаров (телереклама, да и радиореклама практически недоступна). Участие в межрегиональном рынке требует от предпринимателя проведения (наряду с рекламой) широкой личной компании общественных связей, участия в выставках с целью создания положительного образа своего предприятия.

Возможности преодоления приведенных деструктивных факторов объективно ограничены небольшими масштабами производства и незначительными финансовыми ресурсами малых предприятий. В результате возникает локальная, но комплексная по охвату факторов воздействия проблема малого бизнеса, -относительная невысокая его экономическая жизнеспособность и необходимость государственной поддержкой на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Россия в цифрах. 2003. М., 2003. С. 159.

2. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 20002002 годы» от 10.05.2000 г. № 52.

3. Областной закон «Об утверждении программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003 - 2005 годы».

4. Мертвые души // Экономика и жизнь. 2003. № 36. С. 1.

5. Шулус А.А. Объективные основы и направления развития системы поддержки малого предпринимательства в России: Дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 1997.

6. Шепеленко Г.И. Малое предпринимательство в промышленности в концепции экономических противоречий: Автореф. ... дис. д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2003.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 8 декабря 2003 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.