Научная статья на тему 'Малое предпринимательство и стабилизация на рынке труда региона'

Малое предпринимательство и стабилизация на рынке труда региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаева Заира Запировна

В статье обоснована роль малого предпринимательства и отношений занятости в нём на функционирование рынка труда и показана его стабилизирующая функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство и стабилизация на рынке труда региона»

Абдулаева Малое предпринимательство и стабилизация на Заира рынке труда региона

Запировна Аннотация: В статье обоснована роль малого предпринимательства и отношений К.э.н., ст.н.с. занятости в нём на функционирование рынка труда и показана его стабилизирую-ИСЭИ ДНЦ РАН щая функция.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, рынок труда, занятость, функции предпринимательства Abdulaeva Z.Z. Small business and stabilization in the labor market of region

Abstract: In the article the role of small business and employment relationships in it on the functioning of labor markets, and shows its stabilizing function.

Key words: Small businesses, labor market, employment, business functions

В современных условиях малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики, который во многом определяет темпы экономического роста, состояние и уровень занятости населения, структуру и качество ВВП. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, сочетанию различных форм собственности и адекватной им модели экономики.

Проблематика малого предпринимательства и занятости тесно переплетены. Воздействие малого предпринимательства на занятость заключается в том, что согласно своим социальным свойствам оно влияет на количественные и качественные характеристики рынка труда. Именно на малых предприятиях происходит создание рабочих мест, способствующих снижению безработицы, а также осуществление интенсивного движения рабочей силы между предприятиями различных форм собственности, обострение конкуренции за работников, использование и сохранение трудового потенциала работников.

Эти аспекты позволяют говорить о стабилизационной функции малого предпринимательства на рынке труда, которая наиболее ярко проявляется на региональном уровне. В тех регионах, где наиболее активно развивается малое предпринимательство, наблюдается и соответствующая благоприятная тенденция развития ситуации на рынке труда [3, С.3].

В качестве реального примера можно привести опыт развития ведущих стран современного мира, которые на практике доказали необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого бизнеса в развитых странах занимают доминирующее место. Например, в США в секторе малого бизнеса работает 25 млн. предприятий, в нём сосредоточено около 69 млн. человек (это половина занятого населения), которые производят более 53% ВВП. При этом эффективность капиталовложений в секторе малого бизнеса примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса, что позволило за последнее десятилетие создать около 75% рабочих мест и реализовать около 60% инноваций [1, С.11]. В настоящее время Япония является одним из лидеров мировой экономики, обладая при этом весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, которая направлена на всемерную поддержку и развитие сектора малого предпринимательства. В японской экономике он занимает лидирующее положение, создавая около 55% национального ВВП и обеспечивая работой более 32 млн. человек, том числе 1,6 млн. индивидуальных предпринимателей, что составляет более 70% общей численности занятого населения. Важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития Германии также является мощный сектор малого и среднего предпринимательства, в котором действует около 3,4 млн. предприятий с общим количеством работающих около 20 млн. человек, что составляет 70,2 % от общего количества занятых в экономике страны [1, С.11].

Приведенная статистика достаточно убедительно показывает ведущую роль малого предпринимательства в экономике наиболее развитых стран мира, где сектор малого бизнеса занимает от 50% до 70% от количества зарегистрированных и действующих предприятий, в нём работает от 50% до 70% занятого населения, на сектор малого бизнеса приходится более 50% ВВП этих стран. Основная часть новых рабочих мест в развитых странах также создается в секторе малого бизнеса.

В сравнительном отношении, роль и значение малого бизнеса в экономике России значительно ниже, чем в развитых странах. Так, вклад предприятий малого бизнеса России в ВВП страны составил в 2009 г. всего 11,6 % и имеет тенденцию к понижению, в то время как в ведущих странах мира - от 51 до 67% [5]. Количество субъектов малого бизнеса и населения, занятого на малых предприятиях в сравнительном отношении также значительно ниже, чем в высокоразвитых странах.

Решающее значение имеет малое предпринимательство в экономике регионов, особенно таких депрессивных, как Дагестан. Роль и место малого бизнеса в развитии такого региона определяются решаемыми им задачами по обеспечению роста занятости и снижению социальной напряженности, повышению устойчивости и инновационного характера экономического роста, формированию массового среднего класса. При этом малое предпринимательство выполняет исключительные, присущие данной форме предпринимательства функции, важнейшими из которых являются социальная и экономическая. Можно выделить следующие аспекты данных функций предпринимательства.

Социальные:

- важнейшей функцией малого предпринимательства является решение проблемы занятости населения. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах на его долю приходится около 50 - 60% всех занятых и до 70 - 80% новых рабочих мест. Также малое предпринимательство является крупным работодателем, использующим силу социально уязвимых слоев: женщин, иммигрантов, инвалидов, выполняя тем самым ключевую социальную функцию. Эта функция очень важна для таких депрессивных регионов, как Республика Дагестан, отличающейся высоким уровнем структурной безработицы;

- исключительно важна для региона роль малого предпринимательства как амортизатора социальной напряженности, поскольку оно является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации общества. Именно малый бизнес является основным источником создания активного среднего класса, одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего и социально благополучного общества;

- малое предпринимательство является крупнейшим источником обученных кадров;

- малый бизнес способствует развитию малых городов и населенных пунктов в регионах посредством выравнивания уровня личных доходов населения, а также уменьшая общие транспортные расходы и время поездок на работу в крупные города.

Экономические:

- активное продвижение на рынок новых научно-технических разработок (ноу-хау). Небольшие размеры малых предприятий и отсутствие необходимости крупных капиталовложений позволяют им оперативно внедрять в производство достижения научно-технического прогресса, совершенствовать их, определять перспективы и возможности дальнейшего применения в масштабах крупного производства. На решение инновационных задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, на единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а в сравнении с крупными - в 24 раза выше. Кроме того, малые предприятия почти на треть опережают крупные в скорости осуществления инновационного цикла. Широко известен прогрессивный зарубежный опыт, когда малые предприятия в качестве одной из форм сотрудничества (в рамках экономического кластера) передают крупным и средним фирмам свои новые технологии и разработки, что помогает им быстро выйти из кризисных и предкризисных ситуаций;

- высокая мобильность малого предпринимательства, позволяющая достаточно легко осваивать новые виды продукции или переориентироваться с выпуска одного вида продукции на другой, расширять его номенклатуру. Эта способность позволяет ему максимально насыщать потребительский рынок, удовлетворять постоянно меняющиеся вкусы потребителей (вплоть до индивидуальных заказов) благодаря возможности занимать и открывать новые рыночные ниши, обеспечивая малым предприятиям постоянное присутствие на рынке;

- малое предпринимательство выполняет функцию амортизатора колебаний экономической конъюнктуры и формирования конкурентной среды, постоянно улучшая качество продукции и осуществляя инновации, что позволяет ему составить не только ценовую, но и качественную конкуренцию производителям-монополистам. В последнее время в литературе встречается понятие «гене-

ретика», которое означает группу быстрорастущих небольших предприятий, занимающихся копированием продуктов ведущих фирм [2, С.8]. Копируя уже известные продукты, фирмы несут меньшие издержки при производстве товаров из-за отсутствия расходов на научные исследования. Кроме того, крупные монополии нередко завышают цены, малые же фирмы этого не делают;

- освоение малыми предприятиями новых рынков, которые крупный бизнес считает недостаточно емкими, способствует значительному расширению ассортимента потребительских товаров и услуг, одновременно являясь важнейшим дополнительным источником конкуренции;

- одновременно малый бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные региональные сырьевые ресурсы;

- малое предпринимательство является источником относительно стабильных бюджетных поступлений.

Исходя из вышеназванных функций, по нашему мнению, можно выделить еще одну функцию малого предпринимательства - стабилизационную. В переводе с латинского «стабилизовать» означает привести устойчивое положение, закрепить на определённом уровне.

Стабилизационную функцию на рынке труда малые предприятия могут выполнять в силу ряда причин.

Во-первых, в силу специфики создаваемых рабочих мест возможно более широкое использование женских трудовых ресурсов, что приведет к сокращению женской безработицы;

Во-вторых, данная функция проявляется в силу более широкого охвата различных социально уязвимых слоев населения, которые считаются менее конкурентоспособными на рынке труда: это пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д.;

В-третьих, создание рабочих мест в секторе малого предпринимательства может способствовать действию закона спроса и предложения на рынке труда. Как правило, считается, что качество рабочих мест в малом предпринимательстве ниже, в силу этого они выступают потребителями менее качественной рабочей силы. Однако, малое предпринимательство в ряде отраслей: пищевой, связи, науки и т.д. испытывает потребность в высококвалифицированной рабочей силе.

В-четвёртых, создание дополнительных рабочих мест на малых предприятиях приводит к росту общего числа вакансий, общим показателем которого может являться увеличение в службе занятости вакансий;

В-пятых, наличие большого количества вакансий в различных секторах экономики региона, на базе разных форм собственности, с различным уровнем оплаты труда приводит к формированию новых черт профессиональной мобильности рабочей силы, что в свою очередь, может приводить к сокращению застойных форм безработицы.

В-шестых, гибкость (например, численная, функциональная, гибкость рабочего времени, гибкость в использовании своей рабочей силы), которая присуща малым предприятиям амортизирует и смягчает резкие колебания на региональном рынке труда, которые возникают в связи с закрытием крупных предприятий на территории региона, сокращением их численности.

Необходимо отметить, что все перечисленные и рассмотренные функции малого предпринимательства на рынке труда взаимосвязаны и взаимозависимы, при этом рост или убывание результативности каждой отдельной функции зависит от комбинации действующих в институциональной среде факторов.

Что касается проблемы показателей реализации стабилизационной функции малого предпринимательства, то она представляется достаточно проблематичной в связи с различными формами её осуществления. Несомненно, наиболее важный показатель - это сокращение безработицы как общей, так и регистрируемой. Однако соотношение этих двух показателей может не может достаточно полно отражать стабилизационный фон на рынке труда. Практика показывает, что рост регистрируемой безработицы может быть вызван несколькими причинами, такими как, например, рост пособия по безработице, регулярность выдачи пособия в силу перевода этих отношений на бюджетную основу, необходимость предоставления справок для получения субсидий и т.д. Поэтому для определения действительно стабилизационных процессов на рынке труда нужно рассматривать другие показатели: уровень безработицы, уровень жизни, качество жизни населения региона и др.

Вышеизложенное позволяет определить роль и функции малого предпринимательства как ключевого элемента системы социально-экономических отношений современного общества и в

немалой степени как ее стабилизирующего фактора, особенно в таких депрессивных, трудоизбыточных и с низким уровнем жизни регионах, как Республика Дагестан.

Литература

1.«Бизнес для всех» , № 11, 2009 г., с. 11

2.Бондаренко В.А. Малые предприятия в системе кластеров// Бизнес для всех -№6, 2005.

3.Резванов А.А. Экономические стратегии в социальном позиционировании субъектов малого бизнеса: авто-реф. дис. докт. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 3.

4.http://www.gks.ru/bgd/regl/b11 01/lssWWW.exe/Stg/ d05/2-3-2.htm

5.http://www.statistika.ru/uroven/2007/11/16/uroven_9307.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.