Научная статья на тему 'Венгрия: испытание мировым кризисом'

Венгрия: испытание мировым кризисом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венгрия: испытание мировым кризисом»

С. БОЛОТОВ,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики РАН

ВЕНГРИЯ: ИСПЫТАНИЕ МИРОВЫМ КРИЗИСОМ

Почти по всем макроэкономическим показателям Венгрия оказалась наиболее уязвимой по сравнению с другими странами региона в отношении негативного воздействия на её экономику со стороны разразившегося глобального финансового кризиса. Это связано как с чрезмерной открытостью венгерской экономики (годовой объём внешнеторгового оборота на 40% превышает ВВП, три четверти рынка государственных ценных бумаг и четыре пятых совокупного капитала банков находятся в собственности иностранных инвесторов), так и с наличием существенного хронического дефицита государственного бюджета и платёжного баланса. Внешняя задолженность страны (нетто) к началу октября 2008 г. превысила половину годового объёма ВВП х, а суммарная внутренняя кредитная задолженность венгерских предприятий и населения достигла 64% ВВП. Положение усугубилось и из-за торможения социально-экономических реформ.

Важнейшим прямым следствием финансового кризиса в Венгрии стал дефицит иностранной валюты на межбанковском валютном рынке страны. Возможности заимствования за рубежом резко сократились, при этом иностранные материнские банки, занятые решением своих проблем с ликвидностью, отказывались кредитовать даже собственные дочерние банки, учреждённые на территории Венгрии. Иметь средства в форинтах стало рискованно, спрос на них сократился. Кредиты в валюте стали практически недоступны. Кризис недоверия вынудил венгерские банки кредитовать друг друга в валюте практически всего на один день и в очень незначительных объёмах 2.

Всё это привело к фактической девальвации форинта: если в конце июля 2008 г. средний курс форинта был на уровне 148 форинтов за один долл. и 231 форинт за один евро, то к концу октября он опустился соответственно до 218 и 286. Таким образом, всего за три месяца форинт обесценился по отношению к евро почти на 20%, а по отношению к доллару - более чем на 30%. При этом золотовалютные резервы Венгрии на уровне 17,4 млрд. евро (весьма скромные даже по сравнению с соседними странами) оказались явно недостаточными для валютных интервенций на межбанковском рынке.

В создавшейся ситуации Венгерский национальный банк (ВНБ) в середине октября 2008 г. был вынужден заключить в срочном порядке с Европейским центральным банком (ЕЦБ) соглашение об открытии для Венгрии кредитной линии на сумму 5 млрд. евро, а также начать переговоры с Еврокомиссией, Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о

1 http://www.mnb.hu/, 2008, 31 december.

2 Figyel6, 2008, 30 оИоЬег - 5 поуетЬег, оЫ. 13.

выделении для Венгрии стабилизационного кредита на сумму 20 млрд. евро. Это в два раза превышало стоимость венгерских государственных ценных бумаг, находившихся в тот момент в собственности иностранных инвесторов. В соответствии с соглашением МВФ открыл Венгрии кредитную линию на сумму 12,5 млрд. евро, Евросоюз - 6,5 млрд. евро, а МБРР - 1 млрд. евро 3. Венгрия явилась третьей - после Исландии и Украины - страной, которой МВФ оказал помощь в условиях глобального финансового кризиса. В конце октября 2008 г. Евросоюз пошёл на повышение стабилизационного фонда, предназначенного для предотвращения финансовой

неплатёжеспособности стран ЕС, не входящих в еврозону, с 12 млрд. евро до 20 млрд. евро4.

Технические условия использования кредитных линий, выделенных Венгрии МВФ, Евросоюзом и МБРР (сроки, процентные ставки), различны. Главное же согласованное условие, которое эти организации поставили перед Венгрией, - это использование средств не на цели развития, а исключительно на недопущение банкротства государства. Венгрия, согласно этому соглашению, в 2009 г. должна удержать дефицит госбюджета на уровне не выше 2,6% годового объёма ВВП. При этом Венгрии надлежит отказаться от дальнейшего форсирования экономического роста, а вместо этого ей надлежит обеспечить в 2009 г. сокращение ВВП на 1%. МВФ при выделении стабилизационного кредита Венгрии настаивал на гораздо большем сокращении ее ВВП в 2009 г. - на 2,5% 5.

Кроме того, Венгрия взяла на себя обязательства ужесточить правила формирования госбюджета и контроль над его исполнением, а также усилить регулирование и контроль над финансовой сферой страны. Соответственно изменились и все другие намеченные на 2009 г. параметры социально-экономического развития : вместо прироста инвестиций на 6% планируется их сокращение на 0,9%, вместо прироста потребления населения на 1,9% - его сокращение на 3,1%. Столь стремительной и драматичной смены экономического курса Венгрия ещё не знала.

Вопросы сдерживания инфляции в такой ситуации, естественно, отступили на второй план. В 2009 г., по прогнозу Минфина, темп инфляции было запланировано понизить с 6,5% в 2008 г. до 3,9%. Однако в связи с мерами по дополнительному увеличению ликвидности Минфин Венгрии внёс коррективы в свой прогноз темпа инфляции на 2009 г. и повысил его до 4,5% 6.

Важнейшим органом, принимающим решения по вопросам инфляции, является работающий в рамках ВНБ Монетарный Совет. В первой половине 2008 г. Монетарный Совет в три этапа поднял базовую процентную ставку с 7,5% до 8,5% годовых, в результате чего произошло весьма существенное укрепление курса национальной

3 Nёpszabadsag, 2008, 30 оИоЬєг.

4 Nёpszabadsag, 2008, 30 ёs 31 оИоЬєг; Figyel6, 2008, 30 оИоЬєг - 5 november, оЫ. 11.

5 Figyel6, 2008, 30 оЙоЬєг - 5 november, оЫ. 13.

6 Vilaggazdasag, 2008, 3 november.

валюты, повышение процентных ставок частными банками. Это оказало существенное влияние на решения отечественных экспортёров и импортёров и иностранных инвесторов. В совокупности названные факторы, по замыслу Монетарного Совета, должны оказать серьёзный дезинфляционный эффект в среднесрочной перспективе.

В конце октября 2008 г. ВНБ был вынужден пойти на беспрецедентно большое повышение базовой процентной ставки - на 300 базисных пунктов (с 8,5% до 11,5%), что отличает Венгрию от других стран Евросоюза и США (ЕЦБ в начале ноября 2008 г. понизил ставку рефинансирования с 3,75% до 3,25%, Великобритания - с 4,5% до 3,0%, Чехия - с 3,5% до 2,75%, а США - с 1,5% до 1,0%) и даёт основание проводить аналогию между Венгрией и оказавшейся на краю банкротства Исландией, которой пришлось повысить ставку рефинансирования с 12 до 18% 7. При этом и в Венгрии, и в Исландии эта мера была предпринята не с антиинфляционной целью, а с тем чтобы нейтрализовать спекулянтов, действовавших на межбанковском валютном рынке страны против национальной валюты 8.

Надо отметить, что в Евросоюзе в целом проблема инфляции не стоит так остро, как в России. Ожидаемое снижение деловой активности, замедление или даже остановка экономического роста, существенное падение мировых цен на нефть, на природный газ, металлы, а также на некоторые виды аграрной продукции (например, на кукурузу), рост безработицы, стагнация потребления населением -всё это в совокупности приведёт к ослаблению инфляционного давления. По имеющимся прогнозам, в 27 странах ЕС в 2009 г. потребление населения возрастёт всего на 0,5%, капитальные вложения сократятся на 1,7%, уровень безработицы поднимется с 7,0% в 2008 г. до 7,8% в 2009 г. В результате темп инфляции, несмотря на дополнительное увеличение ликвидности, понизится с 3,6-3,9% в 2008 г. до 2,4-2,5% в 2009 г. 9

В настоящее время финансовый кризис всё более ощутимо затрагивает и реальный сектор экономики страны. Замедление экономического развития, снижение спроса на внешнем и на внутреннем рынках обусловили сокращение производства, первые признаки которого проявились уже в 2008 г. Так, в августе 2008 г. объём производства в перерабатывающей промышленности сократился на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., в сентябре - на 0,7%, в октябре - на 7,2%, а в ноябре - на 12,2%. При этом опережающими темпами снижалась реализация продукции перерабатывающей промышленности на внешнем рынке.

Всё отчётливее проявляются первые признаки надвигающейся рецессии. В третьем квартале 2008 г. ВВП страны возрос всего на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а по сравнению с предыдущим кварталом он сократился на 0,1%. Прирост наблюдался исключительно в сельском хозяйстве, которое увеличило производство на 50,8%. В других отраслях наблюдалось снижение производства. Так, в

7 Figyel6, 2008, 30 оИоЬєг - 5 november, оЫ. 11.

8 Nёpszabadsag, 2008, 16 ёs 24 оИоЬєг.

9 Vilaggazdasag, 2008, 29 оИоЬєг ёs 4 november.

промышленности спад составил 2,2%, в том числе в перерабатывающей промышленности - 3,2%, в строительстве - 5%, в сфере услуг - 1,5%, в том числе в торговле и гостиничном хозяйстве - 2,1%, на транспорте, почте и связи спад составил 0,6%, в сфере финансов и операций с недвижимостью - 3,0%.

В последующие месяцы понижательная тенденция продолжилась. Наметилась тенденция к неуклонному падению экспорта, ещё недавно игравшего роль основной движущей силы развития всей экономики Венгрии. В октябре 2008 г. экспорт в текущих ценах сократился на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а в ноябре - уже на 10,4%.

В создавшейся ситуации многие венгерские предприятия были вынуждены либо останавливать на некоторое время производство, либо переводить рабочих на неполную рабочую неделю, либо предлагать им уходить в неоплачиваемые отпуска. Когда это не помогало, приходилось прибегать к увольнениям, которые всё чаще приобретают массовый характер. Так, на венгерском заводе автомобильного концерна «General Motors» по производству двигателей в октябре 2008 г. пришлось остановить конвейер на 1,5 недели. Поскольку надежд на улучшение ситуации не было, руководству завода пришлось прибегнуть к увольнениям. Начались увольнения и на венгерских дочерних предприятиях американского концерна «General Electric», который объявил о сокращении 500 человек. Эгерский кабельный завод ещё в 2006 г. часть производства перенёс в Тунис, а в 2008 г. - в Польшу, в результате чего 1000 рабочих оказались без работы. Американская промышленная группа «Alcoa» объявила об увольнении в 2009 г. 730 рабочих на своих дочерних предприятиях в Венгрии. Подобные сообщения появляются в газетах практически ежедневно.

Венгерские аналитики ожидают наиболее жёсткого обострения ситуации на рынке труда в 2009 г. Это, по их мнению, явится шоком для широких слоёв венгерского населения, которое пока ещё не осознаёт в полной мере возможные негативные последствия наступающей рецессии. 2010 г. также обещает быть довольно тяжёлым для венгерского населения. И лишь в последующие годы страна начнёт выходить из нынешнего кризиса.

По оценкам венгерских экспертов, от глобального финансового кризиса наиболее сильно пострадают перерабатывающая промышленность, строительство, сфера торговли, а также информационно-коммуникационный сектор. В перерабатывающей промышленности, например, ожидается увольнение 30-40 тыс. человек, т.е. 4-6% всех занятых в этой отрасли. В строительстве сокращения затронут около 10% занятых, работу потеряют 10-15 тыс. человек. Ожидается, что около 10% служащих потеряют работу в финансовом секторе страны. Нельзя исключать и возможность существенных сокращений работников в бюджетной сфере 10.

Всего же на рынок труда в ближайшее время будут выброшены 85165 тыс. новых безработных. Уровень безработицы в Венгрии может повыситься до 10-11% против 7,5% в докризисный период.

10 Figyelo, 2008, 20-26 november, old. 15.

4

Правительство Венгрии принимает энергичные антикризисные меры для стабилизации обстановки. В новой версии госбюджета на 2009 г. предусматривается сокращение расходных статей на 300 млрд. форинтов (более чем на 1,5 млрд. долл.), которое затронет, в первую очередь, зарплату госслужащих и работников бюджетной сферы, а также социальные выплаты. Так, решено приостановить в 2009 г. выплату тринадцатой заработной платы, премий и других дополнительных вознаграждений работникам бюджетной сферы, а также руководителям госпредприятий. Предусматривается замораживание уровня пенсионного обеспечения и устанавливается верхняя планка по выплате тринадцатой пенсии - не более 80 тыс. форинтов (по текущему курсу - 400 долл.).

Поскольку непосредственной причиной нынешней рецессии стала банковская сфера, венгерское правительство прилагает усилия, в первую очередь, для спасения банковского сектора страны. В конце декабря 2008 г. парламент Венгрии принял закон о стабилизации финансовой сферы. В нём предусматривается, в частности, выделение на цели повышения ликвидности финансовых институтов 600 млрд. форинтов (по текущему курсу - около 3 млрд. долл.). В том числе одну половину этих средств предполагается направить на повышение капитализации банков, а другую - на создание фонда, предназначенного для предоставления банкам государственных гарантий.

При этом первоначально предполагалось, что взамен государство получит либо пакеты акций проблемных банков, позволяющие контролировать их деятельность, либо введёт в состав органов управления по одному своему представителю. Поскольку оппозиция, равно как и сами банки, выразили свой решительный протест против подобного огосударствления банковской системы, в окончательной редакции закона фигурируют более строгие условия получения государством влияния в поддержанных им финансовых учреждениях.

Так, если в первоначальном варианте проекта закона государство получало рычаги влияния на деятельность банка в случае, когда финансовое учреждение брало государственный кредит на повышение своей ликвидности на срок более трех дней и в размере, превышающем одну пятую часть обязательного резервного фонда, то в окончательной редакции фигурируют следующие нормативы: срок запрашиваемого кредита должен превышать 20 дней, а его размер - 5% сводного баланса банка. Кроме того, государство получает возможность влияния на банк в случае, если он по прошествии 30 дней не вернёт средства, предоставленные ему из гарантийного фонда.

Большое внимание в Венгрии уделяется также государственной поддержке сектора малого и среднего предпринимательства (в основном отечественного, поскольку крупный бизнес в Венгрии в подавляющем большинстве случаев находится в собственности иностранного капитала). Значительная часть отечественных малых и средних предприятий оказалась в кризисе исключительно из-за того, что лишилась источников кредитования. Для решения этой проблемы правительство приняло решение об увеличении объёма рамочной

кредитной линии, предназначенной для льготного кредитования малых и средних предприятий страны в период 2007-2013 гг., до 800 млрд. форинтов (по текущему курсу - около 4 млрд. долл.), из которых уже в 2008-2009 гг. можно будет использовать 250-300 млрд. форинтов (до 1,5 млрд. долл.). В ноябре 2008 г. правительство увеличило объём этой кредитной конструкции до 1000 млрд. форинтов (около 5 млрд. долл.).

Одновременно ослаблены требования, предъявляемые к заёмщикам: теперь этой кредитной конструкцией смогут воспользоваться и те предприятия, которые оказались в трудном финансовом положении из-за ухудшения рыночных условий хозяйствования: сужения

экспортных рынков, замедления экономического роста, удорожания и ужесточения условий получения кредитов. Допустимое сокращение годового оборота предприятия, по условиям кредитования увеличено с 5 до 10-25%. Максимальная величина кредита для малых предприятий увеличена с 6 до 10 млн. форинтов (до 50 тыс. долл.), для средних предприятий - до 100 млн. форинтов (до 500 тыс. долл.), а срок погашения - с 5 до 10 лет.

Одним из основных условий предоставления кредита теперь стало не только создание новых рабочих мест, но и сохранение уже имеющихся. Предполагается также в целях сохранения рабочих мест создать специальный кризисный фонд.

В отношении микро-предпринимательств, годовой оборот которых не превышает 200 млн. форинтов (по текущему курсу - 1 млн. долл.), с целью повышения их ликвидности государственные «Венгерский банк развития» и «Венгерское ЗАО по финансированию предпринимательств» на паритетных началах через «Венгерский Фольксбанк» начали предоставлять льготные кредиты на финансирование оборотных средств на срок не более 1 года и в размере максимум 6 млн. форинтов (около 30 тыс. долл.), а на финансирование капитальных вложений - при условии собственного финансирования заёмщиком не менее одной пятой величины данного капвложения - кредиты на 10 лет в размере максимум 10 млн. форинтов (около 50 тыс. долл.). Процентная ставка в обоих случаях с 9 декабря 2008 г. составляет 10-10,5% годовых, что на 0,5 процентных пунктов ниже или равняется учётной ставке Венгерского национального банка (10,5%).

Ещё дешевле с середины декабря 2008 г. начали выделять кредиты малому и среднему бизнесу «Венгерский Фольксбанк», «ЮниКредит», а также «Первый» на финансирование капвложений, источниками которых на паритетных началах являются «Венгерский банк развития» и Фонд Евросоюза «Jeremie». Величина этой кредитной линии составляет 50 млрд. форинтов (около 250 млн. долл.). Правительство Венгрии гарантирует, что процентная ставка по этим кредитам не будет превышать 9% годовых. Исходя из ставки єшіЬог по трёхмесячным кредитам (по состоянию на 9 декабря 2008 г. составляла 3,428%), венгерская процентная ставка по кредитам «Jeremie» в настоящее время составляет 8,4% годовых, что ниже действующих отечественных процентных ставок по кредитам в валюте. При этом правительство намеревается на регулярной основе контролировать выполнение уполномоченными банками установленного верхнего лимита процентной ставки. В противном случае банк-нарушитель будет отстранён от участия в реализации этой кредитной конструкции.

Для получения кредитов «|егет1е» нет ограничений по годовому обороту предприятия. Однако этой кредитной линией смогут воспользоваться лишь те предпринимательства, которые расположены вне Центрально-венгерского региона (т.е. за исключением Будапешта и его агломерации). Кредиты будут выдаваться исключительно в форинтах и в пределах от 10 до 100 млн. форинтов (50-500 тыс. долл.). При этом выдвигается ещё одно требование: выделенный кредит должен быть получен в течение двух лет с даты принятия решения о его предоставлении, а по прошествии следующего двухлетнего льготного периода необходимо приступить к его погашению.

Большие надежды венгерское руководство возлагает на обещанную финансовую поддержку по линии структурных фондов и Фонда сплочения Евросоюза. С помощью этих средств предполагается оживить - насколько это возможно - государственные инвестиции и соответственно обеспечить рабочие места в предстоящие наиболее критические для экономики страны полтора года. До середины 2010 г. на эти цели по конкурсу предусматривается выделить 1800 млрд. форинтов (по текущему курсу - около 9 млрд. долл.) для осуществления инвестиционных проектов в строительстве, 200 млрд. форинтов (около 1 млрд. долл.) - в информационно-

коммуникационном секторе и 100 млрд. форинтов (около 500 млн. долл.) - в машиностроении.

Всего намечается запустить или продолжить реализацию почти 2000 крупных государственных инвестиционных проектов. В области развития общественного транспорта, например, выделяются такие крупные проекты, как сооружение четвертой линии будапештского метро, развитие трамвайного сообщения в городах Сегед и Мишкольц, строительство автомагистрали М7, железной дороги между городами Келенфёльд и Секешфехервар, автодороги М43. По линии оперативной программы в области охраны окружающей среды фигурируют рекультивация свалок вдоль Дуная, развитие канализационных систем и систем по очистке природных и сточных вод, а также строительство водохранилищ. Запланирована также реконструкция более 250 школ, оснащение вузов информационно-коммуникационной

инфраструктурой.

С декабря 2008 г. в рамках программы Евросоюза по стимулированию конкурентоспособности и инноваций банк «Юникредит» начал выделять льготные кредиты

предпринимательствам с годовым оборотом не более 10 млрд. форинтов (50 млн. долл.) и численностью занятых до 250 человек в размере максимум 800 тыс. евро на срок от 1,5 года до 10 лет под 4% годовых, а также предоставлять гарантии в размере 50% по кредитам и процентным платежам, предоставляемым по линии Европейского инвестиционного фонда.

Правительство Венгрии приняло решение об увеличении с 25 до 40% авансового финансирования инвестиционных проектов, которые победили в тендерах в рамках оперативных программ развития по линии Евросоюза. При этом решено, что средства будут выделяться непосредственно через «Национальное агентство развития», минуя банковские структуры. До конца

2009 г. по этому каналу предпринимательства получат в общей сложности до 200 млрд. форинтов (около 1 млрд. долл.) государственной поддержки. Поддержка выделяется венгерским предприятиям по конкурсу частично на возвратной, частично на безвозвратной основе.

Внесены изменения и в порядок предоставления налоговых льгот на развитие 11. Здесь также ослаблены требования, предъявляемые к заявителям: в случае, если против конкурсанта ведется налоговое расследование, то сам факт этого не становится препятствием для участия в конкурсе (особенно, если начатая процедура успешно для предприятия завершена). Кроме того, в несколько раз снижены лимиты необходимых капитальных вложений, на которые распространяются налоговые льготы (ранее из-за высоких нормативов они были недоступны мелкому и среднему бизнесу).

Налоговая льгота на развитие распространяется на инвестиции, осуществлённые в рамках программ развития, имеющих выдающееся значение для национальной экономики. Льгота предоставляется Правительством ВР по конкурсу в индивидуальном порядке. Чтобы получить эту льготу, планируемое капитальное вложение должно удовлетворять одному из следующих условий:

- величина капитального вложения должна составлять не менее 3 млрд. форинтов (по текущему курсу - около 15 млн. долл.), а его реализация обеспечивать создание 150 новых рабочих мест или прирост фонда заработной платы предприятия в размере не менее 600-кратного объёма минимального размера оплаты труда;

- для преференцируемых населённых пунктов, находящихся в отсталых регионах, величина капитального вложения должна составлять не менее 1 млрд. форинтов (около 5 млн. долл.), а его реализация должна либо создавать 75 новых рабочих мест, либо обеспечивать прирост фонда заработной платы в размере не менее 300-кратного объёма минимального размера оплаты труда;

- величина капитального вложения должна составлять не менее 100 млн. форинтов (около 500 тыс. долл.), но быть направлена исключительно на охрану окружающей среды или создание новых рабочих мест.

Величина налоговой льготы на развитие не может превышать сумму фактически понесённых расходов в ходе реализации данного проекта, пересчитанную по одному из установленных Правительством коэффициентов. В случае частичного выполнения установленных требований применяется самый низкий коэффициент. В случае невыполнения обязательных нормативов инвестор лишается права на льготу. Если она уже получена, он обязан её вернуть вместе с пеней за просрочку платежа. В итоге льгота на развитие может составить до 100% налога на прибыль (корпоративного налога) в случае выполнения всех выдвинутых условий, либо не выше 70% в случае их частичного выполнения.

В решении проблем занятости населения более существенную роль должны играть органы местного самоуправления. Следует вернуться к хорошо зарекомендовавшему себя довоенному опыту партнёрства

11 Vilaggazdasag, 2008, 24 november.

8

муниципалитетов, местных органов службы занятости и деловых кругов. Для этого, в частности, решено существенно увеличить выделяемые органам местного самоуправления финансовые средства, предназначенные для трудоустройства местных безработных 12.

Намечается использовать и положительный опыт Франции, когда в рамках закупок для муниципальных нужд предпочтение отдаётся тому участнику тендера, который к выполнению поставленной задачи обязуется привлечь как можно больше местных зарегистрированных безработных.

В этом ключе выдержана программа Торгово-промышленной палаты области Фейер по оживлению экономики области и содействию решению проблемы безработицы в условиях финансово-экономического кризиса и рецессии. Предлагаемый пакет мер содержит следующие предложения:

- внести в местное положение о закупках для муниципальных нужд норматив, в соответствии с которым предпочтение отдавалось бы таким предпринимательствам, которые не менее чем на 80% используют местную рабочую силу и местных субпоставщиков;

- понизить размер местного налога на кустарный промысел;

- гарантировать возврат местного налога на кустарный промысел тем предпринимательствам, которые обязуются в 2009 г. сохранить имеющиеся рабочие места;

- оказывать финансовую поддержку тем предпринимательствам, которые создадут в 2009 г. новые рабочие места.

По имеющейся информации, подобный пакет мер разработала и Торгово-промышленная палата области Дёр.

По мнению Министра социального развития и труда Венгрии, главным в сложившейся обстановке должно стать сохранение как можно большей занятости в трудовом поле, поскольку здесь решение всех проблем намного дешевле и эффективнее, чем в сфере социальной защиты. Дать работу лучше, чем платить пособие 13.

Что касается мер по защите национального рынка труда и изменений в регулировании миграционных процессов, то эти вопросы уже нашли своё законодательное закрепление в Договоре о присоединении ВР к Евросоюзу. Страны ЕС (за исключением Кипра и Мальты) с 2004 г. применяют в отношении трудоустройства граждан ВР на своей территории национальное законодательство или положения соответствующих двусторонних соглашений с ВР. Таким образом, трудоустройство венгерских граждан эти страны регулируют посредством выдачи специальных разрешений. Как правило, только по специальным разрешениям могут в Венгрии получить работу граждане из Румынии и Болгарии, которые присоединились к ЕС с 1 января 2007 г. В соответствии с проводимой национальной политикой Венгрия открыла внутренний рынок рабочей силы для граждан Румынии и Болгарии в отношении 179 видов профессиональной деятельности, что охватывает менее четверти всего перечня профессий, но затрагивает более половины всех занятых в стране. Без ограничений граждане Румынии и Болгарии могут трудоустраиваться в Венгрии в пищевой и

12 Nёpszabadsag, 2008, 26 поуешЬег.

13 Nёpszabadsag, 2008, 26 поуешЬег.

текстильной отраслях промышленности, строительстве,

здравоохранении; а в сельском хозяйстве - только в области возделывания лечебных растений.

Надо подчеркнуть, что Венгрия, будучи членом ВТО, ОЭСР и Евросоюза, выполняя свои обязательства перед ВТО в области «запрещённых, дающих и не дающих повода для разбирательства субсидий», а также перед Евросоюзом - по правовой гармонизации своего законодательства, участвуя в Консенсусе ОЭСР о принципах и условиях государственного кредитования экспорта, - не свободна в выборе форм и методов государственной поддержки экспорта.

В 2008 г. в Венгрии была обнародована Программа стимулирования экспорта, в соответствии с которой сотрудники созданного в 1993 г. «Венгерского общества по развитию внешней торговли и инвестиций» (ITD Hungary) до середины 2010 г. должны войти в контакт с отечественными малыми и средними предприятиями, годовой объём экспорта которых превышает 30 млн. форинтов (150 тыс. долл.), и оказать им конкретную маркетинговую помощь в подыскании зарубежных покупателей. Таковых предприятий малого и среднего бизнеса в Венгрии насчитывается около 2300; на их долю приходится 20% всего венгерского экспорта (более трех четвертей венгерского экспорта осуществляют зарубежные ТНК, учредившие на территории ВР свои дочерние предприятия).

Будучи государственной структурой, ITD Hungary на безвозмездной основе предоставляет базовый набор информационноконсультационных и посреднических услуг как венгерским, так и иностранным предпринимательствам. Общество располагает разветвлённой сетью: 56 представительств в 45 странах мира и 7 региональных бюро на территории Венгрии. ITD Hungary играет заметную роль в мобилизации и продвижении экспорта товаров и услуг, а также в привлечении и экспорте предпринимательского капитала. Ежегодно оно организует около 400 различных мероприятий с целью развития международного бизнеса: конференций, выставок, встреч деловых людей.

В условиях кризиса правительство планирует существенно расширить деятельность ITD Hungary. Если в 2007 г. на финансирование деятельности ITD Hungary государство направило 750 млн. форинтов (по тогдашнему курсу - около 4 млн. долл.), то на 2009-

2010 гг. запланировано выделить 4,5 млрд. форинтов (по текущему курсу - 22,5 млн. долл.). Среди планов ITD Hungary на ближайшую перспективу фигурирует, в частности, учреждение за рубежом инкубаторских домов для поддержки экспорта начинающих венгерских предпринимателей.

«Венгерская внешнеэкономическая ассоциация», объединяющая отечественных экспортёров, предлагает создать государственное инвестиционно-консультационное ЗАО «Венгерский Феникс», в функции которого в рамках развития внешней торговли входило бы учреждение венгерского торгового дома по примеру японской компании «Itochu». Отмечается, что при посредничестве будапештского бюро торгового дома «Itochu» многие японские фирмы смогли обосноваться на венгерском рынке, а в строительстве автомобильного

завода компании «Suzuki» в венгерском г. Эстергоме торговый дом «Itochu» принял участие в качестве соучредителя.

«Венгерский страховщик экспортных кредитов» (Мехиб) в декабре 2008 г., ссылаясь на кризис, инициировал модификацию постановления правительства, регламентирующего его деятельность. Так, Мехиб считает необходимым увеличить для него норматив страхового покрытия экспортных сделок венгерских предприятий с нынешних 95% до 100%. Одновременно предлагается смягчить предписание, согласно которому экспортная сделка считается венгерской лишь в том случае, если доля венгерского труда и материалов в данном товаре не менее 50% (в случае строительства или услуг -не менее 25%). В настоящее время венгерские экспортёры нередко оказываются «за бортом» страховых услуг Мехиба, поскольку в их продукте доля импортированных материалов и комплектующих превышает 50%.

В начале 2009 г. ситуацию в стране усугубил разразившийся газовый кризис. Вот хроника событий.

5 января 2009 г. Украина проинформировала Венгрию об уменьшении поставок транзитного российского газа с 38 до 30 млн. куб. м в сутки, 6 января 2009 г. было поставлено всего 20 млн. куб. м, после чего украинская сторона полностью прекратила транзит российского газа. Одновременно австрийские партнёры проинформировали, что также вынуждены снизить объёмы поставляемого газа в Венгрию 14.

В связи с этим правительство Венгрии ввело ограничения на использование природного газа. Электростанции и ТЭЦ, имеющие для этого необходимые технические возможности, были переведены на использование жидкого топлива. Было принято также решение о закачке в газораспределительные сети из имеющихся газохранилищ.

К началу 2009 г. страна располагала стратегическим запасом газа порядка 500 млн. куб. м. После похожего кризиса в 2006 г. в Венгрии было принято решение о строительстве дополнительных подземных хранилищ. В декабре 2009 г. строительство должно быть завершено. С вводом новых мощностей совокупный объём стратегических запасов природного газа в Венгрии увеличится на 1,2 млрд. куб. м.

Кроме этого, в стране имеются коммерческие запасы в хранилищах венгерской газораспределительной фирмы «Е.Он Фёльдгаз», которые составляют 3 млрд. куб. м природного газа. Дневная потребность газа в стране, особенно в зимний период превышает 60 млн. куб. м газа 15.

В Венгрии все потребители газа распределены на пять категорий по степени их важности: к пятой категории, например, отнесено население 16. После прекращения поставок российского газа правительство страны распорядилось о прекращении снабжения первой категории: крупных промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий с потреблением газа свыше 2500 куб. м в час.

В самый критический момент, 7 января 2009 г., правительство

распорядилось прекратить снабжение газом организаций, отнесённых ко второй категории потребителей: таких промышленных, торговых и

14 Vilaggazdasag, 2009, 12 januar.

15 Nepszabadsag, 2009, 10 januar.

16 Nepszabadsag, 2008, 27 december.

сельскохозяйственных предприятий, которые потребляют от 500 до 2500 куб. м газа в час. К ним относятся 10% национальных потребителей газа. В основном это предприятия пищевой промышленности. Благодаря этим мерам уже к 8 января 2009 г. удалось сэкономить 10-15 млн. куб. м газа и в тот же день отменить ограничения для второй категории потребителей газа.

7 января 2009 г. - по причине ограничения поставок газа - был остановлен конвейер на венгерском автозаводе концерна «Suzuki». Автозавод «Magyar Suzuki» работает исключительно на природном газе. После введения в Венгрии ограничений в снабжении газом промышленных предприятий, автозавод получал всего 2000 куб. м газа в час вместо необходимых 4500. Этого было недостаточно для продолжения производства, и дирекция завода приняла решение остановить предприятие до 12 января 2009 г. в надежде, что за это время разрешится проблема с поставками российского газа через Украину. Одновременно руководство предприятия разработало Кризисную стратегию производства на тот случай, если газовый кризис затянется. Подобная критическая ситуация сложилась и на многих других венгерских предприятиях, в том числе таких известных, как «Hankook», «Tondach», «Videon».

Венгерская торговая фирма ООО «Эмфес», через которую обеспечивается снабжение природным газом одной пятой всех венгерских потребителей (как промышленных предприятий, так и населения), подала в венгерский хозяйственный суд иск против украинского поставщика газа - компании НАК «Нафтогаз Украины». Как явствует из иска, украинский ответчик препятствовал фирме «РосУкрЭнерго», осуществляющей по имеющемуся контракту поставку газа из Украины в адрес венгерского истца, в выполнении своих обязательств. В результате фирма ООО «Эмфес» только за первые несколько дней наступившего года понесла убытки в размере 30 млн. долл. Кроме того, фирма ООО «Эмфес» обратилась в Еврокомиссию с требованием наказать Украину за нарушение европейской Энергетической хартии 17.

Одновременно были увеличены поставки газа со стороны австрийской материнской компании венгерской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

газораспределительной фирмы «Е.Он Рургаз», которая совместно с французским партнёром «Газ де Франс» ежедневно поставляет 4 млн. куб. м. Благодаря этим мерам венгерская сторона сумела поддержать в начале 2009 г. Сербию ежедневными поставками по 2 млн. куб. м газа из собственных запасов.

Потребление электрической энергии в Венгрии в связи газовым кризисом не возросло. Однако поскольку ряд электростанций не смог перейти с газа на жидкое топливо, страна ежедневно теряла 100-200 МВт. Резерв для увеличения производства электроэнергии составляет 1000 МВт 18.

Газовый кризис выявил слабые места в энергетической политике страны: прежде всего, чрезмерно большую долю природного газа в структуре источников энергоносителей - в Венгрии она составляет

17 Nepszabadsag, 2009, 9 januar.

18 Nepszabadsag, 2009, 10 januar.

43,3%, в то время как в Евросоюзе - в среднем 25%. Ежегодное потребление газа в Венгрии достигает 14 млрд. куб. м, из них 80% удовлетворяется за счёт импорта, в том числе 70% - импорта из России

19

Надо отметить, что ситуация, сложившаяся к началу 2009 г. в экономике Венгрии, продолжает оставаться весьма напряжённой и неопределённой, хотя первые экстренные меры уже принесли свои плоды: удалось предотвратить крах банковской системы страны, притормозить «свободное» падение курса национальной валюты, успокоить ажиотаж на фондовом рынке.

Тем не менее, ведущие аналитики и правительство Венгрии отдают себе отчёт в том, что предстоящая рецессия будет намного глубже и продолжительнее, чем её оценивали осенью 2008 г., когда мировой финансовый кризис только настиг Венгрию. Если тогда правительство полагало, что сокращение ВВП в 2009 г. составит не более 0,9%, то в январе 2009 г. оно уже допускало, что рецессия может достичь 2-3%, а по более пессимистичным прогнозам - и 4% 20.

Очевидно, что страна находится лишь в начале набирающей скорость рецессии. Для её преодоления понадобится проведение болезненных структурных реформ: пересмотреть бюджетную политику в направлении сокращения государственных расходов, осуществить налоговую реформу, оздоровить банковский сектор страны, ужесточить финансовое регулирование и надзор, разработать более эффективные меры для стабилизации рынка труда 21. Серьёзные испытания, таким образом, ещё впереди.

19 Vilaggazdasag, 2009, 7, 26 ёs 28 jaпuaг.

20 Nёpszabadsag, 2009, 15 jaпuaг.

21 Nёpszabadsag, 2009, 14 jaпuaг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.