Научная статья на тему 'О роли банков развития в формате усиливающейся интеграции международной экономики'

О роли банков развития в формате усиливающейся интеграции международной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринов А.Э., Белая О.В.

В статье рассмотрены особенности деятельности институтов развития государств различного правового, институционального и экономического устройства, определены ключевые факторы роста их экономики, проанализировано влияние процессов межрегиональной и торговой интеграции на статус и особенности деятельности национальных институтов и условий отраслевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли банков развития в формате усиливающейся интеграции международной экономики»

о роли банков развития в формате усиливающейся интеграции международной экономики

А.Э. БАРинов, кандидат экономических наук

о.в. белая

высшая школа экономики

Система государственного регулирования экономики отдельных государств имеет несколько уровней. Она формируется, в том числе, посредством учреждения специализированных финансовых институтов, осуществляющих развитие отдельных, наиболее стратегически важных, секторов национальной экономики. В международной практике такие институты получили объединенное название «Банки развития» 1, хотя данный термин не совсем корректно отражает их истинную роль в национальном развитии. Различие между отдельными институтами по профилю и функциям наиболее явно проявляется в зависимости от ключевых факторов экономического роста, институциональной среды и формата экспортной деятельности.

Основополагающие принципы деятельности институтов развития следующие:

• претворение государственной политики развития экономики посредством повышения привлекательности (информационной открытости) ее отдельных секторов (зон);

• финансовое посредничество и контроль за перераспределением бюджетных ресурсов согласно принципам существующей государственной экономической политики;

• стимулирование государственных гарантий вложения национального и иностранного капитала в отдельные сектора (зоны) национальной экономики;

• внедрение и апробация отдельных финансовых продуктов, которые до учреждения институтов развития не использовались или комплексно не использовались в национальной экономике. Рассмотрим макроэкономический подход к

классификации банков развития, предлагаемый

1 Banks of development.

российскими экономистами, по мнению которых они подразделяются на следующие группы2:

• группа Мирового банка и банки развития регионов (например, «Африканский банк развития»);

• уполномоченные банки развития, имеющие особенный статус и оказывающие банковские услуги на принципах отсутствия конкуренции со стороны коммерческих банков;

• коммерческие банки, в которых доля государства, как правило, низка и которые исполняют сопутствующие функции в рамках государственных программ развития отраслей и т. д.

Вторую группу банков из указанного выше перечня на современном этапе становления экономики европейских государств, в свою очередь, можно подразделить на три основные группы:

• экспортно-импортные банки (компании, фонды) 3, оказывающие весьма широкий спектр услуг по стимулированию экспорта, в том числе «профильных» национальных промышленных секторов, что тем самым нередко подменяет деятельность институтов непосредственного отраслевого развития;

• банки отраслевого развития, деятельность которых, как правило, распространяется на стимулирование узкоспециализированных сфер деятельности;

2 Катасонов В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: «АНКИЛ». 2005. С. 305 - 306.

3 Экспортно-импортные банки в некоторых случаях называют также «экспортные кредитные агентства» (ЭКА), хотя внешнеторговые агентства и банки отраслевого развития в классическом понимании - не совсем одно и то же. Скорее, можно говорить о разных гранях одного и того же явления, формируемого государством с учетом условий регионального

(отраслевого) развития.

• банки и фонды содействия предприятиям малого и среднего бизнеса (ПМСБ), оказывающие услуги по их комплексному развитию. На наш взгляд, деятельность этой комплексной

группы банков в национальном разрезе наиболее интересна, прежде всего по причине существующих взаимосвязей правовых и финансовых механизмов для стимулирования экспортной деятельности. В то же время, учитывая роль экспорта в деятельности разных государств, и, как следствие, методы его стимулирования с учетом масштаба экономики, европейские институты развития можно уточненно классифицировать на три уровня:

• экспортно-инновационные институты—при легкости и технологичности экспорта, достигаемой преимущественно инновационными методами;

• экспортно-кластерные институты развития — в случае, если экспорт представлен преимущественно продукцией машиностроения;

• инфраструктурные комплексные банки развития — если экспорт имеет сырьевую природу. Рассмотрим первые две группы институтов

развития.

Наиболее комплексно взаимосвязь производства экспортной продукции, ее реализации ПМСБ, а также инноваций наблюдается в странах Западной и Центральной Европы. Во-первых, большинство из них продолжительное время является членами Всемирной торговой организации (ВТО), что стимулирует соответствующую активность. Во-вторых, испытывая конкуренцию в реализации продуктов-аналогов, данные государства вынуждены повышать качество экспорта, что достигается посредством развития инноваций. В-третьих, ПМСБ (наряду с различными фондами) традиционно занимаются инновациями, что замыкает схему «ПМСБ — инновации — экспорт» 4. А соответствующие институты развития являются ключевыми игроками указанной концепции, оказывая поддержку не только национальным производствам, но и иностранным контрагентам.

Экономика Нидерландов характеризуется ярко выраженными экспортными приоритетами. За последнее десятилетие около 60 % голландского валового внутреннего продукта (ВВП) создавалось за счет экспорта. Более 80 % всех голландских промышленных предприятий производят экспортную продукцию, при этом на долю ПМСБ приходится около четверти национального экспорта.

4 В валовом внутреннем продукте (ВВП) Великобритании, США, Германии доля малых и средних предприятий колеблется от 50 до 54 %, в Японии — до 55 %, в Италии и Франции — около 60 %.

Как следует из проведенного в 2005 г. «Центральным бюро анализа экономической политики Нидерландов» («СРВ») исследования перспектив развития национального экспорта (сфокусирован в основном на европейских странах, США и Японии5), его качество нуждалось в усилении следующими путями:

1) повышением расходов на НИОКР в целях создания новых видов экспортно ориентированной продукции и освоения новых рынков. Нидерланды экспортируют ряд товаров (химикаты, полуфабрикаты), спрос на которые на мировом рынке в настоящее время достиг предельного уровня вследствие снижения импортерами потребления этих товаров из-за высоких расходов на энергию и охрану окружающей среды6;

2) постепенной переориентацией на высокотехнологичную продукцию. Нидерланды являются, по сути, европейским дистрибьюторским центром продукции легкой промышленности. При этом 30 % всего вывозимого из страны объема текстиля, одежды и обуви, равно как и более 50 % электронных и электротехнических изделий, является реэкспортом7.

Государственная помощь национальным производителям в освоении внешних рынков охватывает в настоящее время почти все возможные грани, среди которых:

1) прямое и косвенное субсидирование экспортеров (включая ПМСБ), страхование рисков и кредитование строительства необходимой для экспорта инфраструктуры;

2) страхование и гарантирование рисков экспортных кредитов, предоставляемых частными финансовыми институтами;

3) разработка специальных программ, таких как «Содействие предприятиям, начинающим вне-

5 75 % голландского экспорта поступает в страны ЕС, в первую очередь в Бельгию и Германию. В то же время голландский экспорт не имеет широкого мирового распространения и не представлен в значительной мере на рынках Китая, Бразилии, России, Мексики, Индии, Аргентины и Польши.

6 Озабоченность экспертов вызывает структура экспорта промышленной продукции. В то время как рост голландского экспорта должен был осуществляться благодаря расширению вывоза высокотехнологичных товаров (самолетов, автомобилей, электроники), именно эти отрасли переживают не лучшие времена (хотя доля экспорта в общем объеме производства этой продукции оставалась достаточно высокой). Тот факт, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта промышленных товаров по сравнению с конкурентами из Европейского союза, объясняется активным реэкспортом товаров, к цене которых в Нидерландах добавляется стоимость услуг по распределению, торговле, перевозкам, страхованию.

7 БИКИ от 25.02.2006.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

19

шнеэкономическую деятельность», «Содействие проектам экономического сотрудничества» и т. д.;

4) предоставление грантов на развитие экспортной деятельности;

5) участие в программах по созданию совместных с иностранными партнерами предприятий;

6) информационная и презентационная поддержка экспорта наукоемкой продукции, комплексно проявляющаяся:

— в объединении предпринимателей в составе международных выставок-ярмарок,

— в полном или частичном финансировании расходов их участия в подобных мероприятиях,

— в долевом участии в международных выставочных центрах «RAI» в Амстердаме, «MECC» в Маастрихте и «Jaarbeurs» в Утрехте.

Помимо этого широко практикуются создание учебных центров для подготовки специалистов в области внешней торговли и организация консультационных центров на базе отраслевых союзов промышленников и предпринимателей, а также региональных отделений торгово-промышленных палат.

Участие Нидерландов в международных программах по инновационному сотрудничеству централизовано и координируется национальными министерствами и входящими в их состав агентствами. Выделение субсидий на НИОКР осуществляется Министерством экономики8 через созданное им в 2004г. агентство «Центр Новем» (Senter Novem). В 2000 г. в Лиссабоне руководители европейских стран, включая Нидерланды, приняли совместное решение начать осуществление Европейской рамочной программы по поддержке международного сотрудничества в области микроэлектроники и биотехнологий.

В Финляндии малый бизнес обеспечивает производство 65 % ВВП, большая его часть (80 %) поддерживается сферой услуг9. Инновации в пос-

8 В структуре Министерства экономики Нидерландов функционирует агентство, которое занимается продвижением и организацией инновационных международных проектов — IRC (Центр по поддержке инноваций). IRC является составляющей частью концерна IRC, имеющего 71 офис в 33 странах, включая новых членов Евросоюза. Финансирование проектов концерна происходит из бюджета ЕС и Нидерландов.

9 Рыболовство и переработку морепродуктов можно назвать традиционной областью деятельности финских предпринимателей. В числе прочих — лесоразведение и переработка древесины, изготовление строительных материалов, инструментов, мебели, бумаги, сельское хозяйство. Успешно работает большое количество малых типографий, дизайн-бюро, сервисных, строительных и консалтинговых фирм и т. д.

Основные статьи финского экспорта — электрооборудование, молочная продукция, продукция машиностроения, бумага и картон, красители и т. д.

ледние годы становятся приоритетом финской государственной политики, что выражается в их активной поддержке посредством установления специальных льгот для ПМСБ и учреждения профильных институтов. Расширению инновационной деятельности способствует множество государственных программ, включающих в себя содействие при регистрации, консультации, финансирование, предоставление специальных гарантий по обязательствам. Кроме того, в 2006 г. была упрощена процедура учреждения юридических лиц в секторе малого бизнеса, что позволило зарегистрировать более 30 тыс. новых ПМСБ10.

Результатом комплексной государственной поддержки инновационной сферы стало изменение конфигурации небольших городов и деревень, постепенно превращающихся в так называемые «инновационные (бизнес) инкубаторы». Так, в г. Эспо — штаб-квартире телекоммуникационной компании «Nokia» — зарегистрированы и работают около 500 малых и средних инновационных фирм11.

Помимо изложенного, отметим следующие общие преимущества ведения бизнеса в Финляндии:

— более низкие налоги, чем в соседствующих странах — Швеции, Дании и Норвегии12;

— ставки по кредитам финских банков составляют около 3 %;

— предприятия среднего бизнеса имеют возможности приобретать по лизингу свыше 50 % оборудования.

Целью большинства инвестиционных программ, в том числе для ПМСБ, является содействие привлечению инвестиций в наименее развитые регионы. Государственные субсидии предоставляются при условии, что ПМСБ также вкладывают собственные средства. Их размер составляет 20 — 45 % от суммы зарегистрированного акционерного капитала инвестора в зависимости от риска региона13.

10 По новым правилам, для основания акционерного общества требуется 2,5 тыс. евро, ранее стартовый капитал должен был быть не менее 8 тыс. евро.

11 ИА «Росбалт» от 07.03.2007.

12 В частности, корпоративный налог (налог на прибыль предприятий) регулярно снижается, им облагаются не все предприятия, а только юридические лица, имеющие статус отдельного налогоплательщика (акционерное общество, кооператив, фонд).

13 В районах Финляндии, не входящих в разряд развивающихся, государственная инвестиционная поддержка оказывается только исключительно малым компаниям; максимальный размер субсидий не может превышать 15 % от суммы акционерного капитала. При этом малые фирмы имеют право получать от государства так называемую стартовую поддержку инвестиционных проектов, оказываемую в течение первых 12 месяцев в пределах 45 % от стоимости проекта.

Финансовую помощь инвесторам осуществляют 16 Центров занятости и экономического развития. Их деятельность координируется национальными министерствами разного профиля. Центры являются посредниками финансовой поддержки со стороны Евросоюза.

Всестороннюю поддержку инвестициям, промышленному производству и экспорту Финляндии оказывают различные, относительно молодые для финской экономики государственные институты и фонды: «Финнфанд», «Бюро инвестиций в Финляндии» (БИФ), «Фиде», «Ситра», «Ситранс», «Текес» и «Финнвера», а также Северный инвестиционный банк (СИБ). Их деятельность носит в основном коммерческий характер и координируется, за исключением СИБ, Министерством торговли и промышленности (МТП), Министерством иностранных дел (МИД), Министерством окружающей среды, Министерством транспорта и связи (МТС) и т. д. Созданный МТП Центр государственных гарантий «Валтионта Куукескус» (ВТК) курирует исключительно внешнеторговую область.

Вкратце рассмотрим перечисленные институты развития.

1. Фонд инвестиций и промышленного сотрудничества «Финнфанд» (создан в 1997 г.) активно сотрудничает с международными финансовыми организациями (ЕБРР, Международной финансовой корпорацией, СИБ и банком «Нордеа»). Для осуществления собственных функций Фонд:

— вкладывает средства в акционерный капитал перспективных фирм. Объем его вклада зависит от специфики проекта (сделки), риска и объема участия финской компании, но, как правило, не превышает 50 % от величины заявленного капитала;

— выдает кредиты и гарантии на обговариваемых в каждом конкретном случае условиях; участие Фонда в кредитовании, как правило, не превышает 30 % от заявленных потребностей;

— принимает участие в финансировании подготовки (предварительной стадии) проектов и обучении руководства начинающих фирм;

— участвует в программе Евросоюза по финансированию инвестиций.

2. БИФ создано МТП в 1992 г.; содействует установлению связей с зарубежными инвесторами для создания компаний с иностранным капиталом; оказывает информационную (консультационную) поддержку иностранных компаний в сферах налогообложения, экономики и инвестиционного климата; имеет представительства в Великобритании, Германии и США. Бюджетное финансирование

БИФ осуществляется через МТП в пределах 2 млн евро в год.

3. «Фиде» — государственное акционерное общество, созданное в 1997 г. на основе соглашений с банками и зарубежными финансовыми учреждениями, покрывает риски изменения процентных ставок по кредитам, предоставленным иностранным заказчикам или финансовым учреждениям для осуществления отдельных проектов.

4. СИБ был создан в 1975 г. с уставным капиталом 4 млрд евро для содействия экспортному потенциалу стран-учредителей: Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Банк на принципе совместного финансирования осуществляет в них и других странах кредитование проектов, покрывая до 50 % требуемых расходов. Центральный офис СИБ находится в г. Хельсинки.

5. Финский национальный фонд исследований и развития «Ситра» основан в 1950 г. Банком Финляндии для содействия передовым технологиям; является инвестором в финские предприятия (приобретает доли компаний — инициаторов инвестиционных проектов при условии наличия у них бизнес-плана по выпуску конкурентоспособной и наукоемкой продукции). В 1991 г. «Ситра» стал независимым фондом, ответственным лишь перед финским парламентом. Допустимый объем инвестиций Фонда — от 100 тыс. до 2 млн евро. Фонд активно взаимодействует с национальными инвестиционными фондами, а также с международными финансовыми институтами.

6. Государственный центр технологического развития «Текес» создан в 1997 г. для финансовой поддержки и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и действует в составе МТП (тем не менее представляя собой самостоятельную структуру с собственным бюджетом). Центр взаимодействует с многочисленными научными организациями Финляндии.

7. Финский фонд специального финансирования «Финнвера» (в государственной собственности) образован в январе 1999 г. (в результате объединения «Центра государственных гарантий Финляндии» и инвестиционного фонда «Кера») для коммерческого кредитования финских компаний в инвестиционных целях за рубежом и выставления государственных гарантий по обязательствам, вытекающим в результате финансирования ими национальных и зарубежных проектов. Акционерный капитал Фонда — 170 млн евро.

8. Центр государственных гарантий «Валтионта Куукескус» (ВТК) предоставляет национальным

производителям и иностранным покупателям следующие экспортные гарантии:

— гарантия платежа импортера (Х-гарантия) покрывает риск неплатежа или расторжения контракта в период изготовления товара вне зависимости от сроков и условий поставок, а также адресата. Гарантируются политические и коммерческие риски; при экспорте в страны ОЭСР—только коммерческие риски. Экспортер принимает на себя риск неплатежа в размере 10 — 15 % от суммы сделки. Для стабильных экспортеров Х-гарантии предоставляются для обеспечения всего портфеля экспортных заказов. Величина гарантийного взноса зависит от платежеспособности экспортера, рисков страны заказчика, сроков платежа и прочих условий поставки;

— гарантия возвратности кредита (Р-гарантия) предоставляется банку, кредитовавшему национального производителя; может быть дополнена Х-га-рантией. Гарантирование распространяется на одну или несколько сделок — при стабильных экспортных поставках. Плата за выдачу гарантии — 1 — 3 % от ее суммы при расходах по обслуживанию — 0,3 — 0,8 %;

— гарантия финансовым учреждениям (Х-гаран-тия) предоставляется финскому или зарубежному финансовому институту в обеспечение возвратности долга иностранного контрагента финского экспортера. Риск неплатежа при гарантировании переходит от экспортера финансовому учреждению и ВТК. Финский экспортер получает оплату сразу после поставки, а зарубежный заказчик оплачивает долг в рассрочку. Величина страхового взноса зависит от кредитоспособности импортера, страны заказчика, условий экспортной поставки и обеспечения;

— встречная гарантия (В-гарантия) предоставляется банку в обеспечение исполнения обязательств экспортера или при необоснованном изъятии (потере) ранее оформленного обеспечения (например, вследствие политических перемен). Гарантия используется также в обеспечение предоплаты и исполнения прочих обязательств, возникающих в ходе производства, поставки и гарантийного периода. Годовой взнос составляет 1 — 3 % от суммы гарантии, стоимость обслуживания — 0,3 — 0,8 %;

— гарантия политического риска инвестиций и ожидаемых процентных доходов (/-гарантия);

— гарантия по аккредитивам (^-гарантия) покрывает как политический, так и коммерческий риск;

— К-гарантии (частичной компенсации убытков в случае непредвиденного увеличения производственных расходов в связи с ростом инфляции в стране) предоставляются финским фирмам-экспортерам, прежде всего для крупных сделок на

долгосрочной основе — при поставках судов, тяжелых машин и оборудования, реализации ими строительных проектов (контрактов). К-гарантии для Финляндии имеют стратегический характер, так как позволяют стимулировать привлекательность деятельности финских компаний для международных капиталов (привлекаемых преимущественно из Европы, Северной Америки и Азии)14.

В 2005 г Турцией на экспорт было поставлено товаров общей контрактной стоимостью 73 млрд долл США, что позволило ей занять двадцать второе место среди крупнейших мировых экспортеров. Основными экспортными товарами стали текстильные и швейные изделия, продукция черной металлургии и пищевой промышленности, автотранспортные средства15. Как и во многих странах, в Турции основными сферами деятельности малого бизнеса являются сфера услуг и торговля, что, учитывая отраслевую предрасположенность национального экспорта, отражает их существенную роль в национальной экономике. Доля служащих в ПМСБ, занятых в производственном секторе Турции, составляет 98 — 99 %, непосредственно на малый бизнес приходится 60 %16.

По указанным выше причинам государственная поддержка экспорта стимулирует деятельность турецких компаний малого бизнеса. С некоторых пор развитие малого и среднего бизнеса и экспортной деятельности осуществляется параллельно. Концепция стимулирования экспорта Турции была разработана на государственном уровне в 1980-х гг. Ее результатом можно назвать учреждение в 1987 г. Банка кредитования экспорта (БКЭ) — правопреемника Государственного инвестиционного банка, в свою очередь, созданного в 1964 г.17, и — в 1990 г. — учреждение «Организации по поддержке и развитию малых и средних предприятий» (КОСГЕБ).

После отмены в 1988 г. системы налоговых компенсаций и — в 1993 г. — налоговых льгот для промышленных корпораций согласно правилам

14 ПОЛПРЕД (Россия) от 15.12.2006.

15 Шр://\арегеоп. га^М. php?ID=259569&soch=1.

16 Главным критерием при определении ПМСБ в Турции принято считать численность занятых на предприятии рабочих и служащих. Однако различные турецкие организации трактуют их неоднозначным образом. Так, организация КОСГЕБ, занимающаяся проблемами развития и поддержки малого бизнеса (подробнее о данной организации будет сказано ниже), относит к малым предприятиям компании с кадрами от 1 до 50 человек, а к средним — от 51 до 150 человек. Промышленная палата Стамбула определяет эти параметры: 1 — 19 человек и 20 — 99 человек соответственно.

17Здесь и далее по БКЭ Турции — по материалам Международного круглого стола «Поддержка российского экспорта и иностранных инвестиций в Россию», состоявшегося в Москве (Президент-Отеле) 30 — 31.01.2003.

ВТО и ГАТТ — кредиты и страховые/гарантийные схемы (продукты) БКЭ стали основным средством стимулирования турецкого экспорта18.

Государственная поддержка БКЭ проявляется:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в прямом перечислении Казначейством Турции денежных средств и предоставлении гарантий возмещения убытков, связанных с политическим риском, — через специально созданные фонды;

— в перечислении причитающихся Казначейству дивидендов в пользу увеличения собственного капитала Банка;

— в освобождении от корпоративных налогов и сборов;

— в получении суверенных гарантий по собственным обязательствам.

Источники денежных средств БКЭ имеют как государственную, так и коммерческую природу: средства Казначейства Турции, заимствования у национальных банков, привлечение международных облигационных займов, а также средств у других агентств экспортных кредитов и международных финансовых институтов.

Основные области деятельности Банка:

— организация кредитования на любом этапе реализации экспортного контракта от начальной стадии производства через уполномоченные турецкие коммерческие банки или под их гарантии;

— предоставление среднесрочных и долгосрочных экспортных кредитов (открытие кредитных линий) экспортерам промышленной продукции, а также турецким подрядчикам, ведущим деятельность в других странах19;

— страхование и гарантирование политических и коммерческих рисков экспортеров, инвесторов, международных подрядчиков и коммерческих банков20;

18 Несмотря на свой статус, БКЭ является акционерным обществом и подчиняется гражданскому законодательству. В соответствии с Законом об организациях Турции доля Казначейства в капитале БКЭ не может быть меньше 51 %. Государственный надзор за деятельностью Банка осуществляет Верховный консультационный комитет кредитного регулирования. Председателем Комитета является государственный министр, в комитет также входят чиновники высшего уровня. БКЭ также осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности. В то же время он освобожден от ряда специальных требований Закона, в части установления лимитов на кредиты по одному заемщику, лимитов на кредиты ассоциированным (связным) заемщикам, а также формирования резервов по кредитам.

19 В ряде случаев БКЭ выступает кредитором последней инстанции при низкой диверсификации рисков в области среднесрочного и долгосрочного кредитования и высокой подверженности среднесрочных кредитов рыночным рискам.

20 Страховое покрытие 70 % коммерческого риска переуступается

ведущим европейским компаниям по схемам перестрахования.

— совместное с коммерческими банками кредитование оборотного капитала (на данный продукт приходится более половины от общего объема краткосрочных экспортных кредитов БКЭ);

— фондирование кредитных линий для подавляющего количества коммерческих банков, кредитующих экспортных поставщиков.

Среднесрочные и долгосрочные экспортные кредиты БКЭ предоставляет на следующих принципах:

— приоритет отдается сделкам с компаниями из стран бывшего СНГ;

— предпочтительно совместное финансирование с другими агентствами экспортных кредитов или банками;

— допускается финансирование зарубежных проектов за счет специального фонда БКЭ, но в достаточно малых объемах;

— в части приоритетных видов обеспечения предпочтение отдается суверенным гарантиям.

В последние годы деятельность БКЭ обеспечивает 18 — 20 % объема национального экспорта.

В связи с отвлечением ресурсов коммерческих банков на финансирование государственного внутреннего долга, кредиты реальному сектору турецкой экономики занимают небольшую долю в их балансах. По этой причине, равно как и учитывая, что банковская система Турции не обеспечивает средствами в полном объеме все стадии внешнеторговых контрактов, услуги БКЭ остаются практически безальтернативными для роста объемов национального экспорта. По мнению турецких экономистов, ожидаемая стабилизация экономики приведет к возрастанию роли банков в краткосрочном финансировании экспорта, что позволит БКЭ расширить услуги в сфере долгосрочного кредитования (проектного финансирования) и страховых услуг21.

Поддержка национальных ПМСБ в Турции осуществляется на различных уровнях. Связующим центром является Министерство промышленности и торговли, а также действующая в его системе КОСГЕБ.

Основные задачи КОСГЕБ в плане регулирования ПМСБ носят больше административный, чем финансовый, характер и состоят в следующем:

— в информационном обслуживании малого бизнеса и обеспечении его доступа к международ-

21 По материалам Международного круглого стола «Поддержка российского экспорта и иностранных инвестиций в Россию», состоявшегося в Москве (Президент-Отеле) 30 - 31.01.2003.

ным информационным сетям, в том числе адаптации к внешнеторговому законодательству ЕС в связи с заключением таможенного союза между ЕС и Турцией;

— в организации экспертных консультаций по стандартизации качества выпускаемой продукции;

— в разработке концепции и обоснования создания Организованных промышленных зон (ОПЗ).

В зависимости от количества и стоимости реализованных программ бюджет КОСГЕБ варьируется в пределах 50 — 300 млн долл. США в год.

В последние годы одной из наиболее действенных форм государственной поддержки ПМСБ является создание вблизи крупных городов Турции Организованных промышленных зон (ОПЗ), объединяющих ПМСБ в специализированные комплексы на принципах сохранения юридической самостоятельности (независимости) каждого их них. Финансирование строительства инфраструктурных объектов в ОПЗ на 90 % обеспечивает государство, оставшиеся средства представляют собой льготные банковские кредиты и средства предпринимателей. ОПЗ позволяет разместить до нескольких сотен ПМСБ, что снижает совокупные расходы на приобретение сырья, транспортные и иные издержки. Наибольшие льготы в ОПЗ предоставляются предприятиям экспортно ориентированных отраслей (они частично освобождаются от уплаты НДС, импортных пошлин при ввозе сырья и оборудования, оплачивают электроэнергию по льготным тарифам). Стимулируется также их участие в выставках (ярмарках) за рубежом — соответствующие расходы принимает на себя государство. Управление ОПЗ и обеспечение работы всех технических служб осуществляет специальная управляющая компания22.

В целом система государственной поддержки малого бизнеса в Турции обеспечивает:

— предоставление кредитов за счет Инвестиционного фонда;

— распространение «инвестиционной скидки» (снижение налогооблагаемой базы предприятия на определенную сумму в зависимости от региона и отрасли);

— льготное налогообложение и тарификация электроэнергии;

— частичное освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе необходимого сырья.

Второй уровень банков развития присущ для

22 «Южный федеральный» от 28.11.2007.

государств, экспорт которых содержит продукцию тяжелой промышленности (машиностроения). Для них банки отраслевого развития являются фактором поддержания качества и статуса на мировом рынке, посредством финансирования и гарантирования потребностей всего комплекса задействованных в конечном продукте отраслей. Рассмотрим примеры таких банковских систем.

Внешнеторговую деятельность Федеральной республики Германии (Германия) называют «локомотивом» национальной экономики: около 30 % поступлений в федеральный бюджет формируется за счет экспорта товаров и услуг. С момента воссоединения западной и восточной территорий объем экспорта Германии возрос более чем в два раза (на 440 млрд евро — до 786 млрд евро в 2005 г.), а уровень внутреннего потребления — всего на 10 %. В структуре немецкого экспорта основные позиции занимают машины и оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности. Данные показатели были обеспечены одной из самых универсальных институциональных и финансовых систем на мировом рынке в силу следующих причин:

1. Она объединяет в составе единого органа — KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau) услуги по финансированию и гарантированию экспорта, инвестиций, инноваций, ПМСБ.

К^был образован в 1948 г. в качестве банка, управляющего государственными ресурсами, направляемыми на развитие экономики Германии после Второй мировой войны. По мере восстановления немецкой экономики его цели изменились, функции расширились. В 2004 г. KfW был преобразован в банковскую группу, которая в нынешнем формате существует в настоящее время. Она включает в себя страховое общество ГЕРМЕС (EULER HERMES) и кредитно-финансовые институты: Банк среднего предпринимательства (ранее «Кредитанштальт фюр Видерауфбау») и АКА (Аусфуркредит).

KfW— институт публичного права23 действует на основании специального закона «О KfW» и подконтролен Министерству финансов и Министерству экономики и труда; на него напрямую не распространяются нормы корпоративного и банковского законодательства. Финансирование деятельности группы KfW осуществляется пос-

23 Публичное право регулирует отношения, в первую очередь касающиеся вопросов государственного управления. KfW (наряду с федеральными и земельными правительствами, различными государственными службами) входит в систему органов, ответственных за проведение государственной экономической политики.

редством заимствований и собственного капитала. Группа выполняет следующие основные задачи:

— развитие ПМСБ;

— стимулирование жилищного строительства, проектов по защите окружающей среды, развитие инфраструктуры, инноваций, международных программ развития, в том числе программ Евросоюза24;

— поддержка территориальных органов власти и специально созданных (на основании публичного права) ассоциаций;

— стимулирование экспорта за пределы Европейской экономической зоны.

ГЕРМЕС осуществляет следующие виды государственной поддержки:

— страхование экспортных кредитов, производственных и экспортных рисков, в том числе для ПМСБ;

— предоставление экспортных гарантий и поручительств, в том числе ПМСБ25.

Доходы, получаемые от страховых премий, используются на покрытие расходов, понесенных во исполнение обязательств по гарантиям. Немецкое правительство возмещает ущерб по всем финансовым операциям, страхуемым ГЕРМЕС. В каждом случае немецкий экспортер принимает на себя 10 % политического и до 15 % экономического риска. При проектном финансировании страховое общество покрывает все экономические риски26.

24 Финансирование проектов, относимых к сфере интересов Германии и Евросоюза, должно осуществляться отдельным юридическим лицом, не пользующимся государственной поддержкой и являющимся дочерней структурой банковской группы KfW. При соблюдении данного условия ДЖимеет право: приобретать или продавать ценные бумаги и права требования на них, а также принимать на себя вексельные обязательства, предоставлять собственным дочерним структурам средства на реализацию вышеперечисленных функций. KfW запрещено размещать у себя депозиты, проводить операции с текущими счетами или сделки с ценными бумагами по поручению и за счет третьих лиц.

25 Следует различать экспортные поручительства исполнения обязательств (в случае, если заемщик — государство или государственная организация) и экспортные гарантии (если принципал — частная компания).

26 В 2004 г. объем гарантий по экспортным кредитам по срав-

нению с предыдущим годом увеличился почти в два раза — 10,6

млрд евро. Наибольшее страховое покрытие было предоставлено

по экспортным операциям с Китаем (2,38 млрд евро) и Ираном

(2,30 млрд евро). При этом перспективы страхования экспортных

кредитов в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) остаются малопрозрачными. Согласно действующим правилам, после вступления в Евросоюз десяти стран ЦВЕ государственные гарантии по краткосрочным (сроком до двух лет) экспортным сделкам с ними предоставляться не могут. Тем не менее немецкий страховщик продолжает выдавать страховые гарантии по краткосрочным сделкам со странами ЦВЕ. Спрос на гарантии по кредитам с контрагентами, расположенными в указанных странах, в середине 2004 г. составлял 1,4 млрд евро.

2. Экспортная деятельность немецких производителей поддерживается на уровне специализированных программ и профильных институтов, оказывающих разнообразную поддержку и предоставляющих всевозможные льготы.

1) Программа федерального министерства по делам экономического сотрудничества (МДЭС) «Поддержка иностранных филиалов немецких компаний и содействие в передаче технологических знаний и достижений». Соответствующие заявления принимаются от предприятий, годовой оборот которых не превышает 300 млн немецких марок, или от предприятий, стратегических для экспорта в отдельные развивающиеся страны. Лимит средств по каждой заявке — 2,5 млн немецких марок (допускается в исключительных случаях его превышение). Кредиты предоставляются по пониженной процентной ставке на срок до 15 лет (5 лет — льготный период) на финансирование инвестиций (до 50 % требуемых расходов) и НИОКР по проектам, заслуживающим государственной поддержки (до 70 % расходов).

2) Программа Кредитного банка восстановления «Поддержка немецких предприятий малого и среднего бизнеса за границей». Льготные кредиты в рамках Программы для ПМСБ27 предоставляются из собственных средств банка, их размер ограничен 10 млн нем. марок, степень покрытия инвестиций — 60 %, срок — 10 лет, льготный период — 2 года. Для предприятий с годовым оборотом не менее 100 млн немецких марок срок кредита может быть увеличен до 20 лет (степень покрытия инвестиций — до 75 %). Кредитование в рамках данной Программы также может осуществляться в дополнение к ранее выделенным МДЭС кредитам по предыдущей программе. Условия гарантийного обслуживания таких кредитов также ничем не отличаются от обычных гарантийных операций28.

Федеральное министерство образования и научных исследований (МОНИ) в рамках содействия наукоемкому экспорту ПМСБ финансирует до 50 % расходов на НИОКР и повышение конкурентоспособности экспортной продукции. В 2003 г.

27 Рассмотрению подлежат заявления от дочерних предприятий немецких компаний (в том числе иностранных) и совместных предприятий с немецким участием.

28 Помимо специальных программ, в Германии созданы институты поддержки развития экономики в развивающихся странах. Так, немецкое общество «ДЕГ» («DEG GmbH») — финансовый и консультационный институт осуществляет поддержку стран Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы путем совместного финансирования и гарантирования инвестиций в этих государствах.

объем выделенных МОНИ на научные изыскания средств составил 7 % от всех бюджетных средств, направленных на развитие экспорта.

3. Наряду с государством, непосредственную помощь экспортерам оказывают также общественные и негосударственные структуры, роль которых в ряде случаев гораздо значительнее, чем у некоторых субъектов государства. Некоторые структуры располагают гораздо большими материальными ресурсами и квалифицированными кадрами, имеют в своем составе специальные группы, активно занимаются издательской деятельностью, в том числе за рубежом. Особенно велико значение таких организаций в секторе внешнеэкономической деятельности29.

Указанные меры привели к лидерству Германии в области биотехнологий на мировом рынке. Инициирование программ стимулирования «BioRegio» и «BioProfile» способствовало созданию двадцати пяти промышленных (бизнес) инкубаторов в составе более трехсот недавно созданных предприятий.

В канаде насчитывается 2,6 млн малых и средних предприятий30, на их долю приходится 60 % рабочих мест и около половины производства в частном секторе. Канадское правительство содействует развитию данных форм предпринимательства путем введения около 700 специализированных программ поддержки с привлечением федеральных министерств и ведомств.

Корпорация по развитию экспорта Канады — КРЭ (Export Development Canada) была образована в 1944 г. и является «королевской корпорацией»31, а именно государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность на принципах само-

29 Прилагаем далеко не полный перечень внешнеторговых негосударственных организаций: Федеральный союз немецкой оптовой и внешней торговли, Восточный комитет немецкой экономики, Федеральный союз немецкой промышленности, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат, Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок, Федеральный союз мелких и средних предпринимателей и т. д.

30 В Канаде нет однозначного понимания «предприятия малого бизнеса». В самом общем плане ограничения по малому и среднему бизнесу касаются оборота (до 5 млн долл.) и численности сотрудников (до 300 человек). Некоторые организации по-своему определяют малый бизнес. Например, Корпорация развития экспорта относит в этот разряд фирмы с объемом экспортных продаж менее 1 млн канадских долларов в год.

31 В первую очередь на королевские корпорации возложены функции по предоставлению товаров и услуг, распределение которых исключительно на рыночных принципах может привести к нежелательным с социальной точки зрения последствиям. На практике диапазон возможных направлений их деятельности достаточно широк: от атомной энергетики (Atomic Energy of Canada Limited) и железнодорожных перевозок (VIA Rail Canada Inc) до услуг по страхованию и рефинансированию ипотечных кредитов (Canada Mortgage and Housing Corporation).

окупаемости, что отличает ее от многих экспортных кредитных агентств, расположенных в других государствах. Общие правовые аспекты деятельности «королевских корпораций» определены законом о финансовом администрировании32. При этом статус, цели деятельности и принципы организации для каждой из них прописаны в специальных законодательных актах.

Государственный статус КРЭ закреплен в специализированном Федеральном законе «О развитии экспорта» (Export Development); он проявляется также в проводимой КРЭ политике «социальной ответственности», подразумевающей отказ от ведения бизнеса в странах, в которых, по мнению канадских властей, нарушаются права человека. Корпорация имеет представительства на более чем 200 иностранных рынках, 130 из которых — развивающиеся. Услугами КРЭ пользуются более 7 тыс. канадских компаний, причем 90 % из них — ПМСБ. Бюджет Корпорации в 2006 г составил 51,2 млрд канадских долларов33. В числе предоставляемых КРЭ услуг — страхование от политических рисков, предоставление гарантий (страхования) по кредиту, предоставление прямых займов покупателям и открытие кредитных линий под общим девизом «покупайте канадское»34.

Корпорация также предоставляет средства на финансирование инвестиционных проектов, вплоть до создания совместной компании, т. е. КРЭ является уменьшенным аналогом KfW, несколько отличным по структуре, но схожим по комплексу предоставляемых услуг (продуктов).

При осуществлении некоторых операций по поддержке экспорта Корпорация проводит средства по так называемому «Канадскому счету» (Canada Account), что отражает принадлежность данных сделок к сфере «национальных интересов» и требует их утверждения национальным министерством международной торговли.

Еще одна королевская корпорация — Канадский Банк Развития Бизнеса (КБР) входит в состав группы организаций, находящихся в собственности канадского правительства; его деятельность регулируется одноименным Законом (Актом). КБР более, чем КРЭ, ориентирован на участие в реализации инвестиционных проектов: он также имеет полномочия на исполнение агентских функций национального правительства по реализации программ отраслевого

32 В нем указаны условия и порядок утверждения ее годовой отчетности, корпоративного плана развития и бюджета и т. д.

33 ПОЛПРЕД (Россия) от 22.10.2007.

34 Спектр экспортных товаров и услуг Канады довольно широк:

энергоресурсы (нефть, газ), финансовые услуги, НИОКР, сельскохозяйственные и промышленные товары, оборудование и т. д.

развития. Основными источниками средств Банка являются займы, привлекаемые на фондовом рынке, собственный капитал, бюджетные средства — по запросу КБР Министерство финансов предоставляет ему денежные средства из Консолидированного фонда доходов. Банк использует разнообразные инструменты снижения риска собственных кредиторов, в том числе заклад любых своих активов или предоставление депозитов в виде ценных бумаг.

КБР в настоящее время:

— самостоятельно и через коммерческие финансовые институты организует кредиты, инвестиции и гарантии;

— приобретает, хранит и размещает ценные бумаги эмитентов-заемщиков до погашения долга;

— приобретает у коммерческих банков-партнеров задолженность по выданным ими кредитам при соответствии их целевого характера и других условий критериям финансовой политики Банка;

— оказывает консалтинговые услуги по организации планирования бизнеса;

— осуществляет операции с ценными бумагами, в том числе портфельные вложения в облигации без специального обеспечения и т. д.

КБР оказывает услуги ПМСБ с акцентом на экспортно ориентированную деятельность и НИОКР. Кредиты выделяются без обеспечения и на долгосрочной основе, решение о кредитовании принимается в трехдневный срок с момента приема заявки.

Для облегчения доступа малых компаний35 в Канаде активно используются созданные Министерством промышленности «Канадские центры деловых услуг» (Canada Business Service Centres), а также региональные центры экономического развития.

В структуре экспорта Венгрии на машиностроительные изделия приходится более 60 % всех товаров, что не свойственно странам бывшего советского пространства. Кроме того, венгерская продукция направляется в страны с развитой конкурентной средой, что определяет повышенные требования к ее качеству. Очевидно, по данным причинам институциональная и правовая среда Венгрии — одна из самых насыщенных и разнообразных среди рассматриваемых государств. Она включает в себя:

— содействие экспортной деятельности в форме предоставления кредитов и гарантий по выданным кредитам;

35 Основной областью деятельности компаний малого бизнеса являются сфера услуг, таких как содержание гостиниц, мотелей, ресторанов, станций техобслуживания и магазинов; 13 % всех предприятий в области грузового транспорта, 34 % в строительстве и 36 % — в области розничной торговли.

— разнообразные государственные инвестиционные и (или) инновационные программы, разработанные преимущественно для малого бизнеса;

— институты развития инновационной и инвестиционной деятельности как на национальном рынке, так и — для венгерских компаний — за рубежом.

Экспорт. Государственное стимулирование экспорта товаров и вложений за рубеж осуществляется преимущественно через систему кредитования и страхования рисков экспортных операций. Управление системой осуществляется находящимися в государственной собственности акционерными обществами: Венгерским экспортно-импортным банком (ВЭИБ) и Венгерской кредитно-экспортной страховой компанией («Мехиб»). Их деятельность регулируют одноименные законы. Деятельность ВЭИБ также регулируется законом «О кредитных институтах и финансовых организациях».

ВЭИБ поддерживает корреспондентские связи с более чем 200 банками в 70 странах мира, в том числе с Международной финансовой корпорацией (МФК), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Экспортно-импортным банком США. Среди прочих услуг Банк осуществляет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— кредитование венгерской экспортной составляющей в рамках международного сотрудничества на условиях, согласованных с иностранными институтами;

— кредитование венгерских и иностранных компаний по фиксированным ставкам;

— гарантирование исполнения обязательств по экспортным контрактам (кредитным соглашениям) в пользу венгерских экспортеров (банков) и их иностранных контрагентов.

Средства поддержки ВЭИБ также включают в себя кредитную линию зарубежным банкам для предоставления кредитов импортерам, банковские услуги, обеспечивающие снижение риска в зависимости от государства-контрагента.

«Мехиб» осуществляет в основном:

—страхование от рыночных (коммерческих) и нерыночных (политических) рисков; при этом страховые взносы по рыночным рискам составляют 0,5 — 1,5 % объема риска, и по нерыночным — 2,5 — 3 %36;

36 Нерыночными рисками, страхуемыми «Мехиб», являются

все виды политического риска: гражданская война, экспортные ограничения и т. д. К рыночным рискам, в частности, относят неплатежи по внешнеторговому контракту или кредитному соглашению, неплатежеспособность (банкротство) иностранного контрагента, угроза потери прямых инвестиций за рубежом в случае, если доля венгерского участника достигает 10 % основного или уставного капитала совместной компании.

— организацию доступа экспортеров к собственным информационным и кредитным источникам.

Законодательство. Как было ранее указано, ключевым фактором роста венгерской экономики является экспорт, в том числе осуществляемый ПМСБ. Однако из-за повышенных рисков банки ограничивают соответствующее кредитование. В этой связи на государственном уровне были сформированы некоторые программы содействия малым предприятиям, в том числе ориентированным на экспорт, а именно:

• Создано около 80 различных льготных кредитных схем, направленных на стимулирование венгерского экспорта. Единым координатором данных схем является Венгерский фонд развития предпринимательства.

• Создан Целевой фонд экономического развития, управляемый Министерством экономики. Государственная поддержка из Фонда направлена на стимулирование:

— инвестиций;

— конкурентоспособности товарных фондов;

— сектора малого и среднего предпринимательства, а также промышленных парков;

— внешней торговли.

• Учреждены системы кредитования в малых суммах и по особым условиям: процентная ставка эквивалентна учетной ставке Центрального банка Венгрии (около 6 %), максимальный срок — 10 лет (с учетом льготного периода — 2 года). Помимо специальных бюджетных программ,

Венгрия располагает системой отраслевого развития, состоящей из Венгерского банка развития, общества «Корвинус» («Сошлю») и Информационного венчурного финансового фонда. Посредством их вовлечения в сложившуюся систему институтов развития венгерское правительство рассчитывает развивать конкурсные системы участия в программах Венгрии и Евросоюза, производство конкурентоспособных на мировых рынках товаров и НИОКР. С начала 2002 г. Венгрия не применяет прямого субсидирования экспорта аграрной продукции согласно правилам ВТО.

Институты развития. Венгерский банк развития (ВБР) является основным государственным институтом в сфере поддержки предпринимательства, его уставный капитал составляет 26 млрд форинтов (105 млн долл. США). ВБР имеет развитую филиальную сеть, состоящую из 12 обществ, осуществляющих аналогичные функции в регионах37. Основной клиентурой Обществ являются малые

37 БИКИ от 23.9.2006.

и средние предприятия с величиной уставного капитала от 1 — 50 млн форинтов (до 200 тыс. долл. США). Функции ВБР:

— предоставление беспроцентных займов на срок до 7 лет с льготным периодом не более 2 лет;

— предоставление кредитов на срок до 15 лет с льготным периодом 5 лет в рамках программы льготного кредитования проектов по развитию инфраструктуры, осуществляемой органами местного самоуправления; собственное участие заемщика в проекте не должно превышать 30 %;

— предоставление льготных кредитов прибыльным малым и средним предприятиям, стаж которых составляет не менее 3 лет38;

— инвестирование в диапазоне 50 — 500 млн форинтов на срок до 5 лет в динамично развивающиеся малые и средние предприятия. В 2005 г. по данной схеме было профинансировано четыре инвестиционных проекта на 405 млн форинтов. Деятельность других институтов оказывает

существенную поддержку ВБР39.

Среди стран бывшего советского пространства венгерскую модель банков развития (с точки зрения инструментов отраслевого воздействия) имеют возможности перенять два государства, также тяготеющие к экспорту машин и оборудования, — Чешская Республика и Республика Сербия.

В настоящее время Правительство чешской республики (далее — ЧР) проводит реформы по оптимизации налогообложения40 и государственной поддержки ПМСБ, которая включает в себя:

— упрощение порядка их регистрации и бухгалтерского учета;

— предоставление налоговых льгот в течение первых двух лет работы;

— предоставление дотаций и бюджетных кредитов со сниженной процентной ставкой;

38 Осуществляется в рамках программы «Европейские технологии», инициированной Министерством экономики и транспорта.

39 Так, Информационный венчурный финансовый фонд (находится в управлении Государственного информационного венчурного акционерного общества) ведет деятельность в сфере телекоммуникаций и информационного обеспечения преимущественно ПМСБ посредством:

— кредитования инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, повышение технологического уровня, использование «ноу-хау» и расширение экспортного потенциала. Сумма вложений в рамках инвестиционного проекта составляет 50 — 450 млн форинтов;

— инвестирования уставного капитала в размере 25 — 49 % от заявленной величины на срок от 3 до 7 лет.

40 За последние годы общее количество налогов было снижено с 200 до 30 единиц. Размер нынешнего налогового бремени для предпринимателей в ЧР соответствует среднеевропейскому уровню.

— гарантии возвратности ресурсов кредиторам и инвесторам, вкладывающим средства в развитие производства;

— финансирование посредством выдачи ссуд в пределах 8 — 30 тыс. долл. США на срок до четырех лет по программе, реализуемой Агентством по развитию предпринимательства41.

Общество по гарантированию и страхованию экспорта (EGAP) ЧР осуществляет страхование рисков экспортных и внутренних кредитов для всех резидентов вне зависимости от их величины, правовой формы и объема экспорта; является членом «Бернского Союза». Деятельность Общества соответствует международным стандартам (в частности, следует Соглашению о принципах предоставления экспортных кредитов, пользующихся официальной поддержкой, так называемому «консенсусу» ОЭСР). Общество является акци-онерным42, и его деятельность регулируется многими законодательными актами, например Коммерческим кодексом и Законом о страховании и т. д.

Страховые услуги Общества распространяются на следующие виды рисков:

— коммерческие риски по краткосрочным кредитам43;

— комбинированные кредитные риски, принимаемые банками на различный срок в отношении поставщика и покупателя,

— риск неподтверждения аккредитива.

Указанные формы поддержки предоставляются

с привлечением государственных резервных фондов, а также посредством оформления государственных гарантий. Эффективность работы страховой компании в значительной степени усиливается благодаря наличию в ЧР института государственного страхования иностранных инвестиций (политических рисков), рисков по кредитам на пополнение оборотного капитала, международных облигационных займов, в том числе неправомерного требования их досрочного погашения и т. д.

Чешский экспортный банк (ЧЭБ) был создан в 1995 г. (в год вступления ЧР в ВТО44) в целях форми-

41 В рамках этой программы ПМСБ предоставляются ссуды, упрощается порядок начисления налогов, вплоть до возможности оплачивать налоги поэтапно и т. д.

42 40 % акций EGAP, образованного в 1992 г., принадлежит Министерству финансов ЧР, 36 % — Министерству торговли и промышленности, по 12 % имеют Министерства сельского хозяйства и иностранных дел.

43 Экспортного кредита покупателю или внутреннего кредита поставщику.

44 Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Слове-

ния находятся в рядах ВТО с момента ее основания — 1995 г..

(по состоянию на июль 2007 г. в Организации числилось 151 государство).

рования для чешских экспортеров не менее привлекательных финансовых условий выхода на мировой рынок, чем у их конкурентов из других стран (таковы, например, кредиты со сроком возврата до 10 лет, выделяемые по минимальным процентным ставкам). ЧЭБ — государственная акционерная компания с уставным капиталом в 1,65 млрд чешских крон (55 млн долл. США), 33 % акций ЧЭБ принадлежит EGAP, остальные — чешским министерствам. Деятельность ЧЭБ находится под непосредственным контролем Министерства финансов и «Чешского национального банка» (ЧНБ). Обязательства ЧЭБ приравниваются к суверенным долгам.

Учитывая правила ВТО по ограничению государственного вмешательства в торговые отношения, ЧЭБ, как правило, предоставляет коммерческий кредит иностранной компании-покупателю (риски которого оценивает и страхует EGAP). Сроки погашения кредита и процентные ставки определяются правилами ОЭСР. В качестве базовых ставок используются учетные ставки ЧНБ, корректируемые на ежеквартальной основе в зависимости от курса кроны и конъюнктуры мирового рынка.

С 2000 г. — достижения самоокупаемости за счет собственной прибыли (1,5 млн долл. США в год) — ЧЭБ не требует дополнительных государственных вложений в собственный капитал, предоставляя кредиты из собственных резервов. Привлекаемые на финансовых рынках средства направляются на расширение предоставляемых услуг и снижение ставок льготного кредитования.

По прогнозам чешских экспертов, в ближайшие годы ЧЭБ продолжит укреплять свои позиции в банковском секторе, увеличивая объемы кредитования на 4 — 7 % ежегодно45.

В настоящее время в Республике сербии (Сербия), так же, как и в Венгрии, намечаются тенденции сближения с международными внешнеторговыми форматами46; ключевым фактором роста экономики становится поддержка экспортных товаров (преимущественно машиностроительных), на 40 % обеспечиваемая ПМСБ. Проводимая в 2003 — 2008гг.

45 ПОЛПРЕД (Россия) от 29.04.2007.

46 Правительство Сербии разрабатывает законопроект «О внешней торговле», который должен стать приоритетным в области правового регулирования свободного перемещения товара на принципах ВТО. В ближайшей перспективе ожидается принятие «Антимонопольного закона», так как существующее законодательство Сербии недостаточно четко регламентирует сферу рыночной конкуренции и функционирование свободного рынка. Принятый закон «О патентах» является первым законом в Сербии и Черногории, регулирующим правоотношения в сфере защиты интеллектуальной собственности, который полностью согласован с инспекторами Европейского союза.

реализация государственной стратегии развития ПМСБ обеспечила их существенный прирост. Так, в 2000 г. таких предприятий насчитывалось 4,4 тыс. единиц, а в 2006 г. — в 2,5 раза больше — 11,2 тыс. 47.

Для сербской модели стимулирования экспорта и инвестиций в ее нынешнем состоянии характерно большее количество различных норм и недавно созданных институтов развития, например:

— в 2001г. было образовано республиканское Агентство по привлечению иностранных инвестиций и поддержки экспорта ^1ЕРЛ). Агентство при участии иностранных консультантов в 2005 г. разработало концепцию развития экспорта товаров и услуг, подготовило маркетинговые планы, создало информационные порталы предприятий — потенциальных экспортеров, провело обучение специалистов. Последующее образование Агентства по экономической регистрации новых предприятий, в свою очередь, сократило процедуру их регистрации с 51 до 5 дней, что послужило дополнительным стимулом к развитию данного бизнеса. Начиная с 2002 г. в Сербии действует закон об образовании Фонда страхования и финансирования внешнеторговых операций. Основными целями Фонда являются: защита от некоммерческих и коммерческих рисков; финансирование экспортных контрактов; стимулирование сербских ПМСБ;

— в 2004 г. сербское правительство также завершило формирование так называемых исполнительных отраслевых органов-агентств, согласно принятым ранее отраслевым законам («Об энергетике», «Об Агентстве по приватизации» и др.). Агентства являются автономными юридическими лицами, их средства формируются за счет доходов, получаемых от вознаграждений за выдачу лицензий, и прочих поступлений в рамках их компетенции;

— в настоящее время на государственном уровне рассматривается ряд новых законов48, уже принятые акты устанавливают новые правила игры во взаимоотношениях личных и общественных интересов49.

47 ПОЛПРЕД (Россия) от 29.07.2007.

48Например, обсуждаемый сербским парламентом законопроект «Об общественных агентствах». Общественными агентствами, согласно проекту закона, являются организации, образуемые для развития или регулирования определенных отраслей. Это самостоятельные организации, на деятельность которых правительство не имеет права влиять напрямую, однако может осуществлять за ними надзор через соответствующее отраслевое министерство.

49 Парламентом Сербии принят закон «О препятствовании

столкновению интересов при осуществлении государствен-

ных полномочий», регулирующий процесс осуществления государственными чиновниками своих полномочий в части

Важнейшее значение в развитии экспорта товаров из Сербии и Черногории в страны Балканского региона имеет создание зоны свободной торговли в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ) и факт подписания семью государствами ЮВЕ (в том числе Сербией и Черногорией) меморандума о взаимопонимании в области либерализации торговли.

Институты развития Франции и Великобритании являются, на наш взгляд, некой производной от рассмотренных выше примеров, прежде всего по причине относительной самодостаточности внутренних условий для промышленного производства и экспорта. Расширение их внешнеторговой деятельности не служит основанием для корректировки формата экономики и внедрения новых организаций. Вместе с тем принципы действия некоторых институтов и стандарты развития ПМСБ на данных рынках аналогичны изложенным выше.

В 2005 г. Франция заняла четвертое место в мире (после США, Великобритании и Германии) по экспорту услуг; ее доля на мировом рынке услуг составила около 5 %. Экспортируемые услуги (транспортные услуги, туризм и т. д.) обеспечивают 82 % от всего объема государственной внешней торговли. Роль ПМСБ в экспорте национальных услуг и транспорта гораздо более скромная, чем у рассмотренных выше государств — 20 %. В то же время стратегический характер ПМСБ на французском рынке выражается в обеспечении рабочих мест и доходности секторов (отраслей), что решает определенные затруднения французской экономики. ПМСБ обеспечивают 49 % (6,9 млн) оплачиваемых рабочих мест при общем показателе — более 54 % всех мест50. Доля ПМСБ в инвестициях в сферу образования, здравоохранения и социального обеспечения достигает 83 %51.

Во Франции существуют два принадлежащих государству банка развития: Groupe Caisse des Depots et Consignations (CDC) и OSEO.

Судя по отраслевым предпочтениям (обновление городского жилищного фонда, наземный транс-

препятствования возникновению коррупции в государственных органах. Согласно упомянутому акту чиновник должен осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы государственные интересы не были поставлены в прямую зависимость от его личного интереса. В развитие этого направления деятельности парламентом Черногории принят закон «О конфликте интересов», также регламентирующий нормы деятельности чиновника.

50 В промышленной и транспортной сферах ПМСБ обеспечивают около трети рабочих мест, в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также в строительном секторе — 77 % рабочих мест, в торговле — 57 % и т. д.

51 ПОЛПРЕД (Россия) от 22.10.2007.

порт) CDC осуществляет деятельность в основном в секторе городской инфраструктуры, являясь, по сути, исполнителем государственного заказа52.

Его основные функции — управление долями в наиболее крупных по капитализации французских компаниях и финансами Индустриального агентства инноваций, учрежденного для реализации масштабных инновационных проектов53. Деятельность Банка также связана с зарубежными (преимущественно инфраструктурными) проектами.

Тем не менее в перспективе Банк планирует переориентировать деятельность в пользу ПМСБ, вкладывая в них ежегодно и в течение ближайших пяти лет 300 млн евро. Существенная часть этой суммы будет проведена через фонды частного или венчурного капитала и ценных государственных бумаг Для осуществления указанных функций Банк привлекает средства, расположенные на льготных депозитах в сберегательных банках и банках со смешанным капиталом.

Финансовая группа OSEO является правительственным агентством, способствующим развитию ПМСБ, а также инноваций; 42,75 % Группы принадлежит CDC. Активы группы OSEO по состоянию на конец 200б г. составили 13,95 млрд евро.

В большинстве случаев Группа:

— осуществляет совместное финансирование в сотрудничестве с другими банками;

— исполняет посреднические функции, получая средства от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) 54 и немецкого консорциума KfW и распределяя их на установленные цели;

— обеспечивает промежуточное финансирование малых и средних предприятий;

— предоставляет ссуды и гарантии для организации и расширения ПМСБ в пределах Франции и на экспортных рынках, а также развивает новые сектора экономики, например биотехнологии. В 200б г. на указанные цели OSEO организовала 1,5 млрд евро заемных средств, самостоятельно предоставив дополнительно б,8 млрд евро55.

Великобритания занимает негласное второе место в Европе: по условиям развития предприни-

52 В то же время один из его филиалов — Compagnie des Alpes — занимается развитием туризма.

53 По состоянию на 01.07.2007. портфель акций в управлении (собственности) Банка составил 37 млрд евро.

54 За счет средств данного Банка оказывается финансовая помощь не только бизнесу, но также и многим государственным компаниям в инвестиционных целях. Например, в 200б г. по линии ЕИБ была организована ссуда в размере 1б0 млн евро для итальянской телекоммуникационной компании в целях осуществления инвестиций в широкополосную вещательную сеть во Франции.

55 Economist Intelligence Unite — Country Finance от 20.08.2007.

мательства (после Нидерландов), по прозрачности и привлекательности системы налогообложения (после Ирландии), по низкой стоимости электроэнергии (после Канады). Британской экономике характерны следующие факторы привлекательности:

— отсутствуют специальные ограничения для иностранных физических и юридических лиц по приобретению и владению местной недвижимостью;

— поддержка предпринимательской деятельности оказывается в рамках целевых государственных программ56;

— присутствуют прогрессивное налогообложение и упрощенная система налоговой регистрации компаний.

Поддержка ПМСБ оказывается также через Программу гарантирования займов малым предприятиям, реализуемую на принципах государственного и частного партнерства. Британским правительством назначено более двадцати банков и финансовых институтов, участвующих в ее реализации, которые имеют право самостоятельно определять условия предоставления ссуды согласно общим рыночным требованиям, а правительство примет решение о целесообразности гарантийного участия, с учетом выдвинутых условий. Также широко развита система бюджетных грантов57.

При наличии развитой системы государственной поддержки ПМСБ в Великобритании не существует ярко выраженных институтов общеэкономического или отраслевого развития58. Возможно, именно по причине достаточно прогрессивных правовых и институциональных возможностей потребность в соответствующих банках невысока. Определенные инфраструктурные сложности

56 В целях стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения его конкурентоспособности в приоритетных секторах экономики британским правительством разработан ряд программ под общим названием «Предпринимательская инициатива». Одна из таких программ предусматривает проведение ежегодного конкурса среди мелких фирм на лучшие разработки коммерческой стратегии в сфере высокотехнологичной продукции. По другой программе средние фирмы премируются за создание новых видов продукции или развитие производств, использующих технологические нововведения.

57 Максимальный грант (до 45 тыс. ф. ст.) предприятие может получить на разработку ТЭО по внедрению новейших технологий. Величина возможного гранта на совершенствование производства и продукции предприятия с численностью до 10 занятых не превышает 10 тыс. ф. ст.

58 В контексте темы нами не рассматривается деятельность банка «31» (Investors in Industry), поскольку он не принадлежит государству, и его операции лишены государственных гарантий. Исключение составляют проекты, финансируемые в рамках программ ЕИБ, а также Европейского объединения угля и стали (ECSC), по которым «3 I» получает субсидии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преодолевают крупные промышленные компании, имеющие благоприятные возможности заимствований на внешних рынках, и европейские банки. Альтернативным источником займов являются средства английских банков, других финансовых учреждений, а также кредитных контор, специализирующихся на финансировании ПМСБ. На поддержку контор могут рассчитывать компании со следующими ограничениями: количество служащих не должно превышать 250 человек, ежегодный оборот — не более 50 млн евро. Отраслевых предпочтений в данном случае не установлено.

Как и во Франции, одним из источников капитала для нужд британской экономики являются средства ЕИБ, который поддерживает инвестиционные проекты в рамках интеграции Европейского союза и инноваций (НИОКР). В состав Банка входит подразделение венчурного капитала, Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий гарантии для венчурных проектов и приобретающий доли (акции) частных фондов. Будучи некоммерческим институтом и имея при этом инвестиционный рейтинг АЛЛ (первоклассный), Банк предоставляет кредиты на выгодных условиях за счет дешевизны привлекаемых согласно статусу средств. Кроме того, ЕИБ не требует с клиентов комиссии за обработку документов и подобные услуги, что является дополнительным конкурентным преимуществом Банка, равно как и его доступность. Потенциальные заемщики могут обратиться с кредитной заявкой непосредственно в ЕИБ или через банки, в которых они обслуживаются.

ЕИБ предоставляет кредиты напрямую заемщику на срок от 4 до 20 лет по преимущественно плавающей ставке и для программ стоимостью не менее 25 млн евро. Лимит ссуды достигает 50 % от потребностей в инвестициях. Для финансирования крупномасштабных инфраструктурных проектов Банк использует специальную схему поэтапной организации кредитов и выдачи гарантий с различным статусом59. В декабре 2006 г. Банк на указанных принципах организовал кредитование английского филиала американской компании «Ford» в размере 296,6 млн евро. Целями кредитов были разработка, развитие и начало производства новых моделей автомобиля марки «Ягуар» в регионе West Midland^60. Регион характеризуется высоким уровнем безработицы, и кредитование проекта, так нужного для обеспечения новых рабочих мест, подтвердило реноме Банка на европейском рынке.

При всем многообразии международных институтов развития и возможностей их разделения по методам привлечения и распределения капитала, а также принадлежности государству, на наш взгляд, целесообразно их классифицировать также и с учетом масштаба отдельной экономики, инновационной составляющей и профиля национального экспорта. При общей схожести принципов деятельности Институтов развития на мировом рынке, их роль в конкретных условиях может оказывать различный эффект как для национальной экономики в целом, так и для формирования привлекательности курируемых ими зон.

(Окончание следует)

59 Имеются в виду ссуды, предоставляемые на условиях «основного» и «вспомогательного» долга под разные стадии проекта (включая предпроектные работы). При этом «основной долг» приравнивается кредиторами, оценивающими устойчивость проекта, к собственному капиталу проекта.

60 Economist Intelligence Unite — Country Finance от 27 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.