Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки малого бизнеса в регионе'

Роль государственной поддержки малого бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки малого бизнеса в регионе»

2. Федеральный закон № 170-ФЗ от 01 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 04 июля 2011 г.

Д.Д. Дамдинов

роль государственной поддержки малого бизнеса

в регионе

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, государственная поддержка.

Основная цель системы предпринимательства состоит в эффективном осуществлении предпринимательской функции экономического развития страны, в результате и благодаря чему обеспечивается прирост, за счет рационального использования факторов производства и факторов производительности труда - воспроизводство общественного продукта. Тем самым совпадают цели развития предпринимательства и цели развития национальной экономики [1, с. 5].

В современных условиях финансовой нестабильности, связанной с периодичностью кризисных явлений в мировой экономике, роль малого бизнеса резко возросла. В настоящее время малое предпринимательство является важнейшим элементом в системе рыночных отношений. К примеру, в промышленно развитых странах малый бизнес обладает огромным потенциалом и решает первоочередные задачи, стоящие перед государством: увеличение темпов экономического роста, обеспечение занятости населения, стабилизация и увеличение денежных доходов населения, формирование и укрепление «среднего класса», содействие развитию научно-технического прогресса, насыщение потребительского рынка отечественными товарами (услугами). О значимости и перспективах развития малого бизнеса в России и ее регионах можно судить по следующим данным: вклад малого бизнеса в производство ВВП развитых стран за последние пять лет достиг в среднем 65-70% (в Великобритании - 52%, США - 53%, в Германии - 69%, в Японии - 78%), при этом доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в странах с развитой рыночной экономикой в среднем превышает 60% (в Великобритании - 52%, США - 53%, в Германии - 69%, в Японии - 78%).

В этой связи следует отметить, что сектор малого бизнеса отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе малого бизнеса. При этом эффективность капиталовложений здесь примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса. Быстрый темп развития малого бизнеса в последние годы наблюдается в странах ЕС. К примеру, эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет малого предпринимательства. При этом число малых предприятий в Германии с каждым годом неуклонно растет.

© Дамдинов Д.Д., 2013

Приведенные показатели наглядно отражают объективные закономерности, обусловливающие функционирование сектора малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. В значительной мере укрепление позиций малого бизнеса в этих странах предопределялось соответствующей политикой государства. Серьезное отставание отечественного малого бизнеса по основным показателям (доля МП в ВВП, доля занятых в общей численности трудоспособного населения и т.д.) далеко не случайно, и требует научного анализа.

Для обоснования необходимости государственной поддержки, регулирования и перспектив развития малого предпринимательства в Бурятии нами выявлены следующие основные черты, характеризующие состояние данного сектора на современном этапе:

1. Низкая доля местных товаропроизводителей.

Анализ современного состояния малого бизнеса Бурятии показал, что на фоне повышенных темпов роста в секторе малого предпринимательства сложилась несбалансированная отраслевая структура, характеризующаяся переизбытком торговых предприятий (около 40%) и недостаточным количеством местных товаропроизводителей. В отраслевых группах малых предприятий Республики Бурятия резких колебаний по их удельному весу в секторе малого предпринимательства не наблюдалось, но учитывая общее увеличение количества малых фирм в последние годы, можно прийти к выводу о наметившемся на современном этапе общем повышении деловой активности в сфере малого бизнеса. Однако настораживает тот факт, что не наблюдается тенденций к росту удельного веса и количества малых предприятий, специализирующихся на производственной деятельности. Так, в 2011 году наибольший удельный вес составляли предприятия оптовой и розничной торговли - около 40% , недвижимости - 15,5%, строительства - 12%, что свидетельствует о необходимости первоочередной поддержки местных товаропроизводителей с целью увеличения их доли в общем объеме валового регионального продукта.

2. Неформальные отношения в трудовом коллективе.

Малые фирмы республики характеризуются небольшой численностью работников. На одном малом предприятии в среднем по Республике Бурятия на постоянной основе работает до 9 человек, а с учетом совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера - до 12 человек. В 2011 году из числа малых фирм наиболее крупными по числу работающих на них стали предприятия оптовой и розничной торговли («Титан», «Смит», «Абсолют», «Вегос-М» и т.д. - до 50 человек на одном предприятии) и строительства («Дарханстройинвест», «Стамстрой», «Бест-плюс» и т.д. - до 80 человек).

В теории и практике развития малых форм хозяйствования незаслуженно мало внимания уделяется социально-трудовым отношениям. Между тем в малом бизнесе Республики Бурятия уже сложилась своя, во многом отличная от той, что существует на крупных и средних региональных предприятиях, практика найма, увольнения, оформления трудовых отношений, оплаты труда. Нами был проведен соответствующий анализ функционирования малых предприятий Республики Бурятия, в результате которого был выявлен немаловажный факт: малые фирмы Республики Бурятия имеют характерные для них особенности работы с персоналом. Так, на малых предприятиях республики установились неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе (между руководителями и подчиненными, между самими подчиненными), на них проще подбираются психологически совместимые работники, люди реально ощущают свою причастность к управлению предприятием, теснее связь оплаты труда с его результатами. Однако, наряду с указанными положительными чертами, неформальные отношения на малых пред-

приятиях зачастую приводят к нарушению трудового и прочего законодательства: несвоевременная выплата заработной платы, увеличение продолжительности рабочего дня, сокращение выходных дней и отпусков, выплата заработной платы в «конвертах», несоблюдение санитарных норм и техники безопасности, отсутствие контроля качества и т.д.

Независимость малых предприятий Республики Бурятия от внешнего рынка труда напрямую связана с немногочисленностью их сотрудников. Поэтому необходимость институциональных механизмов подбора рабочей силы через государственные и частные биржи труда со стороны малого бизнеса невысока. Наем на малые предприятия Республики Бурятия осуществляется, как правило, из ближайшего окружения предпринимателей либо по устным рекомендациям. При этом поиск сотрудников ограничивается только дружескими, семейно-родственными и профессиональными предпочтениями. Положительным моментом данного вида найма является то, что малый бизнес Бурятии обеспечивает занятость лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь, женщины с детьми, пенсионеры, инвалиды), но имеющим личные отношения с работниками, либо руководством малых предприятий. Отрицательным - то, что значительная часть трудоспособного населения республики, которая не имеет личных связей с работниками, либо руководством малых фирм, оказывается в настоящее время изолированной от рынка труда в секторе малого предпринимательства.

3. Низкий уровень занятости в АПК.

Наблюдаемый на современном этапе рост числа занятых в малом бизнесе Бурятии значительно опережает количество высвобождаемых работников в других секторах экономики. К примеру, если в 2006 году на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства Республики Бурятия приходилось всего 2,9% общей численности населения республики, то в 2008 году данный показатель повысился до 5,1% (почти в 2 раза). При этом уровень безработицы в Бурятии в среднем составляет 6% общей численности населения. Следовательно, при сохранении современных темпов развития уже через 2-3 года сектор малого бизнеса республики будет в состоянии поглотить большую часть безработного населения.

Однако, несмотря на благоприятные условия и внушительные темпы развития малого бизнеса в целом по республике, он практически не повлиял на обеспечение занятости населения в отдельных отраслях ее экономики, в частности в сельском хозяйстве. За последние двадцать лет трансформация социально-экономических условий деятельности сельхозпроизводителей (фермерских и тепличных хозяйств, животноводческих компаний и т.д.) привела к разрушению инфраструктуры, а также к другим тяжелым социально-экономическим последствиям в аграрном секторе экономики Бурятии. В результате чего в 2008 году из 49 258 работников малых предприятий в сельском хозяйстве занято 4 262 человека (всего 8,6%), оборот малых предприятий занятых в отрасли сельского хозяйства составил 790,2 млн руб. или всего 1,6% общего оборота малых предприятий республики, в то время как сельские жители составляют более 40% общей численности населения республики. Учитывая тот факт, что сельское хозяйство - это единственная отрасль экономики Бурятии, которая является производителем такого стратегически важного товара, как продукты питания, необходимость первоочередной поддержки малых предприятий в АПК не требует доказательств.

4. Недостаточная социальная эффективность.

Важнейшее экономическое и социальное значение малого предпринимательства связано с обеспечением занятости населения. Анализируя происходящие в мировой экономике и обществе процессы, зарубежные исследователи уже в конце 80-х годов про-

шлого столетия рассматривали появление новых предприятий малого бизнеса как средство от растущей безработицы, основной источник денежных доходов населения и, следовательно, как показатель благосостояния страны. В настоящее время в индустриально развитых странах малый бизнес как основная сфера, создающая новые рабочие места и поглощающая избыток рабочей силы, является важнейшим элементом экономического роста и инструментом по смягчению социальной напряженности.

Для Бурятии данная функция малого бизнеса является особенно социально значимой. Положение на рынке труда Республики Бурятия продолжает оставаться весьма сложным. Так, в 2008 году согласно статистическим данным удельный вес безработицы в республике составил 14,1% по отношению к занятым и 11,6% - по отношению к численности экономически активного населения.

В силу особых трудностей для становления и развития на современном этапе, а также недостаточной эффективности малого бизнеса его социальная функция в нашем регионе еще не проявила себя в полном объеме. Более того, до сих пор в разработанных и реализуемых программах государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях недооценивается социальная роль малого бизнеса как единственной альтернативы безработице для большей части населения в условиях рыночной экономики и финансовой нестабильности, связанной с цикличностью возникновения мирового кризиса.

Как показывает статистика, развитие малого предпринимательства в Республике Бурятия оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, увеличения за счет этого спроса на рабочую силу. Так, численность безработных в Республике Бурятия с 2006 года сократилась на 8,2% по сравнению с уровнем 2008 года. В абсолютных величинах число безработных в республике за последние три года уменьшилось на 5 тыс. человек. Среднесписочная численность работников, занятых в малом бизнесе Бурятии увеличилась с 27,8 тыс. человек в 2006 году до 49,3 тыс. человек в 2008 году (43,6 тыс. человек - в 2011 году).

Однако, влияние малого бизнеса Республики Бурятия на общую занятость в регионе не так велико, как в развитых странах. Это связано, прежде всего, с небольшими размерами сектора малого предпринимательства в республике, что подтверждается следующими статистическими данными: в 2008 году доля субъектов, занятых в малом бизнесе, в общем числе предприятий составила 31,8%, а занятость - 10,2% численности экономически активного населения. Для сравнения: доля малых предприятий в общем количестве предприятий таких стран, как США, Японии и ЕС, составляет более 85%, а удельный вес занятых в малом бизнесе от численности экономически активного населения этих стран составляет в США более 50%, в Японии и странах ЕС - более 75%.

Серьезным фактором, смягчающим социальную напряженность в регионе является приемлемый уровень благосостояния его населения. Как показывает официальная статистика, повышение денежных доходов населения напрямую связано с развитием малого предпринимательства в Республике Бурятия. Так, на фоне значительного увеличения удельного веса малых предприятий, численности занятых в секторе малого предпринимательства и прочих показателей, характеризующих развитие малого бизнеса Республики Бурятия, за период 2006-2008 годов доходы населения увеличились на 56,5%, с 81005 млн руб. в 2006 году до 126750 млн руб. в 2008 году. Следует отметить, что среднемесячная заработная плата работников малых предприятий республики немного выше, чем у сотрудников других секторов экономики. При этом, по данным УФНС, в республике с каждым годом неуклонно растет число предпринимателей, у которых официально заре-

гистрированный годовой доход превышает 1 млрд руб. Таким образом, малое предпринимательство становится основой формирования «среднего класса» в регионе, что ведет к ослаблению присущей рыночной экономике тенденции социальной дифференциации населения.

Проведенное исследование современного состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в Бурятии имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса (различные формы региональной поддержки, изменения в законодательстве, положительная динамика развития). С другой стороны, современное состояние малого предпринимательства РБ характеризуется низкой долей местных товаропроизводителей, независимостью малых предприятий от внешнего рынка труда, низкой занятостью в аграрной сфере, низкой социальной эффективностью. Проведенное исследование подтверждает неспособность рыночной системы хозяйствования к саморегулированию при кризисных и неравновесных явлениях современного периода и обусловливает необходимость существенного государственного воздействия на все сферы экономики, включая и малый бизнес. Для реализации потенциала малого бизнеса в России необходимо создание благоприятной внешней среды его функционирования, то есть комплекса соответствующих экономических, социально-психологических, организационно-правовых, политических и научно-технических условий, формируемых в том числе, и целенаправленной государственной политикой [2, с.4].

В настоящее время развитие малого предпринимательства входит в число основных приоритетов экономической политики Республики Бурятия. К сожалению, в нашем регионе процесс расширения масштабов малого бизнеса не соответствует задачам экономического роста. Это обусловлено историческими, политическими, социально-экономическими, географическими и прочими факторами. Для выявления причин, тормозивших развитие малого бизнеса Бурятии, нами проведен ретроспективный анализ основных этапов становления малых форм хозяйствования в регионе.

Как известно, в 1930-1940-е годы в стране наблюдалась тенденция масштабного укрупнения производства, в результате чего к середине прошлого века весь малый бизнес в России и в ее регионах был практически уничтожен. Более того, в указанный период российской истории складывается ситуация, когда не предприятия организовывались в городах, а целые города с социальной инфраструктурой стали образовываться вокруг крупных оборонных или промышленных предприятий. В советской России частное предпринимательство представляло опасность для социалистической идеологии, противопоставлялось крупным государственным структурам (производителям) и существовало практически нелегально. Последствия борьбы с любыми формами предпринимательства в России в советский период, замещение малого бизнеса крупными промышленными предприятиями проявились во всех отраслях народного хозяйства страны, соответственно повлияв и на процесс становления малого бизнеса в Республике Бурятия.

Легально малое предпринимательство в России стало появляться с 1987 года, со вступлением в силу соответствующих законов, официально утвердивших частный способ получения дополнительных доходов работниками государственных учреждений, в частности, в форме кооперативов. Примерно в этот же период в Бурятии появились небольшие кооперативы по пошиву одежды, оказанию услуг автостоянок, изготовлению хлебобулочных и кондитерских изделий, ремонту автотранспортных средств, предоставлению услуг общественного питания, видеосалонов и т.д. Основной этап развития малого бизнеса в Бурятии, как и в России, приходится на период 1992-1998 годов. Это связано

с ликвидацией большого числа крупных предприятий и прочих государственных учреждений, а также с гиперинфляцией, когда большинство людей из-за низкого уровня оплаты труда организовывали собственные фирмы, пытаясь заработать деньги по законам рыночной экономики. Необходимо отметить, что в условиях инфляции, низкого уровня контроля со стороны государственных органов, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сбыта, сырья и материалов, малое предпринимательство Бурятии плавно перешло из производственной сферы в сферу уличной спекулятивной торговли. В этот период источниками более дешевых, но менее качественных товаров для торговли стали закупки посредством мелких челночных рейсов в соседние страны (Монголия, Китай, Корея и т.д.), а также закупки дефицитных товаров государственных предприятий, включая бытовую технику, автомобили и продукты питания. Необоснованно завышая стоимость реализуемых товаров, систематически уходя от налогообложения, не вкладывая средств в дальнейшее развитие (строительство новых бизнес-площадей, приобретение нового оборудования, закуп качественного сырья, вложения в человеческий капитал и т.д.) многие местные предприниматели получили благоприятную возможность для обогащения, вследствие чего в сознании местного населения, в отличие от зарубежных стран, существовало устойчивое представление о бизнесменах как о спекулянтах, а о предпринимательстве в целом - как о чем-то нехорошем.

Период 1998-2001 годов в Республике Бурятия характеризуется не только замедлением роста малого предпринимательства, но и количественным уменьшением малых предприятий. В данный период предпринимательское сообщество Бурятии в большинстве своем было представлено теми, кто в 90-е годы занимался продажей импортных товаров, другими словами, в республике практически отсутствовали молодые предприниматели. Местная молодежь, не видя перспектив развития и занятости в родной республике, стремилась переехать в крупные города и соседние промышленно развитые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Новосибирск, Томск и т.д.). На наш взгляд, основными причинами отрицательной тенденции развития малого бизнеса в Республике Бурятия в этот период являются:

- последствия финансового кризиса августа 1998 года (в частности, кризис не позволил малому предпринимательству Бурятии получить масштабное развитие в сельском хозяйстве и развить тенденции к производственной переориентации);

- ненасыщение потребительского рынка необходимыми товарами и услугами;

- не оправдавшиеся надежды населения республики на быстрое улучшение своего финансового состояния.

Положительные сдвиги в развитии малого бизнеса в Бурятии произошли в период с 2002 по 2008 годы (см.табл.).

Таблица

Динамика развития малого бизнеса в Республике Бурятия в период 2002-2008 гг.

Период (на конец года) Число малых предприятий, единиц Среднесписочная численность работников, тыс. чел. Число малых предприятий на 10 тыс. чел.

2002 2890 17,4 29,5

2003 2920 20,4 29,9

2004 3232 23,6 33,1

Продолжение табл.

Период (на конец года) Число малых предприятий, единиц Среднесписочная численность работников, тыс. чел. Число малых предприятий на 10 тыс. чел.

2005 3206 24,6 33,0

2006 3565 27,8 37,1

2007 4946 31,2 51,5

2008 5747 49,3 59,8

Стимулом развития малых форм предпринимательства в данный период в республике и в России в целом являлось создание благоприятных условий в результате прямых и косвенных мер государственной поддержки (изменение налогового, таможенного, земельного и прочего законодательства; стимулирование потребительского спроса населения за счет широкого спектра кредитования; увеличение источников заемных средств на организацию бизнеса; лицензирование видов деятельности; развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса и прочие меры государственной поддержки). В современный период (2009-2011 гг.) в рамках федеральной политики Правительство Бурятии различными формами государственной поддержки продолжает создавать благоприятные условия для стимулирования и эффективного развития малых форм предпринимательства в республике с учетом уже региональных особенностей.

В результате усилий, предпринятых руководством республики, за последние годы произошли положительные сдвиги в развитии малого бизнеса в Бурятии. Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия на 01.01.2012 г., в республике зарегистрировано 8986 малых предприятий, численность работающих на них составила 43,6 тыс. человек [4]. По сравнению с уровнем 2002 года число малых предприятий в республике увеличилось почти втрое (с 2890 до 8986), при этом численность занятых в малом бизнесе увеличилась более чем вдвое (с 17,4 тыс.человек до 43,6 тыс.человек).

Оборот малых предприятий Республики Бурятия в 2011 году составил 57 044,6 млн рублей, что почти в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2008 года. Отраслевая принадлежность занятых в секторе малого бизнеса за последние годы практически не изменилась (около 37% малых предприятий осуществляют свою деятельность в сфере торговли, около 12% - в строительстве, по 10% - в промышленности и на транспорте, около 8% - в сельском хозяйстве, 22% приходится на прочие сферы). Преобладающая часть общей выручки малых предприятий региона также приходится на торговлю и строительство [3], [4].

Малыми предприятиями республики в 2011 году произведены инвестиции в основной капитал в размере 492,1 млн руб. Для сравнения: в 2002 году малый бизнес Республики Бурятия инвестировал в основной капитал 124,2 млн руб., в2005 году- 444,5 млн руб. [3], [4].

Приведенные показатели наглядно подтверждают важную роль и необходимость государственной поддержки малого бизнеса, а также отражают объективные закономерности, обусловливающие функционирование сектора малого предпринимательства в Бурятии. Очевидно, что укрепление позиций малого бизнеса в нашем регионе в значительной мере предопределялось соответствующей политикой руководства республики и государства в целом.На сегодняшний день развитие малого предпринимательства по-

прежнему входит в число основных приоритетов экономической политики Республики Бурятия. О чем свидетельствует существующая в республике региональная инфраструктура поддержки малого предпринимательства: фонды, комитеты, общественные объединения, ассоциации, банковские и небанковские кредитно-финансовые структуры, бизнес-инкубаторы, Торгово-промышленная палата, прочие.

Основным инструментом реализации государственной политики в области развития малого бизнеса в РБ является утвержденная Президентом Бурятии В. Наговицыным республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в республике на 2008-2012 гг. Целью данной программы является решение проблем развития малого предпринимательства для быстрого создания рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения. В основе программы лежит два принципа: приоритетность государственных инвестиций в развитие инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства и обеспечение развития приоритетных направлений малого предпринимательства. Таким образом, региональная политика, направленная на развитие малого предпринимательства в Бурятии, реализуется с помощью прямых и косвенных мер государственной поддержки, таких как: изменение налогового, таможенного, земельного и прочего законодательства; стимулирование потребительского спроса населения за счет широкого спектра кредитования; увеличение источников заемных средств на организацию бизнеса; снижение административных барьеров при лицензировании отдельных видов деятельности; развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса; прочие меры государственной поддержки.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время малый бизнес является важнейшим элементом в системе рыночных отношений и в условиях финансовой нестабильности его роль резко возросла;

- малые формы предпринимательства в наибольшей степени зависят от воздействия внешней среды, поэтому нуждаются в поддержке со стороны государства;

- проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, более эффективно решаются на региональном уровне с учетом специфики региона, но в рамках общегосударственной политики;

- положительная динамика основных показателей развития малого бизнеса в Бурятии за последние годы позволяет говорить о перспективах и необходимости дальнейшей государственной поддержки малых форм предпринимательства в регионе.

Библиографический список

1. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / под редакцией В.А. Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 192 с.

2. Попов А.И., Иванов С.А. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть 1. Теория становления и система государственной поддержки: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004. - 226 с.

3. Малое предпринимательство в Бурятии: статистический сборник № 07-01-05/ Рос-стат; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. - Улан-Удэ, 2009. - 68 с.

4. Основные показатели деятельности малых предприятий, включая микропредприятия Республики Бурятия: Статистический бюллетень №07-04-17/ Росстат; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. - Улан-Удэ, 2012. - 33 с.

Е.Р. Джумалиева

модель развития информационной компетентности будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации

Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетентность, модель, моделирование.

Одну из актуальных задач современной образовательной системы сегодня составляет поиск моделей высшего профессионального образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации. При этом на передний план выдвигается необходимость разработки теоретических основ целостного учебно-воспитательного процесса применительно к таким категориям, как содержание, методы и организация обучения. Следовательно, в вузовской системе актуализируются новые требования к профессиональной подготовке будущего специалиста.

Моделирование представляет собой специфический способ познания сложных объектов посредством некоторого их упрощения. Его базовым понятием является понятие «модели». Модели бывают предметные (физические тела или системы) и мысленные. Классифицируются они также по видам патронируемых наук: математические, физические, химические, социологические, экономические и другие модели. По характеру отражения динамики можно выделить статистические и динамические модели, по уровню сложности - простые и сложные. В науке нет однозначного понимания сущности модели и насчитывается около трех десятков различных транскрипций этого понятия. Например, модель (от лат. modulus - мера, образец) - любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления.

Различают моделирование как метод научного познания. Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей [1]. Однако большинство авторов сходятся в понимании модели как любого мысленного или знакового образа моделируемого объекта (оригинала), некоторого представителя объекта, который обладает тремя свойствами: во-первых, он отражает оригинал, но не во всех его качествах, а лишь в тех, которые наиболее существенны с точки зрения целей и задач исследования; во-вторых, он обладает свойством замещения, т.е. модель подменяет объект в процессе манипулирования им, способность к замещению опирается на общность объекта и оригинала; в-третьих, знания, полученные посредством исследования модели, могут быть перенесены на оригинал.

Переход от знаньевой к компетентностной модели построения содержания образования выводит цель современного содержания ВПО за пределы традиционных пред-

© Джумалиева Е.Р., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.