Литература
1. Беломестнов В. Г. Проблемы управления экономическим потенциалом социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 1-2. — С. 86-89.
2. Ресурсы [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Рубан В. А. Развитие территориально-отраслевых социально-экономических систем: теория и практика. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. — 315 с.
4. Дашицыренов Ч. Д., Беломестнов В. Г. Территориальные организационно экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник ВСГУТУ. — 2013. — № 5(44). — С. 158-162.
5. Цыренов Д. Д. Оценка когнитивного потенциала региональной экономики в условиях развития экономики знаний // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3-4. — С. 805-809.
6. Мункуева И. С. Знание как наиболее производительный ресурс инновационной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 26-28.
7. Природные ресурсы России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.wikiznanie.ru/ru- wz/index.php
8. Министерство природных ресурсов Республики Бурятия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minpriroda- rb.ru/content/nedra
9. Эрдыниева Н. И., Беломестнов В. Г. Природно- ресурсный потенциал региона как основа его конкурентоспособности (на примере Республики Бурятия) // Вестник ВСГУТУ. — 2011. — № 4(35). — С. 27.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
УДК 332.132
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
© Унгаев Алексей Абрамович, кандидат экономических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: [email protected]
© Унгаева Инна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: [email protected]
Проводится анализ деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Бурятия. Исследуется динамика изменения количества и структуры субъектов малого предпринимательства, их вклад в показатели экономического роста, занятости и уровня жизни населения, налоговых доходов Республики Бурятия. Выявлены основные проблемы и направления государственной поддержки малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого предпринимательства.
THE ROLE OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA
Ungaev Aleksey A., PhD in Economics, A/Professor, East-Siberian state University of Technologies and Management
40 V, Kluychevskaya, Uten-Ude, 670013, Russia
Ungaeva Inna Yu., PhD in Economics, A/Professor, East-Siberian state University of Technologies and Management
40 V, Kluychevskaya, Uten-Ude, 670013, Russia
The analysis of activity of subjects of small entrepreneurship in the Republic of Buryatia is made. The dynamics of changes in the number and structure of subjects of small entrepreneurship, their contribution to the indicators of economic growth, employment, living standards and income tax of the Republic of Buryatia are studied. The main problems and trends in state support of small entrepreneurship have been revealed.
Keywords: small entrepreneurship, small business, state support of small entrepreneurship.
Малое предпринимательство является важной составляющей региональной экономики, во многом определяющей направление специализации и уровень социально-экономического развития региона. Малый бизнес придает структуре экономики должную гибкость, мобилизует финансовые и про-
изводственные ресурсы населения, несет мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает освоение новых перспективных производств.
В 2014 г. в Республике Бурятия было зарегистрировано 34,8 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них подавляющее большинство — индивидуальные предприниматели (68,5 %) и микропредприятия (28,9 %) с выручкой до 60 млн р. и числом работников до 15 человек. Малые предприятия с выручкой до 400 млн р. в год и числом работников до 100 человек составляют 2,6 % от общего количества субъектов малого предпринимательства Республики Бурятия (табл. 1).
Таблица 1
Количественные показатели развития малого предпринимательства в Республике Бурятия [1, 2, 3, 4]
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Число предприятий и организаций. Всего, ед. 18 943 18 950 18 733 19 494
в том числе:
количество малых предприятий 911 871 969 907
количество микропредприятий 7 675 8 041 9 300 10 088
Доля малых и микропредприятий в общем количестве предприятий и организаций, % 45,3 47,0 54,8 56,4
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, чел. 32 055 32 476 29 574 23 867
в том числе:
количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей 17 592 18 216 22 040 17 115
Количество субъектов малого предпринимательства, ед. 40 641 41 388 39 843 34 862
Анализ демографических процессов развития малого бизнеса в Республике Бурятия за последние годы позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, увеличивается количество микропредприятий и их доля в общей численности предприятий — юридических лиц, за счет прироста, создания новых предприятий и перехода малых предприятий в разряд микропредприятий. Во-вторых, сокращается количество индивидуальных предпринимателей, основной причиной которого послужило увеличение с 01.01.2013 г. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В результате количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2013 г. уменьшилось на 19,3 %. Обращает на себя внимание следующий аспект — введение данной фискальной меры должно было отразиться в основном на «слабых», недействующих индивидуальных предпринимателях. Однако, как показывает официальная статистика, в 2013 г. из 5 707 завершивших свою деятельность индивидуальных предпринимателей 4 925 являлись действующими предпринимателями. Очевидно, эта тенденция продолжилась и в 2014 г. В-третьих, остается высокой доля недействующих индивидуальных предпринимателей (в 2013 г. — 28,3 %). Хотя разрыв между зарегистрированными и действующими предпринимателями в последние годы существенно сократился: с 1,8 раз в 2010 г. до 1,3 раз 2013 г.
Основной тезис демографического анализа предпринимательства можно сформулировать следующим образом: малый бизнес становится «мельче», сужаясь в количестве и размерах деятельности. Следствием этого является короткий жизненный цикл деятельности малого предприятия. Данный вывод подтверждается исследованием «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013», проведенным Высшей школой менеджмента СПбГУ, в котором отмечается, что только 3 % предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше трех лет [5].
Одним из важнейших направлений развития малого предпринимательства является его вклад в обеспечение экономического роста и развития. Анализ статистических показателей и результатов периодического мониторинга показал, что уровень развития малого предпринимательства в Российской Федерации не соответствует пропорциям так называемого «золотого сечения», которое демонстрируют экономически развитые страны, где доля малого бизнеса в ВВП составляет 50 % и выше. В России доля малого бизнеса в ВВП страны и в занятости населения составляет 20-25 %. В США в малом бизнесе задействовано около 53 % работоспособного населения. Доля небольших компаний в ВВП развитых стран превышает 50 %, а иногда достигает 70 % [6].
Вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт Республики Бурятия косвенно можно оценить на основе данных оборота малых и микропредприятий в обороте по полному кругу организаций, значение которого составляет 24 %. Малый бизнес выполняет и важные социальные функции:
способствует трудоустройству населения, обеспечивает новые источники доходов населения и бюджетной системы, снижает территориальную неравномерность экономического пространства. Общеизвестно, где развивается малый бизнес, там растет уровень жизни, доля среднего класса, инициативность населения. Анализ статистической информации показывает, что малый бизнес обеспечивает рабочими местами 22-25 % занятых в Республике Бурятия [1, 2, 3, 4]. В консолидированный бюджет Бурятии от малого бизнеса, только по специальным налоговым режимам, поступает около 7 % налогов. В структуре денежных доходов населения доходы от предпринимательской деятельности занимают 12-12,5 % (табл. 2).
Таблица 2
Показатели вклада малого предпринимательства в макроэкономические показатели
Республики Бурятия [1, 2, 3, 4]
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Доля оборота малых и микропредприятий в обороте по полному кругу организаций, % 25,6 22,7 28,4 24,1
Доля занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике, % 25,2 23,9 24,7 21,7
Доля доходов от предпринимательской деятельности в денежных доходах населения, % 11,7 12,2 12,5 12,3
Доля налогов на совокупный доход (УСНО, ЕНВД, ЕСХН, патент) в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета Республики Бурятия, % 6,0 5,7 6,6 6,8
Основная деятельность более 60 % малых предприятий не относится к производственному сектору. 35 % малых предприятий концентрируется в торговле, 43 % — в сфере предоставления услуг и только 8 % — в промышленности. Субъекты малого предпринимательства в нашей стране в большей части осуществляют торгово-посредническую деятельность (50 %) и в меньшей части заняты производством товаров (20 %). В экономически развитых странах это соотношение составляет 25 % и 30 % соответственно.
Предприятия малого бизнеса являются важнейшим источником инноваций, вносят значимый вклад в развитие производства в технически передовых областях. В настоящее время в Республике Бурятия зарегистрировано более 25 малых инновационных предприятий, которые образованы с участием бюджетных научных учреждений и высших учебных заведений.
Важным направлением развития малых инновационных компаний является усиление кооперации между наукой и образованием, с одной стороны, и производством — с другой. Связующим звеном здесь должны выступить именно малые инновационные компании, целью которых является доведение разработок до готовности массового применения. Необходимо отметить, что около 96 % предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств. Сложившаяся структура российского малого бизнеса пока не отвечает задачам модернизации экономики России.
Создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, становится возможным при активном развитии сектора малого предпринимательства. В этой связи развитие малого бизнеса, его государственная поддержка должны стать одной из приоритетных задач государства. Современная система государственной поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие основные элементы: нормативно-правовое обеспечение, инфраструктурное обеспечение, ресурсное обеспечение (финансово-кредитные и материально-технические ресурсы), кадровое обеспечение, содействие внешнеэкономической деятельности.
Поддержка малого предпринимательства, по нашему мнению, должна соответствовать принципам дифференцированности и селективности. В этой связи следует выделять определенные категории предпринимателей (начинающий, развивающийся, развитый), сталкивающиеся со специфическими для своей группы проблемами, и которые предполагают особые формы поддержки. Если нет роста числа малых предприятий, значит, господдержка укрепляет лишь позиции уже работающих предприятий. Равная поддержка, оказанная начинающим, развивающимся и развитым предпринимателям, повышает конкурентоспособность последних и понижает конкурентоспособность первых двух групп предпринимателей. Селективная поддержка, на наш взгляд, должна сгладить этот недостаток.
В таблице 3 представлены специфические проблемы и рекомендуемые формы государственной поддержки для различных групп предпринимателей.
Таблица 3
Проблемы, формы государственной поддержки и показатели результативности для различных групп предпринимателей
Начинающие предприниматели Развивающиеся предприниматели Развитые предприниматели
Проблемы - Отсутствие первоначального капитала и кредитной истории; - отсутствие офисных и производственных помещений; - необходимость обучения основам предпринимательской деятельности; - потребность в консультационной поддержке - Отсутствие кредитной истории и ликвидного обеспечения для получения кредита в банке; - высокая стоимость кредитов; - отсутствие дополнительных площадей для расширения бизнеса и высокая ставка платежей по аренде - Сохранение и усиление позиций на местном (региональном) рынке; - увеличение объема производства; - выход на внешний рынок
Формы поддержки - Лизинг производственных площадей и оборудования, автотранспорта; - льготная аренда помещения с правом выкупа; обучение основам предпринимательства; - помощь в разработке бизнес-планов и расчете налогов; - компенсация части стоимости кредита - Система гарантий с участием государства и банков при получении кредита; - компенсация части стоимости кредита; - льготные займы для расширения бизнеса; льготная аренда; - лизинг основных средств от 3 до 5 лет; консалтинговые услуги - Участие в выполнении государственного и муниципального заказа; - участие государства в уставном капитале предприятия; - система гарантий экспортных поставок; - лизинг высокотехнологичного оборудования на 5-7 лет
Показатели результативности - Количество новых малых предприятий; - увеличение количества индивидуальных предпринимателей; - обеспечение самозанятости и занятости; - расширение налогооблагаемой базы; - создание конкурентной среды - Количество созданных рабочих мест; - расширение налогооблагаемой базы; увеличение размеров банковского кредита; - выход предприятий из теневой деятельности; - сокращение количества предприятий, прекративших хозяйственную деятельность - Количество высокопроизводительных рабочих мест; - отсутствие или снижение количества рекламаций на поставляемую продукцию; - рост налогов; - рост удельного веса малых предприятий в общем объеме ВВП; - число малых предприятий, перешедших в категорию средних
Роль и значение развития малого предпринимательства в экономике региона многогранна. Малый бизнес способен коренным образом и без существенных инвестиций расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местного сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.
Анализ состояния и динамики развития показывает, что как структурный и функциональный элемент региональной экономики, малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, использование которого может стать мощным ресурсом для социально-экономического развития.
Так, в сфере промышленного производства возможности для развития малого предпринимательства возникают за счет их интеграции в производственную деятельность крупных предприятий на основе кооперационных связей и субконтрактации. Крупный бизнес, благодаря такому сотрудничеству, втягивает в свою орбиту малые предприятия на свободные производственные площади, передает на аутсорсинг некоторые вспомогательные и обслуживающие процессы и за счет этого сокращает затраты на производство продукции. Малое предпринимательство в рамках такой кооперации получает в первую очередь устойчивый рынок сбыта.
Актуальным направлением развития малого предпринимательства является формирование и развитие территориальных промышленных кластеров. Авторы разделяют мнение В. Ю. Бурова, что «развитию экономического пространства способствует внедрение кластерной формы организации бизнеса, что связано с развитием малого и среднего предпринимательства вокруг крупных компаний» [7]. Ярким примером развития кластеров с участием малого бизнеса в Республике Бурятия является Улан-Удэнский авиа-
В. А. Рубан, А. С. Сугадаев. Совершенствование организационно-экономических условий воспроизводства сельского населения Республики Бурятия_
ционный производственный кластер, где вокруг якорных крупных промышленных предприятий получают развитие средние и малые предприятия, в том числе и инновационные [8].
Существенным резервом для экономического роста является развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе. Организация предпринимательской деятельности в животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, рыболовстве, заготовке дикоросов не требует высококвалифицированной рабочей силы, значительного капитала, уникальных технологий. Переработка сельхозпродукции, производство пищевых продуктов не предполагает широкомасштабное крупное производство. Как правило, эта сфера мелкого производства с гарантированным спросом на продукцию.
В сфере оказания услуг субъекты малого предпринимательства полностью «закрывают» рынок бытовых услуг, ремонтно-строительных работ. Малый бизнес частично «закрывает» сектор платных образовательных, медицинских и транспортных услуг, а также обслуживание жилого фонда.
В связи с развитием туристической деятельности в Республике Бурятия открываются новые возможности для развития малого бизнеса в сфере предоставления туристических услуг: деятельность гостиниц, общественное питание, производство сувениров, транспортное обслуживание.
Литература
1. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 0101-01 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.
2. Основные показатели деятельности малых предприятий, включая микропредприятия Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 07-04-17 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.
3. Индивидуальное предпринимательство Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 07-04-18 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.
4. Демография предприятий и организаций Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 07-04-02 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.
5. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013: нац. отчет [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gsom.spbu.ru
6. Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. — URL: http://rf-biz.ru/10.php
7. Буров В. Ю. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 89-91.
8. О создании и развитии инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер: постановление Правительства Республики Бурятия от 07.12.2012 г. № 750.
УДК 338:314.17(571.54)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
© Рубан Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: [email protected]
© Сугадаев Антон Сергеевич, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: [email protected]
Изучено влияние социально-экономических факторов на расширенное воспроизводство сельского населения. Кооперация сельхозтоваропроизводителей и организаций производственной инфраструктуры дает возможность стабилизации экономики на селе. На основании результатов горизонтально-вертикальной кооперации построена модель взаимодействия сельскохозяйственных организаций в производстве, переработке и доставке продукции до конечных потребителей. Ключевые слова: кооперация, горизонтальная кооперация, вертикальная кооперация, модель, население, управление.