Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономических условий воспроизводства сельского населения Республики Бурятия'

Совершенствование организационно-экономических условий воспроизводства сельского населения Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / HORIZONTAL COOPERATION / ВЕРТИКАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / VERTICAL COOPERATION / МОДЕЛЬ / MODEL / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубан Владимир Алексеевич, Сугадаев Антон Сергеевич

Изучено влияние социально-экономических факторов на расширенное воспроизводство сельского населения. Кооперация сельхозтоваропроизводителей и организаций производственной инфраструктуры дает возможность стабилизации экономики на селе. На основании результатов горизонтально-вертикальной кооперации построена модель взаимодействия сельскохозяйственных организаций в производстве, переработке и доставке продукции до конечных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of organizational and economic conditions for rural population reproduction in the Republic of Buryatia

The influence of the socioeconomic factors on extended reproduction of the rural population has been studied. The cooperation of africultural products manufacturers and organizations of productional infrastructure gives the possibility of stabilization of economy in the rural areas. A model of interaction between agricultural organizations in production, processing and delivery of products to final consumers has been developed, it is based on the results of horizontal and vertical cooperation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономических условий воспроизводства сельского населения Республики Бурятия»

ционный производственный кластер, где вокруг якорных крупных промышленных предприятий получают развитие средние и малые предприятия, в том числе и инновационные [8].

Существенным резервом для экономического роста является развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе. Организация предпринимательской деятельности в животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, рыболовстве, заготовке дикоросов не требует высококвалифицированной рабочей силы, значительного капитала, уникальных технологий. Переработка сельхозпродукции, производство пищевых продуктов не предполагает широкомасштабное крупное производство. Как правило, эта сфера мелкого производства с гарантированным спросом на продукцию.

В сфере оказания услуг субъекты малого предпринимательства полностью «закрывают» рынок бытовых услуг, ремонтно-строительных работ. Малый бизнес частично «закрывает» сектор платных образовательных, медицинских и транспортных услуг, а также обслуживание жилого фонда.

В связи с развитием туристической деятельности в Республике Бурятия открываются новые возможности для развития малого бизнеса в сфере предоставления туристических услуг: деятельность гостиниц, общественное питание, производство сувениров, транспортное обслуживание.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 0101-01 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.

2. Основные показатели деятельности малых предприятий, включая микропредприятия Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 07-04-17 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.

3. Индивидуальное предпринимательство Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 07-04-18 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.

4. Демография предприятий и организаций Республики Бурятия за 2010-2013 годы // Стат. бюллетень № 07-04-02 / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2014.

5. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013: нац. отчет [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gsom.spbu.ru

6. Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. — URL: http://rf-biz.ru/10.php

7. Буров В. Ю. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 89-91.

8. О создании и развитии инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер: постановление Правительства Республики Бурятия от 07.12.2012 г. № 750.

УДК 338:314.17(571.54)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

© Рубан Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: vlalru@inbox.ru

© Сугадаев Антон Сергеевич, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: ratiotex@mail.ru

Изучено влияние социально-экономических факторов на расширенное воспроизводство сельского населения. Кооперация сельхозтоваропроизводителей и организаций производственной инфраструктуры дает возможность стабилизации экономики на селе. На основании результатов горизонтально-вертикальной кооперации построена модель взаимодействия сельскохозяйственных организаций в производстве, переработке и доставке продукции до конечных потребителей. Ключевые слова: кооперация, горизонтальная кооперация, вертикальная кооперация, модель, население, управление.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS FOR RURAL POPULATION REPRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Ruban Vladimir A., DPhil in Economics, A/Professor, department of finances and credit, East-Siberian State University of Technologies and Management 40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia

Sugadaev Anton S., Research Assistant, East-Siberian State University of Technologies and Management 40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia

The influence of the socioeconomic factors on extended reproduction of the rural population has been studied. The cooperation of africultural products manufacturers and organizations of productional infrastructure gives the possibility of stabilization of economy in the rural areas. A model of interaction between agricultural organizations in production, processing and delivery of products to final consumers has been developed, it is based on the results of horizontal and vertical cooperation.

Keywords: cooperation, factors, horizontal cooperation, vertical cooperation, model, population, management.

Под влиянием западных санкций Россия ориентируется на импортозамещение, что открывает перспективные возможности активизации сельскохозяйственного рынка с целью получения прибыли всеми сферами агропромышленного комплекса. В связи с этим возникает необходимость и потребность в производстве, переработке и доставке до прилавка сельскохозяйственной продукции.

Ввиду изменений и открывающихся для отечественной сельхозпродукции освободившихся рынков, становится актуальным рассчитывать российским сельхозпроизводителям на реализацию продукции с покрытием себестоимости и получением прибыли за счет кооперации.

Цель кооперации — создание адекватной рыночным требованиям и экономически окупаемой деятельности сельхозтоваропроизводителей в сельских поселениях на основе оптимального сочетания интересов всех хозяйствующих субъектов на селе, с учетом воспроизводства сельского населения Республики Бурятия.

В современных рыночных условиях решающее значение имеет сочетание интересов учредителей предприятий, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в успешной деятельности потребительских кооперативов (кредитных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих). Особенность нашего исследования заключается в сочетании разрозненных частнособственнических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей для эффективной деятельности каждого в отдельности и отрасли в целом, что позволяет:

- снизить себестоимость производимой продукции и повысить рентабельность деятельности;

- успешно формировать социальную инфраструктуру села, обеспечивать дополнительные рабочие места;

- приобретать и эффективно использовать современные высокопроизводительные и дорогостоящие машины и оборудование;

- уменьшать потребности в машинах и оборудовании в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий;

- увеличить привлекательность региона для инвесторов;

- развивать больше число отраслей в крупных размерах с замкнутым циклом производства, переработки и реализации продукции без посредников;

- организовывать оптимальные по размеру эффективные производственные и обслуживающие предприятия, подчиненные интересам учредителей;

- вводить перспективные капитальные объекты (они не будут рассредоточены по мелким неперспективным хозяйствам);

- содержать необходимый штат квалифицированных руководителей и специалистов;

- увеличить привлекательность работы для квалифицированных руководителей и специалистов, а также производственных рабочих, поскольку в крупных хозяйствах, как правило, обеспечиваются лучшие условия труда, быта и отдыха и более высокая заработная плата;

- при меньшем количестве крупных, оптимальных по размерам предприятий в сравнении с нынешним количеством мелких хозяйств в регионе увеличить возможности для подбора наиболее опытных и способных руководителей и специалистов;

- направлять средства государственной поддержки, а также частные инвестиции в оптимальные по размеру хозяйства, используя их более эффективно.

Наиболее эффективными потребительскими кооперативами будут те, что создаются пайщиками по месту их проживания. Проведенный анализ численности населения сельских территорий в Республике Бурятия дает возможность провести градацию населенных пунктов по численности подворий. В крупных селах, где среднее число подворий составляет до 400 семей, кооперативы создавать в каждом селе, а в средних селах — 200 семей и малых селах — до 100 семей, в зависимости от расстояния транспортировки сырья (15-25 км), создать один кооператив на два или три села.

Для защиты своих интересов перед переработчиками, устранения конкуренции между собой и повышения конкурентоспособности, в сравнении с более крупными сельскохозяйственными организациями, на основе личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств предлагаем создать сбытовые потребительские кооперативы пайщиков, а для удешевления покупки и транспортировки материальных ресурсов — снабженческие потребительские кооперативы, в малых по численности населения селах — совмещенный снабженческо-сбытовой кооператив.

При ограниченности материально-технических и финансовых ресурсов целесообразно создание обслуживающих кооперативов, которые выполняли бы отдельные операционные работы по производству и реализации продукции.

Успешному функционированию сельских товаропроизводителей в рыночной среде, сбалансированному развитию сельского хозяйства и сельских территорий способствует вертикальная кооперация, важнейшими направлениями которой будут закупка, переработка и сбыт продукции, кредитование и страхование, материально-техническое снабжение, маркетинговое и иное обслуживание. Так же важная роль отводится кредитным кооперативам, они созданы в крупных населенных пунктах, где финансовые возможности сельских товаропроизводителей выше и позволяют создать такие структуры. В сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах ниже процентная ставка по сравнению с банковскими структурами, повышена доступность к денежным ресурсам и выше ответственность за их возвратность.

По нашему мнению, местные территориальные сельскохозяйственные потребительские кооперативы (1 уровень) должны решать проблемы закупки и сбыта продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Они будут специализироваться по конкретным видам сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, овощи, картофель и т. д.) либо станут многопрофильными, с закупочно-сбытовыми функциями по нескольким видам продукции.

Районные сельскохозяйственные потребительские кооперативы (2 уровень) по закупке, переработке и реализации продукции предлагается создать по продуктовым подкомплексам (молоко, мясо, зерно и др.) при отсутствии перерабатывающих предприятий. Здесь в кооператив могут объединяться производственные и обслуживающие субъекты, расположенные на территории района: личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства через низовые (местные) кооперативы. Членами кооператива могут являться потребительские кооперативы первого уровня (К1), а также сельскохозяйственные предприятия и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обслуживанием сельхозтоваропроизводителей или альтернативными видами деятельности в районе, торговые организации, залоговые фонды, образованные с целью получения кредитов в коммерческих банках.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем на республиканском уровне создать объединения сельскохозяйственных потребительских кооперативов в форме Союза или Ассоциации по закупке, переработке и реализации продукции, учредителями которых выступят:

а) районные структурные формирования сельхозтоваропроизводителей или кооперативы первого (К1) и второго (К2) уровней (в зависимости от масштаба района и отдаленности от республиканского центра);

б) организации, занимающиеся альтернативными видами деятельности, переработкой продукции и торговлей;

в) другие организации, занимающиеся производством продукции, имеющей ограниченное распространение на территории Республики Бурятия.

Организация кооперативов и их союзов может идти как снизу-вверх, так и сверху-вниз.

Для практического использования горизонтально-вертикальной кооперации нами предлагаются организационно-экономические модели кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом интересов каждого хозяйствующего субъекта на селе. Для того, чтобы рассмотреть степень его реализации, нами вводятся 3 схемы кооперирования, где мы используем следующие обозначения:

- ЛПХ — личные подсобные хозяйства;

- К(Ф)Х — крестьянские (фермерские) хозяйства;

- Сельскохозяйственные предприятия;

- СПоК — сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив;

- ИП — индивидуальные предприниматели различного характера деятельности на селе;

- СПкК — сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив;

- ИКЦ — информационно-консультационный центр;

- организации торговли, переработки; предприятия торговли;

- залоговые фонды.

Модели горизонтально-вертикального кооперирования:

• Модель 1. Горизонтальная кооперация. В небольших по размерам сельских муниципальных образованиях (рис. 1);

• Модель 2. Горизонтально-вертикальная кооперация. В средних по размерам сельских муниципальных образованиях (рис. 2);

• Модель 3. Горизонтально-вертикальная кооперация. В крупных по размерам сельских муниципальных образованиях (рис. 3).

Повышение трудовой занятости сельского населения, в том числе в несельскохозяйственной сфере, через организации потребительской кооперации мы считаем возможным обеспечить за счет:

- расширения переработки сельскохозяйственной продукции на кооперативных предприятиях, в том числе совместных;

- последующей реализации произведенной продукции через кооперативную торговую сеть;

- организаций на базе районных и региональных союзов потребительских обществ, центров по предоставлению информационно-консультационных услуг на селе, в том числе с целью сокращения издержек;

- повышения качества, объема производства и реализации продукции малых форм хозяйствования;

- расширения сети магазинов приемо-заготовительных пунктов в мелких и отдаленных населенных пунктах, жители которых испытывают наибольшие трудности со сбытом продукции, выявления через эти магазины потребности сельского населения в поголовье молодняка скота и птицы;

- заключения договоров с населением на выращивание и сдачу сельскохозяйственной продукции;

- содействия развитию народных промыслов, сети предприятий бытового обслуживания, общественного питания, магазинов на дому в мелких населенных пунктах, организации труда надомников;

- расширения торгового обслуживания населения, увеличения объемов закупок лекарственного сырья, дикорастущих плодов и ягод, грибов, а также открытия цехов как для первичной, так и для глубокой переработки этой продукции.

Рис. 1. Модель 1

Рис. 2. Модель 2

Рис. 3. Модель 3 55

Проблема продвижения продукции от производителя до конечных потребителей без посредников решается через создание внесистемных поставщиков в схеме вертикально-горизонтальной кооперации, что существенно влияет на снижение ценовых отношений на продукцию и на закупку сырья. Предлагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями — с другой, в использовании механизма вертикально-горизонтальной кооперации на рынке товарообмена (рис. 4).

Рис. 4. Схема вертикально-горизонтальной кооперации на рынке товарообмена

Данные центры могли бы осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что должно способствовать решению целого ряда проблем, существующих сегодня в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями.

Предлагается воздействовать искуственными барьерами на снижение стоимости продукции и прямых договорных отношений между участниками кооперирования на каждых этапах торговых процессов. В результате вертикально-горизонтальная кооперация уменьшит излишние процессы товародвижения, что даст конкурентоспособную продукцию, устраняя при этом излишних посредников, которые имеют лишь одну цель — увеличение торговых наценок.

Создавая стоимость на продукцию и занятия позиций в звеньях вертикально-горизонтальной кооперации, необходимо исходить из учета издержек производства, выпуска объема продукции в рамках конкурентоспособности и от предпочтения конечных потребителей (рис. 5).

Рис. 5. Стратегические направления развития вертикально-горизонтальной кооперации

Выбранная нами схема позволит ориентировать товаропроизводителей в ценовой политике на других участников рынка товаров и услуг, более углублено принимать решения внутри созданной вертикально-горизонтальной кооперации, учитывать возможности хозяйственной деятельности предприятия в выпуске конечной продукции и отслеживании цепочки реализации до потребителей, что, соответственно, приведет к снижению стоимости продукции.

Использование товарообмена на основе договорных отношений между товаропроизводителями обеспечит участников кооперации уверенностью в последующих реализациях товара друг другу. В дальнейшем складывающиеся отношения закрепят взаимные обязательства и, как следствие, приведут к прогнозируемому рынку и привлечению инвестиций.

Таким образом, предлагаемая нами вертикально-горизонтальная кооперация позволит хозяйствующим субъектам в созданной схеме взаимодействовать не только с участниками, но и внешними товаропроизводителями, грамотно принимать оптимальные решения в получении прибыли и укреплении социально-экономической стабильности.

Практическая значимость применения горизонтально-вертикальной кооперации на селе приведет к разработке прогнозов развития производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий, повышению качества условий труда, бытового и культурного уровня жизни его населения, развитию социальной и кадровой политики в аграрной сфере, существенному воспроизводству сельского населения, что, в свою очередь, приведет к большей эффективности и конкурентоспособности производства в сельском хозяйстве, соответственно, и к улучшению жизненного уровня сельского населения, привлекательности сельского труда, особенно среди категории населения моложе трудоспособного возраста, возродит преемственность поколений.

Нам видятся результаты внедрения моделей кооперации в воспроизводстве сельского населения в муниципальных образованиях Республики Бурятия как:

- реализация предложенного механизма действия системы кооперативов позволит повысить эффективность и устойчивость функционирования сельскохозяйственных предприятий, К(Ф)Х и ЛПХ;

- обеспечить за счет сочетания разрозненных частнособственнических интересов товаропроизводителей в кооперативе рост доходов населения от сельскохозяйственной деятельности как основной сферы его занятости;

- повысить доступ сельского населения к финансовым и материальным ресурсам за счет организации крупных кооперативных образований;

- вовлечь сельское население в реализацию программ по устойчивому воспроизводству;

- обеспечить расширенное воспроизводство сельского населения путем создания социально-экономических условий;

- создать за счет системы кооперативных образований дополнительные рабочие места на селе.

Литература

1. Володин В. М. Проблемы сельскохозяйственной производственной кооперации в России. — М.: Аг-ропрогресс, 2001. — С. 117.

2. Дукмас А. Н. Социальная сфера села: современное состояние, проблемы и перспективы развития. — М.: РосАКО АПК, 2005. — 174 с.

3. Захаров И. В., Кузнецова Н. А. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. — М.: Росиформагротех, 2007. — С. 149.

4. Копач К. В. Экономические основы, возможности и направления развития ЛПХ. — М.: ВНИЭТУСХ, 2004. — 491 с.

5. Николаев М. Развитие села — стратегический приоритет // Агробизнес — Россия. — 2006. — № 8. — С. 14-15.

6. Огарков А. П. Концепция и методические рекомендации по созданию современных сельских населенных пунктов. — М.: Россельхозакадемия, 2008. — 332 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рубан В. А. Управление привлекательностью региона на основе стратегического партнерства. — СПб.: Изд-во СПбУУЭ, 2012. — 252 с.

8. Рудь Л. Н. Опыт развития сельскохозяйственной кооперации в регионах России. — М.: РосАКО АПК, 2006. — 48 с.

УДК 338.4

ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ РЕГИОНА

© Эрдынеев Содном Владимирович, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: feu-bsu@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы импортозамещения. Показано, что рынки бытовой техники, продовольственных и других потребительских товаров, промышленного оборудования и материалов, а также весь народно-хозяйственный комплекс Бурятии в целом сильно зависят от импорта ресурсов как из Российских регионов, так и из-за рубежа. Отмечено, что Бурятия, как и остальные российские регионы, нуждается в технологическом прорыве, технической и технологической модернизации. Выявлено, что регион имеет достаточно высокий инновационный и промышленный потенциал, а также перспективы в достижении и обеспечении продовольственной и экономической безопасности и, как следствие, импортозамещения. Основной задачей в настоящее время яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.