Научная статья на тему 'Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии аграрного сектора'

Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1771
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КООПЕРАТИВЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / CONSUMERS' COOPERATION / AGRARIAN SECTOR / AGRICULTURAL / COOPERATIVES / AGRICULTURAL COOPERATION / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Объедкова Лариса Викторовна

Статья посвящена исследованию современного состояния, проблем и преимуществ развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России. Из всех форм сельскохозяйственных кооперативов торгово-заготовительные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы оказывают наиболее существенное влияние на рост производства и реализацию сельскохозяйственной продукции в регионах, на организацию и стабильное функционирование отечественного продовольственного рынка. Автор делает вывод о том, что в современных условиях сельскохозяйственная кооперация является экономически обоснованной идеологией выживания для сельхозтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of agricultural consumers' cooperation in development of agrarian sector

The article is devoted to analysis of the current status, the problems and advantages of agricultural cooperation development in Russia. Different forms of agricultural cooperatives such as trade and storage, supply and sales, and recycle influence on the production growth and agricultural production realization in the regions, on domestic food market organization and stable function. The author concluded that nowadays agricultural cooperation has become economically sounded ideology for agricultural commodity producer survival in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии аграрного сектора»

© Л.В. Объедкова, 2008

УДК 334.735:631.115.8 ББК 65.321.82

РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Л.В. Объедкова

Статья посвящена исследованию современного состояния, проблем и преимуществ развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России. Из всех форм сельскохозяйственных кооперативов торгово-заготовительные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы оказывают наиболее существенное влияние на рост производства и реализацию сельскохозяйственной продукции в регионах, на организацию и стабильное функционирование отечественного продовольственного рынка. Автор делает вывод о том, что в современных условиях сельскохозяйственная кооперация является экономически обоснованной идеологией выживания для сельхозтоваропроизводителей.

Ключевые слова: аграрный сектор, потребительская кооперация, сельское хозяйство, кооперативы, сельскохозяйственная кооперация, SWOT-анализ.

Переход от административно-планового хозяйствования к рыночному для российской кооперации проходил сложно и противоречиво. Приходится признать тот факт, что потенциал кооперативного сектора России в последние годы вряд ли можно назвать полностью или хотя бы в значительной мере раскрытым. «Если во всем остальном мире кооперация является одной из составных частей экономической системы, где она заполняет уготовленную ей нишу, обслуживая те или иные слои населения, у которых есть потребность выхода на рынок, но которым не под силу это сделать без взаимодействия с другими носителями таких же потребностей, то в нашей стране кооперация либо исчезает из социально-экономической жизни, либо объявляется панацеей от всех бед» [9, с. 17-18]. Однако, несмотря на данное обстоятельство, кооперация продолжает выступать в качестве объединяющей силы российского общества, прежде всего в аграрной сфере.

За последние годы в агропромышленном комплексе России произошли существенные изменения, связанные как с реформированием отношений собственности, так и с реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Это вызвало к жизни не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому воспринимать традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы. Одной из таких традиционных форм хозяйствования в аграрном секторе остается сельскохозяйственная кооперация. В настоящее время теоретики и практики кооперативного движения продолжают вести дискуссии относительно процесса моделирования организационных форм современной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации [3, с. 18]. В целом этот процесс исходит из следующих методологических принципов: адекватности кооперативной деятельности природе и базовым ценностям кооперации, адаптации кооперации к внешней среде, использования кооперативных преимуществ и применения инновационного подхода [3, с. 19-20].

Суть принципа адекватности кооперативной деятельности природе и базовым ценностям ко-

операции означает для сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, ориентацию на заложенные в ней собственные возможности на основе традиционных для нее ценностей. Речь идет не только о ценностях экономических или материальных, но и ценностях нравственных и духовных. Именно они играют наиболее значимую роль в жизни кооператива и показывают особую идеологическую связь с его хозяйственным механизмом. В документах Международного кооперативного альянса [4, с. 59] указано, что главными ценностями кооперации в третьем тысячелетии являются: кооперативная этика и деловая компетенция; демократия в управлении; гибкость и конкурентоспособность; выдвижение на первое место человека и его потребности, а не выгоды. История нашей страны начала 90-х гг. XX в. показала, что отказ от «своих духовных корней» привел к ликвидации разных форм кооперации.

Второй принцип - адаптации сельскохозяйственной кооперации к различным условиям экономической деятельности. Обращение к истокам возникновения кооперации за рубежом и в нашей стране показывает, что своим возникновением кооперация обязана неблагоприятной социальноэкономической обстановке начиная с первого промышленного переворота в Англии в последней трети ХУШ века. При этом одной из особенностей кооперации является то, что ни форма собственности, ни идеалы кооперации не являются созданными раз и навсегда. Уникальность кооперативной формы хозяйствования заключается в постоянной адаптации ее природы к доминирующим формам собственности и к сотрудничеству с различными типами экономических структур. Поэтому ключевое значение в этом принципе имеет исследование механизма ее адаптации к различным условиям экономической деятельности. Названный механизм включает, во-первых, различные организационные формы, каждая из которых по-своему реагирует на рыночную ситуацию. Вопрос о выборе организационных форм кооперативного хозяйствования в нашей стране возникает всякий раз, когда меняется экономическая и социально-политическая среда, в которой кооперативы существуют. Например, в период коман-дно-административой экономики это закупка сельскохозяйственной продукции по договорным ценам. В настоящее время обращают на себя внимание такие направления в работе сельскохозяйственных обществ, как развитие малых произ-

водств (мини-пекарни, производственно-перерабатывающие цеха). Во-вторых, механизм адаптации кооперативных структур к современной социально-экономической среде представляет собой «защитный процесс», который способен, сохраняя свои принципы, ассимилировать рациональные структуры и элементы других организационных форм рыночного хозяйства (агрофирм, агрохолдингов и иных интегрированных формирований).

Третий методологический принцип - использования кооперативных преимуществ. Традиционно к конкурентным преимуществам сельскохозяйственной кооперации относят: выполнение коммуникационной роли в сельской местности; наличие собственной социально-экономической базы (свои члены-пайщики); многоотраслевой характер деятельности, способствующий созданию интегрированного хозяйства; наличие собственной инфраструктуры, сохранившейся еще с советских времен, на локальном и региональном уровнях. На наш взгляд, реализация отмеченных конкурентных преимуществ невозможна без применения стратегического подхода. У каждой сельскохозяйственной кооперативной организации имеются свои сильные и слабые стороны, внешняя среда и присущие только ей специфические проблемы (см. табл. 1).

Четвертый принцип - это принцип инновационного мышления, суть которого заключается в стремлении сельскохозяйственной кооперации к постоянному поиску новых решений и вариантов приложения кооперативной формы хозяйствования для реализации потребностей сельского населения. Данный подход в работе сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, связан с созданием эффективной системы профессионального менеджмента в самом ее низовом звене -сельскохозяйственном кооперативе. В этой связи важной проблемой управления сельскохозяйственным обществом становится направление его деятельности в интересах пайщиков. В мировой теории и практике управления сформулированы основные подходы к решению этой проблемы в «концепции агентских отношений». Ответственное лицо (работодатель) нанимает агента и использует его способности и знания для получения желаемых для себя результатов. Так, в сельскохозяйственном потребительском кооперативе пайщики выступают в качестве работодателей, а исполнительные руководители, члены правления - в качестве агентов.

Таблица 1

SWOT-анализ деятельности сельскохозяйственной потребительской кооперации *

Возможности, позволяющие реализовывать сильные стороны Снижение угроз за счет реализации сильных сторон

- Диверсификация потребностей на рынке, опирающаяся на многоотраслевой характер кооперативного производства; - использование местного сырья за счет приближения производителей к потребителю; - предоставление преференций сельскохозяйственным потребительским кооперативам со стороны государства для выполнения социальной миссии - Экономическая интеграция, позволяющая использовать пробелы законодательства в отношении сельскохозяйственной потребительской кооперации; - сохранение кадрового и научного потенциала, дающего возможность удерживать свои позиции на рынке и конкурировать с другими предприятиями; - выполнение социальной миссии, снижающей социальную напряженность в обществе

Возможности, позволяющие преодолеть слабые стороны Проблемы внешней и внутренней среды, которых нужно избегать

- Наличие дешевой рабочей силы, что приводит к расширению социальной членской базы сельхозкооперации; - освоение новых рынков, способствующих увеличению собственных оборотных средств; - демократизация сельскохозяйственной кооперации и привлечение широких слоев сельхозтоваропроизводителей к процессу ее развития, что повышает финансовую устойчивость организационных форм сельхозкооперации; - укрепление связей с местными властями, что улучшает материально-техническую базу предприятий потребкооперации - Устаревшие методы принятия управленческих решений в сочетании с централизованным планированием; - низкое качество профессионального менеджмента в сочетании с формальной реализацией общественного самоуправления; - устаревшие методы привлечения пайщиков к управлению кооперативом и сохранение централизованного управления; - отсутствие экономической заинтересованности у пайщиков

* Составлено автором.

Поэтому главная трудность, с которой сталкивается современный сельскохозяйственный кооператив, - разграничение функций общественного и профессионального управления. При этом первые функции являются выборными, а вторые - назначаемыми, подотчетными первым и формируемыми на контрактной основе. За органами общественного управления закреплены преимущественно законодательные и контрольные функции, а за органами профессионального управления - предпринимательские функции. На наш взгляд, эффективная система управления сельскохозяйственным кооперативом помимо разделения функций общественного и профессионального управления должна включать в себя организационно-экономическое, технологическое и социальное направления в работе кооператива. Организационно-экономическое направление означает определение оптимальной структуры производства, правильный выбор организационной структуры, внедрение методик бизнес-планирования. Технологическое направление связа-

но с повышением эффективности использования земли, а также основных и оборотных средств, внедрением ресурсосберегающих технологий, обеспечением конкурентоспособности продукции и т. д. Социальное направление обеспечивает не только улучшение социальной инфраструктуры села, но и занимается решением кадровых вопросов (привлечение молодых специалистов в кооперативные структуры, повышение квалификации действующего персонала, обучение пайщиков и др.).

В центре внимания современной сельскохозяйственной кооперации находятся не только принципы построения организационных форм кооператива, но создание и развитие эффективного механизма распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Обусловлено это тем, что российские рыночные реформы в аграрном секторе вызвали значительные и глубокие структурные сдвиги в системе производства и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя. К сожалению, продолжается спад объемов производ-

ства в общественном секторе сельского хозяйства, который сопровождается реорганизацией сельскохозяйственных предприятий и становлением частных семейных хозяйств. Кроме того, произошло изменение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции. Если в дореформенный период основными покупателями продукции сельского хозяйства были государственные структуры - перерабатывающие, заготовительные и торговые предприятия и организации, то в настоящее время появились новые каналы сбыта. Это, прежде всего, реализация продукции на рынке, через собственную торговую сеть, в том числе через перекупщиков сельскохозяйственной продукции. Подобного рода перестройка хозяйственного механизма привела к изменению системы связей между производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции.

Поэтому в современных условиях сельскохозяйственная кооперация по своему содержанию представляет собой социально-экономическое явление, сущность которого состоит в экономических взаимоотношениях между ее участниками по поводу достижения общей цели при минимальных затратах на основе взаимной выгоды и сотрудничества. Несмотря на преобладание в сельскохозяйственной кооперации экономического интереса, ее основой и главной идей остается взаимопомощь, взаимозависимость и заинтересованность в общем успехе, приоритет социальной цели кооператива над коммерческой, особый характер использования прибыли, а также обязательное участие членов в хозяйственной деятельности кооператива.

Цель сельскохозяйственных кооперативов как социально ориентированной формы хозяйствования - оптимально сочетать экономические интересы всех ее участников с повышением эффективности производства и реализации сельхозпродукции, сырья, продовольствия. Достижение этой цели обеспечивается путем решением таких задач, как закупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, требующих специальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательных полей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консульта-

тивно-информационными услугами и т. д. Основным результатом решения этих задач становится увязка в единую технико-экономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции. Поэтому сельскохозяйственные кооперативы выступают как наиболее перспективные хозяйственные организации для сельхозтоваропроизводителей.

Однако складывается парадоксальная ситуация - есть опыт, мотивация и материальнотехническая база для развития сельскохозяйственных кооперативов, но модели, структуры, направления и процедуры создания их в достаточной мере не отработаны. В современной России подавляющая часть населения не воспринимает кооперативные организации как более привлекательные и альтернативные иным организационно-правовым формам бизнеса. Подобные взгляды на кооперативные хозяйственные структуры сформировались под влиянием таких советских форм кооперации, как бывшие колхозы и совхозы, а ныне агрофирмы. Проведенные в большинстве из них формальные процессы приватизации не способствуют их участию в развитии кооперации. Работники этих предприятий получили земельные доли и имущественные паи во многом условно. Они не могут ими распоряжаться или получать экономические выгоды от участия в долевой собственности. В результате на месте реорганизованных колхозов и совхозов возникли в основном сельскохозяйственные производственные кооперативы и иные коммерческие сельскохозяйственные предприятия (смешанные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью), но не сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Развитию сельскохозяйственной кооперации также мешает наличие внутрисистемных кооперативных проблем и отсутствие целенаправленной поддержки со стороны государства. Как правило, внутрисистемные проблемы сельскохозяйственной кооперации связаны, во-первых, со слабой субъектной базой. Потенциальными кооператорами сегодня являются владельцы личных подсобных хозяйств, фермерские хозяйства, агрофирмы. Однако межфермерская кооперация пока находится в начале своего развития как из-за пространственного рассредоточения самостоятельных крестьянских хозяйств, так и из-за активно развивающихся процессов

социальной дифференциации. Крупные фермерские хозяйства, как правило, не заинтересованы в развитии кооперативных связей. Они предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Остальные фермеры ведут низкотоварное производство и еще не созрели до организации вертикальных кооперативных структур, к примеру обслуживающих или сбыто-снабженчес-ких кооперативов. В то же время между количеством фермерских хозяйств в регионе и числом кооперативов по переработке и сбыту продукции, снабжению и кредитованию существует прямая взаимосвязь. Это наглядно видно на примере Волгоградской, Ростовской, Саратовской и Свердловской областей, Краснодарского края и др. Вероятно, самой многочисленной группой товаропроизводителей для сельскохозяйственной потребительской кооперации являются владельцы личных подсобных хозяйств. Но они работают на локальный (междеревенс-кий или районный) рынок и пока не ощущают потребности в кооперации.

Таким образом, произошло перераспределение ресурсов в пользу крупного капитала, а не малых территорий и малых форм хозяйствования. Однако именно возникшая дифференциация усиливает стремление к защите своих условий жизнедеятельности, способствует самоорганизации, создает основу для формирования такой организационно-правовой структуры, которая не позволила бы допустить исключения и отторжения отдельных групп людей от участия в социально-экономической жизни общества. Поэтому, говоря о проблемах адаптации сельхозтоваропроизводителя к рыночным условиям, вновь следует подчеркнуть, что развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сложившихся условиях многоплановых изменений общественного уклада в сельской местности является эффективным направлением развития производства и сбыта сельхозпродукции, развития аграрного сектора в целом.

В настоящее время из всех форм сельскохозяйственных кооперативов торгово-заготовительные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы оказывают наиболее существенное влияние на рост производства и реализацию сельскохозяйственной продукции и как следствие этого - на организацию и стабильное функционирование отечественного продовольственного рынка [1,

с. 46]. О значимости развития именно сбытовых потребительских кооперативов свидетельствует тот факт, что в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» предусмотрены плановые показатели по созданию новых и развитию действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов (не менее 2 550 единиц за 2006-2007 гг.) [7, с. 8].

В Волгоградской области в настоящее время сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы объединяют 49 тыс. пайщиков - юридических и физических лиц: мелких и средних сельхозтоваропроизводителей; фермеров и их объединения; сельских предпринимателей; предприятия, обслуживающие сельское хозяйство; личные подсобные хозяйства; жителей села [6, с. 20].

О важности развития сбытовых потребительских кооперативов для аграрного сектора свидетельствует также зарубежный опыт многих стран с развитой рыночной экономикой. Наиболее эффективно они функционируют в Швеции, Италии, Франции, Дании, Германии и др. При этом специфика кооперативной формы насколько велика, что, например, во французской правовой системе, в которой общества делятся на гражданские и торговые, сельскохозяйственные кооперативы не относятся ни к тем, ни к другим [8, с. 39]. Основная цель, объединяющая сбытовые потребительские кооперативы за рубежом, заключается в обеспечении защиты интересов фермеров в национальном производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, особенно не выдерживающей ценовой конкуренции с импортной аналогичной продукцией. Практика кооперативного движения в России только отчасти использует накопленный кооперативный опыт развитых стран.

Для российской кооперации значение сбытовых кооперативов заключается в том, что они позволяют оказывать противодействие перерабатывающим предприятиям в монопольном установлении закупочных цен; дают возможность экономить на транспортных издержках, так как, специализируясь на определенном виде деятельности, они смогут составить рациональные схемы и маршруты сбора продукции и максимально полно использовать транспортные средства; способствуют развитию самих сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий, поскольку позволяют более эффективно контроли-

ровать качество сырья, организовывать его поступление на переработку крупными партиями, рационально загружать мощности. При этом основные функции сбытовых потребительских кооперативов сводятся к осуществлению продажи сельхозпродукции, ее хранению, переработке, упаковке и транспортировке.

Наиболее «прижились» сбытовые потребительские кооперативы в молочном подкомплексе. В этой связи интересен опыт Вольского молочного завода Саратовской области. По своей организационно-правовой форме Вольский молочный завод являлся открытым акционерным обществом, после проведенных организационных изменений было принято решение о его преобразовании в сельскохозяйственный потребительский кооператив по производству и переработке молока [5]. В результате такого опыта выиграли и сельхозпроизводители, и потребители молочной продукции, и пайщики данного кооператива. Удалось повысить расчетную эффективность производства молока, стабилизировать сырьевую зону молочного завода, увеличить коэффициент загруженности перерабатывающих мощностей, снизить издержки на единицу молочных продуктов, установить взаимовыгодные условия хозяйствования с партнерами, при которых прибыль кооператива повышается за счет эффективного перераспределения исходного сырья на производство пользующейся большим спросом готовой продукции, требующего меньших затрат.

Среди субъектов РФ наибольшее количество сельскохозяйственных сбытовых потребительских кооперативов - торгово-закупочных и

торгово-сбытовых - действует в Московской, Белгородской, Нижегородской, Волгоградской, Орловской, Саратовской и Владимирской областях, республиках Башкортостан и Татарстан, в Красноярском крае (см. табл. 2).

Как видно из таблицы 2, лидерами по созданию сбытовых кооперативов являются Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа. Среди субъектов РФ наибольшее количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов создано в Оренбургской, Белгородской, Псковской, Пермской областях, республиках Коми, Алтай, Удмуртия, Татарстан. Кроме того, в ряде регионов появляются вертикальные потребительские кооперативы, создаваемые крупными сельскохозяйственными предприятиями целого административного района. Такие примеры есть в отдельных районах Саратовской, Рязанской, Тамбовской и ряда других областей. Кроме того, продолжает развиваться кооперация приусадебных домашних хозяйств. Они являются еще одной и, наверное, самой многочисленной группой реальных и потенциальных пайщиков сельскохозяйственного сбытого кооператива. Подобного рода кооперативы функционируют в Орловской, Тюменской, Тульской и других областях России. Так, в Московской области с 1993 г. эффективно работает кооператив «Новь Зеленоградская», объединивший более 500 хозяйств [2, с. 56]. В некоторых регионах крупными сельскохозяйственными предприятиями создаются вертикальные кооперативы. Появляются сравнительно крупные многопрофильные кооперативные объединения,

Таблица 2

Распределение сельскохозяйственных сбытовых потребительских кооперативов

по федеральным округам РФ *

Федеральный округ На 01.01 2005 г. На 01.01 2006 г.

Центральный 19 26

Северо-Западный 1 2

Южный 7 8

Приволжский 29 33

Уральский 11 11

Сибирский 20 24

Дальневосточный 4 4

Всего 91 108

* Источник: [7, с. 8].

включающие в свой состав почти все сельхозпредприятия административного района как членов первичного кооператива. В таких кооперативах создаются необходимые условия для внедрения достижений науки и техники в сельскохозяйственное производство, применяются современные информационные технологии, финансовые инструменты и элементы инвестиционной деятельности, а также большее внимание уделяется проблеме подготовки кадров.

Одним из перспективных направлений развития сельскохозяйственной кооперации в сельской местности выступают кооперативы по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей электроэнергией, телефонной связью; предоставлению консультационных и информационных услуг; поставке материально-технических ресурсов; осуществлению селекционно-племенной работы и ветеринарному обслуживанию. Также возрастает значение обслуживающих кооперативов по оказанию помощи участникам кооперации в приобретении топлива, семян, удобрений, химикатов, техники, получении кредитов. Создаются кооперативные сбытовые объединения с участием государственных органов. Наблюдается процесс создания целостных интегрированных производств, включающих производственные, перерабатывающие и торговые структуры.

Таким образом, возрождающаяся российская сельскохозяйственная кооперация в современных условиях - это не просто тип производства или форма хозяйствования, а экономически обоснованная идеология выживания сельскохозяйственного производителя в жестких условиях рыночной экономики и глобализации экономического пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аношина, А. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в молочном подкомплексе / А. Аношина // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - №2 2.

2. Ашихмина, О. А. Импульс сельскохозяйственной кооперации / О. А. Ашихмина // Агробизнес - России. - 2006. - N° 1.

3. Бражник, Г. В. Философия кооперации: основные проблемы / Г. В. Бражник, В. А. Рубочкин // Фундаментальные и прикладные исследования. -2003. - №2 1.

4. Гутман, Г. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации / Г. В. Гутман, Н. И. Чукин, В. В. Калмыков. -М. : Маркетинг, 2002.

5. Дворкин, Б. З. Моделирование механизма взаимоотношений в сельскохозяйственных потребительских кооперативах / Б. З. Дворкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. - №2 11. - С. 48-51.

6. Никулин, Г. Н. Организационная структура и институциональное развитие системы сельской кредитной кооперации Волгоградской области / Г. Н. Никулин // Вестник АПК Волгоградской области. - 2006. - № 3.

7. Осипов, А. Н. Роль и место сельскохозяйственных потребительских кооперативов в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» / А. Н. Осипов, Г. Е. Быков, Т. Ш. Булу-шев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - №2 12.

8. Павлова, Э. И. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России: правовые вопросы / Э. И. Павлова. - М. : Экономика, 1988.

9. Файн, Л. Е. Перспективы возрождения российской кооперации / Л. Е. Файн // Производственные кооперативы в России на пороге XXI века : в 2 т. / под ред. С. В. Смолянского. - М. : ЛИКОП : Ин-т государства и права РАН, 1996. - Т. 2.

THE ROLE OF AGRICULTURAL CONSUMERS’ COOPERATION IN DEVELOPMENT OF AGRARIAN SECTOR

L. V. Obyedkova

The article is devoted to analysis of the current status, the problems and advantages of agricultural cooperation development in Russia. Different forms of agricultural cooperatives such as trade and storage, supply and sales, and recycle influence on the production growth and agricultural production realization in the regions, on domestic food market organization and stable function. The author concluded that nowadays agricultural cooperation has become economically sounded ideology for agricultural commodity producer survival in modern conditions.

Key words: agrarian sector, consumers’ cooperation, agricultural, cooperatives, agricultural cooperation, SWOT-analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.