Научная статья на тему 'Особенности экономического и социального развития стран – членов шанхайской организации сотрудничества'

Особенности экономического и социального развития стран – членов шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальный финансовый кризис / антикризисные программы / государства – участники ШОС / Российская Федерация / социальная поддержка / миграция. / global financial crises / anti-crises programs / SCO member states / Russian Federation / social support / migration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Михайлин

В статье рассматриваются антикризисные программы, принятые правительствами стран – членов Шанхайской организации сотрудничества на фоне начавшегося в 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса. В центре внимания находится выявление общих мер антикризисного характера и конкретных мероприятий, обусловленных особенностями предкризисной хозяйственной ситуации в каждой из стран. В поле зрения автора находятся также меры социальной поддержки населения и оценка степени их адекватности остроте кризиса, поразившего страны ШОС. В работе предпринят анализ возросших потоков трудовой миграции из центрально-азиатских стран ШОС в основном в Россию и трудностей, связанных с их доступом на рынок труда и интеграцией в российское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И В. Михайлин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF MEMBER STATES OF SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Article deals with anti-crisis programs, approved by the member states governments of Schanghai cooperation organization upon the background of global financial crises, started in 2008. Focus of attention lies with revealing common and also concrete anti-crises measures, being influenced by particularities of precrises economic situation in each country. Attention is also centered on measures of social support for people and on the appraisal of degree of its adequacy with degree of crises which hit SCO countries. Analyses was made of increased flows of labor migration from Central Asia countries members of SCO mainly to Russia and difficulties, connected with their inclusion in labor market and integration into Russian society.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического и социального развития стран – членов шанхайской организации сотрудничества»

УДК УДК 327.8 И. В. Михайлин

доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье рассматриваются антикризисные программы, принятые правительствами стран - членов Шанхайской организации сотрудничества на фоне начавшегося в 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса. В центре внимания находится выявление общих мер антикризисного характера и конкретных мероприятий, обусловленных особенностями предкризисной хозяйственной ситуации в каждой из стран. В поле зрения автора находятся также меры социальной поддержки населения и оценка степени их адекватности остроте кризиса, поразившего страны ШОС. В работе предпринят анализ возросших потоков трудовой миграции из центрально-азиатских стран ШОС в основном в Россию и трудностей, связанных с их доступом на рынок труда и интеграцией в российское общество.

Ключевые слова: глобальный финансовый кризис, антикризисные программы, государства - участники ШОС; Российская Федерация; социальная поддержка; миграция.

Mikhailin I. V.

Doctor of Historical Sciences Professor of the Theory and History of International Relationships Department; e-mail: mikhailin.igor @ mail

SPECIFIC FEATURES OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF MEMBER STATES OF SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Article deals with anti-crisis programs, approved by the member states governments of Schanghai cooperation organization upon the background of global financial crises, started in 2008. Focus of attention lies with revealing common and also concrete anti-crises measures, being influenced by particularities of pre-crises economic situation in each country. Attention is also centered on measures of social support for people and on the appraisal of degree of its adequacy with degree of crises which hit SCO countries. Analyses was made of increased flows of labor migration from Central Asia countries members of SCO mainly to Russia and difficulties, connected with their inclusion in labor market and integration into Russian society.

Key words: global financial crises; anti-crises programs; SCO member states; Russian Federation; social support, migration.

Главная особенность современного этапа экономического и социального развития стран - членов ШОС состоит в том, что он протекает в условиях еще не завершенного мирового финансово-экономического кризиса. В результате кризиса отчетливо проявились основные аспекты глобализации, в частности сильно возросшая зависимость национальных хозяйственных систем от мировой экономической конъюнктуры. Одновременно обозначились, особенно применительно к Центральной Азии, некоторые аспекты регионализации, проявившиеся, в частности, в сходстве национальных экономических структур близко расположенных друг к другу стран.

Кризис, как известно, начался в США летом 2008 г. как результат спекулятивных операций на фондовом рынке. В дальнейшем подобно камню, брошенному в воду, вызванные кризисом круги распространились по всей мировой экономике и финансам, затронув в большей или меньшей степени многие страны, в том числе входящие в ШОС. Кризис и пути выхода из него стали серьезной проблемой для экономического и социального развития государств-участников ШОС. Проверке была подвергнута способность национальных правящих элит разработать системы антикризисных мер для решения двуединой задачи: смягчить негативные последствия для хозяйственных систем и принять адекватные меры социальной защиты населения, в первую очередь наиболее уязвимых его слоев.

Финансово-экономический кризис привел к обострению проблемы трудовой миграции. С учетом ее многократно возросших масштабов, расширения географии миграционных потоков (из Латинской Америки, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и др.) трудовая миграция превратилась в крупную социальную проблему международного масштаба. Массовая трудовая миграция из стран Центральной Азии приобрела в рамках ШОС региональное измерение этой проблемы.

Страны ШОС в неодинаковой степени испытали негативное воздействие финансово-экономического кризиса. В меньшей степени, в сравнении с другими странами-членами, он затронул экономику Китая. Роль Китайской Народной Республики заслуживает особого внимания. К середине «нулевых» он подошел со второй по объему ВВП экономикой в мире. Именно Китаю с его огромным потенциалом многие эксперты обоснованно отводили роль «локомотива», способного не только самому успешно справиться с кризисом, но

и вытащить мировую экономику из вызванного им экономического ступора.

Страна обладает достаточно квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силой. Ограниченность запасов минерального сырья Китай компенсирует за счет природных ресурсов стран центрально-азиатского региона. Но даже для Китая первые месяцы кризиса оказались достаточно болезненными.

Наиболее серьезно кризис затронул сферы финансов и торговли Китая. Приток иностранных инвестиций в китайскую экономику в конце 2008 г. в ежегодном исчислении сократился почти наполовину, более чем на 15 % уменьшился золотовалютный запас страны. На четверть снизилось число предприятий, созданных исключительно на средства иностранных инвесторов. Ухудшившаяся экономическая ситуация неблагоприятно отразилась на социальном положении населения. Помимо сокращения персонала на предприятиях, работающих на экспорт, закрытие производств с иностранным капиталом обернулось вынужденным возвращением в прежние места обитания более 20 млн крестьян, ранее переквалифицировавшихся в промышленных рабочих. Рост числа безработных, особенно в сельской местности, дальнейшее увеличение разрыва в доходах крестьян и рабочих, который в докризисный период доходил до 60 %, вызвали у людей чувство неуверенности, что обернулось, особенно в начальной фазе кризиса, заметным обострением социального напряжения в обществе.

Китайские власти быстро отреагировали на кризис. Уже в октябре 2008 г. правительство разработало инвестиционный план объемом 4 трлн юаней (около 580 млрд долл. США ) на 2009-2010 гг. Приоритетными направлениями использования средств госбюджета стало их инвестирование в строительство инфраструктурных сооружений и предоставление кредитов крупным государственным предприятиям. Одобрен план сокращения налогов на сумму в 500 млрд юаней, повышен коэффициент возврата налогов на экспорт: экспортные пошлины были «обнулены» или существенно снижены более чем на 120 товаров. Кроме того, в рамках начавшейся реформы местных и центральных органов особое внимание уделено усилению экономических и финансовых структур управления экономикой. Воспользовавшись вызванным кризисом падением цен на сырьевые товары, Китай предусмотрительно увеличил закупки

сырья, в первую очередь железной руды, нефти и меди, пополнив свои стратегические запасы по минимальным ценам. Своевременные и, в целом, достаточные, по мнению авторитетных аналитиков, меры, принятые китайским правительством, сработали. Уже в первом квартале 2009 г. экономические индикаторы, достигнув минимальных величин, начали поступательный рост.

Пакет антикризисных решений правительства был дополнен мерами социальной поддержки. Ее приоритетными направлениями были заявлены сохранение старых и создание новых рабочих мест, реформирование систем здравоохранения, социального обеспечения и снабжение населения лекарствами. К концу 2009 г., как было объявлено, все уволенные с обанкротившихся предприятий работники должны быть охвачены общей системой медицинского страхования, ранее распространяющейся на рабочих и служащих в городах и поселках. На эти цели правительство уже выделило 42,9 млрд юаней (около 6 млрд долл. США).

Кризис на короткое время приостановил, но не отменил намеченные ХVII съездом Компартии Китая (2007) ориентиры социально-экономического развития: увеличить к 2020 г. объем валового внутреннего продукта в 4 раза по сравнению с 2000 г. и довести долю ВВП на душу населения до более, чем 3 тыс. долл. США. С точки зрения перспектив выполнения задуманного первостепенное значение имеет проблема народонаселения. Известно, что Китай является самой густонаселенной страной в мире. Демографические показатели оказывают весьма серьезную нагрузку на производительные силы Китая.

С начала 1970-х гг. китайское руководство проводило демографическую политику, направленную на ограничение числа детей в семье. В результате тридцатилетних усилий Китай вошел в число стран с низкой рождаемостью: средние размеры семьи уменьшились с 4,8 человека в 1971 г. до 3,4 человека в 2000 г. Достижение упомянутых ориентиров страны китайское руководство связывает с продолжением демографической политики и более тесной ее взаимосвязью с задачами социально-экономического развития и снижением нагрузки на природу и экологию. Скорректированные с учетом новых планов демографические приоритеты включают контроль над численностью населения, повышение качества населения, совершенствование его структуры. В понятие «качество населения»

входит забота о здоровье жителей, об уровне их образования. Совершенствование структуры населения охватывает (при этом особого внимания заслуживают ускоряющиеся процессы старения населения) вопросы, связанные с состоянием трудовых ресурсов, половое соотношение населения (в ряде регионов доля мальчиков намного больше, чем девочек). Особое внимание планируется уделить изменению традиционного мировоззрения в вопросах рождаемости, контролю над численностью населения в сельской местности, мониторингу численности населения в районах с высоким уровнем рождаемостью, контролю над мигрантами. К числу относительно новых путей решения демографических проблем специалисты относят «переток» населения между странами. Речь идет об оказании поддержки гражданам, которые на законных основаниях отравляются за границу для выполнения подрядных работ. Эти меры направлены на достижение стратегической цели, сводящейся к тому, чтобы численность населения в Китае не превышала к 2050 г. 1,6 млрд человек.

Мировой кризис негативно повлиял на экономическое и социальное развитие Российской Федерации. Он застал Россию (в этом ее особенность) на этапе развития, когда перестройка экономики на рыночной основе в целом завершена, но в отдельных регионах руководители преимущественно среднего звена по инерции еще работают в режиме административно-командного управления. Это, а также несколько запоздалое реагирование на кризис во многом объясняют его достаточно болезненное воздействие на всю хозяйственную систему.

Влияние кризиса проявилось в резком замедлении темпов развития экономики. Наблюдавшийся в докризисный период приток инвестиций, в том числе иностранных, сменился «бегством» капиталов: их общие потери оцениваются в 200 млрд долл. США и более. Сократились золотовалютные резервы как результат интервенций Центрального банка, вызванных стремлением не допустить быстрого снижения курса рубля. Последствия кризиса усугублялись и рядом проблем, имевших чисто российское происхождение. К началу кризиса Россия, в силу неучастия в ВТО, по сути, оставалась за рамками мировой торгово-экономической системы. Недополученные выгоды от полноформатного участия в международном разделении труда усугублялись еще и тем, что на российские товары, согласно действующим правилам ВТО, распространялись дискриминационные

процедуры, наносившие экономике серьезный ущерб. На состоянии российской экономики негативно сказывались и структурные проблемы: чрезмерная зависимость от нефтяного и газового секторов, узость промышленной базы.

Одобренный российским правительством пакет антикризисных мер подкреплен значительными финансовыми ресурсами. Общий объем бюджетных расходов в 2008 и 2009 гг. составил более 2,9 трлн рублей (6,7 % от объема ВВП). Эти средства направлены, главным образом, на укрепление банковского сектора и финансовую поддержку крупнейших системообразующих предприятий, стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции, поддержку внутреннего спроса [1, с. 37].

К концу 2009 г. в российской экономике наметились некоторые позитивные тенденции, выразившиеся, правда, преимущественно в замедлении вызванного кризисом падения темпов роста ВВП и роста инфляции. Первые успехи в сдерживании негативных последствий кризиса постепенно формировали благоприятные условия для модернизации отечественной экономики. Модернизация применительно к российской экономике предполагает переход к инновационной модели развития, основанной на концентрации сил и средств на перспективных направлениях науки, использовании новейших технологий, применении новых знаний. Эти новаторские подходы получили правовое закрепление в законах об инновационной деятельности, передаче технологий. Постепенно формируется принципиально новая основа инновационной модели развития, опирающейся на партнерство государства и бизнеса.

Выделены крупные средства на финансирование инновационных проектов, оказана серьезная финансовая поддержка научных и образовательных организаций. В их числе - российский научный центр «Курчатовский институт», проект «Сколково», государственная корпорация РОСНАНО, инновационные зоны в Новосибирске и Томске.

Финансовый кризис привел к росту безработицы и заметному снижению уровня жизни большинства россиян. Число безработных в 2009 г. увеличилось на 2,7 млн человек [4, с. 38], а к середине 2013 г. составило 5,5 млн человек. Вместе с тем государству удалось своевременно развернуть программы по переподготовке высвобождаемых работников, что помогло снизить социальную напряженность.

В 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице, выделено более 111 млрд рублей на поддержку социально уязвимых групп населения. Создан Стабилизационный фонд, сформированный из значительной части доходов от нефти, что позволило легче пережить резкое падение цен на энергоресурсы.

Несмотря на заметное ухудшение отдельных социальных показателей России, тем не менее, удалось по отдельным параметрам качества жизни сохранить ведущие позиции в мире. Так, среди наших граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57 % -такой уровень отмечен только в трех (Япония, Южная Корея, Канада) странах мира. С учетом высокого уровня образованности населения не выглядит недостижимой поставленная российским руководством цель создания к 2020 г. 25 млн новых высокотехнологичных хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования [11, с. 5]. Вполне осуществима и другая задача - обеспечить такой уровень развития, чтобы Россия вошла в течение ближайших лет в пятерку ведущих экономик мира.

Позитивные подвижки произошли в динамике демографической ситуации. В 2011 г. впервые в российской истории был отмечен прирост населения. Продолжительность жизни в России уже выше, чем в Советском Союзе в 1990-1991 гг. [11, с. 5]. В последние годы российские семьи все чаще стали брать на воспитание детей, оставшихся без родителей. Вместе с тем демографическая проблема в России отягощена старением населения, в связи с чем увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособную его часть.

В целом, достигнутые результаты свидетельствуют, что план антикризисных мероприятий в России в основном сработал, хотя отдельные специалисты указывают на то, что в действиях властей преобладает непродуктивный подход, связанный с сосредоточением внимания на непроизводственной сфере [4, с. 38].

Самостоятельную группу в рамках ШОС составляют страны Центральной Азии - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Каждая из этих стран имеет свои особенности, однако их объединяет несколько факторов. Первый из них - геополитический. Центрально-азиатский регион отрезан от Мирового океана, вследствие чего все входящие в него страны ШОС лишены возможности использовать морские перевозки в торгово-экономической деятельности. Второй - историко-экономический. В период существования СССР эти ныне

самостоятельные государства входили в его состав как союзные республики и в этом качестве получали дотации из государственного бюджета. После обретения политической независимости Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан утратили такую возможность и стали опираться на собственные ресурсы и возможности. Но если в разработке природных ресурсов новые независимые государства еще пользовались наработками советского периода, то национальные стратегии развития определялись исключительно правящими элитами. Начиная с 2000 г., на протяжении восьми лет в центрально-азиатских странах ШОС наблюдалась положительная динамика экономического развития. Это нашло отражение в росте основных показателей экономики: росте валового внутреннего продукта (ВВП), выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, инвестиций в основной капитал.

Мировой финансовый кризис стал точкой отсчета понижающей тенденции в экономическом и социальном развитии центрально-азиатских стран. Действительно, в начальной фазе финансового кризиса в центрально-азиатских странах почти синхронно снизились темпы промышленного развития, сократилось производство сельскохозяйственной продукции, выросла безработица, уменьшились доходы населения.

Республика Казахстан занимает особое место в центрально-азиатском регионе. Эта страна обладает более высоким по сравнению со своими географическими соседями уровнем развития. Экономическое благополучие Казахстана было заложено в основном в советский период, когда были созданы основы промышленности, разведаны месторождения энергоресурсов (нефть, газ) и начата их промышленная разработка. В постсоветский период Казахстан по степени и глубине рыночных преобразований заметно опередил своих соседей по центрально-азиатскому региону.

Вместе с тем именно Казахстан вследствие большей, нежели у его центрально-азиатских соседей открытости своей экономики, наиболее болезненно перенес начальную стадию кризиса. Замедлился рост ВВП, сократилось более чем вдвое в 2008 г. по сравнению с последним предкризисным годом производство промышленной продукции, уменьшились объемы сельскохозяйственной продукции. Казахстан стал единственной страной региона, где власти в феврале 2009 г. были вынуждены пойти на девальвацию национальной

валюты. Это привело к незамедлительному росту цен на 20-30 %, отразившемуся на покупательной способности значительной части населения страны. Нанесенный казахстанской экономике мировым кризисом ущерб был частично компенсирован возросшими поступлениями от добычи нефти и газового конденсата.

Незадолго до начала кризиса правительство Казахстана, руководствуясь исключительно хозяйственными интересами, разработало программу комплексных мер по поддержке национальной экономики. Глубина проработанности и сфера охвата программы были таковы, что почти в неизменном виде предусмотренные в ней мероприятия стали основой действий властей по преодолению негативных последствий кризиса.

Основное внимание в программе уделено стабилизации финансового сектора, поддержке малого и среднего бизнеса (предоставление кредитов, открытие доступа к заказам государственных структур, снятие административных барьеров для развития предпринимательства), развитию агропромышленного комплекса, инновационных и индустриальных проектов (инвестиции для поддержки экспортно-ориентированных секторов) [10, с. 9]. Перечисленный комплекс мероприятий направлен на решение важных взаимосвязанных задач по преодолению негативных последствий кризиса: поддержание устойчивости финансовой системы и стимулирование деловой активности в кредитозависимых секторах экономики.

Последующие события показали, что приобретшие в изменившихся под влиянием кризиса хозяйственных условиях характер антикризисной программы правительственные меры носили выверенный и своевременный характер. О своевременности поддержки малого и среднего бизнеса можно судить хотя бы по признанию руководителя Торгово-промышленной палаты Казахстана, высказавшегося в том смысле, что около 70 % предпринимательского сообщества находилось на грани банкротства [5, с. 116]. Стимулированная правительственными мерами национальная экономика стала оживать. Если в 2009 г. прирост ВВП был всего 1,2 %%, то уже в 2010 г. он составил 7 %%, что дает основание рассматривать второй посткризисный год началом постепенного преодоления последствий кризиса. Вслед за ростом ВВП наметился постепенный подъем и других значимых показателей экономики. Не принижая значения своевременных правительственных мер, нельзя вместе с тем не

признать, что наметившийся экономический рост был обусловлен, помимо прочего, благоприятной конъюнктурой мировых рынков, высокими ценами на энергоносители.

Финансовый кризис негативно отразился на всех слагаемых материального положения широких масс населения, в первую очередь на снижении заработной платы. Действительно, в первый год кризиса номинальная зарплата, оставаясь в русле повышательной тенденции предшествующего периода, продолжала увеличиваться, но реальная по сравнению с предыдущим годом, хотя и ненамного, но все же снизилась. Возросли масштабы безработицы, составившей к концу 2008 г. свыше 550 тыс. человек (более 6,5 % активного населения).

В этих условиях чрезвычайно важными представляются предусмотренные правительственной программой мероприятия социального характера. В их числе - меры по сохранению реальных доходов населения, увеличение социальных выплат, пенсий, заработной платы, создание новых рабочих мест. Заслуживает внимания положение программы, касающееся формирования правительством стабилизационных фондов товаров первой необходимости. Важным практическим шагом стала разработка и осуществление с 1 июля 2011 г. Программа занятости - 2020, целью которой является повышение доходов населения путем создания условий для устойчивой занятости [10, с. 207].

Правительством установлена необходимая социальная помощь, однако на государственную социальную поддержку имели право далеко не все нуждающиеся семьи [9, с. 37]. В рамках упомянутой Программы правительством выделено 40 млрд тянге, что позволяет охватить мерами государственной поддержки не менее 100 тыс. человек [12, с. 207].

Своего рода антиподом Казахстану с его открытой экономикой является Республика Узбекистан. Особенность Узбекистана, его хозяйственной и банковской системы, состоит в их слабой вовлеченности в мировую экономику. В силу этого воздействие финансового кризиса на экономику Узбекистана было незначительным и кратковременным. Кризис вызвал трудности в работе некоторых отраслей добывающей промышленности, повлиял на сокращение объемов узбекского экспорта. К примеру, уменьшение посевных площадей под хлопок в пользу зерновых культур (по той причине, что для

своего полива последние требуют значительно меньше воды, в чем Узбекистан испытывает большой дефицит) и, как следствие, сокращение объемов поставок этой важнейшей статьи узбекского экспорта на мировые рынки, обернулось ощутимым снижением валютных поступлений. Снизился спрос на такие статьи узбекского экспорта, как драгоценные и цветные металлы, нефтепродукты. Ослабла и другая «подпорка» национального бюджета - денежные переводы узбекских рабочих, выезжавших на заработки в другие страны, в настоящее время вынужденных возвращаться на родину вследствие повсеместного свертывания из-за кризиса деловой активности. Увеличение числа безработных при определенных обстоятельствах может быть сопряжено с усилением социальной нестабильности в стране.

Правящие круги Узбекистана оперативно отреагировали на кризис разработкой Антикризисной программы на 2009-2012 гг. Основные направления программы сводились к следующим: развитие финансово-банковской системы (посредством продолжения политики капитализации банков за счет средств госбюджета); стимулирование внутреннего производства (путем предоставления ценовых преференций отечественным производителям); поддержка и обеспечение стабильной работы предприятий экспортеров (через выделение кредитов на пополнение оборотных средств, содействие продвижению продукции предприятий экспортеров на внешние рынки). В рамках реализации Антикризисной программы запланировано осуществить около 300 новых инвестиционных проектов в отраслях реального сектора экономики.

Одна из целей Антикризисной программы состоит в снижении зависимости национальной экономики от импортных товаров посредством налаживания импортозамещающего производства. Значительная роль в реализации этой установки отведена предприятиям малого и среднего бизнеса. До недавнего времени этот сегмент реального сектора не имел возможности раскрыть свой производственный потенциал, в том числе по причине высокой фискальной нагрузки на предпринимателей. С целью выправления сложившейся ситуации в марте 2009 г. в русле Антикризисной программы был принят план локализации, рассчитанный на более активное вовлечение малого и среднего бизнеса в производственные процессы (планируется разместить в этом секторе до 70 % всех госзаказов), в том числе в импортозамещающее производство. Планом локализации

предусмотрено снижение ставок единого налогового платежа для мелких фирм и малых предприятий до 7 % в 2009 г.

Антикризисная программа включает разноплановые меры по социальной поддержке населения. В частности, предусмотрено продолжение курса на повышение роста доходов населения (рост зарплат в 2009 г. в бюджетной сфере в 1,4 раза), создание новых рабочих мест в дополнение к 660 тыс., появившихся в 2008 г., стимулирование более широкого распространения надомного труда. Развернута национальная программа по подготовке кадров и совершенствованию системы непрерывного образования. Серьезным шагом стало обнародование в 2009 г. президентского постановления о дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности.

Республика Таджикистан имеет много общего с Узбекистаном в том, что касается взаимоотношений с мировыми экономикой и финансами. Отсутствие рынка ценных бумаг, незначительная роль вследствие неразвитости промышленности в экономическом развитии обусловили слабую восприимчивость Таджикистана к последствиям мирового кризиса. Его проявления выразились в незначительном снижении в 3 квартале 2008 г. объема ВВП и небольшом сокращении промышленного производства в январе - феврале 2009 г.

Кризис обнажил уязвимость хозяйственной системы, обострил экономические и социальные противоречия в стране. Падение мировых цен на алюминий, хлопок, текстильные изделия лишило страну значительной части средств, необходимых для экономического развития. Массовое возвращение домой рабочих мигрантов не только частично перекрыло канал денежных переводов, но и создало предпосылки для постепенного вызревания настроений социального недовольства и протеста. В начале 2009 г. на фоне сокращения валютных поступлений в Таджикистане усилилось обесценивание национальной валюты.

Обострение внутритаджикских противоречий под воздействием мирового финансового кризиса носило объективный характер. Вместе с тем существовал и субъективный фактор. Он выразился в получившем широкое распространение, в том числе на уровне экономического блока правительства, мнении, что кризис обойдет Таджикистан стороной, что не могло не отразиться на известной з аторможенности в осмыслении его воздействия на таджикскую экономику и поиске путей его смягчения.

Проблемы социально-экономического развития достигли такой степени остроты, что побудили правящие круги дважды (в декабре 2008 и весной 2009 гг.) обсуждать меры по противодействию последствиям финансово-экономического кризиса. Сначала был одобрен план мероприятий по смягчению воздействия кризиса, который обозначил четыре основных направления действий. Специалисты обратили внимание на то, что два из них (привлечение финансовой помощи международного сообщества и усиление сотрудничества с США) были рассчитаны на помощь извне. Еще одно направление предусматривало замену правительственных чиновников, несущих прямую ответственность за то, что они «просмотрели» момент, когда кризис стал реально сопрягаться с внутриполитическими трудностями и воздействовать на их обострение.

Четвертое, собственно экономическое, направление включало решения об образовании стабилизационного фонда развития экономики, государственного фонда материальных ресурсов и мобилизационных резервов Таджикистана. Этим структурам отводилась функция финансового обеспечения задуманных правительством реформ. В числе конкретных мер финансово-экономического оздоровления таджикской экономики названы поддержка банковской системы, помощь отечественному сельскохозяйственному сектору, а также снижение ставок по кредитам, рассчитанное на оживление деловой активности в стране.

В апреле 2009 г. был одобрен Дополнительный план антикризисных мер на краткосрочный период. Принятие плана совпало с критическим обострением ситуации на рынке труда. Финансовые затруднения вынудили Вахшский азото-туковый комбинат, хлопкоочистительные заводы, другие крупные предприятия отправить своих рабочих в отпуск без сохранения содержания. Об увольнении своих сотрудников объявили некоторые банки, предприятия связи. На фоне реальной перспективы обострения социальной обстановки в стране власти включили в дополнительный план меры по созданию новых рабочих мест и переподготовке трудовых резервов. В 2009 г. было принято решение создать внутри страны более 180 тыс. рабочих мест, а в будущем ежегодно создавать по 100 тыс. рабочих мест [7, с. 118].

Что касается заявленных правительством претензий на получение финансовой помощи извне, то они в значительной мере

оправдались. О своей готовности оказать Таджикистану финансовую помощь для борьбы с бедностью объявили МВФ, Комиссия Европейского Союза, Азиатский банк развития, а также США.

Республика Кыргызстан (РК), так же как Узбекистан и Таджикистан, слабо интегрирована в мирохозяйственную систему и финансы, вследствие чего кризис не очень сильно затронул ее экономику. Главными его проявлениями стали снижение реального объема ВВП в 2009 - 2010 гг. и сокращение масштабов промышленного и сельскохозяйственного производства. Особенность воздействия кризиса на Кыргызстан выразилась в том, что его негативные проявления были многократно усилены внутриполитическими событиями. В апреле 2010 г. страна была охвачена второй кыргызской революцией, завершившейся выборами в октябре 2011 г. Эти полтора года вместили изменения во властных коридорах, референдум по Конституции, стихийные уличные выступления, соперничество за политическую власть. Все это отвлекало правящие круги от хозяйственных проблем, а трудящиеся массы - от кропотливого повседневного труда.

Осенью 2008 г. были приняты антикризисные меры. Их особенность состояла в том, что их формулировала одна, ныне свергнутая власть, проводила в жизнь - другая в лице переходного правительства Р. Отумбаевой, а вносила коррективы и их реализовывала нынешняя - пришедшая к руководству страной в результате победы на выборах.

Комплекс антикризисных мер изложен в двух документах. Первый из них - Антикризисный план на краткосрочную перспективу 2009-2011 гг. Второй - Курс на преодоление кризиса через преобразования (рассчитан на реализацию в течение 10-15 лет).

На первом этапе во главу угла поставлены задачи достижения стабильности макроэкономической ситуации и банковской системы. Эти задачи решаются путем обеспечения стабильности цен, понижения уровня инфляции, уменьшения банковских рисков, внедрения системы «защиты вкладов». Под эти задачи создан специализированный фонд рефинансирования банков. Важнейшим приоритетом заявлено обеспечение экономического роста посредством поддержки внутреннего спроса и создания благоприятной деловой и инвестиционной среды. На решение этой задачи направлены такие меры, как переориентация инвестиционных процессов в секторы, способные дать быструю отдачу, размещение заказов преимущественно на

отечественных предприятиях, оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего бизнеса. Под решение этой задачи создан Фонд развития при правительстве Республики Кыргызстан.

В сфере социальной политики на краткосрочный период 20092011 гг. заложены такие цели, как рост номинальной зарплаты в 2,2 раза, увеличение среднего размера пенсий на 45 %, снижение уровня безработицы, строительство социального жилья с привлечением бюджетных средств, увеличение продолжительности жизни до 70 лет.

Долгосрочными целями заявлены реформы системы управления Республики Кыргызстан, рациональное регулирование производственных процессов, проведение эффективной социальной политики.

Несмотря на такие неблагоприятные факторы, как частая сменяемость власти и неспокойный социальный фон национальная экономика, судя по официальным данным, в последние годы добилась определенных успехов. В целом, преодолены серьезные последствия воздействия финансово-экономического кризиса 2008 г. и политического 2010 г., стабилизировались макроэкономические показатели. По официальной статистике, реальный рост ВВП в 2011 г., по предварительным данным за 9 месяцев, составил 6,5 % против отрицательного показателя - 0,2 % за соответствующий период 2010 г. Заметнее всего выросла промышленность - около 18 %. Существенный рост достигнут по отдельным отраслям: по энергетике на 30 %, горнодобывающей промышленности - более чем на 16 %.

Страны Центральной Азии, как отмечалось выше, разрабатывают и реализуют в основном с опорой на собственные силы национальные стратегии преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Международное сообщество, однако, не остается безучастным к усилиям центрально-азиатских стран и коллективно (в лице интеграционных объединений и международных организаций), и индивидуально оказывают им консультативную помощь и финансовую поддержку. Примеров тому немало.

Значительная работа по минимизации последствий глобального финансового кризиса проводится в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которого являются 5 из 6 стран - членов ШОС. Вопросы антикризисного взаимодействия рассматриваются в рамках созданного решением Совета глав государств СНГ постоянно действующего совещания на уровне министров финансов

государств - участников. Сотрудничество в борьбе с последствиями кризиса в рамках СНГ идет параллельно с соответствующими усилиями, предпринимаемыми в Евразийском экономическом сообществе. В рамках ЕврАзЭС утвержден План совместных мероприятий по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Учрежден Антикризисный фонд с объемом средств в размере 10 млрд долл. США, из которых 7,5 млрд внесла Россия, 1 млрд -Казахстан [6, с. 44-45].

Программа центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС) в 2008 г. мобилизовала 2,4 млрд долл. США для финансирования реализуемых в странах ЦА, в том числе государствах - членах ШОС, проектов в области энергетики, транспорта.

Специальная программа ООН для стран Центральной Азии (СПЕКА) оказывает государствам региона техническую помощь посредством осуществления конкретных проектов в социально-экономической сфере.

Всемирный банк выделил на оказание помощи развивающимся странам в борьбе с глобальным финансово-экономическим кризисом 59 млрд долл. США. В страны Европы и Центральной Азии были направлены кредиты на сумму 9,4 млрд долл. США.

Азиатский банк развития (АБР) выделил 102 млн долл. США Таджикистану для преодоления последствий мирового кризиса.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в рамках своего пакета антикризисных мер инвестировал 7,9 млрд евро на поддержку банковского сектора в странах, где у него функционируют представительства.

Все вышеназванные меры мирового сообщества позволили странам Центральной Азии не допустить сокращения социальных выплат, в основном сохранить достигнутые уровни занятости и воспрепятствовать росту безработицы [10].

Схожесть хозяйственных систем Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана имеет проекцию на демографическую ситуацию и уровень социальной защищенности населения этих стран. Что касается Казахстана, то благодаря более высокому уровню экономического развития он имеет нескольку иную демографическую и социальную динамику.

Центрально-азиатские страны и Казахстан отличает наиболее высокий из числа стран ШОС, а в более широком смысле и СНГ рост численности населения. Наиболее значительно в период

с 1992 по 2011 гг. увеличилось число жителей в Узбекистане - на 7,1 млн человек (более 30 %), Таджикистане - на 2,1 млн (38 %), Киргизии - на 1 млн человек (более 22 %). В Казахстане численность населения сначала сокращалась, а с 2004 г. вновь стала расти. Растущая динамика повышения рождаемости связана с тем, что все эти страны находятся на так называемом третьем этапе демографического перехода, который характеризуется относительно высоким уровнем рождаемости и низким уровнем смертности благодаря молодой структуре населения. Удельный рост населения в возрасте до 14 лет составляет в Узбекистане и Таджикистане 36-37 %, в Киргизии - 32 %. Среди центрально-азиатских государств самыми значительными человеческими ресурсами располагает Узбекистан. В связи с неуклонным ростом населения Узбекистан, Таджикистан и Киргизия и, хотя и в меньшей степени, Казахстан испытывают большое демографическое давление в условиях слабого рынка труда и слабо развитой экономики [3, с. 87, 90, 93].

Относительно устойчивой тенденцией даже на фоне растущей демографической динамики остается преобладание доли жителей, проживающих в сельской местности. Лидирующие позиции по этому показателю в ШОС занимает Узбекистан, а в СНГ - Туркменистан.

Распределение занятых по сферам экономической деятельности, как известно, отражает уровень развития государства. В Кыргызстане и Таджикистане в реальном секторе занято более 50 % активного населения за счет повышенной занятости (от 1/3 до 2/3) в сельском хозяйстве. В Казахстане занятость трудоспособного населения в реальном секторе и сфере услуг распределена в основном поровну.

Кризис, как уже отмечалось, резко изменил ситуацию на рынках труда. Одним из показателей, характеризующих состояние рынка труда, является соотношение числа безработных и количества вакантных рабочих мест. Наиболее благоприятное положение из числа центрально-азиатских государств сложилось в Казахстане с соотношением 2,56 безработных на одну вакансию. Полярная ситуация наблюдается в Узбекистане (135 безработных), Кыргызстане (21). В этом перечне отсутствует Таджикистан, что может быть следствием двух причин. Во-первых, наличием скрытой безработицы, данные по которой не попадают в официальные сводки. Во-вторых, целенаправленной работой службы занятости.

Применительно к Таджикистану первая причина действительно имеет место, особенно если принять во внимание, что и без того перенасыщенный рынок труда ежегодно пополняется около 80-90 тыс. молодых людей, не имеющих профессиональной подготовки, увеличивая тем самым армию безработных. При этом, по данным за 2004 г., обращение в Государственную службу занятости безработных с последующей регистрацией составляет всего 14 % [1, с. 69]. В этих условиях заслуживает внимания деятельность ГСЗ Таджикистана. Она строит свою работу с опорой на Закон Республики «О содействии занятости населения». Одна из главных функций ГСЗ состоит в управлении программами адаптации к рынку труда. Наиболее распространенной формой оказания помощи в поисках работы в деятельности ГСЗ Таджикистана является предоставление ищущим работу информации об имеющихся вакансиях. По оценкам авторитетных специалистов, повышению эффективности реализуемой посредством ГСЗ государственной стратегии на рынке труда могут содействовать такие меры, как разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования работодателей к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест, содействие формированию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса [2, с. 54].

Основательная проработанность и ориентация на перспективу отличают реализуемую в Казахстане Программу «Занятости - 2020». Задачи Программы состоят в вовлечении в продуктивную экономическую деятельность самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, развитие кадрового потенциала для реализации программы индустриализации, совершенствования системы оказания адресной социальной помощи. Программа включает три направления, при этом каждое имеет продуманный механизм реализации. Первое нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости граждан путем содействия в трудоустройстве (бесплатные курсы профессиональной подготовки и др.). Второе направление предполагает повышение экономической активности граждан через организацию собственного дела (обучение основам предпринимательства, предоставление микрокредитов). Третье предусмотрено на случай отсутствия у участников Программы реальных возможностей заниматься наемным трудом или собственным делом (оказание содействия добровольному переезду таких людей

из регионов с низким экономическим потенциалом в центры деловой активности). Зафиксированный по состоянию на июнь 2011 г. показатель безработицы в Казахстане (0,7 % от экономически активного населения) оказался наравне с Белоруссией самым низким показателем среди всех стран СНГ, что свидетельствует не только об экономическом здоровье страны, но и об эффективности работы Программы «Занятость - 2020» [12, с. 208-209].

Россия заинтересована в успешной работе служб занятости, а в более широком плане в скорейшем преодолении центрально-азиатскими странами ШОС негативных последствий кризиса и кардинальном улучшении своего социально-экономического положения. Этот интерес объясняется тем, что граждане этих стран, отчаявшись трудоустроиться на родине, выезжают в поисках работы в другие страны. Наибольший приток рабочих-мигрантов из центрально-азиатских стран приходится на Россию: из Узбекистана - 643 тыс., Таджикистана - 391 тыс., Кыргызстана - 185 тыс. Выходцы из этих трех государств составили в 2008 г. более 50 % от числа всех иностранных рабочих мигрантов, осуществлявших на легальном основании трудовую деятельность в России. По сравнению с относительно спокойным 2006 годом численность работников из Узбекистана возросла более чем в 6 раз, Таджикистана - почти в 4 раза, Кыргызстана - в 5,6 раза [8, с. 87]. В оценке реальных масштабов присутствия рабочих мигрантов из центрально-азиатских стран следует учитывать два обстоятельства. С началом финансово-экономического кризиса число рабочих-мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также Казахстана, имеющих разрешение на работу, заметно увеличилось. Кроме того, возросла нелегальная миграция.

В настоящее время по масштабам трудовой миграции в Россию Узбекистан и Таджикистан вышли на первое и второе места в списке основных стран-экспортеров рабочей силы. Основная часть прибывающих в Россию мигрантов новых, постсоветских, поколений из государств Центральной Азии отличается более низким уровнем образования, плохим знанием русского языка по сравнению со старшими поколениями, половина из них не имеет профессионально-квалификационной подготовки. Сложные проблемы связаны с конкуренцией мигрантов и коренного населения на рынке труда, формированием толерантного отношения к ним россиян. Все это создает

дополнительные трудности для доступа мигрантов на рынок труда и интеграции в российское общество. В последнее время российские власти приняли ряд мер по упорядочению нахождения иностранных рабочих на территории РФ.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Антикризисные меры в странах ШОС носили объективно необходимый характер. В условиях глобального финансово-экономического кризиса они были рассчитаны на то, чтобы уберечь развитые страны ШОС от экономических потрясений, а менее развитые - от коллапса их хозяйственных систем. Антикризисные меры выполнили свою миссию, создав предпосылки для выхода стран из кризиса с окрепшей экономикой.

2. Программы антикризисных мер стран ШОС были своевременными и продуманными. Они достаточно органично сочетали краткосрочные задачи и долговременные цели. Решающую роль в разработке, финансировании и осуществлении антикризисных программ играло государство. Финансовая помощь и консультативная поддержка со стороны интеграционных объединений и международных организаций носила важный, но все же, в основном, вспомогательный характер.

3. Антикризисные программы продолжают взятый и реализуемый правительствами государств - участников ШОС, хотя и с разной степенью последовательности и успешности, курс на реформирование собственных экономик на рыночной основе. В программах центрально-азиатских стран заявлены финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, кредитование мелких фирм, снятие административных барьеров и обучение основам предпринимательства и др. Есть основания полагать, что на этапе посткризисного восстановления центрально-азиатских стран эти меры рыночного характера обретут более полную и последовательную реализацию.

4. Меры активной социальной поддержки являются неотъемлемой составляющей антикризисных программ. Они охватывают широкий спектр направлений. Принципиально важно, что большинство стран ШОС, не ограничиваясь простым увеличением социальных выплат, ставят задачи существенного увеличения рабочих мест (Россия, Казахстан, Таджикистан), разрабатывают государственные программы и создают службы занятости. Многоплановые связи центрально-азиатских государств в силу их географической

близости и схожести проблем развития служат залогом заимствования с поправкой на страновую специфику полезного опыта обустройства социальной жизни.

5. Трудовая миграция, как проявление глобализации мирового хозяйства, превращается в важный инструмент содействия экономическому развитию многих государств, в том числе Российской Федерации. Современная трудовая миграция с учетом ее многократно возросших масштабов, в том числе на российском направлении, представляет собой во многом новое и сложное социальное явление. Она оказывает неоднозначное воздействие на экономическую, общественную и культурную жизнь стран-реципиентов, в том числе России. Проблема трудовой миграции, оказываемое ею влияние на разные стороны жизни стран-реципиентов, ее адаптация к иной языковой, культурной среде, взаимоотношения с местным населением, исповедующим иную религию, представляют несомненный интерес для изучения в ходе учебной и научной деятельности в рамках Университета ШОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитический доклад по проведению обследования рабочей силы в Таджикистане (июль-август, 2004). - Душанбе, 2005. - С. 69.

2. Ашуров С. Б. Государственная стратегия регулирования занятости в Республике Таджикистан // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. - 2010. - № 4. - С. 54.

3. Воробьёва О. Д., Топилин А. В. Миграционная политика стран Содружества: необходимо и возможно // Народонаселение. - 2010. - № 2. -С. 87, 90, 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ивановский Б. Г. Россия в глубоком кризисе и модернизация экономики // Россия в условиях мирового экономического кризиса: сб. науч. тр. - М. : ИНИОН РАН, 2010. - С. 37-38.

5. Куртов А. Влияние глобального экономического и финансового кризиса на деятельность центрально-азиатских стран - участниц ШОС // Стратегия развития ШОС и политика Россия в этой организации. - М. : ИДВ РАН, 2012. - С. 116.

6. Международная жизнь. - 2009. - № 8. - С. 44-45.

7. Миграционный мост между Центральной Азии и Россией в условиях экономического кризиса: Резолюция международного симпозиума Москва - Худжанд, 1-4 ноября 2010 г. // Народонаселение. - 2011. -№ 2. - С. 87; 37; 118.

8. Народонаселение. - 2010. - № 2. - С. 87.

9. Народонаселение. - 2012. - № 2. - С. 37.

10. Новокшанова Н. А. Опыт антикризисного управления экономикой в странах Центральной Азии. - 2011. - Вып. 1 (14). - С. 9, 24.

11. Путин В. В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. - 2012 (16 января). - С. 5.

12. Россия и современный мир. - 2012. - № 1. - С. 207-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.