Научная статья на тему 'Потенциал экономической интеграции стран Шанхайской организации сотрудничества'

Потенциал экономической интеграции стран Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1592
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Ся Гуанъюань

Рассматриваются этапы создания ШОС и развития экономического сотрудничества стран-членов, анализируются экономические параметры интеграционного потенциала стран ШОС, включающие показатели ВВП на душу населения, темпы экономического роста и внешнеторгового оборота, транспортную инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал экономической интеграции стран Шанхайской организации сотрудничества»

КАПуСТИНА Лариса Михайловна

Доктор экономических наук, профессор, декан факультета менеджмента и международных отношений, заведующая кафедрой менеджмента и рекламы

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-70-61 e-mail: lakapustina@bk.ru

СЯ Гуанъюань

Консул

Генеральное консульство

Китайской Народной Республики в Екатеринбурге

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 52 Контактный телефон: (343) 379-39-62 e-mail: xiaguangyuan513@yahoo.com.cn

Потенциал экономической интеграции стран Шанхайской организации сотрудничества

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества; региональная экономическая интеграция; транзитный потенциал; экономический потенциал; ВВП на душу населения; темпы экономического роста; внешнеторговый оборот; конкурентная позиция.

Аннотация. Рассматриваются этапы создания ШОС и развития экономического сотрудничества стран-членов, анализируются экономические параметры интеграционного потенциала стран ШОС, включающие показатели ВВП на душу населения, темпы экономического роста и внешнеторгового оборота, транспортную инфраструктуру.

Истоки создания ШОС уходят в 1996 г., когда была образована «Шанхайская пятерка» [1]. Это объединение изначально получило свое развитие на основе переговоров по укреплению доверия и сокращению военной силы в приграничных районах КНР с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Руководители пяти стран, встречаясь поочередно в Шанхае и Москве в 1996 и 1997 гг., подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах», тем самым запустив важный исторический процесс, впоследствии названный «Шанхайской пятеркой».

В июне 2001 г. руководители пяти стран и Президент Узбекистана встретились в Шанхае и опубликовали «Декларацию о создании ШОС» [11], решив повысить статус «Шанхайской пятерки» до уровня организации регионального сотрудничества. Так появилась Шанхайская организация сотрудничества, в состав которой вошли шесть государств: КНР, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Для выполнения целей и задач «Хартии ШОС» в рамках организации были учреждены следующие органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Совещания руководителей министерств и ведомств; Совет национальных координаторов; Региональная антитеррористическая структура; Секретариат [2].

Тема экономического взаимодействия в рамках ШОС иногда незаслуженно остается в тени на фоне того внимания, которое уделяется сотрудничеству шести стран - членов организации в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком.

© Капустина Л. М., Ся Г., 2009

Это вряд ли обосновано, поскольку не дает полного представления о сути ШОС. Основные этапы становления ШОС представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные результаты встреч глав государств - членов ШОС

Дата и место проведения Результат

1 14-15 июня 2001 г. Шанхай Принята «Декларация о создании ШОС», сформулированы принципы регионального экономического сотрудничества и намечены этапы процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций

2 7 июня 2002 г. Санкт-Петербург Подписаны «Хартия ШОС», «Соглашение о региональной антитерро-ристической структуре», «Декларация глав государств - членов ШОС»

3 28-29 мая 2003 г. Москва Принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Цель программы - до 2020 г. создать «регион экономической интеграции нового типа»

4 17 июня 2004 г. Ташкент Ратифицированы «План и меры по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества» (более 100 проектов в области экономики, научно-технической и гуманитарной областях)

5 5 июля 2005 г. Астана Договор об усилении работы по развитию торгово-экономического сотрудничества и улучшению условий инвестирования на основе равноправного и взаимовыгодного режима. Составление проектов и планов сотрудничества в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций, науки и техники, сельского хозяйства

6 14-15 июня 2006 г. Шанхай Определены приоритетные направления сотрудничества в сфере энергетики, информационных технологий и транспорта. С целью финансирования проектов начала работу SCO Interbank Association

7 16 августа 2007 г. Бишкек Подписано «Соглашение ШОС о сотрудничестве и взаимодействии в таможенных делах» с целью упрощения таможенных формальностей и создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности

8 28 августа 2008 Душанбе Принято решение разработать межправительственное соглашение в рамках ШОС в области международной информационной безопасности. Обсуждался вопрос о введении единой общей валюты для применения во внешней торговле между странами ШОС, а также о создании банка ШОС с участием стран-членов и наблюдателей для облегчения торговли

Примечание. Составлено по данным сайта Инфо ШОС: http://www.infoshos.ru.

В процессе создания ШОС возникали трудности. У стран - участниц ШОС огромные различия в масштабах территории, суммарной национальной мощи, разная история, религия и культурный фон. Кроме того, у них не было достаточного опыта в создании новых международных организаций. Однако все эти различия и недостаток опыта не стали препятствием на пути развития сотрудничества шести стран. Наоборот, путем консультаций и согласований стороны не только преодолели трудности, но и нашли своеобразный дух сотрудничества - «шанхайский дух» [3], что означает «взаимное доверие, взаимную выгоду, равноправие, консультации, уважение культурного многообразия, стремление к общему развитию» [4].

Инструментом налаживания экономической интеграции выступает созданный Организацией Деловой совет ШОС [5]. Совет представляет собой объединение деловых и финансовых кругов. Предприниматели являются той силой, которая способствует углублению регионального экономического сотрудничества. Орган берет на себя также ответственность и за социальную составляющую: взаимодействие стран ШОС

в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства.

Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества шести стран ориентирована на длительную перспективу - до 2020 г. [6]. В среднесрочной перспективе - к 2010 г. - ставится задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарентные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества.

По экономической мощи ШОС уступает лишь лидеру мировой экономики США: 4 704 млрд дол. против 13 807 млрд дол., опережая Японию (ВВП - 3 381 млрд дол.), Германию (3 320), Великобританию (2 804) и Францию (2 593 млрд дол.) [7]. В табл. 2 представлена общая сравнительная информация о странах - членах ШОС.

Таблица 2

Основные параметры экономического потенциала ШОС (2007 г.)

Страна Площадь, тыс. кв. км Номинальный ВВП, млрд дол. Численность населения, млн чел. Политическое устройство Государственный язык

Казахстан 2 725 104,8 15,5 Президентская республика Казахский, русский

Китай 9 597 3 280,2 1 321,0 Социалистическая республика Китайский

Кыргызстан 200 3,7 5,2 Президентская республика Киргизский, русский

Россия 17 093 1 289,5 142,1 Президентская республика Русский

Таджикистан 143 3,7 6,4 Президентская республика Таджикский

Узбекистан 449 22,3 26,8 Президентская республика Узбекский

Итого ШОС 30 207 4 704,2 1 517,0 - -

Примечание. Составлено по: Россия и страны мира 2007, Госкомстат РФ, UNCTAD Handbook of statistics, 2008.

Однако, несмотря на то, что Китай в 2007 г. занимал 4-е место в мире по производству ВВП (3,25 трлн дол.) после США, Японии и Германии, по показателю ВВП на душу населения КНР относится к странам с доходом ниже среднего уровня (2 483 дол.) [7].

Страны в значительной степени отличаются по основным показателям. На Китай и Россию приходится 98% населения стран ШОС и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения (рис. 1).

При этом необходимо признать, что разрыв между самыми высокими и самыми низкими доходами китайских семей - один из самых высоких показателей в мире, по данным МВФ. Неравенство в благосостоянии граждан КНР также подтверждает исследование Boston Consulting Group, которое показало, что в 2006 г. 0,4% семей Китая владели около 70% всего богатства страны [8]. Остальные страны ШОС, за исключением Казахстана, близки к Китаю по уровню дифференциации доходов населения, что является негативной характеристикой степени социальной ориентированности экономики и показателем незрелости рыночных отношений в государствах ШОС.

По классификации Всемирного Банка, по уровню доходов на душу населения только две страны ШОС - Россия и Казахстан - входят в группу стран с доходами выше среднего уровня (от 3 706 до 11 455 дол. на чел.). Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан относятся к группе стран с низким уровнем доходов - менее 935 дол. на душу населения в год (рис. 2).

Рис. 1. Доля стран в суммарном ВВП государств ШОС в 2007 г., %

Страны ШОС, за исключением Китая, относятся к инфляционным экономикам, прирост потребительских цен превышает 10% в среднем за год. Наивысший уровень инфляции и безработицы характерен для Таджикистана и Узбекистана.

10 000 , 9 000 -8 000 -7 000 -6 000 -5 000 -4 000 -3 000 -2 000 -1 000 0

9 074

6 748

2 483

830

713

578

ут

Россия Казахстан Китай Узбекистан Кыргызстан Таджикистан Рис. 2. ВВП на душу населения в 2007 г., дол. [7]

Для активизации интеграционных процессов в рамках ШОС вопросы развития транспортной инфраструктуры являются первостепенными. Китай и Россия имеют относительно разнообразную транспортную инфраструктуру, что же касается таких стран, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, то здесь дела обстоят намного хуже. Развитие транспортной инфраструктуры этих стран обусловливают следующие факторы: отсутствие прямого доступа к морским портам (выход только к Каспийскому морю); отсутствие крупных рек из-за засушливого климата; низкая плотность населения.

В то же время регион имеет уникальное географическое положение относительно других стран: он находится в самом центре Азии, что говорит о том, что через эту территорию осуществляются транспортные перевозки многих соседних государств. Поэтому Центральная Азия является «перевалочным пунктом» для всех видов транспорта, следующих из Европы в Китай, из России в Южную Азию и в обратных направлениях.

Использование сухопутного транспорта существенно сокращает время и расстояние перевозки грузов, которые на данном этапе в основном транспортируются морским путем. Так называемый Великий Шелковый Путь сейчас трансформируется в коридор «Западная Европа - Западный Китай», что говорит о том, что развитие транспортной и логистической системы, способной обеспечить транзит пассажиров и грузов в этом

направлении, является приоритетом экономического развития. В этом плане в значительной степени преуспел Китай, транспортная система которого находится на высочайшем уровне. Он может являться образцом для остальных стран ШОС, отличаясь хорошо развитой транспортной сетью, полностью обеспечивающей нужды большого по территории и густонаселенного государства.

Транспортный потенциал ШОС огромен, однако существует множество проблем, из-за которых перевозка грузов фактически осуществляется в меньшем масштабе. Среди них: низкий уровень развития логистических центров в некоторых странах, разница в ширине железнодорожной колеи, различия в таможенном законодательстве.

Нами использован наглядный матричный подход для сравнения экономических потенциалов стран до и после формирования ШОС. В качестве сводных показателей, характеризующих экономический потенциал стран ШОС в условиях интеграции, могут служить следующие:

1) среднегодовые темпы роста ВВП (за 2000-2007 гг.), которые откладываются по оси Х;

2) среднегодовые темпы роста внешнеторгового оборота (за 2000-2007 гг.), которые откладываются по оси У;

3) ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности в 2000 г. и в 2007 г., что показывает размер шара.

Экономический потенциал

Y Слабый Средний Высокий

О 2000 О 2007

Рис. 3. Динамика экономического потенциала стран ШОС в условиях региональной интеграции

Представленная на рис. 3 матрица демонстрирует, что во всех странах ШОС за анализируемый период произошло увеличение объемов ВВП на душу населения с учетом покупательной способности валют. Наилучшим экономическим потенциалом обладает Китай, имея сильную конкурентную позицию и высокую внешнеторговую привлекательность в мировой экономике. Россия занимает среднее положение, несмотря на то, что является лидером среди стран ШОС по объему ВВП на душу населения. В числе стран с относительно слабым экономическим потенциалом находятся Кыргызстан и Узбекистан.

Из экономических достижений последних лет следует, что экономика стран ШОС идет по пути развития рыночных отношений, в странах происходит реорганизация промышленных структур, совершенствование налоговой и инвестиционной политики. Многие экономисты считают, что в странах Центральной Азии наступил наиболее благоприятный этап экономического развития со времени их независимости. Усиливается

заинтересованность всех стран мира в энергоресурсах и других природных ресурсах государств Центральной Азии, поэтому есть вероятность, что в будущем народное хозяйство стран Центральной Азии сохранит достаточно высокий рост, несмотря на его замедление в условиях глобального кризиса.

Скорость развития экономики ШОС будет зависеть и от того, как будет происходить реорганизация бизнес-структур, будут ли они конкурентоспособными на мировом рынке и способными к дальнейшей интеграции. Хозяйственная кооперация становится все более важной и востребованной для ШОС. В регионе есть колоссальные возможности для эффективного взаимовыгодного сотрудничества, способного существенно поднять уровень жизни населения и превратить Центральную Азию в один из наиболее развитых регионов мира.

Авторы считают, что организационное становление ШОС на данный момент завершено. Активизация экономического и гуманитарного направлений ее деятельности теперь во многом зависит от взаимодействия различных структур ШОС: Секретариата, Делового совета и Межбанковского объединения ШОС. Вместе с тем для достижения долгосрочной цели ШОС - создания условий для свободного передвижения товаров, капиталов и услуг - потребуется немало времени. Программа многостороннего экономического сотрудничества, которая легла в основу плана действий, по срокам устанавливает ориентир порядка 20 лет. Дорога к общему рынку ШОС будет долгой, и корректировать темпы станет возможным, когда будет достигнут ощутимый прогресс в реализации хотя бы нескольких крупных проектов.

Итак, страны ШОС обладают большим интеграционным потенциалом в сфере торговли, добывающей промышленности и инвестиций. В последние годы товарооборот между странами - членами ШОС увеличивается опережающими темпами. Россия и Китай являются теми силами в регионе, которые способны сыграть роль лидеров интеграционных процессов. Россия стала седьмым из крупнейших торговых партнеров для Китая, а Китай - третьим для России [9]. Аналитики Банка развития Азии отмечают, что если осуществится намеченная интеграция экономик стран в регионе Центральной Азии, то совокупный ВВП стран ШОС увеличится на 20% за 10 лет [10].

Источники

1. Идрисов Е. Шанхайская пятерка: эволюция развития // Экспресс-К. 2001. 13 июня.

2. Государственная оборона КНР в 2000 г. // Asia Business Information. Режим доступа : http://www.abirus.ru.

3. Цзян Ц. Развитие шанхайского духа, содействие миру на планете: выступление на саммите государств - членов ШОС в Санкт-Петербурге 8 июня 2002 г.

4. Лю Г. Первые 5 лет ШОС // Дипломат. 2006. № 6.

5. Секретариат Делового совета Шанхайской организации сотрудничества. Режим доступа : http://www.bc-sco.org.

6. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества : утв. решением Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов Шанхайской организации сотрудничества 23 сентября 2003 г. Режим доступа : http://www.bc-sco.org.

7. Официальный сайт Международного валютного фонда. Режим доступа : http:// www.imf.org.

8. Курманова А. Миром будет править Китай? Режим доступа : http://www.inesnet.kz.

9. Йин Я. Геополитический анализ Шанхайской организации сотрудничества. 2007.

10. По данным Азиатского банка развития Asian Development Bank. Режим доступа : http://www.adb.org/PRC/default.asp.

11. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г. Режим доступа : http://www.mid.ru/Ns-rasia.nsf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.