Научная статья на тему 'Малое предпринимательство стратегический ресурс российской экономики'

Малое предпринимательство стратегический ресурс российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / SMALL BUSINESS / FORMATION CONDITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна

Обоснована необходимость использования малого предпринимательства, как стратегического ресурса, способного обеспечить достижение социально-экономического благосостояния нации. Рассматриваются этапы и условия его формирования, меры поддержки со стороны государства. Выявлены факторы конкурентного преимущества малого предпринимательства и перспективы взаимодействия малого и крупного бизнеса. Определены основные условия дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small businesses a strategic resource of the russian economy

The article considers the need for small businesses as a strategic resource that can achieve the social welfare state of the nation. It considers the steps and conditions of its formation, the measures of support for settings of the state. The author identifies the factors of competitive advantage of small business and prospects for interaction between small and large businesses. She determines the basic conditions for the further development of small businesses in Russia.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство стратегический ресурс российской экономики»

УДК 33

С.А. Мироседи

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Обоснована необходимость использования малого

предпринимательства, как стратегического ресурса, способного обеспечить достижение социально-экономического благосостояния нации. Рассматриваются этапы и условия его формирования, меры поддержки со стороны государства. Выявлены факторы конкурентного преимущества малого предпринимательства и перспективы взаимодействия малого и крупного бизнеса. Определены основные условия дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

Малое предпринимательство, условия формирования.

S.A. Mirosedy SMALL BUSINESSES - A STRATEGIC RESOURCE OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article considers the need for small businesses as a strategic resource that can achieve the social welfare state of the nation. It considers the steps and conditions of its formation, the measures of support for settings of the state. The author identifies the factors of competitive advantage of small business and prospects for interaction between small and large businesses. She determines the basic conditions for the further development of small businesses in Russia.

Small business, formation condition.

Финансовый кризис, ввергнувший российский бизнес в тяжелое экономическое состояние, повлек за собой резкое снижение объемов производства, сокращение численности работающих, переход на сокращенную рабочую неделю, отправку работников в вынужденные отпуска. Как следствие - увеличение безработицы, падение жизненного уровня населения. Все эти симптомы, знакомые каждому россиянину по постперестроечному периоду, вызывают массу поводов для размышления на актуальную тему: как стабилизировать экономическую систему страны, улучшить показатели ее деятельности, повысить жизненный уровень народа.

Все надежды возлагаются на стабилизационный фонд, который должен помочь пережить трудные времена. Однако все более очевидным становится тот факт, что одними вливаниями из стабилизационного фонда нарастающие как снежный ком проблемы не решить. Латание дыр в экономике страны приводит к появлению новых. В кризисной ситуации все ждут от правительства решительных мер по стабилизации экономики, поскольку традиционно регулирование кризисов осуществлялось вначале на макроуровне через государственные институты. Затем затрагивался мезоуровень, и только после этого

подключалась микроэкономика, вырабатывающая на основе государственных мер по ее регулированию и поддержке, свои механизмы реорганизации, реструктуризации, диверсификации и т.п., позволяющие отдельно взятому предприятию адаптироваться к новым условиям, выжить, и затем развиваться далее.

Сегодня, имея за плечами почти 20-летний опыт выживания в условиях нестабильной и большей частью кризисной ситуации, можно предложить подход к решению проблемы, основанный не на макроэкономическом регулировании, а на массовом развитии предпринимательства. Мировой опыт свидетельствует, что основная масса валового продукта создается в малых и средних предприятиях. В таких развитых странах как Великобритания, Германия, США, Италия, Франция и Япония эта доля превышает 50%-ный уровень. Вклад в ВВП российского малого бизнеса, составивший в 2008 году около 17%, несомненно, недостаточен. По мнению Б.З. Мильнера, ни один из факторов экономического роста и существенного увеличения ВВП по своей значимости и масштабу не может сравниться с развитием малого предпринимательства [1, с.204].

В развитии российского предпринимательства можно выделить пять этапов, связанных с развитием макроэкономических процессов:

1-й этап (1989-1991 гг.) - связан с процессом либерализации и спонтанной приватизации, отсутствием институциональной поддержки малого предпринимательства. Именно этот период отмечен быстрым ростом числа малых предприятий. Связано это, скорее всего, с энтузиазмом, который в россиянах поддерживался надеждами на улучшение жизни за счет своих предпринимательских возможностей. А также тем, что начинающему бизнесу предоставлялись значительные налоговые льготы, и имелась возможность приобрести оборудование приватизируемых предприятий по остаточной стоимости, что являлось существенным стимулом, в условиях, когда стартовый капитал у предпринимателей практически отсутствовал.

2-й этап (1992-1994 гг.) - связан с экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией малых предприятий муниципалитетами. Отличается замедлением роста числа малых предприятий. Обещанная в тот период государством помощь в развитии малого предпринимательства, в основном, носила декларативный характер, что не способствовало росту числа малых предприятий.

3-й этап (1995-1997 гг.) - период относительной макроэкономической стабильности и формирования институциональной базы развития малого предпринимательства. Роста числа малых предприятий при этом не наблюдалось. Недостаток оборотных средств у предприятий, взаимные неплатежи в этот период привели к развалу и банкротству многие крупные предприятия. Малые предприятия, примерно в одинаковой пропорции как образовывались, так и закрывались, не выдерживая жестких экономических условий.

4-й этап (1998-2000 гг.) - связан с финансовым кризисом 1998 г., изменением рынков в результате девальвации, значительным сокращением программ поддержки малого предпринимательства, снижением инвестиций в основной капитал. При этом отмечается увеличение доли среднесписочной численности работников малых предприятий. Это говорит о том, что именно малые предприятия на этом этапе взяли на себя функцию снижения уровня безработицы.

5-й этап (2001-2008 гг.) - период роста экономики. С 2003 г. введена упрощенная система налогообложения, стимулирующая крупные предприятия к проведению реорганизации в форме выделения малых предприятий с целью снижения налоговой нагрузки. Вводятся реальные меры государственной поддержки малого предпринимательства. Наблюдается незначительный рост развития предпринимательства.

Анализ основных тенденций в развитии малого предпринимательства дает основание сделать вывод о том, что наиболее активными являются 1-й, 4-й и 5-й периоды. Периоды 1-й и 4-й связаны с кризисной ситуацией в экономике, которая, как стимул к

выживанию, подталкивала малый бизнес к активным действиям. Период 5-й демонстрирует реальные результаты усилий государства.

Недооценка роли и социально-экономического потенциала малого

предпринимательства, недостаточное внимание к проблемам его развития можно охарактеризовать как стратегический просчет и одновременно как неиспользованный до сих пор в полной мере резерв. То есть, в нынешней ситуации малое и среднее предпринимательство можно рассматривать как потенциальный стратегический ресурс, способный быстро сформировать новые рабочие места, снизить безработицу, решить вопрос бедности большей части населения России. Для этого необходимо в корне изменить отношение к малому предпринимательству, как со стороны государства, так и со стороны крупного бизнеса.

В рамках реализации курса по активизации социально-экономического развития страны в последние годы повышенное внимание уделялось мерам по стимулированию малого бизнеса. Это дало свои результаты, и количество малых предприятий в России за период с 2000 года по 2008 год возросло с 891 тыс. до 1136,2 тыс. единиц, что дало прирост 27,5%. В среднем ежегодный прирост составил 3,4%, однако необходимо отметить, что основной прирост был получен в 2006 году - 5,5% и 2007 году - 10%. Доля занятых на малых предприятиях в период с 2000 года по 2008 год соответственно изменилась с 10 до 18,8% в общей среднесписочной численности занятых в РФ, что дало среднегодовой прирост - 1,1%. Структура занятости свидетельствует, что в России обеспечение рабочими местами на 81,2% происходит за счет крупных предприятий. Европейские корпорации обеспечивают занятость только на 34,2%.

Принимая во внимание слова президента о том, что к 2020 году средний класс России должен составить 60-70% населения, с целью обеспечения в стране стабильности, экономической самостоятельности, законопослушности и лояльности по отношению к существующему социальному порядку, необходимо отметить, что существующие тенденции развития малого бизнеса не позволят этого достичь. Если к тому же учесть, что указанные положительные тенденции начинают снижаться под воздействием факторов, обусловленных кризисными явлениями, набирающими силу со второй половины 2008 года, то становится ясно, что решить эту проблему можно только при условии создания беспрецедентно льготных условий для развития малого бизнеса.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», внесший определенность в отношении субъектов малого предпринимательства и определивший его категории, исходя из средней численности. Предприятия с численностью до 100 человек - это малые предприятия, внутри которых выделяются микропредприятия, имеющие численность до 15 человек, от 101 до 250 человек - средние предприятия. Это позволит обеспечить сопоставимость критериев отнесения малых и средних предприятий с показателями развитых стран ЕС и установить упрощенные административные процедуры для микропредприятий. Изменились критерии доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде). Субъектами малого предпринимательства не смогут стать юридические лица, у которых доля участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в уставном капитале превышает 25%, а также суммарная доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25%. Новым является критерий, ограничивающий сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Эти предельные значения будут устанавливаться Правительством РФ для каждой категории малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет. Сейчас к микропредприятию относится фирма с годовым оборотом до 60 млн. руб., к малому предприятию - до 400 млн. руб., к среднему - до 1000 млн. руб. Все эти ограничения не позволят крупному бизнесу воспользоваться льготами, предусмотренными для малых и средних предприятий,

а также обеспечат некоторую стабильность развития малого и среднего бизнеса и поддержку со стороны государственных и муниципальных образований.

В соответствии с проводимой в последние годы Правительством Российской Федерации реформой бюджетного процесса и реформой государственного управления, было принято решение о возобновлении программ поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета. С 2005 года начата полномасштабная программа финансовой поддержки. На эти цели в бюджете Российской Федерации было предусмотрено на 2005 год 1,5 млрд. руб., 2006 - 2,5 млрд. руб., 2007 -3,5 млрд. руб., 2008 - 3,5 млрд. руб. на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. На 2008-2010 годы предполагалось выделить 12,6 млрд. рублей средств федерального бюджета.

По оценкам специалистов, в ближайшие годы в России должна сформироваться венчурная индустрия, позволяющая привлечь дополнительный стартовый капитал на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, являющихся, в основном, малыми. Начало этому процессу положило государство, учредив в 2006 году Российскую венчурную компанию. Сейчас создается сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем государственной поддержки составит около 15 млрд. рублей.

Для инвестирования компаний ранних стадий в секторе информационных технологий в 2006 году было создано ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», капитал которого сформирован в размере 1,5 млрд. руб., объем инвестиций достиг $ 2-3 млн.

Для развития малых форм предприятий в научно-технической сфере Правительством Российской Федерации создан Фонд, в который из бюджета выделено на 2008 г. - 1,6 млрд. руб., 2009 г. - 2,1 млрд. руб., 2010 г. - 2,5 млрд. руб.

Кроме того, при финансовой поддержке Министерства экономического развития РФ и региональных органов власти, создан Российский ЕвроИнфоКорреспондентский Центр на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса в соответствии с соглашением между Генеральным директоратом по предпринимательству и промышленности Европейской Комиссии и Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса. В его функции входит распространение информации о Евросоюзе, содействие в установлении деловых связей и продвижение российских предприятий на европейский рынок, предоставление информации о требованиях и возможностях рынков Евросоюза и России, о программах и проектах поддержки предпринимательства, финансируемых Евросоюзом. С 01.01.07 в Евросоюзе начата реализация новой программы

- «Программа конкурентоспособности и инноваций». Программа рассчитана на 2007-2013 гг. с бюджетом € 3,6 млрд. Ее цель - повышение конкурентоспособности европейских малых и средних предприятий, в том числе посредством использования инноваций и интернационализации. Российский малый и средний бизнес теперь также имеет возможность участвовать в этой программе.

Внимание развитию малого бизнеса определяется тем, что малый бизнес:

- является важным элементом, способствующим развитию конкуренции и обеспечивающим необходимую гибкость экономике, быстро реагируя на появление новых потребностей;

- эта та среда, в которой формируются и впоследствии «вырастают» средние предприятия и крупные корпорации;

- это своеобразный «полигон» для инноваций, что является особенно важным для успеха инновационного развития экономики;

- это база для формирования среднего класса, а значит, для создания в стране социального общества, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала.

В настоящее время правительством реализуется масса национальных проектов и программ, которые имеют разнонаправленный характер, но в условиях кризиса это вряд ли сможет привести экономическую систему в целом к высокоэффективному развитию.

Если говорить об оценке эффективности любой системы, то главным будет являться результат, который по отношению к социально-экономической системе представляет собой сложное понятие, определяющееся факторами деятельности конкретной системы.

В нынешнем состоянии российской экономики важно определить цель в форме будущего результата, к которому стремились бы все и который объединил бы всех участников этой системы. Такой целью могла бы стать предпринимательская деятельность, поддержанная адресными кредитами из стабилизационного фонда любому гражданину РФ, пожелавшему заняться бизнесом и обеспечить себя и свою семью средствами к существованию в условиях спада производства и нарастающей безработицы. Это также позволит привлечь и реализовать один из важнейших факторов развития экономики - человеческий капитал, инновационную активность и ответственность людей, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность, что послужило бы мощнейшим толчком к переходу на новый уровень развития, как малого предпринимательства, так и экономики в целом.

Пока основной составляющей российской экономики являются крупные корпоративные образования, которые в условиях кризиса теряют свое главное качество, определяющее их жизнеспособность в окружающей среде - конкурентоспособность.

В связи с этим исключительную актуальность приобретает интеграция малого и крупного бизнеса, которая сегодня является одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России. Актуальность интеграции определяется возможностью нивелировать недостатки крупных корпораций за счет их взаимодействия с малым бизнесом, обладающим определенными конкурентными преимуществами в рыночных условиях. К факторам конкурентных преимуществ малого бизнеса можно отнести:

- отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами;

- способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности;

- лучшие возможности в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций;

- более высокую скорость обновления технологий;

- способность оперативно «заполнять» рыночные ниши, в которых крупный бизнес малоэффективен;

- возможность индивидуального подхода к обслуживанию клиента;

- более низкую стоимость создания рабочих мест;

- способность брать на себя риск, от которого предпочитают уклоняться крупные предприятия;

- вовлечение в производство материальных и финансовых средств населения;

- возможность вовлечения в общественное воспроизводство дополнительных трудовых ресурсов (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных матерей и т.п.), которых большинство работодателей не может обеспечить постоянной работой и даже пополняет их ряды, путем сокращения работников предпенсионного возраста;

- способность формировать «средний класс» и «вырастать» до размеров крупных корпораций.

В формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса важную роль сыграли способы и экономические механизмы образования малых

предприятий. На начальном этапе становления рыночных отношений малые предприятия образовывалась в результате:

- непосредственного дробления крупных предприятий (более 30%);

- создания дочерних фирм при крупном предприятии для решения конкретных задач, функционирования «материнского» предприятия;

- создания автономных фирм, которые впоследствии становились аффилированными структурами крупных предприятий;

- консолидации физических лиц (предпринимателей, объединявших свои капиталы для совместной деятельности).

На этом этапе формирования взаимоотношений крупного и малого бизнеса, малые предприятия выполняли особые функции. В большинстве своем они становились «серыми» структурами, позволяющими крупным фирмам лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода и решать такие проблемы как: скупка приватизационных чеков и акций приватизируемого предприятия; накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен; проблемы неплатежей и т. п.

Основываясь на опыте прошлых лет, можно сказать, что развитие малого предпринимательства было и остается особенно актуальным для малых и средних городов России. Крупные предприятия в период экономических реформ оказались в кризисном состоянии, а некоторые вовсе обанкротились, что осложнило процесс выживания городов. Резко сократились источники пополнения доходной части их бюджетов, увеличилась безработица. В этих условиях малое предпринимательство сыграло роль амортизатора, позволившего уменьшить социальное напряжение в обществе. Инициатива людей, влившихся в сферу малого предпринимательства, помогла не только выжить им самим, но и уменьшить зависимость городских бюджетов от поступлений градообразующих предприятий.

Испытывающие серьезные экономические трудности крупные предприятия проводили реструктуризацию имущественного комплекса, путем вывода неиспользованных основных фондов за пределы баланса с целью дальнейшей их сдачи в аренду, продажи, создания самостоятельных структурных подразделений и т.п. Часть этих основных фондов попала к предпринимателям, что позволило развивать такие производственные отрасли предпринимательства, как машиностроение, строительство, транспорт и др. Необходимо обратить внимание на тот факт, что степень износа выбывавших в процессе реструктуризации основных фондов (особенно активной их части), составляла более 50%. Тем не менее, они эффективно использовались в сфере малого предпринимательства. Данный феномен объясняется тем, что предприниматели модернизировали основные фонды, внедряли инновации, создавали различные приспособления и т.п. Это позволило им какое-то время выпускать конкурентоспособную продукцию. Однако в дальнейшем их потенциал окажется исчерпанным, и предприятия столкнутся с необходимостью технологического перевооружения.

Малые предприятия помогают функционировать крупным предприятиям в эффективном режиме, т.к. благодаря своей гибкости и возможности быстрее адаптироваться к изменениям, они выполняют функцию «разведки» товарных рынков с последующим их освоением. Во всех развитых странах мелкие фирмы вовлечены в орбиту предприятий-гигантов. Такое сотрудничество позволяет восполнить пробелы в деятельности как малых, так и крупных предприятий. Малое предпринимательство нуждается в поддержке крупных предприятий, т.к. именно они могут стать реальными источниками вложений, рынком сбыта продукции, а также поставщиками предпринимателей-лидеров.

Сфера малого предпринимательства ориентирована преимущественно на нужды своего региона, приоритеты которого находятся в сфере производства, инновационной деятельности, строительства, социальных услуг. Его развитие позволит

диверсифицировать структуру экономики городов, ориентированную на удовлетворение потребностей населения, и сделать ее более эффективной и устойчивой.

В современной мировой практике мелкие предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, успешно взаимодействуют с представителями крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. Причем последние часто сами инициируют образование мелких фирм, особенно на новых научно-технологических направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку. Такие действия поощряются государством путем льготного налогообложения капитала, вкладываемого крупными фирмами в развитие малых предпринимательских структур.

Малое предпринимательство освобождает крупные фирмы от мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и пробным освоением новых изделий. Крупные корпорации заинтересованы в использовании технического и квалификационного потенциала малых фирм, в то время как малые фирмы в свою очередь нуждаются в финансовой поддержке корпораций. Например, кооперация в сфере НИОКР позволяет крупным предприятиям значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10-15 до 4-6 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Частный сектор инвестирует в инновационные предприятия малого бизнеса огромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долларов.

В экономически развитых странах предприятия малого бизнеса не просто охвачены системой кооперационных связей с крупным бизнесом: они - неотъемлемая часть производственной структуры крупных корпораций. Кооперация крупного и малого предпринимательства как главная составляющая этого процесса в настоящее время охватывает все области их экономической деятельности: производственную (субподряд), производственно-сбытовую (франчайзинг), инновационную (венчурное

финансирование), производственно-финансовую (лизинг).

Одной из форм интеграции крупного и малого бизнеса является формирование так называемой подсистемы «планетарного типа», когда вокруг крупнейшего партнера возникает «гравитационное поле» в виде заказов, кредитов, инвестиций и других ресурсов, притягивающее малые предприятия, стремящиеся интегрироваться в это поле. Нередко за этим этапом наступает другой, предполагающий полное поглощение, скупку и даже прекращение самостоятельного существования малых компаний. В российской практике это достаточно распространенное явление, что вызывает негативные ассоциации у предпринимателей и недоверие как к кооперации с крупными предприятиями, так и к венчурным фондам.

Опираясь на зарубежные источники, можно отметить, что поглощение мелких фирм дает корпорациям все меньший экономический эффект. Крупные фирмы стараются восполнить отрицательные стороны своей деятельности, связанные с недостатком гибкости и мобильности, окостенением производственной структуры, при помощи постоянных связей с малым бизнесом, на основе кооперации, а не конкуренции. Конкурентная борьба и стремление к большей эффективности побуждает малые фирмы использовать достижения и возможности крупного капитала, оба сектора экономики сближаются друг с другом.

Такую тенденцию можно прогнозировать и в России. Однако для создания эффективных форм кооперации необходимо развитие франчайзинга, холдинговых структур, предпринимательских союзов и ассоциаций, усиление роли базовых корпораций, координирующих единый научно-производственный цикл и способных предложить для коммерческой реализации законченный проект.

Особые перспективы имеет развитие предпринимательских сетей. Это альянсы малых и крупных предприятий, которые совместно, на основе долгосрочных контрактов организуют разработку, производство, сбыт, а также послепродажное обслуживание

сложной продукции. Они не теряют своей независимости, не создают сложных структур управления, ограничиваясь логистическими центрами.

Для более эффективной работы крупных предпринимательских структур необходимо постоянное «дыхание в спину» со стороны вновь создаваемых энергичных и активных высокотехнологичных предприятий, которые на начальном этапе своего развития только и могут быть малыми или средними.

Какие бы проблемы взаимодействия крупного и малого бизнеса ни рассматривались, какие бы передовые технологии ни внедрялись, в конечном счете, речь идет о кооперации, о достижении большей эффективности за счет сложения потенциалов и более разумном их использовании.

Мировой опыт показывает, что рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством зависит от целого ряда факторов, включая культурноисторические традиции, правовую основу, менталитет общества, природноклиматические особенности и др.

К факторам, сдерживающим процесс интеграции малого и крупного предпринимательства в России, можно отнести:

- спад производства в сфере крупного бизнеса, т.к. крупный бизнес создает условия для функционирования малого бизнеса;

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- противопоставление малого и крупного бизнеса как конкурентов, а не компаньонов по бизнесу;

- паразитирование крупных предприятий на малых (владея недвижимостью, крупные компании сдают малым предприятиям площади в аренду по высокой стоимости; несвоевременно осуществляют расчеты за выполненные работы и др.);

- отстранение государства от участия в формировании местных и центральных органов (союзов, ассоциаций и т.п.), координирующих работу отдельных групп крупных и мелких предприятий и др.

Различные меры поддержки, постоянно осуществляемые Правительством Российской Федерации, пока не смогли обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны. Очевидно, что для ускорения темпов экономического роста, развития инноваций, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, в борьбе с бедностью, необходимо стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики. Решение этой проблемы видится в создании следующих основных условий для развития малого бизнеса:

- на период становления (2-3 года), а также внедрения инновационных проектов, предоставление безналогового режима функционирования;

- в первый год работы предоставление льготных условий аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности;

- льготный налоговый режим для инновационных и работающих в слабо развитых отраслях промышленности предприятий;

- создание благоприятных возможностей получения кредитов;

- формирование инфраструктуры специальных услуг для оказания помощи в организационных, консультационных и других аспектах.

Несомненно, наличие таких условий вызовет мощный приток предпринимателей и позволит значительно увеличить их долю в ВВП.

Основанием к этому выводу могут служить результаты исследований, проведенные российской национальной командой, работавшей в рамках проекта Международного научно-исследовательского Консорциума GEM. По их данным, Россию, несмотря на наличие ряда неблагоприятных для развития предпринимательской активности средовых ограничений, можно охарактеризовать как страну со средним, по сравнению с другими странами мира, уровнем предпринимательской активности населения. При этом

самооценка инновационности предпринимательства оказалась достаточно высокой, что говорит о желании работать в новой сфере деятельности, выпускать новые виды продукции и т.п. [2, с.35].

Необходимо также уделить внимание совершенствованию методов взаимодействия малого и крупного бизнеса в России на основе взаимовыгодного сотрудничества, изучения и распространения передового как российского, так и зарубежного опыта. Все это позволит изменить соотношение малого и крупного бизнеса в структуре российской экономики, выйти на новый уровень социально-экономического развития и, наконец-то, достичь тех целей, ради которых была затеяна перестройка всей экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. 360 с.

2. Образцова О. И. Предпринимательский потенциал российского общества: Россия в global entrepreneurship monitor / О.И. Образцова // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 31-38.

Мироседи Светлана Андреевна - Mirosedi Svetlana Andreyevna -

кандидат экономических наук, Candidate of Sciences in Economics,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Assistant Professor of the Department Волжского политехнического института of «Economics and Management»

(филиала) Волгоградского государственного of Volzhsky Polytechnic Institute (branch) технического университета of Volgograd State Technical University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 10.02.09, принята к опубликованию 11.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.