Научная статья на тему 'Особенности функционирования и развития российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях'

Особенности функционирования и развития российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / МОНИТОРИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / КООПЕРАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М.В.

В условиях экономического кризиса для восстановления объемов промышленного производства требуется стимулирование развития предпринимательской деятельности и в первую очередь малого и среднего бизнеса, как основы будущей экономики России. В статье проведен мониторинг социально-экономической развития российского государства в первом полугодии 2009 г., выявлены конкурентные преимущества малого предпринимательства в условиях кризиса, обоснована необходимость кооперации крупного и малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования и развития российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях»

особенности

функционирования и развития

российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях

м. в. беспалов,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: rypy@list. ru

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. державина

В условиях экономического кризиса для восстановления объемов промышленного производства требуется стимулирование развития предпринимательской деятельности и в первую очередь малого и среднего бизнеса как основы будущей экономики России. В статье проведен мониторинг социально-экономического развития российского государства в первом полугодии 2009 г., выявлены конкурентные преимущества малого предпринимательства в условиях кризиса, обоснована необходимость кооперации крупного и малого бизнеса.

Ключевые слова: экономика, кризис, мониторинг, предпринимательство, малый и средний бизнес, государство, кооперация, мобильность, эффективность.

Успешное функционирование экономики государства во многом зависит от уровня развития предпринимательской деятельности. Создание условий для развития предпринимательства является важной целью и составляющей экономической политики любого государства.

Экономический кризис, развивающийся со второй половины 2008 г., оказал значительное негативное влияние на развитие российского предпринимательства, вызвав резкое снижение объемов производства, сокращение численности работающих, переход предприятий на сокращенную рабочую неделю, отправку работников в вынужденные отпуска. Как следствие — увеличение безработицы, падение жизненного уровня населения страны.

Для выявления особенностей функционирования и развития предпринимательских структур в современных экономических условиях необходимо определить основные тенденции социально-экономического развития российского государства в первом полугодии 2009 г. Так, российский ВВП снизился на 10,1 % против соответствующего периода 2008 г., в том числе в I квартале снижение составило 9,8 %, во II квартале — 10,4 %. Продолжение спада связано с падением инвестиционной активности и сокращением конечного потребления. Положительный вклад в динамику ВВП стал вносить чистый экспорт за счет быстрого сокращения объемов импорта. При этом в июне 2009 г. впервые с октября 2008 г. отмечается остановка спада ВВП и даже небольшой рост — на 0,1 % против снижения в апреле на 0,3 % и в мае на 0,5 % [6].

Инвестиции в основной капитал предприятий сократились в январе — июне 2009 г. на 18,2 % по отношению к уровню января — июня 2008 г. Во II квартале спад инвестиций ускорился и составил 20 % (в сравнении с I кварталом — 15,6 %). Вместе с тем в июне появились признаки замедления спада — снижение по отношению к июню прошлого года составило 20,1 %, тогда как в мае этот показатель составлял 23,1 %.

Продолжается спад промышленного производства: за шесть месяцев 2009 г. — на 14,8 %, в том числе в I квартале — на 14,3 %, во II квартале — на 15,4 % к соответствующему периоду

2008 г. В обрабатывающих производствах — снижение на 21,3 % в первом полугодии, на 20,8 % и 21,6 % в I и II кварталах, соответственно. По итогам первого полугодия 2009 г. наибольшее сокращение наблюдается в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 60,1 %, транспортных средств и оборудования — 60,9 %, машин и оборудования — 65,4 %, прочих неметаллических минеральных продуктов — 68,5 %.

Вместе с тем в июне 2009 г. экономический спад замедлился и составил 12,1 % по сравнению с июнем 2008 г. (в мае — 17,1 %) [9]. Особо следует отметить, что второй месяц отмечается рост промышленного производства: в мае — на 0,5 %, в июне — на 0,8 %. Во II квартале — рост на 0,2 % против снижения на 0,5 % в I квартале. В обрабатывающих производствах в июне рост продолжился — на 1,7 % (в мае — на 1,3 %), во II квартале — общий рост на 0,6 %. Рост отмечается также в отраслях, ориентированных на экспорт, — металлургическом производстве, обработке древесины, химическом производстве, а также производстве резиновых и пластмассовых изделий и производстве электрооборудования и электроники.

За январь — май 2009 г. сальдированный финансовый результат предпринимательской деятельности составил 1 257,1 млрд руб. (на 48 % ниже соответствующего показателя за январь — май 2008 г.). При этом доля убыточных организаций в общем количестве организаций по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличилась на 6,8 %, составив 38,1 % [6].

В первом полугодии 2009 г. происходил процесс постепенной адаптации предприятий реального сектора к функционированию в кризисных условиях. В целом наметилась тенденция к некоторой стабилизации финансовых результатов деятельности организаций. Так, в январе 2009 г. общий финансовый результат предпринимательской деятельности был отрицательным (—184,4 млрд руб.), но начиная с февраля разрыв с результатами предыдущего года начал постепенно сокращаться под влиянием следующих факторов:

• в условиях сжатия спроса предприятия предпочитают минимизировать убытки за счет сворачивания производств, что повлекло за собой сокращение численности работников;

• дефляция внутренних цен производителей (за первое полугодие 2009 г. на 6,2 % к первому полугодию 2008 г.) позволила снизить издержки ряда производств;

36 -

• укрепление курса рубля, начиная с апреля 2009 г.,

также снижает издержки производств, использующих импортное сырье и оборудование.

Однако в силу специфики структуры российской экономики с ее экспортно-сырьевой направленностью воздействие кризисных явлений на разные отраслей промышленности оказалось неравнозначным, что проявилось в динамике их финансовых результатов. Самой прибыльной отраслью за январь—май 2009 г. является производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Финансовый результат отрасли за январь—май 2009 г. составил 155,7 млрд руб. (на 64,3 % выше, чем за соответствующий период 2008 г.), несмотря на снижение производства к соответствующему периоду

2008 г. Такой результат был обеспечен прежде всего высоким ростом тарифов, а также относительным снижением издержек (цены на сырье росли гораздо меньшими темпами, чем рост тарифов).

Однако значительный рост тарифов и свободных цен на энергоносители, благотворно сказавшийся на прибыльности передачи и распределения электроэнергии, газа и воды, существенно усиливает структурный перекос в распределении доходности реального сектора экономики в пользу электроэнергетики, и, соответственно, усугубляет рецессию, особенно в обрабатывающих производствах.

Финансовый результат в секторе добычи полезных ископаемых за январь—май 2009 г. составил 268,7 млрд руб. (—43,5 % к январю — маю 2008 г.). Несмотря на снижение к прошлому году, в отрасли была получена прибыль, прежде всего, благодаря повышению мировых цен на нефть, снижению экспортных пошлин на нефть в конце 2008 — начале

2009 г., а также сохранению высоких экспортных цен на газ. Однако, несмотря на повышение цен на нефть, оживления инвестиционной активности предприятий этого сектора не произошло, что свидетельствует о низком уровне предпринимательских ожиданий, и, соответственно, крайне негативно сказывается на деятельности предприятий обрабатывающего сектора, ориентированных прежде всего на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса.

Финансовый результат обрабатывающих производств за январь — май 2009 г. составил 224,6 млрд руб. (снижение к соответствующему периоду 2008 г. — 75,8 %) [6]. Ухудшение финансовых результатов деятельности обрабатывающих производств определялось прежде всего стремительным падением промышленного производства, вызванным сокращением внешнего и внутреннего

спроса. Таким образом, возможность импортоза-мещения, несмотря на протекционистские меры по поддержке отечественных производителей и проведенную девальвацию рубля, оказалась нереализованной — роста обрабатывающих производств не произошло. Кроме того, сыграла роль дефляция в ряде производств.

Наихудшие результаты — в производстве товаров внутреннего инвестиционного спроса. Ускоряющееся сокращение инвестиций в основной капитал привело к падению производства товаров инвестиционного спроса, и, соответственно, к значительному ухудшению финансовых результатов данных производств. Так, в обработке древесины финансовый результат за январь — апрель 2009 г. составил 6,6 млрд руб. (0,9 млрд руб. за январь — апрель 2008 г.). В производстве транспортных средств и оборудования за январь — апрель 2009 г. также получены убытки в размере 53,6 млрд руб. (13 млрд руб. за соответствующий период в

2008 г.), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов — 10,3 млрд руб. (32,6 млрд руб. в 2008 г.). В производстве машин и оборудования получена незначительная прибыль за январь — апрель 2009 г.: 0,3 млрд руб. (15,1 млрд руб. за январь — апрель 2008 г.) [6].

Сокращение инвестиционного спроса и недоступность кредитных ресурсов, при сильной зависимости отрасли от банковского кредитования, привели к значительному снижению объемов строительных работ. В результате прибыль за январь-май 2009 г. по данному виду деятельности составила лишь 13,1 млрд руб., снизившись к соответствующему периоду 2008 г. на 61,2 %.

Сокращение грузооборота транспорта в результате сжатия спроса на грузоперевозки со стороны промышленности за первое полугодие 2009 г. привело к снижению финансового результата в транспорте и связи за январь — май 2009 г. на 24,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

Оборот розничной торговли уменьшился в первом полугодии к соответствующему периоду 2008 г. на 3 %, объем платных услуг населению — на 3,4 %. При этом, если в I квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом 2008 г. снижение оборота розничной торговли и платных услуг населению было не столь заметным (на 0,1 % и 0,9 % соответственно), то во II квартале снижение стало более существенным (на 5,6 % и 5,7 % соответственно), в том числе в июне — на 6,5 % и 8 %. Тем не менее за январь — апрель

2009 г. финансовый результат розничной торговли оказался положительным, составив 4,6 млрд руб. (снижение к 2008 г. — 72,7 %) [9].

Как положительную тенденцию следует отметить начавшийся с мая 2009 г. рост оборота розничной торговли по сравнению с показателем предыдущего месяца, который в мае составил 1,0 %, а в июне — 0,2 %, тогда как начиная с января (кроме марта) наблюдалось сокращение оборота по сравнению с предыдущим месяцем.

Продолжающееся в 2009 г. отставание от прошлогодних уровней финансовых результатов во всех отраслях экономики, кроме естественных монополий, отражалось в острой нехватке оборотных средств, необходимых предпринимательским структурам для осуществления взаиморасчетов и платежей по заработной плате, по займам и кредитам и т. д. На 1 июня 2009 г. суммарная просроченная задолженность по обязательствам организаций составила 1 217,7 млрд руб., прирост к 1 января 2009 г. — 13,4 % (за соответствующий период 2008 г. прирост составлял лишь 0,7 %).

Просроченная дебиторская задолженность, за счет просроченной задолженности покупателей, увеличилась по состоянию на 1 июня 2009 г. на 15,9 % к началу 2009 г. Соответственно, для покрытия задолженности покупателей организации, в условиях отсутствия оборотных средств, вынуждены наращивать кредиторскую задолженность. В результате, просроченная кредиторская задолженность на 1 июня 2009 г. выросла к 1 января 2009 г. на 13,2 %. При этом предприятия решали свои проблемы с ликвидностью главным образом за счет задержек выплаты заработной платы.

В первом полугодии 2009 г. реальные располагаемые денежные доходы населения остались на уровне первого полугодия 2008 г., во II квартале 2009 г. выросли на 0,2 %, после снижения на 0,2 % в I квартале по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. При этом реальная заработная плата за первое полугодие 2009 г. снизилась на 2,8 %, в том числе во II квартале — на 4,6 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Необходимо отметить, что снижение реальной заработной платы происходит на фоне снижения просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 июля 2009 г. суммарная задолженность по заработной плате составила 7 194 млн руб. и снизилась за месяц на 18 %.

Рост безработицы, начавшийся в конце 2008 г., во II квартале 2009 г. прекратился. В феврале был зафиксирован максимальный уровень безработицы за последние 5 лет: число безработных от общего числа экономически активного населения составило 9,5 %. С марта 2009 г. началось постепенное снижение безработицы, которая на конец июня

- 37

составила 6,3 млн человек или 8,3 % экономически активного населения. Сокращается и численность официально зарегистрированных безработных — на 68 тыс. человек за июнь 2009 г. Следует отметить, что динамика этих показателей в большей степени объясняется сезонным фактором, а не сменой тенденций на рынке труда.

Экспорт товаров составил в январе— июне 2009 г. 125,5 млрд долл. (53 % к соответствующему периоду 2008 г.), в июне — 24,1 млрд долл. (54,9 % к июню 2008 г., 105,9 % — к маю 2009 г.). Импорт товаров составил в январе — июне 2009 г. 82,2 млрд долл. или 60,6 % к соответствующему периоду 2008 г., в июне — 15,4 млрд долл. (60,1 % к июню прошлого г., 110,5 % — к маю 2009 г.) [6].

Таким образом, положительное сальдо торгового баланса в первом полугодии 2009 г. составило 43,3 млрд долл. (в первом полугодии 2008 г. — 101,1 млрд долл.), а положительное сальдо торгового баланса в июне 2009 г. составило 8,7 млрд долл. (в июне 2008 г. — 18,3 млрд долл.).

В июне 2009 г., как и в мае, инфляция на потребительском рынке составила 0,6 %. За первое полугодие 2009 г. прирост цен составил 7,4 % (год назад — 8,7 %). В целом в начале 2009 г. инфляция ускорилась и по итогам I квартала составила 5,4 % против 4,8 % год назад. Такая ситуация в основном была обусловлена факторами финансово-экономического кризиса. Значительное ослабление курса рубля (с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. в номинале рубль подешевел почти на 50 %) привело к усилению роста цен на товары — прирост 4,4 %, (год назад — 3,9 %) в связи с высокой зависимостью внутреннего рынка от импорта (почти наполовину с учетом перерабатываемого импортного сырья).

Однако в условиях обозначившегося падения платежеспособного спроса такой рост цен можно считать крайне умеренным, о чем свидетельствуют резкое сокращение прибыли в оптовой торговле и убыточность в розничной торговле в январе — марте 2009 г. Определенный вклад в усиление инфляции в начале 2009 г. также внесли рост издержек в связи с повышением процентных ставок по кредитам, а также значительное подорожание цен и тарифов в электроэнергетике — на 20,8 % за первые три месяца 2009 г.

В связи с усиливающимися ограничениями в экономике с апреля 2009 г. инфляция стала быстро замедляться. Так, в мае — июне 2009 г. инфляция снизилась до 0,6 % в среднем за месяц. Другим важным фактором, который действует на замедление инфляции, являются снижающиеся инфляционные ожидания. Восстановлению контроля над

38 -

инфляционными ожиданиями во II квартале 2009 г. способствовали следующие факторы: стабилизация ситуации на валютном рынке, умеренная динамика цен на мировых товарных рынках, действия Банка России по снижению ставки рефинансирования.

Дефицит федерального бюджета в январе—июне 2009 г. составил 753,6 млрд руб., или 5,1 % ВВП против профицита в размере 1 375,1 млрд руб. (7,2 % ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 3 168,3 млрд руб., или 72,5 % к январю — июню 2008 г., а расходы бюджета — 3 921,9 млрд руб., или 130,9 % к уровню января-июня 2008 г. [8]. Таким образом, видно, что негативное влияние мирового экономического кризиса на российскую экономику не ослабевает (табл. 1).

Цена на нефть марки Urals в июне 2009 г. составила 68,3 долл. за баррель и увеличилась по сравнению с маем на 20 %. В июне по сравнению с маем отмечен рост цен на цветные металлы: алюминий — на 7,8 %, медь — на 9,7 %, никель — на 18,4 % [6].

Отличительной особенностью первого полугодия 2009 г. является значительное замедление роста цен на продовольственные товары. За январь — июнь 2009 г. рост составил 7 %, что в 1,6 раза ниже, чем год назад (11,4 % в 2008 г.).

Сокращение платежеспособного спроса населения и дефицит собственных оборотных средств в торговле и у поставщиков продовольствия вынуждают их сдерживать цены. Сдерживанию роста цен на продукты способствует умеренная динамика долларовых цен на основные виды импорта (молоко и продукты из него, мясо и др.). Вследствие этого внутренние цены сельхозпроизводителей за первое полугодие 2009 г. снизились в среднем на 2 % по отношению к декабрю 2008 г., в том числе животноводческая продукция подешевела на 3,4 %, а продукция растениеводства — на 0,1 % (год назад рост цен составил 17,2 %) [6].

Особенно замедлился рост цен на социально значимые продукты (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция, мясо и птица, растительное и сливочное масло, сыр, яйца, сахар), которые потребляются основной массой населения страны — в среднем цены за январь — июнь 2009 г. выросли на 1,7 %, тогда как год назад — на 8,4 %. При этом следует отметить, что в 2009 г. никакие особые меры для сдерживания цен, в том числе нерыночного (административного) характера, не применялись в отличие от 2008 г. Отметим, что в 2008 г. были заключены соглашения о заморозке цен на социально значимые товары между торговы-

Таблица 1

Основные показатели развития российской экономики в первом полугодии 2009 г. по отношению к соответствующему периоду 2008 г., %

Показатель 2008 г. 2009 г.

I кв. II кв. I полугодие год I кв. II кв. I полугодие

ВВП 108,7 107,5 108,1 105,6 90,2 89,6 89,9

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода 104,8 103,8 108,7 113,3 105,4 101,9 107,4

Индекс промышленного производства 106,2 105,5 105,8 102,1 85,7 84,6 85,2

Обрабатывающие производства 108,7 108,1 108,4 103,2 79,2 78,4 78,7

Индекс производства продукции сельского хозяйства 105,5 106,9 106,4 110,8 102,1 100,3 100,9

Инвестиции в основной капитал 123,6 117,4 119,9 109,8 84,4 80,0 81,8

Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 128,9 118,2 122,4 112,8 80,7 80,7 80,7

Ввод в действие жилых домов 107,6 98,8 102,7 104,6 102,4 97,2 99,7

Реальные денежные доходы населения 108,0 106,2 107,1 102,9 99,8 100,2 100,0

Реальная заработная плата 113,4 112,5 112,9 111,5 99,2 95,4 97,2

Оборот розничной торговли 117,2 114,9 116,0 113,5 99,9 94,4 97,0

Объем платных услуг населению 107,4 105,4 106,3 104,8 99,1 94,3 96,6

Экспорт товаров, млрд долл. 110,1 126,7 236,8 471,6 57,4 68,1 125,5

Импорт товаров, млрд долл. 60,2 75,4 135,7 291,9 38,4 43,8 82,2

Средняя цена за нефть Urals, долл. /баррель 93,4 117,3 105,3 94,4 43,5 58,0 50,8

ми сетями и производителями товаров, администрации регионов активизировали свою деятельность по ограничению торговых надбавок на основные продовольственные товары. Для сдерживания внутренних цен на зерно в 2008 г. вводились запретительные вывозные пошлины.

Также замедлению инфляции способствовала низкая динамика цен промышленных производителей, в первую очередь в отраслях, производящих потребительскую продукцию. Так, за январь — июнь 2009 г. цены производителей легкой и пищевой промышленности выросли в среднем всего на 4 % (год назад — на 8 %) в результате падения платежеспособного спроса.

В промышленности период дефляции цен производителей с сентября 2008 г. по январь 2009 г. (снижение на 27,4 %) с февраля сменился ростом цен в основном под давлением ослабления курса рубля и начавшимся повышением мировых цен на нефть и ряд других товаров. За февраль — июнь 2009 г. рост цен составил 13,9 %.

В целом следует сделать вывод о том, что в современных условиях экономического кризиса для восстановления объемов промышленного производства требуется стимулирование развития предпринимательской деятельности и в первую очередь малого и среднего бизнеса как основы будущей экономики России.

В предкризисный период в стране постоянно росло количество малых предприятий (МП). Так, за период с 2000 по 2008 г. их количество возросло

с 891 тыс. до 1 136,2 тыс. В среднем ежегодный прирост МП составил 3,4 %, однако основной прирост был получен в 2006 г. — 5,5 % и в 2007 г. — 10 % [6].

На наш взгляд, положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказало то, что с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, внесший определенность в отношении субъектов малого предпринимательства и определивший его категории исходя из средней численности. Предприятия с численностью до 100 человек — это малые предприятия, внутри которых выделяются микропредприятия, имеющие численность до 15 человек, от 101 до 250 человек — средние предприятия. Изменились также критерии доли участия в уставном (складочном) капитале. Субъектами малого предпринимательства не смогут стать юридические лица, у которых доля участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в уставном капитале превышает 25 %, а также суммарная доля участия субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25 % [10].

Новым в указанном законе является критерий, ограничивающий сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, а также балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Эти предельные значения будут устанавливаться Правительс-

- 39

твом РФ для каждой категории малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет. Сейчас к микропредприятию относится фирма с годовым оборотом до 60 млн руб., к малому предприятию — до 400 млн руб., к среднему — до 1 000 млн руб. Все эти ограничения не позволят крупному бизнесу воспользоваться льготами, предусмотренными для малых и средних предприятий, а также обеспечат некоторую стабильность развития малого и среднего предпринимательства и поддержку со стороны государственных и муниципальных образований.

В соответствии с проводимой в последние годы Правительством РФ реформой бюджетного процесса и реформой государственного управления, было принято решение о возобновлении программ поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета. С 2005 г. начата полномасштабная программа финансовой поддержки предпринимательской деятельности. На эти цели в российском бюджете было предусмотрено в 2005 г. 1,5 млрд руб., в 2006 г. — 2,5 млрд руб., в 2007 г. — 3,5 млрд руб., в 2008 г. — 3,5 млрд руб. на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. На 2008—2010 гг. предполагалось выделить на эти цели 12,6 млрд руб. средств федерального бюджета [9].

По оценкам специалистов, в ближайшие годы в России должна сформироваться венчурная индустрия, позволяющая привлечь дополнительный стартовый капитал на ранних стадиях жизненного цикла предприятия. Начало этому процессу положило государство, учредив в 2006 г. Российскую венчурную компанию. Сейчас создается сеть из 10—15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд руб. Суммарный объем государственной поддержки составит около 15 млрд руб. Также для развития предпринимательской деятельности в научно-технической сфере Правительством РФ создан специальный Фонд, в который из бюджета выделено на 2008 г. 1,6 млрд руб., на 2009 г. — 2,1 млрд руб., а на 2010 г. запланировано финансирование в размере 2,5 млрд руб. [5].

Особое внимание, уделяемое процессу функционирования и развития малого предпринимательства, определяется ролью, которую играет малый бизнес:

• важный элемент, способствующий развитию конкуренции и обеспечивающий необходимую гибкость экономике;

• среда, в которой формируются и впоследствии «вырастают» средние предприятия и крупные корпорации;

40 -

• своеобразный «полигон» для инноваций, что является особенно важным для успеха инновационного развития экономики;

• база для формирования среднего класса, а значит, для создания в стране социального общества, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала.

Пока основой российской экономики являются крупные корпоративные образования, которые в условиях кризиса теряют свое главное качество, определяющее их жизнеспособность в окружающей среде — конкурентоспособность. В связи с этим исключительную актуальность приобретает интеграция малого и крупного бизнеса, которая сегодня является одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России. Актуальность интеграции определяется возможностью нивелировать недостатки крупных корпораций за счет их взаимодействия с малым бизнесом, обладающим определенными конкурентными преимуществами в кризисных условиях.

К факторам конкурентных преимуществ малого предпринимательства следует отнести:

1) отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами;

2) способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости — осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности;

3) постоянное расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг (стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания);

4) привлечение личных средств населения на развитие производства (партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных компаниях);

5) лучшие возможности в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций;

6) более высокую скорость обновления технологий, а следовательно, активизацию научно-технического прогресса;

7) способность оперативно «заполнять» рыночные ниши, в которых крупный бизнес малоэффективен;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) освоение и использование местных источников сырья;

9) возможность индивидуального подхода к обслуживанию клиента;

10) формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

11) способность брать на себя риск, от которого предпочитают уклоняться крупные предприятия;

12) создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

13) возможность вовлечения в общественное воспроизводство дополнительных трудовых ресурсов (пенсионеров, домохозяек, инвалидов, учащихся, несовершеннолетних, многодетных матерей и т. д.), которых большинство крупных работодателей не может обеспечить постоянной работой;

14) содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

15) освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

16) способность формировать «средний класс» и «вырастать» до размеров крупных корпораций.

К тому же малый и средний бизнес является более экономичным в сравнении с крупными предприятиями за счет более эффективного использования следующих внутренних факторов:

• производственный фактор: у малых предприятий, по сравнению с крупными компаниями, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в два-три раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов;

• организационно-управленческий фактор: малые предприятия успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления; способны к быстрым и эффективным переменам в производственном аспекте; оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры;

• личностный фактор внутренней эффективности малого предприятия: вследствие объединения в одном лице собственника и управленца руководители малых предприятий имеют более высокий, чем руководители крупных предприятий, уровень личной мотивации в повышении

эффективности работы предприятия, более заинтересованы в главном результате деятельности своей фирмы, а именно, в максимизации прибыли.

Также небольшие предприятия обладают рядом управленческих преимуществ, например:

• возможностью гибкой корректировки целей ведения бизнеса и оперативного перераспределения сфер ответственности;

• исключением лишних звеньев управления;

• неразвитостью иерархических структур, и, следовательно, отсутствием множества бюрократических процедур, свойственных крупному предприятию;

• информационной целостностью, что объясняется относительно небольшими потоками информации, в которых нет запутанности и дублирования, присущих крупным предприятиям;

• более тесной связью каждого работника с конечными результатами своего труда.

Таким образом, малые предприятия помогают функционировать крупным предприятиям в более эффективном режиме, ведь благодаря своей гибкости и возможности быстрее адаптироваться к изменениям они выполняют функцию «стартовых площадок» для новых проектов, продуктов, услуг. В свою очередь малое предпринимательство нуждается в поддержке крупных предприятий, так как именно они могут стать реальными источниками вложений, рынком сбыта продукции, а также поставщиками материальных ресурсов.

Малое предпринимательство освобождает крупные фирмы от производства мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и пробным освоением новых изделий. Крупные корпорации заинтересованы в использовании технического и квалификационного потенциала малых фирм, в то время как малые фирмы в свою очередь нуждаются в финансовой поддержке корпораций. Например, кооперация в сфере НИОКР позволяет крупным предприятиям значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10—15 до 4—6 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж.

Кооперация крупного и малого предпринимательства как основной механизм развития в условиях экономического кризиса охватывает все области экономической деятельности, в том числе: производственную (субподряд), производственно-сбытовую (франчайзинг), инновационную (венчурное финансирование), производственно-финансовую

- 41

(лизинг) и т. д. Одной из форм интеграции крупного и малого бизнеса является формирование вокруг крупного предприятия сети более мелким предпринимательских структур, выполняющих отдельные заказы и подряды головного предприятия.

В целом крупные фирмы стараются восполнить отрицательные стороны своей деятельности, связанные с недостатком гибкости и мобильности, окостенением производственной структуры, при помощи постоянных связей с малым бизнесом, на основе кооперации, а не конкуренции. Конкурентная борьба и стремление к большей эффективности побуждает малые фирмы использовать достижения и возможности крупного капитала. Таким образом, на практике происходит сближение крупного, среднего и малого предпринимательства на взаимовыгодных условиях.

На наш взгляд, для создания эффективных форм кооперации крупного и малого предпринимательства необходимо дальнейшее развитие франчайзинга, холдинговых структур, предпринимательских союзов и ассоциаций. Особые перспективы имеет развитие предпринимательских сетей. Это альянсы малых и крупных предприятий, которые совместно, на основе долгосрочных контрактов организуют разработку, производство, сбыт, а также послепродажное обслуживание сложной технологической продукции. Они не теряют своей независимости, не создают сложных структур управления, ограничиваясь логистическими центрами.

По мнению автора, для более эффективной работы крупных предпринимательских структур им необходима поддержка высокотехнологичных предприятий, которые на начальном этапе своего развития являются малыми или средними компаниями. Следует также отметить, что какие бы проблемы взаимодействия крупного и малого бизнеса ни рассматривались, какие бы передовые технологии ни внедрялись, в конечном счете, речь идет о кооперации, о достижении большей эффективности за счет сложения потенциалов и более разумном их использовании.

Мировой опыт показывает, что рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством зависит от целого ряда факторов, включая культурно-исторические традиции, правовую основу, менталитет общества, природно-климатические особенности и др. К факторам, сдерживающим процесс интеграции малого и крупного предпринимательства в России, следует отнести: • спад производства в сфере крупного и малого

бизнеса в условиях экономического кризиса;

42 -

• несовершенство нормативно-правовой базы;

• противопоставление малого и крупного бизнеса как конкурентов, а не компаньонов по

бизнесу.

В целом сфера малого и среднего предпринимательства ориентирована преимущественно на нужды своего региона, приоритеты которого находятся в сфере производства, инновационной деятельности, строительства, социальных услуг и т. д. Таким образом, развитие предпринимательской деятельности позволит диверсифицировать структуру региональной экономики, ориентированную на удовлетворение потребностей населения, и сделать ее более эффективной и устойчивой в условиях экономической нестабильности.

Отметим, что проведенный анализ убедительно показал, что эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса обеспечивает необходимую мобильность экономики страны. На наш взгляд, для развития отечественного предпринимательства в условиях нестабильной экономики необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

1) упрощение административных процедур и снижение, связанных с ними издержек предприятий при регистрации бизнеса и в начале предпринимательской деятельности;

2) на период становления (два—три года), а также внедрения инновационных проектов предоставление льготного режима налогообложения предприятиям высокотехнологического сектора экономики;

3) в первый год работы предоставление льготных условий аренды помещений, находящихся в муниципальной и федеральной собственности, малым и средним предприятиям осуществляющим НИОКР;

4) стимулирование кредитования предпринимательских структур;

5) формирование и развитие предпринимательской инфраструктуры, в том числе оказание предпринимателям помощи в организационных, консультационных и других аспектах деятельности;

6) устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

7) поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции отечественного предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки и т. д.

Необходимо также уделить внимание совершенствованию методов взаимодействия малого и

крупного бизнеса в России на основе взаимовыгодного сотрудничества, изучения и распространения передового как российского, так и зарубежного опыта. Все это позволит сформировать оптимальное соотношение малого и крупного бизнеса в структуре российской экономики и выйти на новый уровень социально-экономического развития страны в целом.

В современных экономических условиях на процесс развития предпринимательской деятельности все большее влияние оказывают внешние факторы. Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых предпринимательскими структурами. Основными проблемами, препятствующими развитию российских предпринимательских структур, на современном этапе являются:

• недостаток финансовых ресурсов и сложность процедуры кредитования;

• величина налоговой нагрузки и сложность процедуры налогового администрирования;

• коррупционность экономики и наличие административных барьеров препятствующих развитию предпринимательской деятельности;

• отсутствие необходимой инфраструктуры и системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

• несовершенство нормативно-правовой базы в области предпринимательской деятельности. На наш взгляд, дальнейшее развития предпринимательской деятельности будет завесить от состояния российской экономики в целом. При этом следует выделить несколько возможных сценариев развития российской экономики.

1. Консервативный сценарий — будет сопровождаться стагнацией экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов.

2. Умеренно оптимистичный сценарий — характеризуется оживлением в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.

3. «Нефтяной» сценарий — характеризуется оживлением в экономике в связи с ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике, данный вариант предполагает умеренно растущие цены на нефть.

При этом состояние и перспективы развития мировой экономики будут определяться успехами в преодолении глобальной рецессии. Начавшийся в ограниченном сегменте американских ипотечных кредитов кризис быстро распространился на весь кредитный рынок США и затем приобрел размеры международного финансового кризиса и глобальной экономической рецессии. Несмотря на появление признаков оздоровления в некоторых секторах экономики в отдельных регионах мира, перспективы восстановления мировой финансово-экономической системы остаются пока достаточно неопределенными.

Важным фактором для развития предпринимательской деятельности является ограничение темпов роста тарифов естественных монополий при сохранении текущей надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами естественных монополий. Достижение этой цели должно осуществляться на основе следующих принципов:

1) оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий;

2) сокращения стоимости инвестиционных проектов и отказа от ряда проектов, реализация которых в текущих условиях нецелесообразна;

3) повышения энергоэффективности российской экономики.

В целом развитие отечественного предпринимательства в настоящий период происходит под влиянием следующих факторов:

• скорости выхода мировой и национальной экономики из кризиса;

• эффективности адаптации российских компаний и банков к кризису и потенциала повышения их конкурентоспособности;

• результативности воздействия на экономику мер государственной антикризисной политики.

Принципиально важной составляющей государственной политики по развитию предпринимательской деятельности должны стать эффективные меры по расширению доступа предпринимательских структур к участию в программах государственной поддержки, кредитно-финансовым ресурсам, объектам имущественной, производственной и инженерной инфраструктур, повышению информированности предпринимателей о мерах, реализуемых руководством страны в связи с поддержкой предпринимательства. Большее внимание со стороны органов власти следует уделять молодежи и всем, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, содействуя в получении необходи-

43

Вузы, сузы и другие образовательные учреждения

мых знаний и информации, консультаций по актуальным вопросам развития предпринимательства, необходимого финансирования.

Важным условием повышения эффективности предпринимательской деятельности являются разработка и проведение эффективной налоговой политики. Реализация этой политики будет способствовать развитию крупного, среднего и малого предпринимательства, ликвидации теневой экономики, привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

В современной ситуации наиболее эффективными и взаимовыгодными видами государственной поддержки предпринимательской деятельности, на наш взгляд, являются косвенные формы (субсидирование, гарантирование, консультирование), которые дисциплинируют и стимулируют предпринимателя, не снимая с него ответственности за хозяйственные результаты компании. При этом связующим звеном между государством и предпринимателем должно быть независимое лицо (бизнес-инкубатор, фонд поддержки предпринимательской деятельности, кредитный кооператив).

Развитие предпринимательской деятельности зависит от рационального сочетания методов и инструментов государственной и негосударственной поддержки субъектов, функционирующих в этой сфере. При этом государственная поддержка хозяйствующих субъектов — это не защита бизнеса от конкуренции и не создание для него «тепличных» условий, а формирование среды, стимулирующей процесс технологического совершенствования, обучения кадров, повышения конкурентоспособности организаций.

Развитие отечественного предпринимательства приобретает все большее социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния населения, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части бюджетов различного уровня. Значимость предпринимательской деятельности обусловлена ее специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность и мобильность, способность гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. За последние годы выросла и социальная ответственность бизнеса, предприниматели активно участвуют в реализации социально значимых национальных проектов.

44

Государственные и частные информационные центры

Фонды микрофинансирования

Юридические консультации

о Консалтинговые фирмы

N Третейские суды

Торгово-промышленные палаты

Инфраструктурная поддержка предпринимательской деятельности

Развитие предпринимательской деятельности объективно зависит от влияния политических, экономических и социальных факторов. Формирование предпринимательских структур в России происходит в условиях высокой дифференциации уровня развития субъектов Федерации, в результате потенциал предпринимательства в развитии экономики регионов задействован крайне неравномерно. Для успешного развития предпринимательских структур важное значение имеет четкое функционирование всех составляющих системы инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности (см. рисунок).

Следует отметить, что в нынешней ситуации экономического кризиса развитие предпринимательства следует рассматривать как потенциальный стратегический ресурс, способный быстро сформировать новые рабочие места, снизить безработицу и способствовать стабилизации социально-экономической ситуации в стране в целом. Развитие предпринимательской деятельности является особенно актуальным вопросом для малых и средних городов России.

На наш взгляд, российскому руководству следует максимально поддерживать предпринимательские инициативы, особенно в условиях спада производства и нарастающей безработицы, что позволит привлечь и реализовать один из важнейших факторов развития экономики — человеческий капитал, инновационную активность и ответственность людей, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность. Также это послужит мощным толчком к переходу на новый уровень развития как самих предпринимательских структур, так и экономики страны в целом. Ключевым принципом, способным обеспечить высокие темпы социально-экономического развития России, является создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Беляева С. В. Поддержка малого предпринимательства в России / С. В. Беляева // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Пятигорск: ПГЛУ; Минеральные Воды: МФ МОСУ — МФ АПУ, 2007.

2. Ежова М. Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства// Лесной вестник. М.: МГУЛ, 2008, № 5 (62).

3. Малышев С. А. Анализ результатов развития и перспективы экономики Российской Федерации / С. А. Малышев // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции:

«Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабах». Пенза: РИО ПГСХА, 2006.

4. Пыхтеев В. Г. Взаимодействие предпринимательских структур на рынке высоких технологий в условиях регионализации // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29).

5. URL: http://premier. gov. ra.

6. URL: http://www. economy. gov. ru.

7. URL: http://www. gks. ru.

8. URL: http://www. kremlin. ru.

9. URL: http://www. minfin. ru.

10. URL: http://www. nalog. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.