Научная статья на тему 'МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ, ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ, ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малочисленные народы / культура / самобытность / традиционный образ жизни / small ethnic group / culture / identity / traditional way of life

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонов Антон Вячеславович

В данной статье проводится изучение малочисленных народов, проживающих на территории Сибирского федерального округа. Автором даётся краткая характеристика данных народов, а также описывается образ жизни и различные проблемы, с которыми сталкиваются малочисленные народы Сибирского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Леонов Антон Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL ETHNIC GROUPS LIVING IN THE TERRITORY OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

This article studies the small ethnic groups living in the territory of the Siberian Federal District (SFO). The author gives a brief characteristic of these people and describes the way of life and various problems faced by the small peoples of the Siberian Federal District.

Текст научной работы на тему «МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ, ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

УДК 316.7(=1.571.1/.5)

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ, ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Леонов Антон Вячеславович,

магистрант

Научный руководитель — Л. В. Анжиганова, доктор философских наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье проводится изучение малочисленных народов, проживающих на территории Сибирского федерального округа. Автором даётся краткая характеристика данных народов, а также описывается образ жизни и различные проблемы, с которыми сталкиваются малочисленные народы Сибирского федерального округа.

Ключевые слова: малочисленные народы, культура, самобытность, традиционный образ жизни.

SMALL ETHNIC GROUPS LIVING IN THE TERRITORY OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Leonov Anton Vyacheslavovich,

graduate student

Scientific supervisor — L. V. Anzhiganova, D. in Philosophy, Professor

Katanov Khakass State University (Abakan)

This article studies the small ethnic groups living in the territory of the Siberian Federal District (SFO). The author gives a brief characteristic of these people and describes the way of life and various problems faced by the small peoples of the Siberian Federal District.

Key words: small ethnic group, culture, identity, traditional way of life.

На сегодняшний день в России насчитывается сорок малочисленных народов [1]. Большинство из них проживает в Сибири, образуя разные группы. Наиболее известными малочисленными народами Сибирского федерального округа являются чулымцы, тувинцы-тоджинцы, кеты, долганы, кумандинцы, селькупы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубала-ры, энцы и др. Каждый из данных народов имеет свои особенности, в частности, происхождение, язык, традиционные занятия, национальные кухню и костюмы.

В таблице 1 представлена справочная информация о малочисленных народах Сибирского федерального округа.

Так, кеты проживают на севере Красноярского края (в среднем и нижнем течении реки Енисей). Данный народ говорит на кетском языке. По данным переписи 2020 года, численность кетов составляет 1 088 человек. В большинстве своём кеты являются православными, хотя у них до сих пор сохраняются

культы огня, воды и традиционные верования. Предки кетов ранее проживали в Южной Сибири вместе с иными народами. Кеты любят заниматься охотой на оленях и лосях, массово ловить рыбу, осуществлять пушной промысел (белка и соболь). Кеты имеют универсальные орудия для промысла. До 1930-х гг. XX века лук и стрелы применялись для охоты на всех видов животных и птиц. Мужчины занимаются обработкой дерева, рогов, костей, кузнечным делом, а женщины - изготовлением одежды и предметов утвари. Традиционное жилище для кетов - полуземлянка, имеющая квадратный каркас из бревен и земляное покрытие, но с 1950 года у кетов стали появляться срубные дома [2, с. 89].

Интерес представляет национальный костюм кетов: стёганный суконный кафтан, меховая парка из шкуры оленя. У женщин отмечается более яркая цветовая гамма, чем у мужчин. В пищу употребляют рыбу, мясо, свежую ягоду, черемшу.

Таблица 1

Справочная информация о малочисленных народах Сибирского федерального округа

Народ Численность, человек Расселение Язык Религия

Кеты 1 088 Красноярский край Кетский Православие, но сохра-

Чулымцы 355 Томская область, Красноярский край Среднечулымский няются и обряды

Тувинцы-тоджинцы 4 442 Республика Тыва, Красноярский край Тувинский Буддо-ламаизм, шаманизм

Долганы 8 150 Красноярский край (Таймыр) Долганский Шаманизм, православие

Кумандинцы 3 100 Кемеровская область, Алтайский край и Республика Алтай Кумандинский Анимистические представления

Селькупы 3 458 Красноярский край, Томская, Тюменская области Селькупский Пантеизм

Сойоты 3 608 Республика Бурятия Бурятский Буддисты

Теленгиты 2 400 Республика Алтай Алтайский Православие

Телеуты 2 650 Кемеровская область Телеутский Шаманизм, христианство

Тофалары 837 Иркутская область Тофаларский Шаманизм, православие

Тубалары 1 600 Республика Алтай Тюркский Шаманизм, православие

Энцы 227 Красноярский край Энецкий Шаманизм, православие

Челканцы 811 Республика Алтай Алтайский Шаманизм, православие

Шорцы 14 000 Кемероская область, Республики Хакасия и Алтай, Красноярского и Алтайского краёв Хакасский Православие и шаманизм

Чулымцы (в переводе «наши люди») проживают в среднем течении реки Чулым. До 2002 года данный народ был записан «хакасами». По данным переписи населения, численность чулымцев составляет 355 человек. Численность чулымцев постепенно сокращается (если в начале XVIII века было 3,9 тыс. человек, то уже в 2020 году - 355 человек). Язык - средне-чулымский. Письменности у них нет, национальные школы отсутствуют. В большинстве своем, чулымцы - православные. Предки чулымцев проживали в Южной Сибири, и с XIV-XV вв. происходило их расселение. На их культуру оказали влияние хакасы, селькупы и татары. Проживают чулымцы в районах рек и озер, а их главное занятие - рыболовство. Охота приобрела пушное направление. Также они собирали кедровый орех, ягоды, крапиву, выращивали просо, ячмень, а позже, под влиянием русских, распространение получили пшеница, рожь, овес. Скотоводство практически не развито. Дома занимались ткачеством, изготовлением посуды, лодок, лыж и пр. [3].

Традиционным жилищем являются улусы, как летние, так и зимние, а также землянки, срубные юрты. С XVIII в. основным типом жи-

лища становится русская изба с глиняной печкой. В XVIII-XIX вв. национальная одежда вытесняется русской. Национальной пищей чу-лымцев ранее были рыба, дичь и иные растения, а с XIX века стали распространяться хлеб, молочные продукты, мясо животных. Многие блюда и напитки заимствовались у русских [3].

Тувинцы -тоджинцы проживают в Тоджин-ском кожууне. Численность данного народа составляет 4 442 человека. Язык - тувинский. В этногенезе тувинцев участвовали главным образом монгольские и тюркоязычные племена Центральной Азии. С XX века преобладает малая семья, а многожёнство утрачивается. Жили ранее в чумах, зимой крытых шкурой животных. Традиционные занятия - охота, оленеводство, собирательство. В пищу употребляют кисломолочные блюда, блюда из конины и баранины [4].

Долганы являются коренным народом Красноярского края. Религия - православие, но есть и почитатели шаманизма. Долганы считаются достаточно «молодым» народом, сложившимся лишь в начале XIX века на Таймыре. Занимались долганы оленеводством, охотой на оленей, пушного зверя, рыболовством. По водной поверхно-

сти передвигались на маленьких лодках, которые были заимствованы у русских [5].

Проживали долганы в избах русского образца. Со второй половины XX века этот народ стал жить в посёлках, застроенных типовыми домами.

Национальный костюм включает в себя кафтан, расшитый бисером, мужские рубахи с цветными вставками. Зимней одеждой являлись парки из меха оленя. В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко. В рацион питания входят сырая, вяленая оленина, лук, корни растений, сырая рыба, лепешки, оладьи.

Кумандинцы - малочисленный народ, проживающий, в основном, на юге Сибири. Численность данного народа составляет 3,1 тыс. человек. Кумандинцы проживают на Алтае с III века до н. э. Молодёжь бегло говорит на русском языке. Кумандинцы почитают духов природы - лес, огонь, воду, тайгу, горы и пр. Маленькие поселения строились по берегам рек. Жилище состоит из временных шалашей, полуземлянок. В рацион питания входят мясо (дичь), растительная еда. Занимались кумандинцы охотой, лыжами [5].

Селькупы - коренной народ, проживающий в северной части Западной Сибири. Численность селькупов сокращается (с 3 649 человек в 2010 году до 3 458 человек в 2020 году). Традиционными занятиями являются охота, рыболовство, сбор ягод. Также у селькупов в XIX веке была своя денежная единица - сарум. Что касается религии, то ранее селькупы были христианами (до XVIII века), а в настоящее время - пантеисты. Обычаем у селькупов было оживление бубна шамана после прилёта птиц весной. Фольклор отличается у селькупов своим разнообразием (сказки, героические песни, загадки и пр.). В рацион питания включена рыба, рыбий жир, лепешки из ячменя, дичь. Жилище обустраивали на склоне горы или холма [5].

Сойоты населяют Окинский район Республики Бурятия. Все сойоты практически говорят

на бурятском языке. С 2001 года была разработана письменность, издаются пособия и букварь. Занимаются сойоты оленеводством и яководством. Национальной одеждой является бурятская. Питание включает в себя оленье мясо и говядину.

Теленгиты, тубалары и челканцы - коренные народы, проживающие, в основном, в Республике Алтай. Большинство верующих - православные. Теленгиты придерживаются традиционной обрядности - свадебной и погребальной. Основное занятие - охота и скотоводство. Челканцы занимались мотыжным земледелием и охотой. В питание включены крупы, дикоросы, мясо и молоко [6].

Телеуты - коренной народ, проживающий в сельской местности Кемеровской области. Традиционной культурой являются шаманизм и христианство. Как и теленгиты, телеуты питаются дичью и крупами.

Другой коренной народ - тофалары, проживают, в основном, в Иркутской области. До 1970 г. проживали в чумах, а на сегодняшний день - в срубных постройках. Среди занятий отмечаются оленеводство, охота на косулей, медведей. В пищу употребляли мясо зайца, медведя, марала, молоко.

Энцы являются малочисленным народом, проживающим на севере Красноярского края. В основном, являются православными. Главное занятие энцев - охота на оленя, пушная охота. Традиционное жилище энцев - конический чум. Современные энцы живут в сборных домах. Зимой энцы-мужчины носили парки без поясов, цилиндрическую обувь. Женская одежда была распашной и без капюшона. В пищу употребляли рыбу, оленье мясо, супы с крупами [5].

Шорцы проживают в различных субъектах РФ, в основном, на юге Сибири. Большинство шорцев говорит на хакасском языке. В настоящее время только 30 % шорских хозяйств сельской местности могут вести охотничий промысел и собирать продукты тайги [7]. Со-

храняется довольно высокий уровень безработицы среди шорцев, особенно в местах их компактного проживания.

Таким образом, изучение малочисленных народов Сибирского федерального округа позволило сделать вывод об их многообразии. Основным ареалом расселения является Крас-

ноярский край, Республика Алтай и Кемеровская область. Необходимо отметить, что значительное влияние на современный уклад жизни коренных народов оказали русские, что привело, в свою очередь, к изменению традиционных занятий, элементов одежды и пр.

Библиографический список

1. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства от 17.04.2006 № 536-р // Российская газета. 2006. № 86.

2. Народы России: Атлас культур и религий / А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишкова, А. В. Журавского. М.: Наука, 2018. 235 с.

3. Чулымцы // Арктический многоязычный портал. URL: https://arctic-megapedia.com/chulymtsy/ (дата обращения: 19.12.2023).

4. Тувинцы-тоджинсы. URL: https://raipon.info/narody/tuvintsy-todzhintsy/ (дата обращения: 19.12.2023).

5. Этноатлас: народы и народности, населяющие Красноярский край. URL: http://www.krskstate.rU/about/narod/etnoatlas/0/eid/114 (дата обращения: 19.12.2023).

6. Горный Алтай. Тубалары. URL: https://visit-altairepublic.ru/o-respublike-altay/narody-gornogo-altaya/tubalary/ (дата обращения: 19.12.2023).

7. Шорцы // Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/kemerovskoe-regionalnoe-otdelenie/proekty/narody-kuzbassa/shorcy (дата обращения: 19.12.2023).

© Леонов А. В., 2023

УДК 371.65

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХГУ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА

Торбостаев Каврис Михайлович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории

Яковлев Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье описывается опыт создания сайта учебного музея в вузе с целью разработки информационного ресурса в образовательном пространстве региона, способствующего изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия, повышению профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: цифровое пространство, образовательный процесс, историко-культурное наследие, вузовский музей, визуализация, региональная история.

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE REGION IN THE DIGITAL SPACE OF THE KATANOV KHAKASS STATE UNIVERSITY

Torbostaev Kavris Mikhailovich,

Ph.D. in History, Associate Professor of the History Department

Yakovlev Dmitry Alexandrovich,

Senior Lecturer of the Computer Software and Automated Systems Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article describes the experience of creating a website for an educational museum at a university with the aim of the information resource developing in the educational space of the region, promoting the study, preserva-

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.