Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / развитие / учителя / студенты / профессиональная деятельность / компетентностный подход / профессиональность / педагог. / ta'lim / rivojlanish / o'qituvchilar / talabalar / kasbiy faoliyat / kompetentsiyaga asoslangan yondashuv / professionallik / o'qituvchi.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.К. Хасанова

в статье рассматривается развитие самостоятельной и креативной деятельности будущих учителей начальной школы в контексте компетентностного подхода. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки педагогов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды и эффективно применять инновационные методы обучения, анализируются ключевые компетенции, которые должны формироваться у студентов педагогических вузов, включая умение критически мыслить, работать в команде, а также применять творческий подход к решению образовательных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDEPENDENT AND CREATIVE ACTIVITIES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON THE BASIS OF A COMPETENCY-BASED APPROACH

maqolada kelajakdagi boshlang'ich maktab o'qituvchilarining mustaqil va ijodiy faoliyatini kompetentsiyaga asoslangan yondashuv nuqtai nazaridan rivojlantirish ko'rib chiqiladi. Tadqiqotning dolzarbligi ta'lim muhitining o'zgaruvchan sharoitlariga moslasha oladigan va o'qitishning innovatsion usullarini samarali qo'llay oladigan o'qituvchilarni tayyorlash zarurati bilan bog'liq bo'lib, pedagogika universitetlari talabalarida shakllantirilishi kerak bo'lgan asosiy vakolatlar, shu jumladan tanqidiy fikrlash, jamoada ishlash, shuningdek ijodiy yondashish qobiliyati tahlil qilinadi.ta'lim muammolarini hal qilishda.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

© Г.К. Хасанова1Н_

1 Бухарский государственный педагогический институт, Бухара, Узбекистан

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: в статье рассматривается развитие самостоятельной и креативной деятельности будущих учителей начальной школы в контексте компетентностного подхода. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки педагогов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды и эффективно применять инновационные методы обучения, анализируются ключевые компетенции, которые должны формироваться у студентов педагогических вузов, включая умение критически мыслить, работать в команде, а также применять творческий подход к решению образовательных задач.

ЦЕЛЬ: в статье акцентируется внимание на методах и формах работы, способствующих развитию данных качеств, таких как проектная деятельность, интерактивные методы обучения, а также использование информационно-коммуникационных технологий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в процессе исследования использовались такие методы, как беседа, социально-психологический опрос, наблюдение, а степень статистической достоверности полученных результатов подтверждалась факторным анализом.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: современное образование требует от учителей не только глубоких знаний и понимания предмета, но и способности к самостоятельному и креативному подходу к учебному процессу. Это особенно важно для будущих учителей начальной школы, которые формируют основы обучения для детей. В контексте актуальных образовательных трендов, таких как внедрение компетентностного подхода, становится очевидной необходимость подготовки педагогов, которые будут способны к инновационному мышлению, творческому решению задач и своей автономной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: в заключение, делается вывод о необходимости внедрения компетентностного подхода в образовательные программы для будущих учителей, что будет способствовать повышению качества подготовки педагогов и их успешной профессиональной деятельности. Отдельное внимание уделяется значению практической направленности учебного процесса и взаимодействия с реальными образовательными учреждениями. Подчеркивается важность создания условий для

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

саморазвития и самореализации студентов через участие в конкурсах, мастер -классах и образовательных конференциях.

Ключевые слова: образование, развитие, учителя, студенты, профессиональная деятельность, компетентностный подход, профессиональность, педагог.

Для цитирования: Хасанова Г.К. Развитие самостоятельной и креативной деятельности будущих учителей начальной школы на основе компетентностного подхода. // Inter education & global study. 2024. №7. B.376-383.

KOMPETENTSIYAGA ASOSLANGAN YONDASHUV ASOSIDA BO'LAJAK BOSHLANG'ICH MAKTAB O'QITUVCHILARINING MUSTAQIL VA IJODIY FAOLIYATINI RIVOJLANTIRISH_

© G.K. Hasanova1®

1Buxoro davlat pedagogika instituti, Buxoro, O'zbekiston_

Annotatsiya

KIRISH: maqolada kelajakdagi boshlang'ich maktab o'qituvchilarining mustaqil va ijodiy faoliyatini kompetentsiyaga asoslangan yondashuv nuqtai nazaridan rivojlantirish ko'rib chiqiladi. Tadqiqotning dolzarbligi ta'lim muhitining o'zgaruvchan sharoitlariga moslasha oladigan va o'qitishning innovatsion usullarini samarali qo'llay oladigan o'qituvchilarni tayyorlash zarurati bilan bog'liq bo'lib, pedagogika universitetlari talabalarida shakllantirilishi kerak bo'lgan asosiy vakolatlar, shu jumladan tanqidiy fikrlash, jamoada ishlash, shuningdek ijodiy yondashish qobiliyati tahlil qilinadi.ta'lim muammolarini hal qilishda.

MAQSAD: maqolada loyiha faoliyati, interfaol o'qitish usullari, shuningdek axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalanish kabi ushbu fazilatlarni rivojlantirishga yordam beradigan ish usullari va shakllariga e'tibor qaratilgan.

MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqot jarayonida suhbat, ijtimoiy-psixologik so'rov, kuzatuv kabi usullardan foydalanilgan va olingan natijalarning statistik ishonchliligi darajasi omil tahlili bilan tasdiqlangan.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: zamonaviy ta'lim o'qituvchilardan nafaqat mavzuni chuqur bilish va tushunishni, balki o'quv jarayoniga mustaqil va ijodiy yondashish qobiliyatini ham talab qiladi. Bu, ayniqsa, bolalar uchun ta'lim asoslarini shakllantiradigan bo'lajak boshlang'ich maktab o'qituvchilari uchun juda muhimdir. Kompetentsiyaga asoslangan yondashuvni joriy etish kabi dolzarb ta'lim tendentsiyalari kontekstida innovatsion fikrlash, ijodiy muammolarni hal qilish va avtonom faoliyatga qodir bo'lgan o'qituvchilarni tayyorlash zarurati aniq bo'ladi.

XULOSA: xulosa qilib aytganda, bo'lajak o'qituvchilar uchun o'quv dasturlariga kompetentsiyaga asoslangan yondashuvni joriy etish zarurligi to'g'risida xulosa chiqariladi, bu esa o'qituvchilarni tayyorlash sifatini va ularning muvaffaqiyatli kasbiy faoliyatini

© intereduglobalstudy.com

2024, ISSUE 7

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

yaxshilashga yordam beradi. O'quv jarayonining amaliy yo'nalishi va haqiqiy ta'lim muassasalari bilan o'zaro munosabatlarning ahamiyatiga alohida e'tibor qaratilmoqda. Tanlovlar, mahorat darslari va o'quv konferentsiyalarida qatnashish orqali talabalarning o'zini o'zi rivojlantirish va o'zini o'zi anglash uchun sharoit yaratish muhimligi ta'kidlandi.

Kalit so'zlar: ta'lim, rivojlanish, o'qituvchilar, talabalar, kasbiy faoliyat, kompetentsiyaga asoslangan yondashuv, professionallik, o'qituvchi.

DEVELOPMENT OF INDEPENDENT AND CREATIVE ACTIVITIES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON THE BASIS OF A COMPETENCY-BASED APPROACH_

© Gulshod K. Hasanova1®

1Bukhara State Pedagogical Institute, Bukhara, Uzbekistan_

Annotation

INTRODUCTION: the article examines the development of independent and creative activities of future primary school teachers in the context of a competence-based approach. The relevance of the research is due to the need to train teachers who are able to adapt to the changing conditions of the educational environment and effectively apply innovative teaching methods, key competencies that should be formed among students of pedagogical universities, including the ability to think critically, work in a team, and apply a creative approach to solving educational problems are analyzed.

AIM: the article focuses on methods and forms of work that contribute to the development of these qualities, such as project activities, interactive teaching methods, as well as the use of information and communication technologies.

MATERIALS AND METHODS: in the course of the study, such methods as conversation, socio-psychological survey, observation were used, and the degree of statistical reliability of the results obtained was confirmed by factor analysis.

DISCUSSION AND RESULTS: modern education requires teachers not only to have deep knowledge and understanding of the subject, but also the ability to take an independent and creative approach to the educational process. This is especially important for future primary school teachers, who form the basis of learning for children. In the context of current educational trends, such as the introduction of a competence-based approach, it becomes obvious the need to train teachers who will be capable of innovative thinking, creative problem solving and their autonomous activities.

CONCLUSION: in conclusion, it is concluded that it is necessary to introduce a competence-based approach into educational programs for future teachers, which will contribute to improving the quality of teacher training and their successful professional

Iqtibos uchun: G.K. Hasanova. Kompetentsiyaga asoslangan yondashuv asosida bo'lajak boshlang'ich maktab o'qituvchilarining mustaqil va ijodiy faoliyatini rivojlantirish. // Inter education & global study. 2024. №7. С. 376-383.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

activities. Special attention is paid to the importance of the practical orientation of the educational process and interaction with real educational institutions. The importance of creating conditions for self-development and self-realization of students through participation in competitions, master classes and educational conferences is emphasized.

Key words: education, development, teachers, students, professional activity, competence approach, professionalism, teacher.

Компетентностный подход основывается на акценте на формировании у учащихся не только знаний, но и умений, навыков, установок и динамичных качеств, необходимых для успешного функционирования в быстро меняющемся мире. Этот подход ориентирован на развитие так называемых «ключевых компетенций», включающих в себя: коммуникационные навыки; критическое и креативное мышление; способность к совместной работе; умение принимать решения. В контексте подготовки будущих учителей, компетентностный подход предполагает формирование у них вышеупомянутых компетенций, что составляет основу для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Качество современного образования обеспечивает компетентностный подход, особенно это касается профессиональной подготовки в условиях высшей школы. Одной из главных целей профессионального образования является овладение будущими специалистами комплексом компетенций, необходимых для будущей деятельности в рамках профессии, для выполнения служебных обязанностей и производственных функций, а также социальной роли в обществе. На современном этапе обучения основной ценностью являются не приобретенные знания, а умения и навыки, позволяющие применить эти знания на практике, решить с их помощью важные проблемы и задачи - другими словами, компетенции. Компетенции формируются и проявляются в реальной деятельности, основанной на знаниях, ценностях, склонностях и позволяющей человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы [9]. Понятие «креативная компетенция» будем трактовать, исходя из термина «креативность», понимая под ним отражение творчества, способность к созданию нового и совершенствованию уже имеющегося. В современной науке существуют различные подходы к толкованию понятия «креативность», в частности его определяют, как: чувствительность (сензитивность) к проблеме (Э. Торренс); трансформация опыта в новую организацию (Ф. Тейлор); дивергентное мышление, совокупность личностных характеристик, способствующих творческому мышлению (Дж. Гилфорд); возникновение новых отношений (К. Роджерс); особенность интеллекта или

For citation: Gulshod K. Hasanova (2024) 'Development of independent and creative activities of future primary school teachers on the basis of a competency-based approach', Inter education & global study, (7), pp. 376-383. (In Russ).

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

уровень мышления, как качественную определенность высшего уровня интеллектуальной активности (Д. Богоявленская); деятельность ума, приводящая к новым прозрениям (К. Жерар); предрасположенность к совершению и узнаванию новшества (Г. Лассуэль); сплав восприятий, осуществленных новым способом (Э. Маккеллар); творческий процесс создания нового (А. Брушлинский, В. Моляко, П. Якобсон); способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг) и др. По мнению Дж. Гилфорда [6] креативность можно определить по таким шестью параметрам: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества проблем; 3) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование. В философии креативность определяется как особая форма знаний, которая является идеальным объектом исследования ее специфических внутренних законов. Исходя из них, личность, осуществляя аксиологическую рефлексию, творит мир [3]. В психологии креативность трактуется с точки зрения творческой продуктивности как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [1]. По мнению Я. Пономарева, сущность креативности как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам собственной деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, нетворческий - проходя мимо новизны, видит только результаты по достижению цели].

Предварительное исследование проблемы позволило нам установить отсутствие в педагогике целостного знания: о сущности творческой компетентности; о закономерных связях и методологических основах профессиональной подготовки, способствующей становлению у студента-педагога творческой компетентности; об адекватном творчески развивающем образовательном пространстве и способах его создания в современной ситуации модернизации профессионального педагогического образования; о научно обоснованной логической последовательности развития творческой компетентности будущего учителя и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса .

Рассмотрение различных оснований для творчества в труде учителя и сущности профессиональной компетентности как интегральной характеристики личности учителя современной школы позволило определить творческую компетентность как интегративную профессионально-личностную характеристику

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

учителя, обеспечивающую ему успешность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях. В структуру творческой компетентности входят общекультурная эрудиция и педагогическое мышление; специальные профессиональные способности и умения; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств. Тесная взаимосвязь структурных компонентов характеризует профессионально-творческую компетентность как системное качество.

Учитель, решая бесчисленные учебно-воспитательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах. Ему приходится реализовывать в своей работе нестандартные подходы, опосредованные особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия с учащимися. Поэтому профессиональный рост будущего учителя напрямую зависит от эрудиции в области креативной психологии и инновационной педагогики и способности мобилизовать и актуализовать знания в ситуации неопределенности для

Самостоятельная деятельность позволяет будущим учителям развивать личные и профессиональные качества, такие как ответственность, инициатива, самоорганизация и навыки самообразования. Эти качества крайне важны в профессии педагога, где необходимо постоянно искать новые подходы к обучению, адаптироваться к изменениям и предлагать инновационные решения.

Креативная деятельность, в свою очередь, способствует формированию не только умений решать нестандартные задачи, но и развивает гибкость ума, что в свою очередь переносится на учеников. Учитель, демонстрирующий креативность, вдохновляет своих учеников на поиски новых решений и учит их мыслить вне рамок привычного.

Методология формирования компетенций у будущих учителей. Возможные стратегии и методики включают в себя:

Проектная деятельность: Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что способствует развитию навыков сотрудничества, критического мышления и креативности.

Кейс-методы: анализ реальных образовательных ситуаций позволяет студентам находить и предлагать эффективные решения, развивая практические навыки.

Игровые методики: использование игры как метода обучения помогает развивать креативность и коммуникационные навыки.

Интердисциплинарный подход: Объединение различных предметов и областей знаний позволяет студентам лучше понимать взаимосвязи и развивать системное мышление. Практическая реализация. Важно отметить, что внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует не только изменений в методах преподавания, но и переосмысления самой образовательной среды. Учебные заведения могут:

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Обеспечить поддержку для студентов в виде доступных ресурсов и материально-технической базы. Организовать курсы повышения квалификации для преподавателей, направленные на освоение новых методик и компонентов компетентностного подхода. Создать платформы для обмена опытом между студентами и практикующими педагогами, что позволит укрепить связь между теорией и практикой.

Развитие самостоятельной и креативной деятельности будущих учителей начальной школы на основе компетентностного подхода - это важная задача, фактором успешного выполнения которой является интеграция новаторских методов обучения и поддержка учебно-методической базы. Весь образовательный процесс должен быть направлен на развитие у студентов способности к инновационному мышлению, критическому анализу и самостоятельному принятию

\У V V I V

решений. Это не только подготовит их к дальнейшей профессиональной деятельности, но и обеспечит высокое качество образования для будущих поколений учащихся.

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Бондаренко, О. В. Современные инновационные технологии в образовании [OnLine]. Доступна в сети Интернет: https://sites.google.com/a/shko.la/eirono 1/vypuskizurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye tehnologii-v-obrazovanii. Дата обращения 15.10.2019. 2.

2. Бугрм, О. Творчють у педагопчнм дiяльностi. Вища школа. 2009, № 9, с. 87-92.

3. Вишнякова, Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. докт. психол. наук. Москва, 1996. 394.

4. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Ижевск, 2001. 304 с.

5. Гавалешко, О. М. 1нтегра^я комункативних та творчих компоне-нлв у структурi самосвщомостк автореф. дис... канд. психол. наук. КиТв, 2001. 20 с.

6. Гилфорд, Дж. Психология мышления. Москва, 1965. 145 с.

7. Гриньова, В. М. Формування педагопчноТ' культури майбутнього вчителя (теоретичний та методичний аспекти). Харюв: Основа, 1998. 300 с.

8. Клименко, В. В. Психолопя творчостк навч. поабник. КиТв: Центр навчальноТ лтератури, 2006. 480 с.

9. Марон, А. Е., Марон, Е. А. Компетентностно-деятельностные технологии оценки качества современного образования. Человек и образование. 2016, № 2, с. 35-39.

10. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой. Санкт-Петербург: Евразия, 1997. 430 с.

11. Хасанова Г. К. Педагогические основы развития социальной деятельности студентов вузов //Вестник науки и образования. - 2021. - №. 17-3 (120). - С. 6871.

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

12. Хасанова Гульшод Касимовна. (2023). Методы формирования Творчества Будущих Учителей Начальных Классов в Образовательном Процессе. Място Пшислосци, 42, 337-339.

13. Умуров З. Л., Хасанова Г. К. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ //Вестник науки и образования. - 2022. - №. 2-2 (122). - С. 43-45.

14. Касимовна К.Г. (2024). Творческая компетентность будущих учителей начальной школы. Excellencia: Международный многопрофильный журнал образования (2994-9521), 2 (4), 331-336. https://doi.org/10.5281/

15. Хасанова Г. К. Креативная компетенция будущих учителей начальной школы. "Ta'lim, fan va innovatsiya" jurnali O'zbekiston Respublikasi

16. Oliy attestatsiya komissiyasi Rayosatining 2015-yil 18-noyabrdagi

17. 218/5-son, 346-349

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

^Hasanova Gulshod Kasimovna, мaktabgacha va boshlang'ich ta'lim pedagogikasi kafedrasi mudiri, p.f.n., [Хасанова Гулшод Касимовна, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, к.п.н.,], [ Gulshod K. Hasanova, Head of the Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education, P.A.T.,]; manzil: O'zbekiston, Buxoro shahar Piridastgir ko'chasi 2-uy [адрес: Узбекистан, Бухара г. Пиридастгир ул., д. 2], [address: Uzbekistan, Bukhara Pyridastgir str., 2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.