Научная статья на тему 'MAGNUM OPUS'

MAGNUM OPUS Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КОНФЕРЕНЦИЯ / ИНТЕРВЬЮ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисов Андрей Владимирович

Рецензируемый сборник «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия» представляет материалы конференции, состоявшейся в 2019 году в Москве. Одна из ее ключевых позиций - идея междисциплинарности, предполагающей активный диалог разных областей знания. Помимо статей, непосредственно с ней связанных, во многих материалах авторы предлагают конкретные акценты в процессе формирования этого диалога: психологический, коммуникативный, медиакультурный. В сборнике важное положение также занимают публикации, посвященные узкоспециальным вопросам или же анализу конкретных художественных явлений. В их числе - изучение почерка в баховедении, реакция критики на «Исторические концерты» И. Промбергера в России XIX в., пассионные образы во фламандском изобразительном искусстве конца XV - первой четверти XVI века и т. д. Особую траекторию создают статьи, посвященные трансляции идей искусствознания в образовании, академической среде в целом, различных формах художественной практики. Ключевые вопросы здесь - реализация положений Болонского процесса в российском образовании, восприятие идей современного отечественного музыкознания на Западе. Наконец, отдельный сюжет сборника - интервью с деятелями современной науки и искусства, представляющие интермедии в структуре книги и переключающие восприятие обсуждаемых в нем вопросов из монологического регистра в диалогический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGNUM OPUS

The reviewed book “Art History in the Context of Other Sciences in Modern World: Parallels and Interaction” presents the materials of the conference held in 2019 in Moscow. One of its key positions is the idea of interdisciplinary approach, involving an active dialogue of different fields of knowledge. In addition to directly related articles, the authors propose specific accents in the process of development of this dialogue: psychological, communicative, media-cultural. In this book, special attention is paid to articles on very special issues or analysis of specific artistic phenomena. Among them is the study of handwriting in Baсh’s studies, the reaction of critics to I. Promberger's “Historical Concerts” in Russia of the XIX century, passion images in Flemish fine art of the late XV - first quarter of the XVI century, etc. A special trajectory is presented by the articles on translation of the ideas of the art science in education, academic environment as a whole, and various forms of art practice. Key issues here are implementation of the Bologna process in Russian education, perception of the modern domestic musicology ideas in the West. Finally, a separate section of the collection is devoted to interviews with figures of modern science and art, representing intermediaries in the structure of the book and switching perception from the monological register to the dialogical one.

Текст научной работы на тему «MAGNUM OPUS»

Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 104-109

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на сборник статей УДК 782

doi: 10.26156/OM.2022.14.3.006

Magnum Opus

Андрей Владимирович Денисов

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корса-кова, Санкт-Петербург, Россия, denisow_andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Аннотация. Рецензируемый сборник «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия» представляет материалы конференции, состоявшейся в 2019 году в Москве. Одна из ее ключевых позиций — идея междисциплинарности, предполагающей активный диалог разных областей знания. Помимо статей, непосредственно с ней связанных, во многих материалах авторы предлагают конкретные акценты в процессе формирования этого диалога: психологический, коммуникативный, медиакультурный. В сборнике важное положение также занимают публикации, посвященные узкоспециальным вопросам или же анализу конкретных художественных явлений. В их числе — изучение почерка в баховедении, реакция критики на «Исторические концерты» И. Промбергера в России XIX в., пас-сионные образы во фламандском изобразительном искусстве конца XV — первой четверти XVI века и т. д. Особую траекторию создают статьи, посвященные трансляции идей искусствознания в образовании, академической среде в целом, различных формах художественной практики. Ключевые вопросы здесь — реализация положений Болонского процесса в российском образовании, восприятие идей современного отечественного музыкознания на Западе. Наконец, отдельный сюжет сборника — интервью с деятелями современной науки и искусства, представляющие интермедии в структуре книги и переключающие восприятие обсуждаемых в нем вопросов из монологического регистра в диалогический.

Ключевые слова: искусствоведение, междисциплинарный подход, конференция, интервью, медиакультура, методология

Для цитирования: Денисов А. В. Magnum Opus // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 104-109. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.006.

© Денисов А. В., 2022

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. P. 104-109

REVIEWS

Review of the collection of articles doi: 10.26156/OM.2022.14.3.006

Magnum Opus

Andrei V. Denisov

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, denisow_ andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Abstract. The reviewed book "Art History in the Context of Other Sciences in Modern World: Parallels and Interaction" presents the materials of the conference held in 2019 in Moscow. One of its key positions is the idea of interdisciplinary approach, involving an active dialogue of different fields of knowledge. In addition to directly related articles, the authors propose specific accents in the process of development of this dialogue: psychological, communicative, media-cultural. In this book, special attention is paid to articles on very special issues or analysis of specific artistic phenomena. Among them is the study of handwriting in Bach's studies, the reaction of critics to I. Promberger's "Historical Concerts" in Russia of the XIX century, passion images in Flemish fine art of the late XV — first quarter of the XVI century, etc. A special trajectory is presented by the articles on translation of the ideas of the art science in education, academic environment as a whole, and various forms of art practice. Key issues here are implementation of the Bologna process in Russian education, perception of the modern domestic musicology ideas in the West. Finally, a separate section of the collection is devoted to interviews with figures of modern science and art, representing intermediaries in the structure of the book and switching perception from the monological register to the dialogical one.

Keywords: art history, interdisciplinary approach, conference, interview, media culture, methodology

For citation: Denisov A. V. Magnum Opus. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. P. 104109. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.143.006.

© Andrei V. Denisov, 2022

Андрей Денисов

Magnum Opus

Конференция «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия», состоявшаяся в Москве в 2019 году, своим масштабом могла произвести впечатление даже на самых искушенных слушателей. Она продолжалась шесть плотно насыщенных дней, во время которых перед многочисленными участниками заседаний рождались новые горизонты даже знакомых областей знания, обретая точки парадоксальных взаимных пересечений. Плоды этих шести дней «сотворения мысли» достойно увенчались выходом сборника поистине колоссальных масштабов — почти 1000 страниц! В нем представлено подлинное бытие современной науки об искусстве (ил. 1)1. А ведь ей знакомы и грозные пророчества, и озарения открытий, и фантастические видения, и глас надежды на преодоление многочисленных кризисов. Есть в ней и свои «скрижали завета», и даже «золотые тельцы» для поклонения.

Конечно, в краткой рецензии невозможно осветить все содержание столь внушительного издания2. Попытаемся поэтому хотя бы лаконично обозначить его ключевые траектории. Редактор-составитель сборника — профессор, доктор искусствоведения, доктор культурологии Г. Р. Кон-сон — в предисловии к изданию отметил ключевую позицию своей концепции: «традиционная модель науки об искусстве не может оставаться исключительной, так как проблемное ее поле, обогащаясь тенденциями современных межспециализационных штудий, ускоряет, а нередко и обеспечивает прорыв науки в будущее» (c. 19). Согласно этому содержание сборника предстает подлинной гиперполифонией, в которой можно выделить несколько смыслообразующих линий.

1 Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21-26 апреля 2019 года [Текст, нот., илл.] / Российская государственная библиотека ; ред.-сост. Г. Р. Консон. — Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. 994 с.

Art History in the Context of Other Sciences in Modern World: Parallels and Interaction: Proceedings of the International Academic Conference, April 21-26, 2019 [Text, scores, ill.] / The Russian State Library ; ed. Grigoriy R. Konson. Moscow: Information and Publishing House "Filin", 2020. 994 p.

2 Наглядное свидетельство его признания научным сообществом — благополучно свершившаяся в 2021 году индексация в Web of Science Core Collection.

Ил. 1. Обложка издания Fig. 1. Cover of the publication

Во-первых, это публикации, связанные непосредственно с идеей междисциплинарного подхода. Ему посвящена самая первая статья Б. Зона, в которой прослеживается связь музыковедения с теорией экфрасиса и показаны глубинные исторические предпосылки этой связи. В сборнике представлены также работы, в которых междисциплинарность обретает определенные акценты: психологический (А. Л. Хохлова — «Логика культуры с позиций когнитивного подхода в музыковедении»), коммуникативный (В. П. Чумакова — «Влияние информационной перегрузки в глобальной сети интернет на практики взаимодействия пользователей с различными произведениями искусства»). К проблеме функционирования произведений искусства в медиакультуре обратился также Б. Б. Бородин, анализируя ранние образцы аудиоматериалов в контексте истории исполнительского искусства. Затронута в сборнике вызвавшая некогда пламенную полемику проблема применения семиотических и математических методов в музыкознании (И. Г. Алиева — «Нечеткие множества и музыкальный анализ: перспективы развития методов исследования художественного текста»). Не обошлось дело и без кулинарной тематики. Совершенно неожиданный, на первый взгляд, ракурс предложен в статье М. Г. Рыцаревой, рассматривающей национальные традиции музыки и кухни под углом сходства их бытования, а также проблемы культурных заимствований.

ОРЕЯА MUSiCOLOGiCA 14/3 (2022). Рецензии

В сборнике есть немало статей, посвященных узкоспециальным вопросам, или же анализу конкретных художественных явлений. Их ценность сложно переоценить, ибо в них предстают в неожиданных аспектах даже самые известные имена и явления. Например, изучение почерка в баховедении (А. П. Милка) дает драгоценную возможность корректной атрибуции рукописей композитора (в особенности позднего периода творчества), а также установления специфики его творческого процесса. Текстологический аспект баховедения в объемном историко-культурном измерении показан в выполненной М. А. Сапоновым публикации перевода предисловия Альберта Швейцера к третьему выпуску «Клавирных упражнений».

Реакция критики на «Исторические концерты» Иоганна Промбергера в России XIX в. (В. А. Шекалов) раскрывает новые грани проблемы непонимания культурных традиций разных эпох, вплоть до агрессивного отторжения. В статье М. А. Бургановой исследуется специфический элемент во фламандском изобразительном искусстве конца XV — первой четверти XVI века — 8руегЫок. Но этот, вроде бы совершенно частный, вопрос приводит к размышлениям о специфике религиозного мировосприятия данной эпохи, сочетающей эмоциональную чувственность с гуманистической доминантой и призывающей не только к преклонению перед сакральным образом, но и к сопереживанию.

Во-вторых, особую траекторию в сборнике представляют статьи, посвященные трансляции идей искусствознания в образовании, академической среде в целом, различных формах художественной практики (фестивали, театральные постановки, деятельность музеев и выставок). Об этом идет речь в работах, фактически образующих первую и довольно значительную часть сборника. Например, публикация А. С. Рыжинского посвящена уже давно обсуждаемой проблеме реализации положений Бо-лонского процесса в российском образовании (автор объективно оценивает проблемы и сложности в данной сфере, отмечая также возможные пути их решения). Восприятие идей современного отечественного музыкознания на Западе анализируется в статье Т. И. Науменко. В частности, автор приводит любопытные данные, касающиеся проблематики диссертаций последних десятилетий, показывая существенные отличия между российской и западной наукой.

Отдельный сюжет сборника — интервью с деятелями современной науки и искусства. Среди них — вице-президент Российской академии наук А. Р. Хохлов, генеральный директор Российской государственной библиотеки В. В. Дуда, дирижер из Фландрии — главный приглашенный дирижер Московского театра «Новая опера» Я. Латам-Кёниг, доктор фи-

зико-математических наук, профессор РАН А. Р. Оганов. Сами интервью образуют своего рода интермедии в структуре книги, переключая восприятие из монологического регистра в диалогический. Становясь мысленным собеседником, читатель обретает возможность увидеть проблематику статей в новых ракурсах. Интервью с художественным руководителем Российского государственного музыкального телерадиоцентра И. А. Герасимовой показывает бытие музыки в пространстве радио FM-формата в практическом ключе. Но с ним непосредственно коррелирует формирование образа классики в сознании массовой аудитории. Беседа с доктором медицины А. Ю. Гаспаряном посвящена проблеме функционирования научных изданий разных областей знания в цифровой форме (в том числе — в виде различных специальных архивов). Важность этого аспекта (как и проблемы наукометрии, затронутой в интервью с М. Фро-ловой-Уокер, а также с В. Г. Богоровым) трудно переоценить, ведь от него зависит интеграция мирового научного сообщества и, в конечном счете, степень компетентности и взаимопонимание в нем.

Среди пожеланий отметим несколько, имеющих сугубо технический, частный характер. В Содержании иностранные версии докладов и имен авторов даны прямо перед русскими. Воспринимать в таком виде его не слишком удобно, целесообразнее английский вариант оглавления было бы дать целиком отдельно. Существенно упростил бы работу читателя сборника именной алфавитный указатель авторов. Наконец, не было бы лишним и разделение на рубрики, отражающие смысловую группировку статей. Однако эти соображения вновь напоминают о гигантском масштабе работы, осуществленной и составителем, и авторами. Звучный хор их голосов возвещает: vita brevis, ars longa!

Статья поступила в редакцию: 19.05.2022; одобрена после рецензирования: 23.05.2022;

принята к публикации: 30.05.2022. The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 23.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.