Научная статья на тему 'Приношение Стравинскому'

Приношение Стравинскому Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Игорь Федорович Стравинский / стиль / жанр / Igor Fedorovich Stravinsky / style / genre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Владимир Абрамович Гуревич

Статья представляет собой рецензию на опубликованный в 2020 году Санкт-Петербургской консерваторией сборник статей В.В. Смирнова, посвященных жизни и творчеству И.Ф. Стравинского. Дается общая характеристика издания, подчеркивается обобщающий характер работ автора, анализирующего музыку Стравинского на протяжении более полувека, начиная с 60-х годов прошлого столетия. Двенадцать публикаций сборника тесно взаимосвязаны по содержанию, сочетая материалы исторического и теоретико-аналитического характера. Придерживаясь максимально объективной, взвешенной позиции по отношению к творчеству мастера, автор рассматривает разные периоды его деятельности как целостное воплощение художественных сверхзадач, которые всегда ставил перед собой композитор. Книга содержит ряд уникальных материалов, выявленных и обнародованных В.В. Смирновым в процессе изыскательской работы в отечественных и зарубежных библиотеках и архивах, в том числе не публиковавшихся на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tribute to Stravinsky

The article represents a review of the collection of articles by Valery V. Smirnov, published in 2020 by the St. Petersburg Conservatory, which is dedicated to the life and work of Igor Stravinsky. It gives a general description of the publication, emphasizing the generalizing nature of the works by the author, who has been analyzing Stravinsky's music for more than half a century, starting from the 60s of the last century. 12 publications of the collection demonstrate a single system that combines materials of historical and theoretical-analytical nature. Adhering to the most objective, balanced position towards the work of the master, the author considers different periods of his activity as a holistic embodiment of the artistic ultimate goals that the composer always set. The book contains a number of unique materials identified and published by Valery Smirnov in the process of his research work in domestic and foreign libraries and archives, including those that have not been published in Russian until now.

Текст научной работы на тему «Приношение Стравинскому»

Рецензия на сборник статей УДК 78.071.1

doi: 10.26156/OM.2022.14.2.007

Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 160-164

РЕЦЕНЗИИ

Приношение Стравинскому

Владимир Абрамович Гуревич

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-сакова, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6652-1368

Аннотация. Статья представляет собой рецензию на опубликованный в 2020 году Санкт-Петербургской консерваторией сборник статей В. В. Смирнова, посвященных жизни и творчеству И. Ф. Стравинского. Дается общая характеристика издания, подчеркивается обобщающий характер работ автора, анализирующего музыку Стравинского на протяжении более полувека, начиная с 60-х годов прошлого столетия. Двенадцать публикаций сборника тесно взаимосвязаны по содержанию, сочетая материалы исторического и теоретико-аналитического характера. Придерживаясь максимально объективной, взвешенной позиции по отношению к творчеству мастера, автор рассматривает разные периоды его деятельности как целостное воплощение художественных сверхзадач, которые всегда ставил перед собой композитор. Книга содержит ряд уникальных материалов, выявленных и обнародованных В. В. Смирновым в процессе изыскательской работы в отечественных и зарубежных библиотеках и архивах, в том числе не публиковавшихся на русском языке.

Ключевые слова: Игорь Федорович Стравинский, стиль, жанр

Для цитирования: Гуревич В. А. Приношение Стравинскому // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 160-164. https://doi.org/10.26156/0M.2022.14.2.007.

© Гуревич В. А., 2022

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 160-164

REVIEWS

Review of the collection of articles doi: 10.26156/OM.2022.14.2.007

Tribute to Stravinsky

Vladimir A. Gurevich

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, gourevich@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6652-1368

Abstract. The article represents a review of the collection of articles by Valery V. Smirnov, published in 2020 by the St. Petersburg Conservatory, which is dedicated to the life and work of Igor Stravinsky. It gives a general description of the publication, emphasizing the generalizing nature of the works by the author, who has been analyzing Stravinsky's music for more than half a century, starting from the 60s of the last century. 12 publications of the collection demonstrate a single system that combines materials of historical and theoretical-analytical nature. Adhering to the most objective, balanced position towards the work of the master, the author considers different periods of his activity as a holistic embodiment of the artistic ultimate goals that the composer always set. The book contains a number of unique materials identified and published by Valery Smirnov in the process of his research work in domestic and foreign libraries and archives, including those that have not been published in Russian until now.

Keywords: Igor Fedorovich Stravinsky, style, genre

For citation: Gurevich V. A. Tribute to Stravinsky. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 160-164. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M.2022.142.007.

© Vladimir A. Gurevich, 2022

Владимир Гуревич

Приношение Стравинскому

140-летию со дня рождения композитора

посвящается

Исследование творчества И. Ф. Стравинского — генеральная тема научной деятельности Валерия Васильевича Смирнова. Старейший представитель ленинградской музыковедческой школы, он отдал ей более полувека неустанного подвижнического труда, начиная с далеких 1960-х годов, когда после долгого вынужденного перерыва отечественное музыкознание вновь обратилось к изучению творчества великого мастера. Изданный Санкт-Петербургской консерваторией сборник статей В. В. Смирнова «Игорь Стравинский: метаморфозы стиля»1 (ил. 1) объединил работы, позволяющие рассмотреть широкий спектр вопросов, связанных с разными сторонами поистине необъятной по масштабу и уникальной по сложности подходов и оценок деятельности Стравинского.

Двенадцать публикаций сборника складываются в единый сюжет, в котором автор экспонирует свое видение музыки Стравинского и свое понимание его творческой эволюции. Историко-биографический метод соединен с теоретико-аналитическим, притом происходит это естественно, без сколь-либо заметных текстуальных «швов». В. В. Смирнов смело сопрягает работы 1960-1970-х годов с изысканиями 2000-2010-х. И, удивительное дело, никакого идеологического контраста между публикациями советского и постсоветского периодов не чувствуется. Ибо принципиальная установка ученого — пытаться максимально объективно рассмотреть жизнь и музыку композитора, без какой-либо односторонности и непоколебимой однозначности в оценке сделанного Стравинским. Подобная сдержанность производит сильное впечатление. Она побуждает читателя к собственным размышлениям, заставляя задуматься о глубоком диалектическом смысле того, с чем столкнулся Игорь Федорович на своем долгом пути, что он принимал, а что не принимал в тот или иной творческий период и как оценивал те или иные явления музыкального

1 Смирнов В. В. Игорь Стравинский: метаморфозы стиля: сборник статей / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2020. 272 с. ISBN 978-5-98620-448-2

Владимир Гуревич. Приношение Стравинскому

Ил. 1. Титульный лист издания Fig. 1. Title page of the publication

искусства и культуры. Не впадать в крайности — хорошее, но почти не выполнимое в реальной действительности качество. К чести В. В. Смирнова, крайностей удалось избежать, и Стравинский предстает со страниц рецензируемой книги во всей сложности и противоречивости его уникальной натуры.

Исследователь выстраивает структуру книги как цикл из двенадцати логически взаимосвязанных очерков. Некоторые из них носят преимущественно исторический характер, другие — теоретико-аналитический. «Каркас» исторических штудий образует арка между первым и последним очерками. Открывающая издание статья о первых сочинениях Стравинского за 54 года, прошедших после ее обнародования, ни в коей мере не утратила актуальности, и рассказ о том, как проходил начальный «до-корсаковский» этап формирования будущего композитора, читается с неослабевающим интересом. Итоговый же материал сборника — эссе «Творчество Стравинского в исторической перспективе» — зиждется на монографическом очерке, изданном в 2008 году и представляющем собой энциклопедический обзор музыки Стравинского в историко-жанровом разрезе с обобщающими выводами о природе и сущности его эстетических взглядов.

Столь же логично сопрягаются вторая и одиннадцатая (предпоследняя) статьи: «Эстетика и стиль „Жар-птицы"» и «Метаморфозы стиля», по-новому побуждающие взглянуть и на роль первого балета Стравинского и, что крайне существенно, на общую периодизацию творчества

Министсрство культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. Л. Pi К а

В. В. СМИРНОВ

Игорь

Стравинский:

метаморфозы стиля

Санкт-Петербург 2020

OPERA MUSiCOLOGiCA 14/2 (2022). Рецензии

композитора, корректируя привычное его деление на три периода. Остальные очерки — штрихи к портрету Стравинского, они большей частью не столь внушительны по объему, сколь ярко характерны по содержанию. Не случайно появление на кульминации, как и положено, в точке «золотого сечения», программной статьи «О предпосылках эволюции Стравинского к неоклассицизму» — великолепно выстроенного, до мелочей продуманного анализа нюансов стилистической эволюции композитора, закономерно приведшей его к кристаллизации неоклассической модели на базе синтеза разных художественных импульсов — от неофольклоризма до постимпрессионизма. Притом, как верно отмечает В. В. Смирнов, «претворение Стравинским традиций классиков оказалось свободным как от крайностей архаистско-реставраторского, „археологического" подхода, так и от произвола»2.

Весьма убедительна череда «двойных портретов», очерчивающих взаимодействие музыки и эстетических воззрений Стравинского с творчеством М. И. Глинки, М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского, влияние которых ученый прослеживает как в прямом, так и в косвенном планах. Автору этих строк особенно запомнился небольшой материал, некогда (в 1994 году) напечатанный в немецкоязычных «Известиях Фонда Пауля Захера», в котором приводится уникальное письмо А. Н. Бенуа И. Ф. Стравинскому, ознаменовавшее начало совместной работы над «Поцелуем феи».

Несомненно, выход в свет сборника статей В. В. Смирнова — знаковое событие в истории современного отечественного музыкознания. Очень жаль, что нынешняя финансово-экономическая ситуация не дает возможности опубликовать эту ценнейшую книгу достойным ее значения тиражом (о напечатанных ста экземплярах и упоминать как-то неловко). Остается надеяться, что работа В. В. Смирнова окажется достижимой в Интернете.

Статья поступила в редакцию: 10.03.2022; одобрена после рецензирования: 12.03.2022;

принята к публикации: 15.03.2022. The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 12.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

2 С. 157 рецензируемого издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.