Научная статья на тему 'МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРОВ'

МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Татьяна Ивановна, Попов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются особенности организации практических занятий и семинаров с обучающимися магистратуры, представляются характерные особенности этих форм образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Татьяна Ивановна, Попов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ON TECHNOLOGICAL APPROACHES TO ORGANIZING SEMINARS

The article discusses the features of the organization of practical classes and seminars with students of the master's degree, presents the characteristic features of these forms of educational activity.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРОВ»

УДК 159.0

МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРОВ

Татьяна Ивановна Попова

кандидат педагогических наук kro.7@yandex.ru Александр Сергеевич Попов

кандидат философских наук Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации практических занятий и семинаров с обучающимися магистратуры, представляются характерные особенности этих форм образовательной деятельности.

Ключевые слова: форма работы преподавателя и студента на основе активного взаимодействия, формирование отношения к предмету.

Современные технические возможности, позволяют обучающимся всех образовательных ступеней, быстро находить необходимый образовательный материал. Причём в большом, иногда огромном объёме, который они порой сами иногда не в состоянии глубоко осмыслить, при этом обозначить для себя целесообразность полученной информации для их профессионального становления.

Преподавательский опыт позволяет наблюдать, что полученная информация из интернет, не всегда глубоко осмысливается обучающимися, а иногда из изобилия найденного материала, они с трудом из разных по содержанию и стилистике текстов находят основополагающие концепции. Студенты порой затрудняются самостоятельно изложить смысловые положения из полученных теоретических данных, касающиеся рассматриваемых вопросов. Бывает, очень жаль, затраченного ими на подготовку время в корреляции с коэффициентом полезного действия. Огорчает и то, что они с трудом излагают ответы на вопросы. Чувствуется, что некоторым из них порой не хватает словарного запаса, чтобы легко и свободно сообщить товарищам по академической группе и преподавателю то, что они усвоили, чем овладели, какие обнаружили логические связи.

Конечно, дело времени, если мы говорим о студентах 1-2 курсов, но когда такие проблемы и сложности возникают у старшекурсников, то приходится задуматься - на сколько, у них сформированы не только профессиональные компетенции, но и общеобразовательные, без которых трудно состояться педагогу[2, с.88].

Это поставило перед нами проблему и задачу - как используя современные технические возможности поиска образовательной информации, помочь адаптировать её и сделать своего рода заделом в освоении избранной образовательной области высшего профессионального образования, будущими магистрами педагогики [3].

Решение данной проблемы не ново, но на основе имеющегося опыта, мы решили рассмотреть возможности традиционных и практических занятий, семинаров.

Следовательно, считаем целесообразным остановиться на традиционных формах проведения занятий и посмотреть, какие возможности есть у этих форм для активизации познавательных возможностей будущих магистров педагогического образования.

Практические занятия - форма работы преподавателя и студента на основе их активного взаимодействия, позволяющая углублять теоретические знания, переводя их в плоскость практических умений и навыков, готовя студентов к освоению следующего блока информации.

Как правило, практические занятия идут после того, как студент прослушал по теме 2-3 лекции, на занятии присутствует группа из 20-25 человек.

Целевая установка практических занятий такова:

1. на основании активного повторения лекционного материала идёт закрепление знаний;

2. самостоятельное использование полученных знаний развивает образовательные способности;

3. устанавливаются связи, отмечаются закономерности, уточняются формулировки, делаются выводы;

4. раскрываются методы и средства науки;

5. овладение навыком поиска самостоятельного решения, как научных, так и практических задач;

6. полученные знания приводятся в четкую систему;

7. воспитание культуры учебного труда, через ответственное отношение как к учебному, так и научному труду.

Семинарские занятия - ведущая форма не только учебной и воспитательной работы высшей профессиональной школы. На семинарах студенты приучаются самостоятельно работать с литературой по избранному

профилю направлению подготовки. Семинары учат не только формировать отношение к предмету, но и отстаивать свою точку зрения на рассматриваемые вопросы. На семинарских занятиях, в отличии от практических, предполагается отстаивание своего мнения.

На семинарских занятиях обучающийся предстаёт активным участником своего рода научной дискуссии, позволяющей отстаивать своё мнение в полемике и дискуссии [1, с.287].

Компоненты, из которых слагается подготовка к семинару:

1. обозначение формы, в какой будет проходить семинар - в виде беседы без заблаговременного назначения выступающих по заданным вопросам; рефератная - предварительно определяются те, кто будет выступать с сообщением и кто будет их содокладчиком; неструктурированная -соединяющая не только обсуждение докладов, но и непосредственное самостоятельное выступление желающих по обозначенной проблеме;

2. проектирование деятельности участников семинара - при соблюдении условия, что преподавателю предстоит отметить и дать оценку деятельности каждого обучающегося;

3. определение вопросов, обучающая составляющая которых, направлена прежде всего, на оживление и давать импульс мыслительной активности участников;

4. осуществление координации деятельности студентов на семинаре -это прежде всего, создание атмосферы для искреннего, правдивого разговора по рассматриваемой проблеме в плоскости предмета изучения; не допускать замены выступления-сообщения студента сообщением преподавателя; методическим нарушением преподавателя может быть излишняя корректировка речи студента[4, с.48].

5. большим плюсом в работе преподавателя, организующего семинарское занятие, является его педагогическое мастерство - создать ролевые отношения среди участников, которые позволят им выступать активными участниками своего рода научной дискуссии, позволяющей

аргументировано отстаивать свою позицию в рассматриваемом вопросе проблемы. [1, с.290].

Такой скрупулёзный подход к рассмотрению структурных компонентов основополагающих в организации учебной деятельности высшего профессионального образования, может помочь будущим магистрам педагогического направления эффективней овладеть профессиональными компетенциями[5, с.64].

Безусловно, предложенная структура, требует серьёзного наполнения содержанием из разных образовательных областей, с учётом основополагающих позиций, но структурирование образовательной деятельности по предложенным концептам, как показывает опыт работы с обучающимися магистратуры, позволяет видеть положительные результаты.

Список литературы:

1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. Москва: Высш. школа, 1974.

2. Карпачёва Т.В, Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов. // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2016. № 6 (14). С. 88-94.

3. Корепанова Е.В., Молоканова Е.В. Развитие организаторских способностей будущих педагогов // Наука и образование. 2018. № 1. С. 12.

4. Манаенкова М.П. Специфика технологии формирования речевой компетентности обучающихся неязыкового вуза // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сборник материалов Областной научно-практической конференции (24 апреля 2018 г.). Мичуринск: Изд-во ООО «БиС». 2018. С. 46-51.

5. Обносов В.Н. Формирование профессиональных представлений в процессе обучения // Материалы научно-практической конференции

профессорско-преподавательского состава Мичуринский ГАУ. Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ. 2017 С. 62-68.

UDC 159.0

MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ON TECHNOLOGICAL APPROACHES TO ORGANIZING SEMINARS

Tatiana I. Popova

Candidate of Pedagogical Sciences kro.7@yandex.ru Alexander S. Popov Candidate of Philosophical Sciences Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the features of the organization of practical classes and seminars with students of the master's degree, presents the characteristic features of these forms of educational activity.

Keywords: The form of work of a teacher and a student on the basis of active interaction, the formation of an attitude to the subject.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.